Римский дионис. Дионис - греческий бог виноделия. Новые происки Геры

Николай Кун

Рождение и воспитание Диониса

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:

Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма . Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис , слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса , и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена , они должны были воспитать его.

Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж - спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса я ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине.

Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад , среди других созвездий.

Дионис и его свита

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.

Ликург

Не везде признают власть Диониса. Часто приходится ему встречать и сопротивление; часто силой приходится покорять ему страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога. Первый раз пришлось Дионису подвергнуться преследованиям во Фракии, когда он в тенистой долине со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, под звуки музыки и пения; тогда напал на него жестокий царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, бросив на землю священные сосуды Диониса; даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида. Отец Диониса, Зевс-громовержец, наказал жестоко Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога: Зевс ослепил Ликурга и уменьшил срок его жизни.

Дочери Миния

И в Орхомене, в Беотии, не хотели сразу признать бога Диониса. Когда явился в Орхомен жрец Диониса-Вакха и звал всех девушек и женщин в леса и горы на веселое празднество в честь бога вина, три дочери царя Миния на пошли на празднество; они не хотели признать Диониса богом. Все женщины Орхомена ушли из города в тенистые леса и там пением и плясками чествовали великого бога. Увитые плющом, с тирсами в руках, они носились с громкими криками, подобно менадам, по горам и славили Диониса. А дочери царя Орхомена сидели дома и спокойно пряли и ткали; не хотели и слышать они ничего о боге Дионисе. Наступил вечер, солнце село, а дочери царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить ее. Вдруг чудо предстало перед их глазами, Раздались во дворце звуки тимпанов и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы, и тяжелые грозди повисли на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. Всюду разлилось благоухание мирта и цветов. С удивлением глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, окутанному уже вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рыканье диких зверей. Во всех покоях дворца появились львы, пантеры, рыси и медведи. С грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе дочери царя старались спрятаться в самых дальних, в самых темных помещениях дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканье зверей. Но все напрасно, нигде не могут они укрыться. Наказание бога Диониса этим не ограничилось. Тела царевен стали сжиматься, покрылись темной мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой перепонкой, - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от дневного света в темных сырых развалинах и пещерах. Так наказал их Дионис.

Тирренские морские разбойники

Изложено по гомеровскому гимну и поэме Овидия "Метаморфозы"

Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.

Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки - это были тирренские морские разбойники - дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:

Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, - даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон ? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!

Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:

Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!

Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.

В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:

Не бойся! Я полюбил тебя. Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!

Икарий

Награждает Дионис людей, которые чтут его, как бога. Так он наградил Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис подарил ему виноградную лозу, и Икарий был первым, разведшим в Аттике виноград. Но печальна была судьба Икария.

Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная, что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их, и убили его, а тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с помощью своей собаки Майры нашла она гробницу отца. В отчаянии повесилась несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца. Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С той поры горят они на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.

Мидас

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Однажды веселый Дионис с шумной толпой менад и сатиров бродил по лесистым скалам Тмола во Фригии . Не было в свите Диониса лишь Силена. Он отстал и, спотыкаясь на каждом шагу, сильно охмелевший, брел по фригийским полям. Увидали его крестьяне, связали гирляндами из цветов и отвели к царю Мидасу. Мидас тотчас узнал учителя Диониса, с почетом принял его в своем дворце и девять дней чествовал роскошными пирами. На десятый день Мидас сам отвел Силена к богу Дионису. Обрадовался Дионис, увидав Силена, и позволил Мидасу в награду за тот почет, который он оказал его учителю, выбрать себе любой дар. Тогда Мидас воскликнул:

О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!

Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара.

Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба - в золотую превращается ветвь в его руках. Срывает он в поле колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко - яблоко обращается в золотое, словно оно из сада Гесперид. Все, к чему ни прикасался Мидас, тотчас обращалось в золото. Когда он мыл руки, вода стекала с них золотыми каплями. Ликует Мидас. Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили ему богатый пир, и счастливый Мидас возлег за стол. Тут-то он понял, какой ужасный дар выпросил он у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Тогда-то понял Мидас, что придется ему погибнуть от голода. Простер он руки к небу и воскликнул:

Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!

