Сценарий русско-украинской войны. Украинский вариант. Война на Украине – это война сионистов против России руками русского народа Российско украинская война

Накануне подписания Брестского мира приключилась короткая, но кровопролитная русско-украинская война.

Или первый её этап, поскольку военные столкновения русских с украинцами на межэтнической почве продолжились вплоть до 1921 г.

В российской историографии такое понятие отсутствует, но сами украинцы его широко используют.

Из описания событий становится очевидно, что украинскую сторону представляли националисты, самочинно провозгласившие УНР, и относительно русского населения города Киева находившиеся в подавляющем меньшинстве. Но зато сторону УНР временно взяли беглые русские монархисты, республиканцы, генштабисты и проч. С другой стороны, киевский режим поддерживали австро-немецкие милитаристы, строя на нём концепцию грядущего Брестского мира.

Итак, большевики послали на Украину войска, имея целью в т. ч. и развалить эту концепцию. Не будет УНР, не с кем будет заключать и сепаратный мир.

Войска Антонова-Овсеенко заняли Луганск и Мариуполь, Муравьёв вошёл в Харьков, где была учреждена альтернативная Украинская советская республика (Харьков пробудет столицей Украины до 1934 г.) а затем двинулся на Полтаву. В Екатеринославе Советская власть была установлена под руководством легендарного красного командира П. В. Егорова, героя гражданской войны (не путать с будущим репрессированным маршалом А. И Егоровым). Егоров и Муравьёв соединились в Полтаве, разгромили гайдамаков, и двинулись на Киев.

В самом Киеве вспыхнуло большевистское восстание, жестоко подавленное вернувшимися отрядами Гайдамацкого коша.

Последняя попытка остановить Муравьёва была предпринята под Бахмачом, где состоялось кровопролитное сражение, а затем у станции Круты, в 130 км от Киева. Там около 500 юнкеров и киевских студентов разобрали железнодорожные пути и заняли оборону. Ничего не подозревавший 3000-ный отряд латыша Берзина был обстрелян и понёс потери. Развернувшись в боевой порядок, берзинцы легко обратили в бегство оборонявшихся. Унровцы бежали, погрузившись эшелон, побросав раненых и часть своих товарищей. Впоследствии из боя под Крутами на Украине сделают легендарное историческое событие, хотя это была лишь незначительная стычка. Но вот так, например, запечатлел бой под Крутами украинский художник Леонид Перфецкий (1901−1977).

Необходимый штрих в биографии. Художник этот воевал за петлюровцев, потом бежал в эмиграцию. Места жительства Львов, Париж, умер в Монреале. Ну, а в годы 2-й мировой войны воевал в составе дивизии СС «Галичина».

Вот как Муравьёв докладывал в столицу о бое под Крутами: «Войска Петлюры во время боя насильно пустили поезд с безоружными солдатами с фронта навстречу наступавшим революционным войскам и открыли по несчастным артиллерийский огонь. Войска Рады состояли из батальонов офицеров, юнкеров и студентов, которые, помимо сделанного зверства с возвращающимися с фронта солдатами, избивали сестер милосердия, попавших во время боя к ним в руки. Иду на Киев. Крестьяне восторженно встречают революционные войска».

Зачем ему врать-то?

22 января 1918 г. Муравьёв подошёл к Киеву и начал артиллерийский обстрел города. Спустя 3 дня правительство УНР бежало в сторону Житомира, в сопровождении остатков гайдамаков, числом не более 1200 человек. На месяц Муравьёв занял Киев, но цели, которые преследовал Ленин на брест-литовских переговорах, не были достигнуты.

10 января в Петрограде в Таврическом дворце начал работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд фактически учредил новое государство — РСФСР, и окончательно порвал с Учредительным собранием, разогнанным за неделю до того.

Не случайно, что матрос Железняков был на съезде одной из самых популярных фигур. Там же прогремела его декларация: «Мы готовы расстрелять не единицы, а сотни и тысячи, ежели понадобится миллион, то и миллион». Бурные аплодисменты.

Но нас интересует прежде всего последний вопрос повестки съезда — «о войне и мире». 11 января на заседании ЦК партии большевиков за революционную войну проголосовали два человека, против — 11, при одном воздержавшемся. На съезде у большевиков было 860 делегатов из 1647. И большевики стали продавливать легитимацию Брестского мира.

Из доклада Троцкого: «Мир поистине демократический и общий возможен лишь… когда вспыхнет победоносная мировая революция… но мы не можем дать гарантию, что ни при каких условиях мы не найдём возможным дать передышку русскому отряду международной революции!» Кончил свою речь Троцкий использовав цитату из гоголевского «Тараса Бульбы» (явная перекличка с украинским контекстом): «И если германский империализм попытается распять нас на колесе своей военной машины, то мы, как Остап к своему отцу, обратимся к нашим старшим братьям на Западе с призывом: «Слышишь?» и международный пролетариат ответит, мы твёрдо верим этому: «Слышу!»

В эти дни из Австро-Венгрии и Германии действительно стали поступать сообщения о начале массовых забастовок вплоть до всеобщей, с образованием при этом рабочих советов. Немецко-австрийские милитаристы решили ускорить события в Брест-Литовске.

После съезда Троцкий вернулся в Брест и обнаружил, что его план «ни мира, ни войны» обсуждается в европейской печати. Сообщение Ленину, 22 января: «Среди бесчисленного количества слухов и сведений в немецкую печать проникло нелепое сообщение о том, будто бы мы собираемся демонстративно не подписать мирного договора, будто бы по этому поводу имеются разногласия среди большевиков и пр., и пр… Немецкая пресса стала трубить, будто бы мы вообще не хотим мира, а только заботимся о перенесении революции в другие страны. Эти ослы не могут понять, что именно под углом зрения развития европейской революции скорейший мир имеет для нас огромное значение».

На Украине тоже разворачивались события. В свете наступления Муравьёва, 9 января Малая рада приняла IV Универсал — о провозглашении независимости Украины. Независимость была принята 39 депутатами (!) при шести воздержавшихся и четырех высказавшихся против.

Сразу после принятия Универсала фракция украинских эсеров потребовала отставки действующего мелкобуржуазного, по её определению, правительства и формирования своего эсеровского кабинета. Напомню, что Муравьёв тоже был эсер.

Внутренняя обстановка в УНР резко накалилась. Несогласные с политикой Центральной рады и Генерального секретариата, официально были объявлены «врагами народа, врагами Украинской народной республики, контрреволюционерами… будь то черносотенцы, большевики, кадеты или кто иной». Как раз к этому моменту относится период репрессий гайдамаков. Подавлено восстание на военном заводе «Арсенал». Кроме того, были арестованы до 30 большевиков, захвачены редакция и типография газеты «Пролетарская мысль».

Но Муравьёв уже приближался, его торопили из Петрограда. 22 января, повторю, он подошёл к Киеву.

Троцкий, направляясь в Брест-Литовск: «…надеюсь, мы не встретим там представителей Рады, т. к. Центральный исполнительный комитет Советов Украины признал единственными полномочными вести переговоры о мире Совет народных комиссаров. Мы сумеем также опираться на события в Киеве».

В ночь на 22 января из Петрограда Лениным была пущена радиограмма: «Всем. Мирной делегации в Брест-Литовске особенно: Киевская Рада пала. Вся власть на Украине в руках Совета. Бесспорна власть Харьковского ЦИК на Украине».

