Обратная композиция. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы. Композиционное построение включает

Целостность художественного произведения достигается различными средствами. В ряду этих средств важная роль принадлежит композиции и сюжету.

Композиция (от лат. componere - составлять, соединять) - построение произведения, соотношение всех его элементов, создающее целостную картину жизни и способствующее выражению идейного содержания. В композиции различают внешние элементы - деление на части, главы, и внутренние -группировка и расстановка образов. Создавая произведение, писатель тщательно продумывает композицию, место и взаимосвязь образов и других элементов, стремясь придать материалу наибольшую идейно-художественную выразительность. Композиция бывает простой и сложной. Так, рассказ А.Чехова «Ионыч» имеет простую композицию. Он состоит из пяти небольших глав (внешние элементы) и несложной внутренней системы образов. В центре изображения - Дмитрий Старцев, которому противостоит группа образов местных обывателей Туркиных. Совсем иной выглядит композиция романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир». Он состоит из четырех частей, каждая часть делится на много глав, значительное место занимают философские ь размышления автора. Таковы внешние элементы композиции. Очень сложной является группировка и расстановка образов-персонажей, которых свыше 550. Выдающееся мастерство писателя проявилось в том, что при всей сложности материала он скомпанован наиболее целесообразно и подчинен раскрытию главной идеи: народ-решающая сила истории.

В научной литературе иногда употребляются термины архитектоника, структура как синонимы слова композиция.

Сюжет (от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения, раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий - единство, развивающееся во времени, а движущей силой сюжета является конфликт. Конфликты бывают разные: социальные, любовные, психологические, бытовые, военные и другие. Герой, как правило, вступает в противоречие с общественной средой, с другими людьми, с самим собой. В произведении обычно бывает несколько конфликтов. В рассказе Л.Чехова «Ионыч» конфликт героя со средой совмещается с любовным. Яркий пример психологическою конфликта - «Гамлет» Шекспира. Самый распространенный вид конфликта - социальный. Для обозначения социального конфликта литературоведы нередко пользуются термином коллизия, а любовного - интрига.

Сюжет состоит из ряда элементов: экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки, эпилога.

Экспозиция - первоначальные сведения о действующих лицах, которые мотивируют их поведение в условиях возникшего конфликта. В рассказе «Ионыч» это приезд Старцева, описание «самой образованной» в городе семьи Туркиных.

Завязка - событие, которое кладет начало развитию действия, конфликту. В рассказе «Ионыч» знакомство Старцева с семьей Туркиных.

После завязки начинается развитие действия, высшей точкой которого является кульминация В рассказе Л.Чехова - объяснение Старцева в любви, отказ Кати.

Развязка - событ ие, снимающее конфликт. В рассказе «Ионыч» -разрыв отношений Старцева с Туркиными.

Эпилог - сведения о событиях, последовавших после развязки. Иногда. автор сам заключительную часть повествования называет эпилогом. В рассказе Л.Чехова имеются сведения о судьбах героев, которые можно отнести к эпилогу.

В большом художественном произведении, как правило, много сюжетных линий и каждая из них. развиваясь, переплетается с другими. Отдельные элементы сюжета могут быть общими. Определить классическую схему бывает сложно.

Движение сюжета в художественном произведении происходит одновременно во времени и пространстве. Для обозначения взаимосвязи временных и пространственных отношений М.Бахтин предложил термин хронотоп . Художественное время не является прямым отражением реального времени, а возникает путем монтажа определенных представлений о реальном времени. Реальное время движется необратимо и только в одном направлении - от прошлого к будущему, а художественное время может тормозиться, останавливаться и двигаться в обратном направлении. Возвращение к изображению прошлого называется ретроспекцией . Художественное время представляет собой сложное сплетение времен повествователя и героев, а нередко сложное наслоение времен разных исторических эпох («Мастер и Маргарита» М.Булгакова). Оно может быть закрытым, замкнутым в самом себе, и открытым, включенным в поток исторического времени. Пример первого «Ионыч» Л.Чехова, второго -«Тихий Дон» М.Шолохова.

Параллельно с термином сюжет существует термин фабула , которые обычно употребляются как синонимы. Между тем некоторые теоретики считают их неадекватными, настаивая на их самостоятельном значении. Фабула, по их мнению, система событий в причинно-временной последовательности, а сюжет - система событий в авторском изложении. Так, сюжет романа И.Гончарова «Обломов» начинается с описания жизни взрослого героя, живущего в Петербурге вместе со своим слугой Захаром в доме на Гороховой улице. Фабула предполагает изложение событий жизни Обломова. начиная с детства (глава «Сон Обломова»).

Сюжет мы определяем как систему, цепь событий. Во многих случаях писатель, помимо рассказа о событиях, вводит описания природы, бытовые картины, лирические отступления, размышления, географические или исторические справки. Их принято называть внесюжетными элементами.

Следует отметить, что существуют различные принципы организации сюжета. Иногда события развиваются последовательно, в хронологическом порядке, иногда с ретроспективными отступлениями, происходит накладка времен. Довольно часто встречается прием обрамления сюжета сюжет в сюжете. Яркий пример - «Судьба человека» Шолохова. В нем автор рассказывает о своей встрече с шофером у переправы разлившейся реки. В ожидании парома Соколов рассказал о своей трудной жизни, о пребывании в немецком плену, потере семьи. В конце автор распрощался с этим человеком и задумался о его судьбе. Главный, основной рассказ Андрея Соколова взят в рамку рассказа автора. Такой прием и называется обрамлением.

Очень своеобразны сюжет и композиция лирических произведений. Автор изображает в них не события, а мысли и переживания. Единство и целостность лирического произведения обеспечивает тот основной лирический мотив, носителем которого является лирический герой. Композиция стихотворения подчинена раскрытию мысли-чувства. «Лирическое развертывание темы, - пишет известный теоретик литературы Б.Томашевский, - напоминает диалектику теоретического рассуждения, с той разницей, что в рассуждении мы имеем логически оправданный ввод новых мотивов, ... а в лирике ввод мотивов оправдывается эмоциональным развертыванием темы» . Типичным является, но его мнению, трехчастное построение лирических стихотворений, когда в первой части дается тема, во второй она развивается путем боковых мотивов, а третья эмоциональное заключение. В качестве примера можно привести стихотворение А.Пушкина « К Чаадаеву».

1-я часть Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

2-я часть Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой...

3-я часть Товарищ, верь! Взойдет она

Звезда пленительного счастья...

Лирическое развитие темы бывает двух типов: дедуктивный –от общего к частному и индуктивный – от частного к общему. Первый - в приведенном стихотворении А.Пушкина, второй в стихотворении К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

В некоторых лирических произведениях есть сюжет: «Железная дорога» И.Некрасова, баллады, песни. Их называют сюжетной лирикой .

Изобразительные детали служат воспроизведению конкрет­но-чувственных подробностей мира персонажей, созданного твор­ческим воображением художника и непосредственно воплощающего идейное содержание произведения. Термин «изобразительные де­тали» признается не всеми теоретиками (используются также термины «тематические» или «предметные» детали), но все согласны в том, что художник воссоздает подробности внешнего облика и речи героев, их внутреннего мира, окружающей обстановки с целью выразить свою мысль. Однако, принимая это положение, нельзя трактовать его излишне прямолинейно и думать, что каж­дая деталь (цвет глаз, жесты, одежда, описание местности и т. д.) непосредственно связана с целевой установкой автора и имеет вполне определенный однозначный смысл. Если бы это было так, произведение утратило бы свою художественную специфику и ста­ло бы тенденциозно-иллюстративным.

Изобразительные детали способствуют тому, чтобы мир пер­сонажей предстал перед внутренним взором читателя во всей своей жизненной полнокровности, в звуках, красках, объемах, запахах, в пространственной и временной протяженности. Не имея возможности передать все подробности рисуемой картины, писа­тель воспроизводит лишь некоторые из них, стремясь дать толчок воображению читателя и заставить его дорисовать недостающие черты с помощью собственной фантазии. Не «увидев», не предста­вив себе «живых» персонажей, читатель не сможет с ними сопе­реживать, и его эстетическое восприятие произведения будет не­полноценным.