Явился Дионис и сказал Мидасу:

Иди к истокам Пактола

Вина Дионис всегда отличался необыкновенной эксцентричностью. Когда современные исследователи детально изучили его культ, они искренне удивились тому, что эллины с их трезвым мироощущением могли терпеть у себя подобного небожителя с его неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством. Подозревали даже живших неподалёку варваров ― не из их ли земель он появился. Однако пришлось грекам признать в нём своего собрата и согласиться, что Дионис - бог чего угодно, но только не скуки и уныния.

Незаконнорождённый сын громовержца

Даже историей своего рождения он выделяется из общей массы смуглолицых и горластых младенцев, появлявшихся на свет на берегах Средиземного моря. Известно, что его папаша, Зевс, по секрету от своей законной супруги Геры питал тайную страсть к молодой богине по имени Семела. Узнав об этом, законная половина, исполнившись гнева, решила погубить соперницу и с помощью волшебства внушила ей безумную мысль просить Зевса обнять её так, как он это делает с ней ― законной женой.

Семела выбрала момент, когда Зевс был готов на любые обещания, и шепнула ему своё желание. Бедняжка не знала чего просит. Недаром он заслужил репутацию громовержца. Когда он прижал возлюбленную к груди, то его тут же объял огонь и озарили молнии. Гере ― жене, это возможно и нравилось, но бедняжка Семела не перенесла такой страсти и моментально сгорела. Не в меру пылкий любовник успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод и, поместив его в собственное бедро, доносил оставшийся срок. Вот каким необычным образом младенец Дионис появился на свет.

Новые происки Геры

Столь счастливое событие произошло, по разным сведениям, то ли на острове Наксос, то ли на Крите, теперь уже точно никто не помнит, но известно, что первыми воспитательницами юного божества были нимфы, коих проживало в тех местах великое множество. Так бы и резвился между ними юный Дионис, но внезапно дело осложнилось тем, что Зевс узнал о желании Геры погубить его незаконнорождённого сына. Чтобы ей помешать, он отдаёт юношу сестре его матери Ино и её мужу Афаманту.

Но недооценил Зевс свою ревнивую жену. Гера узнала местонахождение Диониса и наслала безумие на Афамана, желая, чтобы тот в припадке буйства убил ненавистного ей ребёнка. Но сложилось иначе: жертвой несчастного безумца стал его собственный сын, а будущий бог вина благополучно спасся, прыгнув в море вместе с Ино, где их приняли в свои объятия нереиды ― греческие сёстры хорошо известных нам русалок.

Ученик сатира

Чтобы в дальнейшем уберечь сына от злобной жены, Зевс превратил его в козлёнка и в таком облике, передал на воспитание добрым и заботливым нимфам из Нисы ― города на территории нынешнего Израиля. Легенда рассказывает, что те спрятали своего подопечного в пещере, скрыв вход в неё ветками. Но, так уж случилось, что это же место избрал своим жилищем один старый, но весьма легкомысленный сатир ― демон, ученик пьяницы Вакха. Он-то и преподал Дионису первые уроки виноделия и приобщил его к неумеренным возлияниям.

Так из безобидного на вид козлёнка получился бог вина. Дальше в легендах начинаются разногласия ― то ли Гера вселила в него безумие, то ли алкоголь так подействовал, но раскидал Дионис ветки, которые скрывали вход в его убежище, и отправился куда глаза глядят. Видели его праздно шатающимся в Египте, Сирии, Малой Азии и даже в Индии. И всюду он учил людей делать вино. Но странное дело, где бы он ни устраивал празднества, всюду они заканчивались безумием и насилием. Как будто в сочных виноградных гроздьях заключалось нечто демоническое.

Дальнейшая жизнь Диониса была полна приключений. Три года он провёл в военном походе против Индии, и в память об этом древние греки установили шумный вакхический праздник. Именно он ― бог вина и веселья - построил первый мост через великую реку Евфрат, использовав для его изготовления канат из виноградной лозы и плюща. После этого Дионис спустился в царство мёртвых и благополучно вывел из него свою мать ― Семелу, вошедшую в позднейшую мифологию под именем Фионы.

