Какой звук имеет буква й. Буква й: гласная или согласная? История буквы «й»

Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.

Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.

Задачи:

  • учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
  • раскрыть технологию следующих приёмов:
    • перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
    • чтение слов по слогам и орфоэпически;
    • чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.

Садитесь.

А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.

А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)

II. Повторение.

С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [ p ] и мягкий звонкий [р ´ ])

Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)

1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)

Как это слово употребляется в тексте? (мр á мор и т.д.)

2. Чтение предложений.

Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)

(Предложение выражает законченную мысль.)

(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)

(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))

У Арины мыло.

(3)

Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)

Как его употребляем в речи?

Арина умыла Длину.

Читаем орфоэпически.

Сколько слов в предложение? (3)

Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)

Роман намылил (значение слова - руки .)

Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.

3. Индивидуальное сообщение.

Сказка «О буквах»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью - видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.

Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук - слышать, пропеть, произносить, сказать.

III . Звуковой анализ слов

1. - Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?

А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)

Что нарисовано на первой картинке? (улей)

Что такое улей? (домик для пчёл)

- произносим.

(ий)

Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)

А как называется пчелиная семья? (рой)

Прочитаем звуковую формулу слова.

Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?

Проговорить й - й

Сравните оба слова:

улей -

Где слышите звук [й´]? (в конце слова)

Что вы можете сказать о звуке [й´]? (Встречает преграду.)

А какой буквой обозначаем? («ий»)

Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

Звук [й´] - обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.

Обратите внимание, что он только мягкий.

2. Конструирование буквы

Й - 1,2(3,4),5(6,7,8),20

Й - 5,6(7,8),9(10,11,12),20

VI . Физминутка

Музыкальное сопровождение.

V. Звуковой анализ слов

Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)

Чем поливают цветы на картинке?

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

[л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Приготовьте квадратики.

[л´] - согласный, звонкий, мягкий

Обозначаем буквой «ЭЛЬ».

[э´] - это гласный, ударный звук.

Обозначаем буквой «Э».

[й´] - это согл., звонкий, всегда мягкий

Обозначаем буквой «Й».

Не изучали

[а] - гласный, безударный

Обозначаем буквой «а».

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

(5)

Делим на слоги:

Как посчитали слоги?

А что делает девочка?

Давайте дадим ей имя.

[м] [о] [й´]

Дадим характеристику каждому звуку.

[м] - согл., звонкий, твёрдый

Обозначаем буквой «ЭМ».

[о] - гласный, под ударением

Обозначаем буквой «О».

[й´] - согл., мягкий, звонкий

Обозначаем буквой «ИЙ».

Сколько звуков отметили? (3)

Сколько понадобится букв для написания?

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звукам.

[м] - согл., твёрдый, звонкий.

Обозначаем буквой « ЭМ».

[ó] - ударный, гласный

Обозначается буквой «О»,

[й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «ИЙ».

Не изучали.

[а] - гласный, безударный.

Обозначаем буквой «А».

Делим на слоги:

Как определить сколько слогов в слове?

VI. Подведение итога урока.

С каким звуком познакомились на уроке? ([Й ´ ])

Дайте ему характеристику.

Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)

Покажи в алфавите.

Что запомнилось на уроке?

Что показалось особенно трудным?

Урон окончен. Спасибо.

Образование

Фонетика русского языка: «й» - согласный или гласный звук?

22 июля 2017

Фонетический строй русского языка лёгким не назовёшь. Как и в любом другом языке, в русском есть звуки гласные и согласные. Но определить, какой из них какой, интуитивно не всегда представляется возможным: например, какой передаёт звук «й» - согласный или гласный? С этим мы подробно разберёмся далее.

Буквы и звуки

Когда дети начинают изучать в 1 классе буквы и звуки, они порой смешивают эти понятия. Однако буква и звук - совершенно разные фонетические термины. Буквой называется графический значок. А звук - это то, что мы слышим и произносим. За каждой буквой закреплены определённые звуки, с которыми они соотносятся в большинстве случае, но прямого сходства между ними нет.

