Преобладание живописности над симметрией. Асимметрия в живой природе. Симметричные композиции в живописи эпохи возрождения

ЛИНЕАРНОСТЬ

ЛИНЕАРНОСТЬ (от лат. linearis — линейный) — специфическое свойство пластических искусств, выражающееся в преимущественной роли линии (линейного ритма), в преобладании графичности изображения, замкнутости объемов и контуров. В этом смысле Л. может быть противопоставлена живописности, однако на практике в системе не только живописи, но и графики и скульптуры (рельефа) эти оба свойства находятся в сложном взаимодействии и взаимосвязи. Последовательная Л. — достаточно редкое явление примерами ее могут служить некоторые архаичные виды скульптуры (древнеегипетский "линейный рельеф") и линейные виды графики (гравюры на дереве Альбрехта Дюрера, иллюстрации Сандро Боттичелли к "Божественной комедии" Данте, Ф. П. Толстого — к "Душеньке" И. Ф. Богдановича, Обри Бёрдсли — к "Саломее" О. Уайлда), а также различные типы орнамента. В средневековом искусстве Л. связана с подчинением объема и пространства плоскости (фонам иконы, стены, листа), с преобладанием декоративно-ритмического начала; однако и при отказе от моделировки объемов изображаемые предметы подчинены сложному пространственному построению. В искусстве Возрождения и классицизма Л. (как одна из составляющих начал художественного языка произведения) выполняет задачи четкого выделения объемов, отделения фигур от фона, ясного членения пространственных планов, выявления скрытой динамики композиции (напр., в живописи Микеланджело, Аньоло Бронзино, Никола Пуссена, Доминика Энгра и др.). Очевидное преобладание Л. в картинах Боттичелли, рельефах Жана Гужона, богатая разработка линейных ритмов, их гармоничность позволяют в некоторых случаях говорить о музыкальности как специфическом качестве художественного образа.

Молекулярная асимметрия была обнаружена и открыта Л. Пастером, которому удалось выделить левые и правые кристаллы винной кислоты. Асимметрия кристаллов кварца - в его оптической активности. В отличие от молекул неживой природы молекулы органических веществ имеют ярко выраженный асимметричный характер.

Если считать, что равновесие характеризуется состоянием покоя и симметрии, а асимметрия связана с движением и неравновесным состоянием, то понятие равновесия играет в биологии не менее важную роль, чем в физике. Всеобщий закон биологии - принцип устойчивого термодинамического равновесия живых систем, определяет специфику биологической формы движения материи. Действительно, устойчивое термодинамическое равновесие (асимметрия) является основным принципом, который не только охватывает все уровни познания живого, но и выступает в качестве ключевого принципа постановки и решения происхождения жизни на земле.

Понятие равновесия может быть рассмотрено не только в статическом аспекте, но и в динамическом. Симметричной считается среда, находящаяся в состоянии термодинамического равновесия, среда с высокой энтропией и максимальным беспорядком частиц. Асимметричная среда характеризуется нарушением термодинамического равновесия, низкой энтропией и высокой упорядоченностью структуры.

При рассмотрении целостного объекта картина меняется. Симметричные системы, например, кристаллы, характеризуются состоянием равновесия и упорядоченности. Но асимметричные системы, которыми являются живые тела, также характеризуются равновесием и упорядоченностью с тем только различием, что в последнем случае имеем дело с динамической системой.

Таким образом, устойчивое термодинамическое равновесие (или асимметрия) статической системы есть другая форма выражения устойчивого динамического равновесия, высокой упорядоченности и структурности организма на всех его уровнях. Такие системы называются асимметричными динамическими системами. Здесь нужно только указать, что структурность носит динамический характер.



Понятие равновесия тоже не является только статическим, имеется и динамический аспект. Состояние симметрии и движения не есть нарушение равновесия вообще, а есть состояние динамического равновесия. Здесь можно говорить о мере симметрии вообще, подобно тому, как в физике оперируют понятием движения.

Асимметрия как разграничивающая линия между живой и неживой природой

Пастером было установлено, что все аминокислоты и белки, входящие в состав живых организмов, являются «левыми», т. е. отличаются оптическими свойствами. Объяснить происхождение «левизны» живой природы он пытался асимметрией, глобальной анизотропией пространства.

Вселенная есть асимметричное целое, и жизнь в таком виде, в каком она представляется, должна быть функцией асимметрии Вселенной и вытекающих отсюда следствий. В отличие от молекул неживой природы молекулы органических веществ имеют ярко выраженный асимметричный характер. Придавая большое значение асимметрии живого вещества, Пастер считал ее именно той единственной, четко разграничивающей линией, которую в настоящее время можно провести между живой и неживой природой, Т.е. тем, что отличает живое вещество от неживого. Современная наука доказала, что в живых организмах, как и в кристаллах, изменениям в строении отвечают изменения свойств.