Сохранился рассказ и о том, как бог вина попал однажды в плен к пиратам. Морские разбойники захватили его во время одного из морских путешествий. Но, видимо, они плохо представляли, с кем имеют дело. Оковы сами собой упали с его рук, а мачты корабля Дионис превратил в змей. В довершение всего он появился на палубе в образе медведя, отчего перепуганные пираты попрыгали в море, превратившись там в дельфинов.

Женитьба Диониса и Ариадны

Прежде чем окончательно обосноваться на Олимпе, бог вина женился. Его избранницей стала Ариадна, та самая дочь критского сумевшая с помощью своей нити помочь выбраться из лабиринта легендарному Тесею. Но дело в том, что, оказавшись в безопасности, негодяй вероломно бросил девушку, отчего та была готова покончить с собой. Дионис спас её, и благодарная Ариадна согласилась стать его женой. На радостях её новый свёкор ― Зевс - даровал ей бессмертие и законное место на Олимпе. Много и прочих похождений этого героя описывается в греческих легендах, ведь Дионис - бог чего? Вина, а его лишь стоит вкусить, и что только не приключится…

Люто ненавидела Диониса и старалась находить все новые и новые способы отомстить незаконнорожденному сыну Царя Богов. Однако впоследствии Дионис сумел утвердиться среди двенадцати олимпийских богов, в качестве отражения таких черт человеческого характера, как безумие, опьянение, веселье и т.п., и Гере пришлось смириться.

Возлюбленной Диониса стала прекрасная Ариадна - дочь критского царя Миноса. По известному мифу Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта и научила того, как победить Минотавра . Вместе с Тесеем они сбежали из чертогов царя Миноса, но по пути в Афины герой Тесей бросил бедную девушку. От страшного горя Ариадна готова была расстаться с жизнью, но её спас Дионис. По другой версии, Дионис пришёл во сне Тесею и сказал ему о том, что Ариадна предназначена в жёны ему, Дионису. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове, где после она встретила Диониса. Зевс из любви к своему сыну сделал Ариадну бессмертной богиней. От Ариадны родились Энопион и Фоант.

Из других возлюбленных Диониса известна Эригона - дочь Икария. Её история очень печальна, Дионис подарил отцу Эригоны вино, которым тот угостил пастухов. Впервые отведав вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил и убили его. Эригона покончила с собой, но перед смертью выкрикнула проклятье - чтобы все девушки Афин умирали такой же смертью до тех пор, пока убийцы отца не будут наказаны. Так и случилось. Зевс превратил Эригону после смерти в созвездие Девы.

Авра, миф о которой изложен в XLVIII песне поэмы Нонна "Деяния Диониса", дочь титана Леланта и океаниды Перибеи, родила Дионису близнецов Дидимов. Есть версия, что Гименея от Диониса родила Афродита . Сыном Диониса является и бог пиршеств и веселья - Ком (или Комос).

Неизменными спутниками Диониса являются менады ("безумствующие"). Их называют по-разному: от римского имени Диониса Вакх их называют вакханками; по одному из эпитетов Диониса "Бассарей" - бассаридами; фиадами ("нистовые") их называют как участниц фиаса, то есть шествующих за Дионисом. Менады - это "безумные" женщины, всегда следовавшие за Дионисом и участвующие в его безудержных пиршествах и празднествах.

Среди спутников Диониса были и Мелии (нимфы), Корибанты, Сатиры, Титиры. Они неотступно следовали за Дионисом во время его путешествия.

Нечто почти неуловимое связывает Диониса с его дядей Аидом . Диониса убивают, но он вновь возрождается, он спускается в аид за своей матерью Семелой , чтобы сделать ее бессмертной богиней Фионой. Самому Аиду Дионис дарит мирт (вечнозелёное растение).

Диониса также часто противопоставляют его брату Аполлону . Тогда как Аполлон представляет собой рациональное начало, соблюдение границ и рамок, духовное развитие, Дионис представляет собой начало животное, не знающее меру, предающееся безграничным удовольствиям и экстазу. Дионис - божество земледельческого круга, связано со стихийными силами земли, тогда как Аполлон - прежде всего божество родовой аристократии.

