Развертывание сил и средств. Этапы боевого развертывания Задачи боевого слаживания

  • 5.3. Физико-химические свойства некоторых веществ и материалов
  • 5.4. Линейная скорость распространения горения
  • 5.5. Воздействие офп на человека и их допустимые значения
  • 6. Прекращение (ликвидация) горения.
  • 6.1. Условия прекращения горения
  • 6.2. Способы прекращения горения
  • 6.3. Огнетушащие средства – виды, классификация.
  • 6.4. Огнетушащие вещества и материалы
  • 7. Параметры тушения пожара
  • 7.1. Интенсивность подачи огнетушащих средств
  • 7.2. Расходы огнетушащих средств на пожаротушение
  • 7.2.1. Расход огнетушащего средства
  • 7.2.2. Расход воды из пожарных стволов
  • 7.2.3. Нормативные расходы воды, установленные «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности»
  • 7.3. Время (периоды) тушения пожара
  • 7.4. Площадь тушения (тушение по площади)
  • 7.5. Тушение по объёму (объёмное тушение)
  • 9. Тактико-технические данные пожарной техники.
  • 9.1. Классификация пожарной техники и главные параметры пожарных автомобилей.
  • Структурная схема обозначений пожарных автомобилей:
  • 9.2. Тактико-техническая характеристика пожарных насосов
  • 9.3. Основные пожарные автомобили
  • 9.4. Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей общего применения
  • 9.4.1. Пожарные автоцистерны.
  • 9.4.2. Пожарные автоцистерны с лестницей (ацл), пожарные автоцистерны с коленчатым подъемником, пожарно-спасательные автомобили.
  • 9.4.3. Пожарных автомобилей первой помощи (апп)
  • 9.4.4. Пожарные насосно-рукавные автомобили.
  • 9.5. Тактико-технические характеристики основных пожарных автомобилей целевого применения
  • 9.5.1. Пожарные автомобили порошкового тушения (ап).
  • 9.5.2. Пожарные автомобили пенного тушения.
  • 9.5.3. Пожарные автомобили комбинированного тушения.
  • 9.5.4. Пожарные автомобили газового тушения.
  • 9.5.5. Пожарные автомобили газоводяного тушения.
  • 9.5.6. Пожарные автонасосные станции.
  • 9.5.7. Пожарные пеноподъёмники.
  • 9.5.8. Пожарные аэродромные автомобили.
  • 9.6. Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей
  • 9.6.1. Пожарные автолестницы
  • 9.6.2. Пожарные коленчатые автоподъёмники
  • 9.6.3. Пожарный аварийно – спасательный автомобиль
  • 9.6.4. Пожарные автомобили газодымозащитной службы
  • 9.6.5. Пожарные автомобили связи и освещения
  • 9.6.6. Пожарные рукавные автомобили
  • 9.6.7. Пожарный водозащитный автомобиль
  • 9.6.8. Пожарный автомобиль дымоудаления
  • 9.6.9. Пожарный штабной автомобиль
  • 9.6.10. Автомобиль отогрева пожарной техники
  • 9.6.11. Пожарная компрессорная станция
  • 9.6.12. Другие типы специальных пожарный автомобилей
  • 9.7. Переносные и прицепные пожарные мотопомпы
  • 9.8. Сизод и воздушные компрессоры
  • 9.8.1. Аппараты дыхательные со сжатым воздухом
  • 9.8.2. Аппараты дыхательные со сжатым кислородом
  • 9.8.3. Компрессорные установки
  • 9.9. Стволы (водяные, пенные, лафетные, генераторы)
  • 9.9.1. Стволы ручные
  • 9.9.2. Стволы лафетные
  • 9.9.3. Стволы лафетные с дистанционным управлением и роботизированные
  • Технические характеристики пожарных роботов на базе лафетных стволов
  • Технические характеристики пожарных роботов на базе лафетных стволов
  • 9.10. Рукава (напорные, всасывающие)
  • 9.11. Ручные пожарные лестницы.
  • 9.12. Средства связи
  • 9.13. Специальная защитная одежда
  • 9.14. Высокотехнологичные средства тушения и робототехнические комплексы
  • Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения
  • 10. Основы расчёта сил и средств для тушения пожаров.
  • 10.1. Проведение расчета сил и средств для тушения пожара
  • 10.2. Расчёты по забору и подаче воды из противопожарных резервуаров и водоёмов
  • 10.2.1. Расчёт гидроэлеваторных систем.
  • 10.3. Определение напоров на насосе при подаче воды и раствора пенообразователя на тушение
  • 10.4. Проведение расчётов по подаче воды к месту пожара
  • 10.4.1. Подача воды в перекачку
  • 10.4.2. Подвоз воды автоцистернами
  • 10.5. Особенности тушения пожаров на различных объектах
  • 10.5.1. Подача воды на тушение в зданияхповышенной этажности
  • 10.5.2. Тушение в зданияхповышенной этажности с использованием универсальных стволов.
  • 10.5.3.Тушение пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах
  • 10.5.3.Тушение пожаров на открытых технологических установках
  • 11. Этапы боевого развёртывания.
  • 12. Нормативы по пожарно-строевой подготовке (извлечения).
  • 13. Сигналы управления
  • 11. Этапы боевого развёртывания.

    Боевое развертывание – действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

    Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

      подготовку к боевому развертыванию.

      предварительное боевое развертывание.

      полное боевое развертывание.

    Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

    Подготовка к боевому развертыванию проводится по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

      установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние.

      открепление необходимого пожарно-технического вооружения.

      присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

    Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара или получено указание РТП.

    При предварительном боевом развертывании сил и средств:

      выполняют действия по подготовке к боевому развертыванию.

      прокладывают магистральные рукавные линии.

      устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

    Рисунок 20. Предварительное развертывание отделения

    а – на автоцистерне без установки ее на водоисточник;

    б – на автоцистерне с установкой ее на водоисточник;

    в – на автонасосе.

    Полное боевое развертывание сил и средств на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ. При полном боевом развертывании сил и средств:

    Рисунок 21. Полное развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на пожарный гидрант

    а – с подачей трех стволов Б;

    б – с подачей одного ствола А и одного ствола Б;

    в – с подачей двух стволов ГПС-600

    12. Нормативы по пожарно-строевой подготовке (извлечения).

    Нормативы по пожарно-строевой подготовке – это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий отдельными сотрудниками (работниками), отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями пожарной охраны с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.

    Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований наставлений, правил, руководств и инструкций, в том числе мер безопасности.

    Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования, средств защиты, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».

    Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

    Время выполнения норматива сотрудником (работником), отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива. Все нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива – поданная команда (сигнал тревоги), окончание – в порядке, изложенном в условиях норматива.

    Условия и время на выполнение нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.

    При выполнении норматива на пожарных машинах с передним и боковым расположением всасывающего патрубка время на выполнение нормативов увеличивается на 2 секунды, с подачей воды – на 5 секунд, с подачей пены – на 7 секунд на каждый рукав рабочей и магистральной линий (по одной наиболее протяженной линии).

    Таблица 182

    Условия и нормы выполнения нормативов с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением

    Вид норматива

    Оценка по времени, с

    Условия выполнения норматива

    удовлетворительно

    Надевание боевой одежды и снаряжения

    1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Брезентовые рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов – под пояс.

    2. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним.

    3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.

    Надевание теплоотражательного костюма

    1. Костюм вынут из мешка и уложен на столе (полке).

    2. Пожарный в положении ”смирно” в боевой одежде и снаряжении стоит в одном метре от костюма лицом к нему.

    3. Окончание: полукомбинезон одет и закреплен с помощью плечевых лямок. Куртка из металлизированной ткани одета и застегнута на все пуговицы. Шлем-маска с пелериной одета поверх каски и застегнута, рукавицы одеты.

    Надевание тепло-отражательного костюма ТК-800

    на правильность

    1. Пожарный в повседневной одежде с двумя ассистентами стоит в одном метре от приготовленного костюма.

    2. Надеть брюки комбинезона и сапоги

    3. Надеть дыхательный аппарат со сжатым воздухом или КИП.

    4. Надеть верхнюю часть комбинезона, застегнуть стягивающие ремни, закрыть защитный клапан, оставить не застегнутым один верхний стягивающий ремень и одну верхнюю кнопку защитного клапана.

    5. Произвести боевую проверку КИП или открыть вентиль баллона АСВ до отказа (должен быть включен резерв дыхательного аппарата со сжатым воздухом). Включиться в дыхательный аппарат. Надеть пожарную каску

    6. Окончание: капюшон и рукавицы надеты, стягивающий ремень застегнут

    Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)

    1. Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива 1.

    отделения

    2. Личный состав дежурного караула находится в караульном помещении и располагается произвольно.

    Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение.

    Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля

    караула в составе двух и более отделений

    3. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения(ий) находится в автомобиле. Дверцы закрыты.

    Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля(ей).

    Примечание: Для автомобилей с тормозной системой «КАМАЗ» нормативное время увеличивается на 60 с.

    Прокладка рукавной линии со стволом (указывается ствол) длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант

    1. Пожарное оборудование сложено в одном метре от колонки. Пожарный стоит в положении «смирно» около оборудования.

    2. Окончание: рукавная линия проложена, ствол присоединен к рукавной линии, пожарный на боевой позиции.

    одним пожарным на:

    1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля.

    5 рукавов

    6 рукавов

    7 рукавов

    Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм

    расчетом из 2-х человек на:

    1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля.

    2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса.

    Результат фиксируется по последнему соединению.

    5 рукавов

    6 рукавов

    7 рукавов

    8 рукавов

    10 рукавов

    Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм

    расчетом из 3-х человек на:

    1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля.

    2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.

    6 рукавов

    7 рукавов

    8 рукавов

    10 рукавов

    Вязка двойной спасательной петли без надевания ее на спасаемого

    1. Пожарный стоит в положении «смирно».

    3. Окончание: спасательная петля связана

    Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого

    1. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от спасаемого, лежащего на спине.

    2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного

    3. Окончание: спасательная петля связана, надета на спасаемого, длинный конец веревки намотан на карабин

    Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов)

    1. Пожарный стоит в положении ”смирно” в одном метре от места закрепления веревки за конструкцию.

    2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного

    3. Окончание: веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан

    Сматывание спасательной веревки в клубок длиной 30 (50) м

    на правильность

    1. Пожарный стоит в положении «смирно» одном метре от размотанной веревки, один конец которой находится в руке пожарного.

    2. Окончание: веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка уложен в чехол.

    Подъем по стационарной лестнице на заданную высоту:

    1. Пожарный стоит у лестницы-палки, приставленной к стационарной лестнице, двумя руками держится за тетивы, правая (левая) нога на первой ступеньке.

    2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной высоте, закрепился за ступеньку лестницы карабином

    Подъем по стационарной лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указывается ствол) на заданную высоту:

    2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной вы- соте, закрепился карабином за ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой..

    Результат фиксируется по закреплению задержки

    Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.

    Подъем по автолестнице, выдвинутой на:

    1. Автолестница установлена и выдвинута на заданную высоту при угле наклона 70 градусов, пожарный стоит у входа на лестницу.

    2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за продпоследнюю ступеньку лестницы.

    Результат фиксируется по закреплению карабина.

    Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.

    Подъем по автолестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указать тип ствола) на заданную высоту:

    1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине.

    2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за предпоследнюю ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой.

    Результат фиксируется по закреплению задержки.

    Переноска и подвеска штурмовой лестницы

    2. Окончание: лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни на всю длину крюка.

    Результат фиксируется по касанию крюка о верхнюю поверхность подоконника.

    Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни

    1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой (правой) ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы.

    Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни

    1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.

    2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.

    Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.

    Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни

    1. Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку, первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левая нога на первой (второй) ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает и удерживает ее.

    2. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.

    Результат фиксируется по касанию пола второй ногой

    Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни

    2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта.

    3. Окончание: выдвижная лестница снята, перенесена, установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит в полушаге от лестницы лицом к ней, второй номер стоит между стеной и лестницей.

    Результат фиксируется по касанию тетивы лестницы подоконника

    Установка и подъем по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни

    1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята.

    2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта

    3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.

    Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.

    Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями

    1. Пожарный со стволом стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии (ствол находится в любом положении).

    2. Окончание: препятствия преодолены, дистанция закончена; ствол примкнут к рукавной линии, рукава соединены между собой и присоединены к разветвлению.

    Примечание: расстановка препятствий и условия их преодоления должны соответствовать Правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту.

    Условия и нормы выполнения нормативов по боевому развертыванию от основных пожарных автомобилей

    Таблица 183

    норматива

    Боевой расчет, чел

    Оценка по времени, с

    удовлетворительно

    1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у гидранта.

    2. Окончание: колонка навернута до отказа на стояк гидранта, всасывающие рукава присоединены.

