Лекции вэд. Конспект лекций по предмету "внешнеэкономической деятельность" Тема лекции (2) Конспект лекций по вэд

Тема лекции: Теоретические и организационные основы управления внешнеэкономической деятельностью

План лекции: Определение и основные понятия внешнеэкономической деятельности. Структура и функции органов государственного регулирования ВЭД в Республике Беларусь. Управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь с ВТО. Эффективность внешнеэкономической деятельности

Цель лекции - изучить основные понятия внешнеэкономической деятельности, рассмотреть систему управления внешнеэкономической деятельностью, а также изучить структуру и функции госрегулирования ВЭД в Республике Беларусь.

1.1 Определение и основные понятия внешнеэкономической деятельности

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось с началом реформирования отдельных форм международных экономических отношений, в частности децентрализации и либерализации внешнеторговых связей. В результате произошла переориентация приоритетов в международных экономических отношениях, а именно переход от межгосударственных (межправительственных) внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне субъектов хозяйствования.

Внешнеэкономическая деятельность является формой реализации внешнеэкономических связей, которые в свою очередь определяют характер внешнеэкономических отношений.

Внешнеэкономические отношения – это совокупность экономических отношений, обеспечивающих организацию экспортно-импортных операций по поводу транснациональной передачи товаров, услуг, рабочей силы и капитала с целью повышения эффективности функционирования взаимодействующих субъектов.

Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Внешнеэкономические связи – это торговые, научно-технические, производственные и другие экономические связи стран с иностранными государствами.

Необходимо отличать внешнеэкономические связи от международных экономических связей. Первые возникают по инициативе одной из сторон и ограничиваются защитой внешних экономических интересов данного государства. Вторые предполагают лоббирование международных, наднациональных интересов с созданием соответствующих структур, их защищающих.

Совокупность видов ВЭД предприятия представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1. – Виды внешнеэкономической деятельности

Предприятия

Внешняя торговля представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обмена товарами, услугами, научно-технической продукцией на коммерческой основе. Внешняя торговля может производиться непосредственно между субъектами или с использованием услуг посредников (комиссионеров, консигнаторов, дистрибьюторов, агентов, брокеров, дилеров и др.).

Внешнеторговая деятельность как форма реализации внешнеторговых связей классифицируется по ряду направлений:

- экспорт – вывоз за границу товаров, проданных иностранным покупателям, предназначенным для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране.

- импорт – ввоз в страну из-за границы иностранных товаров, технологии, капиталов, услуг для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить.

- реэкспорт – вывоз из страны ранее ввезенных, импортированных в нее сырьевых и других товаров в целях их перепродажи другим странам в том же виде или после некоторой переработки.

- реимпорт – обратный ввоз в страну ранее вывезенных за границу товаров, не подвергшихся там переработке. К таким товарам относятся, например, вещи, не проданные на иностранных аукционах, забракованные, возвращаемые за ненадобностью.

Встречная торговля – внешнеторговые операции, контракты, сделки, предусматривающие встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров товары на полную стоимость или часть стоимости экспорта (бартерные сделки, встречные закупки). Способствуют сбалансированности экспорта и импорта.

Встречные сделки являются наиболее часто встречающейся формой встречной торговли. Это сделки, при которых часть выручки от экспорта направляется на закупку продукции из стран-импортеров (это бартер, компенсация (полная или частичная)), т.е. согласие поставщика-экспортера на оплату своих поставок частично или полностью товарами или услугами. Встречные закупки – это торговые операции, в которых покупатель договаривается, заключает соглашение с продавцом о встречной, ответной продаже своих товаров через определенный, иногда длительный промежуток времени. Такие закупки используются чаще всего в международной торговле и способствуют достижению сбалансированности баланса экспорта и импорта. Расчеты по встречным закупкам могут быть произведены за счет собственных средств, на основе кредита либо в форме взаимозачета.

Производственная кооперация по своей сущности и механизму функционирования тесно связана с инвестиционным сотрудничеством, поэтому их часто включают в одну форму внешнеэкономической деятельности.

Производственная кооперация – это организация производственных связей между странами или предприятиями разных стран в целях совместного изготовления продукции на основе общественного разделения труда и специализации производства.

Выделяют следующие виды производственной кооперации: предприятия с иностранными инвестициями, свободные экономические зоны, финансово-промышленные группы (это формы интеграции финансового, промышленного и торгового капитала посредством участия в акционерном капитале).

Инвестиционное сотрудничество представляет собой рациональное распределение ресурсов, способ достижения государствами более высоких результатов в экономике за счет использования преимуществ участия в международном разделении труда, обновления технологической структуры общественного производства.

Инвестиционное сотрудничество во внешнеэкономической деятельности реализуется через портфельные инвестиции, прямые инвестиции.

Сущность управления проявляется в функциях, выражающих направление или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе управления:

Планирование ВЭД, предполагающее разработку плана производства и реализации экспортной продукции, валютных потоков (доходов и расходов), НИОКР и т.п.;

Организация ВЭД, заключающаяся в выборе оптимальной организационной структуры управления;

Координация (регулирование) – корректирующее целенаправленное воздействие на специалистов, осуществляющих отдельные операции по реализации ВЭД;

Стимулирование (активизация) – материальное и моральное поощрение работников, их мотивация;

Контроль – систематическое наблюдение (мониторинг) за деятельностью специалистов, сопоставление плановых и реальных результатов ВЭД.

При организации управления ВЭД предприятия должны соблюдаться следующие принципы:

Самостоятельность в принятии решений;

Сочетание прав, обязанностей и ответственности;

Учет национальных экономических интересов;

Свобода выбора партнера по ВЭД;

Обеспечение эффективности ВЭД.

Любой процесс управления (управление ВЭД не исключение) начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития. Если цели управления неизвестны, то само управление системой не имеет смысла, т.е. именно наличие целей определяет содержание управления.

Планирование ВЭД – это набор действий и решений, предпринятых руководством фирмы (предприятия, организации), которые обеспечивают достижение целей компании средствами ВЭД на длительную перспективу.

