§16.1 Музыка в храме. Музыка церковная Музыкальные произведения для православного храма

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 14

Тема: Хоровая музыка в храме.

Цели урока: раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от музыки светской.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин, фотографии.

Ход урока:

Организационный момент:

Урок начинается с произведения Д. Бортнянского «Херувимская песнь» в исп. детского хора «Весна».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её,
не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз,
не наставляет в философии и не помогает достигать
полного презрения к житейским предметам,
как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».
(Иоанн Златоуст)

Сообщение темы урока:

Ребята, вообразите себе хоровое звучание... Не ошибусь, если скажу, что большинство из вас представили себе какую-либо духовную музыку. Может быть, всплыло в памяти народное хоровое пение или оперный хор и т. д. Во всех этих хоровых жанрах есть нечто общее. Именно о хоровых жанрах и хоровом пении мы будем говорить на уроке.

Работа по теме урока:

1. Происхождение хоровой музыки.

Словом «хор», которое произошло от греческого «choros» и латинского «chorus», что означает толпа, собрание, называют коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Конечно, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается значительно большим числом исполнителей.

Давайте вспомним, какие бывают хоры, начнём с состава исполнителей. Детские, мужские, женские, смешанные - когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.)

Правильно, а ещё какими бывают хоры? (Одноголосными, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.)

Ребята, а как ещё называют одноголосие? (Унисон.) Правильно. Своеобразные формы многоголосного пения создали русские певцы. Основную мелодию они расцвечивают разными подголосками, которые свободно варьируют. Получается необыкновенно красиво. А ещё некоторые хоры поют с сопровождением и без сопровождения, я думаю, вы это заметили. Как называется пение без сопровождения? (Пение без сопровождения называется «а капелла».)

О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хорошо знакомые нам хороводы - это самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то от этого неделимого корня хоровой музыки пошли два родственных начала: духовное и светское.

Как вы думаете, ребята, откуда произошла хоровая музыка? (Наверное, как и песня, из жизни.) Она возникла там, где собирались люди для совместного труда и отдыха: сначала в народных хороводах, во время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках и просто в спокойной домашней обстановке хотелось помечтать, поговорить о жизни.

Народная хоровая музыка, подобно народной одноголосной песне, произросла непосредственно из жизни, поэтому ее тематика, сюжеты и образы рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, так же ярко и достоверно, как и все народное искусство.

Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают особая мощь и слаженность звучания. В народном хоровом пении слышится шум суровых лесов, могучее течение великих рек - вся многогранная жизнь народа. Сейчас мы с вами послушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс».

Слушание музыкального произведения: русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении Волжского русского народного хора им. П. М. Милославова.

Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Прозвучала русская народная песня «Есть на Волге утёс» в исполнении смешанного хора. Музыка звучала сурово, серьёзно, медленно. Представляется этот высокий утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Такое мощное, могучее звучание, которое задевает душу каждого человека.)

2. Хоровое пение и религия.

Культовое хоровое пение было чрезвычайно развито во втором тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Палестине, Сирии, Индии, в Древней Греции и в Древнем Риме. Унаследовало эту обрядность и христианство. Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции.

Так, римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви.

С давних пор церковный храм был храмом музыки. Прихожане собирались в храмах для совместной молитвы, и в их пении слышались отзвуки небесной гармонии, искренность и чистота чувства, живущие в людях вопреки их заблуждениям. Музыка обращала души и чувства верующих к Богу лучше, чем слово. Ведь многие простые люди не всегда понимают слова молитв. Другое дело - музыка, с помощью которой сердца людей в едином порыве обращались к Богу.

Слушание музыкального произведения «Тебе поём» в исполнении мужского хора «Православные Певчие».

Русская хоровая музыка имеет исключительно богатые традиции, связанные, прежде всего, с народным творчеством. Церковная музыка в старой России не теряла связи с народной жизнью. Церковь никогда не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни, в церкви совершались таинства крещения и причастия, венчание и благословение человека в последний путь. Церковные праздники отмечались повсеместно на Руси, они были частью уклада русской жизни.

Приведите примеры церковных праздников. (Рождество, Пасха, Троица, Благовещение, и т.д.)

Да, образ России всегда ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением.

Учащиеся вспоминают песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова, одноимённую картину И. Левитана.

Слушание музыкального произведения «Вечерний звон» в исполнении хора Новоспасского монастыря.

Беседа с детьми о картинах, представленных в учебнике.

Прочитайте текст на стр. 93 учебника (1-й абзац).

Вслушайтесь в названия московских улиц - в них до сих пор звучат имена городских монастырей и храмов: Воздвиженка (по церкви Воздвижения Креста), Якиманка (по церкви в честь Иоакима и Анны - родителей Богородицы), Рождественка, Петровка, Сретенка...

Облик русских городов с их белокаменными храмами и церквями запечатлён в музыке многих русских композиторов. Среди ярчайших музыкальных образцов – вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина», получившее название «Рассвет на Москве-реке». Оркестровому вступлению Мусоргский придал, казалось бы, характер жанровой картины.

Над Красной площадью занимается рассвет. Кричат петухи. С ними перекликаются трубы пробуждающихся стрельцов. Раздаётся колокольный звон. В свои права вступает яркое, солнечное утро. Все эти моменты нашли своё воплощение в музыке. Из тонкой паутины звуков, как бы воссоздающих прозрачность и свежесть утренних красок, вырастает песенная тема необычайного благородства и чистоты мелодичных очертаний.

Близкая по своему складу и принципу развития к народной песне, эта тема является воплощением духовной красоты русского народа. Спокойная и величавая, она отразила и необъятность русских просторов и привольную гладь русских рек.

Вместе с тем в ней звучит взволнованное лирическое чувство, пробуждающееся в душе человека при мысли о родной стране. Так картинность переплетается в музыке с выражением лирических чувств, с глубоким психологическим содержанием. Через частную картину из жизни старой Москвы композитор воплотил гораздо более широкий, обобщённый образ - образ Руси и русского народа.

Слушание музыкального произведения: вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке».

