Физическая подготовка и физическая подготовленность. Физическая подготовка. Нормативы для вооружённых сил

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИИХТ»

КАФЕДРА ФВиС

Работа на тему:

Программа комплексной физической подготовки

Студент: Лут Е.В.

Специальность: туризм

Группа: БТ-21

Преподаватель: Габидулин О.В.

Новосибирск 2014

1.Теоретические основы комплексной физической подготовки 4

1.1 Понятие физической подготовки 4

1.2 Общая и специальная физическая подготовка 6

1.3 Виды физической подготовки 8

2.Разработка комплексной программы по физической подготовке в НГУЭУ 13

2.1 Характеристика предприятия 13

2.2 Программа комплексной физической подготовки 15

2.3Преимущества и недостатки программы 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

Список использованных источников 19

Введение

Актуальность данной работы обуславливается тем, что здоровье является необходимой основой для жизни любого человека. В наше время присутствует слишком много факторов губящих здоровье человека напрямую или косвенно. Даже если исключить вред, который может принести себе сам человек – курение, отсутствие физических нагрузок, употребление вредной пищи, алкоголя и многое другое, то все равно остается излучение от электронной техники, пищевые добавки почти во всех продуктах, выхлопные газы. Даже если сравнить фотографии 50х готов и современности, можно увидеть принципиальное внешнее отличие, не вооруженным взглядом видно, что тогда люди были гораздо более здоровыми.

Целью данной работы является – разработать программу комплексной физической подготовки.

Задачи работы:

    Изучить литературу по теме комплексной физической подготовке.

    Предложить использование комплексной физической подготовки на примере НГУЭУ.

Объектом исследования является физическая подготовка.

Предметом исследования – комплексная физическая подготовка.

    Теоретические основы комплексной физической подготовки

1.1 Понятие физической подготовки

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки.

Физическая подготовка направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирования телосложения, повышения функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости. Физическая подготовленность тесно связана со спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется:

    скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности;

    аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе;

    скоростно-силовыми и координационными способностями;

    равномерным развитием различных физических качеств.

Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания.

Физическая подготовка (как общая, так и специальная) осуществляется в процессе спортивной тренировки.

Термин «спортивная тренировка» в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином «подготовка спортсменов». Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена – понятие более широкое.

Спортивная подготовка – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Спортивная подготовка включает техническую, тактическую, психическую и физическую подготовку спортсмена.

Спортивная тренировка - это та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения. Например, если спортсмен выполняет какие-либо физические упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка. Если же он изучает особенности соревновательной деятельности соперников путем просмотра видеозаписей, то в этом случае подготовка проводится, а тренировка нет. Положительный эффект тренировки должен выражаться в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, общей и специальной работоспособности. Функциональное состояние спортсмена, его тренированность – главный объект управления в процессе спортивной тренировки. В свою очередь, система подготовки спортсмена включает такие процессы, как соревнование, спортивную тренировку, материальное и информационное обеспечение условий подготовки.

В тренировочной, и особенно в соревновательной, деятельности ни один из видов спортивной подготовки не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный многофункциональный процесс, направленный на достижение наивысших спортивных результатов.

Техническая подготовка – обучение технике действий, выполняемых в соревнованиях или служащих средствами тренировки. В процессе технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида спорта, осваивает соответствующие двигательные умения и навыки, доводя их до возможно высокой степени совершенства.

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.


Общее состояние человеческого организма, его реальные возможности, работоспособность, можно назвать физической подготовленностью. Обычно она достигается при помощи силовых нагрузок. Чем систематичнее, углубленнее, занимается своим телом человек, тем выше его подготовка. При хорошем ее уровне человек обладает устойчивостью к разным заболеваниям, менее подвержен стрессам, эмоциональным и нервным потрясениям, более крепок, выдержан. Дыхательная и кровеносная система у такого человека развиты намного лучше, чем у неподготовленного, а умственный потенциал, вместе со способностью к концентрации позволяет достигать успехов в работе или учебе.