Для неживой природы характерно преобладание симметрии, при переходе от неживой к живой природе на микроуровне преобладает асимметрия. Асимметрия на уровне элементарных частиц - это абсолютное преобладание в нашей части Вселенной частиц над античастицами.

Все это говорит о большом значении симметрии и асимметрии в живой и неживой природе, показывает их связь с основными свойствами материального мира, со структурой материальных объектов на микро-, макро- и мегауровнях, со свойствами пространства и времени как форм существования материи. Накопленные наукой факты показывают объективный характер симметрии и асимметрии как одних из важнейших характеристик движения и структуры материи, пространства и времени, наряду с такими характеристиками, как прерывное и непрерывное, конечное и бесконечное.

Развитие современного естествознания приводит к выводу, что одним из наиболее ярких проявлений закона единства и борьбы противоположностей является единство и борьба симметрии и асимметрии в структуре симметрии и в процессах, имеющих место в живой и неживой природе, что симметрия и асимметрия являются парными относительными категориями.

Таким образом, симметрия играет роль в сфере математического знания, асимметрия - в сфере биологического знания. Поэтому принцип симметрии - это единственный принцип, благодаря которому есть возможность отличать вещество биогенного происхождения от вещества неживого. Парадокс: мы не можем ответить на вопрос, что такое жизнь, но имеем способ отличать живое от неживого.

Опыты Пастера и Кюри

Еще в прошлом веке Л. Пастер и П. Кюри экспериментально открыли тот факт, что аминокислоты, из которых состоят живые организмы, способны к поляризации света, который через него проходит. Оптические изомеры - два ряда молекул, обладающие правой и левой симметрией. Они неразличимы по своим физико-химическим свойствам. Фильтром, позволяющим их различить, является особенность их симметрии: живое вещество всегда построено из однотипных, как правило, левых оптических изомеров. Ответа - почему так? - пока нет. Но благодаря этому есть возможность отличать живое вещество от неживого.

В распоряжении ученых сейчас есть определенное количества вещества космического происхождения - метеориты, лунный грунт, доставленные американцами в 1968 г. Его изучение показывает, что в космосе происходят процессы, в результате которых могут возникать биологические макромолекулы. Это приводит к мысли, что усложнение организации материи и выход ее в пред-биологическую форму характерны не только для нашей планеты, но пока, к сожалению, нет ни одного фактора, доказывающего, что в ближайшем космосе существует вещество биогенного происхождения. Поэтому предположение, что земная жизнь имеет земное происхождение является наиболее естественной.

Таким образом, открытие Пастера имеет огромное значение для понимания особенностей мирового эволюционного процесса и возникновения жизни. Одним из возможных следствий этого открытия является возможность нового осмысления молекулярного аспекта проблемы происхождения жизни.

Дисимметрия

Дисимметрией называется внутренняя, или расстроенная, симметрия, т.е. отсутствие у объекта некоторых элементов симметрии. Например, у рек, текущих вдоль земных меридианов, один берег выше другого (в Северном полушарии правый берег выше левого, а в Южном - наоборот). По Пастеру, дисимметричной является та фигура, которая не совмещается простым наложением со своим зеркальным отражением.

Величина симметрии дисимметричного объекта может быть сколь угодно высокой. Дисимметрию в самом широком смысле ее понимания можно было бы определить как любую форму приближения от бесконечного симметричного объекта к бесконечно асимметричному.

Антисимметрия

Антисимметрией называется противоположная симметрия, или симметрия противоположностей. Она связана с переменой знака фигуры: частицы - античастицы, выпуклость - вогнутость, черное - белое, растяжение - сжатие, вперед - назад и т.д.

Это понятие можно объяснить примером с двумя парами черно-белых перчаток. Если из куска кожи, две стороны которой окрашены соответственно в белый и черный цвета, сшить две пары черно-белых перчаток, то их можно различать по признаку правизны - левизны, по цвету - черноты и белизны, иначе говоря, по признаку знакоинформатизма и некоторому другому знаку. Операция антисимметрии состоит из обыкновенных операций симметрии, сопровождаемых переменой второго признака фигуры.

Симметрию и дисимметрию можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах:

Как фундаментальные (общеизвестные) объективные законы, в соответствии с которыми должна протекать материальная и духовная жизнь человечества;

Как особый предмет исследования;

Как средство познания.

В последнем качестве они могут выступать сами по себе, а лишь в результате адекватного отражения их человеком - в виде соответствующих научных и эстетических категорий.

ОПЕРАЦИИ СИММЕТРИИ

Познакомимся с основными понятиями классической симметрии, операциями симметрии. Можно выделить следующие операции симметрии:

Отражение в плоскости симметрии (отражение в зеркале);

Поворот вокруг оси симметрии (поворотная симметрия);

Отражение в центре симметрии (инверсия);

Перенос (трансляция) фигуры на расстояние;

Винтовые повороты.

