Муза анализ стихотворения некрасова. Николай Алексеевич Некрасов. «О Муза! я у двери гроба!… Тропы и образы

О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви

На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Анализ стихотворения «О Муза! Я у двери гроба!» Некрасова

Стихотворение «О муза! Я у двери гроба!» (1877 г.) считается последним произведением Некрасова, написанным им накануне смерти. Великий гражданский поэт действительно обращается к главному источнику своего вдохновения с предсмертными словами. В какой-то степени стихотворение можно считать поэтическим завещанием Некрасова.

Произведение подводит общий краткий итог размышлениям поэта над своей жизнью и поэтическим призванием. Ранее Некрасов уже достаточно полно изложил свои взгляды в стихотворении «Муза» (1852 г.).

Умирающий поэт (Некрасов в последние годы жизни сильно болел и предчувствовал свою близкую смерть) в качестве последнего собеседника выбирает свою Музу, которой всегда был верен. Он честно признается ей в том, что был «много виноват». Хотя, как считал сам Некрасов, его вина состоит в том, что он недостаточно заботился о крестьянстве в практическом плане. Главным оружием поэта в борьбе против несправедливости являлись его смелые и обличительные произведения. За это Некрасов на протяжении всей жизни подвергался яростным критическим нападкам, даже со стороны своих собратьев по перу. Он предчувствует, что «людская злоба» значительно приукрасит все его невольные прегрешения, чтобы опорочить имя защитника простого народа.

Некрасова не пугает такая безрадостная перспектива. Он не сдается и обращается к Музе со словами: «Не плачь!». Непонимание современников — обычное явление, сопутствующее всем передовым идеям. Поэт уверен, что его поэтическое творчество все же нашло отклик в «честных сердцах». Благодаря этому существует «кровный союз» людей, которые любят свою несчастную Родину и мечтают добиться торжества добра и справедливости.

В финале произведения Некрасов прямо указывает на национальный характер своего творчества. Иностранец («не русский») никогда не сможет понять и прочувствовать собственным сердцем все страдания русского народа. Муза Некрасова — это не прекрасная и нежная девушка, вдохновляющая поэтов воспевать любовь и цветы. Его Муза — это «бледная», «кнутом иссеченная» до крови крестьянская женщина, вся вина которой состоит лишь в том, что она не принадлежит высшему сословию.

Некрасов слишком критично относился к собственной деятельности. Его творчество вдохновило многих людей и пробудило огромный интерес к бедственному положению простого крестьянства. Измученная Муза поэта заслужила свое право на существование в русской поэзии.

Написанное в декабре 1877 года стихотворении Н.А. Некрасова буквально незадолго до кончины великого русского поэта является исповедью, беседой с высоким поэтическим чувством-Музой.

Полная переливов и высокого слога, данное произведение словно исповедь, прощание звучит неприкаянно и восторженно.

Чувствуется глубокое переживания лирического героя, наполненные нотой страдания.

Поэт благодарит Музу:

«Сестра народа — и моя.»

Имея в виду, что именно Муза, его стихотворения, написанные для народа ив защиту народа, стали связующим звеном поэта и крестьянства. Своеобразной нитью прочно связавших поэта и народ.

Через каждую строку шёл он тернистым путём, прокладывал дорогу в сердца людей, и именно Муза воссоединила их, и дала шанс стране обрести нового человека, полностью отдавшего себя на служение во имя идеалов и величия страны и её жителей.

И накануне кончины, он благодарит её, подводит скорбные итоги…

Его волнует дальнейшая судьба поэзии, поэтому он пытается обратиться ко всем, открыто рассуждая о предназначении поэта, о том, что он должен оставлять каждым своим стихотворением неизгладимый след, искру…

«…Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!»

Из этих же строк можно заключить, что Некрасов имеет в виду долгую память, память, которая буде хранить воспоминания о нём и его творчестве. Именно это увековечит его, сделает бессмертным, живым.

