Занимательные вопросы связанные с химией. Интеллектуальная игра по химии для школьников. И это закон!” – сказал Менделеев

Химическая викторина с занимательными опытами

ГАОУ НПО ПУ-113 с.Малояз

преподаватель химии Хайретдинова Р.Н

Участники: I курс, 11 группа, по профессии мастер по ТО и ремонту МТП


Конкурс 1. Разминка

Команды за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на заданные вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.


1. Самый легкий газ?

2. Процесс распада электролита на ионы

диссоциация

3. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции?

4. Газ, образующийся во время грозы?

5. Валентность кислорода?

6. Металл, входящий состав гемоглобина?

7. Вещества, пропускающие электрический ток?

8. Формула озона?

9. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород?

катализаторы

электролиты

10. Сколько групп в периодической системе?


11. Жидкий металл.

12. Когда была открыта ПСХЭМ?

13. Кислота, содержащаяся в клетках крапивы?

14. Молоко, которое нельзя пить?

15. Формула угарного газа?

16. Водный раствор хлороводорода?

17. Жидкий неметалл?

18. Самое твердое вещество?

19. От какого дождя гибнут растения?

20. Очень быстрая химическая реакция?

21. Окисление металлов.

муравьиная

известковое

соляная кислота

кислотного

(коррозия


22. Газ, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза?

23. Самый пластичный металл

24. Какой элемент назван в честь России?

25. Самый твердый металл?

26. Как называются элементы 1А группы?

27. Тугоплавкий металл

28. Формула воды

кислород

щелочные металлы

вольфрам

Менделеев


КОНКУРС 2

  • ХИМИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Командам по очереди задаются вопросы, связанные с практическим использованием знаний по химии. За правильный ответ 5 баллов.


  • У вас поднялась температура и вы приняли таблетку аспирина. Дайте неформальный ответ как комментарий к факту.

ОТВЕТ :

Изменение температуры в сторону повышения свидетельствует о воспалительном процессе, т.е. биохимические процессы протекают интенсивно, что сопровождается выделением большого количества теплоты. Чтобы укротить эти экзотермические реакции, в организм, а далее в систему крови вводят жаропонижающие, противовоспалительные препараты, это может быть как аспирин,так и нурофен и другие средства.



Ответ: В последние годы стали использовать фармацевтические формы лекарств, удобные при употреблении и как бы защищающие

пищевые пути от повреждения. Для этого аспирин смешивают с пищевой содой и кислотой, чаще лимонной. Так делают и шипучку, используя глюкозу как подслащивающее средство. Происходят следующие процессы:

Кислота↔ катион водорода + кислотный остаток (анион)

H+ + Na+ + HCO3-→ Na+ + H2CO3 (H2O + CO2)

Образующуюся шипящую жидкость необходимо тут же выпить.


Вопросы из кухни :

  • 3. Почему картофель сварится быстрее, если бросить в кастрюлю кусочек жира?

  • Жир, благодаря нерастворимости в воде создает на поверхности пленку, которая служит своеобразной «крышкой».


  • для крахмала характерно синее окрашивание со слабым раствором йода; при действии на питьевую соду уксусной кислотой бурно выделяется углекислый газ; поваренная соль с нитратом серебра «ляпис» образует белый осадок.

Вопросы «Химия и синтетические моющие средства

  • 5. Вы пролили йод на салфетку. Попытались вывести пятно отбеливателями, оно не исчезло. Через несколько дней пятно пропало само. Объясните эти явление

Ответ: Йод – сильный окислитель, поэтому отбеливателями его не вывести. Пятно исчезло в результате физического процесса – сублимации йода.


Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила белье ив течении 5 минут, остудила воду до 60 градусов и после этого начала стирать. У кого лучше отстирается белье?

Ответ: При кипячении гидрокарбонаты кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жесткость и моющие средства действуют эффективнее, поэтому белье лучше отстирается а второй хозяйки.

Ca(HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O


Командам предлагается решить химические загадки.

За правильный ответ – 3 балла.

Время для подготовки 3 минуты.


  • Открыт он в виде массы,
  • Похожей так на воск.
  • И в темноте светился,
  • Как свет далеких звёзд.