Далее в радиограмме сообщалось о приближении мировой революции — в Финляндии, в Германии, где 18 января был образован Берлинский совет рабочих депутатов: «Ходят слухи, что Карл Либкнехт освобождён и скоро встанет во главе немецкого правительства».

Муравьёв, однако, ещё утром 25 января фактически признавал, что полный контроль над Киевом не установлен: «Уличные бои продолжаются с большим ожесточением… В войсках Рады много работает иностранных офицеров бельгийцев, французов, румын и других… целые польские дружины присоединились к офицерству… даже монахи и те дерутся в войсках. В Лавре и других церквях найдено много оружия. Город горит. Наша артиллерия беспощадно громит город день и ночь. Враги почти совсем задавлены кольцом…». От обстрела сгорел шестиэтажный дом М. С. Грушевского, построенный в 1910 году. В огне погибли библиотека редких книг, архив историка и коллекции украинской старины. К вечеру Муравьёв официально сообщил о ликвидации последних очагов сопротивления и овладении всеми правительственными зданиями в Киеве. Вверху на фото войска Муравьёва входят в Киев.

В одиннадцатом часу Народный секретариат Украинской рабоче-крестьянской республики передал радиограмму: «Киев освобождён. Героическая борьба украинских советских войск закончилась полной победой… Члены так называемой Центральной рады скрываются… Отныне освободившаяся Украина твёрдо вступает в круг федеративных советских республик».

Казалось бы, успели. Но австро-германцев подобные сложности не смутили.

На следующий день, 26 января австрийцы предупредили главу советской делегации, что договор с украинцами готов к подписанию, и Троцкий, по их наблюдению, был очень подавлен услышанным. На исходе дня он сообщил Ленину: «Договор с Радой готов. Подписания его можно ожидать с часу на час. Только точные и проверенные данные, что Киев в руках советской власти, могли бы помешать этому…» Но Троцкий не понимал, что это совершенно не помеха для немцев.

Прелюдия окончена.

После плачевных событий, которые разыгрались на Холме Славы во Львове 9 мая 2011 года, я заинтересовался конфликтом между Западной Украиной и так называемыми "москалями": откуда беруться истоки конфликта!?

Долгие годы было принято считать, что самый проблемный регион Украины - это Крым. Годами аналитики ждали, когда там «начнется». Все это время, исподволь, бывшая Галичина превращалась в большой хутор с высокой и колючей оградкой, построенной от чужаков: киевлян, москалей, крымчан, одесситов - список бесконечен. Все это выяснилось как-то вдруг и резко, на Холме Славы, 9 мая. И это действительно было знаковое событие. Оказалось, что общепринятых украинских государственных праздников Галичина не то что не приемлет - люто ненавидит. Что националисты оккупировали все органы власти и трактуют законы страны как хотят. Или принимают свои. По осторожным опросам социологов выяснилось, что 20% населения Львова поддерживают превращение Галичины в автономный субъект с широкими правами. А по области, где «хуторское сознание» развилось до зияющих высот, этот показатель может превысить и сотню процентов.

Я беру современный учебник по истории Украины. Открываю и читаю фразу: «во время третьей русско-украинской войны...». Это официальный учебник министерства образования, восьмой класс! Я был шокирован, оказывается, были русско-украинские войны и было их три! И что же мы хотим после этого...

Здесь, в Западной Украине, как и в Югославии перед ее кровопролитным распадом, вера стала четко и окончательно ассоциироваться с национальностью.

В 46-м году оказалось, что в СССР есть единственная территория, Западная Украина, где церковь напрямую подчинена Ватикану.

Если бы процесс вхождения греко-католиков в православие растянулся по времени, было бы проще. Но НКВД сказал, что нужно здесь и сейчас. Был Собор, и епископат греко-католиков отправили в лагеря. С тех пор у местного населения появился стереотип: «русский, коммунист, православный». Из которого вытекает еще один стереотип: «украинец, националист, греко-католик». Здесь очень пристально следят, в какую ты церковь ходишь. В «русскую», на Короленко? Ты враг Украины! Люди вроде бы и соглашаются, что Бог один, но как только выясняется, что их дети собрались венчаться в храме на Короленко, сразу же волна возмущения: где? В москальской церкви? Ни за что! Срабатывает национальный аспект, а следом - религиозный. Мы ничего сделать с этим не можем, можем только скорбеть.

А теперь о главном

Полученные в 1772 г. по первому разделу Польши земли австрийские власти объединили в «Королевство Галиции и Лодомерии с Великим герцогством Краковским». Две трети населения этих территорий составляли русские или, как их называли австрийцы, русины, а треть - поляки. К середине XIX века там было 43,7 % русских и 11,8 % евреев.

На присоединенных к Австрии землях польские законы были отменены, а шляхетские сеймы распущены. Взамен была учреждена Ассамблея сословий, состоявшая из шляхты и духовенства. Но этот орган не обладал правом принимать собственные решения, а мог лишь обращаться с петициями к императору.

Галиция была разбита на 18 округов, а позже присоединенная Буковина стала 19-м округом. Всеми округами управляла германоязычная администрация.

В Галиции еще в большей степени, чем в Правобережье, польские паны и ксендзы пытались внушить русским людям, что они представляют собой какой-то иной народ, чем жители огромной Российской империи. Мало того, они старались привить ненависть к русским людям, жившим на востоке.

Польский генерал Мерославский написал в завещании: «Бросим пожары и бомбы за Днепр и Дон, в самое сердце Руси. Возбудим споры и ненависть в русском народе. Русские сами будут рвать себя своими собственными когтями, а мы будет расти и крепнуть».

В том же духе высказался ксендз Валериан Калинка: «Между Польшей и Россией сидит народ, который не есть ни польский, ни российский. Но в нем все находятся материально под господством, нравственно же под влиянием России, которая говорит тем же языком, исповедует ту же веру, которая зовется Русью, провозглашает освобождение от ляхов и единение в славянском братстве. Как же защитить себя?! Где отпор против этого потопа? Где?! Быть может, в отдельности этого русского (малорусского) народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть москалем?! Поляк имеет другую душу и в этом факте такую защитительную силу, что поглощенным быть не может. Но между душою русина и москаля такой основной разницы, такой непроходимой границы нет. Была бы она, если бы каждый из них исповедовал иную веру, и поэтому-то уния была столь мудрым политическим делом. Если бы Русь, от природы этнографически отличная, по сознанию и духу была католической, в таком случае коренная Россия вернулась бы в свои природные границы и в них осталась, а над Доном, Днепром и Черным морем было бы нечто иное. Каково же было бы это «нечто»? Одному Богу ведомо будущее, но из естественного сознания племенной отдельности могло бы со временем возникнуть пристрастие к иной цивилизации и в конце концов к полной отдельности души. Раз этот пробуждающийся народ проснулся не с польскими чувствами и не с польским самосознанием, пускай останется при своих, но эти последние пусть будут связаны с Западом душой, с Востоком только формой. С тем фактом (то есть с пробуждением Руси с непольским сознанием) мы справиться сегодня уже не в состоянии, зато мы должны позаботиться о таком направлении и повороте в будущем потому, что только таким путем можем еще удержать ягайлонские приобретения и заслуги, только этим способом можем остаться верными призванию Польши, сохранить те границы цивилизации, которые оно предначертало. Пускай Русь останется собой и пусть с иным обрядом, будет католической - тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. И если бы даже это не было осуществлено, то все-таки лучше самостоятельная Русь, чем Русь Российская» .