Изобразительные детали позволяют художнику пластично, зримо воссоздать жизнь персонажей, раскрыть через отдельные подробности их характеры. Вместе с тем они передают оценочное отношение автора к изображаемой действительности, создают эмо­циональную атмосферу повествования. Так, перечитывая массовые сцены в повести «Тарас Бульба», можно убедиться, что разрознен­ные, казалось бы, реплики и высказывания запорожцев помогают нам «услышать» многоголосую толпу казаков, а разнообразные портретные и бытовые детали - зримо представить ее. При этом постепенно проясняется героический склад народных характеров, сложившихся в условиях дикой вольницы и опоэтизированных Гоголем. Вместе с тем многие подробности комичны, вызывают улыбку, создают юмористический тон повествования (особенно в сценах мирной жизни). Изобразительные детали выполняют здесь, как и в большинстве произведений, изобразительную, характери­зующую и экспрессивную функции.

В драме изобразительные детали передаются не словесными, а иными средствами (нет описания внешнего облика героев, их поступков, обстановки, ибо на сцене действуют актеры и есть де­корации). Речевая же характеристика персонажей приобретает особую значимость.

В лирике изобразительные детали подчинены задаче воссозда­ния переживания в его развитии, движении, противоречивости. Они здесь служат приметами того события, которое вызвало пе­реживание, но выполняют в основном роль психологической ха­рактеристики лирического героя. При этом сохраняется также их экспрессивная роль; переживание передается как возвышенно-ро­мантическое, героическое, трагическое или же в сниженных, на­пример, иронических тонах.

Сюжет также относится к сфере изобразительной детализа­ции, но выделяется своим динамическим характером. В эпических к драматических произведениях это поступки персонажей и изобра­жаемые события. Поступки персонажей, составляющие сюжет, разнообразны - это разного рода действия, высказывания, пережи­вания и раздумья героев. В сюжете наиболее непосредственно и действенно раскрывается характер персонажа, действующего лица. Однако важно понять, что поступки персонажей раскрывают так­же авторское понимание типического характера и авторскую оцен­ку. Заставляя героя поступать тем или иным образом, художник вызывает у читателя определенное оценочное отношение не толь­ко к герою, но к целому типу людей, которых тот представляет. Так, заставляя вымышленного своего героя убить на дуэли друга во имя светских предрассудков, Пушкин вызывает у читателя чув­ство осуждения и заставляет размышлять о непоследовательности Онегина, о противоречивости его характера. В этом - экспрессив­ная роль сюжета.

Сюжет движется за счет возникновения, развития, разрешения разнообразных конфликтов между персонажами произведения. Конфликты могут иметь частный характер (ссора Онегина с Ленским), а могут быть моментом, частью социально-исторических конфликтов, возникших в самой исторической действительности (война, революция, общественное движение). Изображением сю­жетных конфликтов писатель в наибольшей степени обращает вни­мание на проблематику произведения. Но было бы неверно на основании этого отождествлять указанные понятия (тенденция к такому отождествлению есть в учебнике Абрамовича, разд. 2, гл. 2). Проблематика - это ведущая сторона идейного содержания, а сюжетный конфликт - элемент формы. Столь же неверно отожде­ствлять сюжет с содержанием (как это распространено в разго­ворном языке). Поэтому не получила признания терминология Тимофеева, предложившего называть сюжет в совокупности со все­ми остальными подробностями изображаемой жизни «непосред­ственным содержанием» («Основы теории литературы», ч. 2, гл. 1, 2, 3).

Вопрос о сюжете в лирике решается по-разному. Не подлежит, однако, сомнению, что применять этот термин к лирике можно только с большими оговорками, обозначая им канву тех событий, которые «просвечивают» сквозь лирическое переживание героя и мотивируют его. Иногда же этим термином обозначают само дви­жение лирического переживания.

Композиция изобразительных, в том числе и сюжетных дета­лей, - это их расположение в тексте. Используя антитезы, повто­ры, параллелизмы, изменяя темп и хронологическую последователь­ность событий в повествовании, устанавливая между событиями хроникальные и причинно-временные связи, художник добивается такой их взаимосвязи, которая расширяет и углубляет их смысл. Во всех учебных пособиях достаточно полно определены компози­ционные приемы повествования, введение рассказчика, обрамле­ние, вводные эпизоды, основные моменты в развитии действия, разнообразные мотивировки сюжетных эпизодов. Расхождение между порядком сюжетных событий и порядком повествования о них в произведении заставляет говорить о таком выразительном средстве, как фабула. Следует учитывать, что распространена и иная терминология, когда сюжетом называют собственно компози­ционный прием перестановки событий (Абрамович, Кожинов и др.).

Чтобы овладеть материалом этого раздела, рекомендуем само­стоятельно проанализировать изобразительные детали, сюжет и их композицию в каком-либо эпическом или драматическом произ­ведении. Надо обратить внимание на то, как развитие действия служит развитию художественной мысли-введению новых тем, углублению проблемных мотивов, постепенному раскрытию харак­теров персонажей и авторского отношения к ним. Каждая новая сюжетная сцена или описание подготовлены, мотивированы всем предыдущим изображением, но не повторяют его, а развивают, дополняют и углубляют. Указанные компоненты формы наиболее непосредственно связаны с художественным содержанием и зави­сят от него. Поэтому они неповторимы так же, как и содержание каждого произведения.

Ввиду этого студенту необходимо познакомиться с теми тео­риями, которые игнорируют тесную связь сюжетно-изобразительной сферы формы с содержанием. Это в первую очередь так назы­ваемая компаративистская теория, которая основывалась на сравнительно-историческом изучении литератур мира, но неверно ис­толковывала результаты такого изучения. Компаративисты обра­щали главное внимание на влияние литератур друг на друга. Но они не учитывали, что влияние обусловлено сходством или разли­чием общественных отношений в соответствующих странах, а ис­ходили из имманентных, т. е. внутренних, совершенно будто бы автономных законов развития литературы. Поэтому компарати­висты писали об «устойчивых мотивах», об «исстари завещанных образах» литературы, а также о «бродячих сюжетах», не различая сюжет и его схему. Характеристика этой теории есть и в учебнике под ред. Г.Н.Поспелова и у Г.Л.Абрамовича.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ (м. 2)

1. Литературное произведение как целостное единство.

2. Тема художественного произведения и её особенности.

3. Идея художественного произведения и её особенности.

4. Композиция художественного произведения. Внешние и внутренние элементы.

5. Сюжет литературного произведения. Понятие о конфликте. Элементы сюжета. Внесюжетные элементы. Сюжет и фабула.

6. Какова роль сюжета в раскрытии идейного содержания про­изведения?

7. Что такое композиция сюжета? В чем отличие повествова­ния от описания? Что такое внесюжетные эпизоды и лирические от­ступления?

8. В чём функция пейзажа, бытовой обстановки, портрета и речевой характеристики персонажа в произведении?

9. Особенности сюжета лирических произведений.

10. Пространственно-временная организация произведения. Понятие о хронотопе.

ЛИТЕРАТУРА

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972.

Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Изд.6. - М., 1975.

Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец/. М., 2000. - С. 11 -20,

209-219, 228-239, 245-251.

Галич О. та iн. Tеopiя літератури. К., 2001. -С. 83-115.

Гетьманець М.Ф. Сучасинй словник лггературознавчих терм1нів. - Харків, 2003.

МОДУЛЬ ТРЕТИЙ

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Композиция - это расположение частей литературного произведения в определённом порядке, совокупность форм и способов художественного выражения автором в зависимости от его замысла. В переводе с латинского языка означает «составление», «построение». Композиция выстраивает все части произведения в единое законченное целое.

Вконтакте

Она помогает читателю глубже понять содержание произведений, поддерживает интерес к книге и помогает в финале сделать нужные выводы. Иногда композиция книги заинтриговывает читателя и он ищет продолжение книги или другие произведения этого писателя.