  • Лучи преломляю, сверкаю, горю,
  • И твёрдые камни успешно сверлю.
  • Но стоит сильней мне в огне накалиться,
  • И в газ я бесцветный могу превратиться.

  • В “Одиссее” у Гомера есть история одна,
  • Интересна нам она:
  • “ Игры прошли успешно.
  • Героя Ахиллес наградил щедро.
  • Куски двух металлов вручил”
  • А ты узнал, какой металл
  • Дороже злата, серебра ценился в древние века?

  • 4. Надёжный щит я образую
  • Для мягких тел в морской воде,
  • В различных видах существую,
  • Состав же мой един везде.

Карбонат кальция


  • Была обменною монетой,
  • Причиной войн была не раз.
  • И всё же, несмотря на это,
  • Её не ценим мы сейчас.

Поваренная соль


В мире веществ хаоса нет.

Наука химия всё одолеет!

В каждой клеточке – элемент.

И это закон!” – сказал Менделеев

Спасибо за участие!

До новых встреч!








Сценарий викторины по химии

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-х классов.

Подготовила учитель химии МОУ гимназии № 2, учитель высшей категории

Козина Галина Николаевна

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные часы, камертон, табло, мешочек с бочонками, призы.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас сегодня на химической викторине «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ». Госпожа удача дается в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 9-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

(Участники игры занимают свои места)

Представление жюри и команд.

Команды за определенный промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. Время можно проследить по песочным часам. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы команде 1

1. Газообразная природная смесьвоздух

2. Процесс распада электролита на ионыдиссоциация

3. Газ, образующийся во время грозыозон

4. То, из чего состоит теловещество

5. Положительная частица ядрапротон

6. Самое твердое природное веществоалмаз

7. Газ, выделяемый растениями на светукислород

8. Процесс отдачи электроновокисление

9. Химическое явление (по-другому)реакция

10. Отрицательный ионанион

11. Какую водку не станет пить пьяница царскую

12. Вертикальный ряд элементов в ПСгруппа

13. Раствор хлороводорода в водесоляная кислота

14. Соли азотной кислоты (название)нитраты

15. Простейший стеклянный химический сосудпробирка

16. Родной брат алмазаграфит

17. Наименьшая частица веществаатом

18. Реакция, сопровождаемая светом и тепломгорение

19. Благородный металлзолото

20. Условная запись состава веществаформула

Вопросы команде 2

1. Самый распространенный на Земле элементкислород

2. Число атомов в молекуле водородадва

3. Чем гасят содууксусом

4. Заряженная частица, в которую превращается атомион

5. Единица количества веществамоль

6. Соли серной кислоты (название)сульфаты

7. Родина фарфораКитай

8. Самый легкий газводород

9. Вращается вокруг ядраэлектрон

10. Жидкий металлртуть

11. От какого дождя гибнут растениякислотного

12. Аллотропное видоизменение кислородаозон

13. Очень быстрая химическая реакциявзрыв

14. Больше всего в воздухеазота

15. Окисление железа(по-другому)ржавление

16. Положительный ионкатион

17. Ряд элементов, расположенный горизонтальнопериод

18. Химический нагревательный приборспиртовка

19. Цифра, стоящая перед формулой в уравнениикоэффициент

20. Твердая водалед

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

2-ой конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1. Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую , кислотой)

3. Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)

4. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)

5. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

6. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)

7. Согласно народным преданиям, в I столетии н.э считали, сто металлов существует столько же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты: Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть) . Какие металлы соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и серебро)

8. Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)

9. В трех сосудах даны газы: O 2 , Н 2 , С O 2 . Как обнаружить где какой газ? (Горящей лучиной)

10. Как доказать, что в состав кислоты входит водород?

11. Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)

12. Какую химическую ошибку допустил Конан Дойл в повести «Собака Баскервилей »

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

3-ий конкурс – конкурс капитанов «ОТВЕТЫ ДУЭТОМ»

1. Воздушная оболочка Землиатмосфера

2. Переход жидкого вещества в париспарение

3. Латинское название водородагидрогениум

4. Итальянский ученый, открывший один из газовых законовАвогадро

5. Сосуд для растирания веществаступка

6. Элемент, укрепляющий зубную эмалькальций

7. Родина порохаКитай

8. В каком виде встречается золото в природесамородном

9. Почему натрий хранят под слоем керосинаокисляется

10. Закон сохранения массы вещества открылЛомоносов

11. Кислота, содержащаяся в желудочном сокесоляная

12. Главный элемент атомной энергетикиуран

13. Какая вода мутнеет от дыханияизвестковая

14. Из-за этого металла гибли целые племеназолото

15. Изменяет цвет в кислоте или щелочииндикатор

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первых трех конкурсов. В это время ведущий проводит викторину для болельщиков.

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)

2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

4-ый конкурс «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Ведущий: Этот конкурс будет вести человек, имя которого вы должны угадать.

Ведущий дает краткую характеристику приглашенного.Можно пригласить провести этот конкурс учителя математики, физики, географии или др.

Например, «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»- учитель математики. Его задания:

1. Что больше: число Авогадро или площадь поверхности Земля, выраженная в мм 2 ? Для справки: S =5,1*10 8 км 2

2. Во сколько раз число нейтронов в ядре кислорода больше числа нейтронов в ядре лития?

3. Кто быстрее посчитает относительную молекулярную массу (Mr ): NaNO 3 (ответ-85) , H 2 SiO 3 (ответ-78).

5-ый конкурс «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают вопросы по очереди.

Подведение итогов Награждение

Учитель химии МОУ гимназии №2 г. Новокубанска Козина Галина Николаевна, учитель высшей категории.

МБОУ ВСОШ №9 города Асино Томской области

Игра - викторина "Занимательная химия"

(Викторина представлена в подлинном виде, пригодным для распечатывания готовых заданий в полную величину). Рассчитана на обучающихся 8-9-х классов.Возможно проведение для детей с ОВЗ.
Цель: Активизировать, повысить интерес учащихся к предмету

Задачи:


  • Представить материал в шуточной, нетрадиционной форме для усиления неформального запоминания некоторых понятий

Игра включает 6 конкурсов: 1 конкурс «Разминка», 2 конкурс «Угадай слово», 3 конкурс «Простое - сложное», 4 конкурс – «Агент 007», 5 конкурс – «Ребусы», 6 конкурс капитанов – « На шаг – слово».

В каждом конкурсе команде нужно выполнить задание и получить соответствующее количество баллов. Выигрывает та команда, у которой баллов окажется больше.

Цели:

развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;

обобщение, закрепление и систематизация знаний о химических элементах, понятиях, о соединениях, явлениях;

развитие навыков и умений при работе с периодической системой;

Умение работать в команде;

создание ситуации успеха для учащихся;

вызывание у учащихся положительных эмоциональных переживаний в ходе мероприятия;

расширение кругозора учащихся;

развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету.

При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Сегодня в путешествие отправляются следующие команды: команда 8 «А», команда 8 «Б»

Конкурс №1 « Стартовое задание: определи название команды»

В игре участвуют две команды. Каждая команда заполняет выданную ей таблицу9кроссворд) названиями химических элементов по их порядковым номерам. Название команды можно прочесть в выделенной строке. Балл получает команда быстрее справившаяся с заданием.

По вертикали. Впишите названия химических элементов под номерами: 79, 10, 86, 9, 50, 19, 22.

По вертикали. Впишите названия химических элементов под номерами:15, 7, 16, 85, 92, 49, 56

Конкурс № 2. «Разминка»

Ведущий: (разминка проводится в виде загадок о химических элементах) каждой команде задается загадка, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде, поднявшей первой руку. За правильно выполненное задание – два балла, за выполненное задание на половину – один балл, за не выполненное задание – команда баллов не получает. Дополнительно команда может получить полбалла, если правильно ответила на вопросы команд – соперниц.

1. Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воле.

Без меня вы как без рук:

Нет меня - огонь потух. (Кислород)

2. Давно известно человеку:

Она тягуча и красна,

Еще по бронзовому веку

Знакома в сплавах всем она. (Медь)

3. Я светоносный элемент.

Я спички вам зажгу в момент.

