Занятие по профилактике правонарушений "преступление и наказание". Занятие по профилактике пав Занятие по профилактике
Елена Кусакина
Занятие с элементами тренинга по профилактике курения
Занятие с элементами тренинга по профилактике курения
Цель : профилактика курения , формирования установки на здоровый образ жизни.
Задачи :
1. Активизировать размышления подростков о вреде курения и его последствий ;
2. Способствовать формированию установки на здоровый образ жизни и отказе от курения .
1. Упражнение «Разминка»
Цель : Сплочение рабочей группы, практическая обработка навыков понимания человека на невербальном уровне.
Обсуждение : чтобы было тяжело в этом упражнением, насколько важно понимать другого человека.
Объяснение ведущего :
«Вы и ваши знакомые едете в общественном транспорте в противоположные стороны. На светофоре оба автобуса остановились. Вы увидели друг друга, но между вами стекло, и вы не слышите друг друга. Вы не можете выйти, а вам надо договориться о встрече».
Один участник пытается назначить встречу, а другой пытается понять где, когда и во сколько назначена встреча. Затем участники меняются ролями.
Примеры ситуаций :
1. В 20.00 в пиццерии;
2. В 15.00 в кинотеатре;
3. В 14.00 возле остановки;
4. В 12.00 в столовой.
2. Обсуждение :
Сегодня я предлагаю вам обсудить тему : Курение как угроза…Безусловно, выбор остается всегда за человеком, курить или нет, дружить или нет, учиться или работать, пить или вести здоровый образ жизни. Но прежде каждый человек и вы тоже должны владеть информацией о различных последствиях, отрицательных проявлений, сформировать отношение к социальным явлениям, как алкоголизм, табакокурение и т . п. Ответственное поведение, самоуважение, самоценность позволяет человеку обоснованно отказываться от опасных для здоровья и жизни действий (курение , алкоголь, наркотики) . Наше занятие нацелено на то , чтобы вы все увидели в себе ресурсы для сохранения здоровья. Предлагаю продолжить обсуждение.
3. Упражнение «Мое мнение»
Цель : выявление отношения к курению , мотивов, побуждающих к курению .
Время : 5 минут.
Материалы : карточки с неоконченными предложениями
Объяснение ведущего :
Участниками выбираются карточки с неоконченными предложениями, которые им нужно продолжить.
Список неоконченных предложений
Люди курят, потому что…
Для того, чтобы бросить курить, надо…
Удержаться от сигарет можно, если…
Запах сигарет вызывает у меня…
Курящий человек похож на….
Опаснее курения может быть…
Зависимость от курения можно победить , если…
Люди начинают курить тогда, когда…
Бросить курить можно, если…
4. Десять шагов и бросаем курить.
Когда человек бросает курить и у него не получается это сделать, то окружающие говорят, что у него нет силы воли. Но это не так. Ему же удается влюбить в себя понравившуюся девушку, завести семью или получить высокооплачиваемую работу. Все это удается сделать, но чего же не хватает, чтобы бросить курить?
Дело в том, что в процессе курения формируется физическая и психологическая никотиновая зависимость, а она имеет поистине «бульдожью хватку» , которая подавляет силу воли даже у самой стойкой личности. Как же помочь человеку бросить эту пагубную привычку. Один из способов – составить для себя антиникотиновую программу, которую можно назвать так : «Восемь шагов и бросаем курить» .
Шаг 1 – найти стимул.
Надо найти то, что для тебя очень важно в жизни, чего бы ты хотел больше всего. Составить список этого и записать на листок. При малейшем желании закурить нужно взглянуть на листок и спросить себя «Неужели сигарета важнее того, что я больше всего хочу?» .
Шаг 2 – назначить дату отказа от курения .
Нельзя откладывать дату, если ты твердо решил бросить курить, нужно назначить самое ближайшее время. Напишите расписку : Я брошу курить (дата, время, подпись.
Шаг 3 – изменить свое отношение к проблеме
Мы знаем, что в нашей стране введен закон о запрещении курения в общественных местах и территориях детских учреждений. Но мы знаем, что «запретный плод сладок» , это еще больше соблазняет нас. Но если мы решили расстаться с курением , то надо взглянуть на эту проблему по-другому. «Я не запрещаю себе курить, просто я освобождаюсь от никотинового капкана и обретаю свободу и независимость». Многим людям помогла избавиться от курения книга Алена Карра «Легкий способ бросить курить» .
