Обязательно ли пилоту гражданской авиации знать английский. Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского УИ ГА. Требования к пилотам гражданской авиации по здоровью

Профессия пилота входит в число популярных специальностей, но сложно получаемых. К людям, стремящимся управлять воздушными судами, предъявляются жесткие требования и условия их выполнения. Но невозможных дел нет, а значит стать пилотом вполне реально.

Как стать пилотом самолета - что сдавать и где учиться

Какие же требования выдвигаются будущим пилотам и где проходить обучение?

Перед началом овладения этой профессией нужно знать, что лишь наличие летного свидетельства дает возможность управлять самолетом. Выделяется три категории «летных» прав – частный пилот, коммерческий пилот и линейный пилот. Присвоение каждой последующей категории происходит постепенно, так что получить «линейного пилота» сразу не возможно.

Существует три основных места, где проводится обучение пилотированию и выдача летных свидетельств (лицензии на право управления самолетом/вертолетом). Это летное училище, академия гражданской авиации и коммерческие аэроклубы.

Для зачисления на обучение в первые два учебных заведения необходимо пройти экзамен по физической подготовке, а именно проявить себя в беге на дистанции 100м и 1000м, а также сдать нормативы в подтягивании.

Если результаты удовлетворяют комиссию, то человек «рекомендуется к обучению». Важно понимать, что если на протяжении всего срока в училище или академии здоровье студента ухудшилось, то существует вероятность того, что пилотом по итогу он так и не станет.

Аэроклубы же более лояльно относятся к своим потенциальным ученикам, но по окончанию учебного курса пилот получает лишь первую категорию «летных прав» - частный пилот (пилот-любитель), что дает возможность совершать полеты лишь для собственного удовольствия.

Как стать пилотом гражданской авиации

После прохождения обучения в летном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что дает ему возможность осуществлять коммерческие полеты. Но если экипаж самолета состоит более чем из двух человек, то такой пилот может быть лишь вторым.

Порядок приема пилота на работу:

  1. Оконченное образование и наличие летного свидетельства нужной категории (для гражданской авиации это категория коммерческого либо линейного пилота).
  2. Прохождение медицинской комиссии.
  3. Успешная сдача теоретического и практического экзаменов.
  4. Налет – определенное количество часов, проведенных за управлением самолета в различных условиях.

Для получения последней категории – линейного пилота – и для возможности работать в большой авиакомпании необходимо иметь большой летный опыт в совершении коммерческих полетов как на правах второго пилота, так и в качестве командира.

Как стать пилотом Аэрофлота

Аэрофлот – это компания-лидер с мировым именем, предоставляющая своим работникам выгодные условия, стабильные рабочие места и уверенность в дне завтрашнем.

Для полной уверенности в своих пилотах компания открыла собственную летную школу, где все курсанты, прошедшие отбор, смогут проходить обучение.

Стоимость прохождения этого курса составляет порядка $27тыс.

Между будущим пилотом и компанией подписывается договор, согласно которому «Аэрофлот» выдает курсанту кредит на обучение. Тот же, со своей стороны, по окончанию летной школы в обязательном порядке должен отработать в компании не менее пяти лет, отчисляя при этом каждый месяц по $450 со своей заработной платы (это 5-6% от дохода второго пилота).

Дополнительно компания предлагает пройти ускоренные курсы летной подготовки для выпускников технических вузов, стоимость которых достигает отметки $100 тыс. при условии, что первый взнос в размере $55 тыс. курсант предоставит самостоятельно, а остальная сумма будет выдана ему в рассрочку (с условием заключения контракта о трудоустройстве на пять лет).

Как стать пилотом вертолета

Для возможности управлять таким воздушным судом как вертолет также необходимо получение летного свидетельства категории «частный пилот» или «коммерческий пилот». Их предоставляют специальные летные школы.

При прохождении дополнительных курсов к уже имеющейся лицензии могут добавляться определённые допуски, дающие право на управление вертолетом в нестандартных ситуациях (в ночное время, в сложных погодных условиях и т.д.).

Небо. Его бескрайняя синь манит и зовет нас. О нем поэты пишут стихи, художники рисуют картины, романтики подолгу любуются его загадочной красотой и бесконечной глубиной, загадывают желания, увидев белую полосу от самолета. Но есть категория людей, по-особому влюбленных в небо, для которых оно является мечтой, жизнью и работой - это летчики.

Какое училище выбрать - военное или гражданское?

Чуть ли не каждый мальчишка в детстве мечтает стать летчиком, но по мере взросления взгляды меняются, появляются новые предпочтения, и к моменту окончания школы многие ребята уже точно знают, какое образование и будущую профессию они будут выбирать. Остается немалая часть и таких, которые не изменили своей детской мечте, планируя посвятить свое будущее авиации, и поступают после школы в летное училище. Перед каждым из них возникают закономерные вопросы:

  1. С какой авиацией связать свою жизнь - военной или гражданской?
  2. В какой сфере больше перспектив развития и карьерного роста?
  3. Какое учебное заведение выбрать для обучения?
  4. Как поступить в летное училище?
  5. Какие основные условия предусмотрены для поступающих?

Первое - это выбор между военной и гражданской авиацией. В каждом направлении есть свои преимущества и определенные недостатки.

Для тех, кто всю жизнь мечтал о голубых погонах, отлично понимает, что такое «железная дисциплина» и готов связать свою жизнь с армией - стоит выбирать поступление в военное летное училище. При этом необходимо учитывать, что военный - это человек подчиняющийся приказу, поэтому надо быть готовым к постоянным сменам места службы и жительства, а также к неукоснительному выполнению любого задания.

