Сценарий по бородинскому сражению в библиотеке. Внеклассное мероприятие «Бородинское сражение в истории и литературе. «Поэтическая летопись Бородинского сражения»

Цели и задачи:

Обучающие:

  • углубить знания учащихся о народном освободительном характере войны с наполеоновской империей.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности;
  • навыки и умения образного эмоционального пересказа содержания исторического материала;
  • формирование потребности в приобретении новых знаний.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию у детей чувства гордости за нашу славную историю; чувства патриотизма.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с использованием национального регионального компонента.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, отрывки из фильмов.

Наше мероприятие посвящено Бородинской битве. Прошло чуть более 200 лет со времени Отечественной войны 1812 года. Она названа Отечественной не случайно: русский народ защищал свою Родину, своё Отечество, свою родную Землю, на которой он вырос.

– Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за счастье человека
Только тот себя переживёт
Славна кончина за народ.

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему мероприятию.

1 Ведущий. 8 сентября в России отметили День воинской славы – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией.

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

А теперь давайте обратимся к словам очевидца, мнение которого отразил в своём легендарном стихотворении Лермонтов (инсценирование стихотворения).

И Кутузов, главнокомандующий русской армией утверждал: "Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”.

Ведущий. А император Наполеон признавался позже: "Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Бородинское сражение вошло в историю освободительного движения как одна из наиболее ярких ее страниц. Легендарный подвиг героев Бородина является для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной.

"Вам не видать таких сражений…” так великий русский поэт М.Ю.Лермонтов сказал об этой битве.

Обратимся к историческим фактам.

Исторические факты

Ученик. В течение всего 1812 года Франция готовилась к войне с Россией. 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправилась через Неман и вторглась в территорию нашей страны.

Фильм

Ведущий. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни страны. Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряжённая борьба с армиями Наполеона вызвали могучий подъём русского народа.

Ведущий. Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: "Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя…

Так кто же они, герои Отечественной войны?

1 ученик. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1812),светлейший князь (с 1812). Герой Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: "Мы Наполеона не победим.

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступить вглубь страны. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа(11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

2 ученик. Николай Николаевич Раевский – генерал от кавалерии, гордость русской армии и друг А.С.Пушкина.

Необыкновенный героизм проявил генерал Раевский в Бородинской битве. Батарея из 18 орудий стояла на Курганной высоте на правом фланге. Она была обнесена бруствером высотой более двух метров, окружена широким рвом глубиной в два метра. Оборонял высоту пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали "батареей Раевского”.

После Отечественной войны Раевский числился командиром армейского корпуса.

3 ученик. Михаил Богданович Барклай де Толли – российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814 года), военный министр, князь (с 1815 года), герой отечественной войны, полный кавалер ордена святого Георгия.

В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Передают, что в день битвы под ним было убито и ранено 5 лошадей. Тем не менее, он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы.

4 ученик. Пётр Иванович Багратион, князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Родился в 1765 году в Кизляре (Тверская область) в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов.

П.И.Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявил особую заботу о солдатах, их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе.

В Бородинском сражении П.И.Багратион руководил левым флангом, на который пришёлся главный удар французов, и героически оборонял Семёновские флеши; возглавил контратаку 2-й гренадёрской дивизии на Северную флешь, занятую французами, и был смертельно ранен.

Давыдов Денис Васильевич

Партизан Отечественной войны 1812 года, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант. Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С.Пушкину.

Родился в Москве, дворянской семье. Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным Александром Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: "Это будет военный человек…”

Большую часть жизни Давыдов провёл на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 году в чине генерал-лейтенанта.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от отечественной войны 1812 года как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над наполеоном.

6 ученик. Дмитрий Петрович Неверовский.

7 ученик. История Отечественной войны 1812 года тесно связана с историей нашего города. Одна из представительниц слабого пола, наша землячка, писатель, Надежда Андреевна Дурова, является героем Отечественной войны 1812 года. Обратимся к кадрам фильма…, посвящённый этой великой женщине, прославившей наш город.

