Татары. Татары (этноним) Употребление этнонима половцами

Меня заинтересовал вопрос, кого на Руси называют/называли татарами и почему? Википедия говорит, татарами называли следущих народов

Тюрко-татары, закавказские татары, азербайджанские/адербейджанские татары (азербайджанцы)
горские татары (карачаевцы и балкарцы)
ногайские татары (ногайцы)
абаканские татары (хакасы)
кузнецкие татары (шорцы)
кундровские татары (карагаши)
казанские татары (мишари, волжские болгары, тептяри)
крымские татары (крымцы)
черневые татары (тубалары)
чулымские татары (чулымцы)
алтайские татары (алтайцы)
сибирские татары

Самый интересный момент: кроме казанских и крымских татар ни один из этих народов себя татарами не называют. И еще один интересный момент: вопреки установившемуся мнению у нас в Азербайджане, что русские называли по незнанию всех им знакомых тюркских народов татарами надо сказать, что русские прекрасно различали и различают тюркские народы. Османов называли и называют турками (хотя мы азербайджанцы и турки практически две ветви одного того же народа), казахов и кыргызов называли "киргиз-кайсаками", узбеков узбеками, туркмен туркменами... а вот нас татарами.

Особенно интересен момент почему такое различие между нами и турками. Я понимаю, что сейчас начнется "да мы разные" и приведут 1000 аргументов. Но это различие 300 лет тому назад были минимальными в отличии от сегодняшнего дня. Итак почему?

Посмотрим на политическую карту того времени. Золотая Орда была преемственницей империи Чингисхана вплоть до конца орды. Потом эстафету взяла Крымское ханство (прямые потомки Чингисхана и преемники его империи) и Московия подчинялась или платила дань Крымскому хану. Даже в истории есть период, когда крымские ханы считались по статусу выше османских султан. И крымское ханство вплоть до конца этой государственности и вхождения в состав России считалась преемником империи Чингисхана. А вот ни казахи, ни узбеки, ни туркмены ими не считались, так как на месте орды эти народы построили новые гос-образования. ВНИМАНИЕ: прежде чем обижаться, что с каких пор мы казахи или узбеки не имеем отношение к наследии Чингисхана, читайте внимательно. Речь не о наследии народов, а о преемственности гособразований. В Центральной Азии Тимур положил конец империи Чингисхана создав на его месте свою империю. Т.е. новое гособразование, хотя сперва правил от имени хана-чингисида. Но после его смерти он сам себя обьявил "гурханом" и его наследники правили. От них откололись моголы, потом исторические-узбеки образовав свое ханство, от узбеков казахи, итд, итп. Т.е. новые гособразования со своими традициями.

Но вот чем обяснить, что нас - азербайджанцев называли татарами, ведь и у нас были другие гособразования. Давайте посмотрим. Та часть чингисской империи, которая была у нас назывался Илханат. И Илхан Газан (чингисид) правил огромной империей. Кстати, для тех, кто поспешит их обявить монголами, скажу просто "илхан" это титул древних тюркютов, а не монголов.

И эти ильханы существовали вплоть до прихода Тимура, правда, к концу... они были номинальными правителями, когда реальная власть была у джелаиридов и у чобанидов. Но номинально правителем был ильхан из рода Газан хана.

Тимур завоевал все. Поставил точку... и ушел. После него была распря и джелаириды хотели и частично им удалось восстановить свое правление, были и новые ханства как Кара-коюнлу, и Ак-коюнлу... они даже существовали иногда паралельно и по статусу были равны османам, но никому не удавалась целостность власти над империей Газан хана. Вплоть до шаха Исмаила. Когда его называют великим и говорят "обьединил империю", то имеют в виду не империю Дария или чего-то еще, а именно Илханат Газан хана. И все последущие династии держались той традиции и того же подхода. Поэтому для русских даже Каджары были "татарами".

И главное все те, кого называли русские татарами были до конца частями империи Чингисхана и преемниками. Горские татары были частъю Крымского ханства. А хакасы, шорцы, чулымцы не входили в империю Тимура, остались островками империи Чингиса. А узбеки и туркмены под началом нового хана Шейбани образовали свое новое гособраование. Или казахи под началом Абылай хана. Т.е. несмотря на родство с "монголами" Чингисхана они качественно новые гособразования. Узбеки вообще больше Тимура считают основателем государства, хотя Тимур сам себя не узбеком называл, а тюрком.