Композиционные элементы

Среди таких элементов можно выделить повествование, описание, диалог, монолог, вставные рассказы и лирические отступления:

  1. Повествование - главный элемент композиции, рассказ автора, раскрывающий содержание художественного произведения. Занимает большую часть объёма всего произведения. Передаёт динамику событий, его можно пересказать или проиллюстрировать рисунками.
  2. Описание . Это статичный элемент. Во время описания события не происходят, оно служит картинкой, фоном для событий произведения. Описание - это портрет, интерьер, пейзаж. Пейзаж - это не обязательно изображение природы, это может быть пейзаж города, лунный пейзаж, описание фантастических городов, планет, галактик или описание вымышленных миров.
  3. Диалог - разговор двух людей. Он помогает раскрыть фабулу, углубить характеры действующих лиц. Через диалог двух героев читатель узнаёт о событиях прошлого героев произведений, об их планах, начинает лучше понимать характеры героев.
  4. Монолог - речь одного персонажа. В комедии А. С. Грибоедова через монологи Чацкого автор передаёт мысли передовых людей своего поколения и переживания самого героя, узнавшего об измене любимой.
  5. Система образов . Все образы произведения, которые взаимодействуют в связи с замыслом автора. Это образы людей, сказочные персонажи, мифические, топонимические и предметные. Бывают несуразные выдуманные автором образы, например «Нос» из одноимённой повести Гоголя. Многие образы авторы просто придумали, и их названия стали общеупотребительными.
  6. Вставные рассказы , рассказ в рассказе. Многие авторы используют этот приём для завязывания интриги в произведении или при развязке. В произведении может быть несколько вставных рассказов, события в которых происходит в разное время. У Булгакова в «Мастере и Маргарите» использован приём роман в романе.
  7. Авторские или лирические отступления . Много лирических отступлений у Гоголя в произведении «Мёртвые души». Из-за них изменился жанр произведения. Это большое прозаическое произведение называют поэмой «Мёртвые души». А «Евгения Онегина» называют романом в стихах из-за большого количества авторских отступлений, благодаря которым перед читателями предстаёт впечатляющая картина российской жизни начала 19-го века.
  8. Авторская характеристика . В ней автор рассказывает о характере героя и не скрывает своего позитивного или негативного отношения к нему. Гоголь в своих произведениях часто даёт ироничные характеристики своим героям - такие точные и ёмкие, что его герои часто становятся нарицательными персонажами.
  9. Сюжет повествования - это цепочка событий, происходящих в произведении. Сюжет является содержанием художественного текста.
  10. Фабула - все события, обстоятельста и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета - хронологическая последовательность.
  11. Пейзаж - описание природы, настоящего и воображаемого мира, города, планеты, галактик, существующих и вымышленных. Пейзаж является художественным приёмом, благодаря которому глубже раскрывается характер героев и даётся оценка событий. Можно вспомнить, как меняется морской пейзаж в Пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик вновь и вновь приходит к Золотой рыбке с очередной просьбой.
  12. Портрет - это описание не только внешнего вида героя, но и его внутреннего мира. Благодаря таланту автора портрет бывает таким точным, что все читатели одинаково представляют облик героя прочитанной книги: как выглядит Наташа Ростова, князь Андрей, Шерлок Холмс. Иногда автор привлекает внимание читателя к какой-нибудь характерной черте героя, например, усы у Пуаро в книгах Агаты Кристи.

Не пропустите: в литературе, примеры использования.

Композиционные приёмы

Сюжетная композиция

В развитии сюжета есть свои этапы развития. В центре сюжета обязательно стоит конфликт, но читатель узнаёт о нём не сразу.

Сюжетная композиция зависит от жанра произведения. Например, басня обязательно заканчивается моралью. Драматические произведения классицизма имели свои законы композиции, например, они должны были иметь пять актов.

Своими незыблемыми особенностями отличается композиция произведений народного фольклора. Песни, сказки, былины создавались по своим законам построения.

Композиция сказки начинается с присказки: «Как на море-океане, да на острове Буяне …». Присказка часто сочинялась в стихотворной форме и порой была далека от содержания сказки. Сказочник присказкой привлекал внимание слушателей и ждал, когда его будут слушать не отвлекаясь. Потом он говорил: «Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди».

Затем следовал зачин. Самый известный из них начинается словами:»Жили-были» или «В некотором царстве, в тридесятом государстве…». Затем сказочник переходил к самой сказке, к её героям, к чудесным событиям.

Приёмы сказочной композиции, троекратный повтор событий: богатырь три раза сражается со Змеем Горынычем, три раза царевна сидит у окна терема, а Иванушка на коне долетает до неё и срывает кольцо, три раза Царь испытывает невесток в сказке «Царевна-лягушка».

Концовка сказки тоже традиционная, про героев сказки говорят: «Живут - поживают и добра наживают». Иногда концовка намекает на угощение: «Вам сказка, а мне баранков вязка».

Литературная композиция - это расположение частей произведения в определённой последовательности, это целостная система форм художественного изображения. Средства и приёмы композиции углубляют смысл изображённого, раскрывают характеристику персонажей. Каждое художественное произведение имеет свою неповторимую композицию, но есть традиционные её законы, которые соблюдаются в некоторых жанрах.

Во времена классицизма существовала система правил, которые предписывали авторам определённые правила написания текстов, и их нельзя было нарушать. Это правило трёх единств: время, места, сюжета. Это пятиактное построение драматических произведений. Это говорящие фамилии и чёткое разделение на отрицательных и положительных героев. Особенности композиции произведений классицизма ушли в прошлое.

Композиционные приёмы в литературе зависят от жанра художественного произведения и от таланта автора, который имеет в наличии виды, элементы, приёмы композиции, знает её особенности и умеет пользоваться данными художественными способами.

1.Понятие композиции, внешняя и внутренняя композиции. 2. Пространство и время художественного произведения. 3.Точка зрения. 4. Типы композиций по составу. 5. Композиционные приемы. 6. Внесюжетные элементы произведения. Значение описаний, вставных конструкций, речи персонажей.

Термин «композиция» (от лат. compositio – составление, соединение, сложение) не имеет однозначного толкования. Композицию часто отождествляют с другими категориями – сюжетом, фабулой и даже системой образов. Наряду с термином «композиция» употребляют близкие ему по смыслу слова: архитектоника, построение (или строение), конструкция, структура художественного текста.

Чаще всего композицию относят к форме литературного произведения. Так, В.Хализев пишет: “Композиция <это> расположение и соотнесенность компонентов художественной формы, т.е. построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром <...> К. скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее”. Однако некоторых научных работах такие композиционные категории, как художественное пространство, время, точка зрения, признаются едва ли не самыми важными в определении стиля, поэтики, мировидения автора. То есть их считают определяющими внутренний мир произведения и относятся к сфере содержания.

Считается, понятие «композиция» приобретает более строгий и специфический смысл, когда выделяются его простейшие элементы. Композиция существует в любом литературном произведении, но комбинация ее компонентов, приемов различна. Единицей композиции называют такой «отрезок» произведения, в пределах которого сохраняется одна определенная форма, один способ литературного изображения – например, динамическое, повествование, статическое описание, диалог, реплика, внутренний монолог, письмо персонажа, лирическое отступление и т. п. Благодаря композиции из отдельных элементов, эпизодов возникает целое, некий образ текста, а значит, все композиционные приемы участвуют в раскрытии содержания. Поэтому В.Кожинов называл композицию взаимосвязью разнородных компонентов литературного произведения.



Обобщая опыт ученых, мы даем следующее определение. Композиция – это построение изобразительных элементов, которые организуют художественное целое произведения.

По функциональности элементов необходимо различать внешнюю и внутреннюю композиции.

Внешняя композиция

Внешняя организация текстов в большей степени связана с их родовой, жанровой спецификой, Хотя разделение на части почти всегда носит вспомогательный характер, оно тоже дает ключ к постижению смысла художественного произведения. Следует обращать внимание на последовательность частей, их номинацию.

