Новый кумир молодежи. Кто вдохновляет современного подростка на подвиги? Казаться лучше, чем ты есть, больше не круто

Кумиры современной молодежи

Глава I

Значение слова «кумир»

Для определения значения слова «кумир» мной рассмотрены формулировки из толкового словаря Даля. «Кумир - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности». «Кумир - статуя языческого божества. Предмет восхищения, поклонения».

В религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпеи Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира».

Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола. Все человеческие кумиры могут служить для человека центрами жизни.

Сегодня кумиры входят в жизнь людей группами, взаимно дополняя друг друга. Одни из них будто бы способны подменить имманентность Бога (присущее его природе) и удовлетворить человеческую нужду в благополучии. Другие имитируют Его трансцендентность (недоступность познанию), пытаясь удовлетворить нужду в осмыслении человеком сущности бытия. Так в современном обществе потребления из популярных «идолов вблизи» почитаются обещающие благополучие - богатство, власть и знание. Считается, что от них зависят жизненный уровень, успех, признание. Их дополняют «идолы вдали» - прогресс как движущая сила бытия, судьба и случай как космические правители, освобождающие от моральной ответственности.

Когда тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть) от какого-нибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбом любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и ценит - что это такое? С одной стороны, все тоже разделение на своих и чужих.

Своих и чужих - это больше подходит к референтной группе. Это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых данный конкретный человек прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущения. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, которым он готов давать и принимать от них искреннюю обратную связь. Референтная группа есть у многих людей. Её количественный состав может варьироваться, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может совсем не включать её. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейские сослуживцы или туристическая группа, студенческая компания или скамеечное общество старичков или старушек. Часто, но не совсем точно, референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания». В основе существования референтной группы лежит древнейшее разделение на своих и чужих. Своим я доверяю, и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать, и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими все остальные. Сегодня мы живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на своих и чужих вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит надо как-то выбирать.

В подростковом и юношеском возрасте, по мнению психологов, это происходит чаще, потому, что есть определенные психологические предпосылки, связанные с развитием личности, ее становлением. Ребенок отрывается от родителей, старается найти свое место в обществе, определить свою роль, позицию. В этот момент утраты своего места в семье появляются люди, которые помогают социализироваться, создавая некую иерархию идеалов.

Естественно, что для еще не окончательного развитого интеллекта подростка все потребности реализуются через персонификацию, через конкретного человека, через кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития молодых людей этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писатель Толстой, герой кинофильма Бэтмен. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актеры, эстрадные певцы и музыканты. Сама их деятельность насквозь публична и, в общем- то рассчитана на публичное восхищение поклонников. Кумиры бывают разные и всем это известно.

Роль кумиров в формировании личности

По мнению ученых педагогов, психологов одной из характерных черт «экспериментального поведения» и поиска своего «я» свойственных юношеству, является подражание. Ни для кого не секрет, что будучи в подростково-юношеском периоде, многие заполняют анкеты: там всегда присутствует вопрос, есть ли у тебя кумир, кто он? Следовательно, этот вопрос очень важен для них. Кумир определяет эмоциональный и эстетический вкус. И, обращая внимание на того, кто для кого является кумиром подростки строят отношения в своей среде.

Ученые, рассматривая данный вопрос, выделяют как положительные, так и отрицательные стороны подражанию кумирам. «Порой почитание знаменитостей может приближаться к идолопоклонничеству, но это, как правило, не наносит вреда. Если его кумиры не отрывают подростка от реальности, то ничего в этом страшного нет. Если его страсть встала на пути нормальных отношений и разумной оценки своих умений и способностей, тогда в этом можно увидеть потенциально нездоровое явление. Если девочка день и ночь глядит на фотографию придуманного возлюбленного, вместо того чтобы встречаться с настоящими мальчиками, или если она хочет подражать своему любимому поп - идолу, не обладая ни слухом, ни голосом, тогда воображаемые отношения препятствуют нормальному образу жизни...».

Данные социологических исследований о кумирах современной молодежи

«Наша молодежь дезориентирована и, в большинстве своем, не имеет действительно положительного образца для подражания...» - главный вывод социологического опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социологи опросили респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Их интересовало - кого молодые люди считают своими кумирами? И вот что они выявили: «На первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» и «золотая» молодежь. Им отдали свои симпатии 52% респондентов. Далее находятся олигархи и представители бизнеса. Они набрали 42 %. Впрочем, весьма многочисленная группа молодежи отдает свои симпатии к спортсменам (38 %). Это уже ближе к нормальной ситуации. Однако возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками? Увы, они не оказались в числе кумиров. Зато 30 % респондентов объявили таковыми героев телесериалов. Лишь на пятом месте находится президент России Владимир Путин (14 %). И это несмотря на его высокий рейтинг! В данном случае мы видим, что молодежь не особенно привлекает образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает Путин.

Эти же данные подтверждают и другие соц. опросы « В числе тех, кого, но мнению россиян, можно назвать кумирами нашей молодежи в настоящее время», респонденты чаще всего указывают фамилии тех или иных певцов, музыкантов (15%), а также политиков (15%).

Глава 2

2.1 Методика и тактика исследования
Методы исследования.

Исследование проводилось с помощью анкетирования

Базой исследования стали школьники и учителя МОУ СОШ №3 г. Георгиевска.