Мифы

Один из самых известных мифов о Дионисе повествует о его рождении . Гера узнав о том, что Семела ждёт от Зевса ребёнка страшно разозлилась. Она обратилась в служанку и внушила Семеле , что её возлюбленный может быть мошенником. Гера уговорила Семелу попросить у Зевса явиться перед ней во всём своём величии. И так как Громовержец пообещал Семеле исполнить любое её желание, он не смог ей отказать. Зевс предстал перед Семелой в ярком сиянии молний и пламени, которые испепелили простую смертную девушку. Остался лишь недоношенный ребёнок, которого его отец зашил в своё бедро, чтобы доносить его до срока. Когда же срок подошёл, Зевс распорол бедро и оттуда появился хорошенький мальчик, которому он дал имя - Дионис.

Согласно сказаниям Брасийцев, Семела всё таки родила Диониса, но Кадм заключил её с сыном в бочку. Бочка была выброшена морем на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитала в пещере его кормилица Ино. Согласно же ахейцам, Дионис был воспитан в городе Месатис, где его подстерегли титаны .

Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (по Вакхилиду) или сестре Семелы Ино (по Апполодору). Следующий миф рассказывает о том, что Гера не смогла успокоиться и решила отомстить маленькому ни в чём не повинному Дионису. Так, она наслала безумие на Диониса и на всех, кто его окружал, а после натравила на него титанов из самого Тартара , чтобы они разорвали Диониса на части. Но бабушка Рея -Кибела воскресила малыша и отдала его на воспитание престарелому учителю - Силену. Однако мальчик по-прежнему был безумен. Он нашёл виноградную лозу и научился делать напиток из винограда, вселяющий безумие в любого, кто его выпьет. Силен и Дионис отправились странствовать по Египту и Сирии, чтобы учить людей виноделию, когда же он пришёл во Фригию, Рея -Кибела исцелила его безумие и просила его вернуться на Олимп.

Но Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Тогда они заковали пленника в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Повсюду, где был Дионис, он учил людей выращивать виноград и делать вино. Однако сам Дионис не знал меры - его сопровождали безудержное пьянство и насилие. Он требовал признания своего божественного происхождения и мог свести с ума, если его не признавали, или даже убить. Так, например, царь Ликург (сын царя эдонов) отверг Диониса, не признав в нём бога. В безумстве он убил топором своего сына, будучи убеждён в том, что срубает виноградную лозу. После же он был растерзан своими же лошадьми. Сошли с ума и дочери Миния, а в Аргосе Дионис поверг в бешенство женщин. Так же он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан менадами под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.

Дионис все таки вернулся на Олимп , где был встречен отцом. Он заявил свое право на правление в числе олимпийских богов и тогда Гестия с радостью отдала Дионису своё место. Так Дионис стал одним из двенадцати правящих богов Олимпа.

Имя, эпитеты и характер

Имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма еще в 14 в до н.э. Дионис (др.-греч. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionusus) или Бахус (Вакхос) - божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.

Дионис славится как Лиэй (или Лисей) ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Дионис Бромий ("шумный"), Эвий ("ликующий"), Иакх ("вопль, призыв"), Мельпомен ("поющий"), Никтелий ("ночной"), Ойнос ("вино") путешествует по миру, ведя за собой шумную толпу последователей и почитателей.

Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом. Он часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он был покровителем культурных растений и деревьев. Растительное прошлое Диониса подтверждается эпитетами Эвий ("плющ") и Дендрит ("древесный"), а также тем, что Дионис являлся умирающим и воскресающим богом также, как и растительная природа.

Зооморфное прошлое Диониса отражено в его эпитетах Бассарей ("лисица") и Эгобол ("поражающий коз"). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты "бык", "быковидный", "быколикий", "двурогий" и т.д. Возможно из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг, а до этого времени люди тащили плуг сами. Существует связь Диониса и с козлом, например, в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил мальчика в козлёнка, чтобы спасти от ярости Геры , также на связь Диониса с козлом указывают и спутники Диониса - сатиры.