К чему я это... к тому, что сефевиды вообще-то не создали новое, а восстановили старое. Вот почему мы для русских "татары".

До конца 16-ого века местный тюркоезичный народ носил общий этноним булгары. Параллельно с этнонимом булгар, имели место и другие названия этого народа: буртас, суас, мишар, касан/казан, биляр, бигер и др. Как же получилось, что булгары, первыми сумевшие дать настоящий отпор и отразить волны татаро-монгольского нашествия, в дальнейшем приняли название своих врагов? В результате победы чингизидов образовалось четыре автономных улусов монголо -татар:1) Джагатайский улус - в западной части Китая, южной части Узбекистана, Казахстана и Киргизии; 2) Улус Хубилая в Китае; 3) Улус Хулагуидов - в Иране, Ираке и Закавказье; 4) Улус Джучи, получивший поздже название Золотая орда. На самом деле этот улус оказался Кыпчакский,(половецкий,куманский) и присуствия монголов в нем было символическое.В составе Золотой Орды находились предки современных казахов,киргизов,туркменов,азербайджанцев,кумыков, карачаево-балкарцев, крымских и румынских татар.А также руские княжества и южные территории Булгарии. Северные земли и города Булгарии сохранили свою независимость и в некоторое время с разрешения Сарая брали дань от соседних русских княжеств.До 15-ого века Булгария находилась под сильным давлением Джучидских ханов.В эпоху Третего эмирата когда Булгария мирным путем добилась полной независимости ее столица уже был Новый Болгар - г.Казань. Поэтому некоторые фантасты и недоучки говорят о неким "Казанским ханством" и даже о его "образование"..?! Ханство это выборная монархия а Булгария всегда была наследственной монархии и там всегда правили представители династии Балтаваров(клон рода Дуло). Коренное население всех улусов ненавидело власть татар и старались от нее избавитьтся. Со стороны европейцев всех их называли тартарами (т.е на древнегреческом: выходцами из ада).Все эти народы - тюрки,китайцы,персы,арабы, мидийцы, кавказцы,славяне,фино-угры, впоследствие избавились от этого названия, но булгары..., нет?! Почему? Все разноезичное население Золотой орды, а заодно с ней и Булгарии(как союзница тоже брала дань учасвовала в походы на Русь..), русские традиционно стали называть"татарами", как образ врага. После присоидинения булгарского государства руские начали активно продвигаться на восток, при этом все восточные народы они также называли татарами. Так, дойдя до Тихого океана, руские исследователи назвали татарами даже палеоазиатских орочей, живших у пролива между материком о островом Сахалин, отсюда и пролив получил название Татарский. По мере изучения восточных народов русские поняли, что все это население называемое со стороны русских татарами, состоит не из одного народа, а различных народов, а именно из булгар, казанцев,мордвы, чувашей,башкир,черемисов(марийцев), вогулов, хантыцев, югорцев, ненцев,селькупов,самодеев,бурятов,калмыков,эскимосов,юкагиров,чеченцев,лезгинцев, и тд. Этноним татары у русских долго оставался как общее название тюркоезычных народов.Поздже руские уяснили себе, что эти тюркоязычные татары также состоят из различных народов, поэтому этноним татары руские начали применять с определениями,состоящеми из самоназваний этих народов или из названия мест их обитания; азербайджанские татары, башкирские татары, булгарские татары, буджакские татары, киргизкие татары(казахи и киргизы), крымские татары, кумыкские татары, тюркменские татары, узбекские татары, хакаские татары, черкеские татары и т.д. Поскольку "булгарские татары" после потери своей государственности в отличие от других "татар", находились в самой тесной связи с русским народом и из поколения в поколение слышали в свой адрес "татарин", то постепенно эта кличка начала переходить у некоторых в самоназвание. Крымские кыпчаки и добруджанские читаки также приняли этноним татары. В итоге, название татары было окончательно и насильственно закреплено на государственном уровне, в 1920 г. за булгарами в Указе о создании "Татарской республики" этот этноним был закреплен юридически. Потомки других народов сумели избавится в этот период от прозвища татары и востоновили свои прежние самоназвания: это такие народы как азербайджанцы, башкиры, казахи,киргизы,кумыки, туркмены, узбеки, балкарцы и т.д. Это название осталось пока только за волжско-уральскими булгарами. По примеру этих народов некоторая часть татарского(т.е. булгарского) народа поднимает проблему восстоновления прежнего своего этнонима булгары. На этой основе образовался "Булгарский национальный конгрес" с программой отказа от этнонима татары, восстоновления этнонинма булгары. Но поскольку название "татары" стало как бы самоназванием нашего народа, нас так называют близкие и не очень близкие народы. По этой причине(или и по какой небудь другой?) официальные национальные учреждения булгарского(или так называемого татарского) народа пока не решаются отказаться от этнонима "татары", думая о том, примут ли все современные татары этот этноним "булгары"? Таким образом, академик Закиев Мирфатих Закиевич, тоже в свою очередь, научно обосновал концепцию о том, что современные так называемые "Казанские татары" они и есть Волжские булгары, а не пришедчие с целью грабежа монголо-татары.(Я только сделал некоторые добавки в этот текст). Этноним "татары" должен быть заменен на наше подлинное имя - "булгары", не называя нас "тюрко-татарами" или "булгаро - татарами", по той причине, что таких народов никогда не было. Книжку "Правдивая история Булгарского народа" академика Закиева, мне прислал из Уляновска активист Уляновсской просветительской организации "БУЛГАРСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" Источник: vkontakte.ru/bulgarlar