Еще одной существенной проблемой для будущих военных летчиков станет большой конкурс, ведь в России на сегодняшний день осталось всего одно учебное заведение такой специализации - Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После окончания училища выпускники получают звание лейтенанта и квалификацию летчика согласно спецификации, а также гражданскую специальность инженера по эксплуатации самолетов.

Где поступить на летчика?

Поступить в летное училище для приобретения профессии летчика гражданской авиации намного проще, это можно сделать в одном из пяти действующих в Российской Федерации училищ:

Все они обеспечивают бесплатное обучение, высокий образовательный уровень и получение специальности летчика. Некоторые училища, предоставляют возможность получить заветную профессию «Летная эксплуатация воздушных судов» на коммерческой основе. При выборе училища основным определяющим фактором является территориальная принадлежность - абитуриенты традиционно выбирают то, что ближе к дому.

Что необходимо для поступления?

После определения с выбором учебного заведения возникают вопросы: как подготовиться к поступлению, какие существуют критерии отбора, и какие документы необходимы для этого?

Главным требованием для будущих летчиков является здоровье. Они должны быть в отличной физической форме, иметь стопроцентное зрение, крепкую нервную систему и стрессоустойчивость. Более того, если вдруг в процессе учебы состояние здоровья курсанта ухудшится, его могут отчислить.

При поступлении необходимо:

  • предоставить предусмотренные законодательством медицинские справки;
  • пройти специальную медкомиссию при самом учебном заведении;
  • пройти собеседование с психологами на выявление профпригодности;
  • сдать нормативы по физической подготовке.

Абитуриенту летного училища необходимо сдать такие ЕГЭ:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика.

Из документов для поступления необходимо предоставить:

Для военных летчиков выдвигаются более жесткие требования, чем для гражданских. Они предусмотрены специальным приказом №455 МО России, вот их краткий перечень:

  • стопроцентное зрение и правильное цветоощущение;
  • артериальное давление в пределах 105-130 на 60-80 мм рт. ст.;
  • масса тела с индексом не менее 19;
  • рост в пределах 160-186 см;
  • длина ног от 80 см;
  • длина рук от 76 см;
  • в положении сидя рост должен находиться в пределах 80-97 см.

Как видим, требования достаточно жесткие не только к состоянию здоровья, но и к физическим параметрам, что значительно усложняет поступление в военное летное училище.

Какие перспективы ожидают выпускника летного училища?

После поступления в летное училище и его успешного окончания, курсанты получают заветную профессию - «Летная эксплуатация воздушных судов» или другую, не менее востребованную специальность «Инженер по летной эксплуатации». Обе профессии являются престижными и высокооплачиваемыми. Летный состав пользуется рядом преимуществ:

  • обеспечивается полным социальным пакетом;
  • льготным (удлиненным) отпуском;
  • возможностью досрочного выхода на пенсию;
  • большими скидками для семьи на авиауслуги.

Выпускники российских летных училищ пользуются заслуженным уважением иностранных авиакомпаний и у них есть все шансы устроиться на работу за рубежом.

Вопросы и ответы (FAQ)

«ЧелАвиа» находится в Челябинске? Почему такое название?

Наша компания действительно была основана в Челябинске, однако сегодня у нас действует уже несколько в Московской области. Все они - к вашим услугам. Планируется дальнейшее расширение филиальной сети.

Я решил учиться на пилота. Что для этого нужно?

Какими бы ни были ваши цели в авиации (будь то полеты ради собственного удовольствия или работа линейным пилотом на тяжелом лайнере), все начинается с получения свидетельства частного пилота (оно же свидетельство пилота-любителя, оно же Private Pilot License или PPL). Это начальная ступень, через которую проходят абсолютно все пилоты.

Чтобы начать обучение по программе первоначальной подготовки, состояние вашего здоровья должно удовлетворять требованиям ФАП-50 для прохождения врачебно-летной экспертной комиссии.

Сколько нужно учиться на PPL? Какова продолжительность обучения?

В соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП-147, п.3.3), минимальный налет на самолете, достаточный для присвоения квалификации частного пилота, составляет 40 часов (или 35 часов + плюс 5 часов на тренажере). Все программы по подготовке пилотов разрабатываются в соответствии с этими правилами. Программа подготовки предусматривает 40 часов летной практики и 306 часов теоретических занятий.

Теоретическая подготовка проходит в организованных группах и занимает около от 2,5 до 3 месяцев, в зависимости от периодичности занятий (определяется по согласованию с группой курсантов). Практические занятия проходят индивидуально, поэтому продолжительность летной подготовки целиком зависит от личных возможностей: у кого-то получается выбираться на аэродром лишь раз неделю, а кто-то готов временно переехать на аэродром, чтобы налетывать там по 2-3 часа в день, ни на что больше не отвлекаясь.

Также нужно учитывать, что способности у курсантов разные, и иногда требуется дополнительная практика сверх минимальных 40 часов.

В среднем, большинство курсантов, летающих по выходным, получают свое пилотское свидетельство через 6-10 месяцев после начала обучения.

Сколько стоит курс обучения PPL?

Стоимость можно уточнить на сайте в разделе .

Возможна как почасовая оплата полетов, так и предоплата (частичная и или полная).

Трудно ли пройти ВЛЭК?

Законодательство предъявляет достаточно мягкие требования к пилотам-любителям - препятствием для прохождения ВЛЭК обычно являются только действительно серьезные заболевания. Тем не менее, лучше всего пройти комиссию до начала обучения, или хотя бы ознакомиться с медицинскими требованиями к частным пилотам, чтобы соотнести их с состоянием собственного здоровья. Эти требования регламентируются приказом ФАП-50 (III графа).

