Мистика в творчестве гоголя. «Мистическое» в творчестве Н.В. Гоголя. Николая Васильевича Гоголя»

Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Предсказание Богородицы

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

Неизгладимый след

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство... - я живо, как теперь, помню этот случай, - я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», - писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…

Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато... Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки - всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Продолжение следует...

Новость отредактировал LjoljaBastet - 23-10-2016, 08:07

Сегодня - день рождения нашего великого земляка Николая Васильевича Гоголя

«Жизнь его представляет такую великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным ». И. Аксаков

Гоголь - почтовая
открытка начала XX века

В большинстве случаев наши современники, равно как и современники самого писателя, Николая Гоголя представляют и представляли как тип писателя - сатирика, обличителя общественных пороков и великолепного юмориста. Его совершенно не знают как мистика, как религиозного мыслителя и публициста и даже (!) автора молитв. Из всей духовной прозы читателя знают (и то - единицы) разве что «Выбранные места из переписки с друзьями». О духовности Гоголя впервые мощно заявил Д. Мережковский, опубликовав книгу «Гоголь и чорт. Исследование» (хотя книга выходила и под другими названиями). В прошлом веке к теме духовности Гоголя обращались К. Мочульский, В. Золотусский и протопресвитер Василий Зеньковецкий. И, наконец, уже в наши дни, эту тему осветил В. Воропаев.

Гоголь действительно был человеком загадочным. Слишком много вокруг его имени непонятных и необъяснимых поступков, связанных, прежде всего, с его смертью и сожжением второго тома «Мертвых душ».

Часто в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но сам Гоголь в письме матери указывал: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», так как он был не только великим художником, он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Начало

Гоголь происходил из старинного малороссийского рода, в котором напряженная религиозность (прадед был священником, дед окончил Киевскую духовную академию, отец - Полтавскую семинарию) сочеталась с наследственным мистицизмом. Мать Гоголя, Марья Ивановна, была женщина набожная и даже суеверная. Ее счастливая семейная жизнь началась с мистического видения. «Выдали меня четырнадцати лет, за моего доброго мужа, в семи верстах живущего от моих родителей. Ему указала меня Царица Небесная, во сне являясь ему». До смерти по возможности своей пешком она посещала святые места в Ахтырке, Лубнах, Киеве. Да и своего «Никошу» после смерти двух младенцев-первенцев она вымолила у образа Николая Диканьского.

Всю свою жизнь она прожила в необъяснимых, мучительных тревогах, которые отчасти были унаследованы Николаем, который также был то веселый и жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный на всю жизнь.

К. Мочульский пишет: «Вера в Бога должна была прийти к нему другим путем - не от любви, а от страха». Сам Гоголь признался в этом матери: «Один раз, я живо, как теперь, помню этот случай - я просил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». Страшная картина, нарисованная болезненным воображением мистически одаренной матери, «потрясла» Гоголя. Он остался впечатлительным, неуравновешенным ребенком.

Мистический опыт детских лет Гоголь с необыкновенной силой описывает в «Старосветских помещиках»: «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует немедленно смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов».

Мечтания и метания

Как известно, 7 самых романтических лет в его жизни Николай Гоголь провел в Нежинской гимназии высших наук. Именно здесь он серьезно занялся богословием.

Товарищи Гоголя часто поддразнивали замкнутого, заносчивого и неряшливого юношу, но уважали его. Самый близкий лицейский друг Гоголя А. С. Данилевский писал: «Товарищи его любили, но называли „таинственный карла“. Над ним много смеялись, трунили». Гоголь, в свою очередь, дружил с небольшим кругом, называя всех остальных «существователями» и относясь к ним пренебрежительно. Он мнил себя романтиком, вроде Чайльд Гарольда, и его романтизм жаждал самоутверждения. Но двигал этой жаждой страх.

Страх смерти, принимает у юного Гоголя форму страха перед погребением заживо, перед «мертвой» жизнью на «черной квартире неизвестности в мире». «Как тяжко быть зарыту вместе с созданиями низкой неизвестности в безмолвие мертвое», - пишет он товарищу Высоцкому в 1827 году. А ведь до сих пор не смолкают разговоры, что Гоголя похоронили живым...