Анкеты состоят из нескольких блоков. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Бланк анкеты и опросника см. в приложении.

2.2 Анализ полученных данных.

Мною было опрошено 25% учителей школы. Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы необходимо было выяснить:

    нужны ли кумиры современной молодежи?

    зачем нужны?

    знают ли они этих кумиров?

    были ли у самих педагогов в детстве кумиры?

Преподаватели единогласно считают, что кумиры нужны. Нужны для того, чтобы «стать успешным», «сформировать личность», для поиска «идеала» или «образца социальной культуры»

Ведь у них в подростково - юношеском периоде были кумиры: Ю. Шатунов из «Ласкового мая», В. Высоцкий, герои кинофильма «Гардемарины, вперед» и «Приключения Электроника», книги Л. Кассиля «Кортик». Кроме того, исследования среди учителей показывают, что наиболее значимые для них люди, повлиявшие на выбор жизненного пути, как правило, или учитель или тот человек, к которому они пришли как молодые специалисты, старший начальник или родители. Учителя нашей школы предположили! Что у школьников обязательно есть кумиры, обладающие следующими качествами: порядочностью, успешностью, внешней и внутренней красотой, целеустремленностью. По их мнению, это...

представители шоу бизнеса(поп -звезды)

спортс мены

персонажи

криминаль

элементы

политики

Д. Сахаров

Г. Поттер

В.В.Путин

А. Розенбаум

II. Капица

Гардемарины

Ю. Лужков

В. Высоцкий

В.Жиринов ский

Д. Медведев

К. Собчак

И. Крутой

М. Галкин

Ф. Киркоров

Р.Рострапович

В.Спиваков

А. Волочкова

Д. Хворостовский

Кого же выбирает современная молодежь в качестве кумиров?

Мною было опрошено 92 респондента. 66% опрошенных признают, что кумиры нужны для того, «чтобы было на кого равняться», «стремиться к лучшему». Чтобы стать кумиром, человек должен быть:

    Популярным в обществе

    Быть лидером

    Иметь незапятнанную репутацию

    Обладать профессионализмом

    Иметь красивую внешность

    Быть образованным и обаятельным

    Модно и стильно одеваться

Что необходимо кумиру, чтобы стать кумиром?

Нужна некая харизма - совокупность личностных особенностей, то, что мы называем изюминкой. Необычность, которая позволяет обращать на себя внимание. Умение себя подать, выделиться из толпы.

34% считают, что в кумирах нет необходимости, что человек должен быть самим собой, «влюбляться в кумиров это глупо», «они влюбляются в мечту», «лучше любить близких людей».

59% хотели быть похожими на своих родителей (девочки на маму или сестру, мальчики на папу или дедушку) за их трудолюбие, ум, характер, доброту, изобретательность, успех, мудрость и терпение.

40% не выбирают родителей в качестве кумира. Это может говорить о том, что ребята не включают в сферу своих референтных лиц из близкого окружения.

Может, они хотят равняться на своих учителей?

По результатам анкетирования 81% не видят в учителе личность достойную подражанию, но 19% считают, что учитель может быть кумиром за такие качества, как: талант, эрудиция, интеллект, терпимость, пунктуальность, умение находить контакт с разными подростками.

Респондентам было предложено перечислить известных людей на кого, они хотели бы быть похожими. Все указанные имена расположили по сферам их деятельности:

Представителей политики выбирают 18,4 % опрошенных.

Шоу бизнеса - 34 %.

Культуры и искусства - 15,7 %.

Персонажи известных фильмов, книг - 21 %.

Представители наук - 10,5 %.

Сфера деятельности потенциальных кумиров

Чьи имена назвали студенты?

Итак, на первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» или шоу-бизнеса. Им отдали свои симпатии 34% респондентов. Среди кумиров этой категории, чаще всего из представителей отечественной эстрады встречаются: Максим Галкин, Марат Башаров, Дима Билан; зарубежной: Бандерос, Бритни Спирс, Анжелина Джоли, Бред Пит, Шакира. Чем они привлекают современную молодежь? Прежде всего, в рейтинге привлекательных качеств, свойств - известность и популярность. Кроме того, красивая внешность, материальное благополучие, профессионализм, успех, энергичность и решительность.

Далее в рейтинге современных кумиров политические деятели. Им отдали предпочтение 18,4% опрошенных. Круг популярных политиков невелик, старшеклассники в качестве своих кумиров называют Президента РФ Д.А. Медведева, В.В. Путина и лидера ЛДПР В.В. Жириновского.. Таким образом, можно предположить что, современную молодежь привлекает как образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает наш президент, так весьма заметного на политической арене своей непредсказуемостью, умением привлечь внимание лидера либерально-демократической партии, которого можно смело отнести к представителям шоу-бизнеса.

Третье место (15,7%) в иерархии современных кумиров школьники отводят киногероям (Гарри Поттер. Фандорин, Джек Воробей, персонажи из «Властелина Колец»). В принципе неплохой выбор для подражания. У них есть чему поучиться. Но вероятность того, что эти молодые люди склонны жить в выдуманном мире, симпатизируя не столько реальным людям и социальным группам, сколько тем образам, которые создаются актерской игрой, высока. Это показатель того, что сознание некоторой части молодежи виртуализируется.