Транскрипция - это способ передачи звуков, которые мы слышим, на письме. С её помощью лёгко проследить разницу между буквой и звуком. Например, существуют буквы, за которыми не закреплены звуки: твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь). Их функция - передавать твёрдость или мягкость звука:

  • мол - [мол] или моль - [мол’] .

Кроме того, есть буквы, которые могут передавать разные звуки: мы пишем «мОлОко», но произносим [мАлАко]. Также одна и та же буква может передавать несколько звуков:

  • моё [май’о] .

Ввиду этого вести речь о согласных и гласных буквах и звуках не совсем корректно.

Какие бывают звуки

Самая обширная классификация звуков в русском языке, которая основывается на механизме их образования голосом, - это деление на согласные и гласные. Это первое, что может понадобиться в школе на уроке. Звуки и буквы, как мы уже выяснили, - разные явления. Поэтому надо запомнить, что неправильно говорить «согласные и гласные буквы». Звук - вот что может обладать такой характеристикой.

Любой звук образуется в результате работы речевого аппарата. Однако происходить это может по-разному. Так, гласные звуки образуются, в первую очередь, голосовыми связками. Они «музыкальны» и имеют тон. Согласные же звуки образуются также при участии зубов и языка, которые в разных позициях образуют различные по своему качеству препятствия потоку воздуха, в результате чего согласные звуки характеризуются наличием шумов.

Чтобы понять, является звук гласным или согласным, можно провести нехитрый тест: если звук можно протяжно пропеть, используя только голос - значит, он гласный. Если этого не получается - значит, звук согласный.

В русском алфавите 33 буквы. Они для простоты обозначения имеют условное деление на гласные и согласные (21 согласная, 10 гласных и 2 без обозначения - "ъ" и "ь"), однако многие фонетисты по озвученным выше причинам считают это неправильным. Звуков в русском языке 46. Среди них 37 согласных и 6 гласных.

Согласные звуки русского языка

Почему получается так, что согласных звуков в русском языке больше чем букв? Такой перевес получается, в первую очередь, из-за того, что одна буква может обозначать как мягкий звук, так и твёрдый:

  • Б - [б], [б’] или В - [в], [в’] и т. д.

Гласные звуки русского языка

Для тех, кто подзабыл школьную программу, не менее удивительно, почему такая разница и между количеством гласных звуков и букв. Тут причина в том, что некоторые буквы соотносятся сразу с двумя звуками. Например, буква «ё» передаёт два звука сразу и при передаче транскрипцией будет выглядеть как [й’о].

История буквы «й»

Теперь, когда мы подробно ознакомились с особенностями фонетики русского языка, можно непосредственно перейти к вопросу о том, какой звук передаёт «й» - согласный или гласный.

Этот вопрос может поставить в тупик даже искушенного в русском языке человека. Дело в том, что у буквы "й" довольно интересная история, а характеристики звука [й"] с течением времени менялись даже в лингвистике.

Так, буква "й" появилась в русском алфавите только после орфографической реформы в 1918 году. В большинстве случаев, в тех словах, где она есть сейчас, использовалась отсутствующая ныне в алфавите буква «i».

Учёные долго затруднялись с определением того, гласный или согласный звук [й"]. Долгое время во многих словарях он определялся как гласный. Причиной этому была его история. Дело в том, что буква «i» могла использоваться как в словах, где сейчас мы пишем «и» (например, в слове «мир» вместо «и»), так и в словах, где сейчас мы пишем «й» (например, в слове «майор» вместо «й»). И на том этапе развития фонетики эти звуки не дифференциировались.

Все-таки, «й» - согласный или гласный звук?

С дореволюционных пор фонетическая наука продвинулась вперёд, и появились новые критерии классификации звуков. Как рассказывалось выше, особенностью согласного звука является то, что он имеет в своём звучании шумы, и в его образовании активно участвует язык и зубы.

Чтобы понять, какой звук «й» - гласный или согласный, - попробуйте его потянуть. Если попробовать его пропеть, не пытаясь подменить его на [и], можно убедиться, что ничего не получится.

Таким образом, согласно современным нормам, [й] - однозначно согласный звук. Также он является непарным (у него нет твёрдой и мягкой вариаций) и звонким (звонкий звук - это такой звук, в формировании которого участвует голос, и при его произнесении можно почувствовать вибрацию, если приложить руку к горлу).

