Батюшка василий швец. Протоиерей василий федосеевич швец (1913–2011). Протоиерей Василий Швец

Летичевского района Хмельницкой области. Родители - Феодосий Кондратьевич и Агафья Никитична были крестьянами. В семье говорили на украинском языке. Дед - Кондратий Швец, был чтецом в церкви. Отец - Феодосий Швец, был старостой храма, отличался силой и здоровьем, но умер сравнительно молодым - во время пожара надорвался, когда срывал ворота у горящего амбара. Отец больше занимался со старшим сыном, а младший, Василий, был любимцем матери, постоянно помогал ей в работах по огороду и в торговле на рынке. Однажды во время пожара его забыли в горящем доме. В последний момент отец вынес его на руках сквозь огонь. Мать - Агафья Никитична, была очень ревностной к молитве, к церкви, состояла в сестричестве при храме, пекла просфоры, катала свечи, убирала в храме, занималась благотворительностью по благословению священника. Первые три ребенка Агафьи Никитичны умерли в младенчестве. Каждый год она ходила пешком в Киев и дважды - в Почаев. Дома постоянно читала жития святых и другую духовную литературу. Во время раскулачивания Агафья Никитична убежала ночью через окно, переплыла Буг, прошла пешком около 100 км, села на поезд и уехала на Белое море, потом жила в Ленинграде.

Друзей у Василия в детстве не было, он много работал по хозяйству, очень уставал, на улицу гулять не ходил. Сам он был атлетического телосложения, научился ковать косы, серпы, ножи, подковывать лошадей. Он хотел основать свою кузницу, но семья попала под раскулачивание, и все планы рухнули. Память у него была прекрасная, легко считал в уме, запоминал различные тексты, но заниматься науками ему было неинтересно. Больше привлекали театр, цирк. Однажды его поразили бродячие акробаты-клоуны, после чего он стал тайно от всех заниматься акробатикой.

Между Финской и Великой Отечественной войнами участвовал в строительстве укрепрайона на Балтийском море - «Новый Кронштадт» на Сойкинском полуострове, возле нынешнего Кингисеппа . Руководил работой сотен заключённых. Его поразило, что многие были осуждены безвинно, и он старался помочь им. Покупал у эстонцев рыбу для столовой, за что был обвинён в связи с финнами и арестован. Ему удалось оправдаться.

До войны Василий Федосеевич скрывал свою веру, от храма отошёл, после ухода из дома десять лет не причащался.

В начале войны немцы начали бомбить укрепрайон. Василий Федосеевич взял на свой страх и риск организацию эвакуации людей, оружия, оборудования. Дал указание готовить вагоны, погружать людей, выделил из запасов в каждый вагон продовольствие. Вывез эшелон заключённых, чтобы их не расстреляли перед приходом немцев. Василия Федосеевича обвинили в расхищении стратегических запасов базы - это те самые продукты, которые погрузили в вагоны с людьми для того, чтобы они не голодали в пути. К счастью, и на этот раз ему удалось оправдаться. Также в начале войны привлекался по подозрению в немецком происхождении фамилии (Швец). Пришлось доказывать малограмотным особистам, что фамилия украинская.

С по год был настоятелем Свято-Никольского храма села Каменный Конец Гдовского района Псковской области. Он сознательно выбрал самый бедный и удаленный приход, чтобы потрудиться и восстановить разрушенный храм. Жизнь на приходе была беспокойной: постоянные конфликты с уполномоченным, вызовы к начальству, угрозы, штрафы за то, что крестил и служил молебны в соседних деревнях на дому, за постройку сторожки при храме, за совершение крестного хода. Власти заставили правящего архиерея отправить отца Василия на покой по возрасту, о чём пришел указ. Батюшка спрятал этот указ в бумажник и продолжал служить. Владыка был доволен таким исходом дела.

Много раз, практически каждый год, были попытки ограбить храм. Отец Василий решил ночевать в храме, между алтарями сделал лежанку, но обычно не спал, а всю ночь молился. В окрестных храмах были похищены все ценные иконы, одного сторожа сожгли вместе с храмом, другого привязали к столу и засунули в чулан, его только через три дня нашли. А в Каменном Конце воры ни разу не смогли забраться внутрь храма.

Скончался в ночь на 11 марта года в Псковских Печорах. За 20 дней до кончины три дня были сильные боли, потом боль ослабела. Последние 17 дней жизни он ничего не вкушал, 7 дней не пил, но до последнего дня переживал пасхальную радость, пытался петь «Воскресение Христово видевше…» Перед смертью напряженно молился, пытался креститься. В конце три раза глубоко вздохнул и испустил дух.

13 марта того же года состоялось отпевание в Сретенской церкви Псково-Печерского монастыря . Погребён в Псково-Печерском монастыре в отдельной крипте.

Отец Василий выделялся горячим молитвенным настроем, многие годы молился по ночам со слезами. Много раз ему предлагали монашеский постриг, но он отказывался и говорил: «Я и так монах по духу, а если меня постригут, вы меня больше не увидите (монашество он понимал как затвор). Останусь как есть». Старцы советовали ему сидеть на месте в Каменном Конце и служить каждый день Литургию, но сам отец Василий главное призвание свое видел в апостольской проповеди.

Он служил Божественную литургию практически ежедневно, стараясь не пропускать ни одного дня даже во время многочисленных поездок по стране. Он отличался крайне благоговейным и истовым совершением богослужения. От всех присутствующих требовал строгого молчания, обязательных поклонов на трисвятом и на «приидите поклонимся…» Богослужение длилось по восемь - десять, а иногда до 16 часов.

Отец Василий сам был постником и учил строгому посту всех приезжавших к нему. После войны перестал есть мясо. Став священником, перестал вкушать молочные продукты. Не вкушал пищи в первую седмицу Великого поста и Страстную, все пятницы и накануне всех праздничных служб. Спал как можно меньше. Он был человеком темпераментным, и с ним было не всегда легко, но он оставался настоящим подвижником, не давая себе ни минуты покоя.

Очень многих исцелил он от телесных и душевных болезней исповедью, соборованием, причастием, горячей молитвой. Отцу Василию много раз предлагали взять на себя отчитку

  • Иеромонах Александр (Дзюба), Александр Трофимов. "Он был поистине народным старцем..." Памяти протоиерея Василия Швеца
    • http://www.e-vestnik.ru/obituaries/on_byl_poistine_3414/
  • Новость о 90-летнем юбилее протоиерея Василия Швеца на сайте "Православие"

November 21st, 2011

Пророчества и видения о судьбе Москвы и Петербурга. Из книги Симонова В.А. «Пророки всего мира о России после 2012 г»

Некоторые пророки предсказывают провал отдельных районов Москвы под землю во время тектонического катаклизма. Учитывая, что под городом находится огромное море воды, то эти пророчества могут осуществиться.

Священник Георгий Белодуров. Предсказание протоирея Василия Щвеца: «Один «старец», а именно протоиерей Василий Швец (ой, не знаю, а жив ли он? Уж больно древний был!) говаривал своим чадам: «Бегите из Москвы! Москва - это Вавилон! .

Скоро Господь покарает ее, и вся она провалится под землю!». Я, само собой, посмеивался над эти предсказаниями, и искренне жалел тех, кто по послушанию отцу Василию продавал свои квартиры, и уезжал в неведомые дали, туда, куда укажет старец. В основном в г. Печеры и Печерский район...».