Научно – практическая конференция

«Симметрия в живописи»

Цели:

1.Развитие интереса к математике, расширение кругозора учащихся, эстетическое воспитание.
2. Расширить изучение и привить познавательный интерес к данной теме, найти применение в повседневной жизни, развить творческие способности в построении симметричных фигур.

Задачи:

1обучающие:

актуализация знаний в области математики;

определение сферы практического использования знаний;

2.развивающие:

развитие мыслительных операций (проведение аналогии, анализ, синтез);

развитие логического мышления;

3.воспитывающие:

эстетическое воспитание, развитие чувства к прекрасному;

«Могущественна геометрия; в соединении с искусством – неодолима».
Евклид

Симметрия в живописи

«О, симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,
Ты в елочке, что у лесной дорожки.
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой – творение мороза!

Симметрия является той идеей, посредством которой человек пытается постичь и создать порядок, красоту и совершенство». (Г.Вейль) Где бы мы ни находились, нас поражает и восхищает красота и совершенство живой и неживой природы, основой которой является симметрия: симметрия растений, симметрия геометрических фигур, многих технических сооружений (здания, фермы мостов, машины), симметрия кристаллов, солей горных пород, снежинок. Симметрией обладают листья, цветы, плоды растений, картины художников или фрагменты этих картин. Прекрасный мир геометрии постепенно открывает свои тайны. Ничто не ускользает от ее внимательного взгляда. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Симметрия – это удивительное математическое явление. В древности это слово употреблялось в значении «гармония» , «красота».Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей, пропорциональность».

Вначале перечислим знакомые виды симметрии (их определения есть в любом школьном учебнике геометрии. К ним относятся три вида симметрии:

    симметрия относительно точки (центральная симметрия),

    симметрия относительно прямой (осевая симметрия),

    симметрия относительно плоскости(зеркальная симметрия).

    Русские живописцы и симметрия

Конечно, чаще всего в изобразительном искусстве мы говорим о неполной

симметрии. Существует некоторая "обращенность" к центру, создающая

композиционное равновесие. В картине "Три богатыря" русского художника В. Васнецова по небу движутся тяжелые облака, колышется спелая нива, волнуются могучие кони, с трепещущими от ветра гривами. Сами герои полны сдерживаемой силы: вся группа чуть сдвинута влево, один из богатырей выдвигает меч, другой прикрывает ладонью глаза, третий, наклонив голову, прислушивается. Из-за этих небольших отклонений от строгой симметричности возникает ощущение внутренней свободы персонажей, их готовности к движению. Картина В. М. Васнецова также построена на основе правила симметрии. Центром композиции является фигура мощного всадника. Слева и справа, как бы в зеркальном отражении, размещены еще два всадника. Всадники расположены спокойно сидящими на конях. Симметричное построение композиции вызывает у зрителя чувство уверенности в непобедимости защитников земли русской.

Кустодиев Борис Михайлович – в этой картине, будто «разглядывает» праздник, пространство сужено, каждый кадр, каждый образ выписан более конкретно, более ярко. Но в картине видна глубина зимнего пейзажа, пушистые в инее деревья, словно участники событий, выделяются на картине, притягивают взгляд, хотя и не составляют ее центр. Яркое слепящее солнце создает контраст. Тройка лошадей в нарядной упряжке – центр художественного полотна. Замечательный русский писатель Н.В. Гоголь не случайно сравнивал Россию с "птицей-тройкой", которая мчит неведомо куда. В самом деле, 3 лошади в одной упряжке - кажется, чисто русское изобретение. В странах Западной Европы век назад так не ездили. Три горячих рысака, крайние из которых картинно отводят головы в стороны, звонкие колокольчики под дугой, да бородатый возница в тулупе и варежках- чисто русская картина. Откуда и почему пошла мода в нашей стране на тройки? Такая упряжка обладала симметрией относительно центральной оси экипажа, и сложностей с местами крепления лошадей к экипажу не возникало.

Исаак Ильич Левитан. «Снежинка» Посмотрите на эту снежинку! В мир неживой природы очарование симметрии вносят кристаллы. Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают поворотной симметрией и, кроме того, зеркальной симметрией.

