Буллинг в начальной школе презентация. Презентация к педсовету и родительскому собранию "школьный буллинг". Моббинг: определение понятия

Школьный буллинг,

или

Давайте

жить дружно!

Подготовила:Иванцова Л.А.


Буллинг

(bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира)

определяется как притеснение, дискриминация, травля


Эндрю Миллер

определяет буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Однако, говоря о школе, следует сказать,

что буллинг проявляется не только

в детских взаимоотношениях, но также

и в системе отношений

«учитель/взрослый-ребенок».


  • Физический . Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
  • Поведенческий . Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия . Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг . Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

  • Семья и окружение . Пример поведения школьники берут от своих родителей и общества.Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  • Школа . Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах.
  • Над чем следует задуматься педагогу.

  • Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей :
  • жертва,
  • агрессор
  • и наблюдатели.

Агрессор буллинга в школе, характеристика буллера:

  • Неуравновешенность, самовлюбленность . Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно завышенной самооценкой. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Иногда буллинг для девочек - это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
  • Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки» . Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
  • Возвышенное положение в обществе . Дети из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета

Последствия для жертвы буллинга в школе

  • Расстройства психики . Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога.
  • Сложности во взаимоотношениях . В большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
  • Болезни . Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание . До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне . После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника . Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему.

  • Прямота . Называем проблему своим именем - это травля, гнобление. Объясните, что травля - это проблема класса, а не конкретного человека.
  • Смена ролей . Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  • Введение новых правил поведения и ответственность . Изменения могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  • Помощь специалиста . Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

  • Общение . Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является - травлей. И пообещать помочь справиться. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
  • Поддержка . Важно выслушать жалобы и эмоционально посочувствовать ребенку. Надо не анализировать и не оценивать его рассказы, а просто быть на его стороне.
  • Разговор в школе . Чтобы прекратить буллинг в школе и насилие, при разговоре с педагогами называйте вещи своими именами и требуйте этого от них.

Профилактика буллинга в школе

  • Предотвратить насилие проще, чем подавить его.
  • «НИКОГДА НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ, ЧТО НЕБОЛЬШОЙ ГРУППЕ ЧУТКИХ И ПРЕДАННЫХ СВОЕМУ ДЕЛУ ЛЮДЕЙ ПО СИЛАМ ИЗМЕНИТЬ МИР»

Cлайд 1

Cлайд 2

Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

Cлайд 3

Типы буллинга: 1. Физическая агрессия 2.Словесный буллинг 3. Запугивание 4. Изоляция 5.Вымогательство 6. Повреждение имущества

Cлайд 4

Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие: – физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников; – особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; – особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

Cлайд 5

– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; – страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность, провоцируя агрессию; – отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети); – болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.; – низкий интеллект и трудности в обучении.

Cлайд 6

Поведение жертвы определяется по следующим показателям: его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

Cлайд 7

его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища; на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Cлайд 8

Статистика: По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг - явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. 26% матерей считают своих детей жертвами таких издевательств.

Cлайд 9

Виды школьного насилия: Эмоциональное (эмоциональное напряжение, унижение, снижение самооценки) насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр. отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д. Физическое (нанесение физической травмы) избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.

Cлайд 10

Насильники в школе Неполные семьи семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни Властные авторитарные семьи Семьи с конфликтными семейными отношениями Семьи с генетической предрасположенностью к насилию

Cлайд 11

Последствия школьного насилия Падение самооценки, затравленность Проблемы в учёбе и поведении Суицидальные намерения

Cлайд 12

Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга. Скажите ребенку: Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой). Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства). Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления). Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой). Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту). *

Cлайд 13

Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга. 1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации. 2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии. 3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.

Cлайд 14

Cлайд 15

1. Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.

Cлайд 16

2. Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость.«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».