Рассказ протоиерея Александра Никулина: «Въ тюремной камере насъ было несколько, но все священники. Некоторые дремали передъ отбоемъ, другіе уснули. Вдругъ спавшій молодой священникъ, отецъ Александръ, проснулся въ большомъ возбужденіи и сталъ быстро разсказывать.
– Проснитесь, пожалуйста, и выслушайте то, что я сейчасъ вамъ разскажу. Вы знаете, что я только-что спалъ. И виделъ я во сне моего родного отца, священника, убитаго большевиками. Онъ явился мне съ прекраснымъ наперснымъ сіяющимъ крестомъ на груди и сказалъ мне очень важныя слова:
– «Сегодня ты будешь со мною!».
И только что молодой священникъ отецъ Александръ успелъ произнести эти слова, какъ открывается кормушка нашей камеры и самъ камендантъ тюрьмы говоритъ:
– Такой-то (его фамилія, имя и отчество) съ вещами на выходъ! Какъ только кормушка закрылась, отецъ Александръ сказалъ:
– Ну, вотъ видите, – это то, о чемъ мне только что сообщилъ мой отецъ, явившійся мне во сне. Это – разстрелъ! Это – встреча съ горячо любимымъ отцомъ! Слава Богу, слава Богу за Его великую милость ко мне недостойному и многогрешному! И онъ поклонился намъ всемъ земно и уже пошелъ къ дверямъ. Но на пороге онъ повернулся и добавилъ:
– Да, еще отецъ мой сказалъ: «А Москва провалится!». И это сбудется непременно!
Съ этими словами иерей Александръ скрылся въ дверяхъ... Мы были просто ошеломлены всемъ происшедшимъ. Вскоре мы услышали одинокій выстрелъ. Это отецъ Александръ «ушелъ» къ отцу по плоти и къ Вечному Отцу Небесному. «Вечная память», – прошептали мы и перекрестились,– «со святыми упокой». У всехъ на глазахъ были слезы».

Воспоминания о блаженной Пелагии Рязанской (местночтимая святая Рязанской епархии): Пелагия говорила: «Что будет с Москвой? - В один миг под землю! Что с Санкт-Петербургом? - Так будет называться море!».

Предсказания Славика (Вячеслава Крашенинникова), уроженца города Чебаркуль Челябинской области: «В те времена в некоторых местах дети будут умирать от голода, а Москва будет жить праздно, но потом она начнет проваливаться под землю. Она двинется как бы по наклонной, а когда Иисус Христос ступит на площадь, тогда остатки Кремля со звездой окончательно провалятся. Правительство к этому времени переберется вроде бы в Бонн (точно не помню) и оттуда будет руководить народом».

Экстрасенс Инна Василиади: «Пустая Москва. Лишь кое-где виднеются на улицах редкие фигуры военных в форме защитного цвета. На перекрестках замерли танки. Произведена почти полная эвакуация людей из города. Спрашиваю: «Куда эвакуировали людей?» Вижу новую картинку. Бараки пионерского лагеря на окраине леса. О как много людей вокруг них и, наверное, внутри них. Люди то и дело входят в двери барака либо выходят из дверей. Теперь показывают то, что будет через месяц. Сейчас середина августа. Разрушений в Москве нет. Есть прохожие на улицах Москвы, и многие из них в гражданской одежде. Но попадаются и военные. Люди ходят озабоченные, хмурые какие-то. О! Как сильно полыхнуло перед глазами! Теперь вижу неизвестный мне город. Он находится в Калифорнии. По-прежнему август. Все дома, даже небоскребы, в городе разрушены. Всюду руины. В них копошатся людские фигурки».

Многим жителям Москвы и Петербурга в последнее время снятся необычные, возможно, вещие сновидения. Феномен вещих снов действительно существует и это подтверждается множеством достоверных фактов.

Елена. Москва. Сон: «Мы вместе с подругой бродили по торговому залу в Москве, я собиралась купить костюм, она что-то другое. Похоже на зиму, мы в верхней одежде. Внезапно от сильнейшего толчка пол ушел из-под наших ног, грохота я не слышала. Не помню, как мы выбрались оттуда и прямиком направились в другой магазин. Это было, что-то среднее между вокзалом и супермаркетом. Огромной силы толчок опять выбил каменный пол из-под наших ног, как если бы Земля решила остановиться, а мы продолжили движение. Пролетев с десяток метров (все вокруг буквально слилось в бешенном движении) я чудом удержалась на ногах, буквально чиркнув носом по полу. Ошеломление - это самое верное определение моих чувств. Наяву я попадала в землетрясение, силой 5 баллов, но тогда действительно трясло, колебания были достаточно большой частоты, здесь же иное. Да, еще: я совсем не уверена, что во втором случае это была Москва, что-то среднее между Москвой и С-Петербургом. Торговый зал из первого случая скорее был вещевым рынком».

Дарья. Москва. «Мне снятся кошмарные сны, которые постоянно повторяются. Вот один из них. Ранняя весна. Выхожу рано утром из своего дома. Солнце только что появилось на небосводе. Я подхожу к автобусной остановке, и вдруг страшный удар из-под земли сбивает меня с ног. Вокруг меня падают здания, как костяшки домино. Затем, отчетливо слышу, земля оглушительно загудела – Яо, Ио. Солнце стремительно исчезло за горизонтом, стало темно, и на небе появилась Луна. Крики, стоны, уцелевшие люди в панике бегают вокруг руин. Кругом пожары.
Следующий сон. Сильные ураганные ветры. Небо заволокло серо-черными тучами. Из них сыплется пепел и черная жидкая грязь, которая покрыла всю поверхность земли. Мы с подругой живем в гараже, в овощной яме. Холодно и постоянное чувство голода. Боимся выйти наружу, так как вокруг свирепствуют вооруженные банды мародеров и насильников. Время словно остановилось».

Ясь. Москва. Московская область. «…снились сны, когда вдруг земля уходила из-под ног, а затем ударяла по ногам, что-то рушилось и падало, но это была ерунда по сравнению с тем, что было понимание – это произошло. И, что через час-два-три мы услышим далекий раскатистый шум, который будет нарастать, превратится в грохот, потом постепенно стихнет, но Земля станет уже совсем другой. И жить на ней станет нельзя…».