    В скобках указано время с пуском воды из напорного патрубка.

    1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована двумя всасывающими рукавами по 4 метра каждый.

    2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды.

    1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована четырьмя всасывающими рукавами по 2 метра каждый.

    2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав.

    В скобках указано время с пуском воды

    2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная

    линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса

    норматива

    Количество рукавов n, диаметром d

    Боевой расчет, чел

    Оценка по времени, с

    Схема боевого развертывания и условия выполнения норматива

    удовлетворительно

    1. Автоцистерна установлена на площадке

    2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса

    1. Автоцистерна установлена у водоема (гидранта).

    2. Окончание: автоцистерна установлена на водоем (гидрант), рукавные линии проложены и соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса

    В скобках указано время с заполнением насоса водой

    Таблица 184

    Время выполнения операций с пожарно-техническим вооружением

    Операции

    Раскатать напорный пожарный рукав диаметром 51-77 мм на горизонтальной поверхности:

    одинарная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 51 мм)

    двойная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 77мм)

    Соединить напорные соединительные головки диаметром 51-77 мм

    Соединить напорные соединительные головки всасывающих рукавов диаметром:

    (не резьбовые) 125-150мм

    Установить колонку на гидрант

    Открыть крышку гидранта

    Открыть колпачок гидранта

    Подать воду в колонку

    Открыть вентиль колонки

    Переместиться с рукавной катушкой на расстоянии 100 м:

    без раскатки рукавов

    с раскаткой рукавов

    Раскатать напорный рукав диаметром 51-66 мм по лестничному маршу лестничной клетки

    Закрепить напорный пожарный рукав

    Опустить спасательную веревку на 1 м

    Опустить (поднять) напорные рукава в этажах зданий на 1 м

    Размотать веревку на всасывающей сетке

    "

    Штаб части оформляет решение командира, как правило, на карте с пояснительной запиской.

    В пояснительной записке к решению могут отражаться:

    · Выводы из оценки противника;

    · Боевая задача части;

    · Порядок действий других сил в интересах части;

    · Замысел решения командира;

    · Боевые задачи подчиненным подразделениям;

    · Схема нанесения удара по объектам (целям);

    · Распределение управляемых ракет и ядерных боеприпасов;

    · Организация взаимодействия и обеспечения;

    · Порядок управления и другие элементы.

    На основе замысла боевых действий, оценки обстановки и полученной боевой задачи, одновременно с выработкой решения по указанию командира штаб авиационного соединения (части) совместно с начальниками служб планирует боевые действия.

    Командир авиационной базы ставит боевую задачу устным боевым приказом . При базировании на двух и более аэродромах боевая задача эскадрильям может ставиться боевым распоряжением .

    В авиационной базе все боевые приказы и боевые распоряжения, отданные командиром устно, записываются заместителем начальника штаба.

    Контроль подготовки подразделений к выполнению поставленных задач, правильным уяснением и своевременным выполнением полученных ими приказов и распоряжений является обязанностью всех командиров, штабов и начальников служб.

    Контроль должен быть постоянным и целеустремленным, направленным на проверку подготовки подчиненных частей к выполнению наиболее сложных задач и оказание им необходимой помощи.

    В боевом приказе указываются:

    1. В первом пункте – выводы из оценки обстановки и прогноз ее развития.

    2. Во втором пункте – боевой состав и боевую задачу части, назначенный летный ресурс, выделенное количество боеприпасов.

    3. В третьем пункте – задачи, выполняемые в интересах части силами и средствами старшего начальника.

    4. В четвертом пункте – задачи соседей и взаимодействующих соединений.

    5. В пятом пункте – после слова «РЕШИЛ» замысел боевых действий.

    6. В шестом пункте – после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» боевые задачи подразделениям (состав привлекаемых сил), формулировка самой задачи: дата, время, с применением каких средств поражения по каким целям действовать, каких результатов достичь, запасные цели, боевая зарядка, порядок выполнения боевой задачи, взаимодействия и обеспечения.

    7. В седьмом пункте – порядок управления: с каких ПУ осуществлять управление, рубежи передачи управления, порядок управления в условиях помех, место командира полка и его заместителей на земле и в воздухе.



    8. В восьмом пункте – время готовности к выполнению поставленной задачи.

    26. Основные тактические группы боевых порядков авиационных частей (подразделений). Этапы боевого полёта.

    Боевой порядок – это взаимное расположение подразделений, пар и самолетов (вертолетов) в воздухе для совместного выполнения боевого полета. Он определяется командиром соединения или устанавливается старшим начальником.

    Боевой порядок авиационного соединения в воздухе может включать группы различного назначения:

    · Основную (ударную, десантную, транспортную или другую) группу,

    · Группы обеспечения

    Основная группа предназначена для достижения главной цели решаемой задачи, составляет основу боевого порядка и включает, как правило, большую часть сил, привлекаемых для выполнения боевой задачи.

    Группы обеспечения предназначены для создания благоприятных условий успешного выполнения боевой задачи основной группой путем достижения своими действиями частных целей.

    Боевой полет включает следующие основные этапы :

    · Взлет и построение боевого порядка;

    · Полет в район выполнения боевой задачи;

    · Действия в районе выполнения боевой задачи;

    · Полет из района выполнения боевой задачи на аэродром (аэродромы) посадки;

    · Роспуск боевых порядков и выполнение посадки.

    События последних лет доказывают правоту древнегреческой пословицы: “Хочешь мира - готовься к войне”. Отрабатывая наихудшие из сценариев развития событий, можно осуществить проверку боевой готовности войск, а также подать сигнал потенциальному противнику или недружественному соседу. Подобного результата достигла Российская Федерация после проведения серии военных учений.

    Обеспокоенность Соединенных Штатов Америки и НАТО объясняется тем, что боевая готовность в России направлена не на один из худших сценариев, а на несколько: армия РФ ради мира в своей стране готова к войне в любом направлении.

    Определение

    Боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором различные армейские части и подразделения способны организованно и в короткий срок выполнить подготовку и вступить в бой с противником. Поставленная военным руководством задача выполняется любыми средствами, даже при помощи ядерного оружия. Войска в боевой готовности (БГ) получив необходимое вооружение, военную технику и другие материальные средства, готовы в любой момент отразить вражескую атаку и, следуя приказу, применить оружие массового поражения.

    План для приведения в БГ

    Для того чтобы армия была приведена в боевую готовность, штаб разрабатывает план. Руководит данной работой командир воинской части, а результат утверждает старший командир.