Cлайд 17

3 Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз. Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

Cлайд 18

Памятка для родителей Посоветуйте вашему ребёнку, для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу: --не показывать своё превосходство над другими; --не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода; --не хвастаться- ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;

Cлайд 19

--не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива); --не давать повода для унижения чувства собственного достоинства; --не демонстрировать свою физическую силу; --не показывать свою слабость; --своим даром,увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя; --одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему

Слайд 1

Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. Организационная культура как способ решения проблем дисциплины и противостояния насилию
Кривцова С.В., начальник Центра практической психологии образования ГБОУ ВО «Академия социального управления»

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУЛЛИНГА: Ученик подвергается буллингу, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро ее переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию (Д. Олвеус).

Слайд 3

Неравенство сил Агрессия Инциденты повторяются уже какое-то время Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция)
Четыре признака буллинга:

Слайд 4

Мифы о буллинге
В буллинге участвуют только дети из социально неблагополучных семей? НЕТ Буллинг бывает только у плохих учителей? НЕТ Чаще буллинг встречается у подростков? НЕТ Буллинг проходит сам, это просто одна из подростковых проблем? НИКОГДА Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе???

Слайд 5

Почему нужно заниматься буллингом?
1. Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв 2. Меняет школьный/классный климат 3. Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями 4. Жертвы буллинга могут совершить суицид

Слайд 6

Последствия для здоровья
Симптомы Не жертвы Жертвы Головная боль 6% 23% Нарушенный сон 23% 42% Абдоминальные боли в животе 9% 20% Чувство нагруженности 9% 17% Тревога 10% 28% Чувство, что я несчастен 6% 23% Депрессия сст 16% 49% Тяжелая депрессия 2% 16%

Слайд 7

Типы жертв
дети, отличающиеся от основной массы дети с неприятными привычками (неопрятные, плаксивые, навязчивые, трусливые, заискивающие, жадные) дети, которые лучше общаются со взрослыми, чем со сверстниками физически слабые, в том числе инвалиды те, кого не любит учитель новенькие чудаковатые сензитивные (чувствительные) любые другие дети

Слайд 8

Одновременно индикаторами буллинга могут быть следующие психосоматические нарушения
проблемы с концентрацией внимания, подавленность, угнетенное состояние), раздражительность, чувство неуверенности, повышенная чувствительность, кошмары, боли в желудке, усталость, отсутствие аппетита, бедность социальных контактов, симптомы страха, например, давление в области груди, приступы потливости, боли в спине, в затылке, в мышцах, нарушение сна.

Слайд 9

Анкета для изучения буллинга
У нас в классе: Сплетничают о ком-то, распространяют ложную или непроверенную информацию Демонстрируют свое презрение с помощью жестов или взглядов Смеются над кем-то, плохо отзываются За чьей-то спиной плохо говорят об этом человеке Регулярно прячут или портят чьи-то вещи (школьные принадлежности, велосипед …) Кого-то всегда оставляют в стороне, не принимают в игры, не приглашают на дни рождения и т.д.

Слайд 10

Больше всего жертв буллинга в младших классах
Процент жертв буллинга по классам

Слайд 11

Факторы, способствующие буллингу в школе
отсутствие контроля за поведением на переменах и в «горячих точках»: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д. позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников; Они не знают, что делать и не верят, что можно помочь. равнодушие как установка педагогов

Слайд 12

Что делать? (3 уровня работы)
Изменить правила школы в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила. Принцип: Ни один случай буллинга не должен остатся безнаказанным Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе. Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями. Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием

Слайд 13

Что не считается эффективным? (что не надо делать)
Перекладывать всю ответственность на психолога Переадресовать проблему родителям Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений Рекомендовать жертве не обращать внимания

Слайд 14

Что делать психологу?
1. Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу 2. Выслушать мнение каждого учителя и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу 3. Помочь учителям оформить позицию в конкретные правила и санкции 4. Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости

Слайд 15

Как правильно работать с родителями?
Не передавать им всю ответственность Не звонить, пока у вас не сложился какой-то конкретный план (родители буллера редко могут помочь, родители жертвы не должны чувствовать ваше бессилие) Рассказывать на собраниях о буллинге и позиции школы заранее, в начальной школе Применять методику «Без обвинений» с участием родителей

Слайд 16

Как правильно работать с учителями?
Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга Побудить каждого занять личную позицию Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг Рассказать, что им делать Вести регулярную супервизионную группу по данной проблеме

Слайд 17

Действия учителей
Не игнорировать, не преуменьшать значение Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

Слайд 18

Действия учителей
Занять позицию Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

Слайд 19

Действия учителей
Разговор с классом Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно. Проинформировать педагогический коллектив Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов, в церковь и т.д.