Шаг 4 – разрушить ритуалы.
Необходимо избавиться от этой зависимости.
Шаг 5 –найти замену сигарете.
Шаг 6 –подумать о финансовой экономии.
Давайте посчитаем, сколько денег тратите на сигареты в день, неделю, год.
Шаг 7 – верить в успех.
Шаг 8 – если вы споткнулись, начните все заново.
5. Подведение итогов. Рефлексия занятия .
Публикации по теме:
Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком» Цель: просвещение родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: A) Психологическое просвещение - дать родителям.
«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка Игровое упражнение. Родителям на выбор предлагаются.
Цель: помочь родителям осознать важность возрастного периода от 2 до 3 лет для развития самостоятельности детей и их дальнейшей успешности.
Методическая разработка тренинга по профилактике профвыгорания для педагогов «Про себя любимую не забудь» 1. Визитка 2. Представление имени. 3. Мультик "Облачно, с прояснениями" - беседа. Мы педагоги, работаем с разными детьми и у нас случаются.
Тренинг проводился с целью построения эффективного командного взаимодействия, сплочения коллектива и раскрытия творческих способностей педагогов.
Потребление психоактивных веществ – острейшая проблема в мире. Российское общество на стыке тысячелетий столкнулось с новой реальностью, когда опасные зависимости, захватывающие в первую очередь молодое население страны, стали стремительно прогрессировать.
Действенным средством борьбы с распространением наркотического заражения является профилактика.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании, как болезни.
В связи с этим современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками.
Данное занятие рассчитано для детей среднего и старшего школьного возраста, направлено на выработку у учащихся отрицательного отношения к употреблению наркотических средств.
Требование к организации занятия.
Занятие успешно реализуется в структуре внеклассной работы школьного коллектива.
Для проведения занятия используется обычный класс, столы и парты необходимо сдвинуть к стенам, освободив место в центре, так как во время занятия предусмотрены размещения по кругу.
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, устойчивого неприятия психоактивных веществ.
- Создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;
- Помочь осознать участникам проблем, связанных с употреблением наркотиков;
- Снизить вероятность вовлечения учащихся в экспериментирование с психоактивными веществами.
Ход занятия
Здравствуйте! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это значит, что человек, который с вами здоровается, желает вам здоровья.
1. Приветствие
– Давайте поздороваемся все вместе?! (В конце каждой фразы вы говорите: «Привет»)
Когда встречаем мы рассвет, то говорим ему: «Привет»
С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой: «Привет»
При встрече через много лет вы крикнете друзьям: «Привет»
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго: «Привет»
И вы запомните совет, дарите всем друзьям: «Привет»
Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы: «Привет»
– Вот мы и поздоровались, а теперь давайте познакомимся. Меня зовут... А
вас?
– На счет 3–4 все вместе произнесем свои имена. 3-4!
– О-о-о, здорово, я вас всех запомнила
2. Игра «Знакомство»
Ну, а теперь давайте, познакомимся! Я буду называть личное качество или буду описывать какую-либо ситуацию, а вы будете выполнять это действие, если условие относится к вам. И так:
– тот, у кого есть брат, щелкните пальцами, вот так...
– у кого карие глаза, трижды подмигните
– чей рост превышает 1 м 70 см, пусть громко крикнет «Я Кинг-конг!»
– тот, кто сегодня хорошо позавтракал, погладьте себя по животу
– кто любит собак, должен два раза тяф-тяф
– тот, у кого есть любимый или любимая, пусть повернется к соседу слева и
скажет, что это его не касается
– те, у кого есть синие детали одежды, должны сказать соседу справа, что никогда
в жизни не сделали бы себе прически, как у него
– у кого есть дома у кошка – мяукните
– кто любит мороженое, должен заглянуть под свой стул
– кто хоть раз в жизни пробовал курить, должен крикнуть «Это опасно!»
– тот, кого сегодня принуждали рано вставать, должен затопать ногами по полу и
крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»\
– кто рад, что попал сюда, должен крикнуть «Да!»