Натата. «Цунами в Москве. Я в Икее, хожу по магазину, смотрю в окно и вижу большую волну, высотой с двухэтажный дом, которая быстро приближается. Люди поворачиваются на мой крик, начинается паника, все бегут к дверям, я бросаюсь к служебному выходу, выбегаю на улицу и забираюсь по лестнице на какое-то служебное помещение, высотой как раз в 2 этажа, думаю: как раз цунами такой высоты, не должно снести. Цунами со всей бьется об это помещение, брызги, вода разливается, заливает мне ноги, цепляюсь со всей силы за крышу, чтобы не унесла волна. Я думаю - что же с остальными людьми? И что, вообще, сейчас в Москве? Достаю телефон, чтобы позвонить мужу, узнать, как он, как дочка. И тут вижу, идет еще одна волна, потом третья, их много, одна за другой. Когда же это кончится. Потом наступает затишье. Наконец-то! Спускаюсь на землю, пытаюсь позвонить, но руки дрожат, не могу набрать правильный номер. Оборачиваюсь, и вижу опять волна, огромная! Высотой с 9-ти этажный дом. Со всех ног бегу к ближайшему высотному дому, рядом со мной бегут еще люди, лифт? Нет, вдруг застрянет - на лестницу, бегом, скорей, я успеваю. Волна бьется об дом, он вздрагивает, вода быстро заливается в дом и, бурля, медленно поднимается вверх, смывая тех, кто не успел подняться. Обломки мебели, люди - живые и мертвые, крики. На этом я проснулась, 6 утра, ну и кошмар думаю, попила чаю и легла дальше спать с надеждой, что приснится что-то приятное. Увы, сон продолжился. На этот раз я вижу себя дома, лихорадочно собираю сумку с вещами и говорю мужу - собирайся скорей, скоро и сюда волны придут. Мы на вокзале, вижу длинный высотный дом, слышу - нарастает шум. Все, говорю мужу, мы не успели. Он - подожди, сейчас придет поезд, мы уедем. Нет, отвечаю - вода уже здесь - она за тем домом, прислушайся - волна шумит. Сейчас она перехлестнет через дом и все. И тут на балконы этого дома стали выбегать люди, молиться. Некоторые прыгают вниз и разбиваются. Я понимаю, что они увидели что-то настолько страшное на другой стороне, что предпочитают быструю смерть. Смотрю на крышу дома, ожидая что вот сейчас покажется там вода. Отчаяние. «Господи! Сделай же что-нибудь» - кричу я. И тут рядом со мной появляется священник, весь в белом, католический. Покайся! - говорит он мне довольно строго - Покайся, пока есть время! Я падаю на колени, кричу небу: «Прости меня!». И вижу на крыше воду - грязная пена, как на гребне волны, она перехлестывает через крышу и льется вниз, на людей, начинается паника, я хватаю мужа, дочь и тащу их в сторону 25-этажки, надеясь, что спасемся там, как прошлый раз. На сим снова проснулась. Больше не рискнула лечь спать».

Пророчества о Санкт-Петербурге.

О судьбе Санкт-Петербурга имеется такое древнее предание. В 1703 году Петр I разрушил языческое капище на берегу Балтийского моря рядом со священной сосной, по которой чухонские жрецы предсказывали наводнения и могли точно предвидеть уровень подъема воды в море. Петр лично срубил дерево топором, а трем жрецам предсказателям приказал отрубить головы. Перед смертью каждый из них напророчил о судьбе города на берегах Невы.

Первый сказал, что заложенный царем Петром в 1703 году город простоит только 300 лет – столько же, сколько и династия Петра. Это пророчество уже осуществилось. Первым представителем дома Романовых был Михаил Федорович, который был избран царем в феврале 1613 года на Земском соборе. Царствующая династия Романовых прервалась в июле 1918 года со смертью Николая II в подвале Ипатьевского особняка в Екатеринбурге. Прошло 305 лет и 5 месяцев со дня основания династии.

Далее старец сказал: «А потом городу на Неве быть пусту!» Это страшное пророчество едва не исполнилось в страшные дни блокады, но до 300-летия города тогда оставалось еще 60 лет. Петр I разрушил языческое капище в 1703 году, а в 1712 году Санкт-Петербург стал столицей Российской империи. Если к дате основания города прибавить период царствования дома Романовых, то исполнения древнего пророчества нужно ждать, начиная с середины 2008 года.

Второй чухонский старец предсказал объединение финно-угорских народов и конец владычеству белых царей. Третий старец предрек – город Петра исчезнет с лица земли, когда в нем будут захоронены «три царя с Востока». Петр I пришел с Востока (Москвы), основал город и умер в 1725 году. Погребен в Петропавловском соборе. Второй царь – Николай II, останки которого были доставлены с Урала, перезахоронен в Санкт-Петербурге. Осталось ждать захоронения третьего «царя», возможно из петербургской «династии» президентов России.

Григорий Распутин неоднократно упоминал в своих пророчествах о будущей судьбе России и Санкт-Петербурга: «На Петербург опустится тьма. Когда его имя будет изменено, тогда кончится империя (крушение Российской империи, революция 1917 года и переименование города в 1924 году в Ленинград – прим. С.В.). А когда его имя будет вновь изменено (с 1991 года - Санкт-Петербург), над Европой разразится гнев Божий. Петербург возвратится тогда, когда солнце перестанет плакать, а Казанской Божьей Матери не будет более. Петербург будет столицей новой России, и из ее утробы будет извлечено сокровище, кое разнесется по всем землям Пресвятой Богоматери».

Предсказание схимонахини Нилы (Новиковой Е.А.). Из воспоминаний игумена Иннокентия - настоятель храма Иоанна Златоуста в Воскресенске: «Матушка говорила, что к концу времен на месте Санкт-Петербурга будет море. Москва же частично провалится, там множество пустот под землей».

Елена. Видение. Цунами в Питере. «Представляете себе. Перекресток Фонтанки и Невского? Над водой только верхние этажи, да крыши домов. Помню, что со стороны пл. Восстания огромная (метров 50 высотой) волна идет…».

Лилия. «Мне на прошлой недели приснился сон - цунами. Я живу за городом, у Финского залива. Сон снится, что цунами - грязь, машины, люди, доски все плавает. Я собираю вещи, деньги, детей собираю, а они разбегаются. Короче, кошмар…».
Аналогичных сновидений можно привести еще множество. Возможно, это вещие сны и они снятся людям неслучайно. Подобные сны - своеобразное предупреждение о грядущем катаклизме.

Тридцать лет он служил в огромном пустом храме, посвящённом его любимому святому Николаю Чудотворцу на берегу Чудского озера, расположенном в селе Каменный конец. Это весьма пустынное место и, хотя отец Василий не принимал монашество, считая себя недостойным ангельского звания, его жизнь была жизнью настоящего пустынника.

Мне довелось знать его лично и пономарить на службах, которые он вёл. Это были особенные службы, наполненные благоговением и молитвой. Он был человеком весьма неординарным, большого духа, и его жизнь могла бы стать, и, скорее всего, станет, основой для очень глубокой и интересной книги.

Литургия отца Василия могла длиться часами, он всегда поминал всех, кто и за кого просили помолиться, только Великий вход мог длиться у него сорок пять - пятьдесят минут - старец поминал живых и усопших перед Чашей.

По воспоминаниям иеромонаха Александра (Дзюбы) старец, бывало, молился так, что в холодном нетопленном алтаре, зимой, от его тела шёл пар.

Если говорить честно, отец Василий был холериком, человеком огненного темперамента и с ним было не всегда легко, но он всегда оставался настоящим подвижником равным древним старцам, не давая себе ни минуты покоя. Даже далёкий от церкви человек, находясь рядом, мог ощущать его любовь к людям и Богу и веру - ту веру, которая способна творить чудеса.

Всем просьба помолиться о новопреставленном протоиерее Василии.

Комментарии

Задайте ВОПРОС или выскажите своё скромное мнение:

13.03.11 Sun 11:56 - `Герасимов Артем`

Вечная память!

В середине девяностых годов по милости Божией, неоднократно приезжал к батюшке в "Каменный конец". Ездил с ним по стране и за границу. Часто доводилось общаться с ним. В то время я был юн, глуп и горяч. Общение с батюшкой во многом помогло мне научится смирению и сформировало мои взгляды на жизнь земную и духовную. С горечью узнал о его кончине, нас покинул еще один великий молитвенник за всю Российскую землю и ее народ.

Упокой Господь его душу и даруй ему Царствие Небесное.

Герасимов Артем (PAPIruss)

13.03.11 Sun 17:42 - Anonymous

Царство Небесное!

Упокой, Господи, Душу усопшего новопреставленного раба Твоего Протоиерея Василия!
Прости Ему его прегрешения вольные и невольные, ведомые и неведомые, забытые и неисповеданные!
И даруй Ему Царство Небесное!