Слайд 20

Действия учителя
Пригласить родителей для беседы Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования. Программа шефства Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

Слайд 21

Первые признаки буллинга
Группа детей стоят плотным кольцом, озираются, возбужденно что-то обсуждают, чувствуется агрессия Ученик приходит в класс в потрепанном виде: разорванная, испачканная одежда, синяки, ссадины – следы драки Ученик на всех переменах один Послушный ребенок вдруг начал опаздывать в школу или сидеть в классе после уроков, чего-то выжидая С кем-то из учеников никто не хочет сидеть, он всегда один выполняет задания в малых группах

Слайд 22

Слайд 23

Действия на уровне школы I. Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе)
Повышение квалификации администрации школы по вопросу предотвращения буллинга. В школе должны быть разработаны правила поведения для всех учеников, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В школе также создается Антибуллинговый комитет/ Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п. Повышение квалификации администрации по созданию позитивной школьной атмосферы

Слайд 24

Действия на уровне школы II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала школы
Учителя должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными. Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге. Учителя должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик). Учителя должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

Слайд 25

Действия на уровне школы
Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей. Учителя должны знать, какие факторы способствуют буллингу.

Слайд 26

Обучение персонала проводится систематически в форме тренингов. Они предназначены для всех взрослых, находящихся в зоне возможных конфликтов: от водителя автобуса, охранника, уборщицы до родителей, учителей и администрации.

Слайд 27

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес
Дети должны уметь и быть готовы: рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.; вести себя уверенно; искать друзей среди сверстников и одноклассников; избегать ситуаций, в которых возможен буллинг; заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие; учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.

Слайд 28

Методика «Без обвинений» (No blame - approach)

Слайд 29

Важные предпосылки применения метода:
Участвующие в процедуре «Без обвинений» дети, по возможности, не должны находиться в зависимости от проводящих ее учителей. Поэтому мы рекомендуем приглашать для проведения этого метода специалистов со стороны, например, социальных работников, школьных психологов или даже руководство школы. Чтобы помочь жертве создается группа помощников. Совместно с этими «избранными» ребятами осуществляется поиск персональных предложений – решений по прекращению моббинга.

Слайд 30

Основное послание:

«У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!»

Слайд 31

Подготовка
Первый разговор с жертвой (см. ниже «Основные вопросы для интервью») Разговор с родителями жертвы Информирование и подготовка учителей

Слайд 32

Проведение
Встреча с группой помощников Объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять не дискутировать по поводу прошлого никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний! Вы сможете это сделать! передать ответственность группе.

Слайд 33

Второй разговор с жертвой примерно через неделю Последующие беседы с каждым из членов группы; возможно, повторные беседы – индивидуальные или с группой Заключительный праздник, возможно, даже с вручением диплома – примерно через 2 месяца.

Слайд 34

1. Первый разговор с жертвой
Интервью с жертвой (см. ниже текст интервью) Объяснить цель: исследовать, что произошло, кто в этом участвовал, а также кто может оказать поддержку. Серьезно отнестись к состоянию жертвы, ее страхам, постараться снизить уровень страха и тревоги. Не встречаться с группой помощников без согласия жертвы!

Слайд 35

Случай Эвелины
6 лет назад Эва вместе с родителями переехала из Баку в Московскую область. С тех пор она посещает здесь школу вместе с другими детьми. Она без акцента говорит на русском, у нее есть подруги. Но в последнее время она чувствует, что две девочки, которых она считала своими основными подругами, начали все больше сторониться ее. Они почти перестали разговаривать с ней и стали бросать в ее сторону упрекающие и обесценивающие взгляды. Они также постоянно комментируют и критикуют ее одежду. Кроме того, она все хуже чувствует себя на занятиях в школьном спортклубе, где кроме тренерши никто из девочек с ней не разговаривает. Во время автобусных поездок никто из класса не садится рядом с ней, а если она сама пытается подсесть к кому-то из своих подруг, они заявляют, что место занято. Эва страдает от чувства неуверенности в себе и не может последовать совету родителей вести себя тверже и защищаться от нападок.