Характер и содержание плановой деятельности (в том числе и планирование ВЭД) определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает вероятность получения отрицательных результатов. Основными принципами планирования ВЭД являются:

Принцип единства (холизма), предполагающий, что планирование ВЭД должно иметь системный характер, т.е. быть представлено совокупностью взаимосвязанных элементов, взаимодействие между которыми подчинено общей цели;

Принцип участия, означающий, что в процесс планирования ВЭД должны вовлекаться все службы и специалисты предприятия, кого он непосредственно затрагивает. В результате каждый из участников организации получает более глубокое понимание деятельности компании, усиливает свою мотивацию, развивает себя как личность;

Принцип непрерывности и гибкости планирования, находящий отражение в осуществлении постоянного мониторинга происходящих в результате реализации планов изменений и маневрировании и корректировки планов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;

Принцип точности, предусматривающий конкретизацию и детализацию в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Процесс планирования ВЭД заключается в решении указанных задач, связанно с выбором альтернативных действий:

По разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических;

По оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.);

По анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутренних рынках;

По определению стратегии на перспективу и разработке программ.

На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка стратегии.

Стратегия компании – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей. Выработка стратегии предполагает реализацию шести этапов, представленных на рисунке 1.2.

Глобальная цель ВЭД предприятия – максимизация массы и нормы прибыли на основе использования преимуществ международного разделения труда – реализуется за счет ряда подцелей:

Расширение сбыта выпускаемой продукции путем освоения новых рынков за рубежом, расширения круга покупателей товара по причине его новизны или предпочтительности по ценам или качеству;

Минимизации издержек производства и удельных затрат на единицу продукции при оптимизации размеров производства, превышающих емкость внутреннего рынка;

Снижения издержек реализации товаров путем выбора правильности стратегии сбыта (создание собственной инфраструктуры зарубежных продаж или использования специализированного посредника с его торгово-сбытовой сетью, применения комбинированных схем);

Обеспечения потребностей в закупках сырья, комплектующих изделий, новейших технологий, оборудования и ноу-хау, привлечения инжиниринговых услуг для производственных нужд исходя из уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;

Продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;

Обеспечение более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;

Минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;

Повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;

Повышения эффективности вложения капитала, прежде всего, в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;

Переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;

Выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.

Виды международных коммерческих операций.

Экспортно-импортные операции.

Поиск контрагентов.

Типовой контракт.

Базовые условия поставки.

Коммерческая деятельность через торгово-посредническое звено.

Виды таможенных режимов товаров и транспортных средств.

Таможенные платежи.

15. Таможенное оформление.

Таможенный брокер.

Таможенный перевозчик.

Международные коммерческие переговоры.

Методы государственного регулирования ВЭД.

24. Сертификат соответствия .

Сертификат страны происхождения

Основы внешнеэкономической деятельности (Введение).

Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах. Товар – это не только материально-вещественная форма, но и услуги, а также знания. Партнеры или стороны при внешнеэкономических сделках называются контрагентами .

Рассмотрим объективные причины, которые заставляют государства заниматься внешнеэкономической деятельностью. Это: 1) Неравномерность распределения сырья по поверхности земли. (У каких-то стран есть полезные ископаемые, а у каких-то нет). 2. Различные климатические условия, что сказывается на способе возделывания земли, урожайности сельского хозяйства 3. Различие в экономике и экономической структуре государств. (Есть развитые промышленные страны, а есть менее развитые -аграрные). 4. Неодинаковый уровень развития техники и технологии в отдельных отраслях. (Например немецкие автомобили, японская электроника, французкие вина, российское вооружение, американские самолеты и т.п. Почти в каждом государстве есть товары, которые они делают лучше других).

Закон минимальных издержек . В соответствии с этим законом государству выгоднее специализироваться на производстве тех товаров, издержки при производстве которых – минимальны, и завозить те товары, издержки, по производству которых выше, чем при их ввозе. Но иногда государства по политическим соображениям идут на производство товаров, затраты на изготовление которых менее выгодны, чем закупка, чтобы не попасть в зависимость от других государств. Например, бывший Советский Союз почти все производил сам, хотя качество этих товаров зачастую было хуже и обходились они дороже, чем если бы их закупали.

Типовой контракт.

Международная торговля насчитывает множество лет. Между купцами занимавшимися международной торговлей сложились определенные привычки и правила. Сложилась практика по распределению обязанностей и рисков между продавцом и покупателем товара. Все эти привычки и правила были собраны Международной торговой палатой в документ – типовой контракт., рекомендованный для использования при оформления международных коммерческих сделок купли-продажи. Типовой контракт состоит из заголовка и глав. В заголовке указывается номер контракта, а также дату и место его заключения. Главы как правило включают в себя:

1 глава : вводная часть. В этой главе определяют контрагентов, указывается полное юридическое название компании, а также место и страна ее расположения. Указывается юридический статус компании и лицо ее представляющее (подписывающее данный контракт). В соответствии с уставом, полномочиями представлять компанию обладает директор или генеральный директор. Если контракт поручают подписывать другому лицу, то на него выдается доверенность, подписанная директором или генеральным директором и в вводной части делается ссылка на эту доверенность. Указываются так же сроки действия этой доверенности.

2 глава : предмет контракта. Здесь указывается, какой вид товара продавец продает, а покупатель покупает. Если это один товар, он описывается в этой главе. Если это несколько товаров, то применяют такую форму, как создание спецификаций, прилагаемых к контракту, в ней указывается наименование, артикул, количество, стоимость каждого товара. Спецификация так же как и контракт подписывается обоими сторонами и заверяется печатью.

3 глава : количество. Определяется количество товара, единицы измерения товара, в зависимости от его вида (шт. тонны, литры, метры, кубо-метры, вагоны и т.д.). Указывается вес товара -брутто и нетто.

4 глава : качество. Определяется, каким образом можно проконтролировать качество товара и чему оно должно соответствовать. Товар должен соответствовать либо международному или национальному стандарту. Либо, если изделие специфическое, то оно должно соответствовать техническим условиям на это изделие. Иногда при торговле с менее развитыми странами качество определяют как соответствующее каталогу или даже образцу. Параметры качества должны быть согласованы контрагентами.

5 глава : сроки или дата поставки. В этой главе оговаривается, каким образом производится поставка: единовременно, то есть сразу вся партия или частями. Например - ежемесячно, поквартально, ежегодно или периодически. Может быть указанна конкретная дата поставки.

6 глава : цена. Здесь указывается, какова стоимость поставки по данному договору и в какой валюте будет произведен платеж. Если валюта имеет тенденцию быстро меняться, то указывают гибкая ли это цена (зависит от изменения курса), фиксированная или плавающая (цена после выполнения договора будет корректироваться с учетом всех реальных издержек).