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)

4. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мной дышат. (Азот)

5. У меня дурная слава:

Я - известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит. (Мышьяк)

6. Был металл серебристо-белым,

В соединении стал мелом. (Кальций)

Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …
(Кислорода)

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …
(Азот)

В холод прячется в нору,
поднимается в жару.
(Ртуть в термометре)

Конкурс № 3. «Простое - сложное»

Ведущий: Каждая команда получает карточки. В них нужно в первой колонке подчеркнуть синим маркером простые вещества, во второй колонке красным маркером – сложные вещества. Время работы - 3 минуты.


ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Хром, сера, вода.

1. Алюминий, сера, хлорид натрия.

2. Оксид цинка, цинк, иод.

2. Хлороводород, фтор, кислород.

3. Железо, сероводород, медь.

3. Оксид цинка, сульфид цинка, вода.

4. Хлорид натрия, углекислый газ, водород.

4. Фтороводород, хлорид магния, медь.

5. Железо, серная кислота, углекислый газ.

5. Поваренная соль, железо, сероуглерод.

6. Хлор, сульфид цинка, цинк.

6. Бром, хлорид натрия, оксид натрия.

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Сахар, медь, кислород.

1. Малахит, золото, серебро.

2. Сера, хлороводород, магний.

2. Графит, оксид натрия, цинк.

3. Сульфид цинка, вода, водород.

3. Железо, поваренная соль, оксид магния.

4. Натрий, иод, железо.

4. Углекислый газ, бромоводород, алюминий.

5. Сульфид натрия, углерод, ртуть.

5. Азот, сульфид кальция, фосфор.

6. Марганец, хлор, оксид лития.

6. Оксид магния, бром, сероуглерод.

После конкурса подводятся предварительные итоги.

Конкурс № 4. «Агент 007» (слайд № 17)

Командам выдаются карточки. За 1 минуту участники команды должны подсчитать, сколько раз повторно записаны знаки тех химических элементов, которые указаны в задании. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее остальных справилась с заданием.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

N

B

Br

Na

K

P

Mg

Hg

C

Au

2

Zn

Na

O

H

O

Hg

C

Ag

Na

Fe

3

F

Cl

S

C

Au

P

Hg

Ba

H

P

4

Al

B

P

Br

Hg

I

C

K

Na

Ca

5

O

Si

C

Mg

Mn

Na

Cu

Hg

P

Pb

6

S

Na

F

Zn

Hg

Fe

Al

C

P

Ba

Na______, C ______?


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

N

B

Br

Na

K

P

Mg

Hg

C

Au

2

Zn

Na

O

H

O

Hg

C

Ag

Na

Fe

3

F

Cl

S

C

Au

P

Hg

Ba

H

P

4

Al

B

P

Br

Hg

I

C

K

Na

Ca

5

O

Si

C

Mg

Mn

Na

Cu

Hg

P

Pb

6

S

Na

F

Zn

Hg

Fe

Al

C

P

Ba

Сколько раз повторно записаны знаки элементов

P______, Hg ______?


Ответ: Na - 6, C - 6, P - 6, Hg – 6.

Конкурс № 5. «Ребусы» (слайд № 22)

Ведущий: Каждая команда получает ребусы. В течение двух минут вам необходимо их решить. (слайды № 23,24)

Ответы: Никель, Бор, Цирконий, Азот, Мышьяк, Медь.

Подводятся итоги конкурса «Ребус».

Ребус №1

Ребус №2

Ребус №3


Ребус №4

Ребус №5


Ребус №6

Ребус №7


Ребус №8

Ребус №9

Ребус №10

Ребус №11

Ребус №12


Конкурс « Игра слов»

1.Этот элемент получил название от словосочетания « рождающий воду» (Водород)

аурум , что блестит» (Не все то золото, что блестит )

3.Феррумный характер (Железный характер )

4.Слово аргентум , а молчание аурум (Слово серебро, а молчание золото )

5.Много оксида водорода утекло с тех пор (Много воды утекло с тех пор )

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния (уходит как вода в песок )

7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине (Недосол на столе, пересол на спине )

Конкурс «Чёрный Ящик»

Я дам несколько наводящих подсказок: если вы отгадали после первой - получаете 3 балла, если догадались после второй-2 балла, после третьей-1 балл.