Какие тут могут быть комментарии?! Лучше не скажешь!

Австрийские власти вместе с поляками предприняли гонения на православную церковь в Галиции. Последний оплот православия - Мановский скит - был закрыт в конце XVIII века. Священников, отказывавшихся от унии, ждала суровая расправа. Так, в ходе наполеоновских войск поп Людкович порвал с унией и перешел в православие. Когда вернулись австрийские войска, попа поместили в психиатрическую больницу, где продержали 20 лет.

Австрийское правительство долго затруднялось в официальном определении коренного населения Галиции. В конце концов в 1848 г. в официальную административную лексику был введен термин «рутены» (Ruthenisch). Однако население этот термин не приняло. В 1859 г. австрийцы и поляки попытались ввести в Галиции латинский алфавит, но вскоре были вынуждены отказаться от этой затеи из-за резко отрицательной реакции населения.

В середине XIX века в Галиции возникло два политических течения. «Старорусская» партия стремилась приблизить галицко-русское наречие, очень близкое к церковно-славянскому языку, к современному русскому литературному языку. Девизом «Старорусской» партии стало: «Бо Русь одна, як Бог один». «Украинская» партия хотела максимально сблизить народный язык с польским.

Историк М.Б. Смолин разоблачил мифы о Галиции, как о главном центре чистого, без примеси чего-либо русского, «дистиллированного украинства»: «Многие люди, выросшие в Галиции, напротив, утверждают, что язык архангельских и вологодских жителей им гораздо более понятен, чем язык их «псевдоукраинских» сородичей из Полтавской губернии. Вышивки Прикарпатья очень похожи на олонецкие. Кстати, и в архитектурном плане бревенчатые дома Галиции никак не похожи на полтавские или винницкие мазанки, а скорее родственны все тем же северно-русским постройкам. Это отнюдь не говорит о том, что жители Полтавы или Винницы не являются русскими, это красноречиво подчеркивает лишь местный материал, из которого русское население строило свои жилища, и попутно общерусскость прикарпатского населения».

Поляки и их подголоски шли на любые фальсификации. Так, псевдоисторик М.С. Грушевский в «Истории Украины» доказывал, что украинцы произошли от мифического народа «анта», жившего в Причерноморье за много веков до нашей эры. Украинский язык XIX века, мол, исконный язык Древней Руси. В книге Грушевского приводится изображение монет, а под ними текст: «Срiбн i монети... Володимира, з його» с портретом; а на самой монете вычеканено: «Владимир на столе, а се его серебро». Следовательно, на монете надпись сделана по-русски, а язык Грушевского отдалился от нее. Дочь Ярослава Мудрого подписывается во Франции «Ana», согласно русскому звуку, но Грушевский пишет, что это подпись «Ганни» Ярославны.

Сами иллюстрации в книге Грушевского свидетельствуют о единстве русского языка. «Надпись на колоколе, отлитом во Львове в 1341 году, могла бы стоять на московском колоколе XVII века. Возьмите лупу - и вы увидите в факсимиле грамоты, заключенной между Любартом и Казимиром в 1366 году, что она написана на чистейшем русском языке. Совсем непонятно, почему Грушевский под факсимиле документа 1371 года о продаже земли заверяет, что она написана на «староукраинской мове», когда она написана русским языком того времени. Факсимиле печатей и выбитых польским королем (Казимиром Великим) монет свидетельствуют, что Галиция в течение всего XIV века называлась по-латыни «Russia». Вы перелистываете эту «Историю Украйны» и нигде до XVI века не находите документа с тем именем, которым пестрит текст самого Грушевского, - все нет как нет этого желанного слова «Украйна» ни на монете, ни в былине, ни на стенной росписи...»

Поляки и «украинствующие интеллигенты» фактически разделили этнически единое население Галиции на русских и украинцев. В результате многие историки конца XIX - начала XX века писали, что украинец - это не национальность, а партийность.

Воспитание ненависти к другой национальности, а в данном случае просто к инакомыслящим, рано или поздно приведет к большому кровопролитию.

Уже перед войной австрийские власти с подачи «украинствующих» начали расправы с деятелями «русского» движения в Галиции. В 1913 г. был инсценирован «шпионский процесс» против группы «русофилов» Бендасюка, Колдры, Сандовича и Гудимы. Публицист и сотрудник ежедневной газеты «Прикарпатская Русь» С.Ю. Бендасюк шел в этом списке первым как наиболее активный пропагандист русской культуры и русского единства. В 1910-1912 гг. он был секретарем знаменитого просветительского галицко-русского Общества имени Михаила Качковского. Отец Максим Сандович был канонизирован Польской православной церковью как мученик, его расстреляли в сентябре 1914 г. Умер он со словами: «Да живет русский народ и святое православие!»

Обратим внимание, шпионами в Галиции объявили людей, общественная деятельность которых была на виду у властей, прессы и всего населения. Никакого отношения к вооруженным силам Австро-Венгерской империи они не имели. Шпионские процессы против деятелей русского движения сопровождались шумихой в германо- и украиноязычной прессе. Между тем австрийская полиция дела о настоящих шпионах проводила в строжайшей тайне. Вспомним хотя бы дело знаменитого шпиона полковника генштабиста Редля, которому предложили тихо застрелиться, и лишь случайно его имя попало в печать.

«С началом Первой мировой войны русские, живущие в Прикарпатской Руси, подверглись настоящему геноциду. Австро-венгерские власти провели масштабные чистки русского населения, жертвами которых стали несколько сотен тысяч человек - расстрелянных, повешенных, лишенных крова и замученных в лагерях. Австрийские концлагеря Талергоф и Терезин, забытые сегодня, были первыми ласточками, предшественниками германских Освенцима, Дахау и Треблинки. Именно в Талергофе и Терезине была опробована политика массовых убийств мирного населения. Прикарпатские русские пережили свою национальную голгофу. Особую роль «общественных полицаев» в этом геноциде сыграли профессиональные «украинцы», «мазепинцы», усердствуя в доносах и участвуя в расправах над русскими галичанами, буковинцами, угрорусами.

«Телеграфская трагедия, - как пишет историк Н.М. Пашаева, - была трагедией всего русского движения и всего народа Галичины. Масштабы этой трагедии многих тысяч семей были бы несравненно более скромными, если бы не предательская роль украинофилов, которые были пятой колонной Галицкого национального движения, помощниками австрийской администрации и военщины».

Лидеры русского движения были арестованы, и в Вене были организованы против них два крупных судебных процесса. Первый процесс (с 21.06.1915 до 21.08.1915) велся военным дивизионным судом ландвера в Вене и приговорил за государственную измену Австрии к смертной казни через повешение Д.А. Маркова, В.М. Куриловича, К.С. Черлюнчакевича, И.Н. Дрогомирецкого, Д.Г. Янчевецкого, Ф. Дьякова, Г. Мулькевича. Всех их спас император Николай II, который через испанского короля Альфонса XIII смог добиться замены смертной казни на пожизненное заключение».

Для сравнения - проавстрийски настроенных украинских националистов в России никто не трогал. Лишь наиболее оголтелые персонажи были высланы, и не в Туруханский край, а в европейскую часть Великороссии.

