Учимся писать сжатое изложение на огэ. Игорь Северянин — псевдоним Игоря Васильевича Лотарева Актёры и телеведущие, использующие псевдонимы

Что такое псевдоним? Многие люди наверняка слышали это слово, но представляют его смысл, значение, происхождение и другие интересные особенности лишь в общих чертах. В статье мы более подробно познакомимся с этим понятием, и вы узнаете, что такое псевдоним и с чем его едят.

Определение

Псевдоним - это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах.

Зарубежные и русские псевдонимы одинаково хороши, однако некоторые люди (как «наши», так и заграничные) преднамеренно используют иностранные буквы, чтобы готовое новое имя выглядело как можно оригинальнее. У известных личностей, «светящихся» на экранах, имеется более полное название: артистический псевдоним или, как его называют по-другому, сценическое имя.

Синонимы слова кличка. Они не всегда значат то же самое, но их можно назвать наиболее приближенными к обсуждаемому понятию.

Происхождение

Несмотря на схожесть понятий «прозвище» и «псевдоним», они всё же немного различаются. Хотя бы тем, что прозвища появились раньше. Что такое псевдоним? Вымышленное имя. А прозвище - это тоже имя, но чаще всего дающееся человеку другими людьми за некоторые его черты и особенности.

Происхождение псевдонимов можно проследить ещё до появления книжкой продукции, но корни идут именно от писательских чинов. Именно авторы начали впервые употреблять вымышленные имена. Правда, ещё раньше люди начали пользоваться прозвищами, как уже говорилось чуть выше. Просто однажды к какому-то человеку «приклеилось» новое имя, высмеивающее его недостатки или подчёркивающее его достоинства, в результате чего настоящие данные вовсе забылись. Потом началось более активное использование как прозвищ, так и псевдонимов, и теперь уже от них вряд ли когда-нибудь откажутся.

Зачем использовать псевдонимы

Причины могут быть разными. Самые распространённые приведены ниже:

1. Нежелание светить реальными данными перед общественностью. Для этого, опять же, есть свои ответвления. Нежелание может быть вызвано:

  • Боязнью преследований. Не всегда люди пишут или выставляют на общественный суд то, что понравится всем. Иногда раскрываются реальные данные, например, про преступников, а значит, кто-то может возжелать найти писателя и отомстить. Выследить человека с настоящим именем куда проще, чем прикрывающегося псевдонимом.
  • Недостаточным статусом. Особенно это касалось прежних веков. Люди из могли быть не восприняты народом всерьёз лишь из-за их происхождения. Это несправедливо и обидно, поэтому авторам приходилось скрывать родную фамилию.
  • Страхом «облажаться». Начинающие авторы никогда точно не знают, как отнесутся к их творчеству критики и обычные люди - успех их ждёт или провал, поэтому псевдонимы внушали больше уверенности: при неудачном «первом блине» можно попытаться заново, и никто не будет относиться предвзято из-за предыдущего промаха.
  • Природной скромностью. Не все становятся известными людьми ради славы, у некоторых это выходит почти случайно. Чтобы хоть немного оградить от себя незнакомцев, скромные люди берут псевдонимы.

2. Неприязнь к реальному имени. Благодаря тому что настоящее имя, данное родителями, не нравится человеку, но по личным причинам он не хочет его менять официально (например, из-за бумажной волокиты с документами), автор может воплотить свои мечты по поводу нового имени иным способом.

3. Несолидность настоящего имени. Реальное имя может быть до невозможности банальным и заурядным, из-за чего его обладателю приходится придумывать творческий псевдоним, который действительно способен понравиться публике. Это касается как всем певцов и музыкантов, так и более узкоспециализированных людей вроде гадалок, поваров и местных (городских, сельских, придорожных) «звёзд».


4. Развлекательный характер нового имени. Проявляться это может в:
  • Загадочном псевдониме. Люди пытаются разгадать тайну, что скрывается за необычным и странным именем, стараются понять, почему автор выбрал именно такое прозвище и т. д.
  • Ассоциациях. Автор специально создаёт себе псевдоним, который непроизвольно будет у большинства людей ассоциироваться и/или отождествляться с кем-то/чем-то.
  • Любопытстве. Автор тщательно скрывается, оставляя за собой лишь псевдоним, из-за чего людям становится невероятно интересно, кто стоит за тем или иным прозвищем, что за человек, какой он настоящий и т. д.

5. «Автоматический» псевдоним. Этот вариант распространяется на тех, кто не сам выдумывает себе прозвище. Серийные убийцы, например, известные воры или другие люди, у которых появляется псевдоним благодаря общественности и СМИ, относятся к этой категории.