Он поверил в собственное «особое и таинственное» призвание, но служение представлялось ему смутно. Он то хочет стать судьей, ибо «здесь только он будет истинно полезен человечеству», то собирается ехать в Америку, а перед поездкой в Петербург он хвастал дяде, что: «Вы еще не знаете всех моих достоинств. Я знаю кое-какие ремесла: хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства». Хотя, если он немного рисовал, то ни поваром, ни портным никогда не был. Склонность к преувеличению, отсутствие чувства реальности были особенностью его психики.

«Психовал» Гоголь по разным поводам. Когда он издал на последние деньги свою поэму «Ганц Кюхельгартен», критика жестоко «проехалась» по книге, и Гоголь, по свидетельству П. Кулиша, «бросился со своим верным слугой Якимом по книжным лавкам, отобрал у книгопродавцев экземпляры, нанял номер в гостинице и сжег все до единого». То есть опыты «сжигания» у Гоголя появились еще в молодости...

«Хвостики душевного состояния»

Когда «отрезвленный Европой» беглец возвращается в Петербург, он знакомится с литераторами и начинает активно писать и издает свои суперзнаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но позже, обращаясь к своей подруге А. Смирновой, Гоголь замечает, что не стоит судить о нем по произведениям этого периода, ибо он еще не утвердившийся писатель, а в книгах его «есть кое-где хвостики душевного состояния моего тогдашнего, но без моего собственного признания их никто и не заметит и не увидит». Что же это за «хвостики»?

В «Вечерах» Николай Гоголь соединил две литературные традиции - украинскую народную сказку с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола, и германскую романтическую демонологию с ведьмами и чертями. Мрачность в повестях нарастает - если в «Пропавшей грамоте» или «Ночи перед Рождеством» чертовщина смешная, то в «Страшной мести» или «Вие» смех уступает место ужасу - не зря поставленный по Гоголю фильм с Куравлевым считается первым советским фильмом ужасов и даже пережил римейк. В книге появляется мрачный Басаврюк, колдуны, мертвецы, выходящие из могил на берегу Днепра, и прочая нечисть.

Но книгу восприняли живо и весело. Как писал Пушкин: «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего... этой веселости, простодушной и вместе лукавой». Однако, исходя из гоголевской «Авторской исповеди», самому писателю было не до смеха: «На меня находили припадки тоски мне самому необъяснимой. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать».

В его произведениях действительно с избытком смерти и безысходности. В «Вечере накануне Ивана Купала» побеждает Басаврюк; в «Страшной мести» осуждены на гибель все, прикоснувшиеся к злой силе - Данило, Катерина, ее маленький сын. «Ссора» Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем заканчивается гибелью героев. Умирают Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна в «Старосветских помещиках», гибнет Тарас Бульба и оба его сына; сходит с ума и умирает художник Чертков в «Портрете», сошел с ума и перерезал себе горло художник Пискарев в «Невском проспекте», сходит с ума чиновник Поприщин в «Записках сумасшедшего»...

После «Вечеров» на Гоголя находит странное бездействие, апатия, «растерянность мыслей», которую он попытался растормошить, уйдя в изучение истории. Смерть была некой особой темой его жизни и его творчества.

Искания и Вера

После выхода 1 тома «Мертвых душ» Гоголь уехал в Европу, из-за чего упорные слухи о переходе Гоголя в католичество, когда он серьезно увлекся этим христианским течением и даже завел дружбу с кардиналом Меццофанти, с аббатом Ланчи, через известную Зинаиду Волконскую, принявшую католицизм. Но это оказалось сплетнями - он был глубоко Православным человеком.

Известный малороссийский богач и меценат Григорий Галаган вспоминал: «Гоголь показался мне уже тогда очень набожным. Однажды собрались все русские в русскую церковь на всенощную. Я видел, что и Гоголь вошел, но потом потерял его из виду и думал, что он удалился. Немного позже я вышел в переднюю... и там, в полумраке заметил Гоголя, в углу за стулом на коленях и с поникнутой головой».

