Своеобразие педагогической профессии. Профессия учителя: только для самых самоотверженных женщин Педагогическая профессия ее особенности и функции

Принадлежность человека к той или иной профессии прояв­ляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представи­телей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в от­дельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек - человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профес­сий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности ста­новление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физическо­го развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек - человек" также требует взаимодей­ствия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и на­править усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по со­циальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двой­ной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание со­ставляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отноше­ния с теми людьми, которыми он руководит или которых он убе­ждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека спе­циальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в за­висимости от того,кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руково­дит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится про­фессионально необходимым качеством. Изучение опыта начи­нающих учителей позволило исследователям, в частности B.A-Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающие­ся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контак­та, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начи­нающие учителя испытывают психологические "барьеры" по не­опытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные кон­такты с детьми, без эмоционального богатства которых невозмож­на продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Среди женщин очень популярна профессия учителя - пожалуй, самая древняя женская профессия. Её корни уходят во времена первобытно-общинного строя. В нашей стране целых 83% учителей составляют женщины и лишь 17% - мужчины. Многие считают учительский труд сложным и неблагодарным. Так ли это на самом деле? И как живётся современным учительницам в условиях нынешней системы образования? На все эти, а также на многие другие вопросы мы ответим прямо сейчас.

Должностные обязанности педагога, или на все руки мастерица

Казалось бы, что сложного в профессии учителя? Отчитал урок и свободен! Ах, если бы всё было так просто! Должностные обязанности современного педагога охватывают довольно широкую сферу:

  • Ведение уроков - это, конечно же, основной вид деятельности учителя.
  • Умение отыскать личностный подход к любому ученику. То же самое, кстати, касается и умения общаться с разными родителями.
  • Проверка тетрадей и дневников, заполнение журналов, составление календарных планов и отчётов.
  • Подготовка наглядных пособий, таблиц, схем, индивидуальных карточек - без них сложно провести хороший урок.
  • Участие в заседаниях педсоветов, методобъединений, творческих групп на уровне школы, района и области.
  • Регулярное проведение классных и родительских собраний.
  • Консультирование учеников и родителей по поводу успеваемости.
  • Классное руководство - этот «счастливый» лотерейный билет выпадает не всем, но многим.
  • Внеклассная работа по предмету.
  • Работа с одарёнными учениками, помощь в подготовке к олимпиадам и конкурсам.
  • Участие в разработке и апробации учебных и образовательных программ.
  • Приобщение детей к государственным законам и необходимости чётко их соблюдать.

Но это лишь вершина айсберга под названием «Должностные обязанности учителя»! Мы ведь ещё и слова не сказали о том, что занимает 70 процентов рабочего времени педагогов и около 85 процентов времени личного. Догадалась, о чём идёт речь? Естественно, о воспитательной работе!
Так уж сложилось, что быть учителем с восьми до пяти никак не получится. Если ты решила посвятить себя этой профессии, будь готова к тому, что придется отдать детям всю свою душу без остатка. Иначе у тебя ничего не получится. Нет, работать ты, конечно, сможешь, но только дети не потянутся к тебе, потому как остро чувствуют холодность и фальшь.
Итак, о воспитательной работе.
В большей мере такой работой занимаются классные руководители. Для учеников младших классов учительница становится второй мамой, для более старших детей - наставником и другом. Классный руководитель должен быть в курсе всех «разборок» в своем классе и научиться мирить детей и решать конфликтные ситуации, а они порой бывают очень сложными! Также педагог должен знать о своих детях и их семьях абсолютно всё и регулярно проводить индивидуальную работу с так называемыми «проблемными» учениками и их родителями.
В обязанности учителя входит организация интересных внеклассных мероприятий в виде конкурсов, вечеров, экскурсий, походов в театры, музеи и прочее. Будучи педагогом, ты должна уметь формировать у учеников высокие моральные принципы, чувство собственного достоинства и самоуважения, ответственность, патриотизм и трудолюбие. Отдельно нужно сказать о развитии у детей желания вести здоровый способ жизни и толерантно относится к окружающим. Но как всё это возможно сделать, наверняка думаешь ты, читая эти строки!? Только своим примером и никак иначе!