(Просмотр кадров фильма)

За храбрость получила несколько наград. Прослужив около 10 лет, в 1816 вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Ведущий. А сейчас мы хотели бы вас познакомить с творческим и талантливым человеком, нашей землячкой Людмилой Павловной. В её исполнении прозвучит романс Настеньке из фильма "О бедном гусаре замолвите слово”.

Ведущий. Б ородинское сражение вдохновило и вдохновляет поэтов, писателей, художников. К 25-летней годовщине М.Ю.Лермонтов пишет стихотворение "Бородино”, прославляющее подвиг русского народа. Современные поэты тоже не обошли эту тему.

Ученик.

Бородино…Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни
О наших предках память бережём.
Бородино…Родной земли частица
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.
Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.

(В. Степанов)

Ученик.

Бородинское поле
Был бой суровый Бородинский
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской
Рождалось наше торжество.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает

Тебя народ наш воспевает.
Здесь что ни памятник, то слава
Полков российских и знамён.
Здесь, что ни холм – своя Полтава,
Места, где бит Наполеон.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь горсть земли берут руками
И вслух клянутся: "Сохраним!”
Горжусь я этими полями,
И славу меряю по ним.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Победу в сердце ты носила,
И ныне носишь не тая.
Здесь подвиг твой. Здесь ты, Россия,
Здесь слава гордая твоя.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.

(В.Артанов)

Ученик.

Бородино
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
День 8 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт

(И.Агеева)

Ученик.

Памятная дата
Великой битвы памятную дату
Потоком времени уносит в глубь веков,
Но подвигам российского солдата
Забвенья нет.
Не только строй венков,
Не только громы пушечных салютов, –
Сегодня память сердца говорит,
И среди множества иных маршрутов
Она в Бородино сегодня путь торит.
Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след в душе хранит,
Там стойкость натиск сокрушила,
Сила – силу;
Глубок тот след…
Поныне он болит.
Болит… Десятки тысяч жизней –
В те годы беспримерная цена!
Их кровь святая отдана Отчизне,
Чтобы в веках жила она.
Не только кровью та оплачена победа,
Живых солдат окаменели лица,
Когда, скрипя сердцами, командиры
Им приказали покидать столицу.
Но нет, ключей столицы мы не сдали,
Хоть Бонапарт уже торжествовал,
Когда его войска в Москву вступали,
Но встретил огненный врага в столице вал.
Два века минуло… За эти времена
Россию вновь и вновь враги терзали,
Но им наперекор живёт она,
А чем и почему – поймут едва ли.
Секретов нет у нас,
Когда приходит час, –
Пред тяжким выбором нас недруг ставит
Солдат и командир, –
Не посрамит мундир, –
Он жизнь отдаст
Иль отступить врага заставит.
Мы жизней не щадим,
Не пощадим столиц,
Лишь только б пред врагом не пасть рабами ниц.

(Л.Котов)

Ведущий. Великое для русского народа Бородинское сражение нашло отклик не только в сердцах поэтов, но и художников и русских, и зарубежных. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), Петер Гесс (1792-1855), Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857), Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862) и многие другие художники смогли запечатлеть на своих полотнах тяжёлые моменты сражения 1812 г.

Представляем вашему вниманию Бородинское сражение в полотнах художников.

(Под "Гимн русскому воинству” стихи О.Алфёровой муз. Сергей Косточко), показывается слайд-шоу "Бородинское сражение в полотнах художников”.

Учитель. Великие люди говорили, что "Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”. Бородинскому сражению 200 лет, но " не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги, потомство сохранит их в памяти”. (Параллельно идут аккорды песни.)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
МЯСНИКОВСКОГО РАЙОНА
К 200-ЛЕТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА, БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ

Русский историк Н. П. Михневич ссылался на такой отзыв императора Наполеона о Бородинском сражении: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми… Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех».
Император Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе. Рассматривая значение Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г. и зарубежные, и российские историки склоняются к мнению, что исход Бородинской битвы был неопределённым, и русская армия одержала в ней « моральную победу». И, хотя в результате сражения французы заняли все основные позиции и укрепления русской армии, сохранив при этом резервы, оттеснили русских с поля сражения, и в конечном итоге заставили их отступить и оставить Москву, никто не оспаривает, что русская армия сохранила боеспособность и моральный дух.
Главным достижением генерального сражения при Бородине стало то, что Наполеон не сумел разгромить русскую армию, а в объективных условиях всей Русской кампании 1812 года отсутствие решающей победы предопределило конечное поражение Наполеона.
Бородинское сражение ознаменовало собой кризис французской стратегии решающего генерального сражения. Французам в ходе сражения не удалось уничтожить российскую армию, вынудить капитулировать Россию и продиктовать условия мира. Российские же войска нанесли существенный урон армии противника и смогли сохранить силы для грядущих сражений.

