Презентация на тему "жизнь пресного водоема". Жизнь в пресных водоёмах Проект по теме жизнь в пресных водах

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ейкина Наталья Викторовна Учитель МОУ «СОШ № 1» Фрунзенскогорайона г. Саратова

Водоём Посмотри вот сюда. Тихо плещется вода Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный водоём.

Типы пресных водоёмов Водохранилище Река Озеро Ручей Пруд Канал

Растения водоёмов рогоз, камыш, тростник, лилии, кувшинки, череда, стрелолист, горец земноводный, сусак зонтичный, водоросли и многие другие растения Давайте узнаем, какие растения встречаются в пресных водоемах.

Обитатели водоёмов Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй. Пёстрая крякушка Ловит лягушек Ходит в развалочку - Спотыкалочку. У родителей и деток Вся одежда из монето к. . Разгадаем загадки?

На дне где тихо и темно, Лежит усатое бревно. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает У кого глаза на рогах, А дом на спине? Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

Кто где живет? Млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра На поверхности воды Кубышки, кувшинки, рогоз (корни в воде), ряска Жуки-плавунцы, клопы-водомерки В толще воды Головастики лягушек и жаб Разные виды рыб Водоросли На дне Моллюски (перловица, прудовик, катушка) Речные раки Связаны с водоемом Утки, цапли

Мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них… – Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? – От голода. – А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? – От голода. – Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? – От голода! Окунь и Щука

Мы узнали, что водоем – это природное сообщество. В нем все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Спасибо за внимание!




  • Каждый водоём живёт своей жизнью. Мы этого даже не замечаем.
  • Но мы должны это знать, так как человеку нужна чистая пресная вода.

  • Что будет, если не будет растений и животных в водоёмах?

  • -Выяснить значение растений и животных для жизни пресного водоёма. -Рассмотреть роль человека в жизни водоёмов.

  • -Познакомиться с растительным миром пресного водоёма и ролью растений в водоёме.




Цепь питания в водоёме.

Плавунец окаймлённый.

Личинки стрекозы, головастики.

Черви, дафнии.

Микроскопические водоросли.



  • Водоросли
  • Черви, дафнии,
  • головастики
  • растительноядные бобр прудовик
  • рыбы ондатра катушка
  • хищные
  • личинки выдра
  • стрекозы
  • бактерии
  • птицы
  • Питательные вещества для
  • растений.

  • Все обитатели водоёмов живут сообща.
  • Растения выделяют кислород, которым дышат обитатели водоёмов, растениями питаются обитатели водоёмов. Останки растений и животных под действием бактерий, которые тоже обитают в водоёмах, превращаются в питательные вещества для новых растений.

  • Пресный водоём- природное сообщество т.к. все обитатели водоёма живут сообща и связаны сетью питания.
  • Все обитатели водоёмов приспособлены к жизни в воде.
  • Природное сообщество водоёма необходимо охранять, так как человек не может прожить без пресной воды.

  • Мох тоже растёт во влажных местах-болотах. А болота- это замечательные хранилища воды.
  • Они не только сохраняют воду, но являются могучими фильтрами, которые очищают воду.

  • Береги все растения водоёмов.


  • Во время весеннего разлива помогай сохранять потомство рыб.

Экологически чистый водоём.

Не бросай бытовой мусор в водоёмы.

Береги все растения водоёмов.

Не рви кубышку и кувшинку- они занесены в Красную книгу.

Не лови раков и двустворчатых моллюсков.

Не лови для развлечения катушек и прудовиков.

Береги лягушек и головастиков.

Не разрушай жилища бобров и ондатр.

Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать.

Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать.


1. Запишите названия растений пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).

Сравнение кувшинки, кубышки и стрелолиста

Сходство:

  • Все три растения являются водными растениями.
  • Цветы кувшинок и кубышек похожи по форме и размеру.

Отличие:

  • У стрелолиста листья более вытянутые, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки розовые или белые, а цветы кубышки - жёлтые.
  • Цветы стрелолиста более мелкие, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки и кубышки растут по одному на стебле, а у стрелолиста на одном стебле распускается сразу несколько цветов.

Сравнение рогоза, камыша и тростника

Сходство:

  • Все три растения - это растения водных семейств.