7 глава : платежи. В этой главе описывается каким образом будет производится платеж, и указываются форма расчета. Например: - оплата по выставленному счету, - инкассовая форма расчетов, - аккредитивная, - вексельная, - чековая, - электронные платежи, - система межбанковских электронных платежей S.W.I.F.T., -наличные.

Инкассовая форма платежа применятся для защиты экcпортера и импортера от неисполнения партнёром своих обязательств по Контракту.

Bank of Importer

Bank of Importer

Bank of Exporter

· экспортер, отправив товар, получает накладную и таможенную декларацию называемыми транспортными документами (TD). Он передает их своему банку с поручением получить платеж (Payment) по данному контракту против предоставления транспортных документов. Банк экспортера, устанавливая корреспондентские отношения с банком в стране импортера (Via Border), пересылает ему транспортные документы с поручением получить от импортера платеж по данному контракту против предоставления ему транспортных документов. Банк в стране импортера предоставляет импортеру эти документы в обмен на платеж по данному контракту и далее пересылает этот платеж в банк экспортера для зачисления денег на счет экспортера. Этот метод платежа имеет два недостатка: Во первых движение документов в одну сторону и движение денег в обратную сторону занимает значительное время, а во вторых может возникнуть такая ситуация, что TD пришли в банк импортера, а того финансовые проблемы и он не может их выкупить, но товар то уже едет. Поэтому этот метод платежа применяют при работе с проверенным контрагентом.

При сделках с незнакомым партнером применяется аккредитив.

Bank of Exporter

TD Border Payment

Bank of Importer

При аккредитивных расчетах Importer резервирует сумму платежа по данному контракту в банке экспортера и, как только экспортер отправит товар, получит транспортные документы и передаст их в свой банк, на его счет будет зачислена сумма равная платежу по контракту. Эта форма платежа исключает такую ситуацию, когда товар отправлен, а импортер оказался неплатежеспособным. Аккредитивы бывают: подтвержденные и неподтвержденные, отзывные и безотзывные, делимые и неделимые, возобновляемые. Подтвержденный аккредитив содержит обязательство банка произвести выплату не зависимо от того получит он деньги от импортера или нет. Неподтвержденные такого обязательства не содержат. Отзывные содержат положение о том, что банк может отозвать этот аккредитив, если усомниться в платежеспособности импортера. В безотзывных аккредитивах указывается срок, в течении которого банк не имеет права отослать этот аккредитив. Делимые, неделимые, возобновляемые аккредитивы используются, когда идет отправка части товара.

Иногда применяют комбинированные формы расчета (часть оплачивается наличными, часть вексельными и т.п.).

8 глава : упаковка и маркировка. Указывается, какой должна быть упаковка товара, является ли она возвратной, многоразовой или не подлежит возврату, включена ли ее стоимость в стоимость контракта. Вносят в эту главу порядок маркировки. В каждой стране свои требования. Оговаривают язык, цвет, шрифт и содержание маркировки.

9 глава : порядок отгрузки. В этой главе описываются процедуры уведомления партнера о готовности к отправке груза и о готовности его получения.

10 глава : сдача-приемка груза. Описывается, каким образом происходит передача груза, необходим ли представитель покупателя при отгрузке товара, какие могут быть отклонения при получении груза, какие документы необходимо оформить и кто их должен подписать.

11 глава : рекламации. Указывается срок, в течении которого покупатель должен отреагировать на отклонение в качестве или количестве полученного товара, какие документы и в течении какого срока составить и т.д. При серьезных контрактах приемка груза производится при присутствии независимого эксперта, в качестве которого может выступить представитель Торгово-промышленной палаты в стране получателя груза.

12 глава : гарантии. Указывается, каким образом экспортер обеспечивает гарантии качества товара в стране импортере. В случае поломки в течении гарантийного срока товар можно отправить обратно экспортеру. Можно создать сервисный центр в стране импортера. Но эти способы дороги. Используются также гарантийные скидки, когда устанавливают коэффициент качества товара и на величину вероятного выхода из строя получают большее количество товара. Например, мы покупаем телевизоры – 100 штук. Коэффициент надежности данной модели телевизоров равен 0,97, то есть 3 телевизора могут выйти из строя в течении гарантийного срока. Поэтому поставляют не 100 телевизоров, а исходя из вероятного выхода из строя 103 телевизора. Таким образом гарантийная скидка составляет 3%

13 глава : санкции за просрочку. В этой главе описывается, какие санкции наступают при просрочке поставки товара и порядок их применения. В качестве санкции могут быть пени, представленные в виде процентов или какая-то определенная сумма за срок просрочки.

14 глава : форс мажор (обстоятельства непреодолимой силы). Контрагенты договариваются и прописывают те обстоятельства, которые считают обстоятельствами непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, другие стихийные бедствия, революция, смена власти, изменение законодательства, резкое изменение курса валют). На время действия обстоятельств непреодолимой силы партнеры освобождаются от обязательств, но наличие этих обстоятельств должно быть зафиксировано документально независимым органом. В роли такого органа может выступать торгово-промышленная палата в стране контрагента подвергшегося форс-мажорным обстоятельствам.

15 глава : арбитраж. Указывается порядок разрешения споров, кто будет являться третейским судьей. Как правило, им выступает независимый орган, например Третейский суд при торгово-промышленной палате.

16 глава : язык контракта. Указывают, к какому праву относят контракт, какой язык является основным и т.п. Также контракт может быть составлен на двух языках, причем каждый из них может иметь равную силу.

17 глава : вступление контракта в силу. Описывается, с какого срока этот контракт вступает в силу. Он может вступать в силу с момента подписания, с определенной даты, с какого-то действия. Вся предыдущая переписка, телефонные разговоры и договоренности не вошедшие в контракт утрачивают силу, и все взаимодействие контрагентов осуществляется строго в соответствии с подписанным контрактом.

18 глава : цессия. Оговаривается порядок переуступки прав третьим лицам.

19 глава : юридические адреса сторон. Полностью прописывается юридический и фактический адреса контрагентов, их почтовые адреса, телефоны, факсы, e-mail.

20 глава : подписи и печати. Ставится подпись тех лиц, которые указаны в главе 1. Печать должна быть основной(круглая печать с указанием ИНН).

В контракте могут присутствовать все перечисленные главы, могут быть некоторые главы объединены, могут некоторые главы опускаться и вводиться новые главы например о неразглашении коммерческой информации по данному контракту и т.д.