МЕРОПРИЯТИЕ ФОРМА СРОК БИБЛИОТЕКА
Чалтырское поселение:
- « Мужеством, доблестью,
славой живи,
Российская земля!»
(о российских полководцах),
- « Недаром помнит
вся Россия»

кн. выставка

час истории

апрель

сентябрь

МЦБ

- « Защитники Отечества» беседа сетябрь ДБ
- « День воинской славы
России»
кн. выставка август Чалтырская
Большесальское поселение:
- « Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

интегрированный
урок

сентябрь

Большесальская

Калининское поселение:
- « Славная страница
российской истории»
кн. выставка,
обзор

Калининская
Краснокрымское поселение:
- « Бородинское сражение»,
- « Отечественная война
1812 года»
час истории
кн. выставка
сентябрь Краснокрымская
- « Кавалергарды, вы
стяжали славу!»
кн. выставка,
обзор
июнь Ленинаванская
- « Великий бой!
Победный бой!»
беседа сентябрь Ленинаканская
- « Навеки в памяти потомков» урок истории сентябрь
Султансальская
Крымское поселение:
- « Гордимся славою предков»,
- « Солдат“ - слово гордое!»

Истор. экскурс,
кн. выставка

сентябрь

Крымская

Недвиговское поселение:
- « Подвигу жить в веках» кн. выставка,
беседа
сентябрь
Веселовская
- « Недаром помнит вся Россия»

час информации

Сентябрь

Недвиговская

- « Герои войны 1812 года» в.-просмотр август

Сафьяновская

Петровское поселение:
- « Ратный подвиг сынов
России»
урок
патриотизма
сентябрь Александровская
- « Во славу Отечества!»

в.-просмотр,
обзор

август

Петровская

Библиотеки планируют ежемесячные выпуски календарей « Дни воинской славы России» - сентябрь: 200-летие Отечественной войны 1812 г., бородинского сражения;
В издательской деятельности запланированы выпуски: « И будет помнить вся Россия…» - буклет (Недвиговская б-ка), « Недаром помнит вся Россия про день Бородина» - информ.-рекомендательное пособие (Калининская б-ка), « Поле ратной славы» -выпуски серии ЖЗЛ сборника « Личности в истории»– Центральная б-ка.

Вед. методист МБУК МР « МЦБ» Кешешян А. О.,
25.01. 2012 г.

Подробности 23.05.2014

В этом разделе педагоги, учителя истории и литературы смогут найти информацию о том, как в увлекательной форме рассказывать детям об Отечественной войне 1812 года, о величайшем сражении той войны – Бородинской битве. В конце раздела указаны Интернет-ссылки на сайты, на которых размещены полнотекстовые версии уроков по истории и литературе.

24 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны вторглась в пределы Российской империи. Быстрое продвижение мощной французской армии вынудило русское командование отступить вглубь страны и лишило возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками М.И. Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил. К тому времени армия Наполеона уже понесла значительные потери, и разница в численности двух армий сократилась. В сложившейся ситуации Кутузов решил дать генеральное сражение недалеко от Москвы, у села Бородино. Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника. Потери были огромными с обеих сторон – свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

Русская армия отступила, но сохранила боеспособность. Наполеон не сумел добиться главного – разгрома русской армии. Кутузов развернул «малую войну» силами армейских партизанских отрядов. К концу декабря остатки армии Наполеона были изгнаны из России.