Итак, в основном в «героях» современных студентов ходят «попсовики», политики и киногерои. Возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками?

Анализ данных показал 10,5% школьников, выбрали в качестве своих кумиров представителей науки. Отмечая их ум, изобретательность. Эта часть молодых людей хочет быть похожей на (не много, не мало) Эйнштейна, Менделеева, Леонардо да Винчи. Однако нельзя не отметить, что ими не упомянут в данном контексте ни один российский представитель современной науки.

К сожалению, российских спортсменов не оказалось в списке кумиров. А как же наши олимпийские чемпионы? Как же наши мировые рекорды? Имена, перед которыми приклоняется весь мир (Павел Буре, Алексей Немов, Светлана Хоркина, Евгений Плющенко, Евгений Кафельников, Александр Фетисов?)

Если обобщить все ответы, то они сводятся к тому, что на формирование кумиров сильно влияет мода.

Таким образом, можно предположить, что сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило - без оценки того, как этот успех был достигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве лидирующие позиции занимают звезды телеэкрана, представители шоу-бизнеса, киногерои, политики.

Лишь небольшая часть опрошенных в качестве кумиров видят представителей науки, искусства, спорта.

Установили, что большинство школьников привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального и экономического положения. Но не всегда то, что привлекает внимание и интерес, действительно вызывает стремление следовать этому. Молодой человек может констатировать, что тот или иной певец, актер или актриса ему нравятся, но в то же время, понимать, что это не его путь. Соответственно, и его усилия будут направлены на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с кумиром качества.

Итак, у большинства современных юношей и девушек есть объект восхищения и преклонения, человек которому хочется подражать. К чему обязывает наличие кумира? Какую роль в его жизни играет значимый человек?

Роль кумира в жизни современного школьника

Анализ данных показал:

Значительная часть обладателей кумира, живет в стремлении лично с ним познакомиться; 28%. Большинство респондентов (26%) наличие кумира обязывает к сбору информации о жизни героя. Студенты стараются смотреть все передачи о своем кумире, читать книги и журналы. Кто-то увешивает комнату фотографиями, кто-то ходит на концерты в надежде получить автограф.

На третьем месте(14%) стремление развить в себе такие же профессиональные качества.

Лишь некоторой части (12%) присуще стремление подражать своему кумиру в манере одеваться, делать макияж и прическу. Небольшая часть опрошенных 10% стремятся обладать личностными качествами кумира (быть таким же добрым, великодушным, справедливым....). Такая же по численности группа молодых людей старается перенять манеру поведения своего кумира. Таким образом, большая часть респондентов озадачена лишь поиском новой информации о личной жизни кумира, его жизненных приоритетов, желаний, планов... Личное знакомство - предел желаний для каждого третьего. Небольшую часть опрошенных привлекают кумиры своими профессиональными и человеческими качествами.. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост. Несмотря на то. что не все респонденты признают необходимость наличия кумиров, 50% из них хотели бы стать примером, кумиром для молодежи. Однако не мешало бы помнить, что одного желания мало необходимо развивать в себе многие качества.

Глава III. Заключение

3.1 Выводы

1.У большинства современных мальчишек и девчонок есть объект восхищения и преклонения, человек, которому хочется подражать.

2.Кумиры школьников и учительства различны.

3.Большая часть опрошенных моделируют свое поведение, копируя самых близких ему людей, таких, как родители и учителя и одноклассники. Постепенно ближайшее окружение ребенка теряет свою привлекательность и перестает быть объектом для подражания.

4.Основаниями для подражания являются: хорошая учеба, умение быть интересным собеседником, модная одежда, красивая внешность, обеспеченная семья, привлекательность для большинства.

    Процентное соотношение желаемых качеств неодинаково - на первом месте - хорошая учеба, умение общаться и модно одеваться.

    В основном в «героях» современных студентов, проживающих как в столице, так и в глубинке ходят «попсовики», политики и киногерои.

    Сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни.

8. В представлении кумиром современного молодого человека должен быть тот, кто обладает следующими качествами: патриотичность, мужественность, целеустремленность, волевые качества.

9.Описывая своего кумира, ребята не показывают средств достижения этих благ, что позволяет судить об отсутствии четко сформированных жизненных целей и перспектив будущего в период самоопределения.

10.Существование кумира в жизни современного школьника обязывает последнего к постоянному сбору информации, попыток познакомиться и внешней идентификации. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост.

Выбор кумира отражает измерения нашего внутреннего мира, уровень ценностей, на которые мы ориентируемся. Поэтому очень важно осознать свои предпочтения. Ведь подражание кумирам может направить наши усилия на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с нашим героем качества. Причем, в последнем случае конкретные достижения самого героя оказываются не столь важны. Важно, ради чего и как мы стремимся к ним. В этом и есть практическая значимость нашей работы. Как взрослым, работающим с молодежью, относиться к кумирам? Прежде всего, знать о них. Не запрещать, а формировать положительные образы и развенчивать отрицательные. Запретный плод сладок. Если будем запрещать, то молодежи ничего не остается, как верить в то, что запретно. Если запрещают, значит, это хорошо, значит, это интересно. Другое дело - потакать всему, тоже может привести к нежелательным результатам. Поэтому, педагогам на наш взгляд, важно иметь представление о молодежных кумирах, уметь объяснять свою позицию взрослого, приводить собственное мнение. Но все-таки, право выбора оставлять за молодежью, с учетом каких-то особенностей - все-таки, другое поколение. Когда мы, взрослые, берем на себя обязанность развенчивать что-то, тогда мы не даем право выбора и не ставим молодого человека в ситуацию самостоятельного выбора, предполагающего ответственность за него как во взрослой жизни.