Если не говорить о проблемах со здоровьем, то физической подготовленности атлет может достичь только путем старательного выполнения комплексов разнообразных упражнений. Подготовка отражает процессы роста, формирования на отдельных этапах индивидуального онтогенеза (развития). Нюансы нго напрямую зависят от личных особенностей его конструкции, строения тела.

Физическая подготовленность - это чрезвычайно важный показатель общего состояния, уровня здоровья населения той или иной страны. Его принято ставить в один ряд со смертностью, рождаемостью или заболеваемостью.

Общая информация

В организме каждого из нас постоянно протекают какие-либо процессы, они не прекращаются, пока не прекратится наш жизненный цикл. Их принято делить на возрастные этапы, которые характеризуются своими свойствами (психическими, физическими, морфологическими, функциональными). Чем выше уровень, скорость совокупности этих процессов, тем более подготовленным физически можно считать человека, а его нервную, умственную, физическую работоспособность высокой.


Порой ввиду того, что последовательность развития нарушается на ранних сроках внутриутробного развития, происходят необратимые изменения, влияющие на всю жизнедеятельность организма. Однако в большинстве случаев, если не говорить о патологиях, прямое влияние на физическую подготовленность человека оказывают внешние факторы: воспитание, особенности рациона, социальные нюансы, наличие болезней. Они более весомы, чем генетические задатки и могут оказывать воздействие в разы мощнее.

Но в чём же заключается физическая подготовленность, какие свойства можно включить в список свойств любого организма? К показателям физической подготовленности относятся функции, оценивание которых происходит на основе простых данных: рост, вес тела, пропорции развития его отдельных частей, емкость легких, мышечная сила, тонус, состояние опорно-двигательного аппарата, осанка, наличие, толщина липидной прослойки и много чего еще. Так сложилось, что принято оценивать общее состояние по внешним морфологическим факторам, однако только в совокупности с функциональными параметрами, для объективности оценки.

Сила или мышечная сила

Этот показатель выражается в способности или неспособности человека выдерживать определённый уровень сопротивления, путем напряжения мускулов. Многие виды деятельности подразумевают развитие такой силы как в бытовой жизни, так и на производстве. Во многом этот фактор зависит не только от массы, качества самих мышц, но также от биохимических процессов, которые в них происходят, а также деятельности центральной нервной системы. Она может проявляться в изотоническом или изометрическом режиме. В первом случае это относится к динамической (взрывной) силе (сокращение или растягивание мускулов), а во втором к статической (удерживание одного положения под нагрузкой). Существует несколько видов силы.

  • Мышечная . Это возможность мышцы преодоления какого-либо сопротивления.
  • Абсолютная . Этим термином обозначается степень силового напряжения во время преодоления сопротивления, без учета общей массы.
  • Относительная . Так называется соотношение силы, на единицу собственного веса.
  • Скоростная . Для измерения такой силы можно руководствоваться такими показателями, как сила рук, ног, брюшного пресса, спины.

Увеличение силы напрямую связано с ростом мышечной массы. Причем это имеет как эстетический аспект (красота тела), так и чисто «прикладной» - крепкие мускулы менее подвержены травмам, они способствуют удерживанию естественной массы тела. Мышцы требуют гораздо больше калорий, чем липидные прослойки, потому сильные люди обычно мало подвержены таким проблемам, как или ожирение.

Быстрота (скорость)


Это свойство напрямую характеризуется тем, насколько часто могут сокращаться и расслабляться мускулы. Понятие разделено на три основные подкатегории.

  • Спринтерская быстрота.
  • Скорость движений.
  • Быстрота реакции.

Проще всего определить спринтерскую скорость. Она высчитывается просто: нужно измерить за какое время атлет пробегает расстояние в двадцать пять метров.

Выносливость

Этот показатель физической подготовленности - понятие довольно обширное. Оно охватывает все качества, которые указывают на то, насколько долго организм может противостоять разным нагрузкам.