Комментарии:


Константин: :

Татары, башкиры, узбеки, ногаи, чуваши - это все искусственные названия. Жили тюрки давали звездюлей окружающим (типа московским, нижегородским и т.д.) сами не хтло огребали. А потом эти московские придумали централизованное государство, армию, выписали из Европ раззных чуваков (немцы называются)с пушками и понеслось. Всем кому дали п. и обложили данью, ясак называетсЯ. Приехал какой нибудь Ермак, вломл, обложил данью (потом напишут твой П-стан присоединили к России), или сам умный, п. огребать желания нет, и сосед твой нагло лыбится, с Москвой договорился, ему вместе вломили и теперь ясак платишь и за свое и за его (ты то, не в обиде тебе всяко больше достается, чем без Москвы)(тут напишут твой П-стан добровольно вошел в состав России). Платишь - молодец, ты вассал называешся, брат меньшой царю. Не платишь - приедут, вломят, отберут. Кто ты, кого сам гнешь, по барабану, не в этнографии дело, русским (в смысле Царю) в общем было все равно, кто ты, главное плати. Нагнуть можно, тюрк, к востоку от Москвы живешь и мусульманин к тому же - значит татарин, астраханский, ногайский, казахский, кавказкий, казанский, сибирский, хакаский, крымский или еще какой. Так же как и, православный, человеческий (тот на котором Царь-батюшка говорит) язык понимаешь - точно русский; на севере европы живешь, в Лутора веришь - немец; на юге и католик - фрязин, с акцентом, но понятно, говоришь, католик - поляк. Вот такая этнография. Потом большевики пришли, сказали паспорт выписать с графой национальность, национальное самопределение однако. Казанские мусульмане-тюрки стали репу чесать кто они. Мусульмане -да, но это религия, казанские - но это город, тюрки - но это языковая семья. И создали новую идентичность -татары. А южнее, те кто служили в башкирах, при Царе это типа казаки, только мусульмане, стали бакирским народом. Мокшу и эрзя записали мордвой, мало их на отдельную автономию. Тептяри, кряшены, кержаки не подсуетились и им недосталось автономий. В результате появилась сталинская иерархия наций нации 1 сорта союзные (ураинцы типа), 2 сорта автономные республики - татары, башкиры, 3 сорт - ао - чукчи, 4 сорт - просто так погулять вышли - нгасаны, юкагиры. А русские - это такой народ не национальный, понятно. Сразу понятно, если ты кряшен либо мишарь, то выбирай быть тебе человеком 2 сорта, обучение на родном, газета, юмористический журнал, национальный театр и т.п. или человек 4 сорта - можешь гордиться, что СССР живут и такие. Понятно, лучше быть второсортным. Но нац. элита всегда боялась, боялась того, что разжалуют в сорт пониже. Пример - карелы. Особо боялись в БАССР, что их присоединят к татарам и сделают из них АО.