Крыжицкий К. Я «Озеро» На этой картине можно наблюдать симметрию относительно плоскости. Тихая гладь озера является плоскостью отображения. На рисунке хорошо видны симметричные отражения облаков деревьев

Красота окружающего мира в искусстве Овчинникова Н. В. Овчинников Николай Васильевич. «Отражение» В пейзажных полотнах воспел красоту окружающего мира. Большое место в художественной наследии

Овчинникова Н.В. занимают пейзажные полотна. Он отразил лиризм и свое­образие природы Чувашии с её равнинами, величественными лесами и широкой Волгой. В течение всей творческой жизни он воспевал в живописи красоту человека и его дел, природы. Отражение в воде - единственный пример горизонтальной симметрии в природе. Быть может, в этом и состоит тайна его очарования?...Мы любуемся пейзажами художников, удачными снимками. Облака красиво отражаются на поверхности озера, придавая снимку законченность. Поверхность озера играет роль зеркала и воспроизводит отражение с геометрической точностью. Поверхность воды есть плоскость симметрии... Как скучно было бы жить в мире, где нет водных зеркал! Бывало, выйдешь на берег тихого озера - и ахнешь: мир, прекрасный всегда, сейчас прекрасен вдвойне. С доскональной точностью он повторен в озерной глади. И это придает ему особую значительность. Чудо отражения глубоко повлияло на человека, на развитие у него чувства прекрасного. Быть может, именно возле водных зеркал человек впервые задумался о законах симметрии? Ведь отражения так наглядно и глубоко выражают суть этих законов. На планете Земля много разнообразных зеркал: и крохотных, эфемерных - вроде весенних лужиц; и гигантских, океанических. Великолепна и таинственна двойная бездна! Приглядимся внимательно к озерному зеркалу. Для художника это зеркало души.

Симметричные композиции в живописи эпохи возрождения

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Большое внимание правилу симметрии уделяли художники раннего Возрождения, о чем свидетельствует живопись. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Однако строгое следование идеальной симметрии делало картину монументальной и безжизненной. Перед вами картина Брамантино «Мадонна в башне» - монументальная, загадочная, с идеальной симметрией и полностью неподвижная.

^ Леонардо да Винчи. «Благовещение»

Посмотрите на деревья, образцы в кирпичной кладке, стол, размещение символов, и вы найдете присутствие симметрии?

Перед вами знаменитая "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи . В этой фреске показан драматический момент, когда Христос сообщил своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Двенадцать апостолов расположены вокруг своего учителя четырьмя группами: по две группы с каждой стороны от него и по три человека в каждой группе. Вся композиция строго симметрична и строго уравновешена относительно вертикальной оси, проходящей через ее главную точку.

Заключение:

Симметричная композиция легко воспринимается зрителем, сразу привлекая внимание к центру картины, репродукции, фотографии, в которой и находится то главное, относительно которого разворачивается действие.

Художники исходят из основных законов природной симметрии, вместе с тем они выявляют "чуть заметные отклонения от нее". Об этом говорил известный художник О. Ренуар: "Два глаза, даже на самом красивом лице, всегда чуть-чуть различны, нос никогда не находится в точности над серединой рта; долька апельсина, листья на деревьях, лепестки цветка никогда не бывают в точности одинаковыми".

Симметрия создает впечатление динамики действия, повышают выразительность произведения искусства. Интернет:

Библиографический список:

    planetashkol.ru/articles/19650

    http://images.google.ru/images www.goldenmuseum.com/0501Symmetry www.cultinfo.ru/fulltext/ milogiya.narod.ru/simmetr01.htm

    Универсальный справочник школьника 5- 11 классы (2005 год выпуска)

    Гильде В. Зеркальный мир. - М.: Мир, 1982г

Симметрией обладают объекты и явления живой природы. Она не только радует

глаз и вдохновляет поэтов всех времен и народов, а позволяет живым организмам

лучше приспособиться к среде обитания и просто выжить.

В живой природе огромное большинство живых организмов обнаруживает различные

виды симметрий (формы, подобия, относительного расположения). Причем

организмы разного анатомического строения могут иметь один и тот же тип

внешней симметрии.

Внешняя симметрия может выступить в качестве основания классификации

организмов (сферическая, радиальная, осевая и т.д.) Микроорганизмы, живущие в

условиях слабого воздействия гравитации, имеют ярко выраженную симметрию

Асимметрия присутствует уже на уровне элементарных частиц и проявляется в

абсолютном преобладании в нашей Вселенной частиц над античастицами. Известный

физик Ф. Дайсон писал: "Открытия последних десятилетий в области физики

элементарных частиц заставляют нас обратить особое внимание на концепцию

нарушения симметрии. Развитие Вселенной с момента ее зарождения выглядит как

непрерывная последовательность нарушений симметрии.

В момент своего возникновения при грандиозном взрыве Вселенная была

симметрична и однородна. По мере остывания в ней нарушается одна симметрия за

другой, что создает возможности для существования все большего и большего

разнообразия структур. Феномен жизни естественно вписывается в эту картину.

Жизнь - это тоже нарушение симметрии"

Молекулярная асимметрия открыта Л. Пастером, который первым выделил "правые"

и "левые" молекулы винной кислоты: правые молекулы похожи на правый винт, а

левые - на левый. Такие молекулы химики называют стереоизомерами.

Молекулыстереоизомеры имеют одинаковый атомный состав, одинаковые размеры,

одинаковую структуру - в то же время они различимы, поскольку являются

зеркально асимметричными, т.е. объект оказывается нетождественным со своим

зеркальным двойником. 67 Поэтому здесь понятия "правый-левый" - условны.