У кого чаще всего встречаются псевдонимы?

Раньше

Стоило одному человеку назваться вымышленным именем, как за ним стали повторять другие. Чаще всего псевдонимы использовали публичные деятели, которые постоянно на виду, которых знают люди. Это могут быть писатели и писательницы, которые не хотят светить на обложках книг настоящими данными, певцы и певицы, которые просто не могут выступать с именем Иван Иванов, поскольку это слишком банально и обыденно, художники и люди других творческих профессий, ставшие всемирноизвестными преступники (взять того же Джека Потрошителя), а также политические деятели (например, Ленин).

Сейчас

Конечно, современные писатели и люди искусства и других направлений продолжают использовать псевдонимы, как и раньше, поскольку это никогда не выйдет из моды у звёзд, но добавилась и другая категория людей, которым почти приходится применять этот способ сокрытия реального имени. Псевдонимы использует практически каждый более или менее активный пользователь интернета: ники, которые регулярно необходимо придумывать при многочисленных регистрациях - это те же самые псевдонимы.

Как придумать псевдоним?

  1. Собственные качества. Умник, смельчак, герой, дурак и т. д. - все эти слова характеризуют человека. Благодаря определению своих достоинств или недостатков - для тех, кому не чужда самоирония, - можно придумать любые прозвища и близкие к ним понятия.
  2. Составление из уже существующих имён/псевдонимов нового. Мэрилин Мэнсон, например, взял себе имя от певицы Мэрилин Монро - секс-символа, певицы и актрисы, - а фамилию Чарльза Мэнсона - некогда знаменитого убийцы.
  3. Анаграммы. При помощи этого то есть путём перестановки слогов, звуков или букв, можно создать невероятнее количество новых, необычных, но в то же время загадочных псевдонимов. Снайпер может превратиться в Найспер’а, Правда в Ад Варп’а и т. д. Иногда узнать в новом слове старое почти невозможно.

Писатели (и поэты), использующие псевдонимы

Наиболее распространено подписывать книги не своим именем у писателей. Зато, поскольку эти люди связаны с литературой, у них получаются по-настоящему интересные прозвища. Псевдонимы писателей зачастую хорошо запоминаются и оригинально звучат. Но не настолько, чтобы шокировать читателя, а потому не всегда сразу понятно, фальшивое или настоящее перед нами имя.


Итак, наиболее известные псевдонимы писателей:
  • Агата Кристи.
  • Андрей Белый.
  • Анна Ахматова.
  • Аркадий Гайдар.
  • Борис Акунин.
  • Вольтер.
  • Демьян Бедный.
  • Джек Лондон.
  • Игорь Северянин.;
  • Льюис Кэррол.
  • Макс Фрай.
  • Максим Горький.
  • Марк Твен.
  • О. Генри.
  • Ричард Бахман.
  • Саша Чёрный.

Актёры и телеведущие, использующие псевдонимы

Сюда относятся все, кто светится на экранах или в театрах. К слову, современный мир позволяет предложить вашему вниманию не только кино- и/или театральных актёров или телеведущих, но также видеоблоггеров.


Итак, известные «экранные» личности, использующие псевдонимы:
  • Антонио Бандерас.
  • Брюс Ли.
  • Деми Мур.
  • Джеки Чан.
  • Джоди Фостер.
  • Илья Мэддисон.
  • Катя Клэп.
  • Мэрилин Монро.
  • Николас Кейдж.
  • Рома Жёлудь.
  • Софи Лорен.

Певцы и музыканты, использующие псевдонимы

Конечно, помимо писателей и телезвёзд, вымышленные имена используют и певцы, коих тоже немало. Наиболее известные:

  • Алёна Апина.
  • Боно.
  • Вера Брежнева.
  • Дима Билан.
  • Жанна Фриске.
  • Маша Распутина.
  • Джакомо Мейербер.
  • Мэрилин Монро.
  • Мэрилин Мэнсон.
  • Тина Кароль.
  • Фредди Меркьюри.
  • Элтон Джон.

Другие деятели

Другие - это все остальные: преступники, политики, циркачи и т. д.

Итак, самые известные и лучшие псевдонимы людей, не связанных с литературой, музыкой и кино:

  • Джек Потрошитель.
  • Иосиф Сталин.
  • Константин Станиславский.
  • Лев Троцкий.
  • Ленин.
  • Парацельс.
  • Пеле.
  • Сандро Боттичелли.
  • Стьюдент.
  • Тинторетто.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое псевдоним, более того, можете придумать свой собственный. Главное, не бояться проявлять фантазию - и тогда новое вымышленное имя станет по-настоящему привлекательным, интересным и запоминающимся.

