Малоизвестные факты из жизни эриха марии ремарка. Эрих мария ремарк и его женщины Сочинял эротические комиксы и жил с цыганами

Эрих Маря Ремарк (Эрих Пауль Ремарк) – один из самых читаемых и любимых немецких писателей 20 века. В 1939 году эмигрировал в Америку, получил там гражданство.

Родился и воспитывался в большой семье книжного переплетчика. Окончил учительскую семинарию, впоследствии сменил много профессий. В 1916 году воевал на Западном фронте, получив там ранения.

У писателя был бурный роман с Марлен Дитрих. Он берет имя матери в качестве литературного псевдонима после ее смерти.

И отношения Ремарка с отцом, и арест родной сестры за антигитлеровскую деятельность, и участие в Первой Мировой войне, и многие реальные события из собственной жизни легли в основу произведений великого писателя. Несмотря на простоту стиля, его романы удивительны и захватывающи. Ими зачитываются сейчас, и будут зачитываться еще много поколений.

Роман издан в 1929 году. Это попытка автора рассказать миру о потерянном поколении, о своем поколении, которое погубила война. Даже, если ты не погиб на фронте, война все равно тебя погубила. Вчерашним мальчишкам пришлось быстро научиться быть взрослыми. А сколь тысяч таких юношей, как Ремарк, не вернулись с фронта? Но вернулся ты или нет, все равно на фронте без перемен…

Роман издан в 1931 году и является продолжением предыдущего произведения. Он назван «самым величайшим книжным успехом всех времен» и лучшим повествованием о Первой Мировой войне. Главные герои – те же, что и в предыдущей книге, но которые вернулись домой. Для них война все еще не закончилась. Теперь она убивает их души.


Роман, вышедший в 1952 году, посвящен родной сестре автора. Нацисты арестовали ее в 1943 году за антифашистскую агитацию и обезглавили. Действие книги происходит в вымышленном концлагере, автор основывался на данных о Бухенвальде. Произведение никто не хотел издавать, и критика приняла его «в штыки». Однако жертвами концлагерей он пришелся по душе. Поскольку они знают, что когда отнято все, остается только искра жизни, которая дает силы выжить и жить дальше.

Антивоенное произведение, изданное в 1954 году. События романа происходят в 1944 году, во время отступления немецких солдат из СССР. Главный герой получает приказ – расстрелять четверых партизан. Однако вместо этого, он убивает своего командира. В «благодарность» один из партизан убивает своего спасителя. Настало время умирать. А настанет ли когда-нибудь время жить?

Роман издан в 1956 году. В основу произведения положены реальные события из жизни автора, когда он работал в мастерской, изготавливающей надгробные памятники. Главный герой похож на Ремарка, игравшего на органе за бесплатный обед. Он только что вернулся с войны. Надо было как-то выживать. Надо было «зализывать» душевные раны, надо продавать не нужные никому черные обелиски…


Роман был опубликован в немецком журнале в 1959 году. Первое книжное издание вышло в 1961 году под названием «Небеса не знают любимчиков». Психологическое произведение без политической составляющей. В основе романа – любовные отношения пары, в которой девушка смертельна больна. Когда настанет последний ее день? Или она уже давно живет взаймы…


Роман напечатали в журнале в 1961 году, а на следующий год вышла полномасштабная книга. Главный герой со своей девушкой бежит от фашистов, пытаясь достать билеты на пароход. Один человек обещает дать ему билеты, если тот выслушает его рассказ. Незнакомец всю ночь рассказывает о своей драматической жизни и трагедии Европы, пораженной фашизмом.

Роман опубликован в 1971 году после смерти Ремарка его вдовой. Главный герой – журналист, приезжающий в конце войны в Америку. Он собирает истории беженцев, наполненные трагизмом и психологическими травмами, принесенными войной. У каждого из них своя судьба: кто-то начинает «запивать» душевные муки, другой уходит с головой в работу, третий становится законченным циником. Все они тени, пытающиеся приспособиться к мирной жизни, к жизни в раю, без войны.

Пожалуй, самый известный и любимый роман Ремарка, изданный в Дании в 1936 году. Его называют «самым красивым романом о любви и дружбе 20 столетия». Три друга, три товарища. Такие разные, из разных социальных слоев, с разными судьбами. В центре произведения – любовь одного из друзей и его девушки.