Лидер националистов М.С. Грушевский осенью 1914 г. был арестован русской контрразведкой, у которой имелись доказательства его прямых связей с правительством Австро-Венгрии. Но у него нашлись высокие покровители, и в феврале 1915 г. Грушевский был направлен в ссылку в... Симбирск. Но там он не задержался, и в 1916 г. ему разрешили приехать в Москву. Проницательный читатель, наверное, догадался, что «вольные каменщики» помогли брату «высокого градуса». Но об этом потом, а сейчас вернемся к событиям в Галиции.

Позже историки назовут этот период Галицийской Голгофой. Все началось «с повсеместного и всеобщего разгрома всех русских организаций, учреждений и обществ, до мельчайших кооперативных ячеек и детских приютов включительно. В первый же день мобилизации все они были правительством разогнаны и закрыты, вся жизнь и деятельность их расстроена и прекращена, все имущество опечатано или расхищено. Одним мановением грубой, обезумевшей силы была вдруг вся стройная и широкая общественная и культурная организованность и работа спокойного русского населения разрушена и пресечена, одним изуверским ударом были разом уничтожены и смяты благодатные плоды многолетних народных усилий и трудов. Всякий признак, след, зародыш русской жизни был вдруг сметен, сбит с родной земли...

А вслед за тем пошел уж и подлинный, живой погром. Без всякого суда и следствия, без удержу и без узды. По первому нелепому доносу, по прихоти, корысти и вражде. То целой, гремящей облавой, то тихо, вырывочно, врозь. На людях и дома, на работе, в гостях и во сне.

Хватали всех сплошь, без разбора. Кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. А то просто кто лишь был вымечен как «русофил».

Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И в первую голову, конечно, ненавистных им русских «попов», доблестных пастырей народа, соль Галицко-Русской земли.

Хватали, гнали. Таскали по этапам и тюрьмам, морили голодом и жаждой, томили в кандалах и веревках, избивали, мучили, терзали - до потери чувств, до крови.

И наконец казни - виселицы и расстрелы - без счета, без краю и конца».

Меня могут обвинить в цитировании материалов лишь одной стороны. А вот независимый автор, да еще чех по национальности - Ярослав Гашек: «На перроне, окруженная венгерскими жандармами, стояла группа арестованных русинов. Среди них было несколько православных священников, учителей и крестьян из разных округов. Руки им связали за спиной веревками, а сами они были попарно привязаны друг к другу. У большинства носы были разбиты, а на головах вздулись шишки, которыми наградили их во время ареста жандармы.

Поодаль забавлялся венгерский жандарм. Он привязал к левой ноге православного священника веревку, другой конец которой держал в руке, и, угрожая прикладом, заставлял несчастного танцевать чардаш. Жандарм время от времени дергал веревку, и священник падал. Так как руки у него были связаны за спиной, он не мог встать и делал отчаянные попытки перевернуться на спину, чтобы таким образом подняться. Жандарм хохотал от всей души, до слез. Когда священнику удавалось приподняться, жандарм снова дергал за веревку, и бедняга снова валился на землю».

Предвижу возражения, мол, все эти зверства творили злодеи-немцы, а при чем здесь украинствующие деятели? При том, да еще как! Это они натравливали австрийцев на коренное население Галиции.

Депутат австрийского рейхстага Смаль-Стоцкий на заседании делегаций от 15 октября 1912 года в своей речи заявил от имени «украинского» парламентского клуба и «всего украинского народа», что после того, как все надежды «украинского народа» соединены с блеском Габсбургской династии, этой единственно законной наследницы короны Романовичей, - серьезной угрозой и препятствием на пути к этому блеску, кроме России, является тоже «москвофильство» среди карпато-русского народа. «Это движение, - сказал он, - является армией России на границах Австро-Венгрии, армией уже мобилизованной...»

В том же смысле высказались от имени «всего украинского народа» с парламентской трибуны и депутаты Василько, Олесницкий, Окуневский, Кость-Левицкий и целый ряд других... Достаточно сказать, что в ответ на речь Смаль-Стоцкого в делегациях министр Ауфенберг ответил, что «те, кто обязан, силою прекратят русское движение в Галичине».

Подобные заявления приходилось тоже очень часто читать и на столбцах галицкой «украинской» печати. Так, например, в июле 1912 г. газета «Дiло» заявила, что «когда Восточная Галичина станет «украинской», сознательной и сильной, то опасность на восточной границе совершенно исчезнет для Австрии». Поэтому ясно, что Австрии следует поддержать «украинство» в Галичине, так как, дескать, все то, что в карпато-русском народе не носит знамени «украинского», является для нее (Австрии) весьма опасным. «К уразумению этого, - читаем дальше в той же статье „Дуга", - приходят уже высшие политические круги Австрии»... А там, после такого удачного дебюта, дальше все дело пошло еще лучше и чище. Как бы в глубокомысленное развитие и разъяснение декларации доносчиков на заседании делегаций от 15 октября это же «Дiло» в номере от 19 ноября 1912 г. писало буквально следующее: «Москвофилы ведут изменническую работу, подстрекая темное население к измене Австрии в решительный момент и к принятию русского врага с хлебом и солью в руках. Всех, кто только учит народ поступать так, следует немедленно арестовывать на месте и предавать в руки жандармов...» .

Не отставали и поляки. «Красноречивым выразителем взглядов этой части галицко-польского общества и польской администрации в крае был злопамятный наместник Галичины М. Бобжинский, заявлявший, между прочим, в 1911 г. в галицком сейме: что «Я борюсь против русофильства потому, что оно является опасным для государства, но борюсь с ним и как поляк, верный польской исторической традиции» .

В годы войны «украинствующие» расправлялись со своими русскими соседями. Чтобы обвинить уроженца Галичины в шпионаже, было достаточно найти в его доме портрет Льва Толстого или просто... глобус.

А вот выдержки из секретного отчета австрийского генерала Римля: «Галицкие русские разделяются на две группы: а) русофилов (Russofil. Staatsfeindiche und Hochverrter) и б) украинофилов (Osterreicher)...

Проявляющиеся часто взгляды на партии и лица («умеренный русофил») принадлежат к области сказок; мое мнение подсказывает мне, что все «русофилы» являются радикальными и что следует их беспощадно уничтожать.

Украинцы являются друзьями Австрии и под сильным руководством правительственных кругов могут сделаться честными австрийцами. Пока что украинская идея не совсем проникла в русское простонародье, тем не менее замечается это в российской Украине.

При низком уровне просвещения украинского мужика не следует удивляться, что материальные соображения стоят у него выше политических соображений. Воспользовались этим россияне во время оккупации, и, таким образом, перешли некоторые украинские общины в русофильский лагерь».

Понятно, что здесь Римль говорит только о населении Галиции. В 1915 г. часть Галиции была занята русскими войсками. И тут царская администрация оказалась в сложном положении. С одной стороны, общественность России требовала включения Галиции в состав империи, а с другой, кучка дипломатов во главе с министром Сазоновым носилась с идеей создания Польского государства с номинальной зависимостью от русского царя. В результате из Петрограда последовало кардинальное указание разделить Галицию на две части. Восточную Галицию готовили к вхождению в состав Российской империи, а Западную Галицию - к вхождению в польское гособразование. Однако к 1917 г. австрийские войска выбили русских из большей части Галиции.

