Описание образа собакевича в поэме мертвые души. Характеристика героя Собакевич, Мёртвые души, Гоголь. Образ персонажа Собакевич. Поместье и дом Собакевича

Михайло Семёнович Собакевич - один из помещиков поэмы Гоголя "Мёртвые души", к которому направился главный герой. После посещения Ноздрёва Чичиков направляется к Собакевичу. В его доме всё выглядит неуклюже, нет симметрии.

По внешности, Собакевич - человек, напоминающий медведя и собаку. То, как обустроено жилище помещика, вызывает впечатление, что Собакевич - хороший хозяин, его крестьяне совершенно не нуждаются в еде и одежде.

Собакевичем руководит денежный расчёт, но при этом он совсем не глуп. Его расчётливость придаёт ему деловитости, но в тоже время он остаётся тяжеловесным, неотёсанным и грубым. Потребность в деньгах заключается в том, что они должны окупать и обеспечивать все его плотские потребности. Тело Собакевича существует за счёт души, которая из-за его привычек обречена на смерть.

Собакевича можно назвать "рабом желудка". Еда для него - чуть ли не главное в жизни. Пища простая, но добротная и обильная. Собакевич напоминает медведя: большой, грузный, косолапый; природа недолго думала над его внешностью: "хватило топором раз - вышел нос, хватило в другой - вышли губы...". В крупном теле Собакевича застывает душа, духовно неподвижная. Собакевич яростно выступает против образования и науки.

Собакевич всех ругает: один только порядочный человек для него - прокурор, "да и тот, если сказать правду, свинья". Помещик даже не удивляется предложению Чичикова продать тому мёртвые души крестьян, поскольку умершие люди для него - просто товар. Он назначает высокую цену, расхваливая несуществующих крестьян, описывая их, какими они были при жизни.

Образ Собакевича 9 класс

Гоголь в своей знаменитой поэме представил целую галерею человеческих характеров, воплотив их в гротескных образах героев. В каждом из них он показал наиболее яркие отдельные черты, присущие русскому обществу.

Одним из них является Михаил Семенович Собакевич.

Он появляется четвертым в ряду помещиков, к которому обратился Чичиков по поводу покупки мертвых душ. При описании его внешнего вида, автор прибегает к сравнению с медведем. Он напоминает его и лицом и неуклюжими повадками, и своей недюжинной силой. Да и имя у него соответствующее медвежье - Михаил.

Этот образ отсылает читателя к русским сказкам про большого сильного, но при этом очень доброго топтыгина. Но у Гоголя он становится Собакевичем. Все фамилии персонажей поэмы говорящие. Они воплощают в себе главную особенность характера персонажа. И поэтому Михаил Семенович из сильного и доброго становится постоянно ругающимся и недовольным.

Полицмейстера он называет мошенником, губернатора разбойником. Все у него нехороши, вруны и нечисты на руку. Но сам при этом, когда ему понадобилось, спокойно соврал председателю палаты о том, что продал каретника Михеева, хотя тот знал о его смерти.

Описывая его поместье, автор указывает, что все окружающие предметы гармонируют с характером хозяина. Обстановка крепкая и неуклюжая. Собакевич хорошо умеет считать свои деньги, поэтому следит за своими крепостными, но не в силу какого-то человеколюбия, а потому что они тоже его собственность, приносящая доход. Он единственный из всех сразу понял намерения Чичикова, совершенно им не удивился, а лишь увидел в этом деле свою выгоду и продал мертвых душ по самой высокой цене.

Не имеющий никаких интересов, кроме желания плотно поесть, ругающий все новое и непонятное, начиная с французской еды, и заканчивая немецкими докторами, Собакевич предстает на страницах поэмы, как еще один пример русского дворянского сословья.

В этом образе Гоголь собрал и показал всю косность, ограниченность русского общества. Не случайно он замечает, что и в Петербурге встречаются такие же люди, как его герой.

Характеристика помещика Собакевича

Помещик Собакевич один из главных персонажей, на которых Гоголь акцентировал свое внимание.