Также один из самых знаменитых произведений писателя. Опубликовано оно в Америке в 1946 году. Предполагается, что прототипом главной героини стала Марлен Дитрих, с которой у автора был бурный любовный роман, оставивший ему неизлечимые душевные раны. События происходят перед Второй Мировой войной. Главный герой – квалифицированный хирург, эмигрировавший из Германии во Францию, без гражданства. Вынужденный постоянно скрываться, он и днем, и ночью оперирует пациентов. Роман заканчивается началом войны.

Эрих Мария Ремарк, родился этот человек в непростое время. На поколение Ремарка выпало немало трагедий и две мировые войны. Его называли "потерянным поколением".

Биографы Ремарка знают о том, как сильно он любил женщин, заботился своих близких, мог восхищаться красотой мира, а самое главное - любил писать.

Многие люди при первом знакомстве с Ремарком не совсем понимают, что такое «Мария», почему женское имя присутствует в составе мужского. Дело в том, что второе имя Мария Ремарк выбрал уже в 19 лет. Почему Мария? Потому что так звали маму писателя. При рождении она дала ребенку второе имя Пауль, но, когда женщина умерла, Ремарк решил увековечить ее в своей жизни, взяв второе имя Мария.

Мало кто знает о том, что Ремарк очень любил Достоевского, из всех писателей он выделял русского классика, увлекался им Ремарк в юности. В 18 лет Ремарка призвали на фронт, он воевал и был ранен, долгое время провел в госпиталях. Ремарк в своих произведениях не раз упоминал термин «патриотизм», раскрывая его настоящее значение, он критиковал журналистов за искажения патриотизма в газетах.

После войны Ремарк успел сменить несколько профессий, одно время он работал учителем, когда-то трудился редактором, было время в жизни Ремарка, когда он даже торговал надгробиями. Пожалуй, самой интересной профессией можно назвать роль органиста часовни. Именно в этот период своей жизни Ремарк создал произведение «Черный обелиск».

Он дважды женился на одной и той же женщине. Избранницу Ремарка звали Ильза Ютта Замбона. Пара прожила вместе 4 года, после этого супруги развелись, по прошествии нескольких лет поженились. Второй раз брак был не совсем честным, Ремарк просто помог своей бывшей жене переехать из Германии в Швейцарию, а затем в США.

В одном из своих произведений он написал, что жениться нужно только в одном случае, когда до смерти осталось 5 минут и ты не хочешь умирать в одиночестве. Кстати, всемирно известный роман "Три товарища" не обошелся без супруги Ремарка, именно она стала прототипом героини Пат.

Во всём мире читают и перечитывают роман «На западном фронте без перемен». Это произведение было номинировано на Нобелевскую премию, а экранизация романа позволила ремарку до конца смерти ни в чём не нуждаться. Мало кто знает о том, что Ремарк очень ценил живопись, в его коллекции были настоящие произведения Ван Гога, Сезанна, Ренуара и Гогена.

При жизни в адрес писателя было немало обвинений. Люди были против его антивоенных настроений. Им не нравилось, что он подписывал свои произведения на французский манер. Многие считали, что его настоящая фамилия звучит как Крамер, такое слово получится если прочитать фамилию Ремарк наоборот. Его считали французским евреем.

Второй женой Ремарка стала голливудская актриса Полетт Годдар, именно она осталась с писателем до конца его дней, возлюбленной он посвятил роман «Время жить и время умирать».


1. Отказался принимать Железный крест

Ремарк был убежденным пацифистом, но немецкие законы того времени это совсем не волновало. Так что в ноябре 1916 года будущего писателя призывают в армию и отправляют воевать на Западный фронт. Служить на передовой Ремарку пришлось, правда, недолго. В июле 1917 года Эрих Мария получил сразу пять ранений, одно из которых пришлось в руку. Именно ранение правой руки больше всего повергло в шок Ремарка. В то время он мечтал о музыкальной карьере и подавал в этом плане большие надежды. Проведя больше года в госпиталях, Ремарк был переведен в запасной пехотный батальон. Примерно в это же время Совет рабочих и солдат решил наградить его Железным крестом I степени. Ремарк вежливо отказался.

