Семь блистательных актеров в роли джеймса бонда. Все джеймсы бонды Почётные награды и номинации фильмов о Бонде

Биография Джеймса Бонда

Родился в Шотландии в семье Эндрю Бонда и Морис Делакруа Бонд между 16 и 21 ноября 1924 года. Детство провел в Москве, где его отец был представителем английской фирмы вооружений Vickers. После гибели родителей в автокатастрофе в ноябре 1935 года возвратился в Англию. В 1938 году поступил в Итон, в 1940-м исключен из колледжа. Весна 1941 года - первый любовный роман Бонда. В том же году он поступил на службу в министерство обороны, исправив в документах свой возраст с 17 на 19 лет. Участвовал во второй мировой войне, ранен (шрам на лице остался на всю жизнь). В 1946 году поступил в британскую секретную службу MI-6. В 1950 году получил номер 007 и право на убийство при выполнении служебных заданий. Провел как минимум 22 секретных операции - все успешно. В конце 1961 года женился и в тот же день стал вдовцом. Пропал без вести в июне 1964 года, за два месяца до смерти Яна Флемминга.

Многие исследователи находят в персонаже Флеминга романтизированный образ самого автора - ловеласа. И Флеминг, и Бонд посещали одни и те же школы, предпочитают одну и ту же еду (яичницу и кофе), имеют похожие привычки, им нравятся одни и те же женщины, и, наконец, оба сделали похожую карьеру во флоте, дослужившись до командора.

В возрасте 42 лет Флеминг переехал на Ямайку . Там на окружённой тропической зеленью вилле «Золотой глаз» он пил джин и переживал развал империи . Некую отдушину для своих ностальгических чувств он нашёл в том, что стал описывать приключения непобедимого агента британской секретной службы, которого назвал именем автора подвернувшейся под руку книжки о пернатых обитателях Карибских островов («Птицы Вест-Индии» ) орнитолога Джеймса Бонда. Флеминг, сам заядлый любитель наблюдения за птицами , имел эту книгу в своей библиотеке. В своём интервью изданию «Ридерз Дайджест» Ян Флеминг отметил, что он нуждался в простом и нейтральном имени - «тупой анонимный инструмент правительства, нейтральная фигура, окружённая экзотикой». Орнитолог Джеймс Бонд был крайне оскорблён использованием своего имени в качестве имени для шпиона. В отместку он окрестил найденную им в Индии довольно неприятную птицу «Флеминг».

Порядковый номер Бонда - 007 - по одной из версий Флеминг позаимствовал у английского шпиона Джона Ди , который подписывал свои секретные донесения королеве Елизавете I глифом , изображающим два кружка и угловую скобку, похожую на цифру семь. Глиф обозначал то, что донесения предназначались исключительно для глаз монарха.

Таким образом и появился на свет офицер британской спецслужбы MI6, командор запаса Королевского военного флота и кавалер Ордена Святого Михаила и Святого Георгия Джеймс Бонд. Его родителями стали Эндрю Бонд, шотландец из Аргайла , и Моник Делакруа из швейцарского кантона Во . Национальности родителей Бонда были упомянуты в книге «На секретной службе Её Величества». Относительно же даты рождения Джеймса Бонда нет единого мнения; в биографии Джона Пирсона упоминается 11 ноября 1920 года . В то же время в книге «Казино Рояль» указано, что Бонд купил машину в 1933 году , и стал опытным игроком в предвоенные годы. Ещё через две книги, в «Лунном гонщике», Бонд сообщает, что ему около 35-ти лет, в то время как сюжет относится к 1954 году . В «Живи только дважды» также сказано, что Джеймс Бонд родился в год Крысы ( / или /).

В новелле «На секретной службе Её Величества» упоминается фамильный девиз семьи Бондов: «Orbis non sufficit» («И целого мира мало»). Однако, вместе с тем отмечено, что семья Бондов с таким девизом - это не обязательно те самые Бонды, к которым относится Джеймс.

К своей работе и своему герою Флеминг относился без почтения. В разговоре с американским писателем-детективщиком Раймондом Чандлером Флеминг самокритично говорил: «Если у кого-то есть хоть грамм ума, то он вряд ли станет всерьёз рассуждать о таком герое, как Бонд». Тем не менее это не помешало ему написать полтора десятка историй, разошедшихся тиражом около 40 миллионов экземпляров. Непритязательные фантазии упали на благодатную психологическую почву пика холодной войны . К тому же читатели нашли в герое и его приключениях то, чего человек в обыденной жизни лишён: калейдоскоп экзотических стран и мест, обаяние и мужская сила, перед которыми не устоит никакая красавица, способность уйти от любой погони, пить не пьянея и другое.