Семенович, так называли его родственники, был отличным хозяином. Правда, глядя на его двор, можно было засомневаться, так как не все было идеально, как у других зажиточных помещиков, но все его строения, дома были высокими и прочными, а самое главное крепкими. Его поместье окружено толстым, крепким деревянным забором. В то время такой забор был показателем того, что люди живут богато.

Автор описывает героя как большого и неуклюжего человека. Сам по себе он не толстый, просто хорошо упитанный человек. Интерьер его дома больше напоминает берлогу бурого медведя. Большие и крепкие стулья, массивные кровати. Для него не важна красота мебели и интерьер комнат, для него важно в первую очередь функциональность. По всему дому висят огромные картины, в тяжелых деревянных рамах. На них изображены военные начальники, генералы. В доме все похоже на фактуру Собакевича от стула до кровати. Они такие же массивные, как и он сам. Сам по себе герой грубый, упертый и прямолинейный. Он не боится ни кого. Может сказать в лицо человеку, все, что он о нем думает.

Но в то же время он очень щедрый. Когда в дом приходит гость, хозяин накрывает волшебный стол. На пищи он не скупится, любит вкусно поесть. Собакевеч отличный собеседник.

Его хобби - это хозяйство. У него трудолюбивые крестьяне, с которыми он находит общий язык. Всех знает по именам, знает, кто умер, кто работал раньше. Крестьяне относятся к нему с большим уважением. Им нравится работать у такого человека. Людям приятно, что о них помнят и уважают. Каждый день Собакевич приходят к рабочим с самого утра, спрашивает как у кого дела. Если есть какие-то проблемы, он всегда рад помочь. Он очень дорожит людьми.

Собакевич хитрый помещик, он торгуется с Чичиковым, выторговывает за одну мертвую душу 100 рублей.

Этот герой не имеет души. Он прекрасно понимает, что Чичиков обманщик, так он и сам рад обогатится на этой сделки. Поэтому Собакевича можно назвать тоже обманщиком.

Вариант 4

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» перед читателями предстаёт целая галерея ярких, запоминающихся гротескных образов русских помещиков, безжалостно осмеянных силой великого сатирического таланта писателя. Одним из таких персонажей, которых посетил Павел Иванович Чичиков, стал помещик Михайло Семёнович Собакевич.

Описывая внешность Собакевича, автор сравнивает его с медведем. Крупный, грузный, крепкий, неуклюжий, он напоминает этого зверя и лицом, и повадками, и недюжинной силой. Манера передвигаться тоже была медвежьей – Собакевич умудрялся постоянно наступать всем на ноги. Даже имя у него соответствующее – Михайло. Характеризуя внешность этого героя, Гоголь отмечает, что он из тех, о ком говорят, что он «неладно скроен, да крепко сшит». То же самое можно сказать и о вещах, окружающих Собакевича. Его жилище напоминает берлогу, обставленную нескладной, но крепкой, добротной мебелью.

Такое же впечатление неуклюжести и добротной крепости оставляет хозяйство Собакевича. Его дом, хозяйственные постройки, избы крестьян – всё говорит о том, что Собакевич – хороший хозяин. Он умеет находить с крестьянами общий язык, знает об их проблемах и нуждах. Только всё это идёт у него не от доброты душевной. Михайло Семёнович умён и отлично понимает, что чем лучшие условия он создаст своим крепостным, тем лучше они будут работать и тем больший доход он может с этого получить. Ну а деньги ему нужны для удовлетворения своих плотских потребностей, главная из которых – любовь к сытной еде. Собакевич не только любит и умеет покушать сам, он, как хлебосольный хозяин, щедро угощает своих гостей, в чём имел возможность убедиться Павел Иванович.

О том, что Собакевич далеко не глуп, говорит тот факт, что он, единственный из всех помещиков, сразу понял намерения Чичикова и заломил за мёртвые души непомерную цену, как за живых людей. Составляя список мёртвых крепостных, Собакевич подробно описывал их характер, умения, привычки, что ещё раз подтверждает – Михайло Семёнович рачительный хозяин, хорошо знающий дело, которым он занимается.