17.03.11 Thu 00:30 - `Мезерницкие Лариса и Александр`

Упокой, Господи новопреставленного раба Василия


Батюшку похоронили в воскресенье в пещерах Печорского монастыря. Отпевали Батюшки, которых Он в разное время благословил на священство.

Господь одарил нас с супругой возможностью исповедоваться у Него, побывать в Святой Земле под Его окормлением. Он венчал нас. Усердный молитвенник, Батюшка ночью вставал молиться, если перед сном вспоминал, что кого-то не помянул в вечерних молитвах. Как уже писали, он служил в огромном храме села Каменный конец. Прихожан вообще очень мало, а зимой в лютый холод и вовсе никого.... и батюшка служит, один или вдвоем со стареньким псаломщиком. Вечная ему память и молим Господа, да дарует ему Царствие Небесное!

Мезерницкие Лариса и Александр (Эти фотографии 1997 года)

21.03.11 Mon 21:54 - Паломничество

«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

Николай Каверин, "Благодатный огонь" №13, с.6-10

В связи с 60-летием Великой Победы русского народа в Великой Отечественной войне невозможно не отметить ряд публикуемых в церковных изданиях мифов, связанных с этой эпохой. Эта мифология, не подкрепленная никакими ссылками на церковные или архивные источники, кочует из книги в книгу. Автором большинства этих мифов является протоиерей Василий Швец. Наиболее полно его сочинения были представлены в книге «Россия перед вторым пришествием» (М., 1993, 1994 и т.д.) - своеобразной энциклопедии православного мифотворчества, составителем которой является Сергей Фомин. Вошли эти мифы также и в книгу иеромонаха Филадельфа (Моисеева) «Заступница Усердная» (М., 1992).

Повествования прот. Василия Швеца (без ссылок на какие-либо источники!) могут представляться весьма благочестивыми, ибо связаны они с глубоко почитаемым верующим русским народом Казанским образом Божией Матери - Заступницей Усердной рода христианского. Однако необходимо предостеречь легковерного читателя не доверять слепо всему тому, что вышло из-под пера прот. Василия Швеца и затем вошло в различные сборники о войне.

Не будем разбирать все описываемые о. Василием события, отметим лишь кратко то, что никак не может соответствовать исторической правде.

Так, например, согласно прот. В. Швецу, по совету митрополита гор Ливанских Илии (Караме) (Антиохийский Патриархат), который сразу после начала Великой Отечественной войны горячо молился за спасение России от вражеского нашествия , И.В. Сталин во время блокады Ленинграда встретился с митрополитами Алексием (Симанским) и Сергием (Страгородским) (с. 273). Однако никаких исторических сведений о подобной встрече не обнаруживается и, как мы увидим ниже, ее и не могло быть. Да и вообще очень сомнительно, чтобы Сталин мог советоваться в 1941 году с архиереем Антиохийской Церкви, тогда как русских архиереев Сталин принял у себя лишь в 1943 году. Это сродни другому мифу, приведенному в книге «Россия перед вторым пришествием»: «Бесспорным фактом является приезд к блаженной Матроне в Царицыно в октябре 1941 г. И.В. Сталина» (с. 271). Первая историческая встреча Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), радикально изменившая отношение советского государства к Церкви, произошла, как известно, 4 сентября 1943 года. Сталин тогда высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем,с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание ежемесячного церковного журнала (Журнал Московской Патриархии) и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах. Именно с сентября 1943 года стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток.

Но вернемся к сочинениям прот. Василия Швеца. Не представляются правдоподобными его сообщения о крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери вокруг блокадного Ленинграда, опять же по указанию митрополита гор Ливанских Илии, переданному им советскому правительству (с. 273).

Что представлял собой блокадный Ленинград? Непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод и отсутствие воды, кромешная тьма и лютые морозы зимой - вот реальная ситуация в городе на Неве, связанном только «дорогой жизни» через Ладожское озеро с остальной, неоккупированной территорией страны. Во время блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, митрополит Алексий (Симанский) постоянно пребывал в осажденном Ленинграде, так что ни о какой его встрече со Сталиным, как бы этого ни хотелось прот. Василию Швецу и составителю книги «Россия перед вторым пришествием», не могло быть и речи. Владыка Алексий постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, разделяя с вверенной его окормлению паствой героическое стояние в осажденном городе. Служил владыка один, без диакона, сам читал помянник о «всех от глада и язв скончавшихся» и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, обходя с чудотворной иконой собор, в котором в то время и жил.

Несмотря на голод и бомбежки, обессиленные от голода люди шли в собор, где служил их любимый архипастырь осажденного города. Своим пастырским словом владыка Алексий в самое трудное время поддерживал и утешал своих пасомых надеждой на скорую победу, упованием на Покров Божией Матери и небесное предстательство покровителя Ленинграда - святого Александра Невского.

При этих обстоятельствах ни условий, ни возможности, ни сил, ни духовенства для обнесения крестным ходом иконы Божией Матери вокруг окруженного фашистами города просто не было.

Как вспоминал ленинградский благочинный протоиерей Николай Ломакин, который за все время блокады был в постоянном общении с митрополитом Алексием, «Владыка митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях. Сам, иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый - для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Никто от нашего Владыки не уходил опечаленным, не окрыленным духовно. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь; лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых в тяжкие дни блокады Ленинграда, Владыка Алексий нередко сам отпевал усопших от голодного истощения мирян, невзирая на лица и обставляя эти погребения особо торжественно» (Журнал Московской Патриархии, 1945, # 4, с. 26 - 27).

Только прорыв блокады в январе 1943 года позволил митрополиту Алексию в труднейших условиях предпринять путешествие для встречи и совещания с Патриаршим Местоблюстителем Сергием (Страгородским). После Архиерейского Собора 1943 года митрополит Алексий возвратился в свой страждущий город. 11 ноября 1943 года ему была вручена правительственная медаль «За оборону Ленинграда».

После выхода в свет книги «Россия перед вторым пришествием» постоянно повторяется благочестивая легенда об облете в декабре 1941 года Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери (с. 275). Напомним еще раз, что до исторической встречи Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви в сентябре 1943 года ни о какой религиозной пропаганде, а тем более в войсках, не могло быть и речи. Нужно ясно представлять себе сложность и трагичность ситуации обороны Москвы в октябре-декабре 1941 года, чтобы понять, что за подобный «облет с иконой», когда немцы уже были на подступах к столице, летчика, посмевшего совершить подобное, ожидал бы беспощадный приговор военного трибунала.

Прот. В. Швец пишет, что во время обороны Сталинграда Казанская икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и поэтому немцам не удалось разбить наши войска: «Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой...» (с. 275) Описывая такую неправдоподобную идиллию (огромная часть русского священства в это время находилась в тюрьмах и лагерях), прот. В. Швец, вероятно, спутал Сталинградскую битву с Бородинской . Все описанное протоиереем Василием просто не имело места, как бы это красиво и благочестиво ни читалось.

По свидетельству участников Сталинградской битвы (отец пишущего эти строки воевал с первого до последнего дня в составе действующей Красной Армии и в звании офицера участвовал в Сталинградской битве), никакого молебна перед привезенной Казанской иконой перед началом битвы, да и самой иконы, не было. Фронтовики лишь свидетельствовали, что во всех сохранившихся православных храмах духовенство возносило молитвы о победе нашей армии. Еще раз напомним, что Сталинградская битва происходила за семь месяцев до судьбоносной для Церкви встречи Сталина и трех высших иерархов РПЦ в Кремле.