ubasi: :

"Татары и чуваши - один народ?" Упрощенно говоря, принявшие ислам чуваши, стали татарами. Соответственно, в татарских селах в Комсомольском и Батыревском районе живут чуваши-мусльмане, которые для своего религиозного выделения стали именоваться татарами. Вплоть до 19 века большая часть чувашей приняло ислам, чем и было обусловлено явление патриарха новочувашской письменности Ивана Яковлева - царское правительство решило остановить этот процесс и усилить через Яковлева внедрение христианства в Чувашию. Вот статистические данные по бывшей Казанской губернии: В 1826 г. в Казанской губернии было: Чуваш всего…………..371758 ч. Татар…………………..136470 ч. Чуваш более на 235288 В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии: Чуваш………………….513044 ч. Татар…………………...744267 ч. То есть пропорция решительно поменялась. Татар стало более на 231223 ч. ЗДЕСЬ НЕТ СПОРА ТАТАРИНА С ЧУВАШЕМ. ФАКТИЧЕСКИ ЧУВАШ СПОРИТ С ЧУВАШЕМ, НО ОТАТАРИВШИМСЯ (то есть имеющим несколько капель кипчакской крови). За все время 70% чуваш приняла ислам. Фактически спор о булгарском наследии татарина и чуваша - это спор чуваша с чувашем, но отатарившимся, т.е. принявшем ислам. А кипчакская знать (истинно татарская "голубая кровь"), находясь у власти, будучи религиозной элитой, навязывала чувашам-булгарам и чувашам потомкам булгар (после падения Булгарии исламизация чувашей усилилась) свой язык и культуру. Нынче чистых кипчаков не осталось, они, разумеется, перемешались с чуваше-татарами (то есть отатарившимися чувашами). Если отказаться от этих реалий, то татарстанцы получат следующую аксиому: татары и булгары - абсолютные противоположности... С уважением, Станислав Убасси Подробности в заметке


тимур: :

да так и непонятно!!!


Вячеслав: :

Раньше Русь называлась Великой Тартарией и никакого монголо-татарского нашествия не было. История сфабрикована на усмотрение продажных жидов. Европа до 15-го века была провинцией Руси. Московская область называлась московской Тартарией, Казанская - Казанской Тартарией. Потом Романовы начали уничтожать великую культуру славян. И дрались Руские (Романовы) с Рускими (великой веры, дети Сварога)это и было татаро-монгольское нашествие. А переводится монгол - как великий, а Тартар - дети Тары и Тарха. Я думаю от туда и стали называть Булгар - Татарами.


виктор: :

я русский (еврека мама,поляк отец) брат татар сродный(по отцу)называю его татарин,а он кричит балгарин!)))а еще он очень вредный! правда татары вредные?)) если серьезно,то у меня два друга татарина и они на татар не похоже,очень хорошие люди,лучше многих русских.да и почему татар называют татарами,это племя пришлое,и есть татары крымкие.сибирские,казанские.я с новосибирска


Иван: :