Как известно, все фамилии персонажей в поэме Гоголя – «говорящие». О чём же говорит нам фамилия Собакевич? О том, что персонаж этот груб, вечно всем недоволен и склонен ругать городских чиновников, называя их «разбойниками», «мошенниками» и «христопродавцами». Среди них одного прокурора он считал порядочным человеком, да и тот, по его мнению, был свиньёй. Впрочем, тут, пожалуй, с Михаилом Семёновичем трудно не согласиться.

Сочинение 5

«Мертвые души» - поэма, написанная Н.В.Гоголем в первой половине 19 века. В произведение писатель отразил образы людей своего времени, наделив помещиков сатиристическими чертами, высмеивающими их пороки.

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, «четвертый» продавец мертвых душ, к которому приехал Чичиков. Точный возраст Собакевича не известен, сообщается лишь, что он живет «пятый десяток». Внешне герой похож на медведя, его отличает крепкое телосложение и хорошее здоровье. Собакевич прямолинеен, он не обладает деликатностью и учтивостью. Обо всех соседях помещик отзывается плохо, редко когда о ком-то Собакевич может сказать что-то хорошее.

Поместье и дома в деревне сделаны из прочного дерева, они практичны и удобны, но в тоже время лишены всяких украшений. Собакевич считает, что главной задачей жилых построек является защита людей от ветра и дождя, эстетическая красота для помещика – излишество, лишенное смысла. Собакевич работает на равне со своим крестьянами, в отличие от других помещиков, он не видит ничего плохого в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

Собакевич женат, отношения внутри семьи складываются дружеские. С женой помещик мягок и нежен, насколько позволяет ему его характер. Также хорошие отношения у Собакевича с крестьянами, он знает каждого человека, живущего в деревне. О них он отзывается, как о хороших рабочих.

Среди привязанностей героя следует выделить его любовь к еде. Собакевич ценит простую пищу, призирает французскую кухню, с отвращением говорит о поедании лягушек и субпродуктов.

Собакевич хитрый расчетливый человек. О продаже мертвых душ Чичиков заговорил с ним «очень отдаленно». Однако помещик сразу понял всю выгоду сделки и назначил достаточно высокую цену. Заметив изумление Чичикова Михайло Семеныч начал рассказывать о мертвых крестьянах, как о замечательных работниках.

Нельзя сказать, что Собакевич строго отрицательный персонаж. В его образе присутствуют, как положительны, так и негативные черты. Однако, на мой взгляд, Собакевич, в отличие от Плюшкина, не является «омертвевшей» душой. Он заботится не только о себе и своем благосостоянии, но и о своих крестьянах.

Образ и характеристика Собакевича

В данном произведении присутствуют, как вымышленные персонажи, так и реальные. Например, одним из главных героев произведения «Левша» император Александр первый, он умен, образованный

  • Что всего дороже на свете? - сочинение

    Для меня очень просто ответить на вопрос: Что дороже на свете? Если человек затрудняется ответить, то он лукавит. Сами себе задайте этот вопрос, и первое что пришло в голову и есть ваш ответ.

  • Образ и характеристика Князя Ипполита Курагина в романе Война и мир сочинение

    Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.

  • Внешность Михаила Семеновича соответствует его имени - это был крепкий, большой, как медведь, мужчина в самом расцвете сил. Сколько лет исполнилось герою на момент рассказа - точно неизвестно. Можно предположить, что Собакевичу от 40-ка до 50-ти лет. Сам Михаил Семенович очень гордится своим крепким здоровьем, хвастаясь, что ни разу не болел. Недюжинный организм достался ему от отца, который также был весьма выносливым и сильным. Несмотря на аристократические корни, этот помещик не отличается утонченным чертами. Гоголь описывает его как неуклюжего, неповоротливого, с широкой спиной и огромными ногами. Автор отмечает, что лицо его похоже на тыкву и имеет красноватый оттенок. Ничего обаятельного и харизматичного в этом герое нет. Одет Собакевич неплохо, его наряд чистый и опрятный, но коричневый цвет фрака еще больше роднит его с образом медведя.