Символом Диониса, как бога продородных сил земли, был фаллос, его эпитет Орфос ("прямой"), жертвенник Дионису Орфосу находился в святилище Ор.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Дионис совершенно безумен, он пьяница, жёсткий и безнравственный. Он жестоко мстит своим недоброжелателям. Но Дионис - это сильный и храбрый молодой бог. Он даже отправился в Аид , чтобы вывести свою мать из царства теней. Дионис щедрый и милосердный, он всех одаривает талантом виноделия, он простил царя Мидаса и избавил его от своего же дара (царь Мидас попросил Диониса, чтобы все к чему он прикасался превращалось в золото и чуть не погиб от голода).

Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона . Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силой которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия.

Культ и символика

Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (по Вакхиллиду). Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая "богоодержимости", становясь "вакхами". Радения Диониса осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в "богоодержимости" становятся "вакханками", "менадами" (т.е. исступленными), они и терзают Диониса и одновременно пестуют воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Почитание Диониса перешло из Фракии в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на "благоразумии" и "умеренности", на уважении к установленным социальным граням. Но со временем в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном . Именно тогда Диониса приняли как сына Зевса , что было обычной формой ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. На Парнасе каждые два года устанавливались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (по Аристотелю).

В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

Дионис в искусстве и культуре

О Дионисе повествуют XXVI и XXXIV гимны Гомера. Он действующее лицо трагедии Эсхила "Эдоняне", трагедии Еврипида "Вакханки", комедии Аристофана "Лягушки" и "Дионис, потерпевший кораблекрушение". Существовала сатировская драма Эсхила "Кормилицы Диониса", сатировская драма Софокла "Младенец Дионис", трагедия Херемона "Дионис".

Античное театральное здание в городе Афины, располагающееся на юго-восточном склоне Акрополя - Театр Диониса - один из самых древних театров в мире. Он был построен в V в. до н.э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время малых Дионисий и Великих Дионисий. Фактически эти мистерии дали начало древнегреческому театру. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису возникла древнегреческая трагедия (греч. tragodia, букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", т.е. козлоногих сатиров - спутников Диониса).

Сюжеты мифов о Дионисе отображены в скульптуре, вазописи, литературе и живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко). Художники изображали вакхические празднества, полные веселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. К этому сюжету обращались А. Дюрер, Тициан, Джулио Романо, Пьетро де Кортона, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Николя Пуссен и другие. Наиболее известные статуи 18-19 в.в. - "Вакх" И.Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.

Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала (см. "Рождение трагедии из духа музыки").

В современности

(3671) Дионис - околоземный астероид из группы "аполлонов", орбита которого пересекает орбиты Земли и Марса. Был открыт 27 мая 1984 года американскими астрономами Кэролин и Юджином Шумейкерами в Паломарской обсерватории.

Вопреки расхожему представлению о древнегреческой религии, главным богом там был вовсе не Зевс . То есть, конечно, Зевс был главой пантеона, отцом богов и т.п. Однако поклонение Зевсу не было религиозным в современном смысле слова, оно было скорее политическим и походило на уплату налогов в пользу царствующего правителя.

Силой, действительно заставляющей трепетать душу древнего грека и наполняющей её мистическим чувством, был Дионис – почти забытый в современности бог, которого «опустили» до уровня покровителя виноделия.

Дионис был древнейшим фракийским богом. Фракийцы были гораздо менее цивилизованны, чем греки, относившиеся к ним как к варварам. Как и у всех народов земледельческой культурой, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию – Дионис .

Религия Диониса пользовалась колоссальной популярностью прежде всего потому, что она возвращала уничтоженную благоразумием интенсивность чувства, мир предстает перед ним полным наслаждения и красоты, его воображение вдруг освобождается из тюрьмы повседневных забот. Цивилизованный городской житель Греции, утомлённый рассудком, не был способен к интенсивным переживаниям (как, впрочем, и современный человек). Дух городского жителя, упорядоченного и благоразумного, нашел свое выражение в культе , который мы уже обсуждали.

Культ же Диониса отбрасывал благоразумие, он породил так называемый «энтузиазм» , этимологически означающий вселение бога в поклоняющегося ему человека, который верит в свое единство с богом. Этот элемент опьянения, некоторый отход от благоразумия под влиянием страсти имеет место во многих величайших достижениях человечества. Жизнь была бы плоской и постной без дионисийского элемента, но его присутствие делает ее и опасной .

