Кафедра антропологии. О кафедре этнографии и антропологии. Научные и образовательные достижения кафедры

В Учебно-научном центре социальной антропологии готовят специалистов в области социальной / культурной (или этнологии) и этологии человека. – ведущие специалисты – антропологи, этологи, историки, биологи и фольклористы, все из которых совмещают преподавательскую деятельность с научно-исследовательской работой, имеют ряд научных публикаций в отечественных и зарубежных изданиях и многие имеют докторские или кандидатские ученые степени.

Директор - Валерий Александрович Тишков , д-р ист. наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН.

Заместитель директора - Ольга Юрьевна Артемова , д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.

Направление: Антропология и этнология - 46.03.03 бакалавриат (без профиля) и 46.04.03 магистратура (программа "Социальная антропология: субдисциплины")

Квалификация (степень) - бакалавр, магистр

Формы обучения - очная (бюджетная и платная)

Сроки обучения -

Бакалавриат - 4 года

Магистратура - 2 года

Изучаемые дисциплины (бакалавриат): Этнокультурный состав мира, Основы физической антропологии, Основы социальной (культурной) антропологии, Всеобщая история, Основы археологии, Введение в антропологическую реконструкцию лица по черепу, Экология человека, Визуальная антропология, Антропология религий, Прикладная антропология, История Великих географических открытий, История дописьменного периода, Повседневный быт Древней Руси, Социальная антропология Древнего Востока, Социальная антропология античного мира, История и культура регионов мира, Иностранные языки и др.

Изучаемые дисциплины (магистратура): Эволюция мозга человека, Биологическая антропология, Эволюционная психология и этология человека, Историко-культурная психология (психологическая антропология), Антропология пола и возраста, Визуальная антропология, Семиотические подходы в гуманитарных и социальных науках, Эволюция социальных институтов, Политическая антропология, Антропология искусства, Антропология юмора, Теория и практика межкультурной коммуникации, Современные течения отечественной и зарубежной этнологии и социокультурной антропологии, Основы создания антропологических текстов на иностранных языках, Теория и практика перевода и реферирования научных текстов на иностранных языках и др.

Антропология, в том числе социальная, и этнология - это комплексная наука о человеке и обществе в их культурном многообразии. Она ищет решения как фундаментальных проблем развития человека, эволюции и функционирования социальных систем, так и всевозможных прикладных задач.

Образовательные программы, помимо социально-антропологических, включают психологические, лингвистические и физико-антропологические дисциплины, а также обеспечивают высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка (европейского или восточного). При региональной специализации студенты изучают (начиная с третьего курса) язык одного из народов избранного региона мира.

В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН - Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты.

В период обучения студенты проходят практики : в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в полевых условиях , в том числе и в инокультурной среде.

При хороших учебных показателях студентам оказывается содействие в организации стажировок за границей , а также в получении грантов и иных субсидий для индивидуальной или групповой полевой работы .

Студенты принимают активное участие в различных академических и вузовских научных конференциях, для них также специально организуются научные летние школы в России и за рубежом.

По завершении двухгодичного курса магистратуры возможно продолжение обучения в аспирантуре Учебно-научного центра, ряда НИИ РАН, а также за рубежом.

ВЫПУСКНИКИ УНЦСА РГГУ имеют широкие возможности трудоустройства: от НИИ и вузов (России и зарубежья) до органов государственного управления, а также коммерческих и рекламных структур.

Кафедра философской антропологии и проблем комплексного изучения человека была создана в 1989 г. по инициативе академика Российской Академии Наук Ивана Тимофеевича Фролова (1929 – 1999) на кадровой основе академических институтов РАН.

Кафедра задумывалась как учебное подразделение, работа которого основывалась на синтезе результатов университетской и академической науки.

Первыми сотрудниками кафедры были:

академик РАО В.П. Зинченко, академик РАН И.Т. Фролов (преподавал курс «История философской антропологии в России»), академик РАЕН и РАО Л.П. Буева (читала курс «Основные понятия и проблемы философской антропологии»), член-корреспондент РАН Б.Г. Юдин (читал курс «Основные проблемы биоэтики»), профессор В.Г. Федотова.

Образовательные и научно-исследовательские программы кафедры изначально основывались на комплексном подходе к человеку, нацеленном на одновременном познании его универсальности и уникальности.

Теоретико-методологической базой деятельности кафедрального коллектива стали идеи И.Т.Фролова, воплощенные в его концепции человека и сопряженные с попыткой выработать адекватный философско-методологический инструментарий для применения комплексного подхода в любой сфере познания, ориентированной на человека.

Коллективом кафедры были достигнуты значительные успехи в изучении таких конкретных проблем, как человеческий потенциал, вопросы биоэтики и гуманитарной экспертизы, вопросы виртуалистики, природы человека и условий ее трансформации и др.

Кафедра работала в тесном содружестве с созданным в 1991 году Институтом человека РАН и с Отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН, начавшим свою деятельность в 2005 году. Это позволило кафедре стать ведущим учебным подразделением в рамках разработки и преподавания философско-антропологической проблематики, организовать целую серию международных научных конференций, симпозиумов и семинаров.

Особенностью структурной организации кафедры была ее пластичность: постоянными кадровыми сотрудниками кафедры были немногие преподаватели. Для чтения учебных курсов приглашались крупнейшие специалисты. Это позволяло сделать учебный процесс живым, вариативным и интересным, ориентированным на изучение актуальных проблем философии человека.

С кафедрой сотрудничали и сотрудничают такие крупные специалисты, как В.Г.Буданов, П.С.Гуревич, А.Н.Павленко, В.Л. Рабинович, Я.И.Свирский, В.М.Розин и многие другие.

Кафедра изначально задумывалась как подразделение с широкой областью научно-исследовательских и теоретико-методологических интересов, нацеленных на комплексное изучение человека. Реализацией этих интересов после смерти И.Т.Фролова коллектив стал заниматься под научным руководством академика РАН, доктора философских наук, профессора Вячеслава Семёновича Стёпина.

С 2015 года заведующим кафедрой стал доктор философских наук, профессор ФёдорИванович Гиренок. Существенно обновился кадровый состав кафедры. Одновременно изменилось и название кафедры. Она стала называться кафедрой философской антропологии.

На кафедре был выработан новый концепт философской антропологии. На первый план выступило исследование соотношения антропологии и онтологии. Заново был поставлен вопрос о человеке. Концептуализированы понятия «взрыв галлюцинаций» и «освобождение желания». Было обращено внимание на исследование феномена аутизма. Стала разбираться проблема соотношения сознания и интеллекта, языка и сознания. По-новому стала интерпретироваться проблема связи субъекта и субъективности. Были введены в оборот концепты «человека-куклы» Платона, «человека-марионетки» Канта, «человека-ночи» Гегеля. Центральное внимание в основном курсе лекций по философской антропологии уделяется фундаментальному значению появления наскальной живописи и искусства вообще.

За последние годы на кафедре были изданы монографии Ф.И. Гиренка («Клиповое сознание», 2016), В.П. Руднева («Против истины», 2017; «Новая модель реальности», 2016), Н.Н. Ростовой («Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека», 2017), а также коллективная монография «Философия русского авангарда», 2018.

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.06.2019

Россия 18000—30000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.06.2019

Россия 18000—30000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

Похожие публикации