Профессия учителя: перспективы и возможности карьерного роста

Перефразировав известную пословицу, можно сказать так: «Плох тот учитель, который не мечтает стать директором!». Конечно же, поначалу такие грандиозные планы покажутся тебе чем-то далеким и нереальным! Но со временем ты освоишься, повысишь уровень своего педагогического мастерства, в твоем портфолио появится множество грамот и наград, твои ученики будут занимать призовые места на олимпиадах, тебе присвоят звания и категории… Ну, что ж, самое время подумать о повышении!
Учитель может запросто стать завучем или директором школы, перейти на должность руководителя в ГорОНО или РОНО. А, возможно, тебе даже захочется открыть собственную частную школу.

Преимущества и недостатки профессии педагога

Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные моменты. Работа учителя также не является исключением.
Преимущества педагогической деятельности:

  • Работу учителя можно смело назвать творческой. Она предполагает постоянное развитие самого педагога.
  • В свободное время учитель имеет возможность подрабатывать репетитором, а это неплохая прибавка к зарплате.
  • Учителя в школах находятся неполный рабочий день. Рабочее время зависит от количества уроков.
  • Двухмесячный отпуск, который всегда выпадает на лето.
  • Успехи своих учеников повышают твой авторитет, ты радуешься каждому их достижению, как своему собственному.
  • Тебя окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.
  • На 8 марта и День рождения ты получаешь как минимум цветы и коробку конфет. А это очень приятно!
  • Круг твоих знакомых растёт с каждым годом, а благодарные родители и бывшие ученики часто приходят на помощь там, где от тебя мало что зависит.

Но, к сожалению, у этой медали есть и обратная сторона, о которой тоже придётся сказать. Недостатки педагогической деятельности:

  • Маленькая зарплата.
  • Работа учителя связана с постоянным нервным напряжением, которое сказывается на здоровье.
  • За выполнением всех должностных обязанностей практически не остается свободного времени.
  • Много пустой бумажной писанины и неоплачиваемой общественной работы.
  • Повторение одного и того же из года надоедает до зубного скрежета.
  • Уровень отдачи от современных учеников - практически на нуле. К сожалению, лишь единицы стремятся получить хорошие знания.
  • Современный учитель имеет множество обязанностей, но почти не имеет прав.
  • Строгий дресс-код. Ты не можешь позволить себе появиться в короткой юбке или декольтированном топе не только в школе, но и в свободное от работы время. А вдруг тебя увидят ученики или старшие коллеги! То же самое касается и проведения досуга. Не дай бог тебе сделать что-то такое, что бросит тень на твою репутацию!
  • Ты работаешь на перспективу. Порой может пройти несколько лет, пока сорванец Сидоров из 6-Б превратится в воспитанного парня.
  • Трудно расставаться с учениками, которые были с тобой на протяжении многих лет.

Но всё это ничто по сравнению с чувством гордости, что ты смогла научить и воспитать хороших детей.

Финансовая сторона вопроса, или сколько получает среднестатистический педагог

Предлагаем твоему вниманию оценку средних зарплат учителя по крупным городам России:

  • Москва - от 25 до 40 тысяч рублей;
  • Санкт-Петербург - от 20 до 40 тысяч рублей;
  • Новосибирск - от 6 до 30 тысяч рублей;
  • Екатеринбург - от 8 до 25 тысяч рублей;
  • Нижний Новгород – от 10 до 20 тысяч рублей.

Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать лишь одно: учитель - это не профессия, а образ жизни. Быть педагогом без осознания того, что это твоё призвание, просто невозможно.

Следует разграничивать термины «педагогическая профессия», «педагогическая специальность» и «педагогическая квалификация». Профессия – это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – это вид занятий в рамках этой профессии. Квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузке близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) личности ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием внутреннего мира ребенка.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей других профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности. Педагогическая деятельность сначала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии . В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи – адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая – развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

Гуманистическая педагогика рассматривает знание как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, являются продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, т.е. настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия.