Базовые условия поставки.

Основной отличительной чертой международного контракта купли-продажи является использование международных коммерческих терминов для определения базисных условий поставки. Международные коммерческие термины по английски INCOTERMS, сокращение от International commercial terms, возникли и развивались исходя из международной торговой практики. Впервые Международная торговая палата опубликовала международные правила толкования коммерческих терминов в 1953 году, тогда их было всего 9. В дальнейшем при переиздании в 1980 и затем в 1990 году эти правила совершенствовались и дополнялись. C 2000 года действуют международные коммерческие термины Incoterms-2000. Этот документ определяет обязанности продавца и покупателя при поставке грузов, а также точку перехода рисков потери и порчи груза с продавца на покупателя. В соответствии с этим документом возможен следующий выбор обязанностей продавца и покупателя:

1. Минимальные обязанности продавца исключительно по предоставлению своих помещений для хранения товара с целью дальнейшей передачи его в распоряжение покупателя (EXW).

2. Более широкие обязанности продавца по передаче товара для перевозки либо выбранному покупателем перевозчику(FCA, FAS, FOB), либо перевозчику выбранному продавцом при этом он сам (продавец) оплачивает перевозку (CFR, CPT), а также осуществляет страхование от возможных рисков при перевозке (CIF,CIP).

3. Максимальные обязанности продавца по доставке и передаче товара в пункте назначения указанном покупателем (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

В соответствии с Incoterms-2000 все международные коммерческие термины делятся на 4 группы:

1 группа : Е. Включает базовые условия, при которых покупатель забирает товар с завода или склада продавца и содержит всего один термин:

· EXW с завода

В случае несвоевременного уведомления покупателем продавца о времени прибытия назначенного покупателем перевозчика под погрузку или несоблюдения сроков приемки товара, на покупателя переходят все риски по товару, начиная с определенной в контракте даты сдачи товара, но только при условии, что товар был обособлен как предмет данного контракта и соответствующим образом хранится на складе продавца, где также могут находиться одинаковые товары, предназначенные для разных покупателей.

2 группа : F. Эта группа характеризуется тем, что продавец должен доставить груз до транспортного средства покупателя.

Группа F - основная перевозка не оплачена

По F - условиям продавец считается выполнившим свои обязательства после того, как он передал товар перевозчику согласно инструкциям, полученным от покупателя. Эти условия предполагают, что в обязанности покупателя входит выбор перевозчика, заключение с ним договора перевозки. Продавец сообщает покупателю о готовности товара к отгрузке, после чего покупатель заключает договор перевозки и отдает продавцу инструкции по поводу того, кому, когда и как передать купленный товар. Поэтому в каждом конкретном контракте, заключенном на F-условиях, вся эта процедура должна быть четко определена.

· FCA (free carrier)- свободно у перевозчика

· FAS (free along side ship) - свободно вдоль борта судна

· FOB (free on board) -свободно на борту

3 группа : С. Сюда входят базовые условия поставки, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор страхования и фрахта(договор перевозки).

Группа С - основная перевозка оплачена

В соответствии с этими условиями продавец самостоятельно заключает договор перевозки, оплачивает перевозку до указанного в контракте места приемки товара покупателем, а также извещает покупателя о деталях отправки и предполагаемом времени прибытия груза в согласованное место принятия поставки.

· CFR (cost and freigt)-стоимость и фрахт

· CIF (cost, insurance, freigt)-стоимость, страхование и фрахт

· СРТ (carriage paid to ...)- перевозка оплачена до....

· СIР (carriage and insurance paid to ..) -перевозка и страхование оплачены до...

4 группа : D. Продавец обязан доставить груз до точки, указанной покупателем и нести все затраты и риски до передачи груза покупателю.

Условия группы D можно разбить на две категории. В первую попадают условия DAF, DES, DDU в соответствии с которыми, продавец не очищает товар для импорта. Ко второй категории относятся DEQ и DDP. По этим условиям продавец должен получить все необходимые импортные лицензии, а также оплатить таможенные пошлины, сборы и налоги.

· DAF (delivered at frointer)-поставка на границе,

· DES (delivered ex ship)-поставка с судна,

· DEQ (delivered ex qay duty paid)-поставка с причала с оплатой таможенной пошлины в пункте назначения,

· DDU (delivered duty unpaid)-поставка без оплаты таможенных пошлин,

· DDP (delivered duty paid) -поставка с оплатой таможенных пошлин.

Другой важной особенностью документа является классификация терминов в зависимости от способов транспортировки товара, что позволяет сделать наиболее точный выбор договаривающимся сторонам того или иного термина.

Любой вид транспорта, включая смешанный:

· EXW с завода (с указанием пунктов)

· СРТ Перевозка оплачена до (с указанием пункта назначения)

· СIР Перевозка и страхование оплачены (с указанием пункта)

· DAF Поставка на границе (с указанием пункта)

· DDU Поставка без уплаты пошлины (с указанием пункта назначения)

· DDP Поставка с оплатой пошлины (с указанием пункта назначения)

Воздушный транспорт:

· FCA Франко перевозчик (с указанием пункта)

Железнодорожный транспорт:

· FCA Франко-перевозчик (с указанием пункта)

Морской и внутренний водный транспорт:

· FAS Свободно вдоль борта судна (наименование порта отгрузки)

· FOB Свободно на борту (наименование порта отгрузки)

· CFR Стоимость и фрахт (наименование порта назначения)

· CIF Стоимость, страхование, фрахт (наименование порта назначения)

· DES Поставка с судна (наименование порта назначения)

· DEQ Поставка с причала (наименование порта назначения)

В документе Инкотермс-2000 по каждому термину есть таблица определяющая обязанности продавца (А) и покупателя (В) :

Теоретически можно обойтись и без использования аббревиатур международных коммерческих терминов, но при этом придется прописать в контракте все нюансы обязанностей продавца и покупателя. Правильная запись международных коммерческих терминов в контракте должна выглядеть следующим образом:

FOB Liverpool, Incoterms 2000.

DDU Frankfurt Schmidt GmbH, Warehouse 4, Incoterms 2000.

CPT Smith Carriers, Inc. Main Warehouse, New York, Incoterms 2000.

Дистрибьюторский договор.