Надо ли говорить, что «украинствующие» обрадовались началу Первой мировой войны, как манне небесной. Уже 3 августа 1914 г. «украинствующие» основали во Львове «Загальну Украiнську раду», которую возглавил уже знакомый нам депутат австрийского рейхстага Кость-Левицкий. 28 тысяч щирых украинцев изъявили желание убивать «злыдней москалей». Однако в Украинский легион вступило лишь 2,5 тысячи человек. Позже легионеров переименовали в «Украинских сичевых стрельцов».

Александр Широкорад

Украина должна быть переформатирована

Усилиями украинских элит и Запада на границах России из части русского народа построено сообщество, смыслом существования которого является отрицание своей русскости и противопоставление себя России. Украина сегодня – это Антироссия , один из плацдармов в глобальном противостоянии Запада с Россией.

При возрастающей мощи российского государства терпеть претензии наглеющего соседа Россия вряд ли будет. Вопрос времени, когда этот гнойник будет трансформирован во что-то дружественное РФ или его не станет вообще.

Прежде чем рассуждать о путях трансформации Антироссии, стоит рассмотреть, что же представляет из себя украинское общество, почему его часть настроена русофобски и кто является носителем антирусской идеологии.

Украинское общество представляет собой клубок противоречий, где интересы элит противостоят интересам населения, где одна часть страны ненавидит другую и где государственная идеология направлена на раскол общества.

Сочетание несовместимых принципов и взглядов в рамках одного территориального образования ставит естественный вопрос: насколько устойчиво это государство и в состоянии ли оно трансформироваться.

Идеологическим фундаментом любого государства является государственная идеология, формирующая цели национального движения и выступающая идейной основой национальной идентификации. В качестве такой идейной основы Украины принята идеология украинства, взращенная в Галиции с целью раскола единства русского народа и навязывания его части антирусских ценностей.

Чем характеризуется украинство?

Это система ценностей, направленная на отрицание русскими Украины своих русских корней и русской истории, лютую ненависть ко всему русскому, пропаганду лживой мифологии о прошлом народа и гнёте Москвы , героизацию изменников и предателей. Вся история украинства – это непрекращающаяся борьба русского и антирусского начал.

После переворота 2014 года украинство трансформировалось в укронацизм , характеризующийся духовным и физическим насилием по отношению к «неукраинцам» и стремлением их ассимилировать.

Встает естественный вопрос, кто является носителем этой идеологии, какие слои общества ее придерживаются, как к ней относятся политические и бизнес-элиты. При этом надо понимать, что есть украинство на основе галицкого национализма и есть «бытовой» национализм, свойственный в основном центральным регионам. Если первые ненавидят все русское, то вторые могут отстаивать свою самобытность, понимая и помня свои русские корни.

Как и любое общество, украинское представлено элитами и населением. Естественно, элиты являются проводником любой идеологии, доминирующей в государстве. Что из себя представляют украинские элиты? Правит государством политические класс, идеологически заряженный на реализацию идей украинства и реализующий ее через государственную машину пропаганды и принуждения .

На сегодняшнем этапе политический класс разделен на правящий режим и так называемую оппозицию. Правящий режим опирается на пять партий «победителей», возглавляемых Порошенко, Яценюком , Тимошенко, Ляшко и Садовым . Они сформировали властные структуры.

К этой группе пытаются примкнуть выброшенная из большой политики партия галицких националистов Тягнибока и партия «вечно непроходного» бывшего министра обороны Гриценко . Пытается создать собственную политическую силу и Аваков с опорой на полувоенную группировку «Азов».

Так называемая оппозиция представлена осколками Партии регионов в лице партий «Оппозиционный блок» и «Возрождение », конкурирующей с ними партией «За жизнь» Рабиновича – Мураева и «Украинским выбором» как бы пророссийского Медведчука . Реальной разветвленной сети региональных организаций у них нет. Поддерживают оппозицию часть изгнанного режимом чиновничьего аппарата и интеллигенции, а также эмигрировавшие в Россию представители команды Януковича.

Других политических сил и партий, имеющих влияние на Украине, нет. Компартия разгромлена, Соцпартию добивают, протестные движения времен Русской весны также разгромлены. Руководители и активисты «устроены» по тюрьмам, изгнаны из страны или воюют на Донбассе.

На стороне правящего режима – часть крупного бизнеса во главе с Порошенко. Относился к ней и «безбашенный» Коломойский , которого в результате внутривидовой борьбы по команде США пришлось «утилизировать». Неотъемлемой частью режима является созданный путчистами государственный и местный аппарат чиновничества, часть деятелей культуры, образования и творческой интеллигенции, поддерживающих украинство.

Силовую поддержку режима обеспечивают вооруженные формирования боевиков «Правого сектора », «Свободы », «Братства », ОУН , «Тризуба » и другие более мелкие группировки. Особняком стоит группировка «Азов », отстаивающая идеи белой расы и не признающая местечковый галицкий национализм.

За так называемой оппозицией стоит старая олигархическая гвардия в лице Ахметова , Фирташа , Пинчука , мечтающих вернуться к временам «как при Кучме» и грабить государство, играя на противостоянии России и США . У «оппозиционеров» нет силовой поддержки, о так называемых «титушках» все давно уже забыли. Оппозиция существует, только опираясь на своих депутатов в парламенте и пропагандируя себя через подконтрольные телеканалы.

Расколотость и раздробленность оппозиции отражает расколотость и раздробленность украинского общества. Единого сплоченного народа, преследующего общую цель, на Украине нет и тем более нет украинской нации. Есть население. Поэтому власть и пытается всех убедить, что «Украина едина», создавая видимость такого единства.

Украина случайно объединила три мегарегиона: Юго-Восток, Центр и Галицию, – на которых проживают три совершенно разных по менталитету и мировоззрению народа. Они по-разному оценивают свое прошлое и по-разному видят свое будущее.

Подавляющее большинство населения Юго-Востока русские по своему менталитету люди, Центр рассматривает Россию как родственника, с которым надо жить в дружбе и согласии, а Галиция – как лютого и непримиримого врага. То есть украинское общество разнородно по своему составу и включает в себя народы с диаметрально противоположными устремлениями.

Кто же из представленного среза украинского общества является носителем и проводником идеологии украинства? Несомненно, это политическая элита правящего режима, вскормленное ими чиновничество, формирования боевиков, подавляющее большинство населения Галиции и поддерживающая их часть крупного бизнеса и интеллигенции.

Политическая элита так называемых «оппозиционеров» и поддерживающий их крупный бизнес являются носителями идеологии украинства в более мягкой форме, предполагающей постепенную ассимиляцию населения и взаимодействие с Россией только в экономической сфере. Эта группа стремится не проявлять свою приверженность украинству, как бы противостоит правящему режиму и идет на сделку с ним на определенных условиях во имя сохранения Украины.

Таким образом, на Украине практически нет элит, противостоящих продвижению украинства , и заигрывание с ними российского руководства не останавливало украинство, а только притормаживало процесс окончательного разрыва Украиной отношений с Россией.

Подавляющая часть населения Юго-Востока, значительная часть Центра, часть чиновничества и интеллигенции рассматривают Россию как свою Родину или близкого родственника и сохранили свои русские корни. Для них украинство – зло, заведшее страну в исторический тупик и принесшее бедствия и страдания миллионам людей .

Самое интересное заключается в том, что в среде политических и властных элит интересы Галиции есть кому отстаивать, а интересы Юго-Востока и Центра, самых больших по численности мегарегионов, отстаивать некому ! Вот такие парадоксы украинской политики .