К моменту выполнения первого самостоятельного полета справка ВЛЭК обязательно должна быть у курсанта на руках.

Заключение ВЛЭК для пилотов-любителей действует 2 года.

Каков порядок обучения? Сначала теория, потом практика?

Теоретическая и практическая подготовка, как правило, проходят последовательно. Однако, инструктор всегда может доступно объяснить базовые физические принципы, стоящие за выполнением того или иного упражнения, и часто курсанты начинают летать еще до окончания всего курса теоретической подготовки. Тем не менее, время практического занятия с инструктором обычно ограничено, поэтому для глубокого понимания летных дисциплин совершенно необходимо посещение лекций и семинаров, а также самоподготовка.

Насколько часто нужно летать?

Большинству курсантов достаточно тренироваться два раза в неделю. Чем короче перерывы между полетами, тем быстрее будет проходить обучение, особенно на начальном этапе. Считается, что устойчивые навыки пилотирования приходят примерно к 150-му часу налета - до этого момента лучше всего не делать слишком больших пауз.

На каких самолетах проводится первоначальное обучение?

Обучение выполняется на самолетах . Этот двухместный одномоторный самолет идеально подходит для обучения новичков - он легок в управлении и снисходителен к ошибкам начинающих пилотов, но при своей относительной простоте оборудован весьма «продвинутым» комплексом бортовой электроники, которую часто можно встретить на гораздо более серьезных воздушных судах. Таким образом, курсант получает не только базовые навыки пилотирования, но и приобретает опыт работы с современной авионикой.

А как же старая школа - Як-18Т и Як-52?

Советские самолеты, на которых проходили первоначальное обучение летчики ДОСААФ и гражданской авиации, действительно были выдающимися машинами для своего времени. Однако в сегодняшних условиях учиться на этих самолетах вряд ли имеет смысл.

Во-первых, они неэкономичны, поэтому летный час на них обходится относительно дорого.

Во-вторых, этих самолетов становится все меньше. У большинства из них подходит к концу ресурс двигателей, а новые двигатели уже не выпускаются (как и сами самолеты, средний возраст которых составляет 25-30 лет).

Чему учат на теоретических занятиях?

На курсах теории курсанты изучают аэродинамику, навигацию и самолетовождение, метеорологию, устройство самолета, авиационное законодательство. Особенное внимание уделяется вопросам, связанным с безопасностью полетов.

Занятия проводятся в удобных классах, оборудованных проекторами и наглядными пособиями. В отличие от некоторых школ, где теоретическая часть обучения существует лишь «на бумаге», мы весьма серьезно подходим к этому виду подготовки. Теоретические курсы составлены таким образом, чтобы в максимально простой и доступной форме донести наиболее важные концепции до самой широкой аудитории курсантов, в том числе не имеющих специального авиационного или технического образования.

Почему лучше учиться у Нас?

Обучение имеет ряд уникальных преимуществ перед другими лётными училищами.

Новая, разнообразная, сертифицировання техника. Обладая собственным флотом из более чем 50 самолетов, «ЧЛУГА» является крупнейшим предприятием по подготовке пилотов в стране.

Основу учебного парка компании составляет самолет Tecnam P2002JF , но после успешного прохождения обучения и получения пилотского свидетельства члены клуба «ЧелАвиа» могут пройти переподготовку на любой из других типов, имеющихся в распоряжении компании, включая самый распространенный в мире самолет Cessna 172SP NAV III и двухмоторный самолет Tecnam P2006T Twin. Обе этих машины сертифицированы для полетов по приборам и оборудованы «стеклянной кабиной» (glass cockpit) Garmin G950/1000, которая является «золотым стандартом» современной авионики и встречается на самых разных бортах - от самолетов малой авиации до бизнес-джетов.

Любой инструктор подтвердит, что не так уж важно, на чем проходить первоначальное обучение - важно вовремя начать осваивать новые типы. Полеты на разнотипной технике гораздо быстрее, чем на однотипной, закрепляют навыки пилотирования, и в этом смысле у обучающихся в «ЧЛУГА» есть прекрасные возможности для развития.

Средний возраст наших самолетов - не больше 4-7 лет, они хранятся теплых ангарах и обслуживаются только сертифицированным техническим персоналом, что гарантирует высокую надежность техники и безопасность полетов.

В отличие от небольших школ, каждое из представительств компании обладает достаточным количеством самолетов. Если у одного из бортов подошло время регламентного обслуживания, вы просто пересаживаетесь на другой самолет.

Тренажерная подготовка. Важность трудно переоценить, особенно когда речь идет о «сложных» самолетах (complex aircraft), вроде Tecnam P2006T Twin, с изменяемым шагом винтов и убираемым шасси. Тренажер позволяет освоиться с арматурой кабины и авионикой, подготовиться к полетам по приборам и отработать различные критические ситуации (отказы, обледенение, вывод из сложного пространственного положения и т.д.) еще на земле, до реального полета. Таким образом, тренажерная подготовка помогает сэкономить деньги (требуется меньше часов в настоящем самолете) и одновременно повышает безопасность полетов.

Для обучения установлены три тренажера: Tecnam P2002JF , Tecnam P2006T Twin и Cessna 172SP NAV III. Все они доступны для клиентов.

Инструкторы и преподаватели. Все инструкторы и преподаватели имеют огромный опыт летной работы. Большинство инструкторов - линейные пилоты или бывшие военные летчики. Это интереснейшие люди в личном общении и уникальные профессионалы своего дела, призванные передать курсантам все самое лучшее, что было в советской и российской летной школе.