  • Общая или аэробная . Чтобы превратить сахар (углеводы) в чистую энергию, аэробная система применяет кислород. При интенсивных нагрузках процесс может касаться липидов и даже белков (). Работа на пределе аэробной выносливости помогает сжигать больше избыточной массы. Замеры по этому свойству обычно проводятся во время бега на 2 километра для девушек, на 3 километра для парней.
  • Спринтерская (скоростная) . Это способность выносить нагрузки при наиболее высоких скоростях сокращений-расслаблений мускулов. Обычно замеры проводят тоже при беге за единицу времени.
  • Силовая . Это способность выдерживать довольно весомые нагрузки силового характера. Это качество определяется тем, насколько долго мускулы способны к повторениям одинаковых усилий за определенный отрезок времени. Для разных групп мускулов определяется по-разному: плечевой пояс - подтягивания из виса, брюшной пресс - поднятие-опускание туловища лежа.
  • Скоростно-силовая . Это показатель совмещает два последних. Он освещает способность выполнять какие-либо или работу, за конкретный отрезок времени.

Гибкость


Одно из наиболее важных качеств, характеризуется возможностью тела человека выполнять разные движения с относительно большой амплитудой, размахом. Максимальный показатель этой величины будет считаться гибкостью. Его обозначивают общую подвижность всех суставов организма. Специалисты выделяют две основные формы подвижности.

  • Пассивная . Это те, которые выполнены под воздействием внешних факторов и сил.
  • Активная . Произвольные движения, которые выполнены за счет сокращения-расслабления мускульных групп, проходящих через тот или иной сустав.

Если в тренировочный комплекс атлета входят только силовые нагрузки, а растяжке при этом не уделяется достаточно внимания, по показатель гибкости может значительно упасть, даже при регулярных занятиях спортом. Физическая подготовленность характеризуется также этим немаловажным свойством.

Ловкость

Это качество, помогающее обучаться разным движениям за минимальный временной отрезок. При этом учитывается также способность быстро перестроиться, «приноровиться» к выполнению таких движений. Выдающийся советский ученый-физиолог Николай Александрович Бернштейн считал это свойство способностью быстро и с наименьшим сопротивлением двигательно выйти из любой затруднительной ситуации.

С точки зрения психологии, ловкость может напрямую зависеть от качества работы центральной нервной системы, возможности адекватно оценивать, решать разные двигательные задачки. Чем больше набор двигательных навыков, тем выше показатель ловкости. Люди, у которых такие способности более ярко выражены, могут с легкостью научиться жонглировать, играть в разные игры, выполнять акробатические упражнения.

Состав и координация


Еще одно важное качество, оно определяет соотношение в одном организме наличие липидной, белковой, костной ткани. В зависимости от веса, возраста, можно определить степень здоровья и физической подготовленности. Понятно, что избыточная масса жира может свидетельствовать о заболеваниях сердца, гипертонии, диабете и прочих проблемах.

Координация напрямую связана с ловкостью, а также составом тела. Это умение правильно управлять собственными мускулами, проявляя слаженность работы разных систем организма. Хорошая координация движений позволяет держать равновесие, дольше не уставать за счет четкости выполнения разных телодвижений.

Пропорциональность

Это свойство также называется росто-весовым показателем, а его суть кроется в самом названии. Это набор параметров, в число которых входит масса тела, рост, распределение центров веса, тип телосложения. Этим руководствуются профессиональные тренеры, подбирая того или иного человека для выполнения тех или иных упражнений или занятий разными видами спорта, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.

Оценка физической подготовленности


Многие не понимают, что понимается под тестированием физической подготовленности, как вообще можно оценить нечто подобное. Ведь каждый человек индивидуален, не похож на другого, а потому подготовка у него тоже разная. Пришла пора разъяснить, о чем идет речь, а также предоставить некоторые цифры для лучшего понимания. Дается такая характеристика только после проведения оценивания общего физического функционального состояния. Существует ряд уже давно разработанных и подобранных испытаний, замеров, тестов.