В настоящее время хорошо известно, что молекулы органических веществ,

составляющие основу живой материи, имеют асимметричный характер, т.е. в

состав живого вещества они входят только либо как правые, либо как левые

молекулы. Таким образом, каждое вещество может входить в состав живой материи

только в том случае, если оно обладает вполне определенным типом симметрии.

Например, молекулы всех аминокислот в любом живом организме могут быть только

левыми, сахара - только правыми.

Это свойство живого вещества и его продуктов жизнедеятельности называют

дисимметрией. Оно имеет совершенно фундаментальный характер. Хотя правые и

левые молекулы неразличимы по химическим свойствам, живая материя их не

только различает, но и делает выбор. Она отбраковывает и не использует

молекулы, не обладающие нужной ей структурой. Как это происходит, пока не

ясно. Молекулы противоположной симметрии для нее яд.

Если бы живое существо оказалось в условиях, когда вся пища была бы

составлена из молекул противоположной симметрии, не отвечающей дисимметрии

этого организма, то оно погибло бы от голода. В неживом веществе правых и

левых молекул поровну. Дисимметрия - единственное свойство, благодаря

которому мы можем отличить вещество биогенного происхождения от неживого

вещества. Мы не можем ответить на вопрос, что такое жизнь, но имеем способ

отличить живое от неживого.

Таким образом, асимметрию можно рассматривать как разграничительную линию

между живой и неживой природой. Для неживой материи характерно преобладание

симметрии, при переходе от неживой к живой материи уже на микроуровне

преобладает асимметрия. В живой природе асимметрию можно увидеть всюду. Очень

удачно это подметил в романе "Жизнь и судьба" В. Гроссман: "В большом

миллионе русских деревенских изб нет и не может быть двух неразличимо схожих.

Все живое неповторимо.

Симметрия лежит в основе вещей и явлений, выражая нечто общее, свойственное

разным объектам, тогда как асимметрия связана с индивидуальным воплощением

этого общего в конкретном объекте. На принципе симметрии основан метод

аналогий, предполагающий отыскание общих свойств в различных объектах. На

основе аналогий создаются физические модели различных объектов и явлений.

Аналогии между процессами позволяют описывать их общими уравнениями.

СИММЕТРИЯ В МИРЕ РАСТЕНИЙ:

Специфика строения растений и животных определяется особенностями среды

обитания, к которой они приспосабливаются, особенностями их образа жизни. У

любого дерева есть основание и вершина, "верх" и "низ", выполняющие разные

функции. Значимость различия верхней и нижней частей, а также направление

силы тяжести определяют вертикальную ориентацию поворотной оси "древесного

конуса" и плоскостей симметрии.

Для листьев характерна зеркальная симметрия. Эта же симметрия встречается и у

цветов, однако у них зеркальная симметрия чаще выступает в сочетании с

поворотной симметрией. Нередки случаи и переносной симметрии (веточки акации,

рябины). Интересно, что в цветочном мире наиболее распространена поворотная

симметрия 5-го порядка, которая принципиально невозможна в периодических

структурах неживой природы.

Этот факт академик Н. Белов объясняет тем, что ось 5-го порядка -

своеобразный инструмент борьбы за существование, "страховка против

окаменения, кристаллизации, первым шагом которой была бы их поимка решеткой"

Действительно, живой организм не имеет кристаллического строения в том

смысле, что даже отдельные его органы не обладают пространственной решеткой.

Однако упорядоченные структуры в ней представлены очень широко.

Таблица «Художественные стили XX -го века»

Название стиля

Время и место происхождения

Основная идея

Отличительные особенности

Предпочтительные для стиля виды искусства

Модерн - (фр. moderne - новейший, современный )

В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии, Россия и др.

Главным центром модерна стала не «художественная столица мира» тех времен - Париж, а Вена и Брюссель. Ярко проявился стиль в таких точках Европы, как провинция Нанси (Франция), города Мюнхен и Дармштадт (Германия), Барселона (Испания), Турин (Италия). Центрами архитектурного модерна в России были Москва, усадьбы Талашкино и Абрамцево.

Идея Красоты как абсолютной ценности.

    Синтез искусств

    Преобладание живописности над симметрией

    Принцип «изнутри наружу»

    Эстетизация национальной идеи

В идеале модерн должен был стать единым стилем жизни общества, создать вокруг человека единую эстетическую среду (от архитектуры жилища до деталей костюма).

Основная концепция модерна - это бесконечное экспериментирование с материалами, выявляются непредсказуемые свойства материалов и их особенности.

Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент, часто растительный, пронизанный экспрессивным ритмом, подчиняющий себе композицию произведения.

Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж. Мировое признание получили многие деятели искусства, творившие в этом стиле – Гоген, Климт, Мунк, Врубель и другие.

