Ученый. Законы организации экосистем Какой ученый ввел в науку термин

Регулярно по субботам мы публикуем для вас ответы на различные викторины в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторины очень интересные и достаточно популярные, мы же просто помогаем вам проверить свои знания. И у нас очередной вопрос в викторине - Какой учёный ввёл в науку понятие «электрический ток»?

  • Георг Ом
  • Алессандро Вольта
  • Андре-Мари Ампер
  • Луиджи Гальвани

Правильный ответ: Андре-Мари Ампер

Андре-Мари Ампер (фр. Andre Marie Ampere; 22 января 1775 - 10 июня 1836) - знаменитый французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук (1814). Член многих академий наук, в частности иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1830). Джеймс Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества».

В 1822 Ампером был открыт магнитный эффект соленоида (катушки с током), откуда следовала идея эквивалентности соленоида постоянному магниту. Также им было предложено усиливать магнитное поле с помощью железного сердечника, помещаемого внутрь соленоида. Идеи Ампера были изложены им в работах «Свод электродинамических наблюдений» (фр. «Recueil d’observations electrodynamiques», Париж, 1822), «Краткий курс теории электродинамических явлений» (фр. «Precis de la theorie des phenomenes electrodynamiques», Париж, 1824), «Теория электродинамических явлений» (фр. «Theorie des phenomenes electrodynamiques»). В 1829 Ампер изобрел такие устройства как коммутатор и электромагнитный телеграф.

В механике ему принадлежит формулировка термина «кинематика».

В 1830 году ввел в научный оборот термин «кибернетика».

И профессионально занимающийся научной или научно-педагогической деятельностью. Профессия ученого возникает в Европе вместе с университетами в Средние века и относится прежде всего к университетским профессорам, обучающим студентов гуманитарным наукам и математике. Становление эмпирического естествознания в Великобритании и Франции 17-18 вв. приводит к различию в обозначении различных типов наук (Science - эмпирическое и Humanities - гуманитарные науки). Соответственно в английском и французском языках меняется и специалистов: Scientist - естествоиспытатель и Scholar - гуманитарий. В дальнейшем словом “Scientist” обозначаются и специалисты ряда социальных дисциплин, эмпирически исследующие свои объекты, а не описывающие их тексты, как это свойственно гуманитарным наукам. В ряде других европейских языков, в т. ч. и русском, подобного разделения не произошло. К Просвещения относится и корпоративное оформление научной профессии, создание сначала национальных, а затем и международных научных сообществ с характерной для них системой социального управления и статусной иерархией.

Общественный к науке и ученым возрастает в . 19 в. в связи с общей верой в научно-технический как путь к всеобщему благоденствию. И хотя эта впоследствии была существенно поколеблена, научная профессия сохраняет высокий на протяжении всего 20 в. Однако если 1-я пол. века прошла под знаком восторженного преклонения общественного мнения перед всесилием мудрых ученых, то во 2-й пол. столетия в центр внимания стали попадать многочисленные угрозы, непосредственно связанные с бесконтрольным поведением ученых. Первым эту тревогу высказало само . Были созданы десятки общественных организаций ученых, проведены открытые обсуждения проблем ответственности ученых за ядерную, генетическую, экологическую безопасность человечества. В уставы профессиональных научных обществ вводятся положения об ответственности ученых за нарушение профессиональных этических норм, объявляются моратории на опасных по своим последствиям исследований. Появляются специальные отрасли науки (напр., и др.), изучающие эту проблематику. См. также статью Наука.

Э. М. Мирский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "УЧЕНЫЙ" в других словарях:

    Профессия * Врач * Историк * Менеджер * Офицер * Персонал * Солдат * Торговец * Ученик * Ученый * Учитель * Финансист * Юрист Ученый Многие ученые похожи на кассира в банкирском доме: на руках у него много денег, но деньги принадлежат не ему.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Грамотей, начетчик, начитанный, профессор, доктор, магистр; авторитет; человек (служитель) науки; филолог, естествоиспытатель, математик, лингвист, ориенталист, химик и проч. ; (ирон.) гелертер; научный. .. корчить из себя ученого... Словарь… … Словарь синонимов

    ученый - УЧЕНЫЙ человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научной или научно педагогической деятельностью и имеющий благодаря этому постоянный легальный источник дохода и соответствующий социальный статус.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Ученый - физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), имеющий ученую степень и (или) научное звание, осуществляющий профессиональную научную или научно техническую деятельность с целью проведения научных исследований и опытно… … Официальная терминология