Ведение дневника самоконтроля

Главным, основным методом контроля физической подготовленности является ведение собственного дневника, куда вы будете заносить все изменения, происходящие с вашим телом во время тренировок. Для этого нужно просто разлиновать обычную тетрадку, куда вносить данные о работе разных систем организма, настроении, успехах, на определенное число.

  • Пульс в состоянии покоя и после нагрузки.
  • Ортостатическая проба.
  • Объемы и характеристика нагрузок.
  • Частота дыхания до и после упражнений.
  • Общие сведения о самочувствии.
  • Настрой: позитивный или негативный.
  • Время восстановления.

Ведение таких записей дает общее представление о состоянии здоровья атлета, а также о его функциональных показателях. Даже чисто для себя полезно их делать, чтобы понимать, на что стоит обратить больше внимания.

Нормативы по физической подготовке

Разработан целый комплекс показателей, которые считаются усредненными, а также одинаковыми для всех.

Для школьников и студентов

Определенная часть тестов относится к оценке физической подготовленности учеников школ, техникумов, университетов и иных учебных заведений. По тому, как изменились показатели физподготовки у одного и того же человека, к примеру, за семестр, можно судить в целом о проведенной работе по подготовке. Это включает в себя применение специальных средств, инвентаря, а также методов физического воспитания.

Для армии


Вооруженные силы - отдельная сфера физической подготовки. Существуют разные типы тестирования, которые показывают соответствие солдата общепринятым нормативам конкретной страны. У разных государств они могут весьма существенно разниться. Они имеются в свободном доступе, потому давайте рассмотрим лишь некоторые для сравнения.

Подтягивание на перекладине

  • Великобритания - 12 раз.
  • США - 10 раза.
  • Германия - 12 раз.
  • Франция - 8 раз.
  • Россия - 12-13 раз.

Бег на дистанцию 1000 метров (1 километр)

  • Великобритания - 4.7-5 минут.
  • США - 7-8 минут.
  • Германия - 6 минут.
  • Франция - 3.5-4.6 минуты.
  • Россия - 3.3-3.25 минуты.

Методы оценивания физической подготовленности (тесты)

Для осуществления контроля над физподготовкой учащихся или военнослужащих предусмотрен набор специальных испытаний (тестов). Они бывают общие, предназначенные для среднестатистической девушки или парня, а также специальные, если человек уже прошел или не способен выполнить таковые.

Общие

  • Прыжок в длину с места.
  • Поднимание, опускание тела из положения сидя.
  • Наклон тела вперед на гимнастической скамье.

Медгруппа

  • Подтягивание на перекладине.
  • Бег на лыжах.
  • Упражнения на мышцы пресса (для женщин).
  • Сгибание рук (упор лежа).
  • Тесты на гибкость.
  • Прыжки со скакалкой.
  • Тест Купера.
  • Бег (1, 2, 3 километра).
  • Прыжки с места в длину.

Чтобы оценить сердечно-сосудистую деятельность организма обычно принято применять так называемую пробу Руффье, а также индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ).


Эта проверка была изобретена еще в 1968 году американским военным врачом и ученым Кеннетом Купером. Рассчитан он на здоровых людей с хорошим самочувствием в возрасте не более тридцати пяти лет.

  • Разминка (3-15 минут).
  • Бег (велосипед, плавание) на замер расстояния с максимальной «выкладкой» за 12 секунд.
  • Заминка.

Причем ценность этого теста не в его результатах на какой-то определенный период, а в динамике изменения по мере прохождения физической подготовки.

ИГСТ

Это намного более нагрузочная проба, которая предлагается для прохождения только уже подготовленным атлетам. Для новичков такие методики малоэффективны, так как в основном выполнить нормативы у них не получается. Суть теста проста: за 300 секунд человек должен размерено (маршировка) восходить и спускаться на стульчик или скамью. После этого дается одна минута на отдых. Сам индекс высчитывается по формуле.