Хотя Джеймс Бонд и является секретным агентом МИ6, он несколько раз появлялся в кадре в своей официальной военной форме коммандера ВМФ Великобритании.

О жизни Бонда мы узнаем из романов Флеминга:

Название Год
1. Казино Рояль
1953
2. Живи и дай умереть 1954
3. Лунный гонщик
1955
4. Бриллианты вечны 1956
5. Из России с любовью 1957
6. Доктор Но 1958
7. Голдфингер 1959
8. Только для ваших глаз (сборник рассказов)
1960
9. Шаровая молния
1961
10. Шпион, который меня любил
1962
11. На секретной службе Её Величества 1963
12. Живёшь только дважды 1964
13. Человек с золотым пистолетом
1965

Первый фильм о Джеймсе Бонде

Первой попыткой экранизации книг о Джеймсе Бонде стал эпизод в американском телесериале «Кульминация!» («Climax!»), вышедший на экраны в 1954 году . Эпизод был снят по мотивам первой книги Флеминга «Казино „Рояль“» , роль «Джимми Бонда» исполнил американский актёр Барри Нельсон . Ян Флеминг хотел пойти дальше и предложил известному британскому кинопродюсеру Александру Корде экранизировать ещё одну книгу -Живи и дай умереть или Лунного гонщика , однако Корда это не заинтересовало. 1 октября 1959 года Флеминг объявил, что напишет оригинальный киносценарий о Бонде для ирландского кинопродюсера Кевина МакКлори . К работе над сценарием был также привлечён известный сценарист Джек Уиттингэм . На место режиссёра планировалось пригласить Альфреда Хичкока , а на роль Бонда - Ричарда Бартона , однако позже от их кандидатур отказались. Вскоре выяснилось, что МакКлори не в состоянии обеспечить финансирование, и фильм пришлось закрыть. Флеминг использовал сценарий для своего очередного романа Шаровая молния ().

Девушки Бонда

В экранизациях романов Бонд предстает перед зрителем эдаким героем-любовником, тогда как в книгах Джеймс не был столь любвеобилен. Но как можно не сделаться Казановой с такими барышнями?

Урсула Андресс в фильме «Доктор Ноу»

Первой девушкой Бонда стала швейцарская актриса Урсула Андресс.

Кинокарьеру девушка начала с подачи Марлона Брандо, который заметил в Риме талантливую фотомодель. Роль в первом фильме бондианы «Доктор Ноу» принесла Андресс настоящую известность и в одночасье сделала девушку европейским секс-символом. В картине Андресс сыграла прекрасную ныряльщицу за ракушками Ханни Райдер. В фильме у Андресс был искусственный загар, а озвучивала ее роль другая актриса. За съемки в бондиане Урсула получила всего $10 000. Ханни Райдер так и осталась самым запоминающимся кинообразом актрисы, зато многие до сих пор считают ее одной из самых сексапильных девушек Джеймса Бонда. В 1968 году Андресс снялась в пародийном фильме про агента 007 «Казино Рояль».

Вице-мисс Вселенная 1960 года Даниэла Бианки стала следующей претенденткой на сердце агента 007. Фильм «Из России с любовью», в котором Бианки исполнила роль сотрудницы советского консульства в Турции Татьяны Романовой, стал ее визитной карточкой. После выхода фильма Бианки стали часто приглашать в кино, однако последующие роли не принесли актрисе большой известности.

В отличие от Урсулы Андресс и Даниэлы Бианки, Хонор Блэкман получила роль девушки агента 007, уже будучи довольно известной в Европе актрисой. Популярность ей принесла роль Кэти Гейл в британском телесериале «Мстители». Этот успех побудил продюсера Альберта Брокколи пригласить Блэкман на роль пилота Пусси Галор в фильме «Голдфингер», несмотря на то что американская публика до этого не видела Хонор. «Британцы полюбят ее, потому что помнят Кэти Гейл, а американцам она понравится просто потому, что так хороша. Это идеальная комбинация», - говорил Брокколи. Блэкман стала первой и одной из двух актрис, кто был старше исполнителя роли Бонда, также она до сих пор является самой взрослой девушкой агента 007 - на момент съемок Блэкман было 38 лет.