Однако не только внешний облик, но и внутреннее убранство храма было отмечено печатью «великой красоты». Церковное искусство соединяло в себе все искусства. Оно создавалось усилиями архитекторов и живописцев, музыкантов и певчих. В нем все было цельно, все - от строения храма до мелодии распева - подчинялось одной идее, идее духовного очищения, восхождения.

Вера на Руси называется православной. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение без инструментального сопровождения. Православное пение долгие века было такой же неотъемлемой частью русской культуры, как архитектурный облик церквей, городов и посадов.

Тесная спаянность хорового пения со всем укладом русской жизни была связана с годовым богослужебным циклом, который строго соблюдался по всей Руси. Каждому событию этого цикла соответствует особое богослужение и – соответственно - свой круг песнопений. Вечерня, Утреня, Литургия - основные суточные службы (вечером, утром и днём), которые в дни больших праздников служатся без перерыва. Соединение служб получило название «Всенощное бдение».

«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Во время служб исполняется много молитв. Одна из главных – «Отче наш» (также молитва Господня) - главная молитва в христианстве, заповеданная, по преданию, самим Иисусом Христом. Музыкальный облик этого песнопения традиционно строг, в нем преобладает речитативный склад, что подчёркивает важность каждого слова этой молитвы.

Слушание музыкального произведения: «Отче наш».

Музыка христианского храма подарила людям, верующим и неверующим, замечательные образцы музыкального искусства. Для церкви писали музыку лучшие композиторы. Церковная музыка стала украшением концертных залов всего мира.

3. Вокально-хоровая работа.

Сейчас мы с вами продолжим разучивать замечательный романс «Жаворонок». Кто авторы этого романса? (Музыка написана М. И. Глинкой, слова - Н. Кукольником.)

Проводится работа над интонацией, дыханием и артикуляцией.

Итог урока:

Пение в хоре - одна из самых больших человеческих радостей. Развитая хоровая культура народа свидетельствует о развитости его общей культуры, ибо хоровая музыка обладает могучим облагораживающим воздействием на человека.

Вопросы и задания:

  1. Почему, иногда хочется петь одному, а иногда вместе с другими людьми, хором?
  2. Назовите различные виды хорового пения.
  3. Приготовьте небольшой рассказ о деятельности какого-либо известного вам хорового коллектива.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 24 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бортнянский. «Херувимская песнь» из «Трёхголосной литургии» (в исп. детского хора «Весна»), mp3;
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» (фрагмент), mp3;
Тебе поём (в исп. мужского хора «Православные Певчие»), mp3;
Чайковский. Отче наш, mp3;
Вечерний звон, mp3;
Есть на Волге утёс, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием
христианства в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура. Отличительная черта русской православной музыки — пение без сопровождения (a capella) Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.
Хоровое, унисонное пение, господствовавшее в русской православной традиции вплоть до конца XVII века, является своего рода духовной школой для человека, который, подстраивая свой голос к звучанию хора, учился гармонической согласованности своего духовного мира с духовным миром других людей, и в целом — со всем мирозданием, созданным Богом по законам гармонии.
В храмовом космосе очень важен звук. В храмах акустика не совсем обычная, в древних храмах для усиления акустических возможностей в кладку замуровывали горшки и кувшины, чтобы увеличить количество сферических поверхностей, отражающих звук. Поэтому голос, даже не самый громкий, здесь хорошо слышен
Музыкальная часть богослужения, как и все в храме, имеет не только и не столько эстетическое значение, но свой глубокий смысл, помогающий глубже понять существо православной веры. Здесь слова и мелодия теснейшим образом связаны между собой, поэтому отцы Церкви учили: "Пусть голос твой поет, а ум прилежно размышляет над песнопением
Православный храм ориентирован на человеческий голос, как все мироздание — на человека.
Единственным музыкальным инструментом в православном храме является колокол. Отцы Церкви отдавали предпочтение человеческому голосу, считая его самым совершенным инструментом, созданным Самим Богом. Но колокола остались. Вначале их роль была исключительно подсобной — созывать верующих на молитву.
Большие колокола используются нечасто, только в торжественные или трагические моменты. Обычно на колокольне православного храма подвешено несколько колоколов разного размера. В православии сложилась традиция благовеста — колокольной полифонии, когда звонарь приводит в движение несколько десятков колоколов, каждый колокол ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.
Церковная музыка наполнена высокой духовной красотой. Она характеризуется сдержанностью, глубиной, возвышенным благородством. В ней есть что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах — жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.
Ничто так не возвышает душу,
ничто так не окрыляет её,
как согласная мелодия и управляемое
ритмом божественное пение

Общечеловеческие законы искусства, воплощённые в верованиях, обрядах, религиозных ритуалах, канонах архитектуры, монументального и декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, художественного слова и музыки в слиянии одного художественного целого, - вот неполный список того, что преподносит человечеству синтез храмового искусства. Причём и возникновение, и развитие, и само существование этого феномена отличаются у разных народов редкостным сходством. Здесь отражается мироощущение эпох, все представления человечества о мире.

Единство земного и небесного

Основная ценность абсолютно любой религии, будь то христианство, буддизм или ислам, - храмы, воплощающие образ мироустройства. Такие культовые постройки - жилища вездесущего неземного Бога на Земле. Это места, где происходит обретение Бога через молитву, единение с Ним через таинство и спасение души.

Идея божественного содержится в самом образе Храма Вышнего, которая живёт за пределами человеческого сознания и соединяет в себе представления людей о мироустройстве. Там убежище от суеты мирской, там осознание единства небесного и земного. Так же работает синтез искусств в эстетическом воспитании.

Высокая музыкальность слова, древние иконы со строгими ликами, торжественная архитектура храмов, монументальные фрески, полная достоинства пластика скульптур, красивые и точнейшим образом взвешенные мелодии церковной музыки - всё это рождает возвышенные нравственные чувства, когда приходят мысли о жизни и смерти, о грехе и о раскаянии, когда душа стремится к идеалу и истине. Синтез храмового искусства обращается к состраданию и сочувствию, покою и умилению, одухотворению и просветлённой радости.