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Читаем текст 1

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности - ответ на добро злом.

2 абзац - Нравственность - это путеводитель по жизни.

3 абзац - Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) - это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением.

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности - это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

Редактируем 2 абзац:

Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения в 3 предложении:

Нравственность - это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни - прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

Читаем текст 2

Выделяем микротемы:

1 абзац - Жестокая школа войны.

2 абзац - «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац - Память о войне должна жить.

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории - Люди и Время. (87 слов)

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди - те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми - это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

ИСТОРИЯ РУССКИХ ФАМИЛИЙ Ж

«Мы забыли, что фамилия капитал, она аккумулирует нравственные, духов­ные усилия поколений. Через столетия деды и прадеды вручат своим потомкам самое ценное и самое трудное - имя».

Фамилия - интернациональное слово. В латинском языке слово (Фамилия обозначало "совокупность принадлежащих одно­му человеку рабов", а в дальнейшем получило значение "домо­чадцы". В русский язык оно попало через немецкий, где фамилия «семья», или через польский - [фамилия *род, семейство". В рус­ском языке входит в употребление в начале XVIII века, в зна­чении "семья" встречается в произведениях Прокоповича и Шафирова в 1703 г. Постепенно термин фамилия вытеснил про­звание и прозвище, называвшие антропоним, передававшиеся по наследству.

Каждая фамилия - памятник культуры, свидетельство оп­ределенной эпохи. Фамилии отражают особенности мировоззрения, фамилия называет семейное именование, этим она отличается от прозвища. Она передается из поколения в поколение. Это третий компонент в именовании русского человека. Он передается обычно в неизменном виде. Фамилия позволяет выделить индивидуально каждую личность в обществе.

Причины появления фамилий. До XVII века у русских не было единой формулы официального именования людей. В XVI - XVII веках, в период расширения экономических связей разных территорий русского государства, усиления общения, появ­ляются населенные пункты со значительной концентрацией населения. Именования людей, состоящие из одного личного имени (Иванко, Поздейко), или личного имени и прозвища (Фе­дор Каменица, Иванко Приходец, Ивашко Заплата), или лич­ного имени и отчества (Бориско Иванов сын, Коняшка Осипов сын), перестали удовлетворять потребностям общения. Появля­ется необходимость в трехчленной модели именования, основ­ным компонентом которого являлась фамилия.

В период активизации именований, состоящих из личного имени и отчества {Ивашко Дмитриев), появилось множество людей с одинаковым личным именем и отчеством. Для того, чтобы различить именуемых, стали прибегать к русским по происхождению прозвищным именам отцов. В связи с этим на­ступает переходный этап - активизация фамильного прозви­ща. Оно без фамильных суффиксов ~ов, -ев, -ин (-ын). Позже на основе фамильного прозвища формируется фамильное про­звание (с фамильным суффиксом): сын вологжанина Семена Жиряка во второй половине XVII века стал именоваться Иван Семенов сын Жирякъ. Путь формирования фамильных прозва­ний выглядит таким образом: Семен Жиряк > Иван Семенов.

В 17-18 веках фамилия еще не имела тех свойств, которыми облалает в наши дни. Она могла и не передаваться от отца к сыну. Таким образом правильно называть ее не фамилией, и фамильным прозванием. Самые ранние фалилии 14-16 век – княжеские и боярские, 15-17 – дворянские, 17-19 – купеческие, 18-20 – крестьянские. Хотя на Русском Севере государственные крестьяне обладали фамилией уже в 16 веке. У англичан же все сословия к 16 веку имеют фамилии.

Нередко временем появления фамилий считается время юри­дического закрепления их в официальном именовании. Однако анализ системы старорусской антропонимии позволяет сделать вывод, что между возникновением фамилий в живой речи и вре­менем их юридического закрепления в документах в качестве обязательного компонента именования существовал огромный разрыв, измеряемый столетиями.