Непосредственных участников битвы за Сталинград и свидетелей тех событий с каждым годом становится все меньше, а неудержимая фантазия церковных мифотворцев готова сочинять самые нелепые небылицы, представляя их как «предания» и истинные чудеса. И кочуют подобные «предания» и «чудеса» из одной книги в другую, искажая историю Русской Православной Церкви и умаляя подвиг русского воина на полях Великой Отечественной войны.

Кто из православных может сомневаться, что по молитвам Заступницы усердной рода христианского были одержаны победы и под Москвой, и под Сталинградом, и произошел прорыв Ленинградской блокады. Помощь Божия и молитвы Пресвятой Богородицы, Которой молилась вся Россия, помогли сломить врага и привели к славной победе нашего народа в день святого Георгия Победоносца на Пасху 1945 года.

Но когда читаешь в той же книге «Россия перед вторым пришествием» о битве за Кенигсберг такие слова: «Перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна" (так они (немцы) называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех (немцев) отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела... Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским» (с. 276), - то поистине героический подвиг и мужество русского солдата превращаются в дешевые и глупо срежиссированные эпизоды из кинофильма «Падение Берлина»...

И, наконец, отметим, что видный иерарх нашей Церкви митрополит Ленинградский Антоний (Мельников; +1986) крайне отрицательно относился к сочинениям прот. Василия Швеца.

Редакция «Благодатного Огня» попросила игумена Сергия (Рыбко), настоятеля храма Сошествия Святаго Духа на апостолов что на Лазаревском кладбище, высказать свое суждение о событиях Великой Отечественной войны в изложении протоиерея Василия Швеца.

"Я считаю, что рассказы о. Василия о Великой Отечественной войне, обнародованные им в конце 80-х, не совсем правдоподобны. Я бы сказал даже, что нездоровые вещи пишет или рассказывает о. Василий. Конечно, может быть, он «зритель Божиих откровений» и ему одному это было открыто, но дело в том, что факты, о которых он говорит, исторически не подтверждены. Никто из современников о. Василия не подтверждает сведений, им приводимых, о молебнах и крестных ходах под Москвой и Сталинградом. Была совершенно другая эпоха, и, на мой взгляд, это было просто невозможно в то время. Если было бы возможно то, что описывает о. Василий, то «перестройка» и второе «крещение Руси» начались бы гораздо раньше, еще при Сталине! Но в том-то и дело, что мы знаем: после исторической встречи 1943 года в Кремле были репрессии духовенства 1949 года, вновь сажали священников и вообще верующих людей. И поэтому рассказы о. Василия больше похожи на какие-то сказки, благочестивые апокрифы. Я знал одного священника, принявшего сан в семьдесят лет, который провел всю войну в Москве. Это был благочестивый человек от юности своей, посещавший храм Божий. И когда ему при мне рассказали всю эту «историю» с Казанской иконой Божией Матери, с крестным ходом, благодаря чему якобы было остановлено наступление фашистов под Москвой, он выслушал, помолчал и сказал: «Сильно сладко сказано... не жили вы тогда и не знаете». Так что и по его мнению этого быть не могло, он прямо высказал недоверие и неприятие по отношению к «фактам», приводимым о. Василием".

Сейчас эти рассказы о. Василия про оборону Москвы и Сталинграда напечатаны во многих книгах, но «свидетелем» их был почему-то только он один. Других свидетей нет! А для церковной истории этого мало. Факт должен быть подтвержден еще кем-нибудь, кто видел то же самое. Ведь эти события «не в углу происходили» (Деян. 26, 26).

Здоровый скепсис в Церкви необходим. Иначе любой жулик будет нас просто обманывать, выдумывать какие-то «благочестивые» истории. Православная вера все-таки отличается рассуждением, и Святой Дух есть «Дух премудрости; Дух разума», как поет Церковь в день Пятидесятницы. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что любое учение, слово любого проповедника, учителя, духовника необходимо поверять святыми Отцами. Если сочинения о. Василия Швеца поверять св. Отцами, особенно учением свят. Игнатия Брянчанинова (вспомним его слово «О чудесах и знамениях»), то повествования о. Василия скорее подходят к лжечудесам, нежели к чудесам Божиим.

То, что писал и говорил о. Василий, - просто благочестивые сказки, не имеющие никакого духовного смысла. Я считаю, что грех верить подобным вещам, никем и ничем не подтвержденным.
Безусловно, Божия Матерь участвовала в судьбах нашей Родины, были Ее явления во время Великой Отечественной войны, однако то, о чем повествует о. Василий, у меня вызывает очень большие сомнения.

=====================================

Это вполне правдоподобно: о его молитвах за победу русского народа в войне с фашизмом писал даже «Журнал Московской Патриархии» (1948, # 1), ибо многие христиане в то время по всему миру возносили молитвы о победе Красной Армии.

Вполне достоверным представляется следующее чудесное явление во время Сталинградской битвы. В самый критический момент битвы бойцы одной из частей армии генерала Чуйкова увидели в ночном сталинградском небе Знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск. Это явление зафиксировано в архивах. См.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д.16. Л. 105.

anchoret.front.ru/myth.htm

27.07.17 Thu 20:26 - Anonymous

Прошу, подскажите где лежит в Печорах батюшка Василий Швец

Прошу, подскажите где лежит в Печорах батюшка Василий Швец - мой духовник, открывший мне и во мне Жизнь и всю мою семью(46) человек окормлявший, меня не было рядом с ним при похоронах, и только сейчас, надеюсь добраться до него - 31 июля 2017 года, а не знаю где его там искать...

25.01.18 Thu 13:58 - Священник Сергий

На сайте "Древо" Открытая православная энциклопедия сказано

Адрес страницы: http://drevo-info.ru/articles/18234.html
"Скончался в ночь на 11 марта 2011 года в Псковских Печорах. За 20 дней до кончины три дня были сильные боли, потом боль ослабела. Последние 17 дней жизни он ничего не вкушал, 7 дней не пил, но до последнего дня переживал пасхальную радость, пытался петь «Воскресение Христово видевше…» Перед смертью напряженно молился, пытался креститься. В конце три раза глубоко вздохнул и испустил дух.
13 марта того же года состоялось отпевание в Сретенской церкви Псково-Печерского монастыря. Погребён в Псково-Печерском монастыре в отдельной крипте".

Приехав туда, спросите, Вам покажут.

21.09.18 Fri 09:58 - Anonymous

Аскет?-да, святой?-нет

Я и мой крестник посетили отца Василия в 1986 году, летом. Богослужение длилось 9 часов. В различные части батюшка вставлял многочисленные акафисты, кафизмы и каноны, потому так долго. У меня сложилось впечатление, что батюшка был аскет- спортсмен и его немногочисленная паства, почитателей из Москвы и Ленинграда, такие же аскеты-спортсмены. Да и я сам в то время был таким. Аскеты-спортсмены, это люди, начитавшиеся о подвигах древних старцев \ например 1000 дней стояния на камне Серафима Соровского, или столпника Симеона\пытались им подражать. В результате: сморщенные брови, сведенные губы, закрытость ума, враждебность к не-аскетам, осуждение "мирских людей", нелюбовь к ближнему, и уж очень странная пропитанная эгом любовь к Богу. Они всегда цитируют "царствие божие силою берется", при этом забывая, что "бремя мое легко". Короче, никакого истинного христианского смирения, предания себя в волю божью и доверия Богу и ощущения, что святость дается Богом, а не достигается личными усилиями там не было. Благо, Господь меня вывел из этого заблуждения.