В это время Николай Васильевич начинает систематические чтения духовной литературы. В «Авторской исповеди» он замечает: «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще». Он пишет теперь больше на литургическую и церковную тему. Пытается написать молитвы.

К 1845 году (по свидетельству Марфы Сабининой) Гоголь собирался даже отправиться на послушание в монастырь. «Нет выше званья как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего этого не сделать», - писал Николай Васильевич. Гоголь несколько раз ездил в Оптину Пустынь и общался со святыми отцами.

Как оказалось, еще в 1842 году Гоголь получил благословение епископа Харьковского преосвященного Иннокентия на поездку в Иерусалим. Но попал туда Николай Васильевич лишь в феврале 1848. Свою ночь у Гроба Господня он вспоминал всю оставшуюся жизнь. «Не помню, молился ли я... Литургия неслась мне показалось, так быстро, что самые крылатые моленья не в силах бы угнаться за нею...»

Гоголь и смерть

После этого, по свидетельствам, он почувствовал, что болен той самою болезнью, от которой умер отец его, на него «нашел страх смерти». Гоголь пророчески изобразил свою смерть в «Старосветских помещиках» и умер по той же причине, по которой умер Афанасий Иванович. «Он весь покорился своему душевное убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его: он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял, как свечка, и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя». Это - точный диагноз болезни самого автора: Гоголь умер, потому что его позвали, он тоже «покорился» и тоже «таял, как свечка».

Поверив в неминуемость смерти, Гоголь готовился к ней - постился, причащался и долго молился, практически без сна. Однажды, изможденный, он уснул на диване, но вдруг, проснувшись, послал за священником, попросив его вновь причастить и соборовать, так как он видел себя мертвым, слышал какие-то голоса и теперь почитает себя умирающим.

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает чистовик рукописи второго тома «Мертвых душ». В событии этом есть тайна, которая навсегда останется тайной. Версий и воспоминаний об этом много и они зачастую противоречивы. Однако очевидно, что Гоголь переживал содеянное, ибо говорил, что хотел отдать бумаги друзьям. На другой день Гоголь сказал А. П. Толстому: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы „Мертвых душ“, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти».

В пользу ошибочной версии говорит и тот факт, что Гоголь почему-то не бросил в огонь всю вторую часть, «забыв» в шкафу рукопись с четырьмя первыми и одной из последних глав поэмы. А через 9 дней он скончался, сказав в полном сознании: «Как сладко умирать...».

Аксаков говорил о Гоголе: «Думаем, что смысл жизни Гоголя не будет никогда разгадан, он лежит в той области, на пороге которой изнемогают все человеческие домыслы. Но какой скорбный, какой страшный путь! Какими непрерывными, многообразными и изощренными страданиями куплено его величие!.. Душа Гоголя, предельно одинокая и несчастная; душа патетическая и пророческая, душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая ко Христу».

Свою главную духовную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь закончил главой «Светлое Воскресенье», где напоминает читателю о вечной жизни. В нынешнем году, первом после его 200-летнего юбилея, его день рождения выпал на Страстную Седьмицу, предваряющую Светлое Воскресенье, в которое мы должны вспомнить и Гоголя - нашего великого, Православного земляка!

Виктор ШЕСТАКОВ , «Полтавщина»

Наверное, нет более загадочного и мистического писателя, как Николай Васильевич Гоголь. Перечитывая его биографию, многие задаются вопросами. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти.

Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу.

Великий украинский и русский писатель, Гоголь, как никто другой имел чувство магизма, передавая в своем творчестве действия темных, злых магических сил. Но мистика Гоголя присуща не только его произведениям, но и его жизни, начиная с момента рождения.