Широкий выбор аэродромов. В московской области у нас действуют целых три базы. Наши клиенты могут выбрать для полетов любую из них, исходя из удобства проезда. На всех аэродромах созданы комфортные бытовые условия: оборудованы классы с доступом в интернет для подготовки к полетам, есть возможность пообедать и выпить кофе, а при необходимости - переночевать в отдельном номере. Приезжающие на обучение из других городов, могут не беспокоиться о том, где остановиться - .

Клубная жизнь. Обучение - это не только теоретические занятия и учебно-тренировочные полеты, но и дружеское, неформальное общение. Члены клуба и инструкторы - это, в своем большинстве, общительные и компанейские люди, с которыми интересно и приятно проводить время. В летние месяцы «ЧелАвиа» постоянно выполняет групповые перелеты в различные регионы страны для участия в авиационных шоу и слетах. Это уникальная возможность получить практику дальних маршрутных полетов и в то же время познакомиться с новыми местами и людьми. В «ЧелАвиа» никогда не бывает скучно!

Аренда самолетов. Обучающиеся, получившие пилотские свидетельства и прошедшие летные проверки, могут брать в аренду самолеты компании для самостоятельных полетов в личных целях. Можно просто слетать в солнечный день по красивым местам, а можно совместить полезное с приятным и отправиться на самолете, например, в служебную командировку.

Какое время года лучше подходит для обучения?

В авиации нет понятия сезона - полеты выполняются круглый год. Но все-таки некоторые ограничения существуют. Во-первых, зимой часто возникают условия для обледенения, а у маленьких самолетов нет противообледенительных систем. Во-вторых, аэродромные службы не всегда быстро справляются с последствиями сильных снегопадов - бывает, что уборка полосы, рулежных дорожек и перронов затягивается. В-третьих, световой день зимой короток, а начинающему пилоту в первую очередь необходимо освоить полеты в дневное время суток. Так что иногда случается, что не все желающие успевают слетать. Существуют еще ограничения по температуре воздуха для двигателя (минус 25 C), но такие температуры редко держатся долго. В общем, планируя обучение, стоит учитывать, что зимой средний налет курсантов и инструкторов немного снижается. Но есть и хорошая новость - зимой в самолете тепло! А кроме того, зимой больше времени можно посвятить теоретической подготовке.

Что я буду уметь к моменту получения лицензии PPL?

Вы сможете самостоятельно планировать и выполнять маршрутные полеты в простых (визуальных) метеоусловиях на однодвигательном самолете, в том числе по местным воздушным линиям под управлением диспетчера.

Я получил свидетельство частного пилота. Что дальше?

Вы можете арендовать наши учебные самолеты и летать по собственным маршрутам.

Вы можете совершенствовать свое летное мастерство с помощью наших курсов повышения квалификации. У нас вы сможете переучиться на другие типы воздушных судов, получить допуск на многодвигательный самолет (Tecnam P2006T Twin), освоите современную авионику (Garmin 650/750/950/1000). Опыт полетов на многодвигательном самолете со «стеклянной кабиной» расширяет кругозор любого пилота, а кроме того - это первый, но важный шаг в сторону «большой» авиации.

При желании вы также научитесь летать в большие аэропорты по воздушным трассам, сможете пройти практику ночных и приборных полетов, познакомитесь с инструментальными системами посадки и так далее.

Если же ваша цель - получение летной работы в авиакомпании, у нас вы сможете пройти интегрированный (Commercial Pilot License, CPL).

Мы всегда подстроимся под ваши конкретные запросы и сделаем все возможное, чтобы вы продолжали безопасно совершенствовать свое мастерство и развиваться в качестве пилота. Первоначальная подготовка - это только начало!

Могу ли я летать на арендованном самолете со своей семьей и друзьями?

Конечно. Единственное ограничение - вы не можете брать с пассажиров деньги, превышающие затраты на сам полет. Иными словами - не имеете права выполнять коммерческие полеты с целью извлечения прибыли.

С какой скоростью летают ваши самолеты?

В штилевых условиях путевая скорость одномоторных самолетов Tecnam составляет около 90-100 узлов (160-180 км/ч), двухмоторного P2006T Twin - около 130 узлов (235 км/ч).

На какие расстояния летают ваши самолеты?

Дальность зависит от многих параметров (в основном - от ветра на маршруте), но в среднем, по штилевому расчету, самолеты типа Tecnam P2002JF и P2006T Twin могут пролететь без дозаправки около 800 км. Этого, например, достаточно, чтобы с подмосковного аэродрома слетать в Воронеж и обратно.

Одним из преимуществ самолетов Tecnam в российских условиях являются двигатели Rotax 912, работающие на автомобильном бензине АИ-95. Доступность авиационного бензина 100LL в нашей стране крайне ограничена, зато автомобильный есть практически на любом аэродроме малой авиации (кроме того, он в 3-4 раза дешевле авиационного). Почти каждый маршрут можно спланировать таким образом, чтобы иметь возможность дозаправки по пути.

Можно ли на маленьком самолете прилететь в большой аэропорт?

Можно. Посадка в московских аэропортах обойдется недешево и потребует предварительного согласования, зато региональные аэропорты (Липецк, Воронеж, Нижний Новгород, Пенза, Владимир и т.д.) обычно рады принять любой борт, а их тарифы вполне разумны (хотя и не сравнимы пока с зарубежными). Как правило, речь идет о суммах порядка 1-3 тыс. руб. за взлет-посадку и стоянку на перроне в течение суток.

Единственное, о чем стоит помнить - в крупных российских аэропортах не бывает бензина для заправки поршневых самолетов (только керосин), поэтому при полете в такие места крайне важен точный штурманский расчет по топливу.

Записывается ли в пилотское свидетельство тип самолета? Могу ли я летать на других самолетах, или только на том типе, на котором велось обучение?