Слайд 36

Ее не покидает чувство: что бы она ни делала, все будет неправильно. Ситуация для Эвы обострилась, когда перед совместной поездкой класса девочки объявили ей, что если она примет участие в этом мероприятии, то ей «будет хуже». Она попыталась взять освобождение от занятий на это время, но родители не поддержали ее. Теперь она все чаще думает о том, что лучше было ей вообще не жить, она полна страха и отчаяния.

Слайд 37

Эвелина решила рассказать о своей проблеме классной руководительнице. Та отвела девочку к школьному психологу С.И. Та попросила девочку рассказать о своей ситуации в классе и в спортклубе (история буллинга). Вместе они подумали о том, при каких условиях Эвелина все же сможет принять участие в коллективной поездке класса. С.И. рассказала Эве, как проводится процедура методики «Без обвинений». Эва очень боится, что ее ситуация в классе может еще больше ухудшиться. В качестве следующего шага С.И. решает провести беседу с родителями Эвы.

Слайд 38

2. Разговор с родителями жертвы
Понять позицию родителей Войти в доверительные отношения с родителями (получить их разрешение на применение методики) Рассказать о методе «Без обвинений» и его возможностях
.

Слайд 39

Родители Эвы тоже страдают. Поэтому они очень благодарны, что С.И. и классный руководитель пригласили их на беседу. Они говорят, что отчаялись и не верят, что ситуация может измениться к лучшему. Их очень беспокоит также то, что успеваемость Эвелины становится все хуже. С.И. рассказывает им о возможностях методики и пытается заручиться доверием родителей. Родители также считают важным, чтобы Эвы приняла участие в коллективной поездке класса. По окончании беседы они выражают согласие с планом намеченных С.И. мероприятий.

Слайд 40

3. Подготовка и информирование других
Информирование других учителей Формирование группы примерно из 6 человек, в которую входят как буллеры, так и нейтральные ребята – мальчики и девочки! Планирование мероприятий

Слайд 41

Планирование мероприятий
Школьный психолог С.И. и классный руководитель информируют о происходящем всех учителей, ведущих занятия в классе Эвы и формируют группу помощников. В нее входят обе зачинщицы буллинга (Клавдия и Ирина), две «нейтральных» девочки, обладающие хорошей социальной компетентностью, (Светлана и Наташа), и два никак не вовлеченных в ситуацию буллинга мальчика (Николай и Денис).

Слайд 42

4. Встреча с группой помощников
Основное послание: «У меня есть большая проблема в связи с тем, что одному из учеников (учениц) нашего класса приходится сейчас очень плохо. Я не могу самостоятельно справиться с этой проблемой! Мне нужна помощь, и я обращаюсь за этой помощью к вам!» Установка: Объяснить, в чем проблема (моя проблема), никого не обвинять не дискутировать по поводу прошлого никого не наказывать, а вместе взять на себя ответственность за происходящее что может сделать каждый человек из группы? Никаких обещаний! Вы сможете это сделать! передать ответственность группе. Провести повторный разговор примерно через неделю

Слайд 43

На следующее утро классный руководитель объявил ребятам, вошедшим в группу помощников, о том, что после уроков их ждет групповое занятие с психологом С.И. приветствует собравшихся шестерых ребят и говорит им о том, что она сильно обеспокоена в связи с тем, что одной девочке из их класса приходится так плохо, что она даже собирается отказаться от общей поездки. Ребята сразу же спрашивают, не об Эве ли идет речь! С.И. подтверждает их предположение и сообщает о том, что Эва на протяжении вот уже нескольких недель почти не может спать из-за того, что чувствует всеобщее отвержение ее классом.