Литература

1. Голиченко Т. Три поля русской славы: (для учеников V-VIII классов) / Т. Голиченко //Воспитание школьников. - 2006. - N 4. - С. 63-69. - (Публикация по вашей просьбе).
Место хранения: ИМЦ, ЦДБ, Отдел детской литературы ЦГБ
Сценарий мероприятия для учащихся 5-8 классов, посвященный народному подвигу в Бородинском сражении, Куликовской битве, Великой Отечественной войне.

2. Дронова, Тамара Михайловна. "Бессмертен тот, кто отечество спас... "/ Т. М. Дронова. //Литература в школе. - 2008. - N 8. - С. 42-47.- (Душа обязана трудиться).
Место хранения: ЦДБ, ИМЦ
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Бородинской битве. Она проходит на фоне проецируемой на экран компьютерной презентации (в конспекте приводится содержание каждого слайда).

5. Попова, Е. Н.. Подвиг доблести и чести / Е. Н. Попова // Игровая библиотека. - 2011. - N 3. - С. 4-15. - (Расписание уроков).
Место хранения: ОИБР ЦГБ
Сценарий вечера для 7-11 классов, посвященный героям Отечественной войны 1812 года.

6. Свищева Т. А. Поля ратной славы: викторина / Т. А. Свищева // Читаем, учимся, играем. - 2011. - N 6. - С. 44-47.
Место хранения: ЧЗ ЦГБ, ЦДБ, Ф. № 3
Викторина о легендарных сражениях, в которых одержали победу русские воины.

7. Фурсова Ю. Отечественная война 1812 года: урок в 10 классе с использованием ресурсов сети Интернет / Ю. Фурсова // История (Приложение к газ. «Первое сентября»). – 2002. - № 13. – С. 1-5.
Место хранения: ЧЗ ЦГБ, ЦДБ
Цель урока по истории - познакомить учащихся с историей Отечественной войны 1812 года, ее причинами, характером, основными целями и планами сторон, основными действующими лицами этого исторического события.
Полнотекстовую версию урока можно найти, перейдя по ссылке http://his.1september.ru/article.php?ID=200201301

8. Щербакова, А. А. "Недаром помнит вся Россия про день Бородина... ": к 200-летию истор. битвы / А. А. Щербакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - N 8. - С. 31-32. - (О Родине, о подвигах, о славе...).
Место хранения: ЦДБ
Сценарий мероприятия, посвященного Бородинскому сражению.

Внеклассное занятие « По следам Бородинского сражения».

Цель: воспитание патриотических чувств через анализ Бородинского сражения с исторической и литературной точек зрения.

Задачи:
Воспитательные:

- воспитывать уважение к историческому прошлому земли Русской;
- дать детям представление о нравственном образе солдата, защитника своей родины;
- воспитывать мужество, справедливость, доброту;
- воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства;
- формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
- воспитывать лидерские качества, умение общаться в группе;
- воспитать в детях доброту, уважение к людям.

Развивающие:
- развивать воображение, кругозор, эрудицию;
- умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль;

Образовательные:
- формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;

Планируемые результаты:

Личностные:

Способствовать повышению самооценки на основе критерия успешной учебной деятельности.
- формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;

Метапредметные:

Ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные:

    познакомить с событиями 1812 г;

    создать макет расстановки русско-французских войск;

    проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

    познакомить с героями войны 1812 г;

Ресурсы: карта, тексты, портреты.

Оформление доски: портреты Кутузова, Наполеона, Барклая де Толли.

Эпиграф: «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

    Знакомство с историческим событием

    Предлагает рассмотреть портреты исторических деятелей, определить с какими военными событиями связаны эти личности.

    Рассказывает о ходе исторического сражения.

    Называют исторических деятелей, изображённых на портретах. Называют историческое событие, самое известное сражение. Мини-сообщения об этих деятелях

    Работа в парах:

по ходу объяснения учителя вставляют розданные ранее цитаты из стихотворения Лермонтова и определяют их последовательность.

    Работа с текстом стихотворения Лермонтова «Бородино»

    Переход к тексту, аудиозапись. Вопросы к тексту.

    Прослушивание аудиозаписи. Устные ответы на поставленные вопросы, анализ цитат из стихотворения.

Создание макета расстановки войск.

Демонстрация карты.