ИГСТ = t x 100 / (F1+F2 + F3) х 2

Здесь значения F1, F2, F3 обозначают пульс, замеренный соответственно на второй, третьей, четвертой минуте после нагрузки. Есть другая, усредненная, упрощенная формула.

ИГСТ= t x 100 / f x 5,5

t — время восхождения в секундах.

f— ЧСС (пульс, частота сердечных сокращений).

Индекс Руфье

Для этого теста сперва следует посидеть в состоянии покоя ровно триста секунд (5 минут). После этого замеряется пульс, результат записывается. Производится 30 приседаний за 45 секунд. ЧСС подсчитывается за первые и последние пятнадцать секунд отдыха после упражнения, а затем после минуты бездействия.

Р1- пульс после отдыха.

Р2 - первый замер после занятий.

Р3 - второй замер.

Р3 - третий замер.

Под общей выносливостью понимается способность проти-востоять утомлению при нагрузках умеренной мощности с пре-имущественно аэробным обменом в мышцах. Основным пока-зателем общей выносливости можно считать время в беге на 2000 м (девушки) / 3000 м (юноши).

Спринтерская выносливость

Спринтерская выносливость — способность противостоять утомлению при работе с максимальной мощностью и опти-мальной частотой движений — выражается расстоянием, про-бегаемым с максимальной скоростью в единицу времени.

Скоростная выносливость

Скоростную выносливость можно определить расстоянием, пробегаемым с субмаксимальной скоростью (составляющей 90 % от максимальной) в единицу времени.

Силовая выносливость

Силовая выносливость — способность мышцы или мышеч-ной группы противостоять утомлению при многократном мы-шечном сокращении, т. е. при длительной силовой работе, — для мускулатуры плечевого пояса и рук выявляется с помо-щью подтягиваний из виса на перекладине; для мускулатуры брюшного пресса — подниманий и опусканий туловища в по-ложении лёжа.

Сила

Мышечная сила — это способность мышцы преодолевать сопротивление.

Скоростная сила

Для измерения скоростной силы можно применять следу-ющие показатели:

  • сила ног: количество приседаний в течение 20 с, количест-во выпрыгиваний из приседа вверх прогибаясь в течение 20 с;
  • сила рук: количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа в течение 10 с, количество подтягиваний в течение 10 с;
  • сила мышц брюшного пресса и спины: количество подни-маний туловища до прямого седа из положения лёжа на спине в течение 10 с, количество подниманий ног вперёд в висе в течение 10 с.

Абсолютная сила

Для спортсменов, которым приходится преодолевать внеш-ние сопротивления (например, для штангистов), большое зна-чение имеет абсолютная сила. Её показателем может служить степень силового напряжения при преодолении максималь-ных сопротивлений. Повысить достижения можно, улучшая нервно-мышечную координацию и увеличивая мышечную массу. И наоборот, в тех видах спорта , в которых атлетам при-ходится преодолевать вес собственного тела (бег, прыжки, гим-настика, плавание), решающее значение имеет относительная сила.

Быстрота (скорость)

Быстрота характеризуется максимально быстрым чередова-нием сокращения мышц и их расслабления. Различают сприн-терскую быстроту, быстроту движений, быстроту реакций.

Спринтерскую скорость можно определить по времени, ко-торое испытуемый затрачивает на преодоление 25 м с ходу.

Оценка физической подготовленности поводится на основе данных контроля физического состояния , в частности — оценки функционального состояния организма . Её желательно проводить с по-мощью системы контрольных испытаний, подобранных в соответствии с состоянием здоровья , целью тестирования и т.д. Для этого специалисты настоятельно рекомендуют ведение дневника самоконтроля (таблица 1).

Таблица 1. Дневник самоконтроля (фрагмент)

Ф.И.О. — Иванов П.И.

Год рождения — 1999.

По разнице показателей результатов тестирования физической подготовленности (например, в начале и в кон-це семестра) можно судить об эффективности физической подготовки: адек-ватности используемых средств и методов физического воспи-тания, а также развитии показателей физической подготовленности.