Обустройство православного храма

Православный храм отводит для молящихся всё подкупольное пространство, алтарное же помещение предназначено для божественной сверхреальности. Напоминают о Боге и призывают к Нему иконы. До восемнадцатого века вся церковная музыка была строго одноголосой, перекликаясь с аскетизмом икон, фресок, мозаик. После музыкальные композиции, сопровождавшие службы, стали многоголосыми и более концертными, часто композиторскими. Этому послужили храмовый синтез искусств и слияние церковного и светского начал.

Художественное оформление храмов тоже стало богаче по форме и ярче по палитре. Золото, киноварь, пурпур, смальта - образы святых стали выразительнее, интенсивнее и разнообразнее, пение - более профессиональным, даже искусным. Всё это настраивает паству на торжественный молитвенный лад, и сама служба прирастает благолепием.

Синтез храмового искусства в католичестве

Грандиозен и величественен в архитектурном плане, интерьер светел, пространство наполнено воздухом и полётом. Все части декора устремлены вверх: столбы и колонны тонкие и изящные, окна витражные, ажурные, преграды между внутренней территорией собора и внешним миром кажутся эфемерными.

В отличие от хора без инструментального сопровождения в православном храме, в католическом звучат и хор, и орган. Архитектура, живопись, скульптура, как и таинство службы, - все виды синтеза искусств тоже коренным образом отличаются.

Постижение истины в мусульманстве

Огромный купол - мечети - является символом единого Бога (Аллаха), а башня около него - минарет - символизирует пророка его Магомета. Мечеть состоит из двух соразмерных пространств - открытого двора и затенённого молитвенного зала. Все архитектурные части мусульманского храма отображают понятия мусульман о красоте: купол словно парит над мечетью, ниши нависают друг над другом, словно ступени в бесконечное небо, минарет устремлён ввысь к божественному величию.

На стенах мечети можно увидеть только красиво оформленные изречения из священной книги мусульман - Корана, поскольку тут храмовый синтез искусств вобрал в себя только архитектуру и поэтическое слово под аккомпанемент струнных. Изображать богов или любое живое существо категорически запрещено и считается святотатством. Здесь присутствует только орнамент как явление мусульманского мироощущения - символ бесконечности в ритмических повторах основных мотивов. В свою очередь, повторы - это самый надёжный способ выразить преданность Аллаху и постичь его истину.

Проблема в буддизме

Буддисты организуют празднества на свежем воздухе. Их шествия очень красочно театрализованы, сопровождаются музыкой и танцами. Особенно впечатляет буддийское Эти нечеловеческие звуки словно связывают молящихся с далёкой непредсказуемой древностью, одновременно уносят сознание в космос, в музыку сфер.

Старинный сооружён из огромных плит и камней как основа для тяжёлого и пышного скульптурного и орнаментального декора, который охватывал практически всю его поверхность. Арок и сводов в буддийском храме нет. На кровлях обычно звенят многочисленные колокольчики, раскачиваясь от малейшего порыва ветра, мелодично позванивая и отгоняя злых духов. Колокольчики - предмет ритуальный, который используется в богослужениях. Тем не менее, храмовый синтез искусств в буддизме и мусульманстве не столь полон, как в христианстве.

Флоренский о Троице-Сергиевой лавре

Лавра не может быть просто музеем именно потому, что предмет искусства не есть вещь - он не может быть неподвижной, стоячей, мёртвой мумией художественной деятельности. Нужно сделать его никогда не иссякающей, вечно бьющей струёй творчества. Предмет искусства является живой, пульсирующей деятельностью самого Творца, пусть отодвинутой от Него через время и пространство, но неотделимой и переливающейся всеми цветами жизни, всегда волнующегося духа.

Искусство должно быть жизненным, и это зависит от степени объединённости впечатлений и способа их выражения. Единством содержания нас привлекает истинное искусство. Удаляя какую-либо одну грань из полносодержательной функции, получим фикцию реального содержания.

Лавра должна рассматриваться как синтез храмового искусства, как единое целое в культурном и художественном плане, как центр и памятник высокой культуры. Нужно ценить каждую малость: её быт, её своеобразную, отошедшую в область далёкого прошлого жизнь.

Синтетические виды искусства

Различные виды искусств активно объединяются в театре, кино и на телевидении. Здесь чаще всего взаимодействуют музыкальное, драматическое, изобразительное искусство и литература.

Прежде всего, слушатель или зритель воспринимает именно литературную основу спектакля или фильма. Зрительному восприятию образа помогают костюмы и декорации для создания атмосферы реальности, которую преподносит сюжет. Музыка же создаёт и усиливает эмоциональные переживания.

Уникальный жанр на сцене - мюзикл, где потребовался и особый синтез искусств. Примеры раскрытия серьёзного материала самыми доступными для зрительского восприятия средствами следующие: мюзикл "Собор Парижской Богоматери" по Гюго, где воедино слились искусства музыкальное, драматическое, хореографическое, вокальное, пластическое и художественное. Мюзикл имеет черты водевиля, оперетты, варьете, эстрадного шоу, за счёт чего отличается яркостью материала.

Синтез искусств на телевидении включает не только художественные телевизионные фильмы и сериалы, но и множество шоу, которые проводятся по определённым сценариям. Здесь к оформлению и декорированию студий подключаются цветомузыкальные осветительные приборы, которые помогают создать предусмотренную сценарием атмосферу, пространство и определённую звуковую среду. Синтез искусств на телевидении включает особенно много компонентов.

Философия как синтез

Наука открывает человечеству общее, а искусство - частное. Философия и является тем мостиком, который связывает одно с другим. Наука - оплот разума. Искусство - территория чувств. Философия, как шутят писатели, - уже не искусство, но ещё не наука. Она - синтез науки и искусства, поскольку совмещает два подхода - всеобщий и индивидуальный, соединяя разум и чувства, объективизм и абстракцию науки и конкретный субъективизм искусства.