История женитьбы его родителей, отца Василия Гоголя на матери Марии Косяровской была также овеяна мистикой. Еще мальчиком Василий Гоголь ездил с матушкой на богомолье в Харьковскую губернию, там был чудесный образ Божьей матери. Оставшись ночевать, он увидел во сне этот храм и небесную царицу, которая предрекла его судьбу: «Ты будешь одержим многими болезнями (и так и было, он страдал многими болезнями), но все пройдет, ты выздоровеешь, женишься и вот твоя жена». Выговорив эти слова, она подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя, сидящее на полу, черты которого врезались в его память. Вскоре, Василий, будучи в гостях в соседнем местечке, увидел семимесячную девочку у няни на руках, которая напоминала черты девочки из сна. 13 лет спустя, ему опять приснился сон, в котором в том же храме отворились ворота, и вышла девица красоты необыкновенной и, показав рукой в левую сторону, сказала: «Вот твоя невеста!». Он увидел девочку в белом платьице с теми же чертами лица. Через короткое время Василий Гоголь посватался к тринадцатилетней Марии Косяровской.

Через некоторое время после женитьбы, в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет. Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь. С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.

По окончанию гимназии, Николай Гоголь, переехав в Санкт-Петербург, начинает свою творчество с мистических рассказов, принесших ему огромную популярность. Все сюжеты, по его признанию, он брал из народного творчества. Его персонажи - Вий, Черт, Ведьма – настолько органичны в его произведениях, как будто они существовали на самом деле, мистика Гоголя буквально пронизывает их.

Но все же главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». Он смотрел на это произведение, как на что-то, что лежало вне его власти, где он должен был раскрыть тайны, ему завещанные. – «Когда я пишу, глаза мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет» - говорил он друзьям.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно.

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

Н. В. Гоголь умер 21 февраля 1852 года в Москве, похоронили его на Свято-Данилова монастыря. В 1931 году, после закрытия монастыря и кладбища, останки Николая Гоголя перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. Вот тогда же и было обнаружено, что из покойного украден череп. Как утверждают многие свидетели, сам скелет покойного был перевернут, так что есть основания предполагать, что опасения Николая Васильевича быть похороненным заживо были не напрасными.

1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. В истории русской литературы трудно найти фигуру более загадочную. Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям жизни и творчества писателя.

Еще при жизни его называли и монахом, и шутником, и мистиком, а в его творчестве переплелись фантастика и реальность, прекрасное и безобразное, трагичное и комическое.

С жизнью и смертью Гоголя связано множество мифов. Уже несколько поколений исследователей творчества писателя не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: почему Гоголь не был женат, зачем он сжег второй том "Мертвых душ" и сжигал ли вообще и, конечно же, что погубило гениального писателя.

Рождение

Точная дата рождения писателя долгое время оставалась загадкой для его современников. Сначала говорилось, что Гоголь родился 19 марта 1809 года, затем 20 марта 1810 года. И только после его смерти из публикации метрики было установлено, что будущий писатель появился на свет 20 марта 1809 года, т.е. 1 апреля по новому стилю.

Гоголь родился в крае, овеянном легендами. Рядом с Васильевкой, где было имение его родителей, находилась известная ныне всему миру Диканька. В те времена в деревне показывали дуб, у которого проходили свидания Марии с Мазепой и сорочку казненного Кочубея.

Еще мальчиком отец Николая Васильевича ездил в храм в Харьковской губернии, где был чудесный образ Божьей матери. Однажды он увидел во сне Царицу Небесную, которая указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: "...Вот твоя жена". Вскоре он узнал в семимесячной дочери соседей черты того ребенка, которого видел во сне. На протяжении тринадцати лет Василий Афанасьевич продолжал следить за своей суженой. После того, как видение повторилось, он попросил руки девушки. Через год молодые поженились, пишет hrono.info .

Таинственный Карло

Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет.

От матери Николай Васильевич унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к богобоязненной религиозности и интерес к предчувствию. Отцу же его была присуща мнительность. Неудивительно, что Гоголя с детства увлекали тайны, вещие сны, роковые приметы, что позже проявилось на страницах его произведений.

Когда Гоголь учился в Полтавском училище, скоропостижно скончался его младший брат Иван, слабый здоровьем. Для Николая это потрясение было настолько сильным, что его пришлось забрать из училища и отправить в Нежинскую гимназию.

В гимназии Гоголь прославился как актер гимназического театре. По словам товарищей, он неустанно шутил, разыгрывал друзей, подмечая их смешные черты, совершал проделки, за которые его наказывали. При этом он оставался скрытным - о своих планах никому не рассказывал, за что получил прозвище Таинственный Карло по имени одного из героев романа Вальтера Скотта "Черный карлик".