Стиль модерн получил широкое распространение в живописи, архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве . Наиболее популярное произведение художников стиля модерн считалось панно, скульпторов – рельефные скульптуры.

Модерн нашёл широкое применение и в моде на одежду.

Модернизм

Сюда можно отнести и фовизм, и экспрессионизм, и футуризм, кубизм, сюрреализм и др.

XX в.

Модернизм провозглашает превосходство искусства над реальностью. Модернизм - это некая совокупность разных стилей, которые основаны на индивидуальности взгляда автора, на свободе его мысли и внутренних эмоций. В целом, модернизм в живописи позиционирует себя как отдельное крупное течение, которое отказалось от привычных классических традиций. Художники перечеркнули свой исторический опыт. Они пытались найти новое начало в искусстве, обновить восприятие и понимание живописи в социуме.

Основные черты модернизма:

1.Разрыв реалистических традиций

2.Отказ от изображения социальных и исторических реалий

3.Субъективизм

4.Индивидуализм

5.Протест против всякой традиции

6.Преобладающая роль формы над содержанием

7. Синтез искусств

8.Опора на иррациональное

9. Дегуманизация

10.Эстетизм, в т.ч. антиэстетизм

Искусство и литература

Авангардизм (фр. avant-gardisme - перед и стоит) - общее название художественных направлений 20 века

конец XIX - начало XX столетия

Противоречивая природа авангардизма отразилась в притяжении одних его направлений к формализму. В своих крайних формах смыкается с декадентством, модернизмом, абстрактным искусством.

Характерны поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, недооценка ли полное возражение традиций и абсолютизация новаторства.

Победа словесной образности и символики над содержанием в поэзии и прозе,

акцентация колорита, композиционной структуры и бессюжетность в живописи ,

атональность и какофония в музыке ,

а других, напротив, - к возражению эстетической сути искусства и утилитаризма ( слияние искусства с производством, бытом и политической публицистикой)

Абстракционизм – (от лат. abstractus – отвлеченный) – общее название ряда течений в изобразительном искусстве

ХХ век

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма.

США, Россия, Нидерланды, Франция и др.

Отказ от понимания искусства как подражания природе, воспроизведения форм действительности.

Порывая с традиционными формами искусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. Среди родоначальников абстрактного искусства - русские художники В. В. Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. Ван Дусбюрг.

Абстракционизм часто называют «беспредметным искусством”, он никогда не пользовался признанием у широких масс и находился в стороне от общественных проблем своего времени. Главные средства, которые используют художники этого направления это: точки, линии, плоскости, цвет.

Добиваясь декоративных эффектов, придавая цветовым сочетаниям пятен и линий особое значение, как бы отвечающее настроениям и чувствам художника.

Живопись, скульптура, графика

Реализм – ( от позднелатинского – вещественный)

19-20 вв. США, Европейские страны, Россия, страны Востока, Азии, Африка. (Мировая).

Жизненная правда в произв. подлинных реалистов согрета любовью к человеку, состраданием к его бедам и несчастьям. Человечность писателя - фактор, с трудом поддающийся учету при посредстве привычных литературоведч. категорий, но едва ли не самый необходимый для создания реалистич. шедевров. Р. не чуждается самых темных сторон жизни, но изображение ее ужасов не является самоцелью. Нравств. сила Р. проявляется в том, что даже при трагич. решении конфликтов он остается иск-вом жизнеутверждающим . Л. Толстой считал высшей целью художника создание произведения, над к-рым и через много лет будут «плакать и смеяться и полюблять жизнь» (Полн. собр. соч., т. 61, 1953, с. 100).

Жизнеутверждающая сила Р. неотделима от способности художника острее других ощущать жизнь во всей ее изменчивой полноте, мучиться ее противоречиями, отождествлять себя с наиболее страждущей частью человечества. Активность писателя выражается в умении возбудить положительные общечеловеч. нравственные стремления средствами реалистич. иск-ва. Глубинное воздействие на душу читателя свойственно, разумеется, не только реалистич. лит-ре, но др. формам иск-ва. Однако такое воздействие всегда основано на проникновении в первоистоки и первопричины жизни, вытекает из способности затронуть сокровеннейшие движения человеч. души и позвать ее к «высшим и отдаленным целям» (А. Чехов). Именно прежде всего этим и лит-ра Р., и классицизм, и романтизм, и символизм, и др. формы лит-ры рождают непосредственные эмоциональные отклики в душе читателя, обретая для него серьезное, жизненное значение. Это, в частности, приводит к тому, что всякое проникновение в глубинные вопросы жизни, игра на сокровеннейших струнах человеч. души, иногда расценивается как Р. Однако следует различать эмоц. действие произведения от конкретных форм литературы, вызвавших то или иное душевное состояние читателя.