Философии способна познать экстаз в научных понятиях, ей необходим и холод научного рационализма, и эмоциональность искусства, и откровения религии. Она способна отвечать на вопросы не только о вселенском бытии как целом, но и о месте человека в нём. Синтезируя разум, чувство и веру, на первое место философия выводит всё-таки разум.

Синтез искусств в ДОУ

Для дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разработаны специальные программы, помогающие развитию детского восприятия, за основу которых взят синтез искусств. Здесь взаимодействуют три вида деятельности: музыка, изобразительное искусство и художественная литература.

Взаимообогащённые в синтезе искусства элементы усиливают познавательность и благотворно влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Литература, живопись и музыка всесторонне заполняют духовную сущность, снабжают новыми знаниями, обогащают внутренний мир, дарят новые возможности.

Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие обогащает каждое из них новыми чертами и возможностями. На занятиях в ДОУ план предусматривает включение в работу художественной деятельности детей в самых различных видах: чтение стихов и прозы, прослушивание музыки, просмотр видеоматериалов, рисование, танцы.

Интегрированные занятия

Направлением образовательной программы ДОУ стала эмоциональная сфера восприятия воспитанников. Богатый художественный опыт даёт ребёнку точность суждений, логику, делает выразительным его творчество.

Дети получили возможность узнать, что одно явление отражается в различных видах искусства. Круг музыкальных впечатлений расширяется, обогащается словарный запас, появляется представление о костюмах и декорациях, о причёсках и гриме, о различных предметах старины.

Торжество музыки души

Произведения архитектуры, скульптуры, живописи помогают развитию речи и полезны для восприятия музыкального образа. Хорошо для такой работы запастись образцами прикладного искусства, народного промысла, среди которых следующие: городецкая роспись, вышивки, разнообразные валяные поделки, дымковская игрушка. Литература, прочитанная одновременно с изучением художественного промысла, должна быть соответствующей - фольклор или стилизации. И прежде всего это должно работать на восприятие музыкального произведения, которое запланировано программой для прослушивания в данный момент. Музыка в этом синтезе искусств обычно главенствует.

Детей необходимо знакомить и с оперой, и с балетом. Сначала есть смысл показать эскизы костюмов и декораций либо программную живопись по данной тематике, попутно проводя знакомство с сюжетом. Тогда при первом же прослушивании или просмотре музыкальное зерно будет падать на уже подготовленную почву. Дети не будут отвлекаться от музыки, и она останется в приоритете.

Музыка христианской церкви.

Вплоть до 17 в. церковь оставалась гл.центром муз. профессионализма; в рамках церк. культуры были созданы высокиехудожеств, ценности, складывались мн. муз. жанры, развивались теория музыки,нотация, педагогика. Для европ. культуры важен процесс взаимодействия церк. исветского иск-ва. Раннехрист. Ц. м. формировалась в тесной связи с традициямиряда культур Средиземноморья (иудейской, египетско-сиро-палестинской,позднеантичной). К синагогальному и храмовому богослужению восходит антифоннаяи респонсориальная псалмодия. Влияние антич. гимнотворчества ощутимо в гимнах.Складывалась и традиция чтения нараспев отрывков из Библии (литургич.речитатив). Важную роль в становлении осн. форм христ. богослужения сыграли т.н. агапы, или вечери любви, на к-рые собирались в память о Тайной вечере. Изних развились позднейшие формы литургии, всенощная. Постепенно сформироваласьцелостная система церк. богослужения с его суточным (гл. служба - обедня),недельным (с центр, воскресным богослужением), годовым (с неподвижными иподвижными праздниками) циклами, или “кругами”. Раннехрист. пение былоодноголосным. Со временем участие женщин в обществ, богослужебном пении былозапрещено; вплоть до кон. 1-го тыс. не допускалось и использование муз.инструментов.

Разделение церкви на зап. католическую ивост. православную официально закреплено “схизмой” 1054. В Зап. Европе возникряд местных центров католицизма со своими вариантами литургии: римская,миланская (амвросианская), староиспанская (мозарабская), старофранцузская(галликанская), кельтская (британо-ирландская). Постепенно все региональныетрадиции вытеснил официальный рим. хорал (см. Григорианское пение). Все канонизиров.песнопения делились на 2 большие группы, принадлежащие мессе и оффицию.Создание новых напевов продолжалось вплоть до Тридентского собора (1545-63),запретившего ряд песнопений, в т. ч. тропы и мн. секвенции. Тропы стали однимиз источников литургической драмы. Тексты и напевы церк. служб содержались вспец. книгах (см. Антифонарий, Градуал, а также Liber usualis}.

До 9 в. католич. церк. пение былоодноголосным. В 9-13 вв. возникли разл. формы многоголосия - органум, дискант,гимелъ и др. Однако вплоть до 15-16 вв. многоголосие понималось как обработкаодногол. григорианского напева. В практике школы Нотр-Дам эпохи Ars antiquaсложились осн. формы и жанры ср.-век. многогол. Ц. м. - органум, мотет (неявлялся сугубо церк. жанром), рондель, кондукт, клаузула, гокет. В эпоху Ars novaпоявились многогол. месса и изоритмич. мотет (см. Изоритмия; Филипп де Витри,Г. де Машо). Месса и мотет оставались ведущими жанрами в Ц. м. композиторовнидерландской школы (15-нач. 16 вв.).