В пилотском свидетельстве будет сделана квалификационная отметка «самолет однодвигательный сухопутный». Тип иногда указывается, иногда - нет, но это не имеет значения: если у вас в свидетельстве есть запись о виде и классе воздушного судна («самолет однодвигательный сухопутный»), вы имеете право летать на любых аналогичных самолетах. Более подробно об этом можно прочитать в ФАП-147 и в разъяснениях Росавиации к данному приказу.

Я собираюсь купить собственный самолет. Чем мне может помочь «ЧелАвиа»?

Авиакомпания «ЧелАвиа» является официальным дилером итальянской фирмы Tecnam, и мы будем рады предложить вам в той комплектации, которая устроит лично вас. Кроме того, вам не придется задумываться о том, где и как обслуживать ваш самолет: практически может быть выполнен нашими сертифицированными инженерами.

Если же по каким-то причинам вы выберите самолет другого производителя, наши инструкторы помогут вам быстро и безопасно освоить его, выполнят облет после сборки или ремонта и т.д.

Имеет ли смысл учиться в России? Не дешевле ли за границей?

Обучение в России имеет ряд преимуществ. Главное из них - это качество инструкторского состава. Большинство инструкторов первоначального обучения в России - это либо бывшие военные летчики, либо пилоты-спортсмены ДОСААФ, либо линейные пилоты. Всех их отличает налет в несколько тысяч часов, огромный опыт за плечами, а главное - искреннее желание передать его курсантам. Частный пилот в России - продукт пока еще «штучный», готовится их сравнительно немного, поэтому у инструкторов есть реальная возможность найти индивидуальный подход к каждому подопечному.

На Западе (и особенно в США) подготовка пилотов - это индустрия, «конвейерный» процесс, поэтому о личном контакте между курсантом и инструктором говорить обычно не приходится. Кроме того, инструкторов приходится тщательно выбирать, поскольку большинство из них - это вчерашние курсанты, основная цель которых заключается в приобретении налета (1500 ч.), необходимого для получения свидетельства линейного пилота. Такие инструкторы еще мало что умеют сами и выполняют свою работу лишь по необходимости, не испытывая особого желания чему-то научить курсанта. Конечно, не всегда такое обобщение справедливо (в США множество прекрасных инструкторов), но общая тенденция приблизительно такова.

И еще один немаловажный фактор - это, конечно, язык. Для обучения за границей необходим действительно высокий уровень иностранного языка, поскольку кроме общения с инструктором и чтения материалов для самоподготовки курсанту придется также вести радиообмен с другими участниками воздушного движения (весьма напряженного). И, конечно, языковой барьер в этой ситуации не добавит обучению комфортности. С русским инструктором, в российском воздушном пространстве такие проблемы, конечно, исключены (вместе с тем, английский язык является официальным международным языком в авиации, и знать его в каком-то объеме полезно в любом случае).

Что касается стоимости обучения, то за рубежом (особенно в США) она обычно действительно ниже, чем в России. Однако если к стоимости курса прибавить перелет, питание, аренду жилья и автомобиля, а также сложности с получением специальной визы, то выигрыш в окажется не таким уж очевидным. Реальная экономия возможна только при подготовке по программам, предусматривающим значительный объем налета (коммерческий пилот, линейный пилот). В случае с лицензией частного пилота на большую выгоду рассчитывать не стоит - выйдет примерно одинаково.

В конечном же счете ответ на вопрос «где учиться?» зависит от ваших целей. Если вы собираетесь летать именно в России, то здесь, без сомнения, можно получить очень хорошую подготовку. Если после получения лицензии вы собираетесь летать, в основном, по Европе или США, то и обучаться стоит именно там.

Могу ли я летать с российским пилотским свидетельством за границей? А наоборот?

И да, и нет.

Россия является членом ICAO (International Civil Aviation Organization), а значит выданное в России пилотское свидетельство должно признаваться другими странами-членами ICAO. Тем не менее, на практике авиационные законодательства в разных странах имеют существенные отличия, поэтому пилотское свидетельство (лицензия) одной страны не может автоматически использоваться в другой (в отличие, например, от автомобильных прав). Есть две процедуры легализации национального пилотского свидетельства за рубежом - валидация и конвертация (конкретный порядок этих процедур, опять же, отличается от страны к стране).

Валидация - это выдача зарубежной лицензии, действующей на основе национальной. Временная лицензия имеет тот же срок действия, что и национальная, а также жестко «привязана» к национальной медицинской справке. Иначе говоря, когда у пилота заканчивается срок действия национального свидетельства или медицинского сертификата, иностранная лицензия также становится недействительной. После валидации пилоту необходимо пройти летную проверку с местным экзаменатором, и после этого временная лицензия вступает в силу. Процедура валидации обычно занимает 3-4 месяца. Как правило, валидировать можно только лицензию частного пилота (PPL). Для подтверждения профессиональных лицензий и дополнительных рейтингов необходимо проходить обучение или процедуру конвертации.

Конвертация - это выдача зарубежной лицензии по итогам сдачи всех квалификационных экзаменов (теоретических и практических), предусмотренных законодательством соответствующей страны. Другими словами, при конвертации зарубежные авиационные власти в обязательном порядке проверяют квалификацию пилота, но признают весь его национальный налет (при наличии подтверждающих документов - летной книжки и т.д.). То есть в случае конвертации у пилота нет необходимости заново проходить обучение за рубежом.

Обе процедуры непросты и затратны по времени, но на практике вполне возможны. Причем, в общем случае, валидировать или конвертировать российское свидетельство в иностранное проще, чем наоборот (российские власти очень неохотно идут на признание любых зарубежных документов).