Может сбивать с толку тот факт, что некоторые гласные буквы при транскрибировании могут соотноситься с двумя звуками сразу, один из которых [й"]. Например, «ё» [й’о], «ю» [й’у], «я» [й’я]. Это не должно смущать. Такие буквы называются йотированными и передают сразу два звука - согласный и гласный. Буквы «е», «ё», «ю» и «я» практически всегда соотносятся с йотированными звуками. Такие звуки чаще всего появляются в следующих позициях: в начале слова, после другого гласного звука, после мягкого и твёрдого знаков. Примеры йотированных букв в словах:

  • заявка [зай’афка];
  • енот [й’энот];
  • ёлка [й’олка];
  • приют [прий’ут];
  • вьюга [в’й’уга] .

Напоследок стоит упомянуть, что звука «и краткий» не существует, так как это название буквы. Звук называется «й», также есть ещё одно название - «йот».

1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

  • Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .

  • Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :

[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]

(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :

[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить .

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот­носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].

Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи­ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи­ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и об­ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон­кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри­мер, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:

  1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со­гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], бе­лье - бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго­ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

  1. Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву­ки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

  2. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

  1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

  • после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

  • после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

Тема: Мягкий согласный звук [й´] и буква й.

Цель: Познакомить учащихся со звуком [й´] и буквой й.

Задачи:

  • учить акцентированному произнесению этого звука на основе одноуровневых моделей слов.
  • раскрыть технологию следующих приёмов:
    • перекодирование звуковой формы слов в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
    • чтение слов по слогам и орфоэпически;
    • чтение предложений как относительно законченных по смыслу структурных единиц.
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный этап.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

Сегодня урок у нас необычный, так как у нас присутствуют части, поэтому повернитесь и поприветствуйте их.

Садитесь.

А ещё пришли к нам в гости Маша и Миша.

А раз они пришли к нам на урок, то вместе с нами, чем будут заниматься? (знакомиться с новым звуком и буквой)

II. Повторение.

С каким звуком знакомились на прошлом занятии? [р] [р´]

Какой буквой обозначаем? («эр»)

Что обозначает буква «эр»? (два согласных звука: твёрдый звонкий [ p ] и мягкий звонкий [р ´ ])

Сколько форм даётся для обозначения звука [р]? (обозначается 2-мя печатными формами заглавной, малой, справа обозначение звука мягкого и твёрдого, и двумя письменными)

1. Читаем по слогам, плавно (с. 34)

Как это слово употребляется в тексте? (мр á мор и т.д.)

2. Чтение предложений.

Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов.)

(Предложение выражает законченную мысль.)

(В предложение есть слова-помощники, которые служат для связи слов в предложение.)

(Первое слово в предложении начинается с заглавной буквы и заканчивается на письме (.))

У Арины мыло.

(3)

Почему слово Арина написано с большой буквы? (имя собственное)

Как его употребляем в речи?

Арина умыла Длину.

Читаем орфоэпически.

Сколько слов в предложение? (3)

Почему слова написаны с большой буквы? (имена собственные, начало предложения)

Роман намылил (значение слова - руки .)

Итак, мы продолжаем знакомство со звуками и буквами.

3. Индивидуальное сообщение.

Сказка «О буквах»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране Звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в этой волшебной стране появился Волшебник. Ему так понравилось в ней, что решил он познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители невидимки, то очень огорчился. Но всё-таки он был Волшебником, причём очень добрым. Решился он каждому жителю подарить по платью - видимке. Каждый звук получил платье не похожее на других. Стоило его надеть, как сразу Звук становился видимым и превращался в Букву.

Букву можно видеть, можно изобразить, нарисовать, написать. Звук - слышать, пропеть, произносить, сказать.

III . Звуковой анализ слов

1. - Обратите внимание в левый угол азбуки, какой же звук мы будем изучать?

А какой именно мы узнаем, если расшифруем эти схемки? (Приложение 1)

Что нарисовано на первой картинке? (улей)

Что такое улей? (домик для пчёл)

- произносим.

(ий)

Что нарисовано на второй картинке? (пчела не одна)

А как называется пчелиная семья? (рой)

Прочитаем звуковую формулу слова.