2-я пол. 16-нач. 17 вв.-рубежный период в истории Ц.м., особенностик-рого обусловлены деятельностью Тридентского собора. Олицетворением строгогоцерк. стиля, классич. образцом эстетики римской школы (хор. пение а сарреИа,прозрачная полифония, опора на традиц. жанры) стало творчество Палестрины.Новый, конц. стиль сложился в Венеции. В соборе Сан-Марко во 2-й пол. 16 в.звучали многохорные композиции с богатым инстр. сопр. А. Вилларта, К. де Роре,К. Меруло, А. и Дж. Габриели. На рубеже 16-17 вв. Ц. м. испытала влияниенарождающегося оперного стиля: в церк. композициях?-появились генерал-бас (А.Банкьери, Л.Виадана), сольное ариозно-речитативное пение, возросла роль инстр.начала; была создана самостоят. инстр. лит-ра (прежде всего органная). Вершинановой Ц. м. в нач. 17 в. - произв. К. Монтеверди. В 18 - нач. 19 вв. с развив"тием оперы и симфонии происходили драматизация и симфонизация церк. жанров;нередко произв. утрачивали свою богослужебную функцию и становились самостоят,конц. композициями. Про-изв, в разл. церк. жанрах были созданы композиторамивенской классической школы. Особенно значительны последние мессы И. Гайдна,Реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена. К ним примыкают мессы, Stabat mater ряд“Salve Regina” и др. церк. соч. Ф. Шуберта. Романтич. трактовку получили церк.жанры в мессе и Реквиеме Р. Шумана, Реквиеме и Те Вент Берлиоза. В кон. 18-19вв. григорианский хорал в церк. композициях почти не использовался. Реакцией назасилье оперно-конц. стиля явилось движение за восстановление строгой полифонииа сарреllа эпохи Палестрины и рим. хорала(“Объединение св. Цецилии” в Германии, “Схола канторум” во Франции). Этитенденции проявились в поздних произв. Ф. Листа, в т. ч. в его Реквиеме. В 20в. к церк. жанрам обращались И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Бриттен, Ф.Пуленк, О. Мессиан, 3. Кодай, К. Пендерецкий, Д. Лигети и др.

В результате Реформации 16 в. наряду спапской католич. церковью возникли обладающие автономией протестантские:кальвинистская, англиканская, лютеранская. Общинное пение кальвинистов ограничивалосьпсалмами. Кальвин опубликовал франц. перевод Псалтири с мелодиями Л. Буржуа идр. авторов; наиб. полно они представлены в т. н. Генфской (Женевской) псалтири1562. Эти мелодии легли в основу многогол. хор. обработок Л. Буржуа, К.Гудимеля, К. Ле Жена, К. Жанекена (в 4-гол. хоральном складе); в Нидерландахэти напевы обрабатывали Клеменс-не-Папа, Т. Сузато, Я. П. Свелинк. Англиканскаяцерковь отделилась от Рима при Генрихе VIII (1534). Перевод Псалтири на англ.язык осуществили Т. Стерн-холд и Дж. Хопкинс. Они же и нек-рые др. композиторыбыли авторами и новых мелодий. В елизаветинскую эпоху (2-я пол. 16 в.) Дж.Булл, К. Тай, Т. Таллис, Т. Морли, У. Бёрд создали много-гол. обработкипсалмов, родственные произв. Гудимеля и Ле Жена. В Англии появился испецифически нац. церк. жанр - антем (Т. Морли, У. Бёрд, О. Гиббоне, Г.Пёрселл, Г. Ф. Гендель), но вместе с тем создавалась музыка в традиц. католич.жанрах на лат. тексты (месса, мотет). Первые переводы с латинского на нем. языкпеснопений мессы и оффиция принадлежат Т. Мюнцеру. М. Лютер предложил новыйпорядок проведения службы; он отказался от большинства служб часов, отоффертория и канона в мессе, расширил общинное пение. В монастырях, Домскихсоборах, городах с лат. школами сохранилась лат. литургия с заменой отд.разделов нем. песнями общины. В небольших городах была введена месса, состоящаялишь из нем. духовных песнопений (см. Протестантский хорал). В 16- 17 вв.появились многочисл. сб-ки многогол. обработок хорала (И. Вальтер, Л. Озиандер,Л. Зенфль, X. Л. Хаслер, М. Преториус, И. Г. Шейн, С. Шейдт и др. - вплоть доИ. С. Баха).

На протяжении 16-17 вв. осн. жанроммногогол. протестантской музыки оставался мотет. В 18 в. он уступил ведущееместо кантате. В странах нем. языка также получил распространение жанр“страстей" (И. Бурк, Я. Галлус, Г. Шютц, Р. Кайзер, Г. Ф. Гендель, Г. Ф.Теле-ман, И. Маттезон, И.С.Бах). Нем. композиторы 17-18 вв. обращались и ккатолич. церк. жанрам; такова, напр., месса H-moll Баха - одна из крупнейших вех в историиЦ. м. В протестантском ритуале 17-18 вв. особенно существ, роль принадлежалаорганисту. Звучание органа (прелюдирование на хоральные темы) подготавливалообщинный хорал, предваряло и завершало службу; по ходу литургич. действаисполнялись разл. пьесы (прелюдии, фантазии, фуги, ричеркары, токкаты). Нем.мастера 17 в. (С. Шейдт, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. Пахельбель), опираясь натрадиции орг. обработок григорианского хорала, создали свои формы композиций нахорал. В эпоху Просвещения церковь утратила ведущее значение в обществ, жизни.В 19 в. возникло движение за возрождение старых традиций Ц. м.; был обнаруженряд памятников протестантской музыки. Нем. протестантские песнопения собраны визд. “EvangelischesKirchengasangbuch” (Hаnnоvег - ,1952).

На Руси Ц. м. получила распространениевместе с принятием христианства по визант. образцу (см. Византийская музыка) вкон. 10 в. По системе жанров и составу словесных текстов песнопений рус. Ц. м.(как и византийская) принципиально отличалась от зап.-европейской и былаисключительно вокальной. Её певч. жанры отражают сложность и богатство визант.гимнографии: стихира, тропарь, кондак, икос, акафист, канон, припевы, антифон,славословие, величание, киноник, гимн, аллилуарий, псалмы и др. Б. ч. распевовподчинялась системе осмогласия.