Рассматривают карту на экране и кнопками указывают расположение русских и французских войск на картонном макете.

    Викторина

    Демонстрация слайдов с вопросами, выдача жетонов за правильные ответы.

    Ответы на вопросы викторины

    Рефлексия

    Размещение на доске формы для ответа

    Запись собственных ответов в представленную на доске форму

Форма для ответа представляет собой лист формата А2, на котором дети должны будут закончить фразы: «Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

Ход занятия.

    Организация начало урока.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет всем радость общения друг с другом.

    Подготовительный этап

Ребята, посмотрите на доску, чьи портреты вы видите? К какому событию мы можем отнести этих людей? А почему именно эти портреты?

2017 год является юбилейным - в этом году 205 лет Бородинскому сражению. Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино», в котором изображен подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

    Основной этап.

А сейчас наши докладчики познакомят вас с этими историческими деятелями.

(Мини-сообщения обучающихся)

Перед вами карточки с цитатами из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», вам необходимой найти отражение моим слова в этом

стихотворении.

В 1812 г войска французского императора Наполеона Бонапарта вторглись в Россию.

Он стремился к мировому господству и планировал захватить Москву, превратить нашу страну в зависимое государство. Сначала у Наполеона было численное превосходство, а русские армии были рассредоточены вдоль всей границы. Командующий русскими войсками Барклай де Толли отдал приказ отступать вглубь страны, чтобы войско объединилось.

«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали».
Не все одобряли эту тактику Барклая. По требованию народа новым командующим наших войск был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

«И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле"
Силы сторон были примерно равны. Русская армия насчитывала 132 тысячи человек при 640 орудиях, а французская 135 тысяч человек и 587 орудий. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г в половине шестого утра. Французы стремились прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву.

Самые ожесточённые бои развернулись вначале на Багратионовых флешах – земляных укреплениях, оснащённых пушками. 6 часов противник штурмовал флеши. Здесь был смертельно ранен генерал Пётр Иванович Багратион.

В Бородинском сражении Барклай де Толли командовал центром и правым крылом русских войск. Не менее упорные бои развернулись на батарее генерала Николая Николаевича Раевского. В Бородинском сражении его корпус стойко оборонял центральный редут, против которого в бой вводились крупные силы французской армии (в отечественную военную историю редут вошел под названием «Батарея Раевского»). Редут-это полевое укрепление.

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут».

Здесь русские солдаты штыковыми ударами несколько раз отбрасывали противника и лишь к концу дня врагу удалось его захватить.

«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».

Несмотря на видимый успех противника, фактически сражение не принесло победы ни одной из сторон. У французов погибло 60 тысяч человек, у русских- 44 тысячи. Позже Наполеон сказал, что французы показали себя достойными победы, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Теперь я предлагаю прослушать аудиозапись стихотворения «Бородино».

Посмотрите, как оформлено, начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»?

– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц).

– Кто принимает участие в диалоге?

–Что волнует молодого солдата?

– Каким вы себе представляете старого солдата?

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе?

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны?

– Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату?

А теперь поработаем в паре. Я вам выдаю макет карты, ваша задача, глядя на доску, расположить русские и французские войска, приклеив цветные фигурки к полю боя.

Фронтальная проверка.

    Заключительный этап

Наше занятие подходит к концу, а теперь, используя наши знания, мы поучаствуем в занимательной викторине.

Викторина.

    Когда произошло Бородинское сражение?

    Кто командовал русскими войсками в битве?

    Кто написал стихотворение «Бородино»?

    Кто является рассказчиком произведения «Бородино»?

    Во сколько началось сражение?

    Какой генерал был смертельно ранен в бою?

    В чью пользу закончилось сражение?

    Что такое редут?

    Что такое флеши?

    Каковы были потери русских, французов?

    Сколько лет назад было сражение?

Самые активные получают медали «Я знаток Бородинского сражения»

Рефлексия.

На доске представлена форма ответа, проанализируйте свою деятельность на уроке и запишите свой ответ в таблицу

«Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

Внеклассное мероприятие по Бородинскому сражению в истории и литературе учитель русского языка и литературы МАОУ г. Владимира «Лицей №14» Селезнева Светлана Петровна

Тема: « Формирование гражданской идентичности с использованием образовательного и воспитательного потенциала общеобразовательных гуманитарных дисциплин»

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и семье, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава.

