На какие 3 группы делятся приставки. Практическая лингвистика: на какие группы подразделяются приставки в русском языке. Запомним некоторые случаи

Следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.

Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), ко-, на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-. Приставки второй группы - все приставки, оканчивающиеся на З и С: без-(бес-), вз-(вс-), воз-(вос-), из-(ис-), низ-(нис-), раз-(рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при- .

Всего в русском языке имеется 70 префиксов.

Группы приставок

  • Греческие
    • ана-
  • Латинские
  • Русские

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Приставки" в других словарях:

    - (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10,… … Википедия

    - (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа 10, число раз … Википедия

    Бортовые шпангоуты на деревянных судах баржевой конструкции, представляющие собой вертикальные брусья, соединяющиеся помощью замка с днищевыми копанями. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ… … Морской словарь

    Приставки на з-

    Приставки на з- - 1. Приставки без, воз (вз), из, низ, раз, чрез (через) пишутся с буквой з перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) и с буквой с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безводный –… … Справочник по правописанию и стилистике

    См. Префикс … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - | | Обозначение приставки | | | Приставка | | Множитель | | | международное | русское | | | | … Энциклопедический словарь

    - … Естествознание. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Приставки. Деревня Приставки Страна РоссияРоссия … Википедия

    приставки десятичных единиц измерения - ▲ префикс десятичная система счисления приставки чисел, равных 10 в какой л. степени: 1 дека (10 в 1 степени). | 9 гига 2 гекто, | 12 тера 3 кило, | 15 пета 4 мириа, | 18 экза 6 мега, | 21 зетта | 24 йотта приставки, обозначающие отрицательную… … Идеографический словарь русского языка

Книги

  • , Адаменко Михаил Васильевич. В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины…
  • Приставки к электрогитаре. Секреты ретро-звучания , М. В. Адаменко. В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов, использовавшихся известными гитаристами второй половины…

Разделы: Русский язык , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Презентация к уроку










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока – усвоение новых знаний.

Урок построен по базовой модели и состоит из основных трех этапов:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап (мотивация знаний, актуализация знаний и целеполагание)
  2. Этап осмысления (усвоение новых знаний)
  3. Рефлексивно-оценочный этап

Структура урока выбрана рационально, так как усвоение новых знаний опирается на актуализацию, мотивацию и целеполагание, также необходим этап осмысления нового материала и его рефлексия. На уроке делался главный акцент на формирование у учащихся знаний и умений по определению лексического значения приставок и их правильного написания.

Цель: научиться определять лексическое значение приставок, научиться правильно их писать.

Задачи:

  • Обучающая : дать представление о трех группах приставок в зависимости от их написания.
  • Развивающая : развитие орфографической зоркости учащихся, познавательных способностей через разнообразные виды деятельности.
  • Воспитательная : осуществлять в ходе урока нравственное воспитание, воспитывать коммуникативные отношения.

Оборудование: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит.

А.Н.Тихонов

I. Организационный момент

Приветствие. Запись числа и классной работы.

II. Повторение

1. Сконструировать слово (Слайд 2)

– Начнем мы наш урок с небольшого конструирования. Давайте соберем слово.
– Возьмите приставку в слове поехал, корень в слове второй, суффикс и окончание в слове учение. Какое слово получилось? (Повторение)
– А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Слайд 3)
Автор «Школьного толкового словаря русского языка» А.Н.Тихонов сказал: «Каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит». Какие части слова имел в виду автор данного высказывания? Назовите их.
– Когда в слове выделяем значимые части, какой разбор мы выполняем?

2. Морфемный разбор слов: заговорим, говорливый, привокзальный, выстрел, бездорожный, в тростнике. (Слайд 4)

(Взаимопроверка)

– Назовите глагол, который присутствует среди записанных слов.
– Определите способ его образования.
– Какие способы образования глаголов вы можете назвать? Приведите примеры.

3. Работа с учебником

– Откройте учебник на с. 19, рассмотрим упр. 615.
Цель – закрепить представление о приставочном способе как основном способе образования глаголов и потренировать учащихся в определении значения приставок.
– Какой вывод мы можем сделать на основе рассмотренных примеров? (Каждая приставка несет смысл, что-то значит)
– Что называется приставкой? Почему это значимая часть слова?
– Запишем тему урока. (Слайд 1) Опираясь на тему, определите цель нашего урока.

III. Изучение нового материала

– Откройте учебники на стр.21, внимательно прочитайте текст и запишите группы приставок в зависимости от их написания.
– На какие группы делятся приставки в зависимости от написания? (Слайд 5)
– От чего зависит написание приставок на з\с? Объясните написание приставки в слове бездорожный.
– Из «Словарика значения морфем» выпишите примеры на каждую группу.

Проверка.

IV. Закрепление

1) Выразительно прочитайте текст. (Слайд 6)

2) Определите тему текста.

(В тексте идет речь не только о конкретной ласточке. Дед Митрий объясняет поведение всех ласточек. Кроме того, в этом фрагменте говорится о людях, которым интересна природа и все живое. Таким образом, тема текста – «Ласточки и люди».
– ласточки живут рядом с человеком и доверчиво пользуются его помощью, часто невольной;
– человек наблюдательный, способный по-настоящему любить природу, многое знает о ней и может объяснить, например, поведение птиц.)

3) Определите тип речи, использованный в тексте. (Повествование с элементами описания и рассуждения: рассказ о случае, который произошел с автором; описание поведения ласточек; рассуждение о том, почему ласточка так себя вела.)

4) Как можно озаглавить текст? («Смышленная ласточка»)

5) Выполните задание №2 к упр.618.

6) Проверка.