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);

предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);

преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, - основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями. Историзм - основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Все виды искусства, литература, киноискусство

Соцреализм

Советский Союз, с 1934 года до 1960-ых годов

На первом Всесоюзном съезде советских писателей было объявлено принятие Соцреализма, который был призван упорядочить работу "инженеров человеческих душ". Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность.

В соцреализме обязательным было объективное отображение действительности, а главный герой любого произведения должен непрерывно развиваться.

В качестве единственного художественного метода признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были сформулированы в "Уставе Союза писателей СССР" (1934). Эстетическое понятие "реализм" было волюнтаристски соединено с политическим определением "социалистический", что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства. Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре.

Все виды искусства, в том числе и балет, литература, киноискусство.

Примитивизм - явление в искусстве

20 век

Идея изображения повседневности или фантазии с забавными фигурками с сочетанием ярких красок.

Творчество художников – любителей или так называемых “художников выходного дня”. Их картины изображают повседневную жизнь или фантазии с неуклюжими и забавными человеческими и звериными фигурами, не заботятся о перспективе, но сочетания цветов очень красивы, а простота и непосредственность придает им большое обаяние.

Изобразительное искусство

Кубизм – разновидность абстракционизма(направление в искусстве)

Начало 20-го века, продолжался до 1960-ых годов.

Появился во Франции. Основатель: французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо.

Попытки создать новые перспективы, раскладывая объект на геометрические формы. Передает идею упрощения предметом до геометрических форм – шара, цилиндра, призмы, куба, поэтому их творчество в усмешку называли “искусство кубиков”.

Кубисты отказались от свойственных импрессионистам форм передачи цвету и света и пытались создать новые формы многомерной перспективы, раскладывая объект на геометрические формы (круги, полукруги, треугольники, кубы). При этой перспективе объект изображался с разных сторон, даже невидимых, что давало возможность понять его внутреннее содержание. Примером кубизма могут быть картины П. Пикассо «Авиньйонские девушки» «Скрипка», Ж. Брака - «Дом в Естаци». Прославляли современный город, развитие техники. Пикассо и Брак, уделяли главное внимание рисунку, композиции, которая предусматривала геометрическую деформацию с незначительным использованием цвета. Мир, который создавался в картинах, был гранёным и беспокойно угловатым, пробовали изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно.

Живопись

Супрематизм

(от лат. supremus - высший, высочайший; первейший;

последний, крайний, видимо, через польское supremacja -- превосходство, главенство) Направление авангардного искусства

В первой трети XX века, Россия. Создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич в 1913 году.

Разноцветные композиции комбинации должны были выразить абсолютные “высшие” начала реальности, постигнутые интуицией художника.

Композиции супрематизма организуются из разноцветных плоскостей, имеющих форму квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, креста. Такие комбинации должны были выразить абсолютные “высшие” начала реальности, постигнутые интуицией художника.

Изобразительное искусство

Футуризм - (от лат. futurum - будущее) литературно-художественное течение в искусстве

Название (от латинского "футурум" - "будущее") особого модернистского течения в европейском искусстве

1910 – 1920 годы

Футуризм зародился в Италии. Европа, Россия.

Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего.

Важной художественной идеей футуризма стал поиск пластического выражения стремительности движения как основного признака темпа современной жизни. Русская версия футуризма носила название кубофутуризм и была основана на соединении пластических принципов французского кубизма и европейских общеэстетическиx установок футуризма

В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации - больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественность впечатлений современного им человека, городского жителя. поиск новых, неизвестных, часто искусственных форм и средств художественного отображения, недооценка ли полное возражение традиций и абсолютизация новаторства. Футуризм, порожденный духовной атмосферой 20 века с его грандиозными катаклизмами, иллюстрирует не только противоречие между разными системами и техниками композиции, но и борьбу мировоззренческих позиций. Одни теоретики и практики авангардизма декларируют создание элитарного искусства, далекого социальным задачам, другие, напротив, ищут принципиально новые выразительные средства для передачи настроений социального протеста, революционного содержания. Выделился главным образом не в законченных формах, а в тенденциях к вытеснению традиционных тем, сюжетов и принципов композиции, гипертрофии условности, сильной (звуковой, цветовой, пластичной и другой) экспрессивности. Характеризуется также разрушением объективно обусловленных границ между видами и жанрами (проникновение поэзии и музыки в прозу и "прозаизация" поэзии, перенесение принципов музыкальной композиции на литературу и изобразительное искусство).

Живопись, музыка, литература

Дадаизм

(происхождение неясно: франц.dada – “игрушечный конёк”, или итал. dada –“мама”, или рус. и румын. –“ладно”, или детский лепет)

Во время Первой Мировой войны в Швейцарии. 1916-1922. Германия, Франция.

Творческой установкой дадаистов стали провокативность, желание шокировать публику, стремление к разрушению традиционных эстетических норм (подражание «заборным» каракулям, комбинации произвольно выбранных предметов, наклейки на живописный холст и др).