    В плане БГ предусмотрены:

    • порядок и способы оповещения военнослужащих ВС и офицеров для сбора;
    • обозначается их место дислокации;
    • действия дежурного и в воинской части;
    • действия комендантской службы в районах сосредоточения личного состава и военной техники.

    Начало

    Приведение в боевую готовность для каждого уровня начинается с сигнала, который получает дежурный воинской части. Дальше, используя установленные в каждой войсковой части систему “Шнур”, телефон или сирену, дежурным части извещаются дежурные подразделений и командир. Получив сигнал, производится уточнение информации, а затем при помощи голосовой команды: “Рота, подъем! Тревога, тревога, тревога!”- дежурные подразделений извещают весь личный состав о начале операции. После этого подается команда: “Объявлен сбор” - и военнослужащие направляются в подразделения.

    Те, кто проживает за пределами войсковой части, команду о сборе получают от посыльных. В обязанность механиков-водителей вменяется прибыть в парк. Там дежурные выдают ключи от боксов с машинами. Водители обязаны до прибытия офицеров подготовить всю необходимую технику.

    Погрузка армейского имущества производится личным составом согласно боевого расчета. Приготовив под надзором старших к отправке на место дислокации все необходимое оборудование, личный состав дожидается прибытия офицеров и прапорщиков, которые отвечают за транспортировку имущества военной части. Те, кто не вошел в отправляются в пункт сбора.

    Степени боевой готовности

    В зависимости от обстановки, БГ может быть:

    • Постоянной.
    • Повышенной.
    • В состоянии военной опасности.
    • Полной.

    Для каждой степени предусмотрены свои мероприятия, в которых принимают участие военнослужащие. Четкое осознание ими своих обязанностей и умение быстро выполнять задачи свидетельствует о способности подразделений и групп войск организованно действовать в критических для страны ситуациях.

    Что необходимо для проведения БГ?

    На приведение в боевую готовность влияет:

    • боевая и полевая выучка подразделений, офицеров и штабов;
    • организация и поддержание армии в соответствии с требованиями боевого устава;
    • укомплектованность армейских подразделений и частей необходимым вооружением, техникой.

    Идеологическое воспитание личного состава и осознание им своих обязанностей имеет большое значение для достижения необходимой

    Стандартная БГ

    Постоянная боевая готовность - это состояние Вооруженных сил, при котором подразделения и части сосредоточены в постоянном пункте дислокации и занимаются повседневной деятельностью: выполняется строгий распорядок дня, поддерживается высокая дисциплина. Часть занимается плановым обслуживанием средств техники и учебой. Проводимые занятия согласованы с расписанием. Войска готовы в любой момент перейти в высшую степень БГ. Для этого выделенными частями и подразделениями осуществляются круглосуточные дежурства. Вся деятельность происходит в плановом режиме. Для хранения материально-технических средств (боеприпасов, горюче-смазочных материалов) предусмотрены специальные склады. Приготовлены машины, которые в любую минуту при необходимости могут осуществить их вывоз в район дислокации подразделения или части. В боевой готовности данной степени (стандартная) предусмотрено создание специальных приемных пунктов для осуществления погрузки и вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования.

    Повышенная БГ

    Повышенная боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором части и подразделения за короткий промежуток времени готовы выступить для отражения военной опасности и выполнять боевые задачи.

    При повышенной боевой готовности предусмотрены мероприятия:

    • отмена отпусков и увольнений в запас;
    • усиление наряда;
    • осуществление круглосуточного дежурства;
    • возврат в расположение части подразделений;
    • проверка всего имеющегося вооружения и оборудования;
    • комплектование боеприпасами учебно-боевой техники;
    • проверка сигнализации и других ;
    • подготовка архивов к сдаче;
    • офицерский состав и прапорщики оснащаются оружием и боеприпасами;
    • офицеры переводятся на казарменное положение.

    После проверки БГ данной степени определяется готовность части к вероятным изменениям режима, проверяются нужное для данного уровня количество материальных запасов, оружия и транспорта для вывоза военнослужащих и офицеров в места отмобилизования. Повышенная боевая готовность используется преимущественно в учебных целях, поскольку функционирование в данном режиме стране обходится дорого.

    Третья степень готовности

    В режиме военной опасности боевая готовность - это такое состояние Вооруженных сил, при котором вся техника выводится в запасной район, а поднятые по тревоге армейские части и подразделения в короткий срок выступают для выполнения задач. Функции армии в третьей степени боевой готовности (официальное название которой - “военная опасность”) прежние. Начинается БГ с объявления тревоги.

    Для данной степени боевой готовности характерно:

    • Все роды войск выводятся в пункт сосредоточения. Каждая часть или соединение размещаются в двух подготовленных районах на расстоянии 30 км от постоянного пункта дислокации. Один из районов считается секретным и не оснащается инженерными коммуникациями.
    • Согласно законам военного времени, происходит доукомплектация личного состава патронами, гранатами, противогазами, противохимическими пакетами и индивидуальными аптечками. Все необходимое части любых родов войск получают в точках сосредоточения. В армии Российской Федерации танковые войска после прибытия на обозначенное командованием место дозаправляются и оснащаются боекомплектами. Все необходимое получают и остальные типы подразделений.
    • Отменяется увольнение лиц, у которых истек срок службы.
    • Прекращается работа по приему новых призывников.

    По сравнению с двумя предыдущими уровнями боевой готовности данная степень отличается большими финансовыми затратами.

    Полная боевая готовность

    В четвертой степени БГ армейские части и соединения Вооруженных сил пребывают в состоянии наивысшей боевой готовности. В данном режиме предусмотрены мероприятия, направленные на переход с мирного положения на военное. Для выполнения поставленной военным руководством задачи производится полное отмобилизование личного состава и офицеров.

    При полной боевой готовности предусмотрены:

    • Круглосуточные дежурства.
    • Осуществление боевого слаживания. Данное мероприятие заключается в том, что все части и соединения, в которых производилось сокращение кадров, снова укомплектовываются.
    • Используя шифровальную кодированную или другую засекреченную связь, даются распоряжения военнослужащим и офицерам. Команды могут также подаваться в письменной форме с доставкой нарочным. Если распоряжения даны устно, они должны иметь последующее письменное подтверждение.

    Приведение в боевую готовность зависит от обстановки. БГ может осуществляться последовательно или минуя промежуточные степени. Полная готовность может быть объявлена в случае прямого вторжения. После того как войска приведены в боевую готовность высшей степени, производится доклад командиров частей и соединений в высшие инстанции.

    Когда еще проводится четвертый уровень готовности?