Несмотря на явный запрос населения на «пророссийские» партии и силы, их нет. С одной стороны, миллионы людей считают себя русскими и стремятся к русскому единству, а с другой, реализовывать эти устремления в среде элит некому и посыл общества остается невостребованным.

И это далеко не случайность. Украинские элиты, зная о русском менталитете значительной части населения, целенаправленно противостояли становлению этой идентичности. Играющая на этом поле Партия регионов , всегда зачищала его, не допуская появление политических сил, реально отстаивающих русское единство.

Итак, на Украине имеет место противостояние одной части общества против другой. С одной стороны все украинские элиты, бизнес, чиновничество, формирования боевиков и вся мощь государственной машины, а с другой – большинство общества, значительная часть интеллигенции и … больше ничего. Вот такое неравнозначное противостояние с предсказуемым результатом.

Украинские элиты не только никогда не боролись с украинством, они, наоборот, продвигали его. Попытки части элит смягчить украинизацию лишь оттягивали процесс ее продвижения. Подавляющая часть населения оказалась брошенной своими элитами, ставшими проводниками чуждой населению идеологии.

Произошло то же самое, что и в XIII–XVI веках. Тогда часть элит Киевской Руси после нашествия татар ушла на север, в Суздаль и Владимир, а оставшаяся постепенно стала литовской и польской элитой, предав и бросив свой народ, который 400 лет не мог избавиться от польского владычества.

Действующие украинские элиты никогда не будут рубить сук, на котором сидят. Для них отказ от идеологии украинства, являющейся фундаментом государства, станет крахом их власти, поэтому они и держатся за нее. Любая украинская элита, базирующаяся на идеологии украинства, что бы она ни говорила, неизбежно будет строить русофобское государство и возрождать самое себя.

Приведенный расклад политических и общественных сил в украинском обществе говорит о невозможности трансформации Украины и возвращении Антироссии в русское цивилизационное пространство. Украина подлежит переформатированию основ своей государственности, пересмотру государственной идеологии и изменению вектора развития общества.

При этом возможны два пути: переформатирование государства или страны с населением. Государство – это форма организации общества с помощью институтов управления и принуждения на определенной территории, а страна – это территория с проживающим населением и особенностями его менталитета, традиций и обычаев.

Переформатирование государства – это попытка спасти прогнившие государственные институты и поддержка украинских элит, способных только воспроизводить правящий режим в еще более агрессивном виде.

В связи с этим государство Украина в его сегодняшнем виде не подлежит трансформации и должно прекратить свое существование. Переформатировать надо страну и население, так как это часть русской территории и проживает здесь в основном русский народ .

На этой территории надо создавать новое государство или государства на основе идеологии русского единства, формировать новые элиты и государственные институты. Будет одно или несколько государств, войдут они в состав России или нет, кто и как будет интегрироваться, это уже вопросы второго плана. Главное другое, здесь должны появиться территориальные образования, объединенные русской идеей и отстаивающие интересы русского единства.

Принципиально должно быть ликвидировано главное зло – идеология украинства , без его утилизации на этой территории всегда будет возрождаться русофобское государство. Идеологию можно победить только другой идеологией, никакие запреты и принуждения ни к чему не приведут.

Вместо украинства должна быть предложена идеология русского единства, позволяющая на основе великого прошлого построить достойное будущее. При существующем запросе в обществе такая идеология будет поддержана населением Украины и частью здравомыслящих элит и бизнеса , готовых смотреть немного дальше и думать о будущем.

Для успешного переформатирования Украины необходимо будет решать вопросы «утилизации» идеологии украинства, демонтажа идеологических и государственных структур, отстранения и привлечения к ответственности носителей этой идеологии, создание новых структур управления.

Как и какими способами завершать эпоху существования Антироссии и проводить переформатирование страны – предмет отдельного, по всей видимости, непубличного обсуждения, им должны заниматься люди, понимающие и знающие, что и как надо делать.

Украинское общество созрело к переоценке настоящего и видения своего будущего. Результатами своей деятельности элиты наглядно показали пагубность стремления уйти от России и бессмысленность евроинтеграции, ни в одном из направлений развития общества Украина ничего не добилась.

Везде одни провалы и «негаразды» ведущие государство к упадку, а население к нищете. Построение жизнеспособного русофобского государства из части русского народа на русской территории не получилось. Родился какой-то мутант, пожирающий самого себя.

События Русской весны показали, насколько быстро общество может самоорганизоваться, выдвинуть лидеров и добиваться своих целей. Крым и Донбасс уже вернулись домой, к своим историческим корням, продемонстрировав, как часть русского народа за столь короткое время восстанавливает свою русскость.

В связи с принципиальными отличиями в менталитете населения Украины вряд ли все смогут принять новую идеологию. Для большей его части русское единство – это родное, а, например, для Галиции это противоречит устоявшемуся менталитету. Поэтому проживание в одном государстве столь разных народов, исповедующих разные ценности, не может идти на пользу каждому из них.

Стремление всех сделать украинцами или русскими ведет только к дальнейшему насилию одного народа над другим и эскалации напряженности. Украинские власти пытались таким образом из разных народов создавать единую «украинскую нацию», забывая, что Украина не империя, а жалкий лимитроф на гнилых ножках.

При рассмотрении будущего Украины не стоит пытаться ко всем подходить с одним лекалом. Случайно объединенные в одно государство народы требуют индивидуального подхода. Кто-то давно готов к интеграции и уже заждался, кто-то требует переходного периода, а кому-то надо дать свободу или указать на дверь.

Процесс очищения народа от скверны и возвращения к своей идентичности будет длительным и, самое страшное, по всей видимости, кровавым. Потребуется напряжение и усилия всего общества, так как нынешняя украинская элита будет цепляться за власть до последнего и ни перед чем не остановится.

Этот процесс может резко ускориться с учетом быстро развивающейся деградации государственности Украины и возможного ее краха. Правящий режим довел общество до крайней степени неприятия власти и в любой момент может потерять управляемость государством. Поэтому надо быть готовыми к перехвату власти на всей территории или ее части и организации процесса переформатирования Антироссии.

Бывший президент Украины Виктор Ющенко снова сообщил о «24 российско-украинских войнах». «Последние четыре года мы страдаем. Хотя, это 24-я война, которую мы ведем с Россией», - сказал Ющенко в выступлении на IV Балтийско-Черноморского форуме. Неужели никому в России и дела нет до такого мощного пласта отечественной истории?

Как и в апреле 2017 года, аудитория не попросила экс-президента огласить весь список. Возможно, ошалев от контекста. В прошлый раз Виктор Андреевич потребовал не только разорвать дипотношения, торговлю, арестовать капиталы, но и запретить общение между украинцами и россиянами, а в этот раз пассаж о 24 войнах прозвучал на форуме с темой… «За диалог до доверия и мира». Впрочем, кто и когда придерживался темы форумов? В этот раз о диалоге говорил, пожалуй, только один из отцов Беловежских соглашений Геннадий Бурбулис , предлагая литовцам, молдаванам, грузинам и украинцам «помочь Владимиру Путину выбраться из тупика». На то его и избрали председателем форума.