2. Сочинял эротические комиксы и жил с цыганами

Имея прекрасное образование, обаяние и множество талантов, Ремарк в сложные 1920-е годы вынужден был сменить множество самых разных профессий, которые ну никак не вяжутся с его нынешним образом. Так, например, одно время Ремарк таскался по улицам и продавал отрезы тканей. Потом перешел в компанию, которая занималась изготовлением могильных памятников. По воскресеньям играл на органе в церкви при клинике для душевнобольных. А еще сочинял тексты к эротическим комиксам, вел рубрику в газете, где делился рецептами алкогольных коктейлей. Когда ему все надоедало, он просто собирал свои пожитки и уходил жить в цыганский табор.

3. Стал личным врагом Геббельса

Свой бессмертный роман «На западном фронте без перемен» Ремарк написал всего за шесть недель. Книга имела ошеломительный успех. За первый год было продано более 1,5 млн экземпляров. Естественно, Ремарк вмиг стал самым настоящим миллионером. Разумеется, у него появились влиятельные враги и завистники. Писателя обвиняли в том, что идею своего произведения он бессовестным образом украл у погибшего товарища. Говорили даже, что украл он не только идею, но и сам текст. Но это все было мелочью по сравнению с тем, какую травлю устроило ему нацистское руководство. Кампанию, направленную на уничтожение Ремарка как писателя, как личности и просто порядочного человека, возглавил лично Геббельс. Писателя объявили предателем родины, а его книги полетели в нацистский костер.

4. Не знал, куда деньги девать

В 1932 году Ремарк, будучи к тому времени миллионером, навсегда покинул Германию и поселился в Швейцарии. Там он купил себе роскошный дом, который называл своим личным дворцом, и стал вести размеренную жизнь богатого и знаменитого человека. Не зная, на что потратить деньги, Ремарк придумал себе хобби: коллекционировать различный антиквариат и скупать все, что представляет собой художественную и культурную ценность. Он покупал картины Ренуара, Ван Гога, Дега. Скупал персидские ковры, старинные зеркала, древнекитайские бронзовые фигуры. В общем, покупал все, что только было можно. Однако вскоре это хобби ему наскучило и Ремарк решил податься в Америку. Уж там всегда найдется, куда потратить честно заработанные гонорары.


Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих.

5. Чуть не умер из-за Марлен Дитрих

В Америку Ремарк по большому счету отправился к актрисе Марлен Дитрих. Они познакомились еще в 1930 году в Германии. Между двумя знаменитостями закрутился страстный роман. Дитрих души не чаяла в писателе, называла его самым красивым и страстным мужчиной из тех, кого она встречала. Ремарк, в свою очередь, боготворил Марлен. Она была для него идеалом женской красоты. Но не все в их отношениях было так гладко. Роман Дитрих и Ремарка то угасал, то вспыхивал с новой силой. Так прошло шесть лет. Наконец писатель решился сделать актрисе предложение. В ответ на это Дитрих, потупив глаза, призналась своему жениху, что недавно сделала аборт, ребенок был от одного известного голливудского актера. В этот момент Ремарк понял, что с этой женщиной ему вряд ли удастся создать крепкий брак. И предложил Марлен остаться просто друзьями. Удивительно, но они действительно дружили и регулярно переписывались до самой смерти писателя. Хотя после расставания с актрисой Ремарк перенес тяжелейшую депрессию, от которой его излечили отношения с другой известной актрисой: Полетт Годдар (предыдущим ее мужем был Чарли Чаплин).

Самые известные цитаты из Ремарка

«Жизнь взаймы»

— Какая у тебя мрачная фантазия. — Фантазия? У меня мрачный опыт.

— А что такое счастье? — Ты права... Кто знает, что это такое? Может быть, держаться над пропастью.

В любви нечего прощать.

Всегда найдутся люди, которым хуже, чем тебе.

Женщина может бросить возлюбленного, но ни за что не бросит свои платья.

Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать.

«Три товарища»:

Мир не сумасшедший. Только люди.

Самое худшее, когда нужно ждать и не можешь ничего сделать. От этого можно сойти с ума.

Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав.

Никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-нибудь ради нее. Пусть это будет даже самым дурацким фарсом. Делай все, что хочешь, — стой на голове, неси околесицу, хвастай, как павлин, пой под ее окном. Не делай лишь одного — не будь с ней деловым, разумным.

«Триумфальная арка»:

И ничего не принимайте близко к сердцу. Очень немногие вещи в жизни долго бывают важными.

Даже в самые тяжелые времена надо хоть немного думать о комфорте. Старое солдатское правило.

«Приют грез»:

Жить можно по-разному — внутри себя и вовне. Вопрос лишь в том, какая жизнь ценнее.

Облака — вечные изменчивые странники. Облака — как жизнь...Жизнь тоже вечно меняется, она так же разнообразна, беспокойна и прекрасна...

Мать — это самое трогательное из всего, что есть на земле. Мать — это значит: прощать и приносить себя в жертву. Для женщины, высший смысл которой состоит в ее женственности, материнство — прекраснейшая доля! Подумайте только, как это замечательно: продолжать жить в детях и таким образом обрести бессмертие.

Женщина может натворить в своей жизни Бог знает что. Но одно-единственное слово все перечеркивает: она была матерью.

«Черный обелиск»

Почему вы рассуждаете о жизни, вместо того чтобы ощущать ее?

Человек живет мечтами.

Время — медленная смерть.

Сомнение — обратная сторона веры.

Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить — старинное правило.

22 июня 1898 года родился Эрих Мария Ремарк - один из самых популярных зарубежных авторов среди читателей СССР и позже России, где его знают и любят едва ли не больше, чем на родине в Германии. Его герои - потерянные романтики, не способные устроиться в послевоенном мире с его потребительским безумием и жаждой развлечений - часто были похожи на самого писателя, в 18 лет попавшего на фронт и вернувшегося убежденным пацифистом. А женщин, которых любили мужественные и благородные герои Ремарка, он наделял чертами собственных возлюбленных, отношения с которыми были подчас мучительными.

В то время как современники зачитывались Ремарком и расхватывали на цитаты его "Триумфальную арку" и "Трех товарищей", писатели и критики зачастую относились к нему снисходительно, считая самого автора чересчур сентиментальным, а его романы - компромиссом между серьезной литературой и повседневным чтивом. Это хоть и обижало Ремарка, но не помешало ему остаться одним из самых читаемых немецких и европейских писателей XX века, а излишняя, по мнению критиков, сентиментальность подкупала своей искренностью - личная жизнь писателя была не менее драматичной, чем у героев его романов.

Самым громким - и самым тяжелым - романом Ремарка стали отношения с Марлен Дитрих, которые критики окрестили "величайшим романом XX века". Но в жизни писателя были и другие красивые и знаменитые женщины, которым поклонники писателя обязаны запоминающимися женскими типажами из его книг.

Одна из любимых ремарковских героинь - очаровательная Пат, возлюбленная главного героя романа "Три товарища" Роберта Локампа. На образ хрупкой, больной туберкулезом девушки писателя вдохновила танцовщица Илзе Ютта Замбона, которая в 1925 году стала первой женой Ремарка. Она и правда будто сошла со страниц романа - беззащитная холодная красавица, очень худая из-за чахотки, приковывавшая к себе все взгляды на берлинских светских приемах.

На момент встречи с Ремарком Илзе находилась в процессе развода с первым мужем. Замбона и Ремарк, элегантно одевавшийся, друживший с известными автогонщиками и раздававший новым знакомым визитные карточки с изображением короны, походили на парочку щеголей и не пропускали ни одного концерта или премьеры в театре. Однако союз двух молодых, не лишенных самолюбования людей оказался довольно легкомысленным: совсем скоро после свадьбы каждый из них стал заводить непродолжительные романы, не скрывая их друг от друга и по-прежнему продолжая появляться вместе в ресторанах и на приемах. Брак Замбоны и Ремарка продлился четыре года, но в 1938 году писатель вновь женился на Илзе, чтобы помочь ей выбраться из фашистской Германии в Швейцарию, где к тому моменту обосновался он сам. Спустя еще два года Ремарк добился для Илзе Ютты разрешения на проживание в США. Такое благородство было свойственно Ремарку в отношении всех его возлюбленных - до конца жизни он поддерживал связь с первой женой и, хотя они больше не жили вместе, развелся с ней только в 1957 году, выплатив ей 25 тысяч долларов, назначив пожизненное содержание и завещав еще 50 тысяч долларов.