    Полная боевая готовность при отсутствии прямого вторжения выполняется с целью проверки того или иного округа. Также объявленная данная степень БГ может свидетельствовать о начале военных действий. Проверка полной боевой готовности осуществляется в очень редких случаях. Это обусловлено тем, что для финансирования данного уровня государство тратит много средств. Объявление по всей стране полной боевой готовности может выполняться с целью глобальной проверки всех подразделений. В каждой стране, согласно правилам безопасности, в режиме четвертого уровня БГ постоянно может находиться только несколько подразделений: пограничные, противоракетные, противовоздушные и радиотехнические. Это обусловлено тем, что в нынешних условиях удар может быть нанесен в любую минуту. Данные войска постоянно сосредоточены на нужных позициях. Как и обычные армейские части, эти подразделения также занимаются боевой подготовкой, но в случае опасности действовать начинают первые. Специально для того, чтобы вовремя среагировать на агрессию, в бюджете многих стран предусмотрено финансирование отдельных армейских подразделений. Остальные же в данном режиме государство содержать не в состоянии.

    Заключение

    Эффективность проверки готовности Вооруженных сил к отражению нападения возможна при соблюдении секретности. Традиционно боевая готовность в России находится под пристальным вниманием западных стран. По мнению европейских и американских аналитиков, проводимые РФ, всегда заканчиваются появлением российского спецназа.

    Развал Варшавского блока и продвижение сил НАТО на восток рассматриваются Россией как потенциальная угроза, а значит, являются причиной последующей адекватной военной активности РФ.

    Этапы боевого развертывания Правила установки пожарной техники, прокладки рукавных линий, установки лестниц Рациональные схемы боевого развертывания Боевое развертывание при низких температурах Техника безопасности при боевом развертывании

    Боевое развертывание это приведение сил и средств пожаротушения в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре

    Каждое подразделение пожарной охраны, в зависимости от назначения и имеющегося пожарнотехнического вооружения, а так же сложившейся обстановки на пожаре имеет свои особенности боевого развертывания.

    Основное требование предъявляемое к боевому развертывания (далее: Б. Р.) Быстрое сосредоточение всех сил и средств подразделений на исходных позициях в точном соответствии с принятым решением руководителя тушения пожара

    Боевое развертывание от основных пожарных автомобилей в зависимости от складывающейся обстановки включает 3 этапа: 1 этап - подготовка к боевому 2 этап 3 этап - развертыванию предварительное развертывание полное боевое развертывание

    Подготовка к боевом развертыванию Проводится по прибытию подразделений на пожар одновременно с разведкой Подготовка к Б. Р. проводится по подаваемой РТП или командиром отделения команде: « Караул, готовсь!» , «Отделение, готовсь!» .

    Командир должен указать водоисточники, на которые нужно установить пожарные автомобили. Подготовка к боевому развертыванию может проводиться как с установкой пожарного автомобиля на водоисточник, так и без установки.

    а) подготовка к Б. Р. с установкой автомобиля на водоисточник включает: установку автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос снятие креплений с ПТВ проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий

    б) без установки автомобиля на водоисточник: приведение насоса в рабочее положение присоединение рукавной линии со стволом к насосному патрубку снятие креплений с ПТВ

    Предварительное развертывание Проводится в случае, когда по внешним признакам можно определить направление прокладки магистральных линий или это направление указано.

    Предварительное развертывание включает: выполнение работ предусмотренных 1 -м этапом; прокладка магистральной рукавной линий, установка разветвлений; поднос к разветвлению напорных рукавов, стволов, лестниц и другого необходимого ПТВ

    Подаваемые команды: « Отделение, автоцистерну на пожарный гидрант, предварительное развертывание (указывается направление прокладки рукавных линий и диаметр стволов)МАРШ!»

    Полное боевое развертывание В зависимости от обстановки может проводиться сразу по прибытию подразделений на пожар, а также после подготовки или предварительного развертывания.

    Включает: выполнение работ предусмотренных 1 и 2 этапом; прокладку рабочих линий и выход ствольщиков на позиции; подача воды в рукавные линии;

    Подаваемые команды: «Отделение, ствол РС-50 (2 ствола РС_50 и т. п.) по выдвижной лестнице (по лестничной клетке) в 3 -й этаж здания, - МАРШ!»

    При полном Б. Р. особое внимание следует обратить на быструю и правильное введение в действие первых стволов на решающем направлении. Ствольщики выходят на позиции работ кратчайшим путем.

    Основные обязанности боевого расчета на АЦ и АНР АЦ Командир отделения Пожарный N 1 Ст. пожарный Подает команду отделению, идет руководит работой отделения по с людей, тушению пожара и эвакуац Прокладывает магистральную или рабочую линию, работает со стволом выполняет работу по спасанию

    Пожарный N 2 Пожарный N 3 людей или по вскрытию и разборке конструкций С пожарным N 3 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, прокладывает рукава Д-66(77) мм, работает со стволом и инструментом для резки электропроводов, выполняет работу по спасанию людей, вскрытию разборке конструкций С пожарным N 2 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, помогает прокладывать магистральную линию, устанавливает

    разветвление, остается на посту безопасности, работает шанцевым инструментом, эвакуирует людей, разбирает конструкции, подносит электрофонарь и освещает место работы, прокладывает рабочую линию и работает со стволом, устанавливает эжектор (гидроэлеватор) Пожарный N 4 Вместе с водителем устанавливает автомобиль на водоисточник, прокладывает магистральную линию, работает на разветвлении, выполняет работы по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций,

    устанавливает рукавные мостики и устанавливает связь с ЦППС по радиостанции или телефону Водитель С пожарным N 4 устанавливает автомобиль на водоисточник, переключает работу двигателя на насос, работает на насосе, обеспечивает подачу воды (пены) в рукавную линию АНР Командир отделения Отдает команду или распоряжение отделению, идет в разведку и руководит работой отделения по

    спасанию людей, тушению пожара и эвакуации имущества Пожарный N 1 Прокладывает рабочую линию, пе. Ст. пожарный реносит стволы, работает со стволом. Принимает участие в спасании людей, вскрытии и разборке конструкций, в составе звена идет в разведку Пожарный N 2 Прокладывает рабочие линии, работает со стволом или подствольщиком у пожарного N 1. С пожарным N 7 переносит и устанавливает выдвижную лестницу, прокладывает вторую магистральную линию,