Слайд 44

С.И.: «Я не могу самостоятельно разрешить эту проблему, поэтому мне нужна ваша помощь, чтобы как можно быстрее сделать так, чтобы Эва почувствовала себя лучше». С.И. объясняет ребятам, в чем состоит ее основная установка (см. выше) в этой групповой работе. Клавдия и Ирина снова и снова пытаются защищаться, не соглашаясь с тем, что дело зашло так далеко.

Слайд 45

Речь идет не о поиске виноватых, а о поиске путей выхода. Светлана и Наташа предлагают заботиться о Елене на переменах или на групповых занятиях. Николай и Денис берут на себя заботу о том, чтобы кто-нибудь из мальчиков не начал внезапно атаковать Эву. Ирина и Клавдия сначала уведомляют С.И., что они не собираются становится лучшими подругами Эвы. Затем Ира говорит, что собирается перестать сплетничать об Эве с другими девочками. Клавдия решает, что постарается в ближайшие недели пореже попадаться Эве на глаза, но если они все же встретятся где-то, то будет здороваться с ней.
Психолог С.И. последовательно проводит позицию:

Слайд 46

С.И. записывает все предложения ребят и говорит им о том, что через неделю она снова будет беседовать с ними, чтобы узнать, каких успехов они добились в реализации своих инициатив. С.И. также коротко встречается с Эвой, чтобы сообщить ей о том, что шесть помощников собираются что-то предпринять, чтобы помочь ей. Она также договаривается с нею о проведении следующей встречи через неделю.

Слайд 47

5. Второй разговор с жертвой

Узнать, какие произошли перемены, и какое сейчас самочувствие Еще раз проверить, какие возможности влияния на ситуацию есть у жертвы

Слайд 48

Эва рассказала о том, что ездила в поездку с классом. Перед этим она почти не спала, но день, несмотря на усталость, прошел хорошо. Она очень рада также, что на переменах Наташа и Светлана несколько раз заговаривали с ней и даже предложили ей что-то из своих завтраков. Если на уроках ребята разбивались на группы, то она видела, что ее выбирают в последнюю очередь. Но два раза учительница помещала ее в группу, где были Николай и Денис, и все проходило хорошо. Она гордится тем, что все-таки приняла участие в поездке класса и что там даже делилась с ребятами каким-то мелочами из еды или своей жевательной резинкой. Она собирается также начать активнее общаться с ребятами из параллельного класса, с которыми у нее до сих пор не было никаких проблем. А если ситуация опять станет хуже, то она знает, что теперь всегда может обратиться за помощью к классному руководителю или к психологу С.И.

Слайд 49

6. Индивидуальные беседы с каждым членом группы помощников
Через неделю проводятся индивидуальные беседы со всеми членами группы: Как у тебя прошла эта неделя? Что тебе удалось сделать из того, что запланировал? Как ты думаешь, как себя сейчас чувствует … (имя жертвы)? Что ты можешь сказать о других помощниках из группы? Какие у тебя еще есть наблюдения касательно данной ситуации? Что можно было бы еще улучшить? Хочешь ли ты продолжать участие в этой акции и дальше? Если видно, что никаких позитивных изменений не произошло, через неделю снова провести индивидуальные беседы. Если есть успехи, повторить встречи через 6 недель для подведения итогов и заключительного праздника.