3.3 Глоссарий

Референтная группа- группа значимых для человека людей, к мнению которых он прислушивается.

Кумир- статуя языческого божества; предмет восхищения, поклонения.

Подражать - делать что-нибудь по какому- нибудь образцу.

Имманентность - присущее природе самого предмета; пребывание в чем- либо; внутренняя связь, в противовес внешней.

Трансцендентность- недоступность познанию, находящийся за пределами опыта.

Иерархия- порядок подчинения низших высшим.

Харизма - совокупность личностных особенностей.

« Драйв»- (англ.) - энергия, сила.

Ориентир - предмет, по которому устанавливают свое местоположение, направлении движения.

Современный - относящийся к одному времени, эпохе с кем- либо; теперешний; стоящий на уровне своего века, не отставший.

Приложение №1

Анкета для учеников

Уважаемые ребята, приглашаем вас принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи» Ваш пол (муж жен)

Хотелось бы вам быть похожими на своих родителей?

Если да, то в чем?

Могли бы вы назвать кого-нибудь из родителей своим кумиром?

Хотелось бы вам быть похожим на своего учителя?

Если да то в чем?

Могли бы вы назвать учителя своим кумиром?

Есть ли в вашем классе, школе человек, которому хотелось бы подражать?

Если да, то, какими качествами он обладает? (подчеркните подходящее утверждение или предложите свой вариант ответа)

имеет красивую внешность

модно и стильно одевается

из богатой семьи

хорошо учится

интересный собеседник

нравится большинству однокурсников

свой вариант ответа

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир? __

Перечислите имена известных людей, на которых вы бы хотели быть похожими

сфера деятельности

качества, которые вас восхищают

представители

политики

представители

шоу-бизнеса

представители

культуры и искусства

персонажи известных

фильмов и книг

Напишите имя человека, которого вы могли бы назвать своим кумиром. Подчеркните утверждения, которые вам подходят

стараюсь также одеваться как он (а)

стараюсь также выглядеть (прическа, макияж и т.п.)

стараюсь перенять его (ее) манеру общаться

стараюсь развить в себе такие же личностные качества

стараетесь развить в себе такие же профессиональные качества

смотрю с моим кумиром все передачи, фильмы и т.п.

не пропускаю новые концерты

развешиваю его (ее) фотографии в квартире

посвящаю ему (ей) все свободное время

постоянно стараетесь узнать о нем что-то новое

стараюсь, вести себя так, как, по моему мнению, вел бы себя кумир

пишу ему (ей) письма

мечтаю с ним (ней) встретится

хочу, чтобы он узнал обо мне

свое утверждение

Как вы относитесь к людям, которые влюбляются в своих

кумиров? .

Происходило ли это с вами?

Хотите ли вы сами стать кумиром для подростков?

Приложение №2 Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги, приглашаем вас, принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи »

Нужны ли современной молодежи кумиры?

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир?

Знаете ли вы кумиров современных школьников? Если да, перечислите?

Считаете ли вы, что подражание современным кумирам может положительно влиять на формирование жизненных ориентиров молодых людей?

Если да, то почему?

Если нет, почему?

К какой профессиональной группе относятся, по вашему мнению, большинство кумиров современной молодежи?

Назовите имена известных людей, которые на ваш взгляд могут быть достойными кумирами современной молодежи.

представители политики

представители шоу-бизнеса

представители культуры и искусства

персонажи известных фильмов и книг

Есть ли в вашем, образовательном учреждении педагоги, которые являются для школьников кумирами?

Есть ли у вас школьники, которые являются кумирами для других подростков?

Какими качествами они обладают?

Есть ли у вас кумир? Если да, напишите кто это

Был ли у вас кумир в детстве? Если да, напишите кто это?

Сыграло ли наличие кумира какую-то роль в вашей жизни? Если да, то какую?

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка для школьников / Сост. Ю.В. Алабугина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 408 с.

    Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия. 1989

3. Толковый словарь. В. Даля, государственное издательство иностранных и

национальных словарей, 2 том. М., 1955

5.Учительская газета 2001 г. № 52, « Идеалы и кумиры», стр.8

6.Ваш непонятый ребенок. Е.В. Мурашова. Дрофа 2002 г., стр.381-399

7. Е. Омельченко « О молодежи», Ярославский Государственный Университет, 2004г.

    Анна Шварцвебер. «Каков ваш внутренний возраст?», ж. Психология №2/2007

10. М.Н. Колоткин. Социология, гл.1 О/Сибирская государственная геодезическая академия, 2005г.

11 .Англо-русский словарь./ под ред. Джулии Хинтон/,С-Петербург,2005г.