Отличие:

  • Соцветия рогоза выглядят как длинные коричневые свечи, соцветия камыша напоминают красноватые зонтики, а соцветие тростника напоминает метёлку из мелких зёрнышек.
  • Высота стеблей рогоза не превышает 2 метров, высота стеблей камыша примерно 2 - 2,5 метра, а высота стеблей тростника достигает 5 метров.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно правило (с помощью учебника или самостоятельно)

Не рви кувшинки и кубышки

Не лови стрекоз

Не лови раков и моллюсков

Не разрушай жилища бобров

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Тема сообщения: Бобры

План сообщения:

Экологические связи бобров

  1. Бобры и деревья - новая поросль вместо старых деревьев
  2. Бобры и травоядные - столовая для косуль и зайцев
  3. Бобры и обитатели водоемов - незамерзающее пространство водоёмов
  4. Бобры и обитатели леса - водопой в удобном месте
  5. Бобры и защита от пожаров в лесу - каналы на страже леса

Бобры - строители

  1. Бобры - профессиональные строители
  2. Хатки - жилища бобров
  3. Плотины, построенные бобрами
  4. Бобровые каналы.

Важная информация для сообщения :

Примеры экологических связей бобров с окружающей средой (примеры из главы «Семь чудес короля грызунов» в книге «Зелёные страницы»)

Бобры подгрызают и сваливают деревья используя для этого свои удивительные зубы. Листья и кору сваленных деревьев бобры используют в пищу, а оставшиеся ветви и стволы - как строительный материал. Обычно бобры подгрызают мягкую осину, тополь или иву, но по зубам бобрам приходится и дуб. После бобровой обработки деревья дают богатую корневую систему и лес быстро восстанавливается.

Места бобрового лесоповала - это замечательная столовая для самых разных животных. Косули, лоси, зайцы и другие животные с удовольствием поедают оставленную бобрами кору деревьев и молодые веточки свежих побегов. Особенно важна роль такой столовой в зимний период, когда животным сложно найти доступные запасы еды.

Бобры умеют строить плотины из поваленных ими деревьев. Плотиной животные перекрывают реку и поднимают уровень воды, делая неглубокие места глубокими. В результате водоем становиться такой глубины, чтобы зимой вода не промерзала до дна. Не замерзшая подо льдом вода помогает выжить в суровую зиму не только самому бобру, но и многим животным и растениям живущим в этом водоёме.

Бобры также строят каналы, отходящие от реки или ручья в котором поселился зверёк. Каналы наполняются водой из водоёма и несут эту воду в самые дальние уголки леса. Естественно удобными каналами пользуются не только построившие их бобры, но и другие обитатели леса: животные приходят на водопой, растения получают дополнительную воду, а рыбы и водоплавающие птицы - место для обитания.

Во время лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню, спасая лес от выгорания, а лесных животных от страшной гибели в огне.

Бобры - строители

Бобры - удивительные животные. Их с лёгкостью можно назвать профессиональными строителями. Строят они самые разные сооружения: хатки - жилища, плотины и каналы.

Хатка бобра - это самый настоящий дом высотой 2 - 3 метра. Снаружи хатка напоминает кучу веток и хвороста, но на само деле это очень прочный дом, стены которого плотно скреплены илом и глиной. Вход в хатку бобра всегда располагается под водой. Это защищает зверьков от незваных гостей. Внутри хатки всегда сухо и тепло. Бобры держат свой дом в чистоте и часто ремонтируют и надстраивают хатки. Некоторые старые постройки достигают 6 метров в высоты, кроме того исследователям встречались также хатки высотой 13 метров.

Плотины на реках и ручьях бобры также строят из поваленных деревьев. Они скрепляют ветки и стволы деревьев илом и глиной, чтобы плотина была прочной и не разрушилась под напором воды. Высота плотины может быть самой различной. Обычно бобры добиваются чтобы уровень воды в водоеме поднялся настолько, чтобы зимой вода не промерзала до дна. И зимой, и летом, бобры бдительно следят за целостностью плотины и очень быстро устраняют любую течь или разрушение своей постройки.

Каналы, построенные бобрами, могут простираться на длину до 100 метров. Они расходятся в разные стороны от водоёма и имеют целую сеть разветвлений. Бобриные каналы достаточно широки и глубоки для того, чтобы по ним можно было сплавлять древесину, а также спасаться в случае опасности для мохнатых строителей.