    Семейные отношения

    Этот аспект жизни помещика описан фрагментарно, автор почти не упоминает о его ближайшем окружении. Известно лишь, что отец Михаила Семеновича был таким же, как сын - большим, сильным и здоровым. Собакевич женат и брак его благополучен. Про супругу говорится, что она высока, очень худа и степенна. Характер Феодулии Ивановны (так зовут жену героя) был простым и понятным, близким к крестьянскому духу. Про детей Гоголь не упоминает - возможно, их не было вообще, а, возможно, они уже выросли и живут самостоятельно.
    Важно! Несмотря на сложный характер Собакевича, в семье его царит спокойная и доброжелательная атмосфера.

    Поместье героя

    Во многом характер героя раскрывается в описании его усадьбы. Гоголь резко противопоставляет Собакевича другим героям поэмы, указывая на то, что он был образцовым помещиком. Все в его имении сделано хорошо и находится в порядке, создавая благоприятное впечатление. Постройки не очень красивы, но сделаны надежно и крепко из толстых бревен. Дома его крестьян выглядят очень привлекательно, не хуже хозяйской усадьбы. В отличие от и , он уделяет очень много внимания заботам о хозяйстве в деревне. Интерьер дома Собакевича соответствует его характеру - все грубо, просто и без изящества. Попав в гостиную, Чичиков отмечает, что мебель прочна и удобна, а стены украшают картины с изображенными полководцами, своим видом напоминающих хозяина дома.

    Характер

    Собакевич - человек грубый и прямой. Гоголь отмечает, что он постоянно всех критикует и все время чем-то недоволен . Собакевич не стесняется в выражениях, называя губернатора разбойником, а полицмейстера - мошенником. Чувство страха этому герою неведомо. Он является интересным собеседником, хотя и довольно упрямым. Манера поведения и речь его больше похожи на крестьянские, чем на аристократические.
    Важно! Собакевич - не мечтательная и поэтическая личность, в нем нет эмоциональных порывов или философствования. Он крайне неприязненно относится ко всему новому, что не укладывается в его системе ценностей. Все идеи просвещения он называет “вредными выдумками”.
    Михаил Семенович часто работает вместе со своими крепостными, но делает это только для того, чтобы контролировать процесс и убедиться, что все будет сделано хорошо.

    Уровень достатка других людей Собакевич оценивает по количеству припасов. Любимая его еда очень проста, он предпочитает калорийное мясо.
    Важно! Образ этого героя сразу же связывается с деньгами - он расчетливый и хозяйственным. Приступая к торгам, он тотчас же называет очень высокую цену - 100 рублей.
    Собакевич умен - он, в отличие от Коробочки, сразу понял, зачем его гостю мертвые души, и сам предложил продать ему документы, чем изрядно удивил Чичикова. Его жизненные цели и интересы ограничиваются увеличением заработка и вкусным угощениями. Вот почему во время сделки Собакевич рьяно торгуется, даже продает Чичикову женскую карточку. О том, как Собакевич относится к крестьянам - неизвестно, но со своей женой он в меру обходителен и любезен, хотя и напрочь лишен романтики. О себе герой говорит, как о собаке: “не могу не доставить удовольствия ближнему”. В ряду остальных персонажей поэмы, Собакевич выгодно выделяется положительными качествами: он хозяйственный и умный, прямолинейный и достаточно интересный человек. Он даже способен оценить свои недостатки, хотя и не собирается их исправлять. Гоголь ставит его в первых рядах иерархии героев, считая, что у Собакевича есть потенциал и силы для развития. Черты характера этого персонажа нашли отражение в героях других произведений русской литературы, например, в Иудушке Салтыкова-Щедрина. Для закрепления материала предлагаем также ознакомиться с видео, в котором идет анализ образа Собакевича из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя.

    Меню статьи:

    Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.

    Внешность

    Внешность Собакевича далека от типичной, изощренной и деликатной. По описанию Гоголя, Создатель не сильно утруждался, создавая его – он не применял «никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубил со своего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказав: «Живет!».