Короче говоря, если у вас небольшой налет, то смысла связываться с валидацией или конвертацией нет - проще с нуля пройти обучение в соответствующей стране и заодно поближе познакомиться с местной практикой полетов, повысить уровень владения языком и так далее. Если же опыт и налет у вас значительны (и вы не видите смысла в том, чтобы снова платить за обучение), то эти процедуры имеют смысл.

Впрочем, если вы раздобудете за границей самолет с российской регистрацией, вы совершенно легально можете летать на нем с российским пилотским свидетельством.

Насколько безопасно летать на самолете?

Не опаснее (а скорее - безопаснее), чем ездить на автомобиле.

Несмотря на то, что управление полетом - задача невероятно творческая (не зря пилотирование часто называют искусством), всё, что связано с безопасностью в авиации жестко регламентировано вполне конкретными документами. Как говорил еще Жуковский, «самолет неподвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих летные законы». Строгое следование правилам и процедурам - это и есть залог безопасности полета, который является не магией, а лишь результатом тех или иных действий человека.

У пилота, изначально воспитанного в «культуре безопасности», любой полет - это всегда спокойный, приятный и предсказуемый процесс, а не экстремальное приключение, наполненное адреналином. Высшая задача наших инструкторов заключается именно в том, чтобы с самого начала познакомить курсантов с самыми лучшими практиками тщательного планирования и выполнения безопасных полетов.

Что касается технического состояния нашего флота, то мы никогда не экономим на безопасности. Самолеты хранятся в закрытых ангарах, вовремя обслуживаются квалифицированными инженерами, ежедневно проходят обязательный предполетный контроль, имеют государственные сертификаты летной годности. Вероятность возникновения серьезных отказов техники очень низка. Тем не менее, все курсанты проходят обязательную теоретическую и практическую подготовку по действиям в нештатных ситуациях.

МГТУ ГА с 2018 года приступает к подготовке пилотов для гражданской авиации Москва. Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) в соответствии со Стратегией развития на 2016-2030 гг. планирует в 2018 году открыть новое направление подготовки по программе бакалавриата «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов». МГТУ ГА на сегодня имеет все необходимые лицензии и разрешения для начала подготовки пилотов. Теоретические занятия будут проходить на базе университета по собственным образовательным программам, которые первые два года обучения будут во многом совпадать с программами подготовки авиадиспетчеров. Для обеспечения тренажерной и летной практики университет будет использовать учебную базу авторитетного иностранного учебного заведения.

Где можно пройти обучение на пилота гражданской авиации в россии?

Бугаева Лично мне было сложно попасть в этот институт. Я прошёл во «второй волне», и были трудности со здоровьем при поступлении: у меня плоскостопие.


Хирург не хотела меня пропускать, отправила делать рентген стопы. В основном, у абитуриентов обнаруживаются проблемы со зрением и искривление носовой перегородки: из-за этого чаще всего и не допускают до поступления.
Сильное сотрясение мозга в прошлом тоже может стать причиной отказа. На первый взгляд, искривление носовой перегородки не является проблемой.
Однако на большой высоте давление на все органы увеличивается (не случайно там уши закладывает), и с искривлением ты не сможешь дышать через нос. То есть, вообще не сможешь на работе дышать правильно.


Учёба в УИ ГА, в целом, кажется мне удовлетворительной. С начала обучения из-за неуспеваемости у нас отчислили уже порядка 60 человек.

Стоимость обучения

Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути - летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно - достаточно и среднего специального.

Внимание

Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие. Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки.


Нормативы зависят от возраста и пола, в программе - бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья.

Первоначальная подготовка пилотов любителей в летной школе аист

Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов. Один из главных плюсов профессии пилота - высокая заработная плата.

Важно

Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый - от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе.


Компания «Аэрофлот», к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа - обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).

Как стать пилотом пассажирского самолета

Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел.

Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением. Безусловное преимущество государственных летных училищ - возможность учиться бесплатно.

После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом.

Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс.

Летная школа аэрофлота: учебный центр

Интересно, что в этом тесте вопросы повторяются несколько раз: меняются только формулировки. После теста надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, которая очень тщательно проверяют состояние твоего здоровья, а потом сдать физические нормативы: подтягивание, бег на 100 и на 1000 м. Если все испытания пройдены успешно, зачисление происходит по результатам ЕГЭ (физика, русский язык и математика). Плюсы обучения в УИ ГА - государственное обеспечение (форма, питание, общежитие с доплатой всего 700 руб. в год), интересная программа и великолепная практика. Минусом для кого-то, возможно, являются сложности в учебе, но этого требует профессия, так что я не считаю это недостатком. Многих ребят отчисляют из-за неуспеваемости по аэродинамике, навигации, метеорологии, но если стараться, всё будет хорошо.

Летная школа «аэромаг» аэродром «аэроград коломна»