Культ Диониса, пришедший из Фракии и лишь упоминаемый у Гомера, в зародыше содержал совершенно иной способ исследования отношения человека к миру. Греки видели в явлении экстаза подтверждение того, что душа представляет собой нечто большее, чем ничтожный двойник «я», и что только «вне тела» душа может проявить свою истинную природу.

“Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,- проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом”. (Александр Мень. «История религии». )

Миф о Дионисе двухчастен . Как и во многих других случаях, этот бог имел два воплощения: «старшее» и «младшее». Старший Дионис, Дионис Загрей или Дионис Сабазий («Сабазий», вероятно, означает «спаситель», также общего корня с греч. σέβειν, чтить)– был древним фригийским божеством.

Поначалу его именовали «Владыкой вселенной». Тем не менее, как и у других народов, этот не венчал пантеон, хотя и был глубоко чтим народом.

Позднейшие мифы повествуют, что страстно влюбленный в родную мать, Зевс удовлетворил свою страсть, приняв вид быка; потом под видом кающегося и будто бы оскопившего себя он в лоно матери вложил бараньи ядра, и Деметра родила дочь, Персефону, к которой снова воспылал страстью Зевс и в образе змеи соединился с родной дочерью; плодом этой связи был мальчик Загрей с бычьей головой.

Дионис как природный бог был подвластен изначальным силам Судьбы и Необходимости.

Едва успев появиться на свет, Дионис сел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр, стал своей рукой потрясать миры и метать молнии. Это вызвало ярость Геры, подговорившей титанов убить Диониса. Титаны напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею. Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали, измазав лицо белым мёдом. Семь кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели.

Разрывание дикого животного и пожирание его сырого мяса вакханками впоследствии рассматривалось как воспроизведение того, что сделали титаны с самим Дионисом, и животное, в известном смысле, выступало как воплощение бога. Титаны были глубинно-земного рождения, но после того, как они съели бога, они стали обладателями божественной искры.

Афина спасла только сердце, ещё трепетавшее, и принесла его Зевсу, и тот передал его смертной женщине Семеле, от которой родился Дионис - другой, юный Загрей. Загрей – постоянный эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Подземной царицы, растерзанного титанами сразу же после его рождения. Зевс испепелил титанов, а из пепла, образовавшегося из тел титанов и Загрей, были созданы люди.

Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы (дочери фиванcкого царя Кадма). По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре, а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Возможно, слово «Дионис» означает «хромота Зевса» , ибо бог, вероятно, хромал, вынашивая ребенка в бедре. Роль акушера в этих необычных родах играл Гермес.

Нимфы вырастили Диониса в пещере Нисс (поэтому еще один вариант происхождения имени Дионис – «Божественная Ниса».)

Там наставник Диониса Силен открыл ему тайны природы и научил изготовлению вина. Силена обычно изображают как пожилого добродушного и немного подвыпившего пожилого человека с лошадиным хвостом и копытами.

Этот “новый” бог прошел из Эллады через Сирию в Индию и обратно через Фракию в Элладу. По мифам, Дионис не только прошел всю землю, он спустился в Аид.

Когда юный Дионис хотел вывести из Аида свою мать, некто Просимн указал Дионису вход в царство мертвых, потребовав за это плату: насладиться телом Диониса. Этот вход находился у болота Алкиония. Дионис согласился, но, когда вернулся, Просимн уже умер. Тогда Дионис срезал ветвь смоковницы, придал ей форму мужского члена и сел на нее. По словам Климента Александрийского, как воспоминание об этом воздвигались фаллосы Диониса, ежегодно ночью на берегах болота Алкиония совершались празднества Диониса. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой. Кроме того, существовало предание, что Древний Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид, так что целью этого нисхождения было обретение полноты природы Диониса.

Безумие было постоянным спутником Диониса. Так по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного царя была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка. В Аргосе Дионис также поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

Подобные же проблемы возникали и у отвергавших Диониса женщин: так дочери царей Пройта и Миньяса, обезумев, разодрали на части собственных сыновей.

Когда Дионис вернулся из Индии, богиня Кибела (или Рея; обе – доолимпийские великие матери-богини) очистила его от убийств, совершенных во время приступов безумия, и, что особенно важно, обучила своим мистериям и ритуалам инициации. Таким образом, Дионис не только сам был богом, но также являлся жрецом Великой Богини.