    Современный словарь иностранных слов / М.» Цитадель», 2000

    Словарь русского языка СИ.. Ожегов/ М.ОНИКС «Мир образования», 2003

Проект "Кумиры молодежи" посвящен изучению мировоззрения молодых людей до 30 лет, их ценностных ориентаций, героев и кумиров. Ведь от того, как мыслит сегодняшняя молодежь, зависит будущее нашей страны. Изучение ментальности поколения до 30 лет позволит понять, в каком направлении будет двигаться Россия в ближайшие годы. В ходе проекта будет проведен общероссийский качественный опрос молодежи методом личного формализованного интервью (300 чел.). Для понимания специфических особенностей этой группы будет опрошена и контрольная группа людей старше 30 лет (100 чел.). В ходе опроса мы выявим группу людей («героев»), пользующихся репутацией высокого профессионализма и морального авторитета как у молодого поколения, так и у взрослых. Для анализа данных будет сформирована база биографических данных, включающая информацию как информацию о респондентах, так и о их «кумирах». Будут выявлены профессиональные, гендерные, поколенческие, региональные аспекты формирования группы наиболее уважаемых людей у разных поколений россиян. В ходе исследования будут проанализированы факторы, влияющие на создание позитивной репутации «героев» в общественном мнении. Это позволит понять устремления молодых людей, образцы поведения и примеры для подражания. Представительство всех регионов России обеспечит репрезентативность исследования и сведет к минимуму статистические погрешности. Результаты исследования будут изданы в виде брошюры, презентованы на круглом столе. Аналитический доклад по результатам исследования будет опубликован на странице проекта в Фейсбуке, а также направлен в заинтересованные органы власти, что позволит оптимизировать молодежную политику государства. Итоги исследования будут иметь не только научную, но и социальную значимость, так как дадут самой молодежи отражение происходящих в поколении процессов, позволит понять, куда мы идем, к чему стремимся, и в чем надо скорректировать свои цели. Такого рода исследования не только дают срез общественного мнения, но и имеют обратное воздействие на общество, позволяют точнее оценить вектор развития.

Цели

  1. Целью данного исследования является изучение ментальности и ценностных ориентиров молодежи, выявление ее героев и кумиров, людей, пользующихся безусловным общественным авторитетом за свои профессиональные и моральные качества у молодого поколения. Будут проанализированы причины популярности тех или иных героев, их социально-демографические характеристики, профессиональная принадлежность, изучен состав, география и композиция этой группы.
  2. Распространение результатов исследования в СМИ, с целью популяризации тех людей, чей профессионализм и человеческие качества являются примером для подражания молодежи. Все это позволит улучшить морально-психологический климат в гражданском обществе, решит проблемы социальной идентичности молодых людей.

Задачи

  1. Создание программы социального исследования для выявления ценностных ориентаций молодого поколения современной России, их героев и кумиров
  2. Создание инструментария для опроса двух групп респондентов: молодых людей до 30 лет, и взрослых россиян, для сопоставления взглядов и оценок этих групп населения страны
  3. Создание квотной категориальной достаточной выборки, представляющей как молодое (до 30 лет), так и взрослое население Российской Федерации
  4. Изучение общественного мнения молодого поколения (от 18 до 30 лет), его ментальности, ценностей, героев и кумиров.
  5. Изучение общественного мнения взрослых групп населения (старше 30 лет) относительно разделяемых ценностей, героев и кумиров, для сравнения с группой молодежи
  6. Создание базы данных, для хранения и анализа данных исследования "Кумиры молодежи" (социально-демографическая, региональная и профессиональная информация) как о респондентах, так и о героях, которые будут названы в ходе исследования в качестве моральных и профессиональных образцов.
  7. Анализ и научная интерпретация результатов исследования для выявления трендов ценностных ориентиров молодого поколения, их предпочтений и образцов, сравнительный анализ мировоззрения молодых людей и взрослых групп населения.
  8. Информирование средств массовой информации, заинтересованных органов власти, общественности, экспертов социологов и политологов, о результатах исследования
  9. Создание инфографики, наглядных таблиц и диаграмм для визуальной презентации наиболее ярких итогов исследования "Кумиры молодежи"
  10. Обсуждение результатов исследования "Кумиры молодежи" с экспертами и журналистами, представителями общественности и политиками для выработки рекомендаций для власти по совершенствованию молодежной и информационной политики
  11. Обсуждение результатов исследования "Кумиры молодежи" в студенческой среде для информирования молодежи об основных трендах, осмыслении молодым поколением происходящих процессов и мотивации к достижению позитивных социальных целей
  12. Издание результатов исследования "Кумиры молодежи" в виде брошюры для распространения в регионах реализации проекта, что позволит обществу лучше осмыслить происходящие процессы и реагировать на тревожные тенденции, корректируя свое поведение.
  13. Проведение пилотажа интервью для внесения необходимых корректировок в инструментарий исследования.
  14. Размещение публикация результатов исследования, содержащей краткую информацию о промежуточных результатах исследования в средствах массовой информации.
  15. Статистическая обработка данных исследования, полученных в ходе проведения интервью. Данные, собранные в базе данных «Кумиры молодежи» будут проанализированы статистическими методами. По результатам этой работы будет написан аналитический доклад.