В эпических текстах внешняя композиция представляет собой деление на тома, книги, части, главы, авторские предисловия, послесловия. Впечатляет оглавление «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского, «романа в четырех частях с эпилогом». Части разделены на 12 книг, имеющих названия. Книги, в свою очередь, разделены на главы, тоже названные, а некоторые из последних имеют подглавки. В общей сложности оглавление романа содержит 118 названий, образующих свой выразительный текст. Такое оглавление выполняет функцию путеводителя по сюжету. В нем даже оцениваются события и герои. Например, «История одной семейки», «Семинарист-карьерист». Некоторые названия соотносятся, выявляя внутренние сцепления глав. Так, в книге «Надрывы» есть свой триптих: «Надрыв в гостиной», «Надрыв в избе», «И на чистом воздухе».

В лирических произведениях признаки внешней композиции – строфы, стихи. Четырнадцатистишия пушкинского романа в стихах – онегинская строфа – обозначены цифрами и являются настоящими законченными главами. Примечательно, что некоторые главы как бы опущены и вместо них автор оставил многозначительные многоточия.

В драматических произведениях внешняя композиция включает в себя авторский текст (список действующих лиц, деление на акты, картины, сцены, явления, ремарки) и текст персонажный (диалоги, монологи, полилоги). Стоит обратить внимание на то, что роль авторских указаний на исходе XIX века значительно изменилась в связи с формированием и последующим доминированием института режиссуры. Особенно велики ремарки в пьесах Горького. Обстоятельностью, подробностями описаний они приближаются к изобразительности эпического слова. У Чехова более того, ремарки приобретают лирический характер; они еще труднее для исполнения, т.к. на сцене требуется издать звук лопнувшей струны и представить закат солнца.

У многих произведений есть общие композиционные черты, которые не зависят от родовой и жанровой специфики. Это прежде всего рамочные компоненты (разные способы размещения текста и его частей на листе бумаги, обозначение глав), заголовочные (заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграфов) и финальные комплексы (датировка, указание места), комментарии.

Пример оригинальной внешней композиции, которая определена рубрикацией текста и номинацией его частей, - это роман мексиканской писательницы Эскивель Лауры «Шоколад на крутом кипятке».

Глава начинается со слов «Способом приготовления…»

Для информации. Роман написан в 1950 году, покорил все страны Латинской Америки; в центре его изображения двухдесятилетняя история провинциального семейства, начатая с событий Мексиканской революции 1910-1917 гг.

Композиция романа определена принципом календаря. Он состоит из 12 глав, по числу месяцев года. Каждую главу предваряет кулинарный рецепт одного из блюд национальной кухни. Дальнейшее повествование вбирает в себя этот рецепт: либо хозяйка готовит по нему блюдо, либо персонажи едят кушанье, приготовленное по этому рецепту. Заголовочный комплекс этого текста являет собой следующее:

Глава первая.

Рождественские пироги.

Продукты:

1 банка сардин,

½ сардельки.

1 луковица,

1 банка индейских перчиков,

Полное название произведения - «Шоколад на крутом кипятке. Роман-календарь с рецептами блюд, содержащий описание домашних средств и любовных связей».

Внутренняя композиция.

Внутренней композицией называют организацию предметного мира произведения. Большинство слов суть знаки вещей, явлений, которые структурируются в предметный мир произведения, в то, что читатель может мысленно представить.

Мы уже отмечали, что К. рассматривают не только как форму, но и как структуру художественного содержания, как его внутреннюю основу (по функции это «внутренняя К.»). При таком понимании в объем категории «внутренняя композиция» входят приемы, строение фрагментов, точка зрения, пространство и время, сюжет, система образов, субъекто-объектные отношения, внесюжетные элементы композиции, художественная речь.

Время и пространство

Время и пространство для человека связаны бесконечно. Ведь даже измеряем мы время с помощью пространства – по расстоянию, пройденному часовой стрелкой. И едва ли мы можем представить пространство без времени. Любая метафора времени – пространственная. Любое литературное произведение воспроизводит реальный мир. Художественный мир сохраняет некоторые законы реального, в том числе такие его формы, как время и пространство. Однако у вторичной, условной реальности условны время и пространство. И это дает дополнительные возможности смысловыражения. Время может прерываться, пространство изменять свои размеры. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно заполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями. пространство может быть большим, но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты., может быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым (как в сказке).

Вообще по сравнению с другими искусствами литература наиболее свободно обращается с этими категориями. Так, в «Слове о полку Игоревом» маятниковая композиция позволяет повествователю обращаться к событиям одновременным, но географически отдаленным.

М.Бахтин писал о том, что «приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп». Именно Бахтину принадлежит классификация романных жанров по использованию хронотопов. Последователи Бахтина говорят о смене культурных тенденций в связи со сменами хронотопов: классицизм, романтизм, реализм.

Характер условности времени и пространства в сильнейшей степени зависит от рода литературы. Условность максимальна в лирике, так как последняя ближе всего к искусствам экспрессивным.…

В лирике образ пространства может совершенно отсутствовать. В пушкинском «Я вас любил; любовь еще быть может…» изображается не внешний мир, не пространство мировых событий, а движение чувств человека. Образ пространства отсутствует, но есть образ времени: любовь в прошлом, настоящем, ее пожелание в будущем. В лирике, таким образом, обнаруживается более тесная связь со временем. Русская лирика 19 века подчинена календарному принципу – природному и христианскому.

Условность времени и пространства в драме связана в основном с ее ориентацией на театр. При всем разнообразии организации времени и пространства в драме сохраняются некоторые общие свойства: «драма привержена к замкнутым в пространстве и времени картинам». Это своеобразное наследие изначально установленных канонов: единства места, времени и действия.

Самые широкие возможности для вольного обращения со временем и пространством в эпическом роде.

Условность времени и пространства была известна еще сказкам; «в некотором царстве, в некотором государстве» – зачин мгновенно переводит в сказочную атмосферу, где у времени и пространства нет реальных границ.

Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются свободно благодаря фигуре повествователя. Повествователь может «сжимать» и, напротив, «растягивать» время, а то и останавливать его (в описаниях, рассуждениях).

Подобная игра со временем очень показательна в романе Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Произведение Филдинга делится на книги. Интересно, что есть «Книга четвертая, охватывающая год времени» и «Книга десятая, в которой история продвигается вперед на двенадцать часов». Филдинг даже обосновал такую особенность обращения со временем: «Если встретится какая-нибудь необыкновенная сцена… мы не пожалеем… бумаги на подробное ее описание читателю, но если целые годы будут происходить, не создавая ничего достойного его внимания, мы не побоимся пустот в нашей истории».

Д.Джойс, словно слышавший эту фразу, нашел очень много событий в фрагменте человеческой жизни. Многолистный роман «Улисс» он написал об одном дне человека, путешествующего по улицам одного города.

Время развивается и используется по-разному в зависимости от жанра произведения, но даже в рамках одной жанровой разновидности можно обнаружить самое причудливое обхождение автора со временем. «В романах Толстого господствует настоящее время. Они культивируют в читателе способность с наибольшей полнотой пребывать в настоящем... В этом отношении искусство Толстого существенно отличается от искусства Достоевского. Роман Достоевского содержит множество драматически напряженных скрещений прошлого и будущего (отсюда важность исповедей, выяснение предысторий и разгадывание секретов)». «Движение из прошлого Толстой допускает тогда, когда прошлая жизнь ставится на пересмотр, когда решается вопрос, как же быть с этим прошлым, и все оно отвергается. Так случается в «Смерти Ивана Ильича» и «Крейцеровой сонате»…У Достоевского роман направлен к будущему – к итогу. Идея-цель поставлена на испытание и проверку, и весь роман устремляется к тому, что выяснит эта проверка... Иначе у Толстого. Его роман – не законченный цикл событий, а скорее – вырез из действительности. В нем очарование импровизационности, заложенной в настоящем...»

