Направления итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ с описанием

В начале сентября ФИПИ опубликовал информацию о направлениях итогового сочинения 2018-2019 года. Работа выполняется учениками 11 классов и является допуском к Единому государственному экзамену. Дата первой попытки написания итогового сочинения - 5 декабря 2018 года. Школьники с ограниченными возможностями имеют право выбрать в качестве экзаменационной работы изложение.

Информация о направлениях итогового сочинения является абстрактной, обобщенной. Конкретные темы не предоставляются вплоть до начала экзаменационной работы. Для каждого часового пояса разрабатывается свой уникальный комплект тем. Опираясь на данные ниже описания направлений итогового сочинения, можно прогнозировать формулировки тем и примерный перечень произведений для аргументации.

Отцы и дети

Проблема, связанная с взаимоотношениями поколения "отцов" и поколения "детей", входит в список вечных проблем бытия человека. Смена поколений выражается в изменении сознания и ценностей людей. И если в одном случае представители разных поколений близки духовно, то в другом случае различия во взглядах становятся причиной возникновения конфликтных ситуаций.

В литературных произведениях школьной программы проблема взаимоотношений между разными поколениями затрагивается и прямо, и косвенно.

Мечта и реальность

Категории "реальность" и "мечта" часто представлены как противоположные. Несмотря на это, они тесно связаны друг с другом. Мечты человека "вытекают" из реальности, мечты "понимают" человека над реальностью, обыденностью.

В литературных произведениях мы встречаем героев с:

1. высокими ценностями и благими намерениями;

2. несбыточными, оторванными от реальности мечтами;

3. подлыми, низшими устремлениями.

У каждой категории людей свой взгляд на мечту.

Месть и великодушие

Понятия "месть" и "великодушие" диаметрально противоположны. Они неразрывно связаны с проблемами добра и зла, любви и ненависти, благородства и подлости. В отличие от категорий предыдущего направления, понятия "месть" и "великодушие" нельзя рассматривать совместно.

В жизни героев литературных произведений происходят события, связанные с проблемами нравственного выбора. Часто в них находят отражение месть и великодушие. Они могут быть проанализированы как с точки зрения отдельной личности, так и в масштабах всего общества.

Искусство и ремесло

В рамках данного направления поднимается проблема миссии творца и искусства в целом. Ученикам предлагается рассуждать о таланте творческой личности, границах между искусством и ремеслом.

Отношение человека к ремеслу и искусству - путь к описанию его внутреннего мира. В литературных произведениях прямо или косвенно рассматривается феномен искусства, творческий процесс, осмысление героями произведений культуры.

Доброта и жестокость

Направление затрагивает нравственный "фундамент", на котором строятся отношения между людьми и отношения между человеком и всем живым миром в целом. Проблема рассматривается с двух сторон:

1. осознание людьми ценности жизни, стремление к ее сохранению;

2. потребность или желание заставлять человека (или самого себя) страдать физически и духовно.

Категории "жестокость" и "доброта" относятся к "вечным". Герои литературных произведений могут тяготеть к одной из них или находиться на этапе духовного перерождения, меняя нравственные ценности с антигуманных на гуманистические.

На итоговом сочинении каждому ученику будет предложен комплект из пяти тем (по одной теме в рамках каждого направления). Ученик может писать сочинение по любой из предложенных ему тем.