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков, а потому основной задачей школы всегда было воспитание ответственного гражданина. Важнейшими составляющими эмоционального компонента гражданской идентичности является гордость за «свою страну». Ведь становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.

Таким образом, актуальность формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их осознания себя и своего места в мире.

Не задерживая внимание на вопросах функции, сущности и содержания гражданской идентичности, хочется предложить вашему вниманию сценарий внеклассного мероприятия, объединяющего тему «Бородино» в 5 классах на уроках истории и литературы.

Цель: формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

Задачи:

Помочь каждому учащемуся осознать себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины и несущим ответственность за ее судьбу в современном мире;

Формирование гражданского патриотизма;

Создание установки на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры и установки на владение универсальными способами познания мира.

Система межпредметных и внутрипредметных связей, открывает возможность реализации интегративного подхода к построению учебного предмета и методам организации учебной деятельности учащихся. Предметную основу для формирования гражданской идентичности составляют прежде всего история, литература, обществознание - предметы гуманитарного и художественно- эстетического смысла.

В основе предложенной работы - история и литература.

История. Историческая память есть необходимое условие гражданской идентичности и самосознания личности. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание - изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

Литература. Литература представляет духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступает как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературное произведение выражает мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературное произведение задает эталоны и образцы Личности, той «идеальной формы» (Д.Б.Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература создает условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.

Техническое и методическое сопровождение: карта «История России XIX век», презентация/ в нашем случае из-за отсутствия ТСО распечатка/ «Генералы 1812 года» / ученик, выступающий в роли Словаря, представляет иллюстрации, сопровождая их текстом

1-й ученик:

22 июня/10 по старому стилю/ 182 года Франция объявила войну России.

2-й ученик:

24 июня «великая армия Наполеона», переправившись через Неман в районе Ковно/Каунаса/, вторглась в пределы Российской империи.

3-й ученик:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

4-ый ученик:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчал и старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

1-й ученик: 25 июня русское командование начало отвод войск в глубь страны.

2-й ученик: 8 июля 1-я армия под командованием генерала Барклая-де-Толли вышла из-под удара, который Наполеон намеревался нанести ей в районе Вильно, а 14 июля начала отход на Витебск, выделив для прикрытия петербургского направления корпус Петра Витгенштейна.

1-й ученик: 18 июля главнокомандующий Александр I в Полоцке покинул армию, не назначив преемника. Функции главнокомандующего по должности военного министра выполнял генерал Михаил Барклай-де-Толли.

2-й ученик: 23 июля состоялся бой у Салтановки, в результате которого попытка прорыва 2-й армии Петра Багратиона через Могилёв на соединение с 1-й армией не удалась. В этом бою участвовал генерал Раевский с сыновьями.

1-й ученик: 1 августа Барклай -де - Толли отвёл 1-ю армию к Смоленску. 2-я армия отходила сначала на Минск, затем на Несвиж - Бобруйск, ведя арьергардные бои с противником (у населённых пунктов Мир и Романов).

СЛОВАРЬ : Арьергард - войска прикрытия

2-й ученик: 3 августа войска Барклая - де - Толли соединились у Смоленска. Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. 1-й ученик: 16 - 18 августа произошло Смоленское сражение. Русские войска вынуждены были оставить город, но русские арьергарды не допустили переправы противника в Смоленск.

4-й ученик:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

(ученики склоняются над картой)

5-й ученик, представляющий Кутузова: «Земля здесь необыкновенная,- святая земля. Россию от погибели обороняет. Уже тысячу лет обороняет. Вон речка. Как называется? В о йна . А эта вот - К о лоча , что значит сеча. Вон тот ручеёк подалее - Огник , значит, огонь. А там за бугорком - Стонец , стало быть стон. Ещё дальше речка Сетунь - то печаль, сетование. Что следует? Война, битва, огонь, стон да страдание - вон оно издревле как всё окрестили. В писаниях старых что говорят? Бились на этом поле русские испокон веков. Как ворог идёт на Москву, так здесь препон. Михаил Хоробит, слыхал? Брат Александра Невского, он здесь голову положил, дрался с литвой. Ольгерды, Ягайлы этой дорогой ходили, на русский меч натыкались. Иноки Пересвет и Ослябя из этих мест на Куликово поле благословлены были».

