Как работают отрасли экономики. Образование как система и отрасль экономики. Смотреть что такое "Отрасли экономики" в других словарях

Еще до того времени, как я пошел учиться в школу, у меня были смутные представления о том, что из себя вообще представляет экономика. А вот что такое материальная экономика – вопрос интересный.

Материальная экономка

Чтобы четко понимать, что такое экономика вообще, а материальная экономика - в частности, необходимо незначительно углубиться в терминологию.

Понятие «экономика» сложное по своей сути. Трактовать его можно по-разному. Но в основе обязательно лежит какая-то деятельность человека или общества, направленная на получение благ определённого вида.


В зависимости от того, какие блага мы хотим получить, экономика делится на части – сектора. Экономисты выделяют три основных сектора экономики – реальный (он же материальный), финансовый и непроизводственный.

Непроизводственная экономика необходима для создания базы услуг (благ), которые облегчают нам жизнь: обслуживание населения в быту, ЖКХ, проведение и поддержание различных коммуникаций и так далее.

Финансовая экономика является посредником, созданным для перемещения ресурсов в виде ценных бумаг или денежных обязательств между остальными секторами. Четкого разграничения в своей деятельности не имеет.


Материальная экономика – основной, базовый сектор экономики, который занимается производством, распределением или реализацией продуктов потребления.

Структура материальной экономки

Как можно догадаться, структурой материальной экономики являются сферы народного хозяйства. Вот основные отрасли народного хозяйства, которые принято считать частью материальной экономки:

  • промышленность (производство);
  • агропромышленный комплекс;
  • торговля.

Ни одна современная материальная экономика не обходится без промышленного комплекса. Промышленный комплекс включает «легкие» и «тяжелые» предприятия по добыче, переработке сырья и выпуску конечной товарной продукции.


Агропромышленный комплекс – это не только выращивание употребляемых в пищу продуктов или разведение скота, но и их переработка.

Ну и куда же без торговли? Торговля – механизм реализации, как продукции производства, так и сельского хозяйства.

Производственная сфера включает.

Отрасли, создающие материальные блага - промышленность, сельское хозяйство, строительство;

Отрасли, доставляющие материальные блага потребителю - транспорт и связь;

Отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.

Отрасли создания материальных благ подразделяются на первичный сектор (добывающий, сырьевой) и вторичный сектор (перерабатывающий).

В состав первичного сектора входят угольная, газовая, нефтедобывающая отрасли, горнорудная промышленность, заготовка древесины, рыболовство, сельское хозяйство, горнообогатительное производство и др.

В состав вторичного сектора входят нефтеперерабатывающая, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, выпуск промстройматериалов, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность.

Каждая из отраслей структурно состоит из предприятий, корпораций, организаций.

Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей:

Отрасли услуг, к ним относят: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения;

Отрасли социального обслуживания - образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживание;

Отрасли, включающей кредитование, финансы и страхование;

Отрасли управления и обороны.

Направления совершенствования отраслевой структуры:

Обеспечение социально-экономической эффективности производства, соответствия структуры производимого продукта рыночному платежеспособному спросу;

Обеспечение экономической безопасности региона и страны в целом;

Изменение соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями посредством сокращения доли отраслей топливно-энергетического комплекса;

Развитие отраслей сферы услуг;

Увеличение доли предпринимательских видов деятельности, связанных с предпроизводственной стадией процесса общественного воспроизводства;

Развитие и упрочение внутри- и межотраслевых связей на основе развития корпоратизации экономики.

Промышленность насчитывает более 130 подотраслей. В существующей классификации промышленности выделяются 11 комплексных отраслей.

Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы:

производство средств производства (группа А) . Группа А может быть разделена на подгруппы: А(1) - производство средств труда и на А(2) - производство предметов труда, соотношение между которыми составляет примерно 1:4



производство предметов потребления (группа Б) . Группа Б делится на производство предметов личного потребления Б(1) и Б(2) - производство предметов коллективного потребления. Пропорции и производственные связи между отраслями образуют отраслевую структуру промышленности, которая свидетельствует о степени развития общественного разделения труда и вместе с тем о его кооперации.