Первая сожженная книга

В гимназии Гоголь мечтает о широкой общественной деятельности, которая позволила бы ему совершить нечто великое "для общего блага, для России". С этими широкими и смутными планами он приехал в Петербург и испытал первое тяжелое разочарование.

Гоголь публикует свое первое произведение - поэму в духе немецкой романтической школы "Ганс Кюхельгартен". Псевдоним В.Алов спас имя Гоголя от обрушившейся критики, но сам автор так тяжело воспринял провал, что скупил в магазинах все нераспроданные экземпляры книги и сжег их. Писатель до конца своей жизни так никому и не признался, что Алов - это его псевдоним.

Позднее Гоголь получил службу в одном из департаментов министерства внутренних дел. "Переписывая глупости господ-столоначальников", молодой канцелярист внимательно присматривался к жизни и быту своих коллег чиновников. Эти наблюдения пригодятся ему потом для создания знаменитых повестей "Нос", "Записки сумасшедшего" и "Шинель".

"Вечера на хуторе близ Диканьки", или детские воспоминания

После знакомства с Жуковским и Пушкиным вдохновленный Гоголь принимается писать одно из своих лучших произведений - "Вечера на хуторе близ Диканьки". Обе части "Вечеров" были изданы под псевдонимом пасечника Рудого Панька.

Некоторые эпизоды книги, в которой настоящая жизнь переплеталась с легендами, были навеяны детскими видениями Гоголя. Так, в повести "Майская ночь, или Утопленница" эпизод, когда мачеха, превратившаяся в черную кошку, пытается задушить дочку сотника, но в результате лишается лапы с железными когтями, напоминает реальную историю из жизни писателя.

Как-то родители оставили сына дома, а прочие домочадцы легли спать. Вдруг Никоша - так называли Гоголя в детстве - услышал мяуканье, а через мгновение увидел крадущуюся кошку. Ребенок был напуган до полусмерти, но у него хватило мужества схватить кошку и выбросить в пруд. "Мне казалось, что я утопил человека", - писал позже Гоголь.

Почему Гоголь не был женат?

Несмотря на успех своей второй книги, Гоголь все еще отказывался считать литературный труд своей главной задачей. Он преподавал в женском Патриотическом институте, где часто рассказывал юным барышням занимательные и поучительные истории. Слава о талантливом "преподавателе-рассказчике" даже дошла до Санкт-Петербургского университета, куда его пригласили читать лекции на кафедре всеобщей истории.

В личной жизни писателя все оставалось без перемен. Существует предположение, что Гоголь никогда не имел намерения жениться. Между тем многие современники писателя считали, что тот был влюблен в одну из первых придворных красавиц Александру Осиповну Смирнову-Россет и писал ей, даже когда она уехала с мужем из Петербурга.

Позднее Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пишет gogol.lit-info.ru . С семьей Виельгорских писатель познакомился в Петербурге. Образованные и добрые люди сердечно приняли Гоголя и оценили его талант. Особенно подружился писатель с младшей дочерью Виельгорских Анной Михайловной.

В отношении графини Николай Васильевич мнил себя духовным наставником и учителем. Он давал ей советы, касающиеся русской литературы, стремился поддержать в ней интерес ко всему русскому. В свою очередь, Анна Михайловна всегда интересовалась здоровьем, литературными успехами Гоголя, чем поддерживала в нем надежду на взаимность.

По семейному преданию Виельгорских, Гоголь решился сделать предложение Анне Михайловне в конце 1840-х годов. "Однако предварительные переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака", - сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими.

После неудачной попытки устроить свою семейную жизнь Гоголь писал Василию Андреевичу Жуковскому в 1848 году, что не должен, как ему кажется, связывать себя никакими узами на земле, в том числе и жизнью семейной.

"Вий" - "народное предание", придуманное Гоголем

Увлечение историей Украины вдохновило Гоголя на создание повести "Тарас Бульба", вошедшей в сборник 1835 года "Миргород". Экземпляр “Миргорода” он передал министру народного просвещения Уварову для поднесения императору Николаю I.