– Какая группа приставок нам не встретилась в словах данного текста?
– Из слов, предоставленных вам для морфемного разбора, назовите то, которое соответствует отсутствующей группе. (Привокзальный)
– Как мы можем объяснить написание приставки в данном слове?

V. Домашнее задание (Слайд 7)

1) Упр.619
2) Выучить правило о написании приставок (стр.21)

VI. Рефлексия (Слайд 8)

– Давайте вспомним эпиграф нашего урока.
– О какой части слова мы сегодня говорили?
– Что нового узнали о данной морфеме?
– Чему научились?

VII. Итог урока (Слайд 9)

Собери слово:

Корень мой находится в цене, –
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале! (Оценка)

Выставление оценок за урок.

1. Какие группы приставок вы знаете? Назовите их.
2. Почему приставки следует делить на такие группы? Чем определяется написание слов в каждый группе?
3. Расскажите о словах, в которых приставки пре-, при- уже не выделяются, а также об иноязычных словах с начальными пре-, при-.

1)Что вы знаете о тексте?


4)Когда пишется разделительный ъ, а когда ь?
6)В каких словах после ж, ш пишется ю?
7) Какие части речи вы знаете?
8)Назовите падежи имен существительных и вопросы кождого из падежей.
9)Как изменятся имена прилагательные?
10) Какие вы знаете местоимения? Как они пишутся с предлогами?
11) Приведите примеры глаголов с окончанием -ешь, -ет, -ем, -кое, -ут,(-ют) и глаголов с окончанием -ишь, -ит, -мое, -ат (-ят).
12)Составьте два предложения с наречиями.

1)Что вы знаете о тексте?

2)Какие морфемы могут быть в слове?
3)Чем отличаются приставки от предлогов?
4)Когда пишится раздилительный ъ, а когда ь
5)Что вы знаете о правописании гласных и согласных в корнях слов?
6)В каких словах после ж,ш пишится ю?
7)Какие части речи вы знаете?
8)Назовите падежи имен существительных и вопросы каждого из падежей?
9)Как изменяются имена прилагательные?
10)Какие вы знаете местоимения?Как они пишутся с предлогами?
11)Приведите примеры глаголов с окончаниями -ешь -ет -ем- -ете -ут -ют и глаголов с окончаниями -ишь -ит -ите -ат -ят
12)Составте 2 предложения с окончаниями

1.Что вы знаете о роли русского языка как средства общения народов в нашей стране о его месте в международной жизни?

2.Какие выразительные возможности русского языка вы знаете?Вспомните высказывания русских писателей о русском языке. Какое из них вам больше всего нравится?

1-В чем отличие придложения от1-В чем отличие придложения от словосочитание?2-На каие две группы делятся придложения по количесву граммтических

основ?3-Из чего состоит грамматическая основа двухсоставного придложения?что называют подлежащим? что сказуемым? чем отличается распространёное придложения от нераспространенного?4-В чем различие между главными и второстепенными членами придложения? 5-какие виды скаемого вы знаете?Охакартирезуйте особбености каждого из них.Приведите пример.
6-На какие группы делется второстепенные члены? расскажите о каждом из них. Привидите примеры.7-чем отличаются согласованные определения от несогласованных?8-Охарактерезуйте виды обстоятелств9-в каких случаях между главным членамами двухсоставного придложения ставится тире?Привидите примеры?
Можно кратко ясно и понятно
и что такое определения и дополнения

Приставки на з- и с- в основном пишутся, как слышатся. Но есть правило: если слово начинается на звонкий согласный, то приставка должна оканчиваться на з-, если глухой согласный - то на -с.

Приставка или префикс - это морфема, служащая для . Приставок в 51 штука, при этом есть как исконно русские, так и иностранного происхождения. К русским приставкам относятся следующие: без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-), со-, через- (черес-), чрез-, вне-, меж-, возле-, сверх-, около-, противо-, а к иноязычным приставкам: анти-, архи-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, контр-, про-, пан-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экс-. Эти приставки являются неизменяемыми, достаточно просто заучить их правильное написание.

Правописание приставок

Сложности в выборе приставки возникают при написании слов, начинающихся на а- и о-. Приставка а- используется чего-либо, например: асимметричный (т.е. несимметричный). Приставка о- используется для обозначения направленности действий, чрезмерности действия и т.д., например: (т.е. не просто смотреть, а выполнять это действие более тщательно и длительно).

При написании приставок про- и пра- также необходимо проанализировать смысл слова. Приставка пра- имеет значение «древний, старый, дальний родственник, изначальный», например: прародитель. Во всех иных случаях необходимо использовать приставку про-, например: проронить, прокусить.

Из всех правил есть исключения. Это в основном слова иностранного происхождения. Их нужно запомнить или сверять их написание в орфографическом словаре.

Особенно сложно школьникам даются изменяемые приставки при- и пре-. Приставка при- имеет довольно широкий ряд значений, включая следующие: «около» (Приазовье); «прибавление, приближение, присоединение» (прикрутить); «неполнота действия» (припудрить); «действие, доведенное до конца» (признать); «чуть-чуть, ненадолго» (прилечь); «сопутствующее действие» (присвистнуть); «действие в чьих-либо интересах» (припрятать). Приставку пре- используют, когда слово имеет значение «очень, весьма, излишне» (престарый) или «через, по-другому» (преодолеть).

Ь или Ъ

Если слово начинается на гласную букву Е, Ё, Ю и Я, то после приставки необходимо Ъ. Твердый знак следует писать, если приставка оканчивается на согласную, например: разъем, подъезд. В сложных словах, если приставка является числительным, также пишется Ъ, например: двухъярусный. Твердый знак также пишется после большинства иноязычных приставок: инъекция, адъютант. Мягкий знак после приставки не пишется.

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:

2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

Похожие публикации