Тем не менее, народ хочет знать. Во-первых, небольшой срок с момента появления у Виктора Андреевича сокровенного знания (появилось бы раньше, раньше и рассказал бы: уж такой он открытый человек), а во-вторых, как бы это сказать помягче, его уровень историко-методологической подготовки, подсказывал, что свое открытие он сделал, не листая пыльные фолианты, а где-то на просторах интернета. Догадка подтвердилась. Единого источника «24 войн» найти не удалось, но наложив несколько таблиц одна на другую, мы нашли почти все - 23 войны. О недостающей - позже.

Самой полной - 17 войн - оказалась таблица «История военных противостояний Украины и России» киевской интернет-газеты obozrevatel.com, см. также ее материал: «Российско-украинские войны: история и современность». По данным других источников эти 17 войн пришлось дополнять или дробить одну войну на две-три. Итак, вот полученные результаты. В описании войн в кавычках даны формулировки источников. Держитесь за стул при чтении первых строчек, дальше пообвыкнете, и пойдет легче.

978 - «поход новгородцев и варягов во главе с князем Владимиром Святославичем на Киев для захвата трона великого князя»;

1015 - 1036 - «многолетняя война новгородского князя Ярослава за киевский стол, увенчавшаяся успехом и данным победителю прозвищем „Мудрый“»;

1142 - 1159 - «борьба за Киевское княжение Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого »;

14 - 16 века - «многочисленные войны между Литовским княжеством, в состав которого с середины 14 века вошли земли современной Украины, с княжествами Северо-Западной Руси» (ошибка, правильно: «Северо-Восточной Руси»). Здесь приходится сразу исключить войны с Великим Княжеством Литовским (ВКЛ) князей Черниговских, Волынских и других южнорусских. Никак нельзя относить к «российско-украинским войнам» войны с ВКЛ Смоленских князей, чтобы не обидеть Александра Лукашенко и «беларускіх свядомых», считающих Смоленск белорусским городом. Остаются русско-литовские войны конца 15 - 16 веков. Такой вывод косвенно подтверждается тем, что и авторы схемы отбросили «мутные» 14-й и 15-й век: «Только по 16 веку 5 войн общей продолжительностью около 20 лет». Видимо, авторы учитывали в числе войн «16 века» и войну 1487 - 1494 годов (15-й век), а участие Литвы и Польши / Речи Посполитой в Ливонской войне (только тут свыше 20 лет) учитывали отдельно. Получается:

1487 - 1494 - 1-я русско-литовская война («Пограничная»);

1500 - 1503 - 2-я русско-литовская война (России против Литвы и Ливонии);

1507 - 1508 - 3-я русско-литовская война (Литвы и Крыма против России);

1512 - 1522 - 4-я русско-литовская война («Десятилетняя»);

1534 - 1537 - 5-я русско-литовская война («Стародубская»);

1558 - 1583 - Ливонская война (Литва вступила в нее в 1561, Польша - в 1563, объединенная Речь Посполитая - с 1569);

1605 - «успешный поход Дмитрия Самозванца (Лжедмитрия ) на Москву для захвата царской власти. В его войске - 12 тысяч запорожских казаков»;

1618 - «поход на Москву 20 тысяч казаков гетмана Петра Сагайдачного в составе армии королевича Владислава Вазы , добивавшегося московского престола»;

1632 - 1634 - Участие Войска Запорожского в Смоленской войне;

1657 - 1687 - «„Руина“ - трехдесятилетний период после смерти Богдана Хмельницкого - вялотекущая война российской армии с войсками Речи Посполитой и Турции, в составе которых воевали и украинцы под предводительством тех или иных гетманов». Другие источники выделяют в этом периоде три войны:

1658 - 1659 - «война между казацким государством гетмана Ивана Выговского и Московским царством. Самый известный эпизод: 28 июня 1659 года - победа войск гетмана Выговского и его союзников-татар над российским войском под Конотопом»;

1660 - 1663 - «борьба казачьих войск во главе с гетманом Юрием Хмельницким против Московского царства. Самый известный эпизод: 23 октября 1660 - капитуляция московской армии Василия Шереметьева после битве под Чудновым. Отказ воеводы от имени царя от Украины» (Москва законности заявления пленника не признала);

1665 - 1676 - «казацко-московская война под предводительством гетмана Петра Дорошенко . Самый известный эпизод: 1668 - поход войск Дорошенко на Левобережную Украину и провозглашение его гетманом всей Украины»;

1708 - 1709 - «Украинско-российское противостояние в ходе русско-шведской войны. Самые известные моменты: 2 ноября 1708 года - захват и уничтожение войсками Александра Меньшикова гетманской столицы Батурина, 11 мая 1709 года - разрушение российскими войсками Запорожской Сечи, 27 июня 1709 года - Полтавская битва» (примечание: предательство гетмана Петра Мазепы произошло в октябре 1708);

1768 - «разгром отрядом генерала Михаила Кречетникова (в 1768 - полковник 29 лет от роду) восстания гайдамаков „Колиивщина“ на правобережной Украине, принадлежавшей Польше»;

1775 - «взятие и окончательное разрушение Запорожской Сечи войсками генерала Петра Текели ».

1855 - «„Киевское казачество“ - массовое крестьянское движение в Киевской и Черниговской губерниях во время Крымской войны 1853 - 56 годах».

1917 - 1921 - «Гражданская война в Украине. Украинской народной республике противостояли и большевики ленинской России, а также большевики Донецко-Криворожской республики, и белогвардейцы Добровольческой армии. Самый известный эпизод - битва под Крутами 16 января 1918 года киевских студентов и гимназистов с превосходящими силами красногвардейцев полковника Михаила Муравьева , идущими захватить Киев». Другие источники делят эту войну на две и, конечно, подчеркивают, что она не была гражданской.

1917 - 1922 - «украинско-большевистская война 1917−1921»;

1918 - 1919 - «война против русской белогвардейской армии генерала Деникина »;

1943 - 1953 - «борьба Украинской повстанческой армии против СССР»;

2014 - … - Російсько-українська війна - лучшее определение со стороны Киева, поскольку дискредитирует все остальные упоминания о «российско-украинских войнах».

Итак, теперь понятно, почему Ющенко не вдавался в подробности «24 войн». Так чей же князь Владимир Святой ? А чей Ярослав Мудрый? Можно ли называть «украинскими князьями» агрессоров, развязавших первые «российско-украинские войны»?! (Соответственно и упоминания о дочери Ярослава Анне Ярославне , королеве Франции, должны быть безжалостно вычеркнуты из украинских учебников истории!)

О «лествичной» системе престолонаследия на Руси и о ближайшем союзнике и младшем брате Юрия Долгорукого князе владимир-волынском Андрее Добром см. «Последний Мономашич: забытый юбилей». Двух первых русско-литовских войн мы мельком коснулись в самом конце материала «Дважды преданные, дважды предавшие: как вернуть Русскую Украину?». Причины всех пяти русско-литовских войн - массовый переход православных князей ВКЛ в подданство усилившегося Русского Царства вместе со своими землями и попытки Литвы отвоевать их. Третья война, правда, сложилась не слишком удачно: князю Михаилу Глинскому с братьями Иваном и Василием пришлось уходить в Москву со скотом и скарбом, но их земли (родовые - на стыке Сумщины, Черниговщины и Полтавщины) остались под Литвой.