Француженка Клодин Оже отдыхала на Багамских островах, где ее заметил продюсер Кевин Маклори, предложивший ей роль в очередном фильме бондианы. Девушка так впечатлила Маклори, что роль Домино, которую в первом варианте сценария звали Доминетта Петаччи, была переписана под Оже. Перед началом съемок актриса брала уроки английского, однако ее героиню в фильме все же озвучила Никки ван дер Зиль.

Японская актриса Акико Вакабаяси сначала была утверждена на роль Кисси Сузуки, а более значимая роль - Аки - должна была достаться Миэ Хама. По сюжету, обе девушки - агенты главы японской разведки Танако, но избранницей агента 007 становится именно Аки. Из-за проблем с изучением английского у Миэ Хама было решено, что главную женскую роль исполнит Акико Вакабаяси, по чьей просьбе девушку Бонда в «Живешь только дважды» зовут именно Аки (в первом варианте сценария указано имя Суки). После роли Аки Вакабаяси снялась только в одном фильме и решила уйти из кино. В одном из интервью актриса признавалась, что ей «надоело огромное число проблем, возникающих по ходу съемок».

Дайана Ригг, «На секретной службе ее Величества»

Дайана Ригг сыграла не просто девушку Бонда, а его единственную жену, Терезу ди Вичензо. По сюжету шестой серии бондианы «На секретной службе ее Величества» супруга агента (его играл Джордж Лэзенби) погибает сразу же после свадебной церемонии - молодоженам решил отомстить один из врагов Бонда, однако агенту 007, в отличие от жены, удается спастись. Как признавалась позже Ригг, она согласилась на эту роль в надежде обрести популярность в Америке. Во время съемок появились слухи о том, что работа идет далеко не гладко - между исполнителями главных ролей возник конфликт. Однако и Ригг, и Лэзенби отрицали все домыслы и на вопросы о ссоре лишь отшучивались.

Роль Тиффани Кейс, которая вместе с Джеймсом Бондом отправляется расследовать похищение южноафриканских бриллиантов, стала самой известной работой в кино американки Джилл Сент Джон. Имя героини было выбрано представителями спонсора фильма, ювелирной компании Tiffany. На главную женскую роль также пробовались Рэкел Уэлч, Джейн Фонда и Фэй Данауэй. Джил Сент Джон стала первой американкой - подругой Бонда, а самого 007 в последний раз сыграл Шон Коннери.

Джейн Сеймур проснулась знаменитой после выхода фильма «Живи и дай умереть», где впервые Бонда сыграл Роджер Мур. Если до 1973 года актриса пользовалась популярностью только у себя на родине, то благодаря роли Солитер о ней узнал весь мир. Впоследствии портал IGN включил Сеймур в топ-10 лучших девушек Бонда, отдав актрисе 10-е место. Впрочем, многим зрителям актриса больше запомнилась благодаря телесериалу «Доктор Куинн, женщина-врач».

В девятом фильме об английском суперагенте «Человек с золотым пистолетом» Бонда во второй раз сыграл Роджер Мур, а его партнершей стала шведская актриса Бритт Экланд. В картине Экланд исполнила роль агента MI6 Мэри Гуднайт, вместе с которой Бонд сбегает со взорванного острова главного злодея - Франциско Скараманги.

Роль советской шпионки Ани Амасовой в десятой серии бондианы «Шпион, который меня любил» сделала Барбару Бах настоящим секс-символом того времени. А сама актриса после съемок назвала Бонда «шовинистом, который использует девушек, чтобы заслониться от пуль». После бондианы с ролями в кино Барбаре не очень везло, а вот с личной жизнью все сложилось лучше - в 1981 году актриса вышла замуж за экс-барабанщика группы The Beatles Ринго Старра.

Стать девушкой Бонда актрисе Лоис Чайлз предлагали еще перед началом съемок десятой серии, однако тогда актриса решила сделать перерыв в карьере. В 1979 году Чайлз вернулась в профессию и согласилась на роль, которая так и осталась самой известной в ее карьере - исследователя космоса и по совместительству агента ЦРУ Холли Гудхед в фильме «Лунный гонщик».