Источник информации: книга «Зелёные страницы» .
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с растительным и животным миром пресных водоёмов;
  • с ролью человека в жизни водоёма;
  • развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы;
  • продолжить обучение работе на ноутбуках;
  • воспитывать любовь к родному краю с помощью знакомства с водоёмами Нижегородской области

Оборудование: плакат «Пресный водоём», ноутбуки детей, подключённые по локальной сети к учительскому ноутбуку, мультимедийный проектор, демонстрационный экран; учебник «Окружающий мир» А.Плешаков 4 кл., 1 ч.; рабочие тетради «Окружающий мир. Проверим себя» А.Плешаков, Е.Крючкова 4 кл., 1 ч.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок веселый
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всём хотят знать на свете.

– Сегодня мы урок начнем с проверки домашнего задания, а потом познакомимся с новым природным сообществом

2. Проверка домашнего задания

Учитель: О каких природных сообществах мы говорили на прошлых уроках?

Дети: О лесе и луге.

Учитель: Сегодня мы будем выполнять тест «Лес и луг – природные сообщества»

Учащиеся подключаются к учительскому ноутбуку и начинают работать с тестом. (Приложение 1 )

– Оценки вы узнали (на доске 100% – 5; 90 – 80 % – 4; 70 – 60% – 3)

Учитель: Закрываем ноутбуки, переходим к новой теме

3. Объяснение нового материала

На доске прикреплен плакат «Пресный водоём»:

Посмотрите вот сюда,
Тихо плещется вода
Ряска, лилии, рогоз,
И кувшинка, и тростник.
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит
Всюду бурно жизнь кипит
Это пресный водоём.

– Итак, в тетрадях записываем число и тему урока «Пресный водоём»

Учитель: Мы с вами знаем, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие?

Дети: Водоёмы бывают естественные и искусственные, пресные и соленые.

Учитель: Сегодня речь пойдёт о пресных водоёмах. Какие типы пресных водоёмов вы знаете?

Дети: Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище, болото.

Учитель: Водоём – это сообщество растений, животных, которые могут существовать только в таких особых условиях. По мере объяснения нового материала вы будете заполнять таблицу в тетради, а в конце урока мы проверим вашу работу:

Растения водоёма

Животные водоёма

Учитель: Условия жизни растений в водоёме своеобразны. Воды здесь достаточно и недостатка в ней никогда не бывает. Характерная особенность среды в водоёмах – медленное прогревание воды весной. Вода долгое время остаётся холодной, и это отражается на развитии обитателей водоёмов. Водные растения медленно пробуждаются весной. Поверхность водоёма обычно покрыта мелкими зелёными пластинками ряски (показываю на плакате). Это крошечное, плавающее на поверхности воды растение, ко дну не прикрепляется. Далее можно увидеть высоко поднимающиеся над водой стебли с узкими перегнутыми книзу листьями. Это камыш, рогоз, тростник (слайд 2) . Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями кубышек и кувшинок (слайд 3) . Корни этих растений находятся на дне водоёма.
Ближе к берегу водоёма растёт стрелолист (слайд 3) . Узнать его можно по листьям, они похожи на стрелы с широкими наконечниками, в высоту растение достигает 1 метра. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, разглядеть их можно только под микроскопом. Иногда их так много, что вода кажется зелёной. Как вы думаете какую роль в водоёме выполняют растения?

Дети:

– Пища для животных
– Дом для животных
– Выделяют кислород, необходимый для дыхания (слайд 4)

Учитель: Продолжим наш разговор об обитателях водоёма. Их великое множество. Животные есть везде: на поверхности воды, на водных растениях, у дна. Попробуйте угадать:

У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы) (слайд 5) Где живут? (под водой)

На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно? (Сом)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка) (слайд 6) Где живет? (Под водой)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) Где живёт? Над водой.

Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
Ползает наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешнёй. (Рак) (слайд 7)

– Богат и разнообразен животный мир водоёма. Познакомиться с ним поближе помогут нам ребята.

4. Сообщения заранее подготовленных учеников

1. По поверхности воды бегают клопы-водомерки (слайд 7). Её лапки смазаны жиром, поэтому водомерка скользит по поверхности воды. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. На дне чистых водоёмов обитают раки, которые являются санитарами водоёмов. Однажды рыбаки заметили, что в улове стало попадать много больных рыб. Причина оказалась простой – в реке выловили всех раков. А раки уничтожали остатки погибших животных. И когда раков не стало, от погибших рыб заразились здоровые.