    Лицо его было круглым, широким и очень не привлекательным, похожим на молдаванские тыквы. Цвет был также не самым нежным и приятным – типично, лицо Собакевича было красного цвета, что напоминало Чичикову «медный пятак».

    Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”.

    Собакевич отличался крепкой комплекцией – он был высоким человеком, с широкой «лошадиной» спиной. Ноги его были похожи на тротуарные колоны – большие и нескладные. Ступни его, соответственно, также были «исполинского размера». Чичиков с удивлением отмечает, что сейчас редко встретишь такого человека – богатыри уже почти все выродились. Не удивительно, что при такой комплекции Собакевич не отличался грациозностью и был больше похож на слона в посудной лавке – помещик то и дело шаркал ногами и наступал окружающим на ноги.


    В то время, когда природа обделила Собакевича наружной привлекательностью, она щедро наградила его здоровьем – «скорее железо могло простудиться и кашлять, чем этот на диво сформованный помещик».

    Занятия Собакевича

    Все помещики, описанные Гоголем в поэме «Мертвые души», обладают своим неповторимым характером в рамках произведения, но в целом обличают один из типов помещиков современной автору России.. Для него обычное дело – работа на ровне со своими крестьянами. Делает Михаил Семенович это не потому, что не доверяет своим крестьянам, как, например, Плюшкин, или думает, что без него они будут работать плохо, а потому, что не видит ничего зазорного в физическом труде. Для Собакевича это естественное занятие.

    Среди прочих привязанностей помещика следует отметить особую любовь к еде. Собакевич очень любит вкусно поесть. Однако в понимании этого помещика вкусная еда и необычная, деликатесная – разные понятия. Собакевич с отвращением рассказывает о поедании лягушек и устриц, употреблении субпродуктов. Для него лучшим вариантом еды выступает исконно русская кухня. Обычное потребление еды превращается у Собакевича в пиршество, обличая присутствовавший «культ еды»: « У меня когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. – Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки».



    Собакевич далек от самообразования и искусства – все атрибуты «культурного» развития в его доме, как, например, картины – выглядят комично, заметно, что они размещены, потому, что «так модно» и так «принято», а не потому, что владельцы их интересуются определенным видом искусства.

    Ум Михаила Семеновича активно занят способами заработать. Он усиленно работает с целью получить приличный доход. Предложение Чичикова о продаже мертвых душ Собакевич воспринимает спокойно, как будто это самое обычное дело, подобное продаже пшеницы.

    Поместье и деревня Собакевича

    Поместье и деревня Собакевича выглядит подобно его хозяину – крепкой, надежной и совершенно лишенной эстетики. Все постройки Собакевича (даже колодцы и заборы) сделаны из очень крепкого дерева, они массивны и лишены каких-либо украшений. «Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирпичных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Собакевич считает, что постройки должны выполнять хорошо свою основную функцию – защищать от ветра, холода и дождя, они должны быть достаточно прочными и удобными в эксплуатации, при этом им совершенно не обязательно быть красивыми и утонченными.

    Дом помещика выглядит также необычно и комично. Чичикову он напоминает дом для военных поселений: массивный и грубый.

    Разглядывая господский дом, Чичиков отмечает, что процесс его постройки – это был продукт активных пререканий педанта-архитектора и Собакевича: некоторые окна в доме были заложены и переделаны в маленькие, вместо традиционных четырех колон было только три – «зодчий хотел симметрии, хозяин – удобства» и поэтому после постройки дома Собакевич все сделал по-своему.

    Парадоксы образа

    В поэме Гоголь неоднократно обращает внимание читателей на том, что Собакевич – это «вылитый медведь».

    Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”.

    Внешне помещик очень похож на этого зверя, его походка такая же косолапая, он также неуклюж и время от времени проявляет небывалую ловкость, подобно дрессированным медведям. В добавок к этому, одежа его также была коричневая, как шкура медведя – «Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны».

    В доме все предметы интерьера также роднят помещика с образом этого зверя, даже дрозд и тот Чичикову напоминает медведя.