Знаменный распев - основа др.-рус. Ц. м. -господствовал в течение 11-17 вв. (поныне сохраняется у старообрядцев). Времяподъёма др.-рус. певч. культуры- 16 в. В Москве, Новгороде и др. городахбольшую роль стали играть певч. школы, появились новые распевы - большойзнаменный, путевой распев, демественный распев, а также многогол. строчноепение. Известны имена распевщиков 16 в.: Иван Нос, Фёдор Крестьянин, МаркелБезбородый, И. Т. Лукошко и.др. В 17 в. возникли новые авторские и местные распевы-Усрльский, Баскаков, Смоленский, Кирилловский, Опекалов, Киевский распев,Болгарский распев. Греческий распев. Развитию хор. пения способствовали 2 хора- государевых певчих дьяков и патриарших певчих дьяков (с 16 в.), на основек-рых впоследствии были образованы соответственно Придв. певч. капелла вПетербурге и Синодальный хор в Москве. С сер. 17 в. под влиянием укр. и польск.культур распространилось многогол. партесное пение. Среди авторов: В. Титов, Ф.Редриков, Н. Бавыкин, Н. Калашников. Классич. тип рус. духовного концерта во2-й пол. 18 в. был создан М. С. Березовским и Д. С. Бортнянским.

С нач. 19 в. центром духовной музыки сталаПридв. певч. капелла, позднее - также Синодальное уч-ще церк. пения.Композиторы 19 в. создали многочисл. духовные концерты, служебные песнопения иобработки (гармонизации) др.-рус. распевов (А. Ф. Львов, Н. И. Бахметев, П. М.Воротников, Г. Я. Ломакин, П. И. Турчанинов, Н. М. По-тулов, Г.Ф.Львовский). КЦ. м. обращались также М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков,А. К. Лядов, А. С. Аренский. Новаторскими произв. стали “Литургия” и“Всенощная” Чайковского-первые в рус. Ц. м. монументальные циклич. произв.,отличающиеся единством стиля. В кон. 19 - нач. 20 вв. в творчестве А. Д.Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М.Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина проявилисьновые принципы обработки старинных распевов. Их соч. приобрели черты, близкиерус. нар. многоголосию. Вершиной развития Ц. м. этого времени явились “ЛитургияИоанна Златоуста” и “Всенощное бдение” Рахманинова.

Список литературы

Разумовский Д. В., Церк. пение в России,в. 1-3, М., 1867-69; его же, Государевы певчие дьяки XVII в., М., 1881

Смоленский С., Азбука знаменного пениястарца Александра Мезенца..., Казань, 1888

Иванов-Борецкий М., Очерк истории мессы,М., 1910

Металлов В. М., Богослужебное пение рус.церкви в период домонгольский, ч. 1-2, М., 1912

Никольский А., Краткий очерк церк. пения впериод I-Х вв… П., 1916

Преображенский А., Культовая музыка вРоссии, Л., 1924

Беляев В. М., Др.-рус. муз. письменность,М., 1962

Успенский Н. Д., Др.-рус. певч. иск-во,М.., 1971

Бражников М. В., Др.-рус. теория музыки.Л., 1972

Друскин М., Пассионы и мессы И. С. Баха,Л., 1976

Проблемы истории и теории др.-рус. музыки.Л., 1979

Гофман Э. Т. А., Старинная и новая церк.музыка, в кн.: Муз. эстетика Германии XIX в., т. 2, М., 1982

Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.refcentr.ru/

Характеристика. Церковная и духовная музыка

По определению музыка, сопровождающая христианское богослужение, может быть названа таковой лишь условно, во всяком случае, не в смысле абсолютной музыки , представление о которой сложилось во время позднего Возрождения и барокко и господствует (в светском обществе) поныне. Поскольку определяющим в богослужении является молитва, церковная музыка носит (наряду с прочими литургическими реквизитами, например, посудой и одеждой) ритуальный характер и является формой преподнесения молитвословных текстов. В разное время и в разных христианских традициях музыкальное сопровождение богослужения вышло за рамки ритуала, утратило свой вспомогательный характер, приобрело статус авторского и концертного творчества. Артефакты такого рода именуются «церковными» условно, в сущности же являются примерами духовной музыки .

История

Самым древним жанром церковной музыки является псалом , заимствованный первоначальными христианами у иудеев: пение псалмов Давидовых в Израиле было частью храмового ритуала. Переведённые на греческий язык и на латынь , псалмы легли в основу церковного богослужения. Исполнялись они в унисон, как это было принято у иудеев, но без инструментального сопровождения. В Византии выработалась особая (псалмодическая) манера исполнения псалмов, возможно тоже заимствованная у иудеев, - медлительная речитация, не допускающая выражения эмоций . Вместе с текстами псалмов эту манеру исполнения унаследовала и литургия .

Папа Григорий I

В Западной Европе в VIII-IX веках сложился стиль богослужебного пения, названный «григорианским» в честь папы Григория I , поскольку традиция приписывала ему авторство большей части песнопений римской литургии. Одноголосное григорианское пение (или григорианский хорал) предусматривало разные, но строго определённые степени распева для различных частей литургии - от речитации до мелодически развитых и напевных построений. При этом в целом манера исполнения оставалась строгой, сдержанной, с плавными переходами, постепенными подъёмами и нисхождениями. Распев строго подчинялся тексту, который и определял его ритмику; при этом в хоре церковном присутствовали исключительные мужские голоса. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное - чередование двух хоров и респонсорное - пение солиста чередуется с небольшими репликами хора .

Основу как римско-католического, так и православного богослужения составляли библейские тексты; постепенно к ним добавлялись новые части, специально сочинённые, однако имена авторов этих текстов нам по большей части неизвестны: либо история их не сохранила, либо авторство оспаривается (как, например, папы Григория I). Таким же анонимным изначально было и музыкальное оформление, которое вырабатывалось в процессе отбора, переработки и унификации. Григорианское пение развивалось и усложнялось вместе с текстом литургии, и уже в IX веке на его основе складывались ранние формы церковного многоголосия - 2-голосный органум . В дальнейшем своём развитии многоголосие вытеснило григорианский хорал .

Православная церковь не приняла «органное гудение»; здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос . В католической же церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII веке, в эпоху барокко , в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных - sonata da chiesa (церковная соната), разновидность трио-сонаты .