Кароль Буке, «Только для твоих глаз»

Красавица Кароль Буке получила роль в 12-й серии бондианы «Только для твоих глаз». В фильме она сыграла Мелину Хейвлок, которая хочет отомстить за свою семью. В отличие от многих девушек Бонда, Буке удалось сделать успешную кинокарьеру: в 1990 году она получила премию «Сезар» за роль в фильме «Слишком красивая для тебя» и долгое время была ведущей моделью компании Chanel.

До того как стать девушкой Бонда, Мод Эдамс уже один раз снялась в бондиане - в фильме «Человек с золотым пистолетом» она играла роль Андреа Андерс. Продюсеру киносериала понравилось работать с актрисой, и в 13-й фильм об агенте 007 он позвал ее уже на главную женскую роль. В картине Эдамс сыграла таинственную женщину по прозвищу Осьминожка, которая приглашает Бонда пожить на своем личном острове. В первом для Эдамс фильме бондианы ее героиня не дожила до финальных титров, а вот в «Осьминожке» Бонд и его возлюбленная спаслись от смерти, выпрыгивая из падающего самолета. «Как можно не быть счастливой от того, что ты стала девушкой Бонда? Это современная культура, и здорово быть ее частью», - признавалась позже актриса.

В фильме «Вид на убийство» очаровательного геолога Стейси Саттон сыграла американка Таня Робертс. Ее героиня, которой по ходу фильма приходится даже водить пожарную машину, помогает Бонду раскрыть коварный план злодея Макса Зорина (его играет Кристофер Уокен) по затоплению Силиконовой долины. Позже она два раза была номинирована на антипремию «Золотая малина» как худшая актриса.

15-я серия бондианы, «Искры из глаз», стала первой для Тимоти Далтона, а партнершей нового Бонда стала англичанка Мэриам д’ Або. Актрисе досталась роль виолончелистки и псевдоснайперши из Братиславы Кары Милови, в которую и влюбляется суперагент. Д’ Або снялась для обложки номера Playboy, приуроченного к выходу очередного фильма о приключениях Джеймса Бонда. «Сейчас бы я этого не сделала… Я многое поняла с тех пор», - говорила актриса позже.

Очередную возлюбленную суперагента, пилота ЦРУ Пэм Бовиер, сыграла американская актриса Кэри Лоуэлл. По сюжету Бонд (второй и последний раз в исполнении Тимоти Далтона) и Бовиер сражаются с влиятельным наркобароном Франком Санчесом. Роль девушки Бонда стала самой заметной в карьере Кэрри Лоуэлл, а из ее последующих работ можно отметить сериал «Закон и порядок: Суд присяжных».

Изабелла Скорупко в фильме «Золотой глаз»

Актриса Изабелла Скорупко в фильме «Золотой глаз» сыграла вторую девушку Бонда родом из Советского Союза, а самого агента 007 впервые сыграл Пирс Броснан . Программистка Наталья Симонова вместе с Бондом противостоит главному злодею серии, агенту 006 Алеку Травельяну. До того как стать девушкой суперагента, Изабелла Скорупко была успешной певицей: ее альбом IZA в 1991 году стал золотым в Швеции.

Роль полковника Министерства государственной безопасности КНР Вей Лин в фильме «Завтра не умрет никогда» сыграла малайзийская актриса китайского происхождения Мишель Йео. Создатели картины, похоже, ничуть не пожалели о своем выборе: в частности, исполнитель роли Бонда Пирс Броснан описывал партнершу как «прекрасную актрису, которая полностью сосредоточена на работе». В фильме Мишель Йео сама выполняла большинство трюков, за что Броснан назвал ее «женским вариантом Джеймса Бонда». После бондианы карьера Мишель пошла, как говорится, в гору - на ее счету роли в таких фильмах, как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон » и «Мемуары гейши ».

Софи Марсо в 19-й серии бондианы досталась роль коварной Электры Кинг, похищенной дочери крупного английского бизнесмена. Во время выполнения задания Бонд встречается с Электрой и проводит с ней время в горах. Девушка притворяется влюбленной в суперагента, однако позже выясняется, что она заодно со своим похитителем, террористом Ренардом. В конце фильма Бонд убивает бывшую возлюбленную, а сам, как всегда, выходит победителем. Нельзя сказать, что для актрисы эта роль стала поворотной в карьере - и до, и после бондианы Марсо была одним из главных лиц французского кино.