1 глава: указываются стороны договора, т.е. кто является поставщиком, а кто покупателем. 2 глава: определяется товар. 3 глава: определяется территория, на которой дистрибьютор будет работать. 4 глава: описывается право на продажу. 5 глава: способы получения вознаграждения, т.е. какие скидки будут действовать, по каким ценам будет продаваться товар. 6 глава: указывается минимальный оборот дистрибьютора 7 глава: обязанности торговцев (не должны продавать товар конкурентов, реклама, выставки и т.п.). 8 глава: контроль за действием дистрибьютора (может подаваться отчет или может приезжать представитель и на месте контролировать дистрибьютора). 9 глава: обязанности поставщика товара (гарантийное обслуживание и т.д.). 10 глава: срок действия договора. 11 глава: подписи, печати, адреса.

Договор комиссии.

1 глава: указывается какие товары, их количество, качество. 2 глава: оговаривается территория 3 глава: права собственности на данный товар (товар является собственностью поставщика этого товара до момента получения денег).

4 глава: условия поставки товара и его стоимость. 5 глава: условия получения вознаграждения комиссионером, его величина и как выплачивается. 6 глава: обязанности комитента и обязанности комиссионера (обеспечение рекламы, сохранности товара, страхование, периодическое предоставление отчета). 7 глава: порядок возврата нереализованного товара. 8 глава: порядок разрешения споров.

9 глава: подписи, печать, адрес.

Агентский договор.

1 глава: определение сторон. Указывают кто принципал, а кто агент. Указывают его координаты, если это частное лицо, то указывают его паспортные данные. 2 глава: полномочия агентов. Имеется ли у агента право заключать договора от имени принципала. 3 глава: определение товаров (по каким товарам агент представляет принципала). 4 глава: определение территории. 5 глава: право на продажу. 6 глава: срок действия соглашения и порядок его расторжения. Соглашение может быть заключено на определенный срок. 7 глава: величина и порядок получения вознаграждения агентом и когда возникает право на вознаграждение (процент от сделки или конкретная сумма). 8 глава: обязанности агента (оговорка о минимальном объеме работ в течение оговоренного периода, оговорка о неконкуренции, оговорка о проведении рекламной компании, оговорка о неразглашении коммерческой тайны). 9 глава: обязанности принципала (сообщать о результатах сделок, информировать агента о новых продуктах, обеспечивать агента рекламными материалами, при изменении цены или условий поставки принципал должен уведомить заблаговременно, своевременно и выплачивать вознаграждение агенту в виде процента, либо конкретной суммы).

10 глава: адреса и координаты, подписи, печати, порядок разрешения споров.

Итак смотрим таблицу. Посредник действует:

Посредник/ тип операций Операции по перепродаже Операции Комиссии/ консигнации Агентские операции
Купец /дистрибьютор От своего имени и за свой счёт
Коммиссионер/ Консигнатор От своего имени и не за свой счёт
Торговый агент Не от своего имени и не за свой счёт

13.Виды таможенных режимов товаров и транспортных средств.

Все ввозимые и вывозимые на территории РФ товары помещаются под определенный таможенный режим. Лицо в праве выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой. В целях таможенного регулирования устанавливаются следующие режимы товаров и транспортных средств.

1. Основные таможенные режимы: Выпуск для внутреннего потребления, Экспорт, Международный таможенный транзит.

3. Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад, свободная зона (свободный склад).

4. Завершающие таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

5. Специальные таможенные режимы: временный ввоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные режимы.

Лицо вправе выбрать любой таможенный режим, либо поменять его на другой не зависимо от характера товара, его количества, страны производителя и д.р.

Таможенные платежи.

При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу установлены следующие таможенные платежи и их виды:

25. Ввозная таможенная пошлина уплачивается в соответствии с законом РФ о таможенном тарифе. Величину пошлины берут из ТН ВЭД СНГ - классификатор всех товаров, участвующих во ВЭД. Документ постоянно обновляется, так как на отдельные товары пошлину увеличивают, на другие уменьшают в зависимости от проводимой государством внешне-экономической политики. Эти изменения принимаются соответствующим законодательным органом и заблаговременно доводятся до сведения участников ВЭД.

26. Вывозная таможенная пошлина .

3. Налог на добавленную стоимость . Платежи платятся в соответствии с законом РФ о налоге на добавленную стоимость. Он платится при импорте товаров, при экспорте его нет. Этот налог не является таможенным платежом, он относится к налогам, которые поручены для сбора таможенному органу. Деньги зачисляются на счет регионального налогового органа.

27. Акцизы начисляются в соответствии с законом РФ об акцизах

и взимается только при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Начисленные деньги не идут на счет таможенного органа.

4. Таможенные сборы (Например: за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензии. Лицензию необходимо брать при организации склада, переработке вне таможенной территории и т.д. за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление. Это платеж за то, что таможня рассматривает ваши документы. Платеж составляет 0,15% от стоимости товара. Это сбор взимается всегда, даже если товар не облагается акцизом, налогом на добавленную стоимость, таможенные сборы за хранение товаров, Сборы за таможенное сопровождение товаров, Оплата за информирование и консультирование.)

28. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины ,

устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ.

Таможенные пошлины и иные сборы и налоги не уплачиваются, если общая таможенная стоимость товаров ввозимых на таможенную территорию РФ в течении недели и в адрес одного получателя не превышает 5.000 рублей.

Таможенные органы дают в бюджет от 1/4 до 1/3 всех доходов. Таможенные платежи уплачиваются лицом, перемещающим товары. Любое заинтересованное лицо может заплатить таможенный платеж. Таможенные платежи уплачиваются до принятия декларации, либо одновременно. Оплата осуществляется на счета таможни. Сумму таможенных платежей вычисляем сами, либо таможенный брокер. В исключительных случаях может быть предоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей, но не должна превышать 2 месяцев. На время отсрочки начисляются проценты по ставке рефинансирования. Таможенные платежи могут уплачиваться как в рублевом эквиваленте, так и в иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты производится по курсу ЦБ РФ. Не уплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом в безусловном порядке с помощью судов, причем за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей взыскиваются пени. Сумма излишне уплаченных платежей подлежит возврату по требованию лица в течении 1 года. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются. И, как правило, деньгами таможня не платит, а зачисляет на ваш счет в счет будущих платежей.

15. Таможенное оформление.

Таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товара или его структурное подразделение. Оформление происходит во время работы таможенного органа, но таможенным кодексом РФ предусмотрено, по просьбе участника внешнеэкономической деятельности, вне расположения таможенного органа и вне рабочее время таможенного органа, но за двойную ставку. Таможенное оформление производится на русском языке. Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами, в отношении которых оформление не завершено. В таможенных целях органы таможни вправе брать пробы и образцы товаров и проводить экспертизу. Эти пробы и образцы берутся в минимально необходимом количестве. При взятии проб оформляется соответствующий акт. Расходы и потери возникающие при взятии этих проб несет лицо перемещающее товар.

Таможенный брокер.

Товары можно декларировать двумя способами:

С помощью своего специалиста по таможенному оформлению. При этом декларирование идет от лица, перемещающего товар при его финансовых рисках и за его подписью и печатью. Оформляется доверенность предприятия на конкретного специалиста.

Декларирование с помощью таможенного брокера (посредника), которое производится от имени таможенного брокера, за его подписью и печатью и при его риске.

Чтобы быть брокером надо получить соответствующую лицензию на право заняться брокерской деятельностью. Она выдается при выполнении следующих условий:

а) необходимо иметь в штате специалиста по таможенному оформлению, получившего квалификационный сертификат;

б) необходимо заключить договор страхования своей деятельности;

в) иметь материально-техническое оснащение достаточное для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера.

17. Таможенный перевозчик .

Таможенным перевозчиком могут быть предприятие, созданное в соответствии с законодательством РФ, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК РФ для осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика. Для получения лицензии необходимо:

Иметь транспортное средство, оборудование которого отвечает требованиям ГТК РФ. Например, должен обеспечить сохранность грузов;

Заключить договор страхования своей деятельности. Страховка не может быть меньше тысячекратного размера МОТ.

Декларация подается не более чем через 15 дней со дня срока поступления товаров на СВХ таможенного органа РФ. При декларировании товаров декларант обязан:

1. произвести декларирование товаров и транспортных средств, в соответствии с порядком предусмотренном настоящим кодексом;

2. по требованию таможенного органа предъявить товары, которые декларируются;

3. представить таможенному органу необходимые дополнительные документы и сведения необходимые для таможенного оформления;

4. уплатить таможенные платежи;

5. оказывать таможенным органам содействие при таможенном оформлении, осуществления погрузки-разгрузки.

ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лекции)

ГЛАВА 1. УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Регулирование осуществления международных бизнес-операций может осуществляться на нескольких уровнях:

Национальном - регулирование осуществляют государственные
органы страны, резидентом которой является участник ВЭД;

Межгосударственном - регулирование посредством
межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений;

Международном - деятельность и регламентации международных
организаций, носящие универсальный характер.

Разработкой единообразных правил общего характера относительно заключения и исполнения внешнеторговых сделок, занимаются три группы организаций:

Межправительственные (ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА - Международный
институт унификации частного права, ЮНКТАД, ЕЭК ООН -

Европейская экономическая комиссия ООН);

Региональные (ЕС, НАФТА);

Неправительственные (МТП); 1

Конвенции и соглашения, регламентирующие исполнение
международных бизнес-операций, в зависимости от их предмета
можно разделить на следующие группы:

Двусторонние межгосударственные соглашения - например, Общие
условия поставок товаров (ОУП), регулирующие особенности заключения и
исполнения внешнеторговых контрактов между сторонами и
представляющие собой международные межведомственные соглашения
диспозитивного характера. Положения данных соглашений отличаются как
нормативным, так и инструктивным содержанием и могут также иметь
оговорку о том, что их положения подлежат применению только в том
случае, если стороны в контракте или в отдельном соглашении договорились
об этом. Так, применительно к России, наибольшее практическое значение
имеют договоры, заключенные с Китаем, Северной Кореей, Финляндией, а
также со странами-членами СНГ (ОУП 1992 г. Вступило в силу 1 июля 1992
г. Участники: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия,
Таджикистан, Украина);

Унифицированные правила заключения и исполнения договоров
международной купли-продажи;

Конвенции по конкретным видам заключаемых сделок - например,
Оттавская конвенция по международному факторингу (Ottawa Convention on
International Factoring) 2 , Оттавская конвенция по международному
финансовому лизингу (Ottawa Convention on International Financial Leasing); 3

Унифицированные правила и нормы регулирования отдельных
аспектов внешнеэкономической деятельности, в том числе:

Международные расчеты,

Международное инвестиционное сотрудничество,

Международные перевозки,

Международный торговый арбитраж.

Проблема унификации международных правовых норм состоит в основном в преодолении различий, существующих в национальном законодательстве государств, а также в создании единой системы стандартов используемых терминов и торговой документации. Международное правовое регулирование отдельных аспектов внешнеторговой деятельности осуществляется на основе следующих документов:



1) Международные расчеты:

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г), Унифицированные правила по инкассо, 1978 г. (ред. 1995 г), Конвенция ООН о международном переводном векселе и международном простом векселе, 1988 г. 6

2) Интеллектуальная собственность:

Парижская конвенция об охране промышленной собственности, 1883 г.,

Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, 1989 г.,

Евразийская патентная конвенция, 1994 г.

3) Международный арбитраж:

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.,

Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, 1961 г.

4) Международные перевозки:

Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила), 1924 г.,

Конвенция ООН о морской перевозке грузов (Гамбургские правила), 1978г.,

Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г.,

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, 1944 г., Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), 1980 г.,

Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), 1951 г., Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа, 1973 г.,

Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов», 1980 г.

Кроме официальных регламентаций в отношении внешнеэкономической практики действуют и неправовые средства регулирования - так называемые торговые обычаи и обыкновения, то есть сложившиеся на практике правила поведения, за которыми компетентными государственными органами признается юридически обязательный характер. Чаще всего используемые в практике осуществления международных бизнес-операций обычаи и обыкновения обобщены и систематизированы международными организациями в несколько групп:

Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс), Унифицированные правила по инкассо (1995 г., МТП), Унифицированные правила для договорных гарантий (1978 г., МТП),

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (1993 г., МТП),

Правила регулирования договорных отношений (1979 г., МТП),

Оговорки для морского страхового полиса (1982 г., Институт лондонских страховщиков),

Йорк-Антверпенские правила об общей аварии (1994 г., Комитет торгового мореплавания),

Типовые проформы договоров по отдельным видам сделок.

Некоторые из таких унифицированных правил получили широкое применение. Это в первую очередь относится к сфере международных расчетов. Не менее распространена практика использования Инкотермс (см. Приложение №42).