Вопросы-ответы за месяц

  • 17206 Это вопрос времени
    1 день 3 часа назад
  • 17234 Свечи можете смело ставить
    1 день 6 часов назад
  • 17231 Православного лечит исповедь,
    1 день 6 часов назад
  • 17233 Правильно думаете! И еще надо
    1 день 6 часов назад
  • 17232 Любить других, вообще,
    1 день 6 часов назад
  • 17234 Как вести себя в церкви?
    1 день 22 часа назад
  • 17232 Отношения с родителями
    1 день 22 часа назад
  • 17231 Здравствуйте. Моя подруга
    2 дня 6 часов назад
  • 17222 Мастурбация
    2 дня 13 часов назад
  • 17222
    2 дня 22 часа назад
  • 17198 Сменить веру.
    3 дня 20 часов назад
  • 17224 Здрастуйте 6 дней назад похоронили свекра
    4 дня 5 часов назад
  • 17220 Кто не без греха, пусть
    4 дня 8 часов назад
  • 16750 Это бесовщина.
    4 дня 9 часов назад
  • 17198 Спасибо вам большое
    4 дня 9 часов назад
  • 17221 Слушайте мужа - он у Вас хороший
    4 дня 9 часов назад
  • 17198 Полюбить мужа.
    4 дня 13 часов назад
  • 17219 Ложе умершего.
    4 дня 13 часов назад
  • 17222 Мастурбация.
    4 дня 13 часов назад
  • 17223 Поясните вопрос
    4 дня 14 часов назад
  • 17223 Может ли кресная вдова
    4 дня 16 часов назад
  • 17221 Венчаны но не расписаны
    4 дня 20 часов назад
  • 17220 Могу ли я стать крестной
    5 дней 3 часа назад
  • 17219 Похороны отчима
    5 дней 8 часов назад
  • 17218 Воцерковление
    5 дней 9 часов назад
  • 17218 Православие
    5 дней 10 часов назад
  • 17210 Вы чрезвычайно категоричны.
    5 дней 11 часов назад
  • 17210 Вырванная фраза.
    5 дней 17 часов назад
  • 17210 О частом причащении
    5 дней 19 часов назад
  • 17210 Ссылка на книгу.
    5 дней 20 часов назад
  • 17165 Слова мои переворачивать
    5 дней 20 часов назад
  • 17195 Бог подскажет
    5 дней 21 час назад
  • 17210 Страх Божий, который не у всех есть
    5 дней 21 час назад
  • 17195 Верно! Наталья!
    5 дней 23 часа назад
  • 17217 Здравствуйте. Я вот хотела
    5 дней 23 часа назад
  • 17210 Страх Божий.
    5 дней 23 часа назад
  • 17206 "Помолитесь убиенным монахам"
    6 дней 3 часа назад
  • 17206 Езжайте в Оптину
    6 дней 4 часа назад
  • 17195 Быть с Богом
    6 дней 4 часа назад
  • 17215 Первая исповедь
    6 дней 4 часа назад
  • 17214 Что по-настоящему необходимо,
    6 дней 5 часов назад
  • 17215 Первая исповедь
    6 дней 6 часов назад
  • 17214 Вопрос с батюшке по поводу похорон
    6 дней 7 часов назад
  • 17165 Святые Отцы vs мультики на ютубе
    6 дней 7 часов назад
  • 17195 Мф 7:21 Не всякий, говорящий
    6 дней 7 часов назад
  • 17210 Сщмч. Киприан обратился
    6 дней 7 часов назад
  • 17165 Вот эту книгу Вам очень бы надо прочесть.
    6 дней 11 часов назад
  • 17195 Слушаться с полуслова! А
    6 дней 12 часов назад
  • 17210 Общение с бесами
    6 дней 12 часов назад
  • 16581 О спасении незнающих
    6 дней 22 часа назад
  • 17213 Священника роль малая, главное делает Бог
    1 неделя 2 часа назад
  • 17213 Здравствуйте,батюшка.Меня
    1 неделя 3 часа назад
  • 17165 Проповеди на ютубе
    1 неделя 8 часов назад
  • 17212 Доброе время суток! Хотелось
    1 неделя 8 часов назад
  • Мне никто анкетных данных. Не предоставляет и фотографий в профиль. Думаю, что почти все прошли через наше подворье в Москве
    1 неделя 12 часов назад
  • 17194 Спасибо большое!!! Благослови
    1 неделя 14 часов назад
  • 17165 Спасибо за информацию,
    1 неделя 20 часов назад
  • 16575 Муж против того, чтобы забрать племянника из детдома
    1 неделя 21 час назад
  • Уточните пожалуйста
    1 неделя 22 часа назад
  • Было примерно 10 постригов, может, 12. В основном в мантию, иноческих мало
    1 неделя 23 часа назад
  • 17165 Откуда вы взяли это утверждение?
    1 неделя 1 день назад
  • 17210 Странное воцерковление
    1 неделя 1 день назад
  • 17194 О приходе бесов к умирающим
    1 неделя 1 день назад
  • 16635 Молитва из чина отпевания
    1 неделя 1 день назад
  • 17194 Очень ценная информация для
    1 неделя 1 день назад
  • 17202 Что делать.
    1 неделя 1 день назад
  • 17210 Молодой человек.
    1 неделя 1 день назад
  • 17165 Рабство греху.
    1 неделя 1 день назад
  • 17209 Кражи и покаяние
    1 неделя 1 день назад
  • 15783 Финансовая пирамида
    1 неделя 1 день назад
  • 17126 Благоговение перед святыней
    1 неделя 2 дня назад
  • 17124 Грехи до Крещения
    1 неделя 2 дня назад
  • 16138 Исповедь и покаяние
    1 неделя 2 дня назад
  • 15727 Метки антихриста
    1 неделя 2 дня назад
  • 17208 Ну и отдайте тётке это
    1 неделя 2 дня назад
  • 17165 Это понятно, что не сразу
    1 неделя 2 дня назад
  • 17207 Дети часто видят то, чего
    1 неделя 2 дня назад
  • 17209 Я совершал не очень хорошие
    1 неделя 2 дня назад
  • 17208 Благословите батюшка. Мои
    1 неделя 3 дня назад
  • Спаси вас Бог
    1 неделя 3 дня назад
  • 17207 Икона Иисуса Христа
    1 неделя 3 дня назад
  • 17206 Лучше на Бога полагайтесь, а не на медицину
    1 неделя 3 дня назад
  • 17117 Муж наркоман. Тиран
    1 неделя 3 дня назад
  • Национальные ограничения в Русике сняты, Слава Богу!
    1 неделя 3 дня назад
  • 17165 Жизнь выстраивать.
    1 неделя 3 дня назад
  • А сейчас подстригают?
    1 неделя 3 дня назад
  • 17206 Вопрос о бесплодии
    1 неделя 3 дня назад
  • 17205 потихоньку стала итсисткой - кто это такие?
    1 неделя 4 дня назад
  • 17205 Здравствуйте,посоветуйте
    1 неделя 4 дня назад
  • 15727 Взял бы ли Христос биометрию?
    1 неделя 4 дня назад
  • 17178 Бывают родители иноверцы или
    1 неделя 4 дня назад
  • 17165 Безусловно, правила,
    1 неделя 4 дня назад
  • 15727 Так можно или нет? Ответ
    1 неделя 4 дня назад
  • РПЦ и КПЦ подружатся
    1 неделя 5 дней назад
  • 17117 Ну, вам виднее, в конце
    1 неделя 5 дней назад
  • 17204 А вы идите последним, и тогда
    1 неделя 5 дней назад
  • 17117 Скажу несколько слов со своей
    1 неделя 5 дней назад
  • Церковная икономия
    1 неделя 5 дней назад
  • Свято-Пантелеимонов монастырь
    1 неделя 5 дней назад
  • 17193 Частицу Масличной (Елеонской
    1 неделя 5 дней назад
  • 17202 Что делать с материнским проклятием
    1 неделя 5 дней назад
  • 17203 Зеркала и пол
    1 неделя 6 дней назад
  • 17202 материнское проклятье
    1 неделя 6 дней назад
  • 17201 Не верьте! Молитесь ли Вы? Ходите ли в храм?
    1 неделя 6 дней назад
  • 17201 Мне пророчили на смерть
    1 неделя 6 дней назад
  • 17197 Сын звереет от игр
    2 недели 7 часов назад
  • 17194 Я не батюшка, а так, своим
    2 недели 7 часов назад
  • 17190 Всякие могут быть причины
    2 недели 7 часов назад
  • 17200 крестница (она же племянница)
    2 недели 9 часов назад
  • 17124 За Ваше покаяние грех этот Гдь Вам простил в Крещении. Но епитимию можно попросить у священника, хотя само Ваше раскаяние - это тоже своего рода епитимия
    2 недели 9 часов назад
  • 17160
    2 недели 9 часов назад
  • 17180 Да, сейчас венчают и повторно. Обратитесь в храм, там Вам объяснят, как это сделать
    2 недели 9 часов назад
  • Ездить можно, но причащаться можно лишь в Пантелеимоновском монастыре
    2 недели 10 часов назад
  • 17194 Спасибо, батюшка, за ответ...
    2 недели 20 часов назад
  • 17199 Ребёнок постоянно что-то ломает
    2 недели 1 день назад
  • 17196 Свеча - это символ молитвы.
    2 недели 1 день назад
  • 17199 У ребенка нет защиты
    2 недели 1 день назад
  • 17194 Сейчас суеверия
    2 недели 1 день назад
  • 17165 Причастие отгоняет порчу
    2 недели 1 день назад
  • 17188 Рукоблудие и другие
    2 недели 1 день назад
  • 17198 Любовь к мужу
    2 недели 1 день назад
  • 17197 Добрий вечер у нас в семье
    2 недели 1 день назад
  • 17196 Здравствуйте..я Маргарита
    2 недели 2 дня назад
  • 17185 Большое спасибо! Благослови
    2 недели 2 дня назад
  • 17195 Что делать если 5детей и муж
    2 недели 2 дня назад
  • 17194 В церковной лавке нашего
    2 недели 2 дня назад