Специализированные отрасли на основании признака однородности, то есть сходные между собой по назначению производимой продукции (например, отрасли топливной промышленности), общности используемого сырья (например, отрасли машиностроения) или по характеру технологии (например, отрасли химической промышленности), группируются в так называемые комплексные отрасли (тяжелая промышленность: топливная, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, строительных материалов и т. д.; легкая промышленность: текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная; перерабатывающие отрасли аграрно-промышленного комплекса: пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная).

Топливно-энергетический комплекс включает отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная, нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая) и электроэнергетика. Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всеми отраслями народного хозяйства как потребителями топлива и энергии, а технологически - с энергетическим машиностроением, электротехникой, химической промышленностью.

Металлургический комплекс , включающий черную и цветную металлургию - это совокупность связанных между собой отраслей и стадий производственного процесса от добычи сырья до выпуска готовой продукции (черных и цветных металлов и их сплавов). Целостность этого межотраслевого комплекса обусловлена сходством образующих его отраслей по характеру добычи и технологии переработки рудного сырья, а также использованию готовой продукции в качестве конструкционных материалов.

Машиностроительный комплекс включает две группы отраслей:

Машиностроение;

Металлообработку.

Основные группы машиностроительного комплекса (по особенностям производимой продукции):

Тяжелое машиностроение, выпускающее металлоемкую продукцию относительно малой трудоемкости. Сюда включают производство металлургического, горношахтного, нефтегазопромыслового и энергетического оборудования;

Общее машиностроение выпускает оборудование и машины средней металлоемкости и трудоемкости, технически относительно несложные и, как правило, значительных габаритов. К нему относят транспортное машиностроение (без автомобилестроения и самолетостроения), сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения), выпуск химического, нефтеперерабатывающего, лесного, целлюлозно-бумажного и строительного оборудования;

Среднее машиностроение включает производства, выпускающие продукцию средней металлоемкости и повышенной трудоемкости. Сюда относят автомобилестроение, самолетостроение, тракторостроение, станкостроение, производство оборудования для пищевой и легкой промышленности;

Точное машиностроение малой металлоемкости, но высокой трудоемкости и наукоемкости. Оно включает такие производства, как электроника, электротехника, приборостроение и т. п.;

Производство металлических изделий, включающее выпуск инструментов, некоторых простейших бытовых товаров и сельскохозяйственных орудий;

Ремонт машин и техники.

Химическая промышленность включает пять групп отраслей:

- горнохимическая промышленность, включающая добычу первичного химического сырья: апатитов, фосфоритов, серы, калийных солей, бора, мела, известняков и т. д. Некоторые виды первичного химического сырья могут разрабатываться вне рамок данной отрасли (например, поваренная соль добывается пищевой промышленностью);

- основная химия, специализирующаяся на производстве минеральных удобрений (фосфорных, азотных, калийных), серной кислоты, газов, щелочей, элементарного фосфора, кальцинированной соды и ряда продуктов, являющихся сырьем других отраслей экономики;

- производство полимерных веществ : углеводородов и их производных, спиртов, альдегидов, эфиров и т.д. Речь идет об основном органическом синтезе, продукты которого используются в производстве синтетических каучуков и волокон, пластмасс, красителей. Сырьевой базой этой группы производств служат нефть, газ, уголь и лесохимическое сырье;

- переработка полимерных материалов , объединяющая отрасли по производству химических волокон, пластмасс, синтетических каучука и смол, анилиновых красителей и пигментов, лаков, красок и др.

Лесной комплекс включает производства по заготовке, механической и химической обработке древесины. Общим в лесной промышленности является сырье, а технологические процессы существенно различаются. В соответствии с последними, в отрасли выделяют лесозаготовительную, деревообрабатывающую, мебельную, целлюлозно-бумажную и гидролизную промышленность.