К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

Дионис был отождествлён и с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами.

Согласно мифу, однажды, во время охоты, Дионис увидел очень красивого сатира, искусно игравшего на пастушьей свирели. Сатира звали Ампелос . Он очень понравился Дионису и стал его преданным другом и спутником. Но однажды Ампелос упал со скалы и разбился. Бог долго плакал над его могилой и стал умолять отца Зевса вернуть его другу жизнь. Зевс сжалился и превратил погибшего сатира в виноградную лозу, которая стала приносить плоды, вкус которых был подобен вкусу нектара. В плодах был заключен сок земли, родившийся от солнечного света, влаги и огня. Именно в память об этом Дионис стал странствовать по свету и учить людей выращивать виноградную лозу, из плодов которой можно было делать божественный напиток – вино, дающее свободу чувствам. От имени сатира Ампелоса и появилось греческое название винограда – ampelos.

Вино - атрибут Диониса, такой же, как тирс, канфар, плющ, виноград, змея, свита из животных, сатиров и менад, общее представление о свободе, безответственности, изобилии, счастье и равенстве, или как чувство наркотического опьянения, варьируемое от легкого «навеселе» до экстаза и буйного помешательства.

Традиционно отличал Диониса и его свиту от любых других божеств и людей плющ , который в Греции зимой (во время празднеств Диониса) не сбрасывает листьев.

Римское имя Диониса — Вакх — необъяснимо из греческого языка. Место воспитания Диониса — Ниса — помещалось то в Египет, то в Индию, по всей Европе появились города с таким корнем (например, Ницца). Название одежды Диониса — бассара — не греческого происхождения. Имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса, которая датируется вторым тысячелетием до н. э.

В шествии Диониса, носившем экстатический характер участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса — Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корней деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин.

Когда бог Дионис неожиданно появлялся перед последователями, поднимался чудовищный шум, – переходящий в мертвую тишину, исполненную глубочайшей печали, когда он столь же внезапно исчезал. При появлении Диониса его менады входили в состояние восторга и экстаза, начинали безумно танцевать и впадали в неукротимую ярость.

На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады — вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса.

В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Позднее он отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Приготовление самогона и спирта для личного использования
абсолютно легально!

После прекращения существования СССР новое правительство остановило борьбу с самогоноварением. Уголовная ответственность и штрафы были отменены, а из УК РФ изъята статья о запрете производства спиртосодержащей продукции в домашних условиях. По сей день не существует ни одного закона, запрещающего нам с Вами заниматься любимым хобби – приготовлением алкоголя в домашних условиях. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 8.07.1999 № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3476).

Выдержка из Федерального закона РФ:

«Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт».

Самогоноварение в других странах:

В Казахстане в соответствии с Кодексом РК Об административных правонарушениях от 30 января 2001 года N 155 предусмотрена следующая ответственность. Так, согласно статье 335 «Изготовление и сбыт алкогольных напитков домашней выработки» незаконное изготовление в целях сбыта самогона, чачи, тутовой водки, браги и других алкогольных напитков, а равно сбыт указанных алкогольных напитков влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей с конфискацией алкогольных напитков, аппаратов, сырья и оборудования для их изготовления, а также полученных от их реализации денег и иных ценностей. Однако законом не запрещается приготовление алкоголя в личных целях.

В Украине и Белоруссии дела обстоят иначе. Статьями №176 и №177 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрены наложения штрафов в размере от трех до десяти не облагаемых налогом МРОТ за изготовление и хранение самогона без цели сбыта, за хранение без цели сбыта аппаратов* для его выработки.

Практически слово в слово повторяет эту информацию статья 12.43. «Изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления» в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Пункт №1 сообщает: «Изготовление физическими лицами крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), а равно хранение аппаратов*, используемых для их изготовления, – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти базовых величин с конфискацией указанных напитков, полуфабрикатов и аппаратов».

*Приобретать самогонные аппараты для домашнего использования все же можно, так как второе их назначение – дистилляция воды и получение компонентов для натуральных косметических средств и парфюмерии.

Похожие публикации