    участвует в составе звена в разведке, выполняет работу по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 3 С пожарным N 4 прокладывает магистральную и рабочую линии, работает со стволом или подствольщиком у пожарного N 2 , выполняет работы поспасанию людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 4 С пожарным N 3 прокладывает первую магистральную линию, переносит и устанавливает разветвление, подносит и устанавливает

    Пожарный N 5 лестницы, выполняет работы по спасанию людей и разборке конструкций С водителем устанавливает автомобиль на водоисточник, устанавливает рукавные мостики, наблюдает за магистральной линией и работает на разветвлении, осуществляет временный ремонт рукавов или их замену, выполняет работы по спасанию людей и разборке конструкций Пожарный N 6 Устанавливает связь по радиостанции или телефону с ЦППС или частью, идет в разведку, подносит

    электрофонарь, работает с ножницами по обесточиванию электропроводов или резке решеток, выполняет работы по эвакуации людей, вскрытию и разборке конструкций Пожарный N 7 Вместе с пожарным N 2 прокладывает вторую магистральную линию, переносит и устанавливает выдвижную лестницу, выполняет работы по спасанию людей, вскрытию и разборке конструкций, работает шанцевым инструментом и ножницами

    Водитель С пожарным N 5 устанавливает автомобиль на водоисточник переключает работу двигателя на насос и обеспечивает бесперебойную подачу воды или пены в рукавные линии

    При установке пожарных машин на ближайшие водоисточники необходимо учитывать возможность подъездов к горящим объектам автолестниц, автоподъемников и другой специальной техники. Расстановка пожарных машин по возможности не должна нарушать уличного движения у места пожара.

    Следует избегать установки пожарных машин на те водоисточники, где может произойти сильное задымление или которые могут подвергнуться воздействию пламени, высоких температур и т. д. Пожарные автоцистерны размещают возможно ближе к позициям работ.

    Резервную пожарную технику располагают таким образом, чтобы она не мешала проведению боевого развертывания и была при необходимости быстро использована для тушения пожара.

    По назначению рукавные линии делятся на магистральные и рабочие. Рукавная линия, проложенная от пожарной машины до разветвления, называется магистральной, линия, идущая от разветвления до стволарабочей.

    По расположению рукавные линии могут быть горизонтальными, вертикальными и ползучими, проложенными по маршам лестниц. Рукавные линии к позициям стволов прокладывают наиболее удобными и кратчайшими путями.

    Прокладку магистральных рукавных линий осуществляют из скаток, рукавных катушек и рукавов, соединенных между собой и уложенных в «гармошку» на пожарных автомобилях.

    При остановке пожарного автомобиля у водоисточника или на значительном расстоянии от места пожара для прокладки магистральных рукавных линий в первую очередь используются рукава из скаток и «гармошек» , а затем уже из рукавных катушек, которые легче транспортировать.

    Если пожарный автомобиль установлен у места пожара, с него снимают необходимое ПТВ и магистральную линию до водоисточника прокладывают с автомобиля.

    На улицах, дорогах, во дворах рукавные линии прокладывают по одной или другой стороне проезжей части, вблизи тротуара; при пересечении проезжей части - под прямым углом (в этом случае их защищают рукавными мостиками); при пересечении железнодорожных путей - под рельсами между шпал.

    Нужно избегать прокладки рукавных линий по острым или горящим предметам, в местах разлива кислот, щелочей и других едких веществ. Если это невозможно, то для прокладки рукавных линий устраивают настил из различных подручных материалов.

    Не допускаются перекручивания и заломы рукавов, перегибы их при прокладке через заборы, окна и другие препятствия, а также удары соединительных головок о твердые покрытия дорог.

    Магистральные рукавные линии к горящему зданию прокладывают под прямым углом. Разветвления устанавливают примерно на расстоянии 10 м от горящего объекта.

    Место установки выбирают так, чтобы рабочие линии были наикратчайшими и можно было наладить связь между ствольщиками и бойцом, работающим у разветвления.

    В зданиях, имеющих значительные площади, и при удаленности очагов горения от входов более чем на 100 м целесообразно устанавливать разветвления внутри здания - на площадках лестничных клеток, расположенных близко от места работы стволов.

    Внутри лестничных клеток рукавные линии прокладывают по маршам (ползучие линии) и между маршами (вертикальные линии), снаружи здания - по пожарным лестницам и с помощью веревок. При прокладке рукавных линий снаружи здания их располагают против простенков.

    Внутри здания целесообразно применять прорезиненные рукава, а рукавные линии располагать так, чтобы они не загромождали проходы и лестничные клетки.

    Прокладка рукавных линий заканчивается выводом стволов на позиции работ. При этом предусматривают запас рукавной линии для продвижения ствольщика и обеспечения маневрирования струей. Рукавную линию наращивают у ствола.

    Число рукавов, необходимое для прокладки рукавных линий, определяют расчетом: - для горизонтальных линий - на 1 м местности 1, 2 м рукава (с учетом неровного рельефа)

    - для вертикальных линий - на один этаж жилого дома 4 м рукава, на один этаж производственного здания 6 м рукава: для ползучих линий длину рукава принимают в 2 раза больше, чем для вертикальных линий.

    Пожарные лестницы используются спасения людей с этажей зданий, подачи стволов и подъема личного состава на высоту для проведения работ по тушению пожаров. Лестницу-палку применяют при тушении пожаров внутри помещений.

    Выдвижная лестница используется для работы снаружи здания при подъеме на высоту до 10 м (в окно третьего этажа или на покрытие двухэтажного жилого дома), а также внутри производственных и других зданий.

    Штурмовая лестница служит для подъема на этажи зданий. Автолестница и коленчатые подъемники применяют при тушении пожаров в многоэтажных зданиях.

    Места установки лестниц определяют так, чтобы они не оказывались в зоне огня и не мешали проведению других работ по тушению пожара. Нельзя устанавливать лестницы против арок и входов в здание.

    Ручные пожарные лестницы устанавливают на твердые и ровные площадки, исключающие их сползание. Если лестницу необходимо установить против окон, из которых выбивает пламя, ее защищают водяными струями.

    При работе с лестницы со стволом или инструменто м пожарный должен закрепиться за ступеньку лестницы карабином.

    Лестницы переставляют с одной позиции на другую после того, как личному составу, поднявшемуся по ней, указаны пути возвращения или перехода на другую позицию. Не допускается переставлять лестницы в выдвинутом положении.

    Автолестницы и коленчатые автоподъемник и устанавливают на свободной площадке с твердым покрытием или уплотненным грунтом.

    Не допускается устанавливать автолестницы и коленчатые автоподъемники на крышки колодцев, люков и т. п. Лестницу выдвигают на 11, 5 м выше подоконника, карниза кровли, балкона площадки или ограждения.