Время в классическом романе 19 века более или менее следовало физической модели. Часы, висевшие на стене такого романа, показывали «нормальное», «эпическое» время, одинаковое для всех. Часы, которые висят на стене в современном романе, показывают черт знает что. В прозе 20 века часы ведут себя странно, стрелки могут застыть на месте, двинуться с бешеной скоростью или пойти вспять. Парадокс в том, что невольно литература подошла к осознанию вечности, какого-то всевремени.

На исходе 19 и в начале 20 века писатели настолько изобретательно относились к использованию времени и пространства, что сделали их особым приемом игры с читателем.

Д.С. Мережковский предваряет 2-й том книги «Наполеон» следующими аналогиями:

«Жизнь Наполеона подобна дневному течению Солнца.

1769-1795. От рождения до Вандемьера – утренние сумерки.

1795-1799. От Вандемьера до Брюмера – восходящее солнце.

1799-1807. От Брюмера до Тильзита – полдень.

1807-1812. От Тильзита до Москвы – вечер.

1812-1815. От Москвы до Ватерлоо – закат.

1815-1821. От Ватерлоо до смерти – ночь».

Метафора Мережковского основана на использовании временных ассоциаций для создания образов, сравнении целой жизни великого человека с одним днем присутствия солнца на земле. В этом предварении – указание на жанр последующей части, хроникальное повествование, биографию.

Стремление писателя выразить собственную оригинальную концепцию мира и человека отражалось на причудливости времени и пространства. Отчасти оно вызывалось и научными теориями. Если в эпоху Возрождения господствовало понятие прогресса и линейная концепция времени, то в начале 20 века оживляются циклические концепции времени. Положения философского труда О.Шпенглера о циклическом развитии цивилизаций («Закат Европы») отразились в литературе. «Так было – так будет» Л.Андреева, «Умрешь – начнешь опять сначала… » Блока. Не только в лексике, системе образов, но даже и в форме композиции – круг или кольцо – сказывалось циклическое восприятие времени, ощущение роковой обреченность на повторяемость. В литературе есть произведения, которые отражают атемпоральную концепцию времени. Время будто бы останавливается в гармоническом мире пасторалий, идиллий, утопий. Если мир совершенен, если «век золотой», то он не нуждается в изменениях, а следовательно, во времени. Это характерно для «Утопии» Т.Мора, «Города Солнца» Т.Кампанеллы. Главным врагом персонажа набоковского романа «Лолита» является время именно потому, что оно не позволяет сохранить возраст его возлюбленной двенадцатилетним. Где красота, там и боль, говорит Набоков, потому что красота преходяща.

На культуру и литературу 20 века существенное влияние оказали концепции времени и пространства, рожденные естественными науками. Причем отразились не только на развлекательной фантастике, но и литературе изначально серьезной: Булгаков («МиМ») , Маяковский («Клоп», «Баня»), Набоков («Ада»). Сказались как научные представления о возможности перемещаться в иные миры (в частности, теория относительности), так и мистические сведения о посещениях прошлого и будущего. Но ни Жюль Верн, ни Герберт Уэллс не могли бы сравниться с фантастами середины 20 века – А.Азимовым («Конец вечности»), Ст.Лемом «Солярис». Не говоря уже о современниках – Лукьяненко.

Деформация пространства и времени в литературе не самоцель. Это художественное представление того типа мышления о мире, каким располагают многоликие современники.

Точка зрения.

Литературоведение XX века предложило термин, которым стали обозначать одно из свойств художественной речи, определяющее читательское восприятие художественного пространства, времени. Это выражение определенной позиции, положения «наблюдателя». Наблюдающим в тексте может быть повествователь, персонаж. Его видение является точкой отсчета для повествования, построения изображения. В переводе с французского один из фрагментов «Мадам Бовари» Флобера звучит так: «Она молчала, Шарль тоже. От воздуха, проходившего под дверью, на полу слегка шевелилась пыль; он смотрел, как она движется, и слышал одно лишь внутреннее биение у себя в голове, а еще вдали, на дворе, крик курицы, которая снесла яйцо».

«Эта длинная трехчастная фраза, включенная в один из первых в романе моментов безмолвия, своей пространственной траекторией – от воздуха до двора – описывает замкнутую кривую, исходя из внешнего пространства и возвращаясь в него. Эта фраза – один из многих примеров того, как “точка зрения”, первоначально принадлежащая «безличному» рассказчику, незаметно перемещается в сознание персонажа. Начиная со слов «он смотрел, как…» повествование исходит от Шарля, поставленного в позицию грамматического субъекта; мы видим и чувствуем через посредство его ощущений».

Таким образом, точка зрения – это положение «наблюдателя» в изображаемом мире (во времени, пространстве, языковой среде). Ею называют способом видения мира.

Наиболее интересной принято считать концепцию точек зрения, созданную Б.Успенским. По его мысли, существуют идеологическая, фразеологическая, пространственная, временная, и психологическая точки зрения. Кроме того, можно выделить т. зр. автора, рассказчика и т.д.

Точка зрения в плане идеологии раскрывается Успенским как возможность автора обозначить оценку, идеологическую роль персонажа. Это отражение системы идейного мировосприятия. Точка зрения фразеологическая проявляется тогда, когда автор описывает разных героев разным языком, разными интонациями. Он может применять элементы чужой речи при описании другого человека. Использовать речь действующего лица или собственную точку зрения. Точка зрения в плане пространственно-временной характеристики позволяет видеть пейзаж, интерьер, сцену, одно и то же событие глазами разных людей. Психологическая точка зрения позволяет автору вести повествование со ссылкой на то или иное индивидуальное сознание, использовать субъективную или объективную точку зрения, совмещать разные восприятия фактов.

Мнение западных ученых отличается от воззрений Успенского. Так во многих работах утверждается, что термин точка зрения создан, чтобы указать на позицию, с которой рассказывается история и что существует две основных точки зрения: внутренняя и внешняя. В первом случае повествователь оказывается одним из действующих лиц; повествование тогда ведется от первого лица. Во втором случае дается внешняя позиция того, кто не принимает участие в действии, идет повествование от третьего лица.

Как инструмент анализа композиции точка зрения применима прежде всего к произведениям, где есть система рассказчиков погружен, как правило, Для раскрытия характеров писатель выбирает разные точки зрения в том или ином эпизоде, разные субстанции: повествователя, рассказчика, главного или второстепенного героя. Например, повесть Пушкина «Выстрел», роман Лермонтова «Герой нашего времени». В «Воскресении» Толстого есть эпизоды, где фразеологически речь принадлежит главному герою, Нехлюдову, но идеологически она направлена против него.

Однако произведение не рассказывает, а показывает. Рассказывающий, как правило, погружен в несколько персонажей и высвечивает центральное сознание. В романе XX века укореняется прием: изображать не с одной, а со многих точек зрения. Источники света поставлены с разных сторон, рассказ ведется от имени разных персонажей, один и тот же ход событий показывается глазами нескольких участников действия. Объективная картина возникает из сложения субъективных образов и восприятий…»

Следовательно, композицию эпического произведения можно рассматривать как соотнесенность разных точек зрения (автора, его представителей), которая способствует разностороннему представлению образов. За любой сложной композицией, в многообразии ее аспектов и приемов, важно увидеть автора, его систему ценностей.

Типы композиций по составу.

В отношении эпических произведений уместно говорить о разных типах композиции, строящихся на основе взаимоотношений сюжета и фабулы. В самом общем виде выделяют линейную, инверсионную, кольцевую, новеллистическую композицию.

В линейной к. сохраняется фабульная последовательность, то есть чередование событий в хроникальном измерении. Иногда ее называю прямой – «Кому на Руси жить хорошо».

Инверсионный тип связан с перестановкой фрагментов, имевших временную связь, а иногда даже обусловлен ретроспективой – обращением назад. Пример – роман Набокова «Лолита». В таком случае автор может делать отступления в прошлое, к событиям и времени, которые предшествовали завязке основного конфликта.