Подсказки для 1-й команды:


  1. В этом ящике вещество, образованное двумя элементами: один из них самый распространённый на Земле, другой самый распространённый в космосе.

  2. Жидкость без вкуса, цвета и запаха. Это вещество является одним из самых распространённых на Земле.

  3. При разложении этого вещества образуются два газа: О2 и Н2
(в чёрном ящике находится вода)

Подсказки для 2-ой команды:


  1. В этом ящике кристаллическое вещество серо-фиолетового цвета.

  2. Оно используется в медицине. Раствор этого вещества обладает анисептическими свойствами.

  3. Из этого вещества получают кислород в лаборатории.
(в чёрном ящике находится перманганат калия)

Конкурс «Решаем кроссворд»

Ag Br Fe H I O Sn


о

о

о

о

о

о

о

Заполните пустые клетки в выданных вам кроссвордах русскими названиями элементов:

Ag Br Fe H I O Sn


о

о

о

о

о

о

о

Конкурс «Решаем головоломки»

Каждая команда получает листы с головоломками. Заполните пустые клеточки буквами, чтобы получились названия элементов.

О

Р

С Е Р


О М


Конкурс Мыс почемучек»

Задание 1. Перед вами два пронумерованных стакана с водой. Определите, в каком из них вода кипячёная, а вкаком из под крана.

Задание 2. Преред вами два пронумерованных стакана. Определите, в каком из них морская вода, а вкаком пресная. Пробовать на вкус нельзя.

Конкурс

Конкурс капитанов «На шаг - слово».

Ведущий: Капитан каждой команды должен на каждый шаг назвать химический элемент. Повторяться нельзя, останавливаться нельзя. За каждое название он получает балл. Кто прошагает дальше, получит больше баллов.

Подводятся итоги игры и называются победители.

Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра,

И расставаться нам пришла пора.

Будете с улыбкой вспоминать

Как пытались баллы добывать.

Но не важен в баллах результат,

Дружба побеждает - это факт.

А находчивость по жизни вас ведет,

Знатокам всегда, везде везет!

Спасибо за внимание!

Конкурс « Игра слов»

1.Этот элемент получил название от словосочетания « рождающий воду»

2.Переведите с химического языка на общепринятый фразы: « Не все то аурум , что блестит»

3.Феррумный характер

4.Слово аргентум , а молчание аурум

5.Много оксида водорода утекло с тех пор

6.Уходит как аш-два-о в оксид кремния

7.Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине

8. Купрумный век.

9. Плюмбумные тучи.

День знаний был вчера, но... В наших силах - продлить детям этот праздник.

БРЕЙН-РИНГ
Интеллектуальная игра

Игра проводится по теме «Химия и здоровье», что обусловлено стремлением помочь школьникам удовлетворить жажду знаний о себе. На уроке говорится о тех опасностях, которые могут подстерегать в жизни, сообщаются сведения о том, как сохранить здоровье. При подготовке к игре ученики читают научно-популярную литературу, готовят научные сообщения.

Поскольку игра была проведена накануне 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина, в нескольких вопросах использованы цитаты из его произведений. Для каждого тайма вопросы подобраны так, чтобы среди них были и простые, и сложные.

ХОД ИГРЫ

1. На Руси всегда любили и умели пить чай. И доказательством тому эти строки:

«Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник, нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал».

Вопрос . Какой чай и почему более полезен для здоровья – черный, байховый или зеленый?

Ответ . Зеленый, т. к. для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства.

2. В нашем лексиконе очень много иностранных слов:

«А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Хоть и заглядывал я встарь
В академический словарь».

Вопрос . Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый».

Ответ . Валентность – от лат. «valentia».

3. Танцевать любили всегда в том числе и во времена Пушкина!

«...Полна народу зала,
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота».

Вопрос . Если у танцующих в таких условиях людей измерить кислотность крови (рН), то она окажется не нейтральной, а слабокислой. Почему?

Ответ . В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонат-иона и иона водорода:

4. «Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов.
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье».