2. В толще воды можно увидеть головастиков. Они появились из икринок. Головастики подрастут и выйдут на сушу маленькими лягушонком или жабой. Поэтому их называют земноводными животными. Они приносят пользу – уничтожают массу вредителей, сами же являются пищей для животных.
В воде живут разные виды рыб, например карась, который питается растениями, личинками насекомых; щука – которая относится к хищным рыбам.

3. Обитают на дне водоёмов двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок – створок. (Показывает створки перловицы). Питаются эти моллюски очень интересно, Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. На водных растениях живут и другие моллюски – растительноядные улитки прудовик и катушка, У них закрученные, не имеющие створок раковины (показ ракушек).
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке, часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»

Учитель: С жизнью водоёма тесно связана жизнь птиц: цапель и уток. Живут у воды и млекопитающие: выдра, бобр, водяная крыса, ондатра. Информацию о них вы попытаетесь найти самостоятельно.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно водоёма. Здесь под действием бактерий мертвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.
Мы познакомились с жизнью пресного водоёма. Попробуйте составить цепь питания в пресном водоёме.
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями питаются животные. Карась питается растениями, а щука – карасями.)
Мы доказали, что пресный водоём – это природное сообщество, узнали какие беды может принести человек водоёму.

5. Физкультминутка для глаз (слайд 8)

6. Знакомство с водоёмами Нижегородской области

Учитель: Продолжая знакомиться с жизнью водоёмов, мы отправляемся на юг Нижегородской области. Работу выполняла и готовила презентацию Пухова Дарья.

Пустынские озёра

Карта Нижегородской области (слайд 9)
Пустынские озёра расположены на севере Арзамасского района на реке Серёжа, а название им дало село Старая Пустынь, рядом с которым они находятся. В 1934 году в целях сохранения численности редких и ценных видов животных, в том числе выхухоли, был создан Пустынский охотничий заказник. Главной достопримечательностью Пустынского природного комплекса являются восемь (до 14 м) карстовых озёр: Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево – связанных в единую систему общей площадью 300 га. Половина Пустынских озёр (Великое, Глубокое, Паровое и Долгое) являются проточными – через них течет река Серёжа. Остальные озёра только иногда соединены между собой протоками, благодаря этому вода в них словно горный хрусталь – прозрачная и чистая. Пустынские озёра отличаются богатством флоры, в которой представлены почти все типичные водные растения средней полосы России. Из произрастающих здесь растений 55 видов являются редкими. Природным богатством заказника являются леса разнообразных типов: хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров и пойменных дубрав. Здесь встречаются деревья – старожилы, которым уже более двухсот лет, достигающие до 35 м. в высоту и до 1 м. в диаметре. К числу обитателей заказника относятся и такие растения, занесенные в Красную книгу, как: башмачок настоящий, пыльцеголовник красный и водяной орех чилим, реликт межледникового времени (слайд 10) . Это однолетнее, водное, укореняющееся на дне растение с розеткой плавающих на поверхности воды ромбических листьев и белыми четырехлепестковыми цветками и орехообразными, в основном, четырехрогими плодами. Он встречается в «окнах» среди зарослей камыша, на глубине 1-1,5 метра. В Нижегородской области известно только несколько мест его произрастания. Во всех Пустынских озерах встречаются: лещ, ёрш, карась, краснопёрка, линь, окунь, язь (слайд 11), плотва, щука и другие виды рыб. Особенностью Пустынских озер является и то, что здесь можно найти
представителей всех типов водорослей, кроме бурых. Необычен животный мир. В водоёмах обитает от 3 до 6 видов млекопитающих: это речной бобр, выдра (слайд 12) и русская выхухоль (слайд 13) , численность которой вызывает особую тревогу. Русская выхухоль – типичный представитель доледникового периода, ровесник мамонтов и шерстистых носорогов, обитающих только в европейской части России. Заказник является также местом обитания не менее семи видов летучих мышей. Здесь гнездятся или кормятся на пролёте многие виды водоплавающих прибрежных птиц. Из числа очень редких птиц-хищников можно встретить беркута, орлана-белохвоста и скопу. Иногда на Пустынских озерах на пролете можно увидеть лебедей (слайд 14) . К обитателям Пустынского заказника относятся и другие редкие, в том числе «краснокнижные» представители фауны – бабочки: аполлон, махаон, медведица Геро, шмель моховой, пчела-плотник (слайд 15) и пр. К сожалению, в последние годы на Пустынских озёрах и в лесном массиве заказника сильно возросла рекреационная нагрузка, что отрицательно сказывается на состоянии озёр. В результате из флоры исчезли: наяда морская и водяной мох, сократилось произрастание водяного ореха. Поэтому на озёрах и заказнике требуется проведение неотложных мер по сохранению животного и растительного мира.