    При работе стационарного закрепленного лафетного ствола на автолестнице рукавные линии прокладываются посередине лестницы и надежно закрепляют рукавными задержками. Давление воды в рукавной линии понижают или повышают постепенно.

    При наличие ветра автолестницы крепят веревочными оттяжками. При ветре более 10 м/с работать с коленчатых автоподъемников запрещается.

    Категорически запрещается производить маневрирование лестницей механическим или ручным способом, если на ней находятся люди, а также переставлять с места на место в выдвинутом состоянии автолестницы и коленчатые автоподъемники.

    Схемы боевого развертывания без установки АЦ на водоисточник 70 1, 2 рукава d=66, 77 1 рукав

    50

    Схемы боевого развертывания от АЦ при заборе воды с помощью гидроэлеватора с одним Г- 600 через насос

    70 50

    Зимой боевая работа на пожарах осложняется низкой температурой, снежными заносами и обледенениями. Подача воды к месту пожара зимой затрудняется тем, что ее температура в водопроводе снижается до 0, 5 - 1 С, а в открытых водоемах, реках и озерах - до 0 С.

    Если температура наружного воздуха -15 С и ниже, целесообразно использовать для тушения воду из водопроводных сетей. В этих случаях на гидрант устанавливают пожарную колонку и проверяют наличие воды в сети без подачи ее в насос.

    Воду из колонки в насос подают по напорно-всасывающим рукавам. Из открытых водоисточников воду забирают с максимально возможной глубины, так как температура воды в нижних слоях несколько выше, чем в верхнем.

    При подготовке к боевому развертыванию всасывающую линию в водоем не спускают. При пуске насоса открывают насосный патрубок, к которому еще не присоединена рукавная линия, и подают воду на излив.

    Это позволяет шоферу пожарного автомобиля убедиться в устойчивой работе насоса. Только после этого увеличивают обороты насоса, плавно подают воду в рукавную линию и одновременно закрывают свободный патрубок.

    От пожарных автомобилей, установленных на водоисточники, прокладывают одну магистральную линию из прорезиненных рукавов, по которой подают воду к месту пожара.

    При температуре -15 С и ниже на расстоянии не менее 1, 5 -2 м от действующей рукавной линии предусматривают резервные рукавные линии, в первую очередь к стволам, которые работают на решающем направлении.

    Рукавные линии прокладывают без заломов и по возможности изгибов. Соединительные без головки рукавных линий засыпают снегом (для утепления).

    Рабочие рукавные линии присоединяют сначала к крайнем штуцерам разветвления, чтобы в дальнейшем использовать средний штуцер, менее подверженный замерзанию.

    При наружных пожарах разветвления на рукавных линиях желательно не устанавливать. В этом случае рекомендуется применять стволы с большим расходом воды. Если разветвление необходимо, его утепляют чехлами из войлока и других материалов или засыпают снегом.

    При пожарах внутри зданий разветвления устанавливают на лестничных клетка, в вестибюлях, коридорах и других утепленных помещениях так, чтобы они не мешали эвакуации людей и другим работам на пожаре.

    Действующие рабочие линии не допускается крепить на пожарных лестницах и рядом сними, чтобы они не обледенели. Большая опасность замерзания воды в рукавной линии и стволах создается при температуре 40 С и ниже.

    Это происходит потому, что в период пуска воды в рукавную линию температура рукавов близка к наружной температуре воздуха. При подаче в рукавную линию вода охлаждается, превращается в ледяную массу (шугу) и закупоривает линию и стволы.

    Потери тепла при подаче воды по рукавной линии зависят от разности температур окружающего воздуха и воды, проходящей по рукавной линии. Они увеличиваются с уменьшением скорости движения воды и увеличением расстояния, на которое подается вода.

    Поэтому магистральные и рабочие рукавные линии прокладывают из прорезиненных напорных рукавов, внутренний резиновый слой которых уменьшает потери тепла через стенки.

    Сущность подогрева заключается в том, что при работе насоса на больших оборотах и при неполном открытии задвижки напорного патрубка вода нагревается от трения о рабочее колесо и стенки корпуса насоса.

    Степень нагрева зависит от количества воды, подаваемой насосом в рукавную линию, напора на насосе и температуры окружающего воздуха.

    При температуре воды в водоисточнике, близкой к 0 С, и наружной температуре воздуха, равной 40 С, в зависимости от расхода воды, подаваемой в рукавную линию, ее можно нагреть в насосе от 0, 4 до 1, 3 С.

    При температуре воздуха -35 С и ниже не допускается прекращать подачу воды от пожарных машин в магистральные линии, а также из стволов, работающих на пожаре, поскольку это может привести к замерзанию рукавных линий и стволов.

    1. Перед отдачей команды «на боевое развертывание» РТП обязан: а) выбрать и указать личному составу наиболее безопасные и кратчайшие пути прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря

    б) убедиться и постоянно следить за выполнением мероприятий по безопасности проведения работ при развертывании на транспортных магистралях,

    установить автомобили и оборудование так, чтобы не затрудняли расстановку прибывающих сил и средств, их сосредоточения на боевых участках и по возможности не препятствовали нормальному дорожному движению

    При необходимости принять меры к остановке всех видов транспорта (кроме железнодорожного вне предприятий народного хозяйства).

    В случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями выставить посты безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и своевременного оповещения личного состава об их приближении

    в) установить единые сигналы для быстрого оповещения людей об опасности и известить о них весь личный состав, работающий на пожаре (аварии и т. п.). При явной угрозе взрыва, обрушения, вскипания и т. п. Немедленно вывести личный состав в безопасное место

    2. При проведении боевого развертывания запрещается: а) приступить к его проведению до полной остановки пожарного автомобиля б) освещать колодцы пожарных гидрантов, газо-и теплокоммуникаций открытым огнем

    в) спускаться в колодец водокоммуникаций без изолирующего противогаза и спасательной веревки г) одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоту д) находиться под грузом при его подъеме или спуске на веревках (ПТВ и др.)

    ж) подавать воду в незакрепленные рукава, до выхода ствольщиков на закрепленные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав)

    3. При развертывании отделений специальных служб необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности, определяемые особенностями применяемой специальной техники и изложенные в инструкции заводов-изготовителей.

    4. При прокладке рукавной линии с рукавного автомобиля необходимо контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков рукавного автомобиля.