"Если у вас плохо с головой, если вы не разбираетесь в географии и географической экономике" - 1.есть экономическая география и др., например, политическая;2. Изучать историю "булгар"отдельно от остальных народов и приписывать ее только казанским татарам - бред, подобное можно прочитать на сайтах украинских националов про древних укров и т.д., которые открещиваются от общего с русскими и белорусами корня, и ищут его в родстве с фараонами Египта;3. Не забывайте про Аспаруха и современных болгар; История булгар,славян, мордвы, печенегов и др. народов, населявших земли России в те времена - есть история общая, которую, в угоду тем, либо другим правителям, в разных местах и случаях "слегка" подправляли и интерпритировали. Поэтому проблематика данная должна изучаться в комплексе, очень хорошо и доходчиво изложено в последней книге Л.Н. Гумилева. К современному термину "татары", считаю, нужно относиться, как к термину "скифы"- "Скифы - экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях. Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III-IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан."; "А Петру хочу сказать, что Русы - это шведское племя, которое угнетало славян. Поэтому - славяне - на всех европейских (арийских) языках означает рабы (slave). Поэтому ваша версия верна, если смотреть с точки зрения такой- славяне- арии- это рабы ариев (то есть скифов или немцев) скифы были ираном и тюрко язычны- об этом спорить глупо. Даже на русском языке- славяне- словлены (словены, словены, или просто рабы - славы, словы). Никогда славяне не жили на таких территориях- оригинальное место ограничивается мазовией (центральная Польша). Смешной вы Петр- ищете славу даже у чужих народов:)" burzum, это даже не смешно, где русы, а где шведы, не заблудились, Уважаемый? определенно не слышал про отдельно существующие "европейские" языки. например, финский и французкий - европейские? если "да", то что у них общего? На сегодняшний день "западная" версия происхождения Русских не выдерживает никакой критики. Историю нужно изучать, и подходить объективно, а не пытаться найти те либо иные "преимущества" одних перед другими.


?: :

Все мы африканцы:)


Дина: :

Полный кисель.Так и не пойму кто такие татары,которые были с монголами?


Алексей-волгарин: :

Можно мне, не ищите кто такие булгары по нации, они как и все в Европе - хорошая добрая смесь всех местных и не очень племён. Просто, по моемому, при Петре1 новгородские В и S, заменили на русинские Б и С, так что не правильно говорить волжские болгары - масло масленное, волгары так должно звучать название народа, живущего на Волге, а уж дальше кто как прочтёт первую букву. А татарами, извиняюсь, на Руси и Литве называли московское войско (без всякой нац. окраски), уж дюже оно лютовало. Это в кратце, а как название татары к волгарам пристало, ну тут московитам нет равных в навешивании ярлыков и переворачивания истории с ног на голову.


Болгар егете: :

Монголы испведовали религию "БОН" и христианство Несторианского толка. Желтый крестовый поход монгол описан Л.Н.Гумилевым. Тенгрианство исповедовали тюрки, а не монголы. По тенгрианскому обряду сегодня хоронят тюрков в Китае.


Абдулла: :

Все мы знаем, то татарами прежде русские обзывалипросто разбойников, а потом целые кочевые племена. Но меня давно один вопрос, как могли народы с одинаковым языком, теперь называемые татарами оказаться в Северном Китае и Алтае. Я подозреваю, что протобулгары происхождением на Урале, делали переселения в домонгольские времена как минимум дважды: на Алтай и потом до Китая. Потом предки их присоединились к войску Чингис-хана.


Михаил: :

Тимучин, давай с любимой тобой географии и многие тысячелетия назад. Во времена, когда не одомашнена еще лошадь, не известно землепашество. Значит тогда людям было удобно охотиться в лесах и собирать плоды с корешками. Для монголоидов это была теплая Юго-восточная Азия. Для европеидов Великая русская равнина. Что заставило часть монголоидной расы двинуться в суровые северные края? И как давно поселились на южных отрогах Алтая? Для этого в первую очередь нужны были лошади и верблюды. Когда их одомашнили? Европейская раса двигалась на восток лесами. Кто думаешь раньше достиг Байкала, отрогов Саян, Алтая, Тянь-шаня? Посмотри на карту и увидишь, что с Европы гораздо легче. На берегах Байкала древние люди жили уже 25000 лет назад. Для того, чтобы монголоидам попасть в степи Ср.Азии нужно было отркрыть "Джунгарские ворота". Когда их открыли предки татар?