Но автор подчеркивает также неидеальность своих работ, винит себя в неполной жертвенности и самоотдачи, но даже вызвав возмущенный людской гомон своими стихотворениями, он будет рад и этой реакции. Ведь этим самым детством, строчками от сердца и души, он разбудит другие души, даст возможность задуматься, сподвигнуть на рассуждения…

Споры и восхваление, презрение и признание поэта-всё это эмоции, которых жаждёт автор. Любого отклика народа!

Некрасов рисует портрет Музы «иссеченной» крови, тем самым давая понять, через что приходилось проходить стихотворцам пройти, чтобы донести хоть строку, хоть слово до народа. Гонения, ссылки, аресты-всё это часто среди творцов слова.

И только русский человек поймёт эти строки, почувствует эту борьбу.

Заключая свою прощальную песнь, он в последний раз восхищается всем богатством русской поэзии, прося хранить и возносить её всем сердцем, хранить как сокровище.

Обращается он как и к народным массам, так и к поэтам, идущим тем же путём службы народу, как и он.

Он говорит о том, что поэт-это состояние души и сердца, а не просто профессия.

Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов.

Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.

Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание. Что же волнует поэта "у двери гроба»?

Поднимая тему назначения поэта и поэзии, Некрасов использует традиционный прием обращения к Музе в значении «поэзия». Но в данном случае Муза обозначает еще и непосредственно творения известного поэта. Знаменательно то, что сам Некрасов не мыслит себя отдельно от своего творчества. Он и его произведения – единое целое. Это подчеркивает местоимение «наш»:

…завиден жребий наш,
Не наругаются над нами.

Поэзия для Некрасова – это та нить, которая соединяет его с народом, и эта связь вечна:

Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!

Неслучайны в данном случае эпитеты: «живому, кровному союзу». Настоящий поэт жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах народа. А так как «поэт» и «его произведения» - это, в понимании Некрасова, синонимы, неделимое целое, то «союз» всегда будет «живым». Ведь творения поэта бессмертны.
Под «кровным союзом» поэт имеет в виду родственный союз. Этот союз возможен лишь с «честными сердцами», то есть с людьми, понимающими свое истинное призвание – «быть гражданином».

Интересно и то, что автор не считает свое творчество идеальным, достойным всеобщего поклонения:

Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба…

Это признание еще больше увеличивает авторитет поэта как человека объективного и делает его творчество более значимым для людей с «честными сердцами». Несмотря на возможные гонения, хулу, на которые способна «людская злоба», автор восклицает:

Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами…

Почему же он говорит: «завиден жребий наш»? Видимо, потому, что, если поэт смог взволновать своим творчеством умы и сердца людей, подвигнуть их к спорам, – это уже большая заслуга. Это уже признание как «честными сердцами», так и теми, кто источает злобу. Примечательно и слово «наругаются». Форма этого глагола выражает длительность действия. Следовательно, такие споры, положительные и отрицательные высказывания будут длиться долго, не одно и не два поколения.

Последнее стихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее, скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу:

…На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Поэзия в России переживала разные периоды: взлеты и падения. Многие поэты подвергались гонениям, ссылкам за свои произведения. Зачастую их творения не доходили до широких масс, так как цензура накладывала запрет на издание. Ведь известно, что поэзия намного глубже затрагивает струны человеческой души, нежели проза. Именно поэтому Некрасов рисует такой яркий образ Музы: «бледная, в крови, кнутом иссеченная». И только русский человек способен понять этот образ. Не случайно автор говорит:

Не русский – взглянет без любви…

Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия.

Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания . Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. "чистого искусства" относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.

Некрасову принадлежит большое количество "оправдательных" произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение "Муза" (1852 г.).

2. Жанр произведения - гражданско-философская лирика.

3. Основная тема стихотворения - размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не "поющая и прекрасная" дева, а "скорбящая и болящая" Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.

Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта. Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и "разгульная песня", напоминающая о широкой душе русского народа.

Посещающая Некрасова Муза "гармонии волшебной не учила". В ее песнях сочетались "проклятья, жалобы, бессильные угрозы". Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей "начать упорный бой". При этом Муза поэта изначально "любящая и нежная". Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется "божественно-прекрасною минутой" христианского смирения и всепрощения.