Ещё раз произнесите и остановитесь на последнем звуке?

Проговорить й - й

Сравните оба слова:

улей -

Где слышите звук [й´]? (в конце слова)

Что вы можете сказать о звуке [й´]? (Встречает преграду.)

А какой буквой обозначаем? («ий»)

Значит, он согласный, звонкий, всегда мягкий.

Звук [й´] - обозначается двумя печатными формами заглавной малой (справа обозначение звука) и двумя письменными.

Обратите внимание, что он только мягкий.

2. Конструирование буквы

Й - 1,2(3,4),5(6,7,8),20

Й - 5,6(7,8),9(10,11,12),20

VI . Физминутка

Музыкальное сопровождение.

V. Звуковой анализ слов

Скажите для чего нужно ухаживать за растениями? (Чтобы они росли, украшали наши помещение, поглощали пыль)

Чем поливают цветы на картинке?

Произнесём звуковую форму слова медленно, задерживаясь на звуке [й´].

[л´] [э´] [й´] □ [а]

Где стоит этот звук? (в середине слова)

Приготовьте квадратики.

[л´] - согласный, звонкий, мягкий

Обозначаем буквой «ЭЛЬ».

[э´] - это гласный, ударный звук.

Обозначаем буквой «Э».

[й´] - это согл., звонкий, всегда мягкий

Обозначаем буквой «Й».

Не изучали

[а] - гласный, безударный

Обозначаем буквой «а».

Сколько звуков отметили в схеме? (5)

(5)

Делим на слоги:

Как посчитали слоги?

А что делает девочка?

Давайте дадим ей имя.

[м] [о] [й´]

Дадим характеристику каждому звуку.

[м] - согл., звонкий, твёрдый

Обозначаем буквой «ЭМ».

[о] - гласный, под ударением

Обозначаем буквой «О».

[й´] - согл., мягкий, звонкий

Обозначаем буквой «ИЙ».

Сколько звуков отметили? (3)

Сколько понадобится букв для написания?

Сколько в слове слогов? (1)

Как определили? (по гласным)

А как называется приспособление для мытья посуды? (мойка)

Произнесём звуковую форму слова.

[м] [о] [й´] □ [а]

Дадим характеристику звукам.

[м] - согл., твёрдый, звонкий.

Обозначаем буквой « ЭМ».

[ó] - ударный, гласный

Обозначается буквой «О»,

[й´] - согл., мягкий, звонкий.

Обозначаем буквой «ИЙ».

Не изучали.

[а] - гласный, безударный.

Обозначаем буквой «А».

Делим на слоги:

Как определить сколько слогов в слове?

VI. Подведение итога урока.

С каким звуком познакомились на уроке? ([Й ´ ])

Дайте ему характеристику.

Какой буквой обозначаем на письме? (ИЙ)

Покажи в алфавите.

Что запомнилось на уроке?

Что показалось особенно трудным?

Урон окончен. Спасибо.

Также, как и буква И, Й пришла в русский алфавит из греческого. На глаголице звук обозначался знаком, который вы можете увидеть чуть выше, в кириллице -И-, а также -Й- обозначались одинаково, буквой -И-. Любой язык является "текучим", то есть подверженным влиянию других языков мира. Например, современная ситуация складывается так, что .

Современный русский язык

В нашем языке буква -Й- обладает следующими признаками:

  • -Й- является согласным звуком;
  • -Й- всегда мягкий, вне зависимости от того, в какой части слова он расположен;
  • -Й- - это мягкий, непарный звук.

Для наглядности представим таблицу, в которой все звуки разделены на гласные и согласные:


Разделение на мягкие и твердые согласные:


Важно: эта буква действительно считается пограничной (имеющей признаки гласных и согласных), во многих языках мирах, например, украинском и болгарском, -Й- до сегодняшнего времени обозначает два звука - ЙО-, но еще в древнерусском языке признавались две буквы - гласный -И- и его краткая форма -Й-, которая признавалась согласной.

Русский язык является одним из самых сложных для изучения, в нем есть огромное количество нюансов, например, у иностранцев, изучающих великий и могучий, недоумение вызывает разница, существующая между дефисом и тире .

Похожие публикации