1-й ученик: 20 августа император Александр I подписал указ о назначении главнокомандующим русскими войсками Михаила Голенищева - Кутузова.

2-й ученик: 7 сентября (26 аввгуста по старому стилю) рано утром завязалась Бородинская битва - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

4-й ученик:

Построили редут.

Словарь: Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером

4-й ученик:

У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Словарь : Силы сторон:

Французы 135тысяч регулярных войск, 587 орудий

Русские - 113 тысяч регулярных войск, около 7 тысяч казаков, 10 тысяч ополчения, 624 орудия

4-й ученик:

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

1-й ученик : «Армия готовилась к бою. Вокруг ружейных козел сидели солдаты, они чистили мелом штыки, белили портупеи и перевязи. Кто переодевался в чистую рубаху, кто зашивал ниткой прореху, кто менял кремень в ружейном замке. Кавалеристы скребли и мыли лошадей, мыли их дочиста, точили палаши, сабли, заряжали карабины и пистолеты. Артиллеристы доводили до жаркого блеска орудийные дула, смазывали дёгтем винты и колёса. В больших палатках лекаря раскладывали бинты, корпию и компрессы, стальные ножи, пилки и щипцы, готовили уксус и спирт. Рядами стояли пустые телеги для раненых»
4-й ученик:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

2-й ученик: «Генералы двенадцатого года! Как они молоды, многим нет и тридцати. Двадцать два из них окропили кровью бородинскую землю, двое остались там навсегда, погребённые под кучами трупов, трое умерли от ран".

1-й ученик : «Генералы двенадцатого года. Багратион, с лицом, озарённым вдохновением боя, кричащий «браво» французской атаке. Спокойный, ищущий смерти под ядрами Барклай. Незаметный Дохтуров, возникающий в самых опасных местах боя. Бесстрашный Милорадович, с трубкой в зубах на виду французских батарей. Отчаянный Раевский, ходивший в атаку вместе с сыновьями. Самолюбивый и властный Ермолов, которого опасался сам царь. Красивый и нервный Коновницын, летавший по полю в расстегнутом сюртуке. Цепкий Неверовский, чудом державшийся с дивизией против тройной силы французов. Любимец Петербурга Кутайсов, писавший стихи трактаты об артиллерии. Гигант Костенецкий, дравшийся как простой солдат и сломавший два банника о французские головы. Грузный, стареющий Лихачёв, один бросившийся на французов со шпагой. Мужественный Кульнев. Хитроумный Платов. Скромный Луков, единственный генерал, в послужном списке которого сказана «из солдатских детей». Командир четвёртой дивизии, обладатель пышного титула принца Вюртембергского, ходивший в простой пехотной шинели, евший из котелка и спавший на земле рядом с солдатами».
4-й ученик:

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

(инсценировка)

6-й ученик: «Перед боем у батареи Раевского несколько артиллеристов собрались в кружок у костра. Внезапно на галопе подлетел всадник. Всколыхнулись золотые шнуры эполет. Генерал! Смуглое молодое лицо ослепило улыбкой, блеснули живые глаза…

7- й ученик / Кутайсов: «Приказ мой получили? Я, братцы, ещё раз толкую: он будет давить, всей грудью полезет. Но боже упаси вас сняться с позиции! Картечью в упор, пока не сядет на пушки! Отдайте орудье, но всыпьте последний заряд! Мне толку мало, если будете, бегая, за собой их таскать»
4-й ученик:

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Словарь: Драгуны - кавалеристы . Уланы - легкая кавалерия, вооружённая пиками
4-й ученик:

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

1-й ученик: «Грохот, грохот стоит над Бородино. Беспрерывный, разноликий. Сотни оттенков в этом гуле. То жалобное повизгивание, то басовитое гудение. То вроде трещотки пробежит по небу, то оно всё разом содрогнётся. Птичье цвиканье пуль, шуршание ядер, стон картечи. Звон, стук, удары, чавканье, лязг, жужжание. Людские крики, храп лошадей».
4-й ученик:

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

2-й ученик: «Атака на батарею Раевского составила себе громкую славу, хотя таких атак в Бородинском бою было немало. Случилось это, возможно, потому, что сразу два генерала, начальник штаба Ермолов и командующий артиллерией Кутайсов, кинулись отбивать высоту и оба получили раны, один небольшую, другой смертельную…»

1-й ученик: …Кутайсов скачет на своём караковом жеребце и смеётся, как будто он не в бою, а на весёлой охоте. Картечь сметает его, окровавив седло. Он падает на землю, садится, с изумлением ощупывает растерзанную грудь. Кутузов напрягаясь и краснея тоненьким голосом кричит:

5-й ученик/Кутузов: Христом богом просил тебя не лезть в простую пехоту! Ты чего упал? Поднимайся быстрее, раздавят копытами!

7-й ученик/Кутайсов - Ваша светлость, кажется, я не могу. Осколок в груди. Ваша све…- он медленно валится на землю.

5-й ученик/Кутузов: - А пушки?!- Кто над пушками останется?

7-й ученик/Кутайсов - Костенецкого ставьте, - а я… я… помираю..

5-й ученик/Кутузов: - Помираю! -- Я тебе покажу- помираю! Сказывал - не лезь!.. Помирает? Спрашивает он почти с детским недоумением у окружающих.

1-й ученик: «Убит сразу, - отвечают из свиты, - непонятно, как ещё разговаривал»

4-й ученик:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

2-й ученик : «Две армии не решились продолжить сражение. Французы отпрянули ещё ночью, русские отошли утром. В этом скопище убитых и нельзя было продолжать сражение.

5-й ученик: Сражение кончено. Чего я только не видел в нём! Я видел, как ядра залетали в дуло пушки, как сталкивались в воздухе бомбы. Я видел, как канонир с оторванной рукой другой орудовал банником.я видел русскую пехоту. Она в исступленьи гналась за бегущей конницей Мюрата, бросая вдогонку ружья, наподобие копий… Я видел, как сходились врукопашную батальоны, яростно дрались, разбредались и строились в бою. Опять сходились, опять свалка, построение - каждый раз всё ближе и ближе. Наконец в десяти шагах друг от друга, с окровавленными штыками они стояли фронт к фронту в изнеможении, не в силах атаковать, но ещё не в силах отступить ни шагу»

4-й ученик :

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

1-й ученик: Около полуночи 7 сентября Кутузов приказал отступать к Москве. До рассвета 8 сентября русская армия начала отход к Москве.

2-й ученик: 13 сентября Кутузов собрал в деревне Фили военный совет. Чтобы сохранить силы армии и дождаться подхода резервов он приказал оставить Москву без боя, что было выполнено 14 сентября.

1-й ученик: 14 сентября армия Наполеона вступила в Москву. В тот же день в городе начались пожары, продолжавшиеся до 18 сентября и уничтожившие большую часть города. Критическое положение заставило Наполеона послать в ставку главнокомандующего генерала Лористона с мирными предложениями, адресованными Алесандру I . Кутузов отверг предложение о мире или перемирии.

5-й ученик : 18 октября под влиянием известия о поражении французских войск при Чернище, Наполеон принял решение об отступлении из Москвы. Вечером этого же дня Наполеон оставил Москву и направил свою армию в сторону Калуги.

2 -й ученик: 24 октября произошло сражение при Малоярославце, после которого Наполеон был вынужден отступать по старой Смоленской дороге, теснимый авангардом русской армии и подвергаясь постоянным ударам казаков и партизан с флангов.

1-й ученик: 15-18 ноября Наполеон потерпел крупное поражение под Красным.

2-й ученик: 26-28 ноября 1812 года состоялось сражение при Березине, в ходе которого большая часть «великой армии» была уничтожена или пленена. Это сражение традиционно считается развязкой войны.

Приложение:

Похожие публикации