Музыка в католическом богослужении

Начиная с X века в монодические хоралы начали проникать тропы - вставки гимнографических (то есть свободно сочинённых) текстов, и секвенции . Тридентский собор в середине XVI века положил этому конец, запретив тропы и все секвенции, кроме четырёх : Victimae paschali (Пасхальной жертве), Veni Sancte Spiritus (Приди, Дух Святой), Lauda Sion (Хвали, Сион) и Dies irae (День гнева) Томмазо да Челано, ставшей основной частью канонической заупокойной мессы (реквиема). Позже была канонизирована и Stabat Mater францисканца Якопоне да Тоди .

Тем не менее отгородиться от мира церкви не удавалось - на рубеже XVI-XVII веков крупнейшие соборы уже располагали собственными инструментальными капеллами (которые могли выступать и вне церкви), что отражалось и на эволюции традиционных жанров церковной музыки .

Мотет

Мотет, родившийся во Франции в XIII веке, не является сугубо церковным жанром: мотеты с самого начала сочинялись и на светские тексты, с использованием светских мелодий в качестве cantus firmus . Но сложность этого жанра хоровой музыки, в котором одна мелодия полифонически соединялась с одной, двумя, а то и тремя другими и при этом каждый голос пел свой текст, затрудняла восприятие текста. В результате за пределами церкви мотет превратился в род «учёной» музыки, на которой композиторы оттачивали и демонстрировали своё мастерство. В церкви же мотет постепенно упростился - в XV-XVI веках Жоскен Депре , Орландо Лассо, Джованни Габриели и Палестрина уже писали однотекстовые мотеты, строго вокальные, без инструментального сопровождения, хоровые сочинения, официально одобренные католической церковью .

Месса

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Самые ранние из известных нам авторских месс относятся к середине XIV века и принадлежат французу Гильому де Машо - многоголосные хоровые сочинения (точнее, обработки ординария) «Месса Нотр-Дам» и «Турнейская месса». Выдающимся образцом нидерландской школы XV века считается месса Mi-Mi Йоханнеса Окегема ; ему же принадлежит и самый ранний из дошедших до нас реквиемов .

Многоголосные обработки григорианских напевов мессы создавались на рубеже XV-XVI веков и в Германии, при капелле императора Максимилиана I , в первую очередь Xенриком Изаком и его учеником Людвигом Зенфлем .

В эпоху Возрождения исполнение католической мессы постепенно эволюционировало от хора исключительно a cappella к чередованию хора и органа в манере alternatum (когда каждый стих сначала поёт хор, затем повторяет орган) и, наконец, уже в XVII веке, а где-то и раньше - к хору в сопровождении струнных инструментов. Сонаты для различных составов инструментов в отдельных разделах службы могли заменять хоровые части. Так, известная Sonata sopra Sancta Maria Клаудио Монтеверди предназначалась для исполнения во время вечерней службы .

Однако распространившиеся к середине XVI века усложнённое полифоническое пение и сольные органные музицирования во время богослужения вызвали реакцию со стороны церковного руководства: тот же Тридентский собор постановил очистить григорианский хоральный репертуар от более поздних наслоений и потребовал от композиторов большего внимания к слову. Образцом «посттридентской» католической культуры специалисты считают творчество Палестрины, писавшего строгие хоровые сочинения a cappella с прозрачной полифонией.

Духовный концерт

Вместе с тем в Венеции в середине XVI века родилось новое направление в церковной музыке - концертное , представлявшее собою «состязание» противопоставленных друг другу двух и более хоров. Зарождение этого направления связывают с именем Адриана Вилларта , писавшего многоголосные обработки псалмов и библейских песней (особенно магнификатов). Позже появились многохорные мотеты К. де Pope, К. Меруло, Андреа и Джованни Габриели, с богатым инструментальным сопровождением. C конца XVI века вплоть до середины XVIII в католической церкви шла борьба между традиционной «римской» школой (в этом стиле продолжали работать, в частности, Алессандро Скарлатти и отчасти Ф. Дуранте) - и новым направлением, stile moderno (ars nova, seconda prattica), стремившимся к усилению интрументального начала, с одной стороны, и, под влиянием нарождающегося оперного искусства (одним из ранних представителей этого направления был Клаудио Монтеверди), к усложнению вокала - с другой. Представители этого направления включали в мессу чисто инструментальные, нередко светского происхождения, композиции для органа или струнных ансамблей, вводили сольное ариозно-речитативное пение и т. д., - то есть уходили всё дальше от собственно церковной музыки. И в этой борьбе традиционному направлению в конце концов пришлось уступить.

Музыка в протестантском богослужении

Значительно большая по сравнению с католической открытость протестантской церкви миру и менее строгое отношение к обрядовой стороне церковной жизни отразились и на её музыкальной культуре; взаимопроникновение и взаимовлияние церковной и светской культуры, так или иначе существовавшее во все времена, в протестантизме выражено намного сильнее; наконец, и сама церковь, отказавшись от принципиального противопоставления духовного мирскому, не только проводила богослужения, но и устраивала концерты для прихожан, что в практику католической церкви вошло лишь несколькими веками позже. «Богоугодность» музыки, исполнявшейся в этих концертах, не обязывала её быть сугубо церковной .

Иоганн Себастьян Бах - кантор церкви Св. Фомы

Вместе с латинским языком протестантская церковь отказалась и от многих обрядов церкви католической и, соответственно, от связанных с ними жанров церковной музыки. С другой стороны, и сам Мартин Лютер , и его последователи слагали для церковного обихода свои песни - на родном языке.

Лютеране в Германии, а позже и пуритане в Англии изгнали из своего обихода орган, как атрибут папистской церкви; в Германии к тому же Тридцатилетняя война повлекла за собой обнищание страны и упадок музыкальной культуры ; месса исполнялась исключительно a cappella. Но во второй половине XVII века орган в лютеранскую церковь вернулся, и с этого времени она значительно больше - по сравнению с католической - уделяла внимания собственно музыке, предоставляя больше прав сопровождающим инструментам, в первую очередь органу . Забота об органном сопровождении мессы или хорала лежала на органисте или канторе, которые могли как сами писать музыку, так и использовать чужие сочинения, в том числе придворного композитора Михаэля Преториуса .