В сборник вошло одно из самых мистических произведений Гоголя - повесть "Вий". В примечании к книге Гоголь написал, что повесть "есть народное предание", которое он передал именно так как слышал, ничего не изменив. Между тем, исследователями до сих пор не найдено ни одного произведения фольклора, которое точно напоминало бы "Вий".

Имя фантастического подземного духа - Вия - было придумано писателем в результате соединения имени властителя преисподней "железного Ния" (из украинской мифологии) и украинского слова "вия" - веко. Отсюда - длинные веки гоголевского персонажа.

Бегство

Встреча в 1831 году с Пушкиным имела для Гоголя судьбоносное значение. Александр Сергеевич не только поддерживал начинающего писателя в литературной среде Петербурга, но и подарил ему сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ".

Пьеса "Ревизор", впервые поставленная на сцене в мае 1836 года, была благосклонно принята самим государем-императором, который в обмен на экземпляр книги подарил Гоголю бриллиантовый перстень. Однако критики оказались не столь щедрыми на похвалы. Пережитое разочарование стало началом затяжной депрессии писателя, который в этом же году уехал за границу "размыкать тоску".

Впрочем, решение об отъезде трудно объяснить только реакцией на критику. Гоголь собрался в путешествие еще до премьеры "Ревизора". Он уехал за границу в июне 1836-го, исколесил чуть ли не всю Западную Европу, дольше всего пробыв в Италии. В 1839 году писатель возвращался на родину, но через год вновь объявил друзьям об отъезде и пообещал привезти в следующий раз первый том "Мертвых душ".

В один из майских дней 1840 года Гоголя провожали его друзья Аксаков, Погодин и Щепкин. Когда экипаж скрылся из виду, они заметили, что черные тучи заволокли половину неба. Внезапно сделалось темно, и друзьями овладели мрачные предчувствия о судьбе Гоголя. Как оказалось, неслучайно…

Болезнь

В 1839 году в Риме Гоголь схватил сильнейшую болотную лихорадку (малярию). Ему чудом удалось избежать смерти, но тяжелая болезнь привела к прогрессирующему душевному и физическому расстройству здоровья. Как пишут некоторые исследователи жизни Гоголя, болезнь писателя. У него начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. Но самым страшным для Гоголя были видения, посещавшие его во время болезни.

Как писала сестра Гоголя Анна Васильевна, за границей писатель надеялся получить от кого-нибудь "благословение", и когда проповедник Иннокентий подарил ему образ Спасителя, то писатель воспринял его как знак свыше ехать в Иерусалим, к Гробу Господню.

Однако пребывание в Иерусалиме не принесло ожидаемого результата. "Ещё никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорил Гоголь. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия".

Лишь ненадолго болезнь отступила. Осенью 1850 года, оказавшись в Одессе, Гоголь почувствовал себя лучше, он вновь стал бодрым и веселым как и прежде. В Москве он прочитал отдельные главы второго тома "Мертвых душ" своим друзьям, и, видя всеобщее одобрение и восторг, начал работать с удвоенной энергией.

Однако, как только второй том "Мертвых душ" был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать "страх смерти", которым когда-то мучился его отец.

Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником - Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том "Мертвых душ". Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет "Комсомольская правда" .

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru , цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.

Тайна черепа

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на , обнаружили, что из гроба покойного украден череп.

По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. "В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, - череп артиста Щепкина, другой - Гоголя, о третьем - ничего не известно", - писал Лидин в своих воспоминаниях "Перенесение праха Гоголя".

Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе "Мастер и Маргарита". В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

1. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя.
2. Нечисть в сборниках повестей.
3. Мистика в повести «Портрет».

В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.

В произведениях Н. В. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира. И все же в произведениях писателя злобных выходцев из иного мира куда больше, чем добрых. Возможно, в подобном «распределении сил» отразилось настороженное отношение людей к загадочному миру, соприкосновение с которым может привести к непредсказуемым последствиям.