Новеллистическая композиция предполагает, что важные события, умалчиваемые в произведении, оказываются узнанными только в конце. Такой тип помогает автору держать читателя в напряжении и поражать неожиданным поворотом.

Но бывают случаи, когда разные типы композиции сосуществуют, перемешиваются. Кольцевая – в рассказе Набокова «Круг». Текст в тексте, или рассказ с обрамлением – роман того же Набокова «Дар». Спиралевидная композиция «Героя нашего времени», по словам Набокова.

Композиционные приемы

К основным комп. приемам относят повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Повтор – один из самых простых и наиболее востребованных приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – это кольцевая композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,

Живи еще хоть четверть века…

…Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь;

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Роковая обреченность жизнь на круговорот воплощена в композиции стихотворения А.Блока.

Повтор деталей в разных видах – это и рефрен, то есть ритмически повторяющееся вслед за строфой слово, стих, группа стихов. В фольклоре рефрен обычно состоит из восклицательных предложений, утративших смысловую значимость, типа «люли, люли, люли!»:

Степана-то дом на семи верстах стоит

Да кругом этого дома был железный тын

Да виноградье да красно-зеленое!

Свадебная песня, исполняется по приезде после венчания. В ней есть слова тещи:

Уж ты зять-то, мой зять, зять любимый,

зять любимый, зять любимый, богоданный,

ты садись на коня, да не качайся,

Не качайся, не качайся, не качайся,

По улице поедешь – не валяйся,

не валяйся, не валяйся, не валяйся.

Усиление применимо в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Худож.эффект усиливается за счет использования однородных деталей и образов. Средством их организации часто выступает фигура амплификации.

Противоположным повтору и усилению является прием противопоставления. Он основан на антитезе контрастных образов:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

Злак овсяный, зарею пролитый,

Соберет его черная горсть…

Объединение приемов повтора и противопоставления создало зеркальную композицию «Евгения Онегина». В пушкинском романе повторяется ситуация признания в любви, но герои меняются местами. Исследователь Гуковский писал о том, что первая часть романа содержит стремление ее к нему, а вторая – наоборот. То есть в финале повторяется начало с переменой положений героев.

Монтаж – прием, при котором два элемента текста, два образа, располагаясь рядом, рождают некий новый смысл. Так происходит с ремарками и диалогами чеховских пьес. Реплики действующих лиц сменяют одна другую, но настоящего контакта, общения, понимания между участниками диалога не происходит, так как они даже не пытаются друг друга услышать. Монтаж в литературе, как и в кино, порожден эстетической причиной: необходимостью построить художественно цельное, поступательно развивающееся содержание из элементов, разобщенных в пространстве и во времени и размещенных в разных поэтических планах. Роман является многоплановым не только потому, что в нем объединяются события и действия, совершающиеся в разных местах в одно и то же время, но и потому, что его течение расположено во многих поэтических планах. Куски повествовательные и неповествовательные. Драматические сцены и лирические монологи. Пейзажи и публицистика. Изображение в самом малом и самом громадном масштабе. Рассказ от лица автора и от лица героев. Психологический анализ и бег событий. Сцены переднего плана и исторический фон. Экскурсы в прошлое и возвращение в настоящее. Представление случившегося и обсуждение случившегося. Изображения и рассуждения. Эти и другие планы сочетаются так, чтобы образное содержание было охвачено с наибольшей полнотой, и вместе с тем они монтируются так, чтобы своим следованием создавать некий мощный, всеохватывающий ритм. Само сочетание этих планов скрыто заключает в себе важнейшую художественную идею: необходимость видеть жизнь в ряде аспектов, разрезов и отношений, чтобы уловить ее единство.

В том случае, когда один прием организует большой фрагмент или весь текст, он называется принципом композиции.

При трактовке сюжета как действия, внесюжетные элементы – те отрывки литературного произведения, которые не продвигают развития действия.

Внесюжетные элементы композиции: описание, отступление, речь героев, вставные конструкции.

Эти элементы композиции не имеют такого организующего значения, как сюжет, время и пространство, точка зрения, но в своем функционировании тесно связаны со всеми этими явлениями. Они многограннее и детальнее позволяют раскрыть характер действующих лиц, так как их сущность проявляется не только в поступках, но в портрете, в восприятии природы.

Описания, отступления, речь героев входят в состав предметного мира произведения, внутренней композиции, наряду с точками зрения, пространством и временем. Объединяясь в смысловую целостность, эти элементы образуют сцены, эпизоды.

Речь героев. Это способ раскрытия человеческой души. Выделяют монолог - продолжающаяся речь героя в литературном произведении, открытый монолог - произносимый вслух, внутренний монолог – произносимый мысленно, диалог, многоголосие.

Описание. Это воспроизведение предметов в их статике. Описательные формы: пейзаж, портрет, интерьер, характеристика поступков и быта героев.

Пейзаж – это изображение незамкнутого пространства, в отличие от интерьера, изображения внутренних помещений. Устойчивое представление о том, что пейзаж является изображением природы ошибочно. Само слово происходит от французского корня «страна, местность», и оно может обозначать различные образы, занимающие положение в пространстве, например, образы вещей, могут быть урбанистические пейзажи. Существуют произведения без пейзажа. В драме пейзаж сильно редуцирован. Но роль его велика в эпосе. Он может передавать сведения о месте и времени протекания событий. Именно передавать в образной форме, а не просто указывать на их наличие. Пейзаж может влиять на мотивировку действий, так, в «Капитанской дочке» буран заставляет встретиться Гринева с Пугачевым. Мотивировочное значение пейзажа проявляется в сюжетах, где первенствуют события, не зависящие от воли персонажей («Одиссея» Гомера). Еще одна роль пейзажа – создание психологического настроя, который подготавливает читателя к изменениям в жизни героя. Пейзаж может выражать току зрения героя, так, в романах Набокова бабочка – это авторский знак; бабочки появляются в кульминационных моментах, совершенно неожиданно, когда персонаж находится в ситуации выбора, и от его отношения к бабочке, зависит его судьба.

В драме и лирике скупость пейзажа восполняется его символичностью. В драме эту символику могут нести не только декорации и костюмы персонажей, но и звуковые образы, звукоподражания, шумы («Чайка», «Три сестры»). В лирике пейзаж очень экспрессивен, представляет, в основном, не атрибуты внешнего мира, а ощущения от событий реальности, отсюда слова Северянина фиольно, росно, мольно. Психологизм и символичность пейзажа в лирике передаются через различные тропы – от психологического параллелизма до метонимии.

Портрет – это описание наружности персонажа. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. Портрет является важным способом создания образа персонажа. Для эпических произведений фольклора и для классической литературы характерно проведение соответствия между внутренним состоянием человека и его внешним обликом. Место и роль портрета определяются родом и жанром произведения, художественными задачами автора. Гоголь представил точное описание поз актеров в заключительной сцене – сцене окаменения.

В лирике важна не конкретика портрета, а обобщенное впечатление автора. В пушкинских стихах мы не найдем черт Анны Керн и других прелестниц, но есть образ любви или возлюбленной, создаваемый деталями-символами.

Интерьер – это описание замкнутого пространства, в основном жилища.

Литература

1. Чернец Л. Г. Композиция // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 115–133.

2. Есин А. Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 42–62.

3. Основы литературоведения: Учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М.: Московский лицей, 2000. С. 35–38.

4. Нестеров И. В. Диалог и монолог // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / Под. ред. Л. В. Чернец. М., 1999. С. 75–87.

5. Хализев В. Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 164.

Дополнительная литература

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–235.

2. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. С. 166 с.

3. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция / Теория литературы. Кн. I. Роды и жанры литературы. М., 1964.

4. Успенский Б. Поэтика композиции. М., 1970.

5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. С. 179–190.

6. Федотов О. И. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М.: Академия, 1998. С. 106–108.


Хализев В.Е. Композиция // ЛЭС. С.164.

Композиция // КЛЭ. Т. 3. Стлб. 694-696.