Протестантская месса

Из шести частей католического ординария протестантская церковь сохранила только первые две части - Kyrie eleison (Господи, помилуй) и Gloria (Слава). При этом функция органа не сводилась к простому сопровождению хора: органные прелюдии предваряли и завершали службу; прелюдии, а также фантазии, ричеркары , токкаты могли исполняться и по ходу богослужения, - то, с чем боролась римско-католическая церковь, свободно развивалось в церкви протестантской .

Протестантский хорал

Сократив мессу католическую, Мартин Лютер ввёл в богослужение так называемую «немецкую мессу»; в своём труде «Deutsche Messe» (1526) даже рекомендовал небольшим городам ограничиться «немецкой мессой», состоявшей исключительно из немецких песнопений, позже названной протестанстким хоралом .

В этой части богослужения, по замыслу Лютера, община должна была хором исполнять песни и гимны религиозного характера; соответственно, и музыкальное оформление текстов, представлявших собою в одних случаях оригинальные сочинения, в других - переведённые на немецкий язык тексты из католического богослужения, должно быть несложным, доступным непрофессиональным исполнителям, - что побудило протестантскую церковь вернуться к традициям одноголосного григорианского пения .

В протестантском хорале соединилось несколько традиций: помимо григорианского хорала - традиции старых форм немецкой духовной песни, Leise (выросли из восклицаний Kyrie eleison) и Rufe (где краткие строфы запева чередуютя с протяжёнными строфами рефрена), а также песен XV века в стиле миннезингеров и ранних мейстерзингеров . Как и в мессе, здесь важная роль отводилась органу: прелюдирование на хоральные темы предваряло эту часть службы, и по ходу её могли исполняться различные пьесы, нередко импровизационные и, в противовес самому хоралу - полифонические .

Когда речь идёт о протестантском богослужении, не всегда легко сказать, что здесь является собственно церковной музыкой, а что - музыкой, допущенной в церковь благодаря её открытости: не в церкви родились как жанры токката, ричеркар, прелюдия и фантазия, и исполнялись они не только во время служб, но и в концертах; и даже для песнопений «немецкой мессы» Лютер нередко выбирал мелодии популярных в то время светских песен . Так или иначе, музыку для обихода лютеранской церкви писали крупнейшие немецкие композиторы XVII-XVIII веков, от Михаэля Преториуса и Генриха Шютца до И. С. Баха .

В англиканской церкви после её отделения от Рима в 1534 году месса ещё долгое время исполнялась на латыни, соответственно, продолжали развиваться и традиционные жанры - месса и мотет; немало сочинений в этих жанрах создано Уильямом Бёрдом . Однако уже в 30-х годах XVI века Т. Стернхолд и Дж. Хопкинс перевели на анлийский язык псалмы и вместе с другими композиторами сочинили для них новые мелодии. На рубеже XVI-XVII веков были созданы и многоголосные обработки псалмов. В Англии появился и оригинальный жанр церковной музыки - антем , песнопение, в котором сольные партии чередуются с хоровыми, исполняемое в сопровождении органа или струнных инструментов. Сочинения в этом жанре оставили Томас Морли, Уильям Бёрд, О. Гиббонс, Генри Пёрселл , Г. Ф. Гендель .

В полностью сформировавшемся православном богослужении пение сопровождало все его части - литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников - всенощное бдение) и т. д., чины крещения, венчания, погребения, а также требы - молебны, панихиды и др. Ещё в Византии для разных жанров и различных частей богослужени сложились разные манеры пения - распевы.

Распевы

Самой простой манерой исполнения была псалмодия - чтение нараспев (литургический речитатив); псалмодия предназначалась для чтения Евангелия , Апостола и Пророчеств .

Самым сложным было кондакарное пение - широкий распев, украшенный мелодическими вставками. В Византии он применялся для самых торжественных песнопений службы - кондаков (значительных по объёму гимнов , в которых строфы, исполняемые солистом, перемежались хоровыми рефренами) и киноников. Это виртуозное пение культивировалось и в Киевской Руси - для исполнения киноников, стихов из псалмов и припевов к ним. Но усложнённость кондакарного пения в конце концов стала причиной его исчезновения - уже к XIV веку.

Кондакарное пение иногда рассматривают как разновидность знаменного распева, который господствовал в русском православном богослужении с XI по XVII век. В зависимости от характера песнопения и его места в службе применялись три разновидности распева: малый знаменный, отличавшийся простотой мелодики, построенный на чередовании музыкальных строк, от 2-4 до 9 и более. Центральное место в богослужении занимал собственно знаменный, или столповой, распев, который складывался из попевок; в песнопении различные попевки соединялись, образуя единую линию мелодического развития. Выбор попевок и их последовательность определяли индивидуальную форму песнопения. Большой знаменный распев отличался богатством и развитостью мелодики, использовался обычно при исполнении праздничных стихир .

Все эти распевы были одноголосными; в середине XVII века к ним добавились новые одноголосные распевы - киевский, болгарский и греческий. Однако уже в XVI веке на Руси зарождались ранние формы многоголосного пения, а в XVII веке распространилось так называемое партесное многоголосие , которое очень скоро вытеснило знаменное пение.

Сложное партесное пение, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12, но могло достигать и 48-ми, способствовало дальнейшему развитию не только церковной музыкальной культуры, но и светской. Появились многоголосные обработки знаменного распева, а затем и новый жанр - партесный концерт a cappella .

Русский духовный концерт

Духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, пришёл с Запада, непосредственно - из католической Польши, на Украину в 30-х годах XVII века, в Россию - полвека спустя, и уже в традициях русского партесного пения развивался усилиями целого ряда композиторов. Это прежде всего Василий Титов , автор многочисленных концертов и служб; сохранились также концерты Фёдора Редрикова, Николая Бавыкина, Николая Калашникова.

В отличие от западноевропейского, русский духовный концерт, в соответствии с традициями богослужения, не предполагал интрументальное сопровождение. Классические образцы сочинений этого жанра во второй половине XVIII века создали Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский : это крупное по масштабам хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, с сопоставленим 3-х или 4-х разнохарактерных частей.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Похожие публикации