Нормативы для вооружённых сил

Приведённые тесты и результаты дают представление о нормативах, принятых в вооружённых силах различных го-сударств.

Великобритания. В вооружённых силах приняты мини-мальные нормативы по физической подготовке, представлен-ные в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Тест исходных физических возможностей (Великобритания)

Норматив

Возраст, лет

17 — 29

30 — 34

35 — 39

40 — 44

45 — 49

Степ-тест (по табл.)

Подтягивание на переклади-не, раз

Поднимание туловища, раз

Отжимание на брусьях, раз

Прыжок в вы-соту с места, дюймов (1 дюйм = 2,54 см)

Таблица 3. Тест базовой физической пригодности (Великобритания)

Норматив

Возраст, лет

17 — 29

30 — 34

35 — 39

40 — 44

45 — 49

Бег на дистанцию 1,5 мили (2,4 км), мин, с

Бег на дистанцию 3 мили (4,8 км), мин, с

Степ-тест (по табл.)

Германия. Для военнослужащих не старше 24 лет разра-ботаны нормативы, приведённые в таблице 4.

Таблица 4. Тест физической пригодности (Германия)

Упражнения

Оценка

Отлично

Очень хорошо

Хорошо

Почти хорошо

Удовлетворительно

Почти удовлетворительно

Бег на дистанцию 50 м, с

Прыжок в длину с места, м

Броски медбола массой 3 кг в течение 30 с из положения лёжа на груди, раз

Поднимание туловища из поло-жения лёжа в течение 30 с, раз

Подтягивание на перекладине, раз

Челночный бег 2 × 10 м с грузом, с

Бег на дистанцию 2000 м, мин, с

США. Два раза в год сдаётся тест (таблица 5), результаты ко-торого оцениваются в зависимости от возраста (таблицы 6 и 7).

Таблица 5. Тест физической пригодности (США)

Очки

Норматив

Подтягивание, раз

Поднимание туловища, раз

Бег на дистанцию 3 мили (4,8 км), мин, с

Таблица 6. Минимальные требования (США)

Возраст, лет

Норматив

Очки

Подтя-гивание, раз

Поднима-ние туло-вища, раз

Бег на 3 мили, мин

За 3 упраж-нения

Допол-нитель-ные

Общее количе-ство

Физическая подготовленность

Физическая подготовленность - это уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач. (Круцевич, 2003).

Проведенные научные исследования в различных странах мира свидетельствуют, что климатические условия, географическое расположение региона действуют на человека, и особенно на детский организм, как прямо, так и опосредованно - через условия жизни, которые оказывают исключительное влияние на состояние здоровья, работоспособность и физическую подготовленность. В связи с этим отмечаются различия не только в показателях развития двигательных качеств, но и в темпах, их возрастного развития, наличия сенситивных периодов, что и является основанием для построения региональной системы физической подготовки детей.

Кроме этого, на уровень показателей физической подготовленности оказывают влияние времена года. Так, данные, полученные А.Е.Бондаренко, А.С.Куцом, позволяют утверждать, что у школьников младшего школьного возраста физическая и функциональная подготовленность в течение года не одинакова и имеет динамический характер. Авторы отмечают, что длина прыжка с места у мальчиков 7-8 лет осенью 121 см, у девочек - 112,8 см; зимой у мальчиков - 129,1, у девочек - 119,4; весной у мальчиков - 137,9, а у девочек - 124,5. Аналогическое увеличение отмечено по другим показателям и в возрасте 8-9 лет. Выявлено, что у 33-35% учащихся младшего возраста уровень физической работоспособности и двигательной подготовленности не взаимосвязаны, однако с возрастом этот процент снижается.