В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистические мотивы звучат практически во всех повестях, за исключением одной — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В остальных повестях степень соприкосновения людей с иным миром различна. В повести «Сорочинская ярмарка» рассказ о таинственной красной свитке еще можно счесть шуткой, удачно подхваченной влюбленным молодым человеком. Но ведь суеверный казак Солопий Черевик не сомневается, что злополучный красный рукав, на который он то и дело натыкается, не что иное, как рукав от изрубленной свитки черта! Однако в этой повести действует не сама нечисть, а человеческая вера в ее существование, причем эта «тень» нечисти приносит куда больше пользы, чем вреда. Помаялся Солопий, перетрясся, но все обошлось благополучно, его дочка и казак Грицько получили согласие Черевика на брак, а сам он удачно продал привезенные на ярмарку товары.

Встреча с русалкой — панночкой, утопившейся из-за притеснений своей мачехи-ведьмы — неожиданно меняет жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны. Русалка щедро вознаграждает молодого человека за то, что он помог ей отыскать ее мачеху. Благодаря могуществу утопленницы Левко и Ганна наконец-то становятся мужем и женой несмотря на возражения отца юноши.

В повестях «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» нечисть весьма активна и недружелюбно настроена по отношению к людям. Однако она не столь могущественная, чтобы ее нельзя было победить. Можно сказать, что герои повестей «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» легко отделались. Подшутила над ними нечистая сила, но и отпустила с миром, каждый остался при своем. А в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом для кузнеца Вакулы оказалась даже полезной — припугнув черта, кузнец использовал его в качестве транспортного средства и выполнил поручение своей капризной возлюбленной, привез ей цари-цыны черевички.

Но в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», а также в повести «Вий», вошедшей в другой сборник, «Миргород», нечисть и ее помощники — злые колдуны по-настоящему страшны. Нет, даже не нечисть ужаснее всего, за исключением, может, жуткого Вия. Гораздо страшнее люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», погубивший всех своих близких. Да и зловещий Вий появляется не просто так.

Он приходит к телу ведьмы, чтобы погубить человека, ее убившего.

«Не так страшен черт, как его малюют», — гласит расхожее выражение. Действительно можно согласиться с тем, что в произведениях Гоголя нечисть зачастую не оказывается такой уж страшной, если сам человек ее не боится. Порой она выглядит даже весьма комично (вспомним черта, посаженного в мешок ведьмой Солохой и побитого ее сыном Вакулой). Гораздо страшнее и опаснее человек, который способствует проникновению зла в наш мир...

Мистические мотивы звучат и в повести «Портрет», вошедшей в сборник «Петербургских повестей». Однако в ней они обретают еще более глубокий философский смысл. Талантливый художник невольно становится виновником того, что зло проникает в души людей. Глаза ростовщика, портрет которого он написал, оказывают зловещее воздействие на людей. Однако художник не имел дурного умысла, как те колдуны, которые по собственной воле помогали нечисти бесчинствовать. Поняв, что он натворил, этот человек испытывает глубокое раскаяние. И сама работа была ему не в радость — он чувствовал что-то таинственное и страшное в человеке, который во что бы то ни стало хотел быть запечатленным на полотне: «Он бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от сего зависит судьба его и существование в мире, что он уже тронул своею кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он через то не умрет совершенно, что ему нужно присутствовать в мире. Отец мой почувствовал ужас от таких слов...».

Как тут не вспомнить о жутком, мертвящем взоре Вия! Кем, в самом деле, был этот ростовщик? На этот вопрос Гоголь не дает прямого ответа. Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну: «Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление... я с отвращением писал его...». Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы. Однако зло, проникнув в мир людей, не хочет его покидать: странный портрет неожиданно исчезает из зала, где проводится аукцион, и сын оказывается лишен возможности исполнить волю своего отца. Каких еще бед натворит зловещий взгляд?..

Итак, можно подвести итог всему вышесказанному. Интерес Гоголя к мистике несомненен: писатель неоднократно разрабатывал сюжеты, в которых значительное место отведено нечистой силе и ее помощникам. Гоголь показал и различные результаты от столкновения человека со сверхъестественными силами — от вполне безвредной шутки до страшной трагедии, при этом подчеркнув и роль человеческого фактора в деятельности выходцев из иного мира.

Похожие публикации