Легкая промышленность включает совокупность отраслей промышленности, производящих предметы потребления из различных видов сырья. Основными отраслями легкой промышленности являются текстильная, швейная, кожевенная, меховая и обувная. Продукция этих отраслей, помимо потребления ее населением, используется также в мебельной, авиационной, автомобильной, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и в здравоохранении.

Агропромышленный комплекс включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.Основными группами отраслей агропромышленного комплекса являются:

Отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.;

Сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство;

Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье: пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др.;

Отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Строительный комплекс страны представляет собой развитую систему строительных производств, дифференцированных по отраслям и отдельным предприятиям. Основные отрасли комплекса: цементная промышленность, промышленность асбестоцементных изделий, промышленность мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, промышленность сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий, промышленность стеновых материалов, производство строительного кирпича и керамической черепицы, промышленность строительной керамики, промышленность нерудных строительных материалов (щебня, гравия, строительного песка), промышленность теплоизоляционных материалов, асбестовая промышленность. Строительный комплекс имеет в своей основе интеграционные связи строительства и промышленности. Включает три группы отраслей:

Строительная индустрия;

Промышленность строительных материалов;

Строительное и дорожное машиностроение, производство машин и оборудования для промышленности строительных материалов.

Транспортный комплекс обеспечивает связи между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. Различают следующие основные виды транспорта: - железнодорожный, - автомобильный, - авиационный, - трубопроводный, - морской, - внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Транспортная система - это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.


13 СУЩНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И
КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ

Отрасли экономики

Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия и широко применялся в работах российских ученых еще до Октябрьской революции 1917 года . Использовался в советской экономической науке, статистике и практике. Однако с начала 1990-х в связи с идеологической окрашенностью в России термин был заменен понятием экономика (страны) и сейчас практически не применяется.

Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

Отрасли народного хозяйства

Отрасли промышленности

В ОКОНХ выделялись следующие укрупнённые отрасли промышленности:

  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Машиностроение и металлообработка
  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность
  • Микробиологическая промышленность
  • Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность
  • Медицинская промышленность
  • Полиграфическая промышленность
  • Другие промышленные производства.

В ОКОНХ по аналогии с собирательными отраслями народного хозяйства были выделены собирательные отрасли промышленности: добывающая промышленность, промышленность строительных конструкций, деталей и материалов, тарное хозяйство.

ОКВЭД

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) - часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) . Создан на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (англ. Statistical classification of economic activities in the European Community ). Принят постановлением Госстандарта от 6 ноября , введён в действие с 1 января . Заменяет Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и части I и IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) , касающиеся экономической деятельности.

Ссылки

  • Справочник ОКОНХ. Подробная информация.
  • Расшифровка кодов госкомстата (ОКВЭД)

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Отрасли права
  • Отрвляющие вещества

Смотреть что такое "Отрасли экономики" в других словарях:

    ПРОДУКЦИЯ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, ВАЛОВАЯ - статистический показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в отдельной отрасли материального производства. Определяется в стоимостном выражении в действующих и постоянных ценах. Рассчитывается в различных отраслях по заводскому… …

    - (ЦНИЭИуголь) Mин ва угольной пром сти CCCP расположен в Mоскве. Oсн. в 1967 как головной, занимающийся вопросами перспективного развития и экономики угольной пром сти. Pазрабатывает генеральные схемы и прогнозы развития отрасли,… … Геологическая энциклопедия

    ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ - – частные конфликтологические науки, изучающие не конфликты в целом, а отдельные их уровни, характеристики, виды. Первыми в 1924 г. конфликты как самостоятельное явление стали изучать правоведение и социология. К концу ХХ в. конфликты стали… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ - отрасли экономики формируются по принципу чистых отраслей, то есть в них включаются однородные виды деятельности без учета ведомственной или какой либо иной принадлежности производителей. Исходя из указанного принципа предприятие, как правило,… … Большой экономический словарь

    НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники. Деятельность Н.о. включает в себя проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к… … Энциклопедический словарь экономики и права

    НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ Профессиональное образование. Словарь

    наукоемкие отрасли - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к… … Словарь экономических терминов

    Отрасль экономики - У этого термина существуют и другие значения, см. Отрасль. Отрасль экономики совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям. В отрасли материального производства входят:… … Википедия

    Анализ структуры отрасли - анализ, выявляющий существенные факторы конкуренции в отрасли, которые определяют повышение или понижение нормы прибыли на инвестиции и тем самым воздействуют на степень привлекательности отрасли для компании. По английски: Branch analysis См.… … Финансовый словарь

    Капиталоемкие отрасли - отрасли производства с большой долей основных средств в структуре активов. Такие отрасли требуют крупных вложений на начальных стадиях производства. По английски: Industries with high capital inventory Синонимы английские: Capital intensive… … Финансовый словарь

Книги

  • Отрасли и сектора глобальной экономики. Особенности и тенденции развития , Кондратьев Владимир Борисович. В России уже на высшем политическом уровне говорят о необходимости реиндустриализации экономики, или новой индустриализации. Растет понимание того, что для повышения конкурентоспособности и…

Отрасли экономики

Сферы экономики подразделяются на специализированные отрасли. Отрасль - группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Например, сфера материального производства включает отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления.Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности.

К сфере материального производства относится 14 отраслей народного хозяйства: промышленность, лесное хозяйство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, строительство, заготовки, операции с недвижимым имуществом,общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, материально-техническое снабжение и сбыт, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы; прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере отнесены 9 отраслей народного хозяйства и видов деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство; здравоохранение; физическая культура и социальное обеспечение; культура и искусство; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; народное образование; правление; непроизводственные виды бытового обслуживания населения; наука и научное обслуживание; общественные объединения.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса, развития общественного разделения труда.

Каждая из специализированных отраслей, в свою очередь, подразделяется на комплексные отрасли и виды производств. В составе промышленности, например, насчитывается более 15 таких крупных отраслей, как электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и другие отрасли.

Специализированные отрасли характеризуются разной степенью дифференциации производства. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводит к формированию новых отраслей и видов производства. Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство - отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд экономически активного населения (ЭАН).

С проблемами сельского хозяйства прямо или косвенно связаны такие науки, как агрономия, животноводство, мелиорация, растениеводство, лесоводство и др.

Роль сельского хозяйства в экономике.

Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки, вступивших в постиндустриальную стадию. В сельском хозяйстве там занято 2-6 % ЭАН. В этих странах «зелёная революция» произошла ещё в середине XX века, сельское хозяйство характеризуется научно-обоснованной организацией, повышением производительности, применением новых технологий, систем сельскохозяйственных машин, пестицидов и минеральных удобрений, использованием генной инженерии и биотехнологии, робототехники и электроники, то есть развивается по интенсивному пути.

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).

Отраслевые и региональные особенности.

Как отрасль хозяйства сельское хозяйство имеет следующие основные особенности:

Экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным процессом роста и развития живых организмов, развивающихся на основе биологических законов;

Циклический процесс естественного роста и развития растений и животных обусловил сезонность сельскохозяйственного труда.

В отличие от промышленности технологический процесс в сельском хозяйстве тесно связан с природой, где земля выступает в роли главного средства производства.

Специалисты ФАО отмечают, что 78 % земной поверхности испытывают серьёзные природные ограничения для развития земледелия, 13 % площадей отличаются низкой продуктивностью, 6 % средней и 3 % высокой. В настоящее время распахано около 11 % всей суши, ещё 24 % используется под пастбища. Особенности агроресурсной ситуации и специализации сельского хозяйства значительно различаются по регионам. Выделяется несколько термических поясов, каждый из которых характеризуется своеобразным набором отраслей растениеводства и животноводства:

Холодный пояс занимает обширные пространства на севере Евразии и Северной Америки. Земледелие здесь ограничено недостатком тепла и многолетней мерзлотой. Растениеводство здесь возможно только в условиях закрытого грунта, а на низкопродуктивных пастбищах развивается оленеводство.