Организационную основу для исполнения индивидуальных, групповых и общегосударственных внешнеэкономических интересов составляют прежде всего органы трех ветвей власти. В обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

Хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок.

Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности.

Защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций входят следующие позиции:

Установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами.

Защита государственной границы, включая организацию таможенной системы.

Создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства, который принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента РФ, была разработана новая концепция внешнеэкономической деятельности, которая предполагала:

Рациональное использование сложившейся сырьевой специализации
России в МРТ;

Повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

Расширение рынков сбыта и изменение их географии;

Развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

Развитие инфраструктуры ВЭД.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в международном разделении труда - необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта, центральное место в которой занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая, главными признаками которой являются охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.); расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов; совпадение с мирохозяйственной сферой. Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-импортные операции дополняются другими видами международных бизнес-операций -производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством и т.д.

К национальным нормативно-правовым актам, регламентирующие внешнеторговую деятельность в РФ, относится, прежде всего, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003. Этот закон определяет основные цели внешнеторговой политики Российской Федерации, ее принципы, а также инструменты государственного регулирования этой сферы, подразделяя последние на инструменты таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. К первым относятся ввозные и вывозные таможенные пошлины, ко вторым - квоты, лицензии, исключительное право на экспорт (импорт), наблюдение за экспортом (импортом) отдельных видов товаров, а также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. В качестве целей внешнеторговой политики РФ в законе выделено «создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг». Принципы государственного регулирования заключаются в следующем: 7

1) защита государством прав и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов
российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой
деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по
международным договорам Российской Федерации и осуществление
возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, являющихся не более обременительными для участников
внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения
эффективного достижения целей, для осуществления которых
предполагается применить меры государственного регулирования
внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного

8) обоснованность и объективность применения мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его
органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам
внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином
установленном законом порядке незаконных действий (бездействия)
государственных органов и их должностных лиц, а также права на
оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право
участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой
деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации

Кроме международной торговли товарами в законе определяются

вопросы регулирования внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. Отдельные статьи закона посвящены бартерным сделкам, а также особым режимам осуществления внешнеторговой деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность -сфера хозяйственной деятельности фирмы, связанная с выходом на зарубежный рынок для осуществления экспортно-импортных операций с целью извлечения коммерческой выгоды.

Направления

внешторг деят

межд сотрудничество

технико-эк (проекты)

науч-технич

в сфере вал-фин и кредит опереаций

эксп, имп, реэк, реим.

м пр-венная кооперация,

совместн: сооруж пром объектов,

осущ пр-венных программ,

осущ подрядных работ

к/п патентов, лицензий,

совм науч исследования,

техпомощь,

обуч персонала,

франчайзинг,

инжен-тех услуги

портф инв,

кредитные соглашения,

м фин лизинг,

совм пр-во в рамках совм предприятия

кредиты/займы,

м расчеты,

к/п валюты,

страхование (хеджирование) вал рисков,

операции с ц/б

2. Механизм применения национальных и международных правовых норм в практике осуществления внешнеэкономических сделок.

Венская конвенция о дог-рах м к/п т 1980 (РБ – 1990)

Цель - унификация условий заключаемых сделок м к/п т, единообразное регулирование заключения и исполнения договоров.

Устанавливает: обязательства продавца, покупателя, средства правовой защиты, момент перехода риска.

    ВК: можно отступить, м к/п т и с участием физ лиц

    не распр : к/п т для личного пользования, аукц, фонд бумаги, деньги, суда, электрич-во

Дог-р м к/п т - договор между двумя или несколькими сторонами, чьи коммерческие предприятия находятся в разных странах, в котором оговариваются условия поставки установленного количества товарных единиц.

РБ гос принадлежность – место учрежд юр лица

Юр лицо – орг-ция с обособленным имущ-вом, ответственностью по обязат-вам, может приобретать и осущ-влять имущ/неимущ права, исполнять обязанности, быть истцом/ответчиком.

Письменная форма, иностранцы – как и РБ

3. Международные сделки купли-продажи, их виды и принципы классификации.

Продавец обязуется передать предмет соглашения в собственность покупателя в обусловленные сроки и на определенных условиях, а покупатель обязуется принять предмет соглашения и уплатить за него согласованную денежную сумму, соблюдая оговоренные сроки и условия.

Классиф по

4. Применение неденежной формы расчетов при совершении международных сделок купли-продажи товаров. Бартерные сделки. Встречные закупки. Компенсационные закупки.

Товарообменные операции – неден ф-мы расчетов.

Причины: админ регулирование, вал ограничения

Форма – м встречн торговля:

    бартер (кол-во 1 т = эквив по стоимости кол-во 2 т в 1 контракте)

    встречные закупки (несколько контрактов, отличные стоимости т, неодинаковые т)

    компенсационные закупки (взаимные поставки связанных т: машины = сырье)

5. Международные сделки купли-продажи товаров.

Классиф т:

    по назначению (потребительские, инвестиционные)

    по срокам использования (кратко, длительного)

    по степени обработки (сырье, продовольствие, полуфабрикаты, промежут т, готовые)

    по способу изготовления (станд, уникальная)

экспорт

продажа и вывоз за границу продукции нац. происхождения / значительно переработанной в д. стране, для передачи в собств иностр контрагенту без обязательств об обратном ввозе .

импорт

покупке на зарубежном рынке иностр товаров и ввоз для последующей реализации на внутреннем рынке без обязательств об обратном вывозе

реэкспорт

продажа 1й страной контрагенту из 2й страны ранее купленного на рынке 3й страны товара, который не подвергался в 1й стране значительной переработке

реимпорт

обратный ввоз в страну продукции нац производителей, ранее экспортированной для реализации, и не подвергшейся в зарубежной стране переработке

6. Экономическая сущность международной торговли услугами. Классификация торгуемых услуг. Способы предоставления услуг.

Сущность:

    нет овеществленной формы

    стоимость носителя гораздо ниже стоимости услуги

    часто одноврем пр-во и потребление

торгуемые (потребл в стране пр-ва) и неторг (деловые, стоит, фин, тур)

Способы предоставления услуг:

7. Понятие основных и обслуживающих сделок по купле-продаже услуг. Общая характеристика.

8. Международные сделки по оказанию производственно-технических услуг. Контрольный перечень договорных положений договоров на оказание инжиниринговых услуг.