Эскивель Лаура. Шоколад на крутом кипятке: Роман / пер. с исп. П.Грушко. М.: Новости, 1993. 256 с. (Серия «Мировой бестселлер».)

Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Чернец. М., 2000. С. 47 – 62.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике (1937-1938) // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. С. 234-407.

См.: Сквозников В.Д. Лирика // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964; Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М., 1976; Песков A.M., Иванов Н.И. Лирика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986. С. 46.

Старобинский Ж. Шкала температур: язык тела в «Госпоже Бовари» // Старобинский Жан. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 1 / Пер. с фр.; отв. ред. С.Н. Занкин. М.: Языки слав. культуры, 2002. С. 432-463.С.432.

Композиция (лат. сотропеrе - складывать, строить) - построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в ли­тературном произведении. Композиция скрепляет все элемен­ты произведения, подчиняя их авторской идее. Состав­ные элементы композиции: персонажи, происходящие собы­тия, художественные детали, монологи и диалоги, портре­ты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие звенья композиции, как повторы и вариации, становящиеся мотивами, умолчания и узнава­ния. Существуют различные типы композиций. Так, композиция лирических произведений может быть линейной (стихотворение «Зима. Что делать нам в деревне? Я встре­чаю…» А.С. Пушкина), амебейной (регулярное, симметрич­ное чередование двух голосов или тем - русские народные песни); в основе ее также часто может лежать прием антитезы (стихотворение «Демон» А.С. Пушкина); кольцевой (совпа­дение начала и концовки - стихотворение С.А. Есенина «До­рогая, сядем рядом…»); скрытой кольцевой (одна и та же тема дана в начале и в конце произведения - тема метели, как явления природы, так и жизненной круговерти в стихотворе­нии «Снежная память дробится и колется…» С.А. Есенина). Для прозаических произведений характерно большое разнооб­разие композиционных приемов. Существует линейная ком­позиция (последовательное развертывание событий и посте­пенное открытие психологических мотивировок поступков ге­роев - роман «Обыкновенная история» И.А. Гончарова), кольцевая композиция (действие заканчивается там, где оно начиналось, - повесть «Капитанская дочка» А.С. Пушки­на), обратная композиция (произведение открывается послед­ним событием, которое постепенно начинает разъясняться читателю - роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского), зер­кальная композиция (симметричны образы, эпизоды - ро­ман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина), ассоциатив­ная композиция (автор использует прием умолчания, прием ретроспекции, прием «рассказ в рассказе» (повесть «Бэла» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, повесть «Ася» И.С. Тургенева), пунктирная композиция (характерна пре­рывистость в описании происходящих событий и психологи­ческих мотивировок, повествование неожиданно обрывает­ся, заинтриговывая читателя, следующая глава начинается уже с иного эпизода - роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

Здесь искали:

  • Что такое композиция
  • композиция стихотворения
  • композиция определение

Композиция (от лат. сошро - складывать, строить) - это построение художественного произведения.

Композицию можно понимать широко - к области композиции здесь причисляются не только расположение событий, действий, поступков, но и соединение фраз, реплик, художественных деталей. В таком случае отдельно выделяется композиция сюжета, композиция образа, композиция поэтических средств выражения, композиция повествования и т. д.

Многоеюжетность и многоплановость романов Достоевского поражала его современников, но новая композиционная форма, выстраивающаяся в результате этого, не всегда понималась ими и характеризовалась как сумбурная и неумелая. Известный критик Николай Страхов обвинял писателя в том, что он не может справиться с большим количеством сюжетного материала, не умеет как следует расположить его. В ответном письме к Страхову Достоевский соглашался с ним: «Вы ужасно метко указали главный недостаток, - писал он. - Да, я страдал этим и страдаю: я совершенно не умею, до сих пор не научился совладать с моими средствами. Множество отдельных романов и повестей рядом вписываются у меня в один, так что ни меры, ни гармонии».

«Чтобы строить роман, - писал впоследствии Антон Павлович Чехов, - необходимо хорошо знать закон симметрии и равновесия масс. Роман - это целый дворец, и надо, чтобы читатель чувствовал себя в нем свободно, не удивлялся бы и не скучал, как в музее. Иногда надо дать читателю отдохнуть и от героя, и от автора. Для этого годится пейзаж, что-нибудь смешное, новая завязка, новые лица...»

Способов передачи одного и того же события может быть очень много, и они, эти события, могут существовать для читателя и в виде авторского повествования или воспоминания одного из персонажей, или в виде диалога, монолога, многолюдной сцены и т. д.

Использование различных композиционных компонентов и их роль в создании общей композиции у каждого автора отличается определенным своеобразием. Но для композиции повествования важно не только то, как сочетаются композиционные компоненты, но и то, что, как, когда и каким образом выделяется, акцентируется в общем построении повествования. Если, скажем, писатель пользуется формой диалога или статического описания, каждое из них может потрясти читателя или пройти незамеченным, явиться «отдыхом», по замечанию Чехова. Заключительный монолог, например, или многолюдная сцена, где собраны почти все герои произведения, могут необычайно вырастать над произведением, являться его центральным, ключевым моментом. Так, например, сцена «суда» или сцена «В Мокром» в романе «Братья Карамазовы» являются кульминационными, то есть заключающими в себе высшие точки сюжетного напряжения.

Композиционной акцентностью в повествовании нужно считать наиболее яркий, выделенный или напряженный сюжетный момент. Обычно это такой момент сюжетного развития, который вместе с другими акцентными моментами готовит самую напряженную точку в повествовании - кульминацию конфликта. Каждый такой «акцент» должен соотноситься с предыдущими и последующими точно так же, как соотносятся между собой повествовательные компоненты (диалоги, монологи, описания и пр.). Определенное системное расположение таких акцентных моментов - важнейшая задача композиции повествования. Именно оно создает в композиции «гармонию и равновесие масс».

Иерархия повествовательных компонентов, одни из которых выделены ярче или приглушены, сильно акцентированы или имеют служебное, проходное значение, и есть основа композиции повествования. Она включает в себя и повествовательное равновесие сюжетных эпизодов, и их пропорциональность (в каждом случае свою), и создание особой системы акцентов.

При создании композиционного решения эпического произведения основным является движение к кульминации каждой сцены, каждого эпизода, а также создание нужного эффекта при совмещении повествовательных компонентов: диалога и многолюдной сцены, пейзажа и динамического действия, монолога и статического описания. Поэтому композицию повествования можно определить как сочетание в пределах эпического произведения разных по продолжительности повествовательных форм изображения, имеющих различную силу напряженности (или акцентности) и составляющих в своей последовательности особую иерархию.

Расшифровывая понятие «композиция сюжета», мы должны исходить из того, что на уровне предметной изобразительности сюжет имеет свою изначальную композицию. Иными словами, сюжет отдельного эпического произведения композиционен еще до своего повествовательного оформления, ибо состоит из индивидуальной последовательности выбранных автором эпизодов. Эти эпизоды составляют цепь событий из жизни персонажей, событий, протекающих в определенном времени и расположенных в определенном пространстве. Композиция этих сюжетных эпизодов, еще не связанных с общим повествовательным потоком, то есть с последовательностью средств изображения, может рассматриваться сама по себе.

На уровне композиции сюжета возможно расчленение эпизодов на «сценические» и «внесценические»: в первых повествуется о событиях, непосредственно происходящих, во вторых - о событиях, которые происходят где-то «за сценой» или происходили в далеком прошлом. Такое подразделение является самым общим на уровне композиции сюжета, но оно с необходимостью приводит к дальнейшей классификации всех возможных сюжетных эпизодов.