Итак, княжеские и боярские официальные фамилии форми­руются в XIV - XVI веке. Это родовые прозвания, произведен­ные от названий удельных княжеств: князья Мосальские, Елецкие, Вяземские. В XVI веке выделилось 16 знатных родов: Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Морозовы, Буйносовы и др. Когда знатные семьи роднились между собой, то их потомки получали двойные фамилии: Мусины-Пушкины, Боб"рищевы-Пушкины, Брюхо-Морозовы, Тучко-Морозовы и др! Двойные фамилии долгое время являлись показателем сослов­ной принадлежности их" носителей, отмечали представителей привилегированной части общества. Такие двойные фамилии смешивались с дворянскими фамилиями 18 века, когда Екатерина 2 добавляла за заслуги еще одну фамилию – Румянцев – Задунайский.

Лица духовного звания до середины XVIII века еще не имели фамилии, функцию фамилий выполняло название церкви или прихода. Никольской священник Сидор (1576 г.), По­кровский священник Ерофей (1579 г.). В основе некоторых княжеских фамилий лежат тюркские слова, причина переход татар на службу к царю, крещение татар, Булгаковы – булгак (гордый).

Когда дети священников начали поступать в духовные учи­лища, появилась необходимость в фамилиях. Они у духовных лиц обычно на ский.

В X1V-XV1 веках фамилии на -ский указывали на аристок­ратическое происхождение, так как производились от топони­мов - названий земельных владений {Вяземский. Трубецкой и др.). Со второй половины XVII века эти фамилии могли указы­вать на привилегированное положение человека в обществе (ка­зак Розум - фаворит Екатерины II > граф Разумовский; кучер, получивший дворянство, стал Вожжинским), Фамилии евреев, выходцев из польско-литовских и украинско-белорусских земель, тоже на -ский {Бродский, Слуцкий и др.).

В XVIII веке выходцы из Юго-Западной Руси заняли веду­щее положение в церкви. Эти фамилии становятся активными в духовной среде: семинаристам давали фамилии по назва­нию церкви, где служили их отцы - Троицкий, Благовещенс­кий, Рождественский, Воскресенский, Иорданский. Иногда ^милии создавались искусственно: Добронравов, Добролю-Смиренномудренский, Остро мыс ленский.

В городах у посадских людей фамилии официально закрепи­лись в конце XVII - XVIII в. В Вологде у горожан - в начале

XVII века (1629 г.).

У русских крепостных крестьян центральных и южных уез­дов фамилий не было в XVIII - XIX веке, так как они не были юридическими лицами. Только в северных уездах (Двинской, Важский, Устюжский) крестьяне были не крепостные, а госу­дарственные (черносошные), они были юридическими лицами, оформляли документы, вступая в торговые сделки, поэтому уже в XVI веке у них появляется фамилия.

Крестьяне центральных и южных уездов, части северных, оставались бесфамильными в XIX и даже XX веках. Некото­рые получили фамилию только после революции, когда развер­нулась паспортизация городского и сельского населения (в 30-е годы XX века). Появление фамилий часто носило случайный характер. В центральных областях (Псковская, Новгородская, Тверская. Московская) базой для формирования фамилий обыч­но являлось отчество {Петр Максимов > Петр Максимович Максимов). Иногда фамилия носит случайный характер: про­звище Бахвалей - сыновья Бахвалеевы, крестьянин Рома Ры­жий жил за прудом - фамилия Запрудные (д. Сутоки Новгородской области).

Новые, так называемые «уличные», фамилии возникают и в XX веке, но в отличие от более ранних эпох они уже не закреп­ляются в официальном именовании, а расцениваются как про-звищные. В замкнутом коллективе (деревня, село) официальные фамилии часто не использовались, в ходу были прозвищно-бытовые фамилии, причем они передавались из поколения в поко­ление (в с. Дмитриевском Вологодской области официальная фамилия одной из семей - Тихомировы, уличная - Кузнецовы и т.д.).

У жителей сельской местности отмечены как фамильные про­звища, так и фамильные прозвания, что говорит о том, что древние традиции сохраняются и в наши дни. Основой для неофициальных фамилий становятся имена и прозвища. – Осип.

Вашему вниманию предлагаются тексты изложений с элементами сочинения, в основу которых легли рассказы А.П. Чехова.
Одновременно этот материал может быть использован на уроках русского языка для закрепления сложнейших тем по синтаксису и пунктуации. Виды работ можно разнообразить: объяснительный, свободный и контрольный диктанты, все виды грамматического разбора, составление схем предложений.
Класс, в котором дается тот или иной отрывок, определяет сам учитель.

1. В БОЛЬНИЦЕ
(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)

До чтения текста объясните детям, что во времена А.П. Чехова говорили доктор , а не врач, фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра .

Сначала Пашка шел с матерью под дождем по скошенному полю, потом по лесным тропинкам, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошли в приемную больницы.