Подробнее] Если вы мечтаете научиться пилотировать самолёт самостоятельно и начать обучение на частного пилота, летная школа АУЦ «Аэромаг», расположенная недалеко от Москвы, открыта для Вас. Научиться пилотировать самолет и стать пилотом на самом деле очень просто, не сложнее чем освоить вождение автомобиля! Получите свидетельство «Частный пилот» (Private Pilot License или PPL), пройдя обучение в нашей школе пилотов на самолете «C-172S» с кабиной «glass cockpit» или освойте новый для себя тип самолёта «C-172S». После этого вы сможете летать по всей России! С введением уведомительной системы полетов достаточно за час до вылета посредством интернета сообщить диспетчеру свой маршрут. АУЦ «Аэромаг» образован в январе 2011 года при опытнейшем одноименном авиационном клубе России, ведущим свою историю с 1934 года. АУЦ тесно сотрудничает с Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А.
Соответственно, экономия на стоимости обучения не позволит Вам получить полноценный опыт переговоров с диспетчерами. Можно ли зачесть имеющийся налёт Большая часть стоимости обучения образуется из-за необходимости отлетать практическую программу, набрать налёт. Бывают случаи, когда у обучаемого уже есть налёт и он хочет его зачесть, чтобы не платить дважды за уже отлётанные часы. К сожалению, чаще всего такой налёт зачесть не получится. Военная авиация и ДОСААФ (РОСТО) Налёт, полученный во время службы в вооружённых силах Российской Федерации не может быть засчитан при прохождении программ подготовки пилотов гражданской авиации. Любые свидетельства государственной авиации (т.е. военной) в гражданской авиации не признаются. Поэтому помимо военных лётчиков не могут зачесть свой налёт и свидетельства те, кто летал в системе ДОСААФ/РОСТО, т.к. она подведомственна Министерству обороны.
Практиковаться мы можем на двух типах самолета: Diamond DA 40 (самолет первоначального обучения) и Diamond DA 42 (выпускной самолет). На DA 40 курсанты, в основном, учатся именно летать: выполнять взлет, посадку и визуальные полеты. На нем каждый должен налетать 100 часов. На DA 42 полеты выполняются по приборам и воздушным трассам в соседние города - Самару, Казань, Пензу, Саранск и Чебоксары. На нем нужно налетать 50 часов. То, за какой период ты налетаешь это количество часов, зависит от инструктора и от времени года: были ребята, которые «отлетывали» первоначальный самолет за два месяца. А на DA 42 налет всегда идет быстро, поскольку полеты выполняются и днем, и ночью. Кроме того, этот самолет не так зависим от погоды. Обычно налетать нужное количество часов можно за месяц-полтора. Расписание полетов составляет инструктор.

Обучение на пилота гражданской авиации в москве цена

Не стоит переплачивать за те рейтинги, которые в ближайшее время Вам не пригодятся. Их можно будет получить позже. Организация обучения В аэроклубах, где обучение — основной вид деятельности, цены ниже за счёт экономии от масштаба и отлаженности бизнес-процессов.

В аэроклубе из пары самолётов и инструкторов обучение будет стоить гораздо дороже (что мы и наблюдаем в России). Также стоимость обучения зависит от того, что из себя представляют инструкторы.

В США распространена практика приёма на работу в качестве инструктора только что выпустившихся пилотов, которые месяц назад ещё сами учились. В таких школах стоимость обучения значительно ниже, но и качество соответствующее. Удалённость аэродрома от крупного города Чем более удалён аэродром от крупного города, тем обучение, как правило, дешевле. При этом зачастую аэродром расположен в неконтролируемом воздушном пространстве.

Свидетельство коммерческого пилота дороже примерно в 4,6 раза. Свидетельство линейного пилота дороже PPL примерно в 6 раз, дороже CPL примерно на 30%.

Интегрированный курс ATPL предполагает получение «замороженной» лицензии. Это означает, что по окончании программы Вы будете иметь налёт около 250 часов.

А чтобы лицензия ATPL вступила в силу, необходим налёт 1500 часов. Соответственно, потребуется устроиться на работу коммерческим пилотом или оплатить дополнительно 1250 часов, чтобы набрать недостающий налёт.

Необязательно сразу проходить интегрированный курс с нуля до ATPL. Можно обучаться в течение нескольких лет постепенно. Сначала PPL, потом допуски к полётам на многодвигательных самолётах и полётам по приборам. Потом CPL, ATPL. Будет дороже, чем интегрированный курс, но зато не нужно сразу выделять большую сумму и отрываться на год от семьи и работы.
Словами и не передать, что я испытал во время своего первого учебного полета: эйфория, радость и тревога одновременно. Если говорить о практическом обучении, то тут, если совмещать практику с учёбой в институте, нелегко привыкнуть к режиму: подъем в 4:00, в 5:00 отъезд, после обеда приезжаешь с аэродрома выжатый как лимон, а тебе еще нужно восстановить пропущенные лекции и готовиться к завтрашнему дню. Ведь к каждому полетному дню нужно готовиться. А еще у меня были дополнительные занятия по английскому языку. Было мало свободного времени - вот основная сложность. Но это, на самом деле, мелочи. Ведь после окончания вуза я сразу смогу устроиться в авиакомпанию по специальности, хоть там и нужно будет пройти переобучение на новом типе самолета, которое длится около года. Александр Молостов, студент 4 курса Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б.П.

Вдохновившись героической биографией французского писателя Антуана-де-Сент-Экзюпери, можно навеки заразиться мечтой о карьере летчика. Воплотить мечту в жизнь - осуществимый замысел.

Средняя заработная плата: 194000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Возможно, очень многие в детстве мечтали о профессии пилота - хотелось управлять пассажирским, торгово-грузовым, военным или даже небольшим частным двухместным самолетом. Но реалии, конечно, не настолько безоблачны, как нам это представляется в детстве.

История

Летать, как птицы, люди возжелали очень давно. В античной Греции было создано немало мифов о совершении полетов человеком. До сих пор многие уверены, что особенно просветленные индийские йоги и тибетские монахи способны левитировать, т.е. подниматься в воздух без каких-либо летательных аппаратов. Ну и, разумеется, в сказках и легендах многих народов есть летающие персонажи: русская Баба-Яга, европейские ведьмы на метлах, восточные пери. Величайший итальянский ученый Леонардо да Винчи разрабатывал проект создания искусственных крыльев, при помощи которых мог бы летать любой человек.