Творческий характер педагогической профессии является ее важнейшей особенностью. Уровень творчества деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий педагог умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы. Творчество педагога проявляется не только при нестандартном, оригинальном решении педагогической задачи, но и при решении задач общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Следует отметить, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, к изучению опыта лучших школ и педагогов.

Вопросы и задания

1. Какова история возникновения педагогической профессии?

2. В чем сложность и ответственность профессии педагога?

3. Чем обусловлен творческий характер педагогической профессии?

4. Почему педагогическую профессию часто сравнивают с профессиейактера, режиссера?

ТЕМА 39: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Человек, имеющий педагогическую профессию, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог.Часто это зависит от учреждения, в котором человек работает: воспитатель – в детском саду, учитель – в школе, преподаватель – в техникуме, училище, вузе. Педагог – родовое понятие по отношению ко всем другим перечисленных понятий.

Педагог – это специалист, имеющий специальную подготовку и профессионально осуществляет (выполняет) учебно-воспитательную работу в различных образовательно-воспитательных системах.

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения определенной системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Выделяют профессиональные и личностные требования к личности педагога.

Профессиональные требования к личности педагога:

Психолого-педагогическая подготовка;

Методическая подготовка (знание методики преподавания своего предмета);

Специальная подготовка (специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Личностные качества, которыми должен обладать педагог:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокая требовательность к себе;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Учитывая, что педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек-человек» и ее особенностью является то, что объектом и субъектом педагогического труда является человек, то людям, выбирающим эту профессию должны быть свойственны: умение руководить, учить; слушать и воспитывать; широкий кругозор; речевая культура, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, его поведения; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше, способность к сопереживанию, высокая степень саморегуляции.

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания - это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Противопоказаниями к выбору педагогической профессии являются слабая нервная система, дефекты и невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку. Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном «Я».

состоят в следующем.

1. Деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу. Педагог всегда заглядывает вперед: к чему, к какой жизни готовить своих воспитанников.

Следовательно, ему необходимо профессионально владеть опытом прошлого, хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть контуры будущего, предвосхищать события, которые могут произойти в предстоящей жизни.

2. Из рассмотренной особенности вытекает следующая: концентрическое расположение содержания и организации учебно-воспитательной работы. Это значит, что формирование заданных, даже одних и тех же, черт личности происходит в течение многих лет, все более расширяясь, пополняясь новыми характеристиками, а в чем-то и изменяясь, т. е. происходит углубление и уточнение представления о том же понятии. Так, физическую, нравственную, экологическую культуру, культуру общения и т. п. педагоги начинают формировать уже у дошкольников. Эти же вопросы, но уже в более полном и широком понимании возвращаются к детям в младших классах, в подростковом и юношеском возрасте.

3. Объект педагогической деятельности (воспитанник) – постоянно развивающийся и меняющийся динамичный индивид (или группа). Он имеет свои потребности, цели, мотивы деятельности, интересы и ценностные ориентации, которые регулируют его поведение. Следовательно, педагогу приходится «приспосабливать» свою работу к особенностям этого объекта, чтобы он стал союзником, активным соучастником учебно-воспитательного процесса. В идеале вместо субъектно-объектного отношения складывается субъектно-субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником.

4. Педагогическая деятельность имеет коллективный характер. В школе и других учебно-воспитательных учреждениях работает не педагог-одиночка, а один из членов педагогического коллектива. Это особенно проявляется в классе, где работают 8-10 преподавателей-предметников и, кроме учителей, есть еще воспитатели. Любой из них достигнет хороших результатов только тогда, когда будет выработана общая цель на перспективу.

На эту особенность педагогической профессии обратил внимание А.С. Макаренко. Он полагал, что в коллективе педагогов каждый учитель, воспитатель, будучи неповторимой личностью, обогащает коллектив чем-то своим и, в свою очередь, обогащается сам. Силен и хорош тот коллектив, в котором есть разные учителя: молодые и пожилые, начинающие работать и опытные, мужчины и женщины, любители разных видов искусства. Именно в коллективе учитель получает помощь в случае затруднений, возникающих в работе.

5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога протекает в природной и социальной среде. Среда представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации, и круг общения; все, что несет в себе информацию. В ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести «конкурентную борьбу» с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде.