    Павел Иванович при этом неоднократно делает замечания в сторону Собакевича подобного рода: «медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем».

    Однако при этом упускается сходство этого помещика с еще одним животным – собакой. Как известно, в поэме Гоголь широко использовал систему символических имен и фамилий. Исходя из этих данных, фамилия Михаила Семеновича должна наталкивать читателя на восприятия этого помещика не только как символического «медведя», но и как символического «пса». Сам помещик также указывает на этот факт в своей речи: «нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствия ближнему».

    Другими словами, парадокс Собакевича заключается в том, что в его образе уживается два символа – медведя – большого, сильного и неуклюжего и собаки – лающей на всех.

    Отношение к окружающим

    Собакевич, со всей своей «собачьей» отдачей вступает в коммуникацию с людьми. Он редко хорошо отзывается о людях, особенно о других помещиках и дворянах. Бесцеремонно Михаил Семенович отмечает, что все вокруг жадины и дураки. По его мнению, даже самые воспитанные и умные люди уезда, если хорошо разобраться, сущие глупцы. Они мало что понимают в ведении хозяйства, готовы расточать свои силы и финансы на пустяковые занятия.
    Собакевич никогда не церемонится в характеристиках. Так, например, он открыто называет малознакомому Чичикову Плюшкина мошенником и собакой, критикует французскую кухню и гастрономические вкусы губернатора, утверждает, что его повар готовит кошек и выдает их за кроликов.

    У Михаила Семеновича нежные, насколько это возможно при натуре Собакевича, отношения с женой Феодулией Ивановной – помещик называет свою жену «душечкой» и не забывает похвалить ее за вкусный обед.

    Хорошие отношения у Собакевича сложились и с его крепостными. Помещик знает всех своих крестьян по именам, отзывается как об умелых работниках.

    Таким образом, Собакевич кажется своеобразным помещиком – в то время как большинство людей стремятся облагородить свой интерьер, он лишает напрочь его любой красоты и гармонии. В то же время он – человек сложный в плане коммуникации – ему непросто сходиться с другими людьми, так как он в первую очередь видит в окружающих недостатки (если, конечно, это не представитель его семьи). При этом Собакевич – хороший помещик, он заботится о том, чтобы его крепостные были сыты и обеспечены необходимым для жизни минимумом.

    Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.

    Помещик города N

    Собакевич - мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место. Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве. У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения. Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:

    «…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…».

    Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.

    Внешность героя

    С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:

    «…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;

    «…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;

    «…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах...»;

    «…не употребляла никаких мелких инструментов».

    Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора:

    «хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

    Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается:

    «…шеей не ворочал вовсе…».

    Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.

    Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,

    «…зная привычку … наступать на ноги…».

    Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство. Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус. Как одет барин:

    «фрак…медвежьего цвета»;

    «рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;

    «панталоны (штаны или брюки) длинны».

    Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.

    Характер помещика

    Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.

    «Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:

    «…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

    Груб в сравнениях людей. По мнению помещика,

    «…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья».

    Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам. Помещик говорит мало, строго и бесхитростно:

    «Вам понадобились души, я и продаю вам…».

    Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия». Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.

    Помещик в общении с женой

    Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна

    «…актрисам, представляющим королев».

    Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка. Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, - это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно.

    «Все ложилось комом в желудке…».

    Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается

    «… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…».

    Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно. Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками:

    «наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде... он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что... от произведенья природы оставался всего один хвост...».

    Такое отношение к еде – сущность характера персонажа. Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.

    Отношение к крестьянам

    Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость:

    «Ведь какой народ! Просто золото…».

    Список помещика подробный и точный. О проданной душе есть все данные:

    «…ремесло, звание, лета и семейное состояние…».

    Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина.

    Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.


    Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя. Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью. В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.




    Внешний облик Собакевича Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами. Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным. Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности. Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.



    Описание интерьера и образ героя поэмы Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам. Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.



    Что отличает Собакевича от других помещиков Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие. Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека. Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя. Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни


    Заключение сделки Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя. Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.


    Что настораживает в описании образа героя Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять. О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками. Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.


    Мертвенность души Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души. О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.



    Похожие публикации