Обоснование социальной значимости

Проблема: современная информационная среда формирует у молодых людей представления о том, куда надо стремиться. Люди успеха, звезды наполняют телеэкраны, социальные сети. Их популярность, богатство, огромные возможности и влияние на социум бесспорно привлекают молодежь. Как показали предыдущие исследования «Лаборатории Крыштановской», молодежь мечтает стать политиками, телеведущими, актерами, спортсменами, а не инженерами, конструкторами, технологами. В то же время российская экономика нуждается не столько в поп-звездах, сколько в высококвалифицированных специалистах, которые способны созидать, изобретать вещи и технологии, которые меняли бы мир. Этот разрыв между мечтами о звездном успехе и реальностью опасен тем, что неосуществившиеся планы, неправильно выбранная цель ведут к фрустрациям, а затем и к политической нестабильности. Молодые люди, героями которых являются депутаты и футболисты, закончив вуз, испытывают разочарование, чувствуют себя неудачниками. Нашему обществу остро необходимо привести в соответствие потребности экономики и карьерные цели молодежи. Нужно ориентировать подростков получать не абстрактное образование, а профессию, для которого образование лишь инструмент. Нужна большая работа по преодолению разрыва между пустыми мечтами и реальностью для того, чтобы люди, вовлекаясь в трудовую деятельность, чувствовали себя востребованными и уважаемыми.
Мы предлагаем попытаться решить эту проблему с помощью социального исследования, которое не только получит информацию от изучаемых групп населения, но и даст обществу «зеркало», покажет тренды, которые сегодня определяют ментальность молодежи. Эта «обратная связь» даст возможность молодым людям более адекватно оценивать свои возможности, строить более реалистичные планы, задуматься о том, что кроме власти и развлечений есть еще и созидательная деятельность, в которой остро нуждается наше государство. Нам нужны свои российские Билы Гейтсы и Стивы Джобсы, новые Королёвы и Туполевы, разработчики новой техники, смелые стартаперы и айтишники. Данные нашего исследования помогут и государству скорректировать свою молодежную политику, направить молодых людей в те сферы экономики, где они могут привести максимальную пользу России.
В июле МУ г.о. Самара «Городской молодежный центр информации и аналитики» был веден опрос для выявления кумиров современной молодежи. Опрос проходил на оживленных улицах г.о. Самара.

Цель опроса – выявить кумиров современной молодежи.
Задачи:
1. Определить содержание понятия «кумир» в восприятии молодежи
2. Выяснить, кто для молодежи является образцом для подражания (лидер общественного мнения, «кумир» и т.д.)

В опросе приняли участие 780 человек. Из них 426 парней и 354 девушки:
до 18 лет – 36%,
от 18 до 30 лет – 43%,
свыше 30 лет – 21%.

По репрезентативной половозрастной квотной выборке рассчитанная статистическая погрешность не превышает 4,8%.

Образование респондентов:
28% - среднее,
19% - средне - специальное,
29% - неоконченное высшее,
24% - высшее.

1. На первый вопрос «Знаете ли вы, кто такой «кумир»? 100% респондентов ответили положительно, далее они давали определение термину «кумир». Ответы распределились следующим образом:
Идеал – 46%,
Тот, кому подражаешь – 28%,
Тот, кого любишь и восхищаешься – 11%,
Авторитет – 9%,
Тот, кто многого добился – 6%.

2. На второй вопрос «Есть ли у вас кумир?» 97% ответили утвердительно, остальные 3% отвечали словами из Библии «Не сотвори себе кумира».

3. На третий вопрос «Кто ваш кумир (в какой сфере деятельности)?» ответы распределились следующим образом:

Музыканты – 32%
( Баста, Стас Михайлов, Майкл Джексон, А. Воробьев, Ф. Киркоров, Machete, В. Брежнева, Loc Doc) - за голос, внешность, тексты песен.

Актеры – 24%
( Кира Найтли, Эштон Катчер, Бред Питт, Наталья Орейро, Анджелина Джоли) нравятся красотой и ролями.

Спортсмены – 14%
( Е. Исинбаева, М. Шарапова, Е. Плющенко, А. Овечкин, А. Кабаева) - за выдержку, волю к победе.

Семья – 9%
(папа, мама, брат, бабушка, дедушка) – за жизненный опыт, умение дать совет.

Звезды шоу-бизнеса – 7%
(Ксения Собчак, Д. Дибров, Тина Канделаки, Павел Воля) - за говорливость, острый ум.

Политики – 6%
(В. Путин, Д. Медведев, В. Жириновский) – за образованность, точку зрения.

Представители индустрии моды – 5% (Кира Пластинина, Наталья Водянова, Тайра Бэнкс) – за красоту, идеи.

Танцоры – 2%
(дуэт Las Twins) за пластику.
Представители сферы искусства – 1% (П. Коэльо, Джек Лондон) за книги.

Выводы.

1. Современная молодежь знает, кто такие кумиры, и почти у каждого есть свой кумир, которому подражают и который вызывает восхищение.

2. Наибольшее число кумиров, молодежь находит в сфере музыки и кинематографа. Это может быть следствием влияния средств массовой информации, которые освещают не только творческие успехи, но и личную жизнь звезд шоу-бизнеса.

3. В целом молодежь любит своих кумиров за личные достижения, способности и привлекательную внешность.

Кто они?