Кстати, Глинские происходили от Мансура из рода Кията - поступившего на службу Литве сына темника Мамая , того самого Мамая, разбитого в 1380 году на Куликовом поле. Он же стал прообразом «козака Мамая» украинского эпоса. Здесь важно вот что. Даже если российский историк Николай Костомаров и его эпигон «отец украинской истории» Михаил Грушевский правы, и можно говорить о двух раннесредневековых народностях - южнорусской и северорусской, то монгольское нашествие смешало все карты. Этнические и географические. С середины 13 века почти по середину 15-го южная Русь оставалась безлюдной пустошью. К верховьям Западного Буга прижималось Волынское княжество, завоеванное Литвой, единственный людской приток в Прикарпатье обеспечивали поляки, евреи и романские переселенцы (молдаване, если угодно). А в среднем Приднепровье из городов время от времени упоминались Киев (население которого иногда сокращалось до пары тысяч жителей), Белая Церковь и еще пара-тройка крепостей. Они заселялись в основном с севера. Сегодня карты каждый строчит, как он хочет, но археология - упрямая вещь. А она говорит, что в княжестве Мансура к востоку от Киева и особенно в Болоховской земле между Киевом и Волынью славянского населения было очень мало. Населяли Болоховскую землю потомки Союза Черных Клобуков - крещенные (а также язычники) тюрки, к которым позже присоединились выходцы со средней Волги - булгары-мусульмане. Да в таком количестве, что укрепления приобрели булгарский тип, а подавляющее большинство артефактов - не только оружия, но и бытовой керамики - принадлежат тому же тюркскому типу.

Поэтому только спикер Верховной Рады Андрей Парубий знает, что он имел в виду, когда 22 февраля на торжественной церемонии в Национальной филармонии по поводу 100-летия «восстановления Литовского государства» в присутствии депутатов, членов правительства и послов заявил: «Мы остановим Путина так, как в 1362 году литовские и украинские рыцари бок о бок остановили орду в битве на Синих Водах и так, как наше совместное войско под командованием князя Острожского останавливало московитов под Оршей в 1514 году». Хуже примеры и придумать трудно. Орша - всего лишь эпизод четвертой русско-литовской войны, по результатам которой Русь вернула себе Смоленск. Но о каких «украинских рыцарях» в 1362 году речь? В Киеве после монгольского разгрома сидели ставленники то Владимира-на-Клязьме, то Галича, то даже Путивля, а однажды и Литвы, но в 1362 году в Киеве сидел ставленник Орды! Киевский князь был «ордынцем»! Если же «украинские рыцари» были из Волыни, то посол Литвы Мариюс Януконис должен был прямо в филармонии заявить Парубию протест: волынцы были уже литовскими подданными, такими же «литовскими рыцарями», как все остальные.

Даже сами авторы грозных таблиц о российских «агрессиях» признают неприличность своих натяжек. Признают, что у 12 тысяч запорожских казаков в войске Лжедмитрия в 1605 году цели «были, в основном, чисто меркантильные, без каких-то политических амбиций, впрочем, как и у любых других „солдат удачи“ в то воинственное время». А Сагайдачный в обмен на участие в походе 1618 года «потребовал от короля признания казацкой автономии, легитимации выборов гетмана и другой старшины, доведения числа реестровых казаков, имевших вполне „шляхетские“ льготы и права до 20 тысяч». Но поляки «цинично „кинули“ казаков, выполнив свои обещания разве что в отношении „клейнодов“ (булавы, печатей и т. п. атрибутов автономии), но ограничив число реестровых казаков смехотворными 3 тысячами».

«Всемирно-историческое значение» Конотопской битвы 1659 года определяется исключительно тем, что Конотоп находится в Сумской области - на родине Виктора Ющенко, а 350-летний юбилей битвы пришелся на его президентство. Царским войскам боярина Алексея Трубецкого и наказного гетмана Войска Запорожского Ивана Беспалого пришлось снять осаду Конотопа (при нехватки тяжелой артиллерии штурм был невозможен), но в ходе преследования русского войска, защищенного передвижными укреплениями («гуляй-город») казаки гетмана-предателя Ивана Выговского и крымцы понесли большие потери, чем русские в результате гибели отряда Семена Пожарского в начале битвы. Военная история знает и не такие случаи. Да, Иван Выговский был гением, и он мог стать действительно родоначальником новой нации, его идея превращения Речи Посполитой в триединое государство в составе Королевства Польского, Княжества Литовского и Княжества Русского была великолепна. Но всё то же… Самый захудалый польский шляхтич чувствовал себя неизмеримо выше любого православного князя, не говоря о каких-то казаках. Сейм отказался утвердить Гадячскую унию короля с Выговским. Этого гетмана поляки тоже «кинули». А потом и расстреляли.

Чудновская битва в следующем году стала настоящей катастрофой для русской армии (горькие уроки которой на наш взгляд следует изучать с большим тщанием, чем победы). Новый гетман Юрий Хмельницкий, сын Богдана, перебежал на сторону поляков (и русские, и украинские историки дружно оправдывают его предательство «поражением» у села Слободище, но есть серьезные сомнения, что здесь дошло до чего-то большего, чем несколько стычек в ходе «согласования» условий). В целом «участие» в Чудновской битве Юрия Хмельницкого выразилось в том, что он не пришел на помощь армии Шереметьева. Поучительна и идея гетмана Петра Дорошенко о государственности Правобережной Украины через признание верховной власти султана по образцу вассальных правителей Молдовы, Валахии, Трансильвании, Крымского ханства. Закончилась идея почти полным разорением и истреблением турками и крымцами 9/10 населения Правобережья и «ссылкой» Дорошенко в Вятку… воеводой.

Что касается гетмана Мазепы и его «противостояния России», то его поддержало даже не большинство казаков, а главное, вопрос и близко не стоял о независимости Украины. Всё, что было обещано, это удел в Полоцкой земле (север Белоруссии) лично ему на старость.

«Киевское казачество» 1855 года? Поводом к началу движения стал царский манифест с призывом формировать народное ополчение. Пошли слухи о том, что записавшиеся крестьяне получат волю, землю и имущество помещиков. Крестьяне составили списки «вольных казаков», перестали отрабатывать барщину и выполнять распоряжения властей. Но и идти защищать Севастополь не желали. Вот такая «российско-украинская война». О событиях 20 века сегодня пишется более чем достаточно.

Но как же быть с тайной недостающей «российско-украинской войны»? После внесения в список таких эпических битв, как арест полковником Кречетниковым (точнее, верными царю запорожцами) пьяных в хлам гайдамаков и «драп от пушки до теплушки» под Крутами, стало ясно, что между князем Владимиром и Иловайским котлом никакой дополнительной войны не выковырять. И тут пришло озарение.

24-я война - «самая-самая первая»! И странно, что Виктор Ющенко смог копнуть глубже всех «свидомых науковцев» вместе взятых. Это 882 год - захват Вещим Олегом Киева и убийство бояр Аскольда и Дира (или одного боярина Хаскольдюра). Нет, можно было бы копнуть еще глубже (а заодно довести число «российско-украинских войн» до круглой цифры в 25) - объявить российскими агрессорами самих Аскольда и Дира! Которых Рюрик из того же Новгорода (России!) на Константинополь послал, а они с добычей в Киеве осели и дань не платили. Но тогда получится, что родным государством украинцев до этой российской агрессии был Хазарский каганат, а вокруг него столько спекуляций наворочено, что лучше эту тему закрыть, не открывая. Пугает другое. Что же это за народ такой - украинцы, воюющий сам с собой тысячу лет?

Альберт Акопян (Урумов)

Подпишитесь на нас

Похожие публикации