Вопрос . Объясните, что более благоприятно для здоровья – современное ковровое покрытие, линолеум или крашеный пол.

Ответ . Крашеный пол.

5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты и более всего глюкоза и фруктоза, при окислении которых образуются углекислый газ и вода. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовался мед.

Вопрос . Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами?

Ответ . В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода; возможно образование этанола.

6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принятие жиров, растительных масел, яиц?

Ответ . Углеводороды растворяются в жирах, задерживаются в организме, и тем самым дольше оказывается их разрушающее действие.

7. В какой воде – мягкой или жесткой – более токсичны ионы тяжелых металлов?

Ответ . В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды тяжелых металлов. Таким образом снижается их токсическое действие. В мягкой воде такие ионы более токсичны.

8. Всем известно, как полезны для здоровья молочные продукты. Какой процесс используют для получения кефира?

Ответ . Брожение – биохимический процесс.

9. Какой процесс используют для получения сливок?

Ответ . Физический процесс – отстаивание.

10. Многие вещества находят самое широкое применение в различных областях жизни. Назовите вещество, которое может спасти человека в случае сердечного заболевания. Оно же может взорваться и мгновенно уничтожить многих людей.

Ответ . Нитроглицерин

11. Во времена ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся вдыхали испарения белого вещества, латинское его название «salvolative», в переводе – «летучая соль». Позднее летучую соль стали давать нюхать при обмороках. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо?

Ответ . Аммония хлорид – в честь бога Амона Ра.

12. Все химики по образованию были либо врачами, либо аптекарями. Одним из них был Т.Парацельс, который считал своей главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии (ятрохимии). Что в переводе с греческого обозначает приставка «иатро»?

Ответ . Врач.

13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу, готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему?

Ответ . При жарении образуются конденсированные ароматические углеводороды – канцерогенные вещества, например бензопирен (3,4-бензпирен):

14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, врач по образованию, занимался разработкой и совершенствованием методов получения различных веществ. Он установил, что открытое им вещество обладает сильным слабительным действием. Глаубер назвал это вещество salmirabile – «удивительная соль» и считал его эликсиром жизни. Как сейчас называют это вещество и минерал, его содержащий?

Ответ . Вещество – глауберова соль, минерал – мирабилит.

15. Объясните, почему врачи назначают больным бром и йод, которые ядовиты. Например, невропатолог: «Вам следует принимать бром». Эндокринолог: «Вам не хватает йода».

Ответ . Речь идет о соединениях этих элементов, например NaBr и KI.

16. Калий содержится внутри живой клетки, а натрий – в межклеточном пространстве. Почему после соленой пищи хочется пить?

Ответ . Ионы Na+ гидратируются легче, чем ионы К+, и вода из клетки поступает в межклеточное пространство. Клетка уменьшается в объеме, рефлекторно возникает чувство жажды.

17. Нефть и нефтепродукты могут содержаться в водопроводной воде. Исходя из свойств алканов, предложите простые способы очистки воды от нефтепродуктов.

Ответ . Кипячение и вымораживание.

18. Это вещество, вернее его раствор, используется для консервирования биологических препаратов, а благодаря его парам, содержащимся в древесном дыме, коптят рыбу и колбасы.

Ответ . Формальдегид.

19. Некоторые из модных сейчас пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создает ощущение сытости, хотя содержит мало калорий.

Ответ . Целлюлоза благодаря множеству гидроксигрупп связывается с водой, набухает и увеличивается в объеме. От этого возникает ощущение сытости.

Ответ . Алкоголь хорошо растворяется в воде и будет накапливаться там, где ее больше всего, – в плоде, в головном мозге.

21. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему?

Ответ . Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах и переходит в растворимое состояние, т. е. становится токсичным.

22. Какая упаковка более предпочтительна для жирных продуктов – масла, маргарина и т. п.? Почему?

Ответ . Неотбеленная бумага или полиэтилен для упаковки пищевых продуктов. Нельзя использовать белую бумагу, т. к. она содержит ядовитые диоксины, которые растворяются в жирах.