Молодежь — это часть общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, невозможно понять саму молодежь и ее специфические проблемы. Конфуций советовал вслушиваться в песни, которые поют в народе, чтобы понять, чем живут люди, на что надеются. Где же и искать кумира, как не в искусстве? Музыка, кино, литература дают широкий материал для исследований и размышлений. Благодаря им можно понять, что творится в глубине человеческих душ.
Само слово “кумир” изменило свое значение – теперь это все чаще не идеальный образец для подражания, а обычный человек, который добился быстрого успеха и материального благополучия.
Я и моя подруга привели опрос, чтобы определить наиболее популярных персонажей отечественной и зарубежной киноиндустрии, артистов, музыкальных исполнителей, а также выявить значимых и видных личностей 20-21 века. На основе этого опроса была составлена научно-исследовательская работа.

Эйс Вентура

Самым популярным киножанром среди учащихся 14-15 лет является комедия. Наибольшее количество голосов набрали: «Универ», «Интерны», «Реальные пацаны», «Эйс Вентура», «Самый лучший фильм», «Симпсоны», «Том и Джерри», «Шрек». Учащиеся 16-17 лет также выбирали комедию, но в списке предпочтений появилось и большое число других жанров, как психологические, военные, исторические фильмы, триллеры, возросла любовь к мелодрамам. Наибольшее количество выборов: «Такси», «Шаг вперед», «Гарри Поттер», «Мы из будущего», «Маша и медведь», «Доктор Хаус», «Аватар», «Сумерки».


Джонни Депп

Выбор любимых артистов показал, что учащиеся предпочитают наиболее привлекательных современных кинозвезд Голливуда — Киру Найтли, Джонни Деппа, Джима Керри, Леонардо ди Каприо, Киану Ривза, и молодых популярных российских актеров, которых можно увидеть практически во всех современных сериалах на всех телевизионных каналах — Марию Кожевникову, Дарью Сагалову, Сергея Светлакова, Михаила Галустяна, Ивана Урганта, Гарика Харламова.
Среди любимых киногероев были выбраны: Нео, Джек Воробей, Шрек, персонажи сериала «Интерны» (исключительно молодые специалисты).
Среди музыкальных исполнителей ученики чаще всего выбирали: Lady Gaga, Кристина Агиллера, Рианна.


Интерны

Если говорить о влиятельных и знаменитых личностях 20-21 века десятка (в порядке убывания), которую выбрали подростки, такова
1. Барак Обама
2. Майкл Джексон
3. Дарья Домрачева
4. Мерилин Монро
5. Бред Питт
6. Петр Машеров
7. Билл Гейтс
8. Джоанна Роулинг
9. Стив Джобс
10. Виктория Азаренко


Майкл Джексон

Молодежь привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального положения. Но не всегда то, что привлекает наше внимание и интерес должно вызывать у нас стремление следовать этому. Человек обладает сознанием и определенной свободой. Можно сказать, что тот или иной певец, актер тебе нравятся, но нужно понимать, что его жизнь – это не твоя судьба.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У каждого поколения появляются свои кумиры, которые не всегда понятны предыдущему. Современную молодежь, родившуюся после 1999 года, причисляют к поколению Z, которому свойственны вполне определенные черты. На самом деле «зеты» очень сильно отличаются от миллениалов и проповедуют совсем другие ценности. Конечно, это накладывает отпечаток на то, кого они считают примерами для подражания. Постмиллениалы все больше фанатеют от тех ребят, которые сделали себя сами. Им больше не нужны звезды с «фабрик», потому что рулят соцсети. От девочки из соседнего подъезда до звезды мирового масштаба сегодня один клик, поэтому главный посыл нового поколения таков: будь самим собой и живи своей жизнью.

Мы в сайт стараемся идти в ногу со временем, поэтому решили выяснить, что ценят подростки в знаменитостях и какие они, кумиры наших детей.

1. Казаться лучше, чем ты есть, больше не круто

Поколение Z, пришедшее на смену эпохе глянца и гламура, гораздо больше ценит стремление к натуральности и простоте. В одежде представители этого поколения предпочитают непритязательный стиль, а не роскошь и показное богатство. Возможно, все дело в том, что «зеты» не так стремятся приукрасить себя, как их предшественники - миллениалы. Например, супермодель Кендалл Дженнер щеголяет в брендовых вещах на подиуме, а в обычной жизни предпочитает демократичный стиль нормкор . Кроме того, она не пытается казаться лучше и не стесняется выкладывать в Instagram свои фото без макияжа и ретуши - подобное было немыслимым для звезд середины нулевых.

Другой пример - певица Билли Айлиш. Ей нет еще и 18, а по ней уже сходят с ума миллионы молодых людей во всем мире. Она носит бесформенную яркую одежду сумасшедших расцветок, поет депрессивно-дерзкие песни в странной манере и всем своим видом буквально кричит: «Мне совершенно плевать, что обо мне подумают окружающие». А еще Билли не скрывает, что страдает синдромом Туретта.

2. Честно признаваться в своих слабостях и даже иногда позориться на публике - это нормально

Продолжением предыдущего тренда стал запрос на честность и открытость. Современной молодежи нравится, когда знаменитости ведут себя так же, как обычные люди. Звезда сериала «Игра престолов» Софи Тернер - яркий тому пример. Да, она умеет и любит одеваться стильно: недаром ее сделали послом бренда Louis Vuitton. Однако в обычной жизни Софи ничем не отличается от своих фанатов и с удовольствием носит шорты, майки, кеды. Девушка признавалась в интервью, что предпочитает одеваться удобно и вообще часто чувствует себя сорванцом. А еще поклонникам очень нравится наблюдать за отношениями Тернер с ее мужем - музыкантом Джо Джонасом. Пара любит вместе дурачиться и шутить - в интернете полно снимков, где влюбленные не позируют на камеру, чтобы казаться идеальными, а просто наслаждаются обществом друг друга.