Позже от этой идеи он отказался и принялся разрабатывать конструкцию летательного аппарата, который по описанию очень напоминает первые аэропланы. Родоначальниками же профессии «пилот» можно считать братьев Монгольфье, совершивших первый удачный полет на воздушном шаре. А вот первыми летчиками в современном смысле этого слова следует назвать братьев Райт, которые после десятилетий испытаний и расчетов в 1903 году совершили дебютный в истории человечества полет на самолете.

Описание и характеристика профессии

Пилот, за исключением водителей-автогонщиков, которых тоже так называют, - человек, управляющий летательным аппаратом любого назначения. Профессия эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое - целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и, ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других летательных аппаратов, находящихся поблизости.

В составе экипажа, как правило, есть два пилота - командир и помощник. В случае непредвиденных обстоятельств второй пилот должен быть готов полностью взять на себя функцию управления самолетом.

Помощник, как и командир, должен знать все об устройстве самолета, его поведении в любых условиях и правилах ТБ при его эксплуатации. Непосредственно перед рейсом летчик внимательно изучает маршрут предстоящего полета, советуется со специалистами, проверяет результаты ТО, настраивает работу средств радиосвязи.

Как и в любой профессии, в профессии пилота имеются плюсы и минусы. Официальное трудоустройство, высокая зарплата, хорошая социальная защищенность, досрочный выход на пенсию - это не все преимущества профессии. Она позволяет осуществить детские мечты о путешествиях. Вы гарантировано увидите множество стран. У пилотов, совершающих международные рейсы, обычно есть время на то, чтобы прогуляться по городу, ознакомиться с достопримечательностями, хорошо отдохнуть. Отдых - отдельный плюс: авиакомпании скрупулезно контролируют физическое и моральное состояние своих пилотов, ведь для того чтобы принимать правильные решения, летчик должен чувствовать себя безупречно.

Список минусов невелик, но они существенны:

  1. Во-первых, пилоты крайне редко бывают дома. В этом смысле они как моряки дальнего плавания.
  2. Во-вторых, постоянное эмоциональное напряжение: контролировать столь огромный и сложный аппарат, держать в уме множество цифр и данных, осознавая, что у тебя в салоне находятся пассажиры, жизни которых в твоих руках - это требует больших умственных усилий. Поэтому летчикам приходится чаще многих других людей проходить всесторонние медицинские обследования, в том числе общаться с психиатрами.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

В РФ стать профессиональным летчиком можно, получив образование в летном училище или одном из следующих вузов:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (УГАвСП). Срок обучения не менее 5 лет.
  2. Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИ ГА), известный также как Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Срок обучения - четыре года.

Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по физике, профильной математике и русскому языку. Кроме того, абитуриенты сдают нормативы по физподготовке.

Специальности, которые дают право быть летчиком:

  • испытание летательных аппаратов,
  • эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения,
  • системы управления летательными аппаратами,
  • применение авиационных комплексов и летная эксплуатация,
  • аэронавигация.

Однако стать пилотом не так просто. Основной документ, который дает право на управлением самолетом, - не диплом вуза, а летное свидетельство. Профильное образование - только первый этап его получения. Далее понадобится сдать теоретические и практические экзамены, пройти медкомиссию и налетать как минимум 150 часов.

Профессиональные обязанности

Основными обязанностями командира воздушного судна являются:

  • Организация подготовки экипажа к полету;
  • Обеспечение безопасности полета;
  • Осуществление полета в сложных метеоусловиях, при отказах автоматической системы и в других нестандартных ситуациях;
  • Контроль уровня топлива;
  • Анализ метеорологической и орнитологической обстановки;
  • Пресечение действий пассажиров, угрожающих безопасности на борту;
  • Заполнение документации;
  • Разбор полета с членами экипажа.

Обязанности второго пилота:

  • Подготовка к полету;
  • Подбор и изучение полетной документации;
  • Изучение плана полета, информирование о нем экипажа;
  • Проверка пилотажно-навигационного оборудования;
  • Выполнение полета с использованием автоматических систем;
  • Выполнение обязанностей штурмана в случае отсутствия такового.

Кому подходит

Профессия пилота подойдет не любому человеку, а лишь обладающему следующими качествами:

  • железной выдержкой, умением держать себя в руках, не впадать в панику в любых ситуациях;
  • холодным, ясным рассудком, склонностью к аналитическому мышлению;
  • высоким интеллектом и хорошей памятью;
  • безупречным здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением;
  • внимательностью, педантичностью, рационализмом.

Принципиально важны острота зрения, глубинный глазомер, способность длительное время выполнять монотонные действия, эмоциональная устойчивость, аккуратность.

Противопоказана эта работа при нарушениях органов зрения, вестибулярного аппарата, при нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваниях, при болезнях, связанных с потерей сознания, и при нарушении координации движений.

Также не допускается наличие судимости за умышленные преступления и административных наказаний за употребление наркотических веществ.

Заработная плата

Летчики в любой стране получают очень хорошо. В США, в компании Delta Air Lines - 212 долларов в час при обязательном налете в 65 часов. В РФ на порядок меньше, но по нашим меркам тоже прекрасно. Пилоты компании «Аэрофлот» чистыми, без учета бонусов и премий, зарабатывают 290 000 рублей в месяц при обязательном налете в 85 часов. При сверхнормированном налете зарплата летчика значительно возрастает. Так, за 90 часов летчикам «Аэрофлота» начисляют уже 340 000 рублей.

Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.

Перспективы профессии

В нашей стране транспорт как отрасль экономики долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Его восстановление требует все новых кадров, поэтому у профессии пилота хорошие перспективы.

Похожие публикации