Слайд 50

Пример:
С.И. проводит со всеми членами группы индивидуальные беседы, беря за основу приведенные выше вопросы. У Николая и Дениса сложилось впечатление, что они не внесли никакого активного вклада в развитие ситуации, и поэтому чувствовали себя бесполезными. С. И. еще раз напомнила им о том, какую важную функцию они выполняют, оберегая Эву в среде других мальчиков. Клавдия вела себя в беседе очень неуверенно и была немногословной. Выяснилось, что ее мучают угрызения совести, поскольку до начала акции она неоднократно отнимала у Эвы ее школьные принадлежности. Она решила написать Эве небольшое письмо с извинениями, а также купить для нее новые ластик, линейку и карандаши. Ирина недовольна собой, поскольку так и не смогла удержаться от сплетен. С.И. обсудила с ней возможные стратегии прекращения подобного поведения и предложила ей встретиться по этому поводу через две недели. Света и Наташа с радостью поделились своими успехами и сказали, что только сейчас по-настоящему узнали Эву. В выходные они наметили втроем походить по магазинам.
Цель этой беседы в том, чтобы выяснить, что происходит, кто участвует в травле, а также с кем, возможно, у жертвы еще есть хорошие отношения и каковы собственные ресурсы жертвы по урегулированию ситуации. На основе информации, полученной в этой беседе, впоследствии специалист (например, социальный работник), применяющий метод No Blame Approach, вместе с классным руководителем формирует группу помощников. Вопросы интервью: Сколько времени уже длится эта ситуация? Что тебе пришлось пережить? В какой форме осуществлялись притеснения? Что конкретно происходило? Что тебя больше всего задевало / ранило? Кто в этом участвовал? Как эти нападки повлияли на тебя? Что ты ощущал? Какой была твоя жизнь в это время? Пытался ли ты что-то против этого предпринять? Что и когда? Как обстояли дела с аппетитом, сном, здоровьем и т.д.?

Слайд 56

Оцени степень своего отчаяния (чувства безнадежности ситуации, своей беспомощности): 0 --- 5 --- 10 Какова степень твоей уверенности в себе / веры в лучшее: 0 --- 5 --- 10 Думал ли ты о том, что больше не можешь это выдерживать? Какие мысли у тебя были о том, что ты мог бы в этой ситуации сделать? Чего бы ты хотел (твое желание)? По каким признакам ты мог бы определить, что тебе стало лучше? Что должно было бы произойти, чтобы в школе, в гардеробе, в классе, на переменах, по дороге в школу тебе стало лучше? Как ты думаешь, что ты сам мог бы сделать, чтобы изменить свою ситуацию к лучшему? Есть ли еще что-то важное, о чем ты хотел бы сказать?


Школьное насилие Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение, изоляция, отказ от общения и пр. Избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Эмоциональноенасилие Физическое насилие насилие 3


Насилия не так уж много - в нашей школе его вообще нет! несколько раз в неделю – 9%, один раз в неделю – 5% 1-2 раза в месяц – 29 % 2-3 раза в месяц – 8% Ни разу – 49% Частота случаев боулинга в средней и старшей школе по данным Б.Лоуси По данным Дэна Олвеуса примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира 2-3 раза в месяц становятся жертвами боулинга. 7% девочек и 12 % мальчиков являются инициаторами травли баллерами. Данные почти полностью совпадают для разных стран. Это неправда. 4




Частота встречаемости различных форм боулингового поведения в нашей школе Формы боулингового поведения 33 Оскорбления, клички 23 Распускание слухов, клеветы 28 Изоляция, исключение из группы, бойкот, игнорирование 22 Физические формы агрессии: удары, толчки, щипки, уколы 24 Комментарии сексуального характера 13 Комментарии расистского толка 11 Вымогательство 12 6




Типичные черты учащихся, склонных становиться були (агрессор) - испытывают сильную потребность господствовать - импульсивны и легко приходят в ярость; - часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; - не испытывают сочувствия к своим жертвам; - они обычно физически сильнее других мальчиков; - дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием - дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки 8








Поведение жертвы определяется по следующим показателям: его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых; 12


Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища; на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним. 13


Снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту; Чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; Чувство горькой печали, переходящей в плач; Повторяющиеся мысли о самоубийстве или смерти. Признаки депрессии 14


15


Причины возникновения боулингового поведения Конфликты в семье Несчастная любовь Результат употребления наркотиков, алкоголя Ощущение безысходности ситуации Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой) Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо 16


Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва боулинга. Скажите ребенку: Я тебе верю Мне жаль, что с тобой это случилось Это не твоя вина Хорошо, что ты мне об этом сказал Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность 17




Задачи на уровне школы по противостоянию боулингу I.Повышение уровня коммуникативной культуры в школе: учить всех, как обходиться с боулингом (улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе). II.Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай боулинга в их адрес (школьная служба по примирению) 19



Похожие публикации