Одним из существенных факторов, который оказывает влияние на уровень физической подготовленности и здоровье человека, а, следовательно, и на содержание всей системы физического воспитания, являются неблагоприятные экологические условия окружающей среды, о чем свидетельствуют многочисленные исследования специалистов различных научных дисциплин. Наибольшей опасностью обладает действие радиации, как отмечают В.С.казаков, В.А.Матюхин, Л.Н.Астахов, А.С.Куц, П.Е.Данчук, В.А.Леонова, в условиях которой находятся ряд областей России, Украины. Исследователи К.Козлова, Т.Ю.Круцевич, А.С.Куц отмечают, что детский организм очень чувствителен к действиям радиации. Даже дозы, незначительно превышающие норму, могут задержать или остановить рост костной системы, что приводит к аномалии развития скелета, вызывают изменения в психическом и умственном развитии детей.

Как известно, эффективное функционирование любой системы достигается за счет получения обратной связи, т.е. оценки состояния объекта, на который направлено воздействие компонентов системы. В системе физической подготовки детей младшего школьного возраста данный принцип реализуется за счет педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования и других методов контроля.

Обязательным условием оптимального функционирования системы физической подготовки младшего школьного возраста является индивидуальный контроль за развитием физических способностей, позволяющий вносить коррективы в учебный процесс.

Оздоровительная направленность процесса физического воспитания в школьные годы осуществляется благодаря целенаправленной работе по развитию тех двигательных качеств, которые наиболее необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности, гармоничного физического развития и сглаживают трудности роста организма школьников на каждом из этапов его развития.

Положительная динамика развития конкретного двигательного качества обеспечивается целенаправленным воздействием физических упражнений на те ведущие функциональные системы организма, которые ответственны за проявление этого качества.

Следовательно, улучшение результата в проявлении какого-либо качества обеспечивается совершенствованием лимитирующей его системы организма.

Уровень физической подготовленности определяется с помощью контрольных упражнений - тестов, которые в школьном физическом воспитании представлены в «Программе по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ». Для учащихся каждого года обучения в школе программа предусматривает определенные нормативы в проявлении основных двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости.

Комплексы контрольных тестов школьной программы соответствуют нормативам государственных тестов для населения определенных регионов и являются сквозными (т.е. одними и теми же) для всех классов, различаясь только нормативными требованиями, что создает возможность проследить динамику индивидуальных результатов учеников на протяжении всех лет обучения. Способствуя дальнейшей динамике развития ведущего двигательного качества ученика, параллельно развиваются и отстающие, поскольку ни одного упражнения нельзя выполнить качественно и результативно, если человек не обладает определенным (базовым) уровнем различных двигательных качеств.

Физическая подготовленность — это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Физическая подготовленность как компонент спортивной подготовленности в толковом словаре спортивных терминов дается определение понятия спортивная подготовленность как «состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (физической, технической, тактической, психической), позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности». Там же читаем, что «физическая подготовка — одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координационных способностей)».К.Л. Чернов под спортивной подготовленностью называет «связанную систему знаний, умений, навыков, качеств, свойств функциональных систем, определяющую уровень квалификации человека в некоторой профессии». Ю.И. Смирнов трактует спортивную подготовленность как «комплексный результат подготовки, выражающийся в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена, его специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных навыков, умений и спортивных знаний».

Многие авторы согласны с их мнением и истинным критерием спортивной подготовленности считают спортивный результат. При этом они отмечают, что спортивный результат, а, следовательно, и спортивная подготовленность, явление многофакторное, в котором значительный вес имеют многие компоненты, в том числе и физиологические, что особенно относится к видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. Ряд авторов добавляет, что в состоянии пика спортивной формы некоторые физиологические показатели не соответствуют своим максимальным значениям. Очень близок по смыслу к понятию «физическая подготовка» термин «тренированность», т. е. «состояние организма, определяющее подготовленности спортсмена, которое является следствием тренировки». Тренированность является комплексным медико-педагогическим понятием, характеризующим готовность спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Уровень ее зависит от эффективности структурно-функциональной перестройки организма, которая сочетается с высокой технико-тактической и психологической подготовленностью спортсмена.

Рубрики Навигация записи
Похожие публикации