Доктор осмотрел его больной локоть, подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что вовремя не привела сына в больницу и что сустав теперь надо оперировать. Он стал уговаривать Пашку остаться в больнице, обещая показать живую лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать. Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице. Больше всего Пашке понравилась кровать, на которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живется очень недурно.

В палату вошла сиделка, держа в руках две оловянные миски, ложки и два куска хлеба. Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах кусок мяса, и опять подумал, что доктору живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше, но старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и съел хлеб.

Потом Пашка сел на кровать и стал дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании доктора Пашка осматривал своего соседа-старика. Старик не переставал кашлять; кашель у него был протяжный, скрипучий.

За окнами посинело, в палатах зажглись огни, а доктор не показывался. Было уже поздно ехать на ярмарку и ловить чижей.

Его разбудил шорох. В соседней палате при тусклом свете ночника Пашка увидел три фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В груди спящего старика раздавался свист и разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты, оттуда в коридор, из коридора побежал вниз. Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь, выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты; постояв немного, Пашка бросился назад к больнице, обежал ее и опять остановился в нерешительности: за больничным корпусом белели могильные кресты.

Обезумевший от страха Пашка увидел одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо. Пашка взбежал по ступеням, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. В окно Пашка увидел веселого, покладистого доктора. Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и без чувств повалился на ступени.

Когда Пашка пришел в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак, Пашка! Бить бы тебя, да некому».

(402 слова)

После первого чтения анализируем текст по вопросам.

1. Докажите, что доктор был хорошим человеком . (Все его слова – неправда, но главное для него – уговорить ребенка остаться первый раз в жизни без матери, в больнице. Ласковый тон разговора и необидная брань.)

2. Почему мать вовремя не привела сына в больницу? (От собственной темноты, необразованности; матери некогда ходить по больницам.) Докажите, что путь в больницу был очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в темных сенях.)

3. Чего же так испугался Пашка в лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел; страшных, непривычных звуков, которые издавал старик сосед; позже могильных крестов.)

. Написав изложение, они выполняют одно из заданий (по желанию или по вариантам).

1. Докажите, что дома Пашке жилось несладко . (Дома такая нужда, что Пашке понравилась и кровать – дома он спал на полатях? полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого не было.

Дома Пашка питался совсем плохо. Он никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке, редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему Пашке так понравился добрый доктор?)

2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно понимает психологию маленького мальчика . (Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому верит словам доктора, тем более что этот доктор ему очень понравился. Все, что видит Пашка в больнице, ему кажется необыкновенным, так как ничего этого не было у него дома. Пашка безумно испугался покойника, необычных звуков в палате, а на улице – могильных крестов. Переживания ребенка так сильны, что только что перенесенный ужас и острая, захватывающая радость от новой встречи с хорошим доктором привели его в состояние шока (потери сознания). Взрослый человек так остро на все не реагирует.)

(Вместо изложения учитель может использовать любую часть текста в качестве контрольного диктанта.)

2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)

Перед чтением текста, опираясь на знания детей, объясните значение слов: столяр, верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать за) икры, такса, каучук, конка, сделать под козырек, калоши.

Молодая рыжая собака бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса конки, гонялась за собаками.

Вдруг заиграла музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того(,) чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Каштанкой овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно голодна.

Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

(457 слов)

Вопросы после первого чтения.

1. Что говорит о том, что события происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка – железнодорожный вагон, запряженный лошадью, ходивший по рельсам, предшественник трамвая; извозчики; мастера носили заказчикам готовые изделия на дом.)

2. Почему у хозяина и собаки было такое разное отношение к музыке? (У собак очень тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки Александрыча с музыкой связаны приятные воспоминания.)

3. В какие моменты Чехов описывает жизнь с точки зрения не человека, а собаки? (Каштанка все человечество делит на хозяев и заказчиков, путая эти понятия; человек в резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин, услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не залаял».) Зачем автор так делает? (Прием очеловечивания животных – об этом далее; элемент юмора.)

5. Объясните правописание отчества. Александрович – литературное, правильное; Александрыч – просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем так делает автор?

, а после его написания отвечают письменно на вопросы:

Какие действия, мысли и чувства человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?

(Каштанка беспокойно оглядывалась; плакала; старалась дать себе отчет; вела себя неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас; путешествие с хозяином утомило ее; она в изнеможении погрузилась в дремоту .

