Дмитрий веневитинов «золотая арфа. Золотая арфа: мистический инструмент, способный исцелять Золотая арфа кельтов

Золотая арфа кельтов

И вновь останавливаюсь в оцепенении, услышав загадочные звуки кельтской арфы. Рождается состояние гармонии, равновесия, как будто из суеты и беготни ты вдруг попал к чистому лесному озеру.

Кельтская арфа - инструмент очень древний. Столь же древний, как и сама кельтская традиция. Это небольшая арфа, у которой грациозно изогнуты и рама, и стан. В отличие от классической оркестровой арфы, на которой играют кончиками пальцев, на кельтской играют ногтями.

Чтобы понять, как она возникла, обратимся к кельтской мифологии и истории. Золотая Арфа является атрибутом кельтского бога Дагды, который, играя на ней, вызывал смену времён года. Кельты говорили, что арфа способна издавать три священные мелодии. Первая мелодия - мелодия грусти и умиления. Вторая - вызывающая сон: когда слушаешь её, душа наполняется состоянием покоя, а сам ты погружаешься в целительный сон. Третья мелодия арфы - это мелодия радости и возвращения весны.

Арфа служила мостом между землёй и небом. Её звуки будили воспоминание о мире ином - «мире спокойствия», «тихой гавани». Герои Эдды желали быть погребёнными вместе с арфой, чтобы облегчить себе путь в мир блаженства, счастья, радости, мир вечной молодости, мир вечной надежды.

В священных рощах под звуки арфы друиды, жрецы кельтов, обращались к богам, воспевали их славные деяния, совершали обряды. Во время сражений барды с маленькими арфами, увенчанными зелеными венками, поднимались на холмы и пели воинственные песни, вселяя в воинов мужество.

Есть потрясающая валлийская легенда...

Один человек, сапожник, очень хотел арфу. Однажды к нему пришли три гостя, то ли эльфы, то ли боги. Сапожник сказал: «Всё, что у меня есть, - ваше. Ешьте и пейте». Они поели, выпили и спросили: «Чего ты хочешь?» - «Я мечтаю об арфе. Но позволить себе её не могу». А она стоила неимоверных денег, владеть арфой могли очень немногие, и считалось, что игра на ней заоблачно сложна, так, что играть могли только волшебники.

Но сапожник проснулся утром - стоит арфа. Он сразу смог играть, и оказалось, что от его игры все бросаются танцевать, не могут устоять. Однажды к сапожнику на праздник пришёл враг, стал насмехаться над ним и над арфой. Сапожник заиграл, враг стал танцевать до изнеможения и уже просил прощенья, но сапожник не слушал. Наконец враг упал без движения. Наутро арфа исчезла, и раздался голос: «Арфа не может служить вражде»...

За победу в состязаниях достойнейших главный бард Британии получал величайшее уважение всех кланов, почитание превыше короля - и арфу. Она стоила 120 серебряных монет: в два раза больше драгоценного воинского щита и лучшего меча с серебряной рукоятью, в одиннадцать раз дороже плуга. Но цена была соразмерна сути. Вообще барды почитались превыше королей. Их боялись. Большой удачей было, если бард играл на свадьбе. При каждом храме был свой бард, чтобы под звуки арфы воспевать славные деяния своего бога. Такие барды относились к так называемому первому классу. За ними следовал второй - эти барды воспевали героев на поле сражения. Барды при дворе королей составляли третий и низший классы. Они воспевали родословные королей, их храбрость и богатство. Это всё, что известно о бардах до Рождества Христова и ещё века четыре после него. Барды считались волшебниками, они никогда не брали оружие, могли схватить своего или чужого обидчика и притащить в суд. Могли вылечить или убить словом. А могли лечить музыкой.

В наше время ежегодно проходит Уэльсский фестиваль бардов, поэтов и исполнителей на народных инструментах. Благодаря Йорду Кошевелу там вновь звучит и волшебная арфа. В середине XX века Кошевел, простой служащий министерства финансов, эмигрировавший во время войны из Британии во Францию, всё своё время посвятил тому, что считал делом своей жизни, - реконструкции и воссозданию кельтской арфы. После многих лет упорного труда он добился успеха.

С тех пор в наш мир вернулись звуки, напоминающие о древних временах, о бардах, о грезах кельтов, близких и нам. Не о тихой ли гавани так печалится сердце, когда слышит звуки кельтской арфы?

Портрет музыкой

Каждый человек звучит. Я лишь даю услышать...