6. Из названных особенностей вытекает следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагности руя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности, он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы.

7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. О том, каким стал, повзрослев, его бывший воспитанник, оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя.

В этой особенности есть и положительная сторона: учитель живет в благодарной памяти своих бывших учеников. Здесь уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет: у людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель не ставит перед собой специальную задачу запечатлеть себя в своих учениках, но это происходит само собой, независимо от его сознания.

8. Учитель не имеет права на ошибку: в его руках судьба человека. Образно говоря, работа учителя выполняется набело сразу, без репетиций и черновиков, потому что его воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. В любой другой сфере деятельности ошибку почти всегда без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело – педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонности ребенка к чему-либо (музыке, рисованию и т. п.) Непроявившийся талант – это вина учителя.

Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо неблаговидных поступках, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь – к учителю.

9. Особенностью профессии педагога является гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в сложных жизненных ситуациях.

10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя свое мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Непрерывное образование – характерная особенность педагогической профессии.

Профессиональные качества современного учителя. Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, писал, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причем особое внимание уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается педагогическому такту, в проявлении которого выражаются общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и качества собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию, причем все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т. д.). Профессионально значимые качества личности учителя у А.К. Марковой близки к понятию «способность». Например, педагогическая наблюдательность – это способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу (перцептивные способности), педагогическое целепола-гание – способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М.

Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей – проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной было выделено более 50 личностных свойств учителя (как профессионально значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его являются собственно личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является личностная направленность. Согласно Н.В. Кузьминой, это один из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него еще и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую; 2) формально педагогическую; 3) ложнопедагоги-ческую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (по данным Н.В. Кузьминой, этот мотив характерен более чем для 85 % студентов педагогического вуза). В педагогическую направленность как высший ее уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития – призвания – педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет за собой невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствуют ее успешности. Негативные качества ведут к снижению эффективности педагогического труда, а качества профессионально недопустимые обусловливают профессиональную непригодность учителя. Рассмотрим эти качества подробнее. К доминантным качествам относятся:

Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности;

Целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач;

Уравновешенность – способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;

Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса;

Способность не теряться в экстремальных ситуациях – умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;

Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса;

Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности;

Справедливость – способность действовать беспристрастно;

Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов);

Гуманность – стремление и умение оказать ученикам квалифицированную педагогическую помощь в их личностном развитии;

Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания;

Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей;

Толерантность – терпеливость в работе с детьми;

Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Среди негативных качеств можно назвать:

– пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанию;

– неуравновешенность – неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение;

– мстительность – свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником;

– высокомерие – педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником;

– рассеянность, забывчивость, несобранность.

К профессиональным противопоказаниям относятся: наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.), нравственная нечистоплотность, склонность к рукоприкладству, грубость, беспринципность, некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания, безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы таких комбинаций во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) деятельности учителя.

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной; негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе – направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно, однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Учитель — профессия самая благородная. Люди, посвятившие свою жизнь просвещению и преподаванию, оставляют в душах детей след, который впоследствии может повлиять на выбор жизненного пути. Учитель закладывает в головы учеников семя знаний, которое, прорастая, приносит плоды уже в зрелом возрасте.

Это один из самых древних родов деятельности на планете. В давние времена учителями обычно становились старшие в племени, Они передавали младшим членам общества свои умения и навыки. Как отдельный институт профессия выделилась в XVII веке. В этот период люди, которые занимались преподаванием, образовали отдельную касту. Учить других стало важным и высокооплачиваемым занятием, вскоре профессия эта обрела популярность во всём мире.

В наше время быть учителем, возможно, и не так престижно. Люди, которые посвящают этому роду деятельности жизнь, очень тяжело работают. Их труд часто не ценится, так как молодёжь не понимает значения и важности этой профессии. И только став взрослыми и самодостаточными, бывшие школьники понимают, как на развитие карьеры, на их формирование, как личности, повлияли любимые, и не очень, педагоги. История профессии учитель продолжает развиваться и в ХХІ веке, так как возникают новые направления в науке и разных сферах жизни.