Михаил: :

Тимучину совет прочитать "Древние тюрки" Л.Гумилева, а также историка Иловайского. Кроме того хоть немного изучить антропологию. В "инете" прочитать про городище "Сунгирь", про ДНК исследования. Тогда немного станет понятней откуда появилось название татары, кто такие булгары. А вкратце так. Тюрки чистейшие монголоиды. Признаки: плоское лицо, черные прямые волосы, почти безбородость, непропорционально большая голова,высокие скулы,низкая переносица и главное эпикантус. Так как монголоидные доминантные то, чтобы проявились европейские черты лица необходимо многократное перемешивание рас. Эстонцы относятся к финно-уграм по причине наличия эпикантуса. А ведь их предки никогда впрямую не смешивались с монголоидами, а только с соседними финно-уграми /Коми, карелы, вепсы/. Те в свою очередь с мерянами, весями, удмуртами. А те в свою очередь перемешались с хантами и манси. Произошло это смешение рас еще 7000 лет назад. Тюрки же в степях Ср.Азии Европы появились только в 6 веке н.э. Перечислять количество племен тюрков нет смысла. Для всех, кто столкнулся с ними было свое название. На Руси это сперва были Печенеги,половцы /кипчаки/ а затем татары.Именно от булгар Русь узнала " идет племя неведомое рекоемое татарове". Да, к тюркам болгары/порусски/происхождением не имеют отношение. Тюркский язык позднее приобретение. Персы, которые прекрасно знали тюрок/татар/ в 5-7 веках писали, что язык булгар не похож ни на тюрский ни на хазарский. Что булгары подразделябтся на 2 народа едва понимающих друг друга. Кто из современных народов России больше всего подходит под это описание? Правильно, мордва. В русских летописях по волжскими болгарами понимали именно мордву. Давайте рассудим. Мордву хоть и причисляют к финно-уграм, но физиономии у них европеидные. Язык не похож ни на один язык народов России. Подразделяются на Мокшу и Эрзя, язык которых отличается так, что едва понимают друг друга. Посмотрите на карту расселения мордвы. Они живут именно там, где могли пройти болгары от берегов Азова до Квмы. Насколько они были воинственны почитайте в "инете" "историю мордвы". Когда говорят, что татар после битвы на Калке разбили булгары, то это были предки мордвы. Казанскими татары стали после захвата Казани татарами Улу-Мухамеда, где они более 100 лет были правящим классом. Бесерменами же называли отатарившихся удмуртов. Если в татарских семьях рождаются белобрысые дети, то значит родоначальники и были бесермены/удмурты/. Кстати удмурты всегда легко ассимилировались. Земли между Волгой и Вяткой были заселены раньше ими. Топонимика это подтверждает. Татарское название удмуртов "ары". Арск столица. Город же Казань основана новгородцами по названию реки Казан. Уменьшительное "ка" появилось позднее. Под таким названием есть река, приток Вятки. Селение Казань есть в Кировской области. После падения Казани истиннве татары подались на московскую службу, а отуреченное коренное земледельческое население осталось. Посиотрите на карту Татарии. Чересполосное расположение деревень. Попробуй определи кто с кем перемешался. А ведь в те времена понятия "нация" не было. От татар осталась татарская речь и употребление конины.


burzum: :

тимучин рамсы попутал^^ цитата: "К тому же монголы были и остаются буддистами." в то время монголы тенгриистами были, учи историю умник ЛОЛ


bukinict: :

тимучину:ты прямо родился в те века.только тебе интернет добавили.а ума нет!


bukinict: :

татары это потомки кипчаков.народность очень многочисленная.но в свое время раздробленая на кланы.поэтому оттесненая с сибири на урал и волгу.


Незарегистрированный пользователь: :

А Петру хочу сказать, что Русы- это шведское племя, которое угнетало славян. Поэтому- славяне - на всех европейских (арийских) языках означает рабы (slave). Поэтому ваша версия верна, если смотреть с точки зрения такой- славяне- арии- это рабы ариев (то есть скифов или немцев) скифы были ираном и тюрко язычны- об этом спорить глупо. Даже на русском языке- славяне- словлены (словены, словены, или просто рабы - славы, словы). Никогда славяне не жили на таких территориях- оригинальное место ограничивается мазовией (центральная Польша). Смешной вы Петр- ищете славу даже у чужих народов:)


Дильмар: :

Я полностью согласен, что казанские татары больше болгары нежели татары. Но вы совершаете одну непростительную ошибку. Башкиры не имеют никакого от шея к болгарам. Чуваши- может быть, а башкиры ближе к казахам, по племенному составу, образу жизни, истории и культуре, а также расовому типу. Да и сами они никогда не захотят с вами объединиться. Сконцентрируйтемь лучше на изменении самосознания и названия самих татар, чем пытаясь объять необъятное дискредитировать саму идею возврата булгарского наследия