(Элизбар)

Элизбар (Alizbar) (Элизбар - это не псевдоним, а имя, принятое при крещении) - венгерский мультиинструменталист, играет на нескольких десятках инструментах (среди них виолончель, бузуки, цитерн, чаранго, калимбо, бойран, всевозможные флейты, перкуссия), но в последние несколько лет полностью поглощен кельтской арфой. Элизбар - человек, мечтающий быть сказочником с детства. Его музыка завораживает и окунает нас в мир древних сказаний.

Его знакомство с музыкальными инструментами началось в 19 лет. Однако, с арфой он встретился лишь спустя 11 лет, услышав ее звучание в композициях ирландской группы Clannad . Арфа была тем самым инструментом, рассказывающим сказки. «На арфе играют только волшебники, иначе она не приходит…»

Вот что говорит сам музыкант о своем инструменте:

«Кельтская арфа - необыкновенной красоты музыка. Музыка ли это? Один лишь звук, лёгкое прикосновение, и, как по мановению волшебной палочки, отправляешься в удивительное путешествие по кельтским и балканским сказкам».

«У меня удивительная арфа, с безумно красивым голосом, но, странное дело, каждый звук напоминает о боли, то ли моей, то ли всеобщей. В каждом - очень древняя история, а в бесчисленных сочетаниях звуков - длинные саги. Играешь и будто сказки сказываешь. Звуки уходят навсегда, тая, как снежинки в тёплом воздухе, как бы говоря “прощай”, но долго ещё эхо несёт отзвук этого прощания»

«Я влюблён в это чудо. Это какое-то странное существо, его всегда хочется видеть, и осязать, и слушать, и слышать. Его звуки пахнут, причём каждый на свой лад. В трёх-четырёх звуках можно отобразить и запах лужайки, и пар, поднимающийся над весенним озером, и запах утра, и может даже всех утр мира…»


По материалам журнала «Человек без границ» .

На постере: Эдмунд Блэр Лейтон. Тристан и Изольда: Конец песни (1907).

Золотой инструмент, почитавшийся как великое чудо древними греками, древними египтянами и ассирийцами — её величество Арфа.

Звучание арфы относили к неземному, ангельскому происхождению. Поэтому ангелы изображались непременно с неизменным своим атрибутом — золотой арфой, звучание которой, как было принято считать, является связующим мостом между Небом и Землей, потому что пробуждают в человеке воспоминания о его Небесной родине — мире спокойствия и блаженства, откуда приходят души людей на землю.

Даже форма арфы — олицетворение мистической звуковой лестницы , соединяющей между собой дольний и горний миры.

Золотая арфа всегда была способна затронуть те высшие струны Души, которые под воздействием звуков арфы начинают вибрировать на самых высоких частотах. От этой вибрации приходит умиротворение, ощущения радости и безмятежного счастья… Душа очищается и наполняется состоянием покоя.

Арфа в руках знающего исполнителя способна также исцелять поврежденные ткани и органы. Определенные мелодии в нужной последовательности способны пробудить резонанс в различных частях тела, исправить их вибрации, измененные заболеваниями и настроить их опять на эталонную для этих органов «здоровую» частоту. Так, арфа соединяет воедино тело и Душу.

Происхождение арфы.

Появление арфы относят к самым истокам человеческой цивилизации. Она является прародительницей всех струнных музыкальных инструментов. Без преувеличения можно сказать, что именно арфа была самым любимым, известным и почитаемым музыкальным инструментом древности.

Известно, что жрецы Древнего Египта использовали ее в ритуалах. Упоминания о ней присутствуют в Библии. Так, в 11 в до н.э. Давид — иудейский арфист и поэт — исцелил сладкой музыкой арфы и псалмами царя Саула, изгнав из него «нечисть».

Горячо любили арфу в древней Ассирии и Финикии, Греции, а также и в Риме. Одним из древнейших материальных памятников, имеющих изображение арфы, является скульптура сидящего арфиста времен кикладской цивилизации (2700-2800 гг. до н.э.)

Затем игра на арфе возродилась в Средние века в Европе.

Некоторые источники утверждают, что первой арфой являлся натянутый лук с тетивой. Якобы первобытный человек случайно зацепил струну лука — и она зазвучала. Воодушевленный человек впоследствии дополнил струны, укрепил каркас, и родилось первое подобие арфы.

Но в легендах древних мы находим иную трактовку.

Древние называли арфу не иначе как волшебным инструментом , поскольку знали о невероятно благоприятном эффекте звуков арфы на человека. Ее «наряжали» особыми украшениями — перламутром, мозаикой, золотом.