Как и любой другой вид деятельности, это занятие тоже имеет две стороны медали. плюсы и минусы которой тесно переплелись, очень непростая и, наверное, одна из самых сложных. Позитивная сторона - это постоянное общение с детьми. Если вы их любите, то преподавание принесёт вам ни с чем не сравнимое удовольствие. Постоянно быть со школьниками, слушать их ещё такие "зелёные" мнения, видеть искренние улыбки - дорогого стоит.

Длительный отпуск — тоже позитивная сторона. Когда в школе тоже может передохнуть и расслабиться. Хотя это редко делают люди, чья профессия учитель. Плюсы и минусы этой деятельности видны как на ладони. Поэтому государственную работу, социальные гарантии, которые она даёт, и стабильность можно также отнести к преимуществам. Безусловным плюсом также является постоянная работа над собой, самообучение, ведь прогресс идёт вперёд, и знания нужно давать, идя в ногу со временем.

Минусы работы в школе

Трудность этой деятельности - Профессия учитель, плюсы и минусы которой мы рассматриваем, требует от человека большого терпения. Ведь школьники не всегда бывают весёлыми, умными и вежливыми. Иногда встречаются двоечники, хулиганы. Все малыши разные, и разгадать их - это полдела. Нужно уметь найти ко всем без исключения подход, поставить их на стезю исправления, убедить в том, что учение — свет, а тьма будет в жизни обязательно, если вести себя неподобающим образом.

К минусам также можно отнести постоянные стрессовые ситуации, связанные с работой с несовершеннолетними. Учитель за каждого в ответе. И если с учеником что-то случится, то виноват будет учитель, мол, не уследил. Низкая зарплата и работа на дому, связанная с проверкой тетрадей, также не каждому по душе. Подготовка к новым урокам отнимает массу личного времени, что, без сомнения, является обратной, не очень приятной, стороной медали.

Специфика педагогической деятельности

Мы уже знаем, что особую роль в жизни человека играет профессия учитель. Плюсы и минусы деятельности, её давнее происхождение и особый подход — всё это мы обсудили. Но не стоит забывать и про специфику этой работы. В первую очередь это сокращённый рабочий день: 4—6 часов. Также это использование своего свободного времени для работы на дому. Специфика также заключается в длительном летнем отпуске. А ещё в длительной стратегии работы, ведь результат никогда не заметен сразу, а спустя годы, иногда десятилетия. В своей работе учителя должны чётко следовать программе, вольнодумство в школе не приветствуется, хотя некоторые новации вполне допустимы.

Специфичность — работа с детьми. Понять язык, вникнуть в проблемы и распутать иногда их сложные взаимоотношения тоже сможет далеко не каждый взрослый человек. Поэтому это - еще одна особенность педагогической деятельности, которая очень демонстрирует сложность работы педагога, его каждодневный нелёгкий специфический труд.

Требования к учителям

Они очень жёсткие и строгие. Например, учитель русского языка. Профессия обязывает безукоризненно владеть речевыми оборотами, правилами синтаксиса, морфологии, пунктуации и так далее. Такой человек должен не только следить за своей речью, но и быть примером в том, как правильно нужно говорить, как вести себя в той или иной ситуации. Словарь, правила написания слов, их значение — всё это может меняться, и нужно следить за всеми новациями.

Как и любой другой русского языка должен также участвовать в методической работе, в творческой жизни школы, обязан сохранять дисциплину в классе, анализировать успеваемость, общаться с родителями и добиваться полного усвоения знаний. Поставленных задач много, и справиться с ними должен один человек — учитель. Даже его одежда и причёска не должны быть, как у других. В них также соблюдается строгость, сдержанность и скромность.

Учитель — нелёгкая профессия, со множеством обязанностей и задач. Но если к ней прикипеть всей душой и полюбить её всем сердцем, отдача не заставит себя долго ждать. Лет через 10—15 в двери класса постучится бывший двоечник Вася, обнимет и похвастается своим новым научным открытием. И тогда вы поймёте, что жизнь прожита недаром, даже если это жизнь простого учителя.

Похожие публикации