23. Это вещество русские хирурги Ф.И.Иноземцев и Н.И.Пирогов в 1847 г. успешно использовали наряду с эфиром и хлороформом для сложных операций. Назовите вещество.

Ответ . «Веселящий» газ – N2O.

24. Известно, что белки в основном выполняют пластическую функцию, жиры и углеводы – энергетическую. А какую роль выполняют витамины и минеральные элементы?

Ответ . Регуляторную.

25. Водородный показатель рН – индикатор кислотности среды. Известно, что рН = 5,5 свидетельствует о слабокислой среде, которая должна быть на коже лица. После еды рекомендуют «Орбит» с ксилитом и карбамидом. Для чего в «Орбит» добавляют ксилит и карбамид?

Ответ . Ксилит – для создания сладкого вкуса, карбамид – для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.

26. Установлено, что снижение содержания в пище селена приводит к раку молочной железы. Селен содержится в больших количествах в продуктах моря, в чесноке, печени, яйцах. Установлено, что увеличение содержания в воздухе диоксида серы снижает поступление в организм селена. Почему?

Ответ . Сера и селен – элементы одного естественного семейства. Сера способна замещать селен в его соединениях.

27. Яркие детские игрушки очень привлекательны. А какой краситель опасен для здоровья детей?

Ответ . Кадмиевый – ярко-желтый.

28. Старик по обочинам дороги косит траву для своей козы. Объясните, почему для козы это вредно.

Ответ . Растительность на расстоянии до 200 м от автодороги отравлена свинцом.

29. В медицине глауберову соль используют как слабительное средство. А почему эту соль принимают при отравлении солями бария и свинца?

Ответ . Получаются нерастворимые сульфаты, которые не участвуют в обмене веществ и выводятся из организма.

30. Морковь, тыква, абрикосы, яйца, печень, масло – какой витамин содержится в этих продуктах?

Ответ . Витамин А.

Т.В.ИМЕДЕЕВА,
учитель химии
(г. Тында, Амурская обл.)

Викторина по химии для учащихся 9 классов «Путешествие в мир неорганических веществ»

Сценарий данной викторины предназначен для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 9 классов, будет полезен для учителей химии.

Это мероприятие помогает в реализации компетентностного подхода к обучению химии через развитие познавательной активности, повышение интереса к изучаемому предмету, проявление оригинальности и изобретательности, работу в сотрудничестве.

Ведущий: Добрый день, дорогие учителя, учащиеся и наши гостья. Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Путешествие в мир неорганических веществ». А сейчас поприветствуем наших участников - 2 команды учащихся 9 классов.

Участники занимают свои места.

Представляются члены жюри.

Слово предоставляется командам, команды знакомят с собой (название команды, девиз).

Первый конкурс «Угадай элемент»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)

4. С греческого этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)

5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)

7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)

(Задания для этого конкурса составлены используя статьи И.А.Леенсона «Откуда имя твое»)

Жюри подводит итоги первого конкурса и озвучивает баллы.

Второй конкурс «Сделай Сам»

Каждой команде выдано определенное количество реактивов и оборудования, они должны получить как можно больше новых веществ, используя имеющиеся возможности, доказать прохождение химических реакций. Записывают уравнения реакций и описывают свои наблюдения. Далее показывают свои результаты, жюри оценивает правильность проведенных реакций. Реактивы: магний стружки, алюминий порошок, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, раствор фенолфталеина, раствор нитрата свинца (II), спиртовка, спички.

Пока участники команд выполняют задание, ведущие проводят конкурс со зрителями. За каждый правильный ответ зрители получают звездочку. В конце подводятся итоги, кто из зрителей больше набрал звездочек получают подарки.

Вопросы для игры со зрителями

1. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

2. Чем пахнет после грозы? (Озон)

3. Незаменимый компонентом гемоглобина - пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит..... (Железо)

4. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

5. Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

6. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

7. Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)

8. Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

9. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы - жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

11. Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

12. Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)

13. Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)

14. Каустическая сода - это... (гидроксид натрия)

15. Речной песок, кремнезем, кварц - это... (Оксид кремния (IV))

16. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)

17. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)

18. Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты)

19. Какая вода становится мутной при дыхании (Известковая)

20. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний)

Похожие публикации