Это прием очеловечивания животного (прием антропоморфизма), желание показать все ощущения, переживания собаки, передать ее состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в читателе теплые чувства к животному, сделать читателя добрее, гуманнее.)

3. СОБЫТИЕ
(По одноименному рассказу А.П. Чехова)

Перед чтением рассказа объясните слова: гербовая бумага (бумага с гербом, обычно на ней печатают тексты государственной важности).

Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга.
Они проснулись не в духе. В это время из гостиной доносится голос мамы:
– Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь котята!
Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.
– Кошка ощенилась! – кричат они.

В кухне из ящика выглядывает кошка. Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив дыхание, глядят на кошку... В глазах обоих светится самая искренняя радость. Нина, заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три котенка, решает, что один котенок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где очень много крыс. Потом дети кладут котят в подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в гостиной с каким-то незнакомым господином. Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными вверх подолами, она конфузится и делает строгие глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия чужого человека. Когда немного погодя детей тащат в детскую, одевают их и поят чаем, они полны страстного желания поскорей отделаться от прозаических повинностей и опять бежать в кухню.

Нина и Ваня долго решают, кому быть отцом котят. Выбор их падает на большую темно-красную лошадь с оторванным хвостом. Радость детей не имеет пределов, но приходится переживать и тяжелые, мучительные минуты.

Перед самым обедом Ваня сидит в кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли появляется отец. К великому удивлению Вани, он, вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и обрадоваться, дергает сына за ухо и требует убрать эту гадость.

За обедом тоже скандал. Под фартучком у Нины находят котенка и требуют выбросить его на помойку. Дети начинают плакать и умоляют пощадить котят. Отец соглашается, но с условием, чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение ходить в кухню повергло детей в уныние. Они отказываются от сладостей, капризничают и грубят матери.

Вечером приходит дядя Петя, приходит не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан, лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана. Детям кажется, что все люди в доме всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они сидят спокойно на своих местах и смеются. Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой хвост, она подозрительно поглядывает на детей и жалобно мяукает.

Ваня и Нина ложатся спать, плачут и долго думают об обиженной кошке и жестоком, наглом Неро.

(420 слов)

После второго чтения учащиеся пишут изложение . Сильные ученики пишут сочинение на одну из тем:

1. Почему свой рассказ А.П. Чехов назвал «Событие»? Или: Какой урок жестокости преподнесли взрослые детям в рассказе А.П. Чехова «Событие»?

Примерные сочинения учащихся

(Важнейшее событие в сознании детей произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова. Родились котята! Появились на свет маленькие живые существа, с которыми можно поиграть, которых можно покормить, позаботиться о них! Они так не похожи на надоевшие неживые игрушки: маленькие, слепые и только ползают. Дети обдумывают будущее котят (одного – на дачу, другого – матери кошке, а третьего – крыс ловить), даже находят котятам отца.

Поэтому детям трудно понять неудовольствие родителей, которые называют котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо, что не на помойку!) Дети, оставшись без котят, мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже грубят. Родители не понимают, что творится с их чадами.

Известие о том, что котят съела собака, повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не понимают взрослых, которые так спокойны и даже смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут заснуть.

Первый урок жестокости дети уже получили. Едва ли после этого они будут добрее, будут любить и жалеть животных. Отношение детей к взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее, пока не забудется это событие.)

2. Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие». Или: Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.

Примерные сочинения учащихся

(Маленькие дети наивны и забавны; все события они воспринимают не так, как взрослые. А.П. Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа – в описании необычного поведения малышей, их реакции на все и в языке.

Рождение котят для шестилетнего Вани и четырехлетней Нины – великое событие. Они мгновенно забывают о своем плохом настроении, вскакивают с кроваток, пронзительно визжат, совершенно забыв о том, что они босиком, в одних рубашонках.

При этом дети никого не слышат и не видят: ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия постороннего человека.

Игры малышей с котятами смешны, а иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими маленькими, слепыми и беспомощными существами: они сажают их к себе в подол, кладут на ковер, прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки, не понимая, что делать этого нельзя. Дети не только ведут себя забавно, но даже и мыслят по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но без отца нельзя; тогда пусть отцом будет темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня обдумывает будущее котят: одного котенка дети возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс, а третий останется с матерью. А как говорят дети! Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на «мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова – это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)

4. ВОЛЧАТА

Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.

«Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».

Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, Белолобый остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.

Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и ей хотелось броситься на непрошеного гостя и разорвать его.

Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются».

Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Белолобый повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, они опять стали играть.