    При наматывании рукавов на рукавную катушку необходимо держаться за поручни барабана, не допуская повреждений рук, следить за надежной фиксацией рукавной катушки.

    5. При ремонте и обслуживании пожарных рукавов необходимо: а) во избежании попадания осколков заклепок в лицевую часть пользоваться оправкой с полукруглой выемкой б) не соприкасаться с нагретой поверхностью вулканизационного аппарата

    в) при работе с клеем периодически проветривать помещения Запрещается держать клей в непосредственной близости от нагреваемых приборов.

    6. При укладке рукавов на стеллажи рукавной базы следует пользоваться лестницей-стремянкой или передвижной площадкой. Соединительные головки рукавов укладывать вниз скатки на лицевую часть стеллажа.

    При тушении пожаров и проведении АСР и подразделяются на следующие этапы:

    • подготовку к развертыванию;
    • предварительное развертывание;
    • полное развертывание.
    Развертывание от первого, прибывшего на место пожара (вызова) основного пожарного автомобиля , с установкой или без установки на , осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении .

    Особенности проведения развертывания сил и средств в реальных условиях очень сильно зависят от конкретной обстановки на месте вызова: характера объекта, типа и количества пожарных автомобилей , их оснащения и количества личного состава.

    При предварительном развертывании:



    а2 - Развертывание на АЦ без установки на водоисточник;
    б2 - Развертывание на АЦ с установкой на водоисточник;
    в2 - Развертывание на АНР с установкой на водоисточник.
    Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ .

    При полном развертывании:



    а3 - Развертывание на АЦ без установки на водоисточник;
    б3 - Развертывание на АЦ с установкой на водоисточник;
    в3 - Развертывание на АНР с установкой на водоисточник.

    Наиболее типичные схемы развертывания сил и средств

    Развертывания караула в составе 2-х отделений на АЦ

    Наиболее распространенным сочетанием пожарных автомобилей стоящих на вооружении одного пожарно-спасательного подразделения, в России является сочетание двух пожарных автоцистерн . Таким образом, и наиболее распространенной схемой развертывания сил и средств является развертывание караула в составе двух отделений на АЦ.

    При таком сочетании, как правило на АЦ первого отделения старшим выезжает начальник караула , на АЦ второго отделения – помощник начальника караула (либо командир отделения).

    По прибытии к месту вызова – основной задачей для первого отделения является проведение разведки во главе с начальником караула. Для этого прокладывается рабочая рукавная линия со стволом первой помощи. В случае необходимости, для проведения разведки формируется звено ГДЗС . Основная задача личного состава второго отделения – обеспечение бесперебойной подачи огнетушащих веществ (воды), для чего АЦ устанавливается на водоисточник.


    При проведении предварительного развертывания, личный состав первого отделения осуществляет разведку , при этом, с собой он несет необходимый запас пожарного оборудования и инструмента. Личный состав второго отделения прокладывает магистральную линию к указанному РТП месту и устанавливает рукавное разветвление .


    В случае необходимости проведения полного развертывания, личный состав первого отделения выдвигается на рабочую позицию, рукавная линия ствола первой помощи заполняется водой. Личный состав второго отделения от проложенного разветвления осуществляет прокладку дополнительных рабочих рукавных линий. Дальнейшие действия сильно варьируются в зависимости от характера пожара – их объем определяется РТП по ситуации.

    В приведенном примере рабочая рукавная линия первого отделения (со стволом первой помощи), по мере израсходования воды в АЦ, переключается к рукавному разветвлению. Личный состав второго отделения подает один ствол «А» по трехколенной лестнице , и один ствол «Б» на уровне земли.

    Требования безопасности при развертывании сил и средств

    При прокладке рукавных линий:
    • выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;
    • обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек ;
    • устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;
    • создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.
    Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного его перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации .

    Личный состав обязан обеспечить

    При развертывании сил и средств личным составом подразделений ФПС обеспечивается:

    а) выбор наиболее безопасных и кратчайших путей прокладки рукавных линий, переноса инструмента и инвентаря;
    б) установка пожарных автомобилей и оборудования на безопасном расстоянии от места пожара (условного очага пожара на учении) так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. Пожарные автомобили устанавливаются от недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов;
    в) остановка, при необходимости, всех видов транспорта (остановка железнодорожного транспорта согласуется в установленном порядке);
    г) установка единых сигналов об опасности и оповещение о них участников тушения пожара, личного состава подразделений ФПС, работающего на учении;
    д) вывод участников тушения пожара в безопасное место при явной угрозе взрыва, отравления, радиоактивного облучения, обрушения, вскипания и выброса легковоспламеняющейся и горючей жидкости из резервуаров;
    е) организация постов безопасности с двух сторон вдоль железнодорожного полотна для наблюдения за движением составов и с своевременным оповещением участников тушения пожара об их приближении в случае прокладки рукавных линий под железнодорожными путями.

    Личному составу запрещается

    При развертывании сил и средств личному составу подразделений ФПС запрещается:

    а) начинать развертывание сил и средств до полной остановки пожарного автомобиля;
    б) надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
    в) находиться под грузом при подъеме или спуске на спасательных веревках инструмента, пожарного оборудования;
    г) переносить ручной механизированный пожарный инструмент с электроприводом или мотоприводом в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов;
    д) поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
    е) подавать воду в незакрепленные рукавные линии до выхода ствольщиков на исходные позиции или их подъема на высоту.

    Вертикальные рукавные линии крепятся из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав .

    Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников подразделений ФПС.

    Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

    При развертывании на пожарах на объектах электроснабжения

    При развертывании на пожарах на объектах электроснабжения, личный состав подразделений ФПС выполняет ряд дополнительных условий:

    а) определяет расстановку сил и средств, исходя из обстановки на пожаре, а также с учетом маршрутов движения к очагу горения и мест заземления, согласованных с оперативным персоналом энергообъекта;
    б) заземляет ручной пожарный ствол, подключая его с помощью специальных струбцин и провода к заземляющему устройству (контуру заземления) в указанном месте;
    в) прокладывает рукавную линию от пожарного автомобиля до позиции ствольщика;
    г) заземляет насос с помощью специальных струбцин и провода путем подключения в указанном месте к стационарному контуру заземления или заземленным конструкциям.

    После ликвидации горения личным составом подразделений ФПС:

    а) прекращается подача огнетушащих веществ;
    б) отсоединяются струбцины от контура заземления и заземляющих устройств;
    в) осуществляется отход с позиций по безопасным маршрутам, указанным руководителем тушения пожара или оперативным должностным лицом на пожаре

    Похожие публикации