7. Обобщение и закрепление нового материала

Проводится по рабочей тетради (страница 48-49). Работа в парах – проверь тетрадь соседа карандашом, если что-то непонятно, в учебнике на странице 192-193 есть рисунок.

8. Подведение итогов (слайд 16)

Учитель: О чём говорили на уроке? Что узнали нового? Что вас особенно удивило и заставило задуматься?

9. Домашнее задание

Стр. 191-200, таблица, самостоятельно изучить тему: «Надо ли охранять болота»

Литература :

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2005.
2. Барковская О.М. Экологическое воспитание. Начальная школа – 1996, № 6.
3. Окружающий мир. К учебникуА.А.Плешакова. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: описывать водоȅм по фотографии, определять с помощью атласа - определителя растения пресного водоȅма, узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод, выявлять экологические связи в пресном водоȅме. Рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона, осуществлять взаимопроверку. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по плану в учебнике, обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни к воде, извлекать из книг «Зелȅные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресных вод, о поведении людей и обсуждать еȅ.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - различать способ и результат действия.

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно - познавательных задач

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Основные понятия и определения

Основные правила поведения в окружающей среде, понятие - природное сообщество «водоȅм».

Подготовка к усвоению нового материала

Познакомимся с природным сообществом пресных вод. Будем учиться бережному отношению к водным растениям и животным

Вспомни, по своим наблюдениям, какие рас-тения и животные встречаются в воде и у во-ды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

1.Опишите водоём по фотографии.

2.Рассмотрите в гербарии растения пресно-го водоёма. Определите их с помощью атласа- определителя.

3.По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв по-лоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

4.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Изучение нового материала

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕСНЫХ ВОД

Живые организмы пресных вод (растения, жи-вотные, бактерии) образуют природное сооб-щество

Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднима-ются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, напри-мер, ряска, которая плавает на поверхности во-ды. А в толще воды плавают мельчайшие (мик-роскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной

Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организ-мов. Подводные заросли растений служат убе-жищем для животных.

Понаблюдаем за животными. Вот по поверх-ности воды стремительно бегают клопы-во-домерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавун-цы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

1.Утка-кряква: самка (а) и самец (б).2.Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Ка-рась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водо-росли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрело-лист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

Карась питается растениями, личинками насеко-мых. Щука относится к хищным рыбам.

На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интерес-но. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млеко-питающие — бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-опреде-
лителе.

На водных растениях живут другие моллюс-ки — растительноядные улитки прудовик и ка-тушка. У них закрученные раковины.

Перловица Беззубка Прудовик Катушка

В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бакте-рий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

Из них образуются соли. Эти соли растворяют-ся в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

ЧЕЛОВЕК У ВОДЫ

Ты уже знаешь, как вредит всему живому за-грязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься

Многие красивые, интересные растения и жи-вотные, обитающие в пресных водах или на бе-регах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем бе-речь лягушек и головастиков!

Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участво-вать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду по-рой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе — спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёд-рах в безопасные места.

Осмысление и понимание полученных знаний

По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения и животные пресных вод встречаются в ва-шем крае.

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

По приведённому на с. 165 плану дай характе-ристику пресноводного сообщества вашего края.

Обсудим!

Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Как приспособлены к жизни в воде и у во-ды различные растения и животные?

Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчез-нуть лягушки?

Проверь себя

Какие живые организмы составляют пресно-водное сообщество? 2. Какие растения и живот-ные пресных вод нуждаются в особой охране?

В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Вывод

В пресных водах обитают разнообразные жи-вые организмы (растения, животные, бакте-рии). Они составляют природное сообщество. Многие растения и животные пресноводного сообщества нуждаются в охране.

Задания для домашней работы

1.В тёплое время года проведите наблюде-ния у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удаст-ся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомер-ка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых откры-тий и ярких впечатлений.

2.В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи рас-крыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Похожие публикации