(384 слова)

Вопросы после первого чтения:

1. Почему щенок и волчата бегали по снегу, не проваливаясь? Что такое наст?

2. Докажите, что события происходят в самой глухой части леса (описание логова волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого они цвета? (Казались изумрудными, т.е. темно-зеленого цвета.)

После повторного чтения учащиеся пишут изложение , в конце его отвечают на вопросы:

Чем нас трогает поведение волчихи, волчат и щенка? Зачем это делает автор?

(Волчиха испытывает все ощущения человека: она досадует, думает, у нее разболелась голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они играют, им весело, они наивны и доверчивы. Подобные описания помогают нам понять «переживания» животных, а потому сочувственно к ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее, гуманнее.

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Вспомните, почему щенок по кличке Белолобый оказался в лесу, в логове волчихи.
Перед чтением городским детям объясните значение слов:
зимовье – зимнее жилище человека и животных;
хлев – помещение для скота;
слега – толстая жердь.

Весь день и вечером волчиха вспоминала, как прошлой ночью в хлеву блеял ягненок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она все щелкала зубами и не переставала грызть с жадностью старую кость, воображая себе, что это ягненок. Волчата сосали мать. А щенок, который тоже хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег.

«Съем-ка я его», – решила волчиха. Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от этого щенка сильно пахло псиной, и(,) по слабости здоровья(,) она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она пошла прочь.

К ночи похолодало. Белолобый соскучился и пошел домой.

Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Она бежала в стороне от дороги по насту. Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то темное. Она напрягла зрение и слух: не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, обогнала темное пятно, оглянулась на него и узнала. Это не спеша, шагом возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. Волчиха быстро побежала вперед.

Но зимовье было уже близко. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но едва пахнуло на нее теплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливистый лай. Это был щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру, и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче. Арапка, мать Белолобого, проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и когда на крыльце показался сторож Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья.

Сторож спустил курок – ружье дало осечку. И только в третий раз громадный огненный сноп вылетел из ствола. Взявши в одну руку ружье, а в другую топор, Игнат пошел посмотреть, отчего шум.

Немного погодя он вернулся в избу и объяснил, что Белолобый повадился с овцами спать(,) в тепле, а выйти норовил не в дверь, а в крышу.

Утром Игнат подозвал к себе щенка, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал:

– Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!

(391 слово)

Запишите на доске слова: взобралась, оттрепал .

Дополнительные задания после повторного чтения (по желанию или по вариантам).

1. Чем нас так трогает поведение волчихи и щенка? (Ответ см. ранее.)

2. В чем проявилось мастерство Чехова в этом рассказе? (Сумел точно изобразить поведение животных; прием антропоморфизма; юмор; точное и одновременно художественное описание природы.)

(Этот текст можно использовать и в качестве диктанта.)

6. ЛЕДОХОД
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)

Перед изложением дайте задание понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими рукавами у православного духовенства.

– Лед тронулся! – слышны звуки среди ясного весеннего дня.
– Ребята, лед идет.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и у извозчиков, и у торговок.

На мосту уже собралась публика. Тут гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый мальчишка, держащий за уши только что сшитые сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим громадным плугом.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река.

К вечеру река уже почти совсем чиста от льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

(342 слова)

Анализ текста по вопросам

1. Видели ли вы когда-нибудь такой ледоход в Москве? Почему?
(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)

2. И все-таки ледоход – это волнующее событие. Почему? (Стихийное явление, бывает редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)

3. Почему Чехов так подробно описывает участников этого зрелища? (Это явление интересно для всех – гимназистов, служителей церкви, мальчишки-подмастерья, солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход застал их врасплох.)

4. Какими органами чувств человек воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром; зрением – неподвижные груды льда, отдельные льдинки.)

5. Какое необычное ощущение описывает А.П. Чехов?
(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)

7. От какого лица написан текст? (Безличная форма, хотя употребляется местоимение вы , не имеющее конкретного значения.)

А почему Чехов не использует форму личного местоимения я ? (Более принята форма авторской скромности: мы, вы или он, они , тем более что участником подобного события может быть любой.)

Задание учащимся

1-й вариант. Опишите ледоход, используя текст и свои собственные наблюдения. Или:

2-й вариант. Опишите ледоход на основе собственных впечатлений.

План

1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.