Если узнать Илзе Ютту в Пат Хольман могут те, кто достаточно хорошо знаком с жизнью Ремарка, то прототип Жоан Маду очевиден каждому, кто хоть что-то знает о писателе. Возлюбленная доктора Равика из "Триумфальной рамки", доводившая главного героя до отчаяния, унаследовала характер Марлен Дитрих. "Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини", - писала Дитрих мужу Рудольфу Зиберу после выхода романа.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились в 1937 году во время Венецианского кинофестиваля. Дитрих была в браке с продюсером Рудольфом Зибером, который остался ее мужем до конца жизни. Супруги не жили вместе, а любовница Зибера была практически членом семьи. Дитрих такое положение дел более чем устраивало: прикрываясь замужеством, она могла завершать свои многочисленные романы.

Марлен Дитрих

Из Венеции они отправились в Париж, затем в Антиб, после чего Дитрих вернулась в Голливуд, оставив Ремарка наедине с выпивкой и печатной машинкой. Приближение Второй мировой войны, неизбежность которой была уже очевидна, вскоре заставило эмигрировать и писателя. В США Ремарк поселился в доме напротив особняка Дитрих, но их отношения становились все более болезненными для писателя. Актриса блистала на экране и на вечеринках, а Ремарк, неспособный порвать с ней и сознававший унизительность своего положения, вынужден был жить отшельником и все глубже погружаться в депрессию.

В одном из поздних интервью актриса назвала Ремарка "самой большой любовью" своей жизни, но их отношения, продолжавшиеся с перерывами до 1958 года, никак нельзя было назвать идиллией: Дитрих то проводила с Ремарком все свое время, то кидалась в объятия очередных мужчин и женщин, подогревая их интерес светскими выходами с популярным писателем. Ремарк не мог не понимать, что любимая его использует, но предпочитал не замечать этого, чтобы иметь возможность находиться рядом с Дитрих. Пока любвеобильная Марлен бросалась в очередной омут, Ремарк не расставался с бутылкой, изливал страдания в рукописи и писал любимой письма, полные нежности. Дитрих изредка отвечала ему, называя своим единственным возлюбленным - впрочем, Ремарк уже вряд ли этому верил.

"Мой ангел с западного окна, светлый сон! Золотой, зеленоокий мой! Мой странник, мой маленький путешественник, мой труженик, вечно зарабатывающий деньги! Всегда ли ты тепло одета? Заботится ли кто-то о тебе? Пожалуйста, не забывай свои перчатки, а то твои хрупкие пальцы совсем замерзнут… Любимая - я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью", - писал Ремарк.

Избавиться от наваждения Ремарку помогла другая актриса, "излучавшая жизнь" Полетт Годдар, с которой он познакомился в 1951 году. "Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует", - писал он, работая над романом "Искра жизни". Вместе с Годдар Ремарк решился съездить на родину в Германию, где не был около 30 лет.

Узнав о новом романе Ремарка, Дитрих не преминула предупредить его о корыстных намерениях Полетт, которую, по мнению Марлен, интересовала лишь дорогая коллекция предметов искусства, принадлежавшая писателю. В ответ Ремарк предложил Дитрих выйти за него замуж, и, получив отказ, в 1958 году женился на Годдар.

Мрачный взгляд на жизнь, которым Ремарк был обязан отношениям с Дитрих, сменил вновь обретенный им вкус к жизни, а вместо дневника, в котором он описывал свою депрессию, он теперь сочинял романтические письма жене, которые заканчивал словами: "Твой вечный трубадур, муж и поклонник". Рядом с Полетт Ремарк, наконец, смог плодотворно работать и посвятил ей романы "Черный обелиск" и "Время жить и время умирать".

Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк

Ремарк умер в 1970 году. Три главные женщины в его жизни пережили писателя, но даже после его смерти они не перестали соперничать: цветы, которые Дитрих прислала на похороны, Полетт Годдар так и не положила на могилу мужа.

Подготовила Белла Адцеева

Похожие публикации