  • 2 недели 2 дня назад
  • 17187 Начальнику, в т.ч. учителю,
    2 недели 2 дня назад
  • 17178 Вы бы посоветовались
    2 недели 2 дня назад
  • 17191 Любого размера крест можно
    2 недели 2 дня назад
  • 17158 Развод как юридический акт
    2 недели 2 дня назад
  • 17184 Насколько мне известно,
    2 недели 2 дня назад
  • 17185 Здравствуйте!
    2 недели 2 дня назад
  • 17193 Добрый вечер у меня будут два
    2 недели 2 дня назад
  • 17192 Может ли бес в бесноватом человеке креститься?
    2 недели 3 дня назад
  • 17191 Нательный крест
    2 недели 3 дня назад
  • 17189 Крестных поменять нельзя. Да
    2 недели 3 дня назад
  • 17187 Детей надо воспитывать, иначе
    2 недели 3 дня назад
  • 17190 чувство опустошенности
    2 недели 4 дня назад
  • 17189

Протоиерей Василий Швец и его «православные мифы».
[статья из серии по истории пророчеств].

«И Ангел сказал мне:
Почему ты удивился? Я скажу тебе тайну женщины и Багряного Зверя, несущего её, имеющего семь голов и десять рогов.
Зверь, которого ты увидел, был, и нет его, и ему предстоит подняться из Бездны, и пойти в погибель» («Откровение» Иоанна Богослова 17, 7-8).
Двадцатый век периода «Багряного Зверя» (1917-2025), «был, и нет его», всё ещё продолжает отбрасывать отсветы или тени на нашу реальность: «и ему предстоит подняться из Бездны, и пойти в погибель». То и дело вспоминаются былые события и трагедии. У многих велико искушение интерпретировать происходящее сегодня с помощью «пророчеств» ушедших дней, тем более, что Россия в очередной раз назначена главным врагом всего «прогрессивного» демократического человечества. Политический горизонт – в грозовых тучах, которые только сгущаются. Риторика, используемая нашими геополитическими противниками (по сленгу чиновников: «партнёрами Кремля»), заставляет говорить о второй фазе «холодной» войны, при этом варианты начала «горячей» придумывать не приходится – они очевидны. Общее ощущение – что российское общество снова живёт в предвоенное время.
В связи с 73-летней победой русского народа в Великой Отечественной войне невозможно не отметить ряд постоянно публикуемых в церковных и в новостных изданиях «мифов», связанных с прошедшей войной. Эта «пророческая» православная мифология, не подкреплённая никакими ссылками на церковные или архивные источники, кочует из книги в книгу, из статьи в статью, из форума в форум. И «мифы» эти, что перепечатка старых, что новые, но со старым содержанием, появляются постоянно с настораживающей стабильностью. А дальше вполне следует ожидать увеличения их количества, потому что впереди нас ждут (наверняка, уже готовятся) новые «сенсационные» открытия по теме Отечественных пророчеств, ласкающих даже самый привередливый «патриотический» слух.
Автором большинства пророческих «мифов» о периоде Великой Отечественной войны, которыми сегодня заполнен интернет, является протоиерей Василий Швец, написавший серию статей под общим названием «Чудеса от Казанской иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ» в журнале «Русь». В дальнейшем наиболее полно сочинения протоиерея для российской публики были представлены в книге Сергея Фомина «Россия перед Вторым пришествием» (М., 1993, 1994 и т.д.) – своеобразной энциклопедии православного «мифотворчества» после развала Советского Союза (первый период «Багряного Зверя» (1917-1990): «Зверь, которого ты увидел, был, и нет его»).
Историко-литературные «повествования» протоиерея Василия Швеца (без ссылок на какие-либо первоисточники!) могут представляться весьма «благочестивыми» сочинениями, однако необходимо предостеречь легковерного читателя не доверять слепо всему тому, что вышло из-под пера данного протоиерея, а затем вошло в различные отечественные сборники пророчеств о Великой Отечественной войне.
Не будем разбирать все описываемые отцом Василием «чудеса» и «пророчества», отметим лишь кратко то, что никак не может соответствовать исторической правде.

Во-первых, согласно Василию Швецу, по совету митрополита гор Ливанских Илии (Караме) (Антиохийский Патриархат), который сразу после начала Великой Отечественной войны почему-то стал горячо молиться за спасение России, а не Советского Союза, от вражеского нашествия, Иосиф Сталин во время первых зимних месяцев блокады Ленинграда встретился с митрополитами Сергием (Страгородским) и Алексием (Симанским) («Россия перед Вторым пришествием», стр. 273).
Однако никаких исторических сведений о подобной встрече не обнаруживается в архивах, откуда о ней узнал Василий Швец не понятно. Да и вообще очень сомнительно, чтобы Сталин мог «советоваться» в 1941 году с архиереем Антиохийской Церкви по поводу блокады Ленинграда, тогда как русских архиереев Сталин принял у себя лишь в 1943 году.
Это сродни другому «мифу», приведённому в книге «Россия перед Вторым пришествием»:
«Бесспорным фактом является приезд к блаженной Матроне в Царицыно в октябре 1941 г. И.В. Сталина...» (стр. 271).