Сам Игорь Северянин писал свой псевдоним через дефис: как первое и второе имя, а не имя и фамилию. Свое творчество Игорь Северянин определил как футуристическое. Выпустивший к 1910 году уже 35 стихотворных брошюр за собственный счет, он нуждался в имени. Как нельзя кстати подошло «эгофутурист», что означало просто «я в будущем». Так появился подзаголовок к поэзе «Рядовые люди» в сборнике «Ручьи в лилиях» (1911). К 1911 году вокруг Северянина сформировалось уже некое литературное объединение - «эгофутуризм», куда вошли молодые поэты Иван Игнатьев, Константин Олимпов (сын К. М. Фофанова), Грааль Арельский, Василиск Гнедов, Вадим Баян… «Эгофутуризм» имел по существу очень мало общего с футуризмом.

Это течение было какой-то смесью эпигонства раннего петербургского декадентства, доведения до безграничных пределов «песенности» и «музыкальности» стиха Бальмонта (как известно, Северянин не декламировал, а пел на «поэзоконцертах» свои стихи), какого-то салонно-парфюмерного эротизма, переходящего в легкий цинизм, и утверждения крайнего эгоцентризма. Это соединялось с прославлением современного города, электричества, железной дороги, аэропланов, фабрик, машин (у Северянина и особенно у Шертеневича). Эстрадная манера подачи стихов сказалась и на сущности ранней северянинс-кой поэзии. Зрителя увлекало, прежде всего, необычное: «грезэрки» и «эксцессер-ки», «лесофеи» и «озерзамки», «виконтессы» и «адъютантессы»… Впрочем, за подобной мишурой угадывалось не только стремление писать на потребу невзыскательной публике, здесь крылись и черты индивидуального стиля поэта, склонного к необычным словам и словосочетаниям, которые становились своеобразным отражением необыденности его поэтического мира.

Северянин резко и однозначно заявил о себе и своем месте в литературе того периода. Его личный манифест - эпилог к первой книге его «поэз» «Громокипящий кубок»:

Я, гений Игорь-Северянин… Я прогремел па всю Россию…

Эта строчка, воспринятая без контекста стихотворения и целой книги, во многом определила основной тон отношения широкого читателя к Игорю Северянину - ироническую усмешку превосходства. «Северянинщина» в нашем представлении выступает как некий апогей самомнения и самовосхваления - того, что никогда не славилось в российском обиходе.

Но сводить все его многообразное творчество лишь к этой позе самопровозглашенного «гения» -очевидная несправедливость…

Моя двусмысленная слава

И недвусмысленный тшшнт…

Игорь Северянин известен как создатель неологизмов и словесных диковинок («И что ни слово - то сюрприз»), как автор манерных «хабанер», «прелюдов», «ми-ньонетов», «вирелэ» и прочих изысканных поэтических форм, как изобретатель «гирлянды триолетов», «квадрата квадратов», «дизеля», «лэ»…

Уже в первых стихотворениях поэта появляются контуры его «грезового царства»: «Я - царь страны несуществующей…». Позже эта страна обрела поэтическое название - Миррэлия. Грезо-фарсовая сторона творчества Северянина, свидетельствующая о необыкновенной виртуозности поэта, может создать впечатление усложненности его стихов.

Но это впечатление будет обманчивым. В сущности, «футурист» Северянин весьма прост и даже примитивен. Если внимательно вчитаться в его «поэзы», то непременно обнаруживаются черты изначальной художественно простоты. Это можно увидеть и в названиях- «Примитивный романс», «Элементарная соната», «Четкая поэза»…

Говоря о творчестве Игоря Северянина, хочется употреблять не термин «эгофутуризм», а «эгосеверянизм». Многие критики сходились на том, что собственно футуристического в поэзии Северянина довольно мало. В рамках «эгофутуризма» Северянин продержался недолго. К 1913 году первоначальное объединение распалось, поэт печатно отказался от «эгофутуризма». Пропаганда «вселенского эгоизма» как «единственной и правдивой жизненной интуиции» привела и самого Северянина к позиции независимости от каких бы то ни было литературных групп. Северянину удивлялись, к нему привыкали. Он не избежал участи многих поэтов-современников - самоповторения. Тем более что писал он быстро и много. Над ним уже довлела слава, а неразборчивые вкусы публики волей-неволей начали проникать в творчество…

В 1922 году В. вынес Северянину «жесточайший приговор»: «Северянин чрезвычайно быстро «исписался», довел, постоянно повторяясь, своеобразие некоторых своих приемов до шаблона, развил в позднейших стихах, недостаток своей поэзии до крайности, утратив ее достоинства, стал приторным и жеманным и сузил темы своих «поэз» до маленького круга, где господствовали… салонный эротизм и чуждый жизни эстетизм».

Похожие публикации