Дылов: :

Тимучин с тобой во многом согласен, но Тимур не Чингисид, а Барлас, религия у Тимура - Ислам, у Чингисхана - язычество, вечное синее небо, насчет зверств монголов уверен что сильно преувеличено, а если бы Тимур не остановил Баязета под Ангорой(Анкорой) то возможно и всей Европы бы не было. А насчет Булгар, они мужественно сражались примерно 15 лет с победоносными монголами и не покорились. Война закончилась миром и они вместе ходили в походы


Пётр: :

Для того, что бы в этом разобраться, надо копать куда глубже.И не веками. а тысячалетиями.Ведь, до того как Булгары пришли в эти земли, вся эта территория контролировалась Славянами.От Карпат до Волги Славяно - руссами, а от Волги до Океана Слаяно - Арийцами. Потому земли за Волгой и назывались Татарией т.е.(ТАТА - АРИЯ). Тата - отец(старославянский) Тятя - отец(старорусский) Ну, а кто такие Арии большенству известно.


Булгар Малае: :

Как сказал один историк, русские - самый обманутый народ...


Тимучин: :

Извините, описка: Тартарских, от слова Тартар, преисподня, то есть ад. Но вы поняли: иго придумали папские прохвосты, а поддержали их немцы при Петре первом - нужно было на кого-то списать зверства попов при христианизации Руси. Вот сказка Карпини и подошла лучше некуда. Так что не одни булгары пострадали от вранья - русские больше - у них вообще 3 тысячелетия ведической истории выбросили и начали с не менее мифического Рюрика.


Тимучин: :

Господа! Я - великий Тимучин, более известный как Тимур, или Тамерлан, ответственно заявляю, что моё имя украли шарлатаны от науки и присвоили его некоему, кого ещё называют Чингисханом. Если у вас плохо с головой, если вы не разбираетесь в географии и географической экономике, то можете и дальше слушать сказки про диких и кровожадных монголов и про татар, которые прошлись чумой по Евразии. Но я должен напомнить вам, что монгольские степи не могли прокормить столько народа с их лошадьми и быками,обеспечить столько дерева и железа, чтобы из вооружить. К тому же монголы были и остаются буддистами. Все претензии - к придурку Карпини, сочинившему ужастик про "адских" - Татрарских жителей, чтобы европейцы объединились под Римским папой перед лицом смертельной опасности (американцы взяли этот прием для постоянного применения - сначала пугали СССР, потом терроризмом, потом химоружием в Ираке, теперь ядерным оружием у Ирана). Сменилась ситуация в Европе, папа "послал" Рубрука сочинять иную сказку - мол, в Монголии живут христиане, которых надо спасать, а сами монголы - примитивные скоты и неопасные для завоевания людишки. Читайте первоисточники!

Татары - вторая по численности нация в России после русских. По переписи 2010 года они составляют 3,72% населения всей страны. Этот народ, присоединившийся к еще во второй половине 16 века, на протяжении столетий сумел сохранить свой культурный самобытный облик, бережно относясь к историческим традициям и религии.

Любая нация ищет свои истоки. Не составляют исключение и татары. Происхождение этой народности начали серьезно исследовать в 19 веке, когда ускорилось развитие буржуазных отношений. Особому исследованию подверглось народа, выделение основных его черт и особенностей, создание единой идеологии. Происхождение татар на протяжении всего этого времени оставалось важной темой исследования как русских, так и татарских историков. Результаты этого многолетнего труда можно условно представить в трех теориях.

Первая теория связана с древним государством Волжская Булгария. Считают, что история татар начинается с тюркско-булгарского этноса, вышедшего из азиатских степей и осевшего в Среднем Поволжье. В 10-13 веках они сумели создать собственную государственность. Период Золотой Орды и Московского государства внес некоторые коррективы в формирование этноса, но не изменил сути исламской культуры. При этом речь преимущественно идет о волжско-уральской группе, другие же татары рассматриваются как самостоятельные этнические общности, объединенные только названием и историей вхождения в Золотую Орду.