[Историческая справка.
Первая историческая встреча Иосифа Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), радикально изменившая отношение советского государства к Церкви, произошла, как известно, 4 сентября 1943 года. Сталин тогда высоко отозвался о патриотической деятельности Православной Церкви, отметил и тот факт, что с фронта поступает немало писем с одобрением такой позиции духовенства и верующих, дал согласие на созыв Собора и избрание Патриарха, предложил открыть духовные академии и училища для обучения священнослужителей, разрешил издание ежемесячного церковного журнала (Журнал Московской Патриархии) и распорядился заняться проблемой освобождения архиереев и духовенства, находящихся в ссылках, лагерях и тюрьмах.
Именно с сентября 1943 года стали повсеместно открываться тысячи храмов, закрытых ранее в годы безбожных пятилеток].

Во-вторых, не представляется «правдоподобным» сообщение протоиерея Василия Швеца о крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери вокруг блокадного Ленинграда, опять же по указанию митрополита гор Ливанских Илии, переданному им советскому правительству (стр. 273).

[Историческая справка.
Что представлял собой блокадный Ленинград?
Непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод и отсутствие воды, кромешная тьма и лютые морозы зимой – вот реальная ситуация в городе на Неве, связанном только «дорогой жизни» через Ладожское озеро с остальной территорией страны. Во время блокады, длившейся с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, митрополит Алексий (Симанский) постоянно пребывал в осажденном Ленинграде, так что ни о какой его встрече со Сталиным, как бы этого ни хотелось протоиерею не могло быть и речи. Владыка Алексий постоянно совершал богослужения в кафедральном соборе, разделяя с вверенной его окормлению паствой героическое стояние в осажденном городе. Служил владыка один, без диакона, сам читал помянник о «всех от глада и язв скончавшихся» и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, обходя с чудотворной иконой собор, в котором в то время и жил.
Несмотря на голод и бомбежки, обессиленные от голода люди шли в собор, где служил их любимый архипастырь осажденного города. При этих обстоятельствах ни условий, ни возможности, ни сил, ни духовенства для обнесения крестным ходом иконы Божией Матери вокруг окруженного фашистами города просто не было].

Как вспоминал ленинградский благочинный протоиерей Николай Ломакин, который за всё время блокады был в постоянном общении с митрополитом Алексием:
«Владыка митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, всюду внося бодрость, веру в победу, христианскую радость и молитвенное утешение в скорбях. Сам, иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый – для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Никто от нашего Владыки не уходил опечаленным, не окрыленным духовно. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь; лишая себя, по-христиански делился пищей. Желая молитвенно утешить и духовно ободрить пасомых в тяжкие дни блокады Ленинграда, Владыка Алексий нередко сам отпевал усопших от голодного истощения мирян, невзирая на лица и обставляя эти погребения особо торжественно...» (Журнал Московской Патриархии, № 4, стр. 26-27, 1945).
Только прорыв блокады в январе 1943 года позволил митрополиту Алексию в труднейших условиях предпринять путешествие для встречи и совещания с Патриаршим Местоблюстителем Сергием (Страгородским). После Архиерейского Собора 1943 года митрополит Алексий возвратился в свой город. 11 ноября 1943 года ему была вручена правительственная медаль «За оборону Ленинграда».

В-третьих, после выхода в свет книги «Россия перед Вторым пришествием» постоянно повторяется «благочестивая легенда» протоиерея Василия Швеца об облёте в декабре 1941 года Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери (стр. 275).
Напомним ещё раз, что до исторической встречи Сталина с тремя митрополитами Русской Православной Церкви в сентябре 1943 года ни о какой религиозной пропаганде, а тем более в войсках, не могло быть и речи. Нужно ясно представлять себе сложность и трагичность ситуации обороны Москвы в октябре-декабре 1941 года, чтобы понять, что за подобный «облет с иконой», когда немцы уже были на подступах к столице, летчика, посмевшего совершить подобное, ожидал бы беспощадный приговор военного трибунала.

В-четвёртых, протоиерей Василий Швец пишет, что во время обороны Сталинграда Казанская икона Божией Матери стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и поэтому немцам не удалось разбить наши войска:
«Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой...» (стр. 275)
Описывая такую «неправдоподобную идиллию» (огромная часть русского духовенства в это время находилась в тюрьмах или в лагерях), протоиерей, в своих фантазиях, вероятно, спутал Сталинградскую битву 1942 года с Бородинским сражением 1812 года.
Всё описанное протоиереем Василием просто не имело смысла, как бы это красиво и благочестиво сегодня ни читалось. Фронтовики свидетельствовали в своих «Воспоминаниях», что во всех сохранившихся православных храмах духовенство возносило молитвы о победе нашей армии. Ещё раз напомним для читателей, что Сталинградская битва происходила за семь месяцев до судьбоносной для Церкви встречи Сталина и трёх высших иерархов РПЦ МП в Кремле.
Непосредственных участников битвы за Сталинград и свидетелей тех событий уже фактически не осталось, а неудержимая «фантазия» современных церковных мифотворцев готова сочинять самые нелепые небылицы, представляя их как народные «предания» и истинные чудеса. И кочуют подобные «предания» и «чудеса» из одной книги в другую, искажая историю Русской Православной Церкви и Отечественную историю пророчеств.

В-пятых, в книге «Россия перед Вторым пришествием» читаем о битве за Кенигсберг:
«Перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна» (так они (немцы) называют Богородицу), которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех (немцев) отказало оружие – они не смогли сделать ни одного выстрела... Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским...» (стр. 276), – воистину героический подвиг и мужество русского солдата превращаются в дешевые и глупо срежиссированные эпизоды из кинофильма «Падение Берлина»...
* * *
И, наконец, отметим, что видный иерарх нашей Церкви митрополит Ленинградский Антоний (Мельников; †1986), участник войны, крайне отрицательно относился к сочинениям протоиерея Василия Швеца:
«...Сейчас эти рассказы про оборону Москвы и Сталинграда напечатаны во многих книгах, но «свидетелем» их был почему-то только он один. Других свидетелей нет! А для церковной истории этого мало. Факт должен быть подтверждён ещё кем-нибудь, кто видел то же самое. Ведь эти события «не в углу происходили» (Деян. 26, 26). Здоровый скепсис в Церкви необходим. Иначе любой жулик будет нас просто обманывать, выдумывать какие-то «благочестивые» истории. Православная вера все-таки отличается рассуждением, и Святой Дух есть «Дух премудрости, Дух разума», как поет Церковь в день Пятидесятницы.
Вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых Отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10).
Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов:
«Знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному...
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами...» («О чудесах и знамениях»).
И самое главное. Чудеса посылаются вовсе не для того, чтобы через них избавить нас от бед и страданий…
Вера, построенная на чудесах, легко принимается и так же легко улетучивается. Такая вера слаба и недолговечна. Во времена испытаний, которые рано или поздно наступают, она испаряется, порождая в человеке ропот и недоумение...».
* * *
И вот, проецируя прошлое в настоящее, нельзя не прийти к мысли, что сегодня российскому обществу также нужен здоровый скепсис. Иначе любой жулик будет нас просто обманывать, выдумывая какие-то «благочестивые» истории о скором светлом и обязательно великом, выдавая свою литературную деятельность за пророчества.
* * *

Похожие публикации