    ученый - учёный ая, ое; учён, учёна 1) О человеке: получивший специальные знания в какой л. области, выученный, наученный чему л. В это время мне предложили место ученого лесничего в Лисинском учебном лесничестве (Шелгунов). 2) О животном:… … Популярный словарь русского языка

    ученый - большой ученый великий ученый выдающийся ученый крупный ученый маститый ученый настоящий ученый подлинный ученый … Словарь русской идиоматики

    ученый - ▲ специалист научный ученый специалист в какой л. области науки (видный #). естествовед. природовед. биолог. натуралист. естествоиспытатель. ученые черви (ирон). книжный червь … Идеографический словарь русского языка

    Учёный I м. Тот, кто является высококвалифицированным специалистом в какой либо области науки. II прил. 1. Обладающий обширными и глубокими познаниями в какой либо области науки. 2. Относящийся к науке, связанный с нею; научный. отт. Отличающийся … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Михаил Ломоносов Учёный представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. В широком… … Википедия

в) В. Докучаев;

г) К. Тимирязев;

д) К. Мебиус.

(Ответ: б.)

2. Ученый, который ввел в науку понятие «экосистема » :

а) А. Тенсли;

б) В. Докучаев;

в) К. Мебиус;

г) В. Иогансен.

(Ответ: а. )

3.Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.

Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют. Они представлены в основном видами, относящимися кмиру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют. Они представлены видами, относящимися ки. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют. Они представлены в основном видами, относящимися кмиру.

(Ответы (последовательно ): консументами, животному, редуцентами , грибам и бактериям, продуцентами, растительному.)

4. Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, в основном вырабатываемому:

а) грибами;

б) бактериями;

в) животными;

г) растениями.

(Ответ: г.)

5. Вставьте пропущенные слова.

Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют. В его состав входят: растения, животныеи. Совокупность организмов и компонентов неживой природы, объединенных круговоротом веществ и потоком энергии в единый природный комплекс, называют, или.

(Ответы (последовательно ): биоценозом, грибы и бактерии, экосистемой, или биогеоценозом .)

6. Из перечисленных организмов к продуцентам относится :

а) корова;

б) белый гриб;

в) клевер луговой;

г) человек.

(Ответ: в. )

7. Выберите из списка названия животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, кролик, мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, медоносная пчела, кровососущий комар, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.

(Ответ: серая крыса, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук, волк, ястреб, крокодил, лисица, окунь, кобра, дельфин, бычий цепень, божья коровка, белый медведь, кровососущий комар, стрекоза, серая акула.)

8. Из перечисленных названий организмов выберите продуцентов, консументов и редуцентов: медведь, бык, дуб, белка, подосиновик, шиповник, скумбрия, жаба, ленточный червь, гнилостные бактерии, баобаб, капуста, кактус, пеницилл, дрожжи.


(Ответ: продуценты - дуб, шиповник, баобаб, капуста, кактус; консументы - медведь, бык, белка, скумбрия, жаба, ленточный червь; редуценты - подосиновик, гнилостные бактерии, пеницилл, дрожжи.)

9. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается :

(Ответ: в. )

10. Объясните, почему существование жизни на Земле было бы невозможно без бактерий и грибов.

(Ответ: грибы и бактерии являются основными редуцентами в экосистемах Земли. Они разлагают мертвые органические вещества до неорганических, которые затем потребляют зеленые растения. Тем самым грибы и бактерии поддерживают круговорот элементов в природе, а следовательно, и саму жизнь.)

11. Объясните, почему в прудах-охладителях при тепловых электростанциях экономически выгодно содержать растительноядных рыб.

(Ответ: эти пруды сильно зарастают водной растительностью, в результате вода в них застаивается, что нарушает охлаждение отработанных вод. Рыбы съедают всю растительность и хорошо растут.)

12. Назовите организмы, которые являются продуцентами, но не принадлежат к Царству растений.

(Ответ: фотосинтезирующие простейшие-жгутиконосцы (например, эвглена зеленая), хемосинтезирующие бактерии, цианобактерии .

13. Организмы, не являющиеся абсолютно необходимыми в поддержании замкнутого круговорота биогенных элементов (азота , углерода , кислорода и др.):

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты.

Похожие публикации