Другие исследователи считают, что татары происхождение свое ведут от центральноазиатских переселившихся на запад во время монголо-татарских походов. Именно вхождение в Улус Джучи и принятие мусульманства сыграли основную роль в объединении разрозненных племен и складывании единой народности. При этом автохтонное население Волжской Булгарии частично истребилось, а частично было вытеснено. Пришлые же племена создали свою особую культуру, принесли кыпчакский язык.

Тюрко-татарские истоки в генезисе народа подчеркивает следующая теория. По ней татары происхождение свое отсчитывают от великого крупнейшего азиатского государства Средневековья 6 века нашей эры. Теория признает определенную роль в становлении татарского этноса как Волжской Булгарии и так и кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп азиатских степей. Подчеркивается особая роль Золотой Орды, которая сплотила все племена.

Все перечисленные теории становления татарской нации выделяют особую роль ислама, а также периода Золотой Орды. Опираясь на данные истории, исследователи по-разному видят истоки зарождения народа. Тем не менее становится ясно, что татары происхождение свое ведут от древних тюркских племен, и исторические связи с другими племенами и народами, разумеется, оказали свое влияние на сегодняшний облик нации. Бережно храня культуру, язык и сумели не утратить свою национальную самобытность перед лицом всемирной интеграции.

Племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Татар : Татар - самоназвание поволжских татар.

Основная территория расселения

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.

Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

Язык

татарский : В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.

Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия

Мусульманство

Православие : Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.

Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Традиционная одежда

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

Библиография и источники

Библиографии

  • Материальная культура казанских татар (обширная библиография). Казань,1930./Воробьев Н.И.

Общие работы

  • Казанские татары. Казань, 1953./Воробьев Н.И.
  • Татары. Набережные Челны,1993./Исхаков Д.М.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. С.634-681.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.
  • Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
  • Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

Отдельные аспекты

  • Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья 19-нач.20 вв. М.,1981./Халиков Н.А.
  • Происхождение татарского народа. Казань, 1978./Халиков А.Х.
  • Татарский народ и его предки. Казань, 1989./Халиков А.Х.
  • Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994./Халиков А.Х.
  • Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,1991.
  • Современные обряды татарского народа. Казань, 1984./Уразманова Р.К.
  • Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань,1995./Закиев М.З.
  • История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
  • Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография, 1980, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары: этнос и этноним. Казань,1989./Каримуллин А.Г.
  • Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып. 1-2, 8-9. Казань, 1901-1905./Косолапов В.Н.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992./Кузеев Р.Г.
  • Терминология родства и свойства у татар-мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань, 1962./Мухамедова Р.Г.
  • Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап.Русского Географического общ-ва. Т. 6. 1880./Насыров А.К.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Татарстан: национальные интересы (Политическое эссе). Казань,1995./Тагиров Э.Р.
  • Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Тр.Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7 .М.-Л., 1949./Трофимова Т.А.
  • Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995./Закиев М.З.
  • Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994./Амирханов Р.М.
  • Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957./Бикчентаев А.Г.
  • Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957./Воробьев Н.И.,Бусыгин Е.П.
  • История татар. М., 1994./Газиз Г.

Отдельные региональные группы

  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
  • Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография, 1979, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование. М., 1972./Мухамедова Р.Г.
  • Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978./Мухамедова Р.Г.
  • Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М., 1977./Мухаметшин Ю.Г.
  • К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.). Саранск,1963./Сафргалиева М.Г.
  • Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического общ-ва.Т.13, Вып. 2. 1877./Уйфальви К.
  • Касимовские татары. Казань, 1991./Шарифуллина Ф.М.

Публикация источников

  • Источники по истории Татарстана (16-18 вв.) .Кн.1. Казань,1993.
  • Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
  • Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 51. 1920.

Далее читайте:

Каринские татары – этническая группа, проживающая в селе Карино Слободского р-на Кировской обл. и близлежащих населенных пунктах. Верующие – мусульмане. Возможно, имеют общие корни с бесермянами (В. К. Семибратов), проживающими на территории Удмуртии, но, в отличие от них (говорящих по-удмуртски), говорят на диалекте татарского языка.

Ивкинские татары – мифическая этническая группа, упоминалась Д. М. Захаровым на основании данных фольклора.

Похожие публикации