– кто считает, что игра длится долго, должен скрестить руки на груди и громко
крикнуть: «Хватит!»
Ребята, наше общество сегодня борется со множеством проблем, которые угрожают нашему здоровью – это загрязнение окружающей среды, некачественные продукты, преступность, СПИД, рак, наркомания, вредные привычки.
Все вы обладает самыми ценными вещами на земле. У нас есть: молодость, энергия, здоровье.
Тема нашего занятия «Защити себя». А речь пойдет о заболевании наркомании.
Наркомания -это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутренняя инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. По результатам опроса общественного мнения, наркомания-вторая по важности опроса общественного мнения, наркомания-вторая по важности проблема в России (первой, безусловно, является преступность). И действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов. Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 миллиона человек, а по некоторым данным, достигает 3 миллионов. Количество состоящих на учете, официально зарегистрированных больных наркоманией, по данным Минздрава России, за последние 10 лет возросло в 7,5 раз и превысило в 1999 году 200тысяч человек. По мнению экспертов, их число фактически в 2–3 раза больше.
3. Тематическое упражнение «Наркотик: стоит ли ему доверять?»
Материал: карточки со словами (совесть, любопытство, любовь к себе, опека со стороны родителей, ответственность, доверчивость, свободное воспитание, уважение к близким, желание выделиться, пассивное поведение, неорганизованность, социальное окружение, межличностное окружение).
Прочитайте то, что написано на карточках и разделите их на две группы следующим образом:
1-я группа – факторы, которые способствуют распространению наркотиков среди
подростков;
2-я группа – факторы, которые сдерживают подростков от употребления наркотиков.
Все карточки закрепить на доске по группам.
В ходе распределения карточек, обсуждают каждый фактор и принимают общее решение, к какой группе его отнести.
После обсуждения ведущий задает следующие вопросы:
1. Как вы думаете, можно ли фактор из одной группы поместить в и другую?
2. Имеет ли каждая ситуация единственное правильное решение? Почему?
3. Всегда ли люди поступают так, как хотят?
Затем ведущий делает вывод из всего сказанного
4. Упражнение «Жизнь с болезнью»
Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.
Инструкция. Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд; на 4 – названия любимых занятий, увлечений; на 4 – имена близких или любимых людей.
Когда все участники готовы, ведущий говорит:
«Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по одной карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.
После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
Обсуждение
Как себя чувствовали участники во время игры?
Как сейчас себя чувствуют?
С чем или с кем труднее было расставаться?
После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.
Ритуал «деролинга» (снять игровые роли с участников). Каждый руками как бы стряхивает с себя роль, называя себя по имени («я больше не человек, зависящий от наркотиков, я – Аня», «я – Вася»).
5. Легенда
«В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил, что он сам держит в руках. Добрый старец ответил:– бабочку. Живая она или мертвая? Был следующий вопрос? И ответил старец: «Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая улетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках! Мораль такова: Ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И хочется надеяться, что оно будет правильным».
6. Упражнение «Защити себя»
Сядьте поудобнее, настолько это возможно в данный момент.
Закройте глаза. Мысленно представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет. Возможно, у вас есть фотография этого возраста, вспомните ее.
Посмотрите в глазки этому ребенку.
Подойдите к нему.
Погладьте его по головке…..
Почувствуйте его мягкие, нежные волосы.
Сядьте на колени перед ним.
Обнимите, он этого очень долго ждал.
Скажите, что очень, очень любите его.
Возьмите в свои ладони, его маленькие, теплые ручки.
Скажите, что всегда теперь будите вместе.
Что будите защищать его, чтобы не случилось.
Уменьшите образ до размеров горошины.
Возьмите его в сердце.
Почувствуйте, как тепло расходиться оранжевым цветом по всему телу, плавно
переходя в руки, ноги.
Почувствуйте приятный для вас запах.
Возможно, это будет запах леса, цветов.
Этот ребенок будет всегда с вами.
Он чувствует себя там защищенным, и будет согревать вас своим теплом.
Можно открыть глаза.
Шерринг.
– удалось ли увидеть ребенка?
– что чувствовали?
Наша жизнь непредсказуема, и мне бы очень хотелось, если вдруг когда-нибудь вам предложат попробовать наркотик, что бы вы вспомнили, глаза этого ребенка, которому пообещали сейчас, чтобы не случилось защищать его!