Инжиниринговые ( пр - венно-технич ) услуги - работ ы пр-венного, коммерч и науч-технич характера по оптимизации капитальных затрат заказчика на реализацию проекта

помогает

    сократить сроки осуществления проектов,

    быстро получить специальные знания и опыт по технике, технологии, организации и управлению производством и сбытом,

    сократить размеры затрат,

    повысить эффективность капиталовложений

    объективную оценку ситуации

предынвест у – оценка целесообр проекта

у по разработке и реализации проектов – сбор данных, эксперименты, испытания оборудования, подготовка кадров

комплексный и = и у + поставки

комплексный и – консультативный / технологич / стоит / управленч

перечень договорных положений:

Преамбула, наименование сторон;

Определение терминов, предмета и сферы действия договора;

Сроки начала и окончания услуг;

Права и обязанности сторон;

Область технического содействия;

Расчеты сторон;

Вопросы налогообложения, таможенных сборов и пошлин;

Оговорку о защите ИС и использовании запатентованной информации;

Применяемые технические стандарты;

Условия страхования;

Разрешение споров;

Момент вступления договора в силу;

Условия прекращения действия договора;

Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон.

Краткий курс лекций предназначен для учащихся дневного и заочного отделений экономических специальностей. 63 стр
Разделы:
Система мирохозяйственных связей и внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь (современные тенденции развития мирохозяйственных связей, торгово-экономические центры мировой торговли, деятельность ВТО, оффшорный бизнес, иностранные инвестиции, ВЭД РБ).
Подготовка международных торговых сделок (контрагенты на мировом рынке, их классификация, факторы выбора фирмы-партнера, поиск и выбор контрагентов, оперативно-коммерческая работа по изучению фирм, коммерческие предложения, ценовой анализ при подготовке сделок).
Международные коммерческие организации (сущность международных коммерческих операций, классификация международных коммерческих операций, характеристика операций купли-продажи товаров, характеристика операций купли-продажи услуг, характеристика операций купли-продажи научно-технической продукции).
Договоры международной купли-продажи (правовые источники договора международной купли-продажи товаров, структура и формы договора международной купли-продажи товаров, содержание договора международной купли-продажи товаров).
Международные встречные и торгово-посреднические операции (понятие и значение встречной торговли, формы встречной торговли, понятие внешнеторгового посредничества, виды международных торговых посредников).
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (понятие, виды и функции таможенного тарифа, характеристика таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости товара, международные товарные номенклатуры).
Аппараты государственного управления внешнеэкономической деятельностью (управление ВЭД: содержание, принципы, функции, методы, институциональная организация управления внешнеэкономической сферой).
Методы регулирования внешнеэкономической деятельности
(сущность и методы государственного регулирования внешнеэкономической сферы, нетарифные методы регулирования ВЭД, тарифные методы, антимонопольное регулирование).

Похожие разделы

Смотрите также

Войтович А.И. Внешнеэкономическая деятельность

  • формат файла: doc
  • размер: 1.13 МБ
  • добавлен: 05 декабря 2010 г.

Курс лекций.–Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.– 223 с. Внешнеэкономические связи республики Беларусь. Регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности в республике Беларусь. Организация внешнеэкономической деятельности предприятия. Международные коммерческие операции: сущность, основные виды, регламентация. Торговые партнеры на зарубежных рынках. Процедуры и техника внешнеторговых операций. Договор – осн...

Ковалева И.В., Хренова Ю.В. Внешнеэкономическая деятельность

  • формат файла: pdf
  • размер: 1.95 МБ
  • добавлен: 11 октября 2011 г.

Учебное пособие / И.В. Ковалева, Ю.В. Хренова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. 351 с. Учебное издание представляет собой краткий курс по основам внешнеэкономической деятельности предприятий, видам государственного регулирования внешнеторговой и таможенной деятельности Российской Федерации. Особое внимание обращено на организацию и технологию внешнеторговых операций, технику заключения контрактов. Рассматриваются вопросы продажи на внешнем рынке тов...

Курсовая работа - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

  • формат файла: doc
  • размер: 168.5 КБ
  • добавлен: 29 октября 2009 г.

МИУ. Коммерция. Торговое дело. Дисциплина - Коммерческое право России и зарубежных стран. Тема - Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. 3 курс. Внешнеэкономическая деятельность. Источники ВЭД. Понятие ВЭД. Понятие и виды субъектов внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование внешней торговли. Таможенно-правовое регулирование ВЭД. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования. Валютное регулиров...

Курсовая работа - Управление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятия

  • формат файла: doc
  • размер: 130 КБ
  • добавлен: 22 сентября 2009 г.

Дисциплина - менеджмент. Внешнеэкономическая деятельность предприятия Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия Классификация внешнеэкономических операций предприятий Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий

Курсовая работа - Формы и способы выхода предпринимателя на внешний рынок

  • формат файла: doc
  • размер: 54.62 КБ
  • добавлен: 15 июня 2009 г.

Введение. Направления внешнеэкономической деятельности предприятия. Формы внешнеэкономической деятельности предприятия. Операции предприятия по экспорту. Совместное предпринимательство. Инвестиционное сотрудничество. Формы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Стимулирование производства и торговли. Таможенное регулирование. Нетарифные методы регулирования. Валютный контроль. Экономическая оценка внешнеэкономической дея...

  • формат файла: docx
  • размер: 96.02 КБ
  • добавлен: 15 декабря 2011 г.

Краткий курс лекций. МГВРК, РБ, Сенокосова Е.В., 2011, 42 стр. Понятие и формы внешнеэкономической деятельности. Субъекты внешнеэкономической деятельности. Органы управления ВЭД РБ и их функции. Всемирная торговая организация и ее деятельность. Международный туризм и его виды. Сущность международной торговой сделки. Организация работы по изучению фирм – контрагентов. Коммерческие предложения и запросы. Цены международных торговых сделок и методы...

Лекции по внешнеэкономической деятельности

  • формат файла: doc
  • размер: 113.01 КБ
  • добавлен: 19 сентября 2009 г.

Сущность внешнеэкономической деятельности Формы и условия развития внешнеэкономической деятельности Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью Организация таможенного дела Выбор партнера по внешнеэкономической деятельности Внешнеэкономический контракт и его содердание Товарораспорядительная документация Финансирование внешнеэкономических сделок

Похожие публикации