Композиция литературных произведений тесно связана с их жанром. Наиболее сложными являются эпические произведения, определяющими признаками которых выступают многие сюжетные линии, разносторонний охват явлений жизни, широкие описания, большое количество действующих лиц, наличие образа рассказчика, постоянное вмешательство автора в развитие действия и т. д. Особенности композиции драматических произведений - ограниченное количество «вмешательства» автора (по ходу действия автор вставляет лишь ремарки), наличие «внесценических» персонажей, позволяющих дать более широкий охват жизненного материала, и пр. Основу лирического произведения составляет не система событий, происходящих в жизни героев, не расстановка (группировка) персонажей, а последовательность изложения мыслей и настроений, выражения эмоций и впечатлений, порядок перехода от одного образа-впечатления к другому. Понять до конца композицию лирического произведения можно, лишь выяснив основную мысль-чувство, выраженную в нем.

Наиболее распространены три типа композиции: простая, усложненная, сложная.

Простая композиция основана, как иногда говорят, на принципе «нитки с бусами», то есть на «наслоении», соединении отдельных эпизодов вокруг одного героя, события или предмета. Этот способ был разработан еще в народных сказках. В центре повествования один герой (Иванушка-дурачок). Нужно поймать Жар-птицу или завоевать красавицу девицу. Иван отправляется в путь. И все события «наслаиваются» вокруг героя. Такова композиция, например, поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поиски мужиками-правдоискателями «счастливого» дают возможность поэту показать Русь с разных сторон: и вширь, и вглубь, и в разное время.

Усложненная композиция также в центре событий имеет главного героя, у которого завязываются отношения с другими персонажами, возникают различные конфликты, образуются побочные сюжетные линии. Соединение этих сюжетных линий и составляет композиционную основу произведения. Такова композиция «Евгения Онегина», «Героя нашего времени», «Отцов и детей», «Господ Головлевых». Усложненная композиция - самый распространенный тип построения произведения.

Сложная композиция присуща роману-эпопее («Война и мир», «Тихий Дон»), такому произведению, как «Преступление и наказание». Множество сюжетных линий, событий, явлений, картин - все это соединено в одно целое. Здесь несколько главных сюжетных линий, которые то развиваются параллельно, то перекрещиваются в своем развитии, то сливаются. Сложная композиция включает и «наслоения», и отступления в прошлое - ретроспекцию.

Все три вида композиции имеют общий элемент - развитие событий, действия героев во времени. Таким образом, композиция - важнейший элемент художественного произведения.

Часто главным композиционным приемом в литературном произведении выступает контраст, позволяющий реализовать авторский замысел. На этом композиционном принципе строится, например, рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контрастны сцены бала (преобладают определения с положительной эмоциональной окраской) и экзекуции (доминируют противоположная стилистическая окраска, глаголы, выражающие действие). Контрастный прием у Толстого является структурным и идейно- и художественно-решающим. Принцип противопоставления в композиции рассказа М. Горького «Старуха Изер- гиль» (индивидуалист Ларра и гуманист Данко) помогает автору воплотить в тексте произведения свой эстетический идеал. Прием контраста лежит в основе композиции стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен...». Лживому обществу, образам бездушных людей противопоставляется чистая и светлая мечта поэта.

К своеобразным композиционным приемам относится и повествование, которое может вестись от лица автора («Человек в футляре» А. П. Чехова), от лица героя, то есть от первого лица («Очарованный странник» Н. С. Лескова), от лица «народного рассказчика» («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова), от лица лирического героя («Я последний поэт деревни...» С. А. Есенина), и все эти особенности тоже имеют свою авторскую мотивировку.

В произведение могут быть включены различные отступления, вставные эпизоды, подробные описания. Эти элементы хотя и задерживают развитие действия, однако позволяют многограннее нарисовать героев, полнее раскрыть замысел автора, убедительнее высказать идею.

Повествование в литературном произведении может строиться в хронологической последовательности («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, автобиографические трилогии Л. Н. Толстого и М. Горького, «Петр Первый» А. Н. Толстого и др.).

Однако композиция произведения может определяться не последовательностью событий, не биографическими фактами, а требованиями логики идейной и психологической характеристики героя, благодаря которым он предстает перед нами различными гранями своего мировоззрения, характера, поведения. Нарушение хронологии событий имеет целью объективно, глубоко, всесторонне и убедительно раскрыть характер и внутренний мир героя («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

Особый интерес вызывает такая композиционная особенность литературного произведения, как лирические отступления, в которых отражаются раздумья писателя о жизни, его нравственная позиция, его идеалы. В отступлениях художник обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, нередко они содержат характеристики героев, их поступков и поведения, оценки сюжетных ситуаций произведения. Лирические отступления позволяют понять образ самого автора, его духовный мир, мечты, его воспоминания о прошлом и надежды на будущее.

В то же время они тесно связаны со всем содержанием произведения, расширяют рамки изображаемой действительности.

Отступления, составляющие неповторимое идейно-художественное своеобразие произведения и раскрывающие особенности творческого метода писателя, разнообразны по форме: от краткого попутного замечания до развернутого рассуждения. По своему характеру это теоретические обобщения, социально-философские размышления, оценки героев, лирические призывы, полемика с критиками, собратьями по перу, обращения к своим персонажам, к читателю и т. д.

Разнообразна тематика лирических отступлений в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ведущее место среди них занимает патриотическая тема - например, в строфах о Москве и русском народе («Москва... Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»), о будущем России, которая виделась поэту-патриоту в гуле преобразований и стремительного движения вперед:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут,

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды...

В лирических отступлениях романа проходит и философская тема. Автор размышляет о добре и зле, о вечности и скоротечности человеческой жизни, о переходе человека из одной фазы развития в другую, высшую, об эгоизме исторических личностей («Мы все глядим в Наполеоны...») и общих исторических судьбах человечества, о законе естественной смены поколений на земле:

Увы! на жизненных браздах

Мгновенной жатвой поколенья,

По тайной воле провиденья,

Восходят, зреют и падут;

Другие им вослед идут...

Автор говорит также о смысле жизни, о загубленной молодости, когда она прошла «без цели, без трудов»: поэт учит молодежь серьезному отношению к жизни, вызывает презрение к существованию «в бездействии досуга», стремится заразить своей неутомимой жаждой дела, творчества, вдохновенного труда, дающего право и надежду на благодарную память потомков.

В лирических отступлениях ярко и полно отразились и литературно-критические взгляды художника. Пушкин вспоминает античных писателей: Цицерона, Апулея, Овидия Назона. Автор пишет о Фонвизине, сатирически изображавшем дворянство XVIII века, называет драматурга «сатиры смелым властелином» и «другом свободы», упоминает Катенина, Шаховского, Баратынского. В отступлениях дана картина литературной жизни России начала ХЕК века, показана борьба литературных вкусов: поэт иронизирует над Кюхельбекером, выступавшим против элегий («...все в элегии ничтожно; // Пустая цель ее жалка...») и призывавшим писать оды («Пишите оды, господа», «...цель оды высока // И благородна...»). В третьей главе содержится великолепная характеристика «нравоучительного» романа:

Свой слог на важный лад настроя,

Бывало, пламенный творец

Являл нам своего героя

Как совершенства образец.

Отмечая то значительное влияние, которое оказал на него Байрон («...По гордой лире Альбиона // он мне знаком, он мне родной»), поэт с иронией замечает о романтизме:

Лорд Байрон прихотью удачной

Облек в унылый романтизм

И безнадежный эгоизм.

Автор размышляет о реалистическом методе художественного творчества (в «Отрывках из путешествия Онегина»), отстаивает реалистически точный язык поэзии, выступает за освобождение языка от наносных влияний и веяний, против злоупотребления славянизмами и иностранными словами, а также против излишней правильности и сухости речи:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

В лирических отступлениях выражается также отношение автора к героям и событиям: не раз с сочувствием или иронией он отзывается об Онегине, называет Татьяну «милым идеалом», с любовью и сожалением говорит о Ленском, осуждает такой варварский обычай, как дуэль, и т. д. В отступлениях (в основном в главе первой) отразились и воспоминания автора о прошедшей молодости: о театральных встречах и впечатлениях, о балах, женщинах, которых он любил. Глубоким чувством любви к Родине проникнуты строки, посвященные русской природе.

Похожие публикации