Использована литература:
- Профилактика наркозависимости среди детей и подростков: Методическое пособие. Авторы состовители: Водовозов М.Ю. Губина К.В., Прокопенко Г.В. Филиал ГУТО «Наркологический реабилитационный центр», 2003-30с.
- Методические рекомендации по организации профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной кампании в рамках проекта «Лето – пора находок, а не потерь!» Авторский коллектив Андреева О.С., к.пс.н., доцент Тюм. ГУ. Старцева Н.Г., к пс., н., директор ГАУ ТО «ОЦПР». Мариинских Н.В., педагог-психолог высшей категории. Кардашова Г.П., зав. Отделением воспитательной работы комитета по образованию г.Тобольска., Тюмень 2009, 93с.
Занятие по профилактике ЗОЖ для детей 10-14 лет «Детство без алкоголя»
Цель:· способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных;
· дать представление об изменении внешнего вида и поведения человека, под воздействием алкоголя.
Задачи:
· познакомить детей с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;
· формирование умения излагать собственные мысли;
· отработка умения работы в малых группах;
· возможность наглядно представить внешность человека в состоянии алкогольного опьянения и сформировать негативное эмоциональное отношение к внешнему виду человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения;
· отработка умения устанавливать причинно-следственные связи.
Необходимый материал:
Бумага, ватман, карандаши, фломастеры, раздаточный материал – карточки «Привычки и последствия», раздаточный материал – конструктор для создания фоторобота внешности пьяного человека.
Ход занятия:
Ведущий: «Мы любим многое в нашей жизни: любим своих близких, друзей, стремимся как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек – существо социальное. Социум – это люди, которые нас окружают. Нам нравится заниматься спортом, каждый день узнавать что-то новое, получать отличные оценки. Однако, существует условие, при котором все перечисленное возможно, - это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет активен, энергичен, сможет преодолеть трудности на своем пути.На свете есть много способов сохранить и укрепить здоровье человека, но также есть и то, что может разрушать его, приносить вред здоровью».
Задание для группы:
Участники делятся на две группы. Первой группе нужно написать то, что, по мнению участников полезно для человека, второй - что вредно. После выполнения задания каждая группа зачитывает свои ответы, ведущий помогает ребятам обобщить материал.
Ведущий: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет делать это постоянно. Есть такая пословица: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Кто из вас может мне рассказать, что же такое привычка?"
Ответы детей. Информация ведущего может быть сведена к следующему. Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, и тогда человек начнет выполнять его, не задумываясь.
Игра:
Дети встают в круг и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть, повернуться, поднять руку и т.п.»). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их.
В определенный момент, ведущий, перед командой не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.
После проведения игры необходимо обсудить ее и сказать о том, что, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
Ведущий : «Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить пользу, например, помогают удобно и комфортно организовать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными.
Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, - это вредные привычки. И если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень сложно».
Дети разбиваются на две – три подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых нарисованы вредные и полезные привычки и их последствия.
Задание:
К каждой картинке, изображающей привычку, подобрать картинку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка.
Привычки:
Мальчик чистит зубы
Мальчик не хочет мыться и умываться
Группа ребят делает зарядку
Девочка и ее отец делают уборку и чистят свою одежду
Ученик грызет ногти на уроке
Ученик опаздывает на урок
Группа ребят курит
Двое взрослых выпивают
Последствия:
Здоровая красивая улыбка
С грязным подростком никто не хочет общаться
На соревнованиях ребята легко преодолевают дистанцию
Членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате
Врач лечит мальчику воспаленные пальцы
Мама ругает сына, увидев двойку в дневнике
На соревновании ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу
Алкоголик дремлет на лавке, представляя, что он - Наполеон.
Ведущий:
«Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть одна, которая часто становится одной из самых губительных для здоровья. Эта привычка – употребление алкогольных напитков. Сформировавшись, она отрицательно влияет не только на организм, но и на поведение человека, его представления о мире и о себе в этом мире, скажется на работе, семье и на отношениях с окружающими.
А что же такое алкоголь? Давайте попробуем разобраться!»