Образ "непонятной девы" у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона". Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан "прочным и кровным союзом". Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, - благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения - шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Некрасов использует большое количество положительных ("прекрасные", "любящей", "божественно-прекрасной") и отрицательных ("безумном", "плачущей", "ожесточенный") эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах ("подругой любящей","печальной спутницы... бедняков") и олицетворениях ("играла бешено... колыбелью", "шептала надо мной"). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Николай Алексеевич Некрасов

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Николай Некрасов

Согласно свидетельству родной сестры Некрасова Анны Буткевич, стихотворение «О Муза! я у двери гроба!..» — последнее произведение, написанное Николаем Алексеевичем перед самой смертью.

Анна Буткевич

Неудивительно, что в нем затрагивается тема поэта и поэзии. Именно она была важнейшей для Некрасова в течение всей жизни. Одно из первых ее упоминаний встречается в небольшой зарисовке 1848 года «Вчерашний день, часу в шестом…». В этом стихотворении лирический герой рассказывает о том, как во время прогулки по Сенной площади в Петербурге увидел картину избиения кнутом молодой крестьянки. В последних двух строках он назвал Музу родной сестрой той несчастной женщины. Удивительным образом переплетаются два некрасовских стихотворения, написанных с промежутком почти в тридцать лет. В произведении «О Муза! я у двери гроба!..» транслируется сходная мысль. Некрасов характеризует Музу следующими словами: «бледная», «в крови», «иссеченная кнутом».

Естественно, совпадение, описанное выше, неслучайно. Музу свою Николай Алексеевич сравнивал с крестьянкой, подчеркивая народность собственных стихотворений. Кроме того, он имел в виду трудности, с которыми сталкивался на протяжении всего творческого пути. В разное время критики и официальная цензура находили множество поводов для гонений на Некрасова. Например, после реформы 1861 года его обвиняли в устаревшем подходе к проблемам крестьян. Якобы простой народ начал жить хорошо, а знаменитый литератор почему-то упорно продолжает сокрушаться о его нелегкой доле. Не раз критиковали Некрасова и за преданность социальной тематике. Даже Фет, редко участвовавший в различных публичных полемиках, отказывался считать Николая Алексеевича из-за этого истинным поэтом.

В стихотворении «О Муза! я у двери гроба!..» есть отсылка к еще одному произведению Некрасова - «Муза» (1852). В нем поэт в очередной раз подтверждает верность своей Музе - выразительнице народных чаяний. Союз с ней Николай Алексеевич называет «прочным и кровным». В последнем стихотворении эта мысль несколько видоизменена. Муза становится связующим звеном между поэтом и «честными сердцами». Место прилагательного «прочный», относящегося к союзу, занимает определение «живой». При этом Некрасов не отказывается от эпитета «кровный». Союз с «честными сердцами» необыкновенно важен для Николая Алексеевича. Он служит своеобразным ключом к бессмертию. Поэт жив, пока народ помнит его творчество, пока находит лирика отклик в людских душах.

В начале стихотворения герой говорит, что он «много виноват». Мотив вины стихотворца перед Музой, перед народом не единожды встречается у Некрасова. Николай Алексеевич часто раскаивался, что свой талант направлял не в то русло. Как правило, имеются в виду его произведения, написанные не повелению Музы, а для поддержания существования журнала «Современник», во главе которого он стоял на протяжении почти двадцати лет.

Среди либерально настроенных людей второй половины девятнадцатого столетия творчество Некрасова пользовалось огромной популярностью. Несмотря на это, современники не смогли в полной мере оценить лирику Николая Алексеевича. Столь важная задача легла на плечи литературоведов века двадцатого. Вполне очевидно, что порой Некрасов слишком увлекался остросоциальной тематикой в ущерб художественной ценности стихотворений. Он и сам это прекрасно понимал, прося не включать некоторые свои произведения в сборники. Тем не менее, новизна и оригинальность слога Николая Алексеевича оказали огромное влияние на русскоязычную поэзию.

Похожие публикации