Еще один пример искренности - восходящая звезда Голливуда 23-летняя актриса Зендая, наиболее известная как «девушка Человека-паука». Она стала кумиром не только потому, что ей удаются разноплановые и крутые роли, но также потому, что девушку сложно заподозрить в фальши и пафосности. Зендая честно говорит, что сама ведет свои соцсети, а также самостоятельно выбирает одежду и макияж для важных мероприятий. Кроме того, она не притворяется лучшей версией себя и признается, что любит побаловать себя вредным фастфудом, «залипнуть» в интернете и посмотреть «Гарри Поттера». Конечно же, такая откровенность подкупает, потому что каждый может сказать про себя нечто подобное.

3. Заботиться об окружающей среде и экологии - это модно

Молодые люди поколения Z гораздо больше стремятся сделать что-то действительно важное не только для себя, но и для человечества в целом. Их заботят проблемы экологии, они стремятся сделать ценные научные открытия, часто занимаются волонтерской деятельностью и социальным предпринимательством.

Помните девочку, которая танцевала в популярном клипе певицы Sia «Chandelier» , набравшем 1,9 млрд просмотров на YouTube? Ее зовут Мэдди Зиглер, и сегодня она известна не только как танцовщица: в свои 16 лет Мэдди уже успешно занимается бизнесом и сотрудничает с благотворительными фондами. Так, несколько лет назад она участвовала в кампании по оказанию помощи хронически больным молодым людям, а также детям, живущим в приютах. Кроме того, Зиглер принимала участие в благотворительных концертах, чтобы профинансировать программы обучения танцам для бедных детей. Девушка говорит, что хочет изменить мир к лучшему с помощью искусства и филантропии.

Также среди кумиров нынешней молодежи много тех, кто помогает заботиться об окружающей среде. Например, королева красоты Индонезии 2017 года Ачинтья Нильсен активно участвовала в проекте по созданию экологически чистых школьных автобусов в своей стране. Ачинтья стала настоящим инфлюэнсером среди молодежи и всячески продвигает идеи экосознательности.

4. Ирония над гламуром и странный внешний вид - залог успеха

Постмиллениалам уже неинтересен мир фотошопа и «сделанной» красоты, поэтому «зеты» любят тех звезд, которые посмеиваются над гламуром. Неудивительно, что в центре внимания оказываются те, кто больше не относится к себе и моде слишком серьезно. Скажем, кумир молодежи актер Эзра Миллер регулярно эпатирует прессу и фанатов своими экстравагантными костюмами. Эзра красит губы, носит каблуки и леопардовые шубы, но при этом его называют чуть ли не иконой стиля. Видимо, все дело в том, что во всех этих образах он выглядит весьма органично. А еще это вполне соответствует его образу жизни: актер играет в квир-инди-группе Sons of an Illustrious Father и живет с семьей на ферме в Вермонте, где выращивает шафран и доит коз.

Еще один пример того, что оригинальность ценнее стандартной красоты, - британская певица Дуа Липа. Она недавно снялась в ролике Adidas, где говорится о том, что эволюцию двигают творчество и нестандартные решения. Сама Дуа признается, что любит относиться к одежде с юмором: сегодня она может блистать в роскошном платье, а завтра - надеть гавайскую рубашку и треники. Главное, что человек определяет моду, а не наоборот.

Кажется, все это идет звездам только на пользу, потому что демонстрация своей жизни без прикрас - важная философия среди представителей поколения Z. Кажется, эпоха натянутых улыбок и неестественных поз ушла в прошлое.

Кстати, этот же тренд породил еще одну особенность «зетов»: они ценят нестандартную внешность, а не красоту под копирку. Когда пластические операции стали доступны почти всем, точеные носы и пухлые губы перестали быть ценностью. Поэтому женщины с идеальными, но «сделанными» лицами вроде Ким Кардашьян кажутся молодежи устаревшими идеалами.

5. Рулят гендерная нейтральность и пансексуальность

Современные молодые люди не любят загонять себя в рамки, поэтому они гораздо шире смотрят на вопрос гендерной принадлежности. Для них не столь важно, женщина ты или мужчина, - главное, какой ты человек. Недавний опрос показал, что только 63 % современных подростков в Европе относят себя к гетеросексуалам, а каждый пятый указал на свою бисексуальность. Поэтому все эти условности вроде того, что только девочки могут носить юбки и пользоваться косметикой, для поколения Z не существуют. Например, 20-летний Джеймс Чарльз, бьюти-блогер с миллионами подписчиков, рассказывает в YouTube о том, как наносить макияж, и делает обзоры косметики. При этом у молодого человека серьезные проблемы со зрением: без специальных линз он видит лишь большие предметы и людей, а все остальное - как в тумане.

Обратный пример гендерной нейтральности - певица Элиот Самнер. Кстати, она дочка легендарного музыканта Стинга. Девушка не стремится подчеркивать свою женственность, выставляя на первый план творчество, а не пол.

Похожие публикации