Информация ведущего может сводиться к следующему:
Независимо от того, пьет ли человек шампанское, пиво, водку или другие алкогольные напитки, он вводит в свой организм этиловый спирт или этанол. Это вещество вызывает сильную физическую и психологическую зависимость – алкоголизм. Неумеренное потребление алкоголя приводит не только к пищевым отравлениям. При регулярном потреблении алкоголя в больших количествах разрушаются практически все органы и системы организма. Длительное кислородное голодание, вызванное пристрастием к крепким напиткам, приводит к гибели клеток головного мозга и деградации личности. На начальных стадиях зависимости ослабевает память. Затем возникают заболевания печени, почек, желудка и кишечника. Конечный результат – это деформация психики.
Задание:
Ведущий:
«У человек, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, изменения претерпевает его внешность, по характерным признакам внешнего вида окружающие могут понять, что человек употребил алкоголь».
Группа разбивается на 2-3 подгруппы и им раздается конструктор с изображением отдельных элементов внешности четырех разных людей. Путем сочетания отдельных элементов подгруппе необходимо составить портрет человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения (по принципу составления фоторобота).
Цели занятия: формирование ответственности за свою жизнь, формирование антинаркотических установок, изменение отношений учащихся к ПАВ.
Задачи: повышение информированности о видах группового давления, о возможных стратегиях поведения.
Оснащение: слайды из серии “Профилактика подростковой наркомании”, слайд-проектор, оборудование для просмотра видеофильма “Право на жизнь”, куклы из бумаги, листы бумаги, свеча, буклеты.
Занятие предназначено для учащихся 8–9 классов.
План занятия.
- Приветствие.
- Игра “Давай поздороваемся”.
- Упражнение “Планы на будущее”.
- Обсуждение статьи “Наркотик – лопата”.
- Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики?”
- Игра “Поменяйтесь местами”.
- Работа с понятиями “групповое давление” и “уверенное поведение”.
- Упражнение “Провокация”.
- Просмотр отрывка видеофильма “Право на жизнь”.
- Работа со словами-антонимами.
- Заключительный круг.
Ход занятия
Учащиеся рассаживаются по кругу.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы поговорить с вами о важных для вас вещах. В последнее время наркомания – настоящий бич во многих странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей. В России масштабы и темпы роста наркомании таковы, что ставят под угрозу будущее нации
Слайд 1
Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными проблемами, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга необычным способом.
Игра “Давай поздороваемся”.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: “европейцев”, “японцев”, “африканцев”. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми “своим” способом: “европейцы” пожимают руку, “японцы” кланяются, “африканцы” трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
Вернемся к теме занятия. Вы учитесь в 8 (9) классе, когда еще все впереди, когда строятся жизненные планы на будущее. Ответьте на вопрос: что бы вы хотели иметь к 30 годам? Прошу записать ответы на листочках, не подписывая их (дается 2 минуты). (Листочки сдаются ведущему, который спрашивает разрешения зачитать попозже некоторые из них. )
Сейчас я вам зачитаю статью, а вы внимательно послушайте.
“… А вот и таблетка. Белая таблетка с весёлым изображением зайчика или доллара, или ещё чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнёшь её и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно. Круто? Модно? Конечно же! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200 %-ой отдачей. А вот внутренние органы стираются как шестерёнки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, её можно починить. А твоё тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток.
Наркотик – это лопата. Да, да, не удивляйся, мой друг. Это очень хорошая лопата.
Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в тёмных капюшонах, натянутые на глаза. Это могильщики.
Могильщики приглашают тебя – добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе ещё рано? Что, пожить ещё хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да всё! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Пускай эти слова войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством– антибиотиком, не позволяй никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо.”
А сейчас с вашего разрешения я прочитаю некоторые ответы на вопрос, который я вам предложила. Я надеюсь, что они подтвердят то, о чем мечтает большинство ваших сверстников. Что же хотите вы? (Зачитываются ответы на листочках.)
Да, все это замечательно: любовь, дом, дети, карьера, богатство. Ради этого можно жить… Но у вас ничего этого не будет… у вас ничего этого не будет, да и самих вас не будет, … если вы начнете употреблять наркотики. Потому что наркоманы практически не доживают до 30 лет.
Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики? ” Поощряются все ответы, особенно акцентируется внимание на ответах типа “ неудобно отказаться в компании”, “друзья уговаривают” и т.п.
А теперь давайте поиграем в игру “Поменяйтесь местами” . Я приглашаю двух желающих. Возьмите два стула, садитесь. Первый участник должен уговорить второго поменяться местами. Время ограничено, вам дается 2 минуты. (После этого вызвать еще одну пару, задание не меняется.)
Замечательно поиграли. Давайте теперь по кругу скажем, к каким способам прибегали те, кто пытался заставить или уговорить поменяться местами (ответы учащихся ).
Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением.
Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповому давлению. Ведь человек обычно стремится быть членом какой-то группы и соответствовать нормам и ценностям этой группы.
Обсуждение.
Испытывали ли вы когда-нибудь подобные состояния? Когда и со стороны кого вы испытывали давление? (Ответы учащихся. )
Сейчас я покажу вам слайды, где представлены те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. Давайте их рассмотрим. Демонстрируются слайды с указанием таких видов давления, как: лесть, похвала, уговоры, подкуп, обман, угрозы, запугивание, насмешки, призыв “делай как мы”. Проводится обсуждение этих видов группового давления.
Слайд 2
Слайд 3
Как вы думаете, какие качества характера человека помогут помочь сопротивляться групповому давлению? (Подвести к понятию “уверенное поведение”.)
Слайд 4
Можно ли сказать, что неуверенный человек сам себе не принадлежит? (Ответы детей. )
Слайд 5
Такой человек чем-то похож на куклу-марионетку. (Показ куклы.) Нужно освободиться, оборвать нити. (Кукла падает.) А вот эта кукла стоит прочно (кукла на стержне) . Что же в ней есть такого? У нее есть стержень – это характер, уверенность в себе, знания. Я хочу, чтобы вы были именно такими, сильными, уверенными, способными выйти из трудной ситуации.
Упражнение "Провокация".
Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Какие это могут быть фразы?
Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.
Спасибо, мне этого не нужно.
Не курю.
Нет, мне не нужны неприятности.
Я таких вещей боюсь.
Эта дрянь не для меня.
Я и без этого превосходно себя чувствую.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Мне не хочется умереть молодым.
Спасибо, мне здоровье дороже!
А у меня есть слайд, где перечислены еще кое-какие приемы, которые можно использовать.
(Слайд 6)
Кроме этого можно:
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов; на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз...
5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь “страшные последствия” самому (например, “зубы посинеют”, “оглохнем” и т.д.).
7. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.
Надеюсь, это поможет вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, быстро и любой ценой.
А сейчас просмотрим кадры видеофильма “Право на жизнь”, показывающие как ребятам предлагают попробовать наркотики.
После просмотра отрывка – обсуждение увиденного, приведение своих собственных доводов отказа.
Сейчас я попрошу вас написать на ваших листочках несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:
В наркомании, как в кривом зеркале, все явления приобретают обратный смысл. Обратитесь к словарю, который лежит перед вами. Если вам говорят: “Хочешь испытать ни с чем не сравнимое удовольствие и наслаждаться свободой?”, следует понимать так: “Хочешь испытать боль, корчиться в ломке и попасть в рабскую зависимость?”. Предложение, которое вам делают “по доброте душевной”, превратит вашу жизнь в смерть.
Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Есть ещё одно оружие от наркотиков – самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков? (Ответы детей.)
– Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять . Желаю вам избрать именно этот способ.
Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)
А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.
Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!!!
В конце занятия детям раздаются буклеты (Приложение 1) .
Используемые источники.
-
Васькова О.В.,
Мачульская А.С.,
Мачульская Т. Б.,
Согоян В.Н.
Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
- Мартыненко Л.П. в сборнике “Профилактическая работа по наркомании и токсикомании в общеобразовательных учреждениях” /Отв. ред. В.Ф. Трещалин. – Воронеж, ВОИПКРО, 2001.
- Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании.: Наглядно-методическое пособие/С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр “Планетариум”, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Подростковая наркомания. Слайд-альбом. Центр “Планетариум”, Москва, 2002.
- Видеофильм “Право на ошибку”, видеостудия “КВАРТ”, г. Москва