Фактически каждый из великих древних народов имеет свои удивительные легенды о происхождении арфы, но все сходятся в одном: арфа — это подарок богов для соединения небесного и земного, души и тела, искусства и науки.

Мифы древней Греции говорят о том, что арфа была изобретена богом Гермесом. Потом он выменял арфу на стадо коров у бога Аполлона, и с тех пор она стала неизменным атрибутом лучезарного Аполлона , несущего людям знания и цивилизацию.

Аполлон впоследствии подарил золотую арфу своему любимцу — златоголосому Орфею, и с ее помощью Орфей приручал диких животных, мог перемещать деревья и даже скалы. Такова была сила звуков в руках этого непревзойденного Мастера.

Апогеем является миф об Орфее и Эвридике , который дает нам полное представление о возможностях, заложенных потенциально в звуки арфы: с ее помощью Орфей возвращает из царства мертвых свою жену Эвридику — даже бог подземного царства Аид не в силах был устоять перед звуками этого чудесного инструмента.

Итак, следуя посылу древнегреческого мифа, получается, что арфа — инструмент, побеждающий болезни и смерть. Это подтверждается и в практическом выражении: известно, что древние греки использовали арфу в своих целительницах — Асклепиях.

Звуки арфы возбуждали катарсис в душах исцеляющихся, а вслед за очищением души приходило и восстановление телесного здоровья.

Открытие терапевтического эффекта музыки в древней Греции принадлежит Пифагору. Влияние музыки на тело и сознание людей Пифагор называл «музыкальной медициной». Терапевтическая музыка Пифагора описывалась Ямвлихом таким образом:

«И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания» (см. «Жизнь Пифагора»).

Вполне понятно, поэтому, что к исполнителю-арфисту (кстати, это были всегда исключительно мужчины) относились как к проводнику Божественного , поэтому благоговеяли перед ним и трепетно его почитали как в античности, так и в более позднее время. Во все времена считалось, что исполнители в обязательном порядке наделены волшебным даром пророков и целителей.

(Продолжение на следующей странице )

"ЗОЛОТАЯ АРФА"

Под светлым небом счастливой Аравии на берегу Исмена жил старец, известный своею мудростию между поклонниками Корана. Он зрел восемьдесят раз, как соседние долины облекались в веселую одежду весны. Чувствуя, что ему скоро должно будет пройти роковой мост, отделяющий небо от земли, он призвал сына своего и обратился к нему с последнею речью: "Кебу, возлюбленный Кебу, мы скоро расстанемся, я не имею богатства, но в наследство оставляю тебе Золотую Арфу и добрый совет. Всякий раз, когда погаснет солнце на дальнем небосклоне, приходи на этот холм с твоею арфою. Я сам всегда наслаждался гармониею струн ее и никогда жизнь не была для меня бременем; если ты будешь верно наблюдать совет мой, счастие тебе не изменит". Слова старца глубоко врезались в сердце юноши; вскоре смерть похитила у него отца, и он остался один, но окруженным толпою надежд.

Когда наступал час, в который любовник восточной розы в прохладе рощей воспевает благоуханную царицу цветов, юноша приходил на холм и едва (ли) персты его касались звонких струн, на прозрачном облаке слетал к нему легкий гений - сладостны были беседы его с прелестным гостем - небожителем. Его ланиты пылали жаром вдохновения и слезы восторга сверкали в них, он был счастлив.

Но много воды протекло в море, много дней скрылось в вечности с тех пор, как Кебу не посещал знакомого холма.- Что может остановить его? Вот он, наконец, какая перемена! Где прелесть юноши! На лице его приметны глубокие следы страстей и печалей, он был мрачен как утес, на коем гром и бури оставили печать свою.- Но с ним верная арфа; она, может быть, восстановит покой сердца его. Он всходит на холм, бросает вокруг взор свой: все родное, все знакомое - так же улыбается природа, небо так же ясно, тот же соловей в тени дубравы. Звуки арфы раздались под его рукою. Ах, не слетает прежний друг его, благодатный гений. Кебу сильнее ударяет в струны, они звенят и рвутся под его перстами. О несчастный! Юноша бросает арфу и громко зовет небожителя, но клик исступления тщетно теряется в долине.

Глава его склонилась на грудь, глубоко вздохнул он и невольно вскликнул: "Ответь мне, изменник!" Но тайный голос отвечал ему - гармония души твоей разлучилась. Ты в себе самом носил источник вдохновения, но страсти иссушили его и сердце твое остыло к красотам природы.

Дмитрий Веневитинов - ЗОЛОТАЯ АРФА , читать текст

Похожие публикации