Движение было откровенно нигилистическим, не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом, что нашло выражение главным образом в различных акциях, мистифицирующих публику и провоцирующих её на ответную реакцию возмущения. Дадаисты отвергали планомерное построение произведений искусства, канонизировали случайность, прибегали к приёмам пародии на творчество и разрушения художественной формы.

Изобразительное искусство

Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) – течение в литературе и искусстве

Начало 20 века, особенно ярко проявилось в Германии и Австрии.

Идейной основой экспрессионизма стал протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства крушения надежд. Течение провозгласило единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства.

Иногда этому понятию придается более широкий смысл – им обозначают совокупность явлений в искусстве конца 19-20 вв., выражающих тревожное болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств. Гротескная изломанность, иррациональность образов. Он получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску.

Литература и искусство

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства.

Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и другими художниками входившими в объединение "Стиль".

Неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать, таким образом новую картину мира.

Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым, т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный.

Изобразительное искусство

Сюрреализм - (от фр. surrealisme, буквально - сверхреализм)

1920-ые годы 20 века. Европа, Россия, США.

Сюрреализм, который рассматривал мир как нагромождение кошмаров. Признанным лидером сюрреализма является С. Дальше. Известны его картины “пылающая жирафа” (1935), “Постоянство памяти” (1931). П. Пикассо – композиция “Герника” (1937). Провозгласило источником искусства сферу подсознания, инстинкты, сновидения, галлюционации, а его методом – разрыв логических связей, заменённых свободными ассоциациями.

Главная черта сюрреализма – парадоксальная алогичность, сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придаётся видимая предметно-пластическая достоверность .

Литература, изобразительное искусство

Арт деко - ( фр. art deco) - стилевое течение в искусстве

Страны Зап. Европы и Америки 2-й четверти 20 в.

Экзотический и яркий, стиль Арт деко - самый загадочный стиль XX столетия.

Характерно:

сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством;

сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма;

использование выразительных форм "технического дизайна" (в основном материалы и стилистика модных "обтекаемых форм", заимствованная у новейших моделей автомобилей и локомотивов).

Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития.

Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях Арт деко.

Искусство

Гиперреализм (фотореализм ) - стиль в живописи и скульптуре,

Гиперреализм возник в США в середине 20 века.

Главная цель гиперреализма -показать действительность.

Основан на фотореализации объекта.

В живописи и скульптуре

Конструктивизм - направление

в советском искусстве 20-х гг. ХХ в.

Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми

Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу конструирования окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Искусство

Оп-арт (от англ. ор art, сокращение от optical art - оптическое искусство) - неоавангардистское течение в изобразительном искусстве, одна из поздних модификаций абстрактного искусства. В оп-арте эффекты пространственного перемещения, слияния и "парения" форм достигались введением резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Ташизм (от фр. tache - пятно) - одно из названий направления в абстракционизме.

1950-ые годы

Выражение бессознательной активности художника.

Живопись пятнами, которые: не воссоздают образов реальности; наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана; выражают бессознательную активность художника. Наиболее яркие представители стиля: Жорж Матье, Ханс Хартунг, Воле, Пьер Сулаж, Жан Базен, Эмилио Ведова, Асгер Йорн.

Живопись

Поп- Арт (от англ. pop art – популярное, общедоступное искусство или от pop - отрывистый звук, лёгкий хлопок)

50-60 гг. ХХ в Поп-арт получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США.

Буквально:

искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект - неоавангардистское направление в изобразительном искусстве.

Для этого течения характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Художники этого направления воспроизводят буквально типичные предметы современного быта (вещи домашнего обихода, упаковку товаров, фрагменты интерьеров, детали машин...), популярные печатные изображения известных личностей, вырезки из газет или включают эти предметы и изображения в композиции. Самые известные художники поп арта: Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол.

Изобразительное искусство

Вортицизм - направление английского авангарда. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь - vortizto).

Англия. Основано Уиндемом Льюисом в 1914 году. Он не дожил до окончания первой мировой войны.

Стремился передать процесс движения

Подобно футуризму, вортицизм - резкий, угловатый и очень динамичный стиль.

Живопись, скульптура.

Символизм - (от греч. “симболон”- “знак”, “символ”) направление в искусстве

Европа, Россия, 1870-1910-х гг.

Сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых смутных, часто изощренных чувств и видений. направление в литературе и искусстве Европы конца 19-начала 20 в. Особенностями его являются многозначность образов, игра метафор и ассоциаций. Представляя разные стили эпохи (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн) мастера этого направления считали искусство символом непознаваемого, мира видений и грёз.

Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера.

Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально- исторических сдвигов.

В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе -- П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко

к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли,

работы многих мастеров стиля модерн.

Литература, искусство

Похожие публикации