Прохладный пояс охватывает обширные территории Евразии и Северной Америки, а также узкую полосу на юге Анд в Южной Америке. Незначительные ресурсы тепла ограничивают набор культур, которые здесь можно выращивать (скороспелые культуры - серые хлеба, овощи, некоторые корнеплоды, ранний картофель). Земледелие носит очаговый характер.

Умеренный пояс в южном полушарии представлен в Патагонии, на побережье Чили, островах Тасмания и Новая Зеландия, а в северном занимает почти всю Европу (кроме южных полуостровов), юг Сибири и Дальнего Востока, Монголию, Тибет, северо-восток Китая, юг Канады, северо-восточные штаты США. Это пояс массового земледелия. Пашней заняты практически все пригодные по рельефу территории, её удельная площадь доходит до 60-70 %. Здесь широкий набор выращиваемых культур: пшеница, ячмень, рожь, овёс, лён, картофель, овощи, корнеплоды, кормовые травы. В южной части пояса произрастает кукуруза, подсолнечник, рис, виноград, фруктовые и плодовые деревья. Пастбища по площади ограничены, они доминируют в горах и аридных зонах, где развито отгонное животноводство и верблюдоводство.

Тёплый пояс соответствует субтропическому географическому поясу и представлен на всех материках, кроме Антарктиды: он охватывает Средиземноморье, большую часть территории США, Мексики, Аргентины, Чили, юг Африки и Австралии, Южный Китай. Здесь выращивают два урожая в год: зимой - культуры умеренного пояса (зерновые, овощи), летом - тропические однолетники (хлопчатник) или многолетники (оливковое дерево, цитрусовые, чай, грецкий орех, инжир и др.). Здесь господствуют низкопродуктивные, сильно деградирующие от неконтролируемого выпаса пастбища.

Жаркий пояс занимает обширные пространства Африки, Южной Америки, северную и центральную Австралию, Малайский архипелаг, Аравийский полуостров, Южную Азию. Выращивается кофейное и шоколадное деревья, финиковая пальма, батат, маниок и др. В субаридных зонах находятся огромные по площади пастбища с бедной растительностью.

Структура сельского хозяйства.

Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса и включает в себя следующие основные отрасли:

-Растениеводство . Отрасль подразделяется на подотрасли по виду выращиваемых растений: зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, овёс и др.); зернобобовые культуры (горох, фасоль и др.); кормовые культуры (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые бахчевые культуры); технические культуры: а) пищевые культуры (сахарный тростник, сахарная свёкла, хмель, крахмалоносные культуры, лекарственные растения); б) текстильные культуры (хлопчатник, лён, джут, конопля); в) каучуконосы (гевея); овоще-бахчевые культуры: а) картофель, б) листовые культуры (капуста, салат, шпинат и др.); в) плодовые культуры (томат, огурец, тыква, кабачок, патиссон, баклажан, перец); г) луковичные культуры (лук и чеснок); д) корнеплоды (морковь, столовая свёкла, пастернак и др.); е) бахчевые культуры (арбуз, дыня и др.); цитрусовые культуры (апельсин, грейпфрут, мандарин и др.); тонизирующие культуры (наркотические культуры, чай, кофе, какао); масличные и эфиромасличные культуры: а) масличные культуры (подсолнечник, клещевина, горчица, рапс, кунжут, рыжик (растение), конопля, лён, кокосовая пальма, масличная пальма, оливковое дерево); б) эфиромасличные культуры (кориандр, анис, тмин и др.); хмелеводство; виноградарство; садоводство; луговодство - получение пригодных пастбищ и кормов для животноводства.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.

Похожие публикации