Холли Берри , которая сыграла Джасинту Джонсон в фильме «Умри, но не сейчас», к началу съемок уже была не только известной актрисой, но и обладательницей «Оскара» за фильм «Бал монстров». «Умри, но не сейчас» вышел в 40-ю годовщину бондианы и содержит отсылки к другим картинам про агента 007. Так, сцена, где Берри выходит на берег в бикини, была взята из самого первого фильма - «Доктора Ноу» с Урсулой Андресс. Кстати, Берри стала первой темнокожей девушкой Бонда. А вот съемки для актрисы были опасными: в сцене со взрывом вертолета в глаз актрисы попал осколок гранаты, после чего Берри срочно доставили в больницу и прооперировали. В другой раз актриса поперхнулась косточкой, но партнершу по площадке спас вовремя подоспевший Пирс Броснан.

Ева Грин получила предложение сыграть девушку Джеймса Бонда в 2005 году, но решила отказаться от роли. Режиссер Мартин Кэмпбелл увидел игру актрисы в фильме «Царство небесное » и снова предложил ей роль в «Казино «Рояль» ». Прочитав сценарий, Грин пришла к выводу, что Веспер Линд куда интереснее и глубже всех остальных девушек суперагента, и согласилась. Веспер - настоящая любовь последнего шестого Бонда Дэниела Крэйга , даже после ее гибели Бонд в следующем фильме по-прежнему страдает, хотя и старается не подавать виду. Работа актрисы в «Казино «Рояль»» была хорошо встречена зрителями и критиками: журнал Entertainment Weekly включил ее в четверку лучших девушек Бонда, а британская публика присудила ей премию BAFTA.

На роль шпиона боливийской секретной службы Камиллы Монтес в фильме «Квант милосердия » продюсеры бондианы выбрали 28-летнюю Ольгу Куриленко . Многие поклонники суперагента запомнили ее героиню как единственную девушку агента 007, которую ему не удалось соблазнить. Между тем сама Куриленко подошла к роли предельно серьезно. «Подготовка к «Кванту милосердия» была невероятной… Я научилась различным трюкам за месяц, прежде чем мы начали снимать. Это было довольно интенсивно, но мне понравилось, что я не была типичной девушкой Бонда - по сценарию я много действовала сама и боролась», - рассказывала актриса.

23-й фильм о Джеймсе Бонде «007: Координаты «Скайфолл» » вышел в прокат в конце октября прошлого года. Компанию Дэниелу Крэйгу в картине составили француженка Беренис Марло и британка Наоми Харрис. Фильм, как и две предыдущие серии, рассказывает о первых годах работы Бонда на службе Ее Величества.

Чем еще занимался агент 007 кроме того, что оказывал внимание женщинам? Конечно-же боролся со злом. За годы жизни мистер Бонд столкнулся с массой противников. Вот лишь несколько имен.

Эрнст Ставро Блофельд - глава террористической организации СПЕКТР и один из основных врагов секретного агента английской спецслужбы Ми-6 Джеймса Бонда. Заядлый любитель кошек, в некоторых фильмах именно кошки, ласкаемые Блофельдом, фигурируют в кадре вместо него.

Доктор Ноу

Доктор Ноу, нечистокровный китаец, бывший некогда казначеем крупнейшей преступной организации Китая, сбежал с огромной суммой, и в конечном счете присоединился к террористической организации СПЕКТР. Возглавлял базу СПЕКТРА на острове Краб Ки, с которой сбивал американские ракеты, с помощью мощной лазерной пушки.

Джоз (Челюсти)

Этот обаятельный наёмный убийца - гигант с железными зубами, сыгранный американским актёром Ричардом Килом , запомнился многим. Сначала появляется в фильме «Шпион, который любил меня », где работает на Стромберга. После смерти Стромберга продолжает охоту на Бонда. В фильме «Лунный гонщик » (Moonraker ), когда Бонд убивает штатного киллера злодея Дракса, последний нанимает Челюсти. В том же фильме встретил свою любовь - миниатюрную блондинку по имени Долли, из-за которой стал помогать Бонду (так как все, не подходящие под определение сверхлюдей (включая её и его), должны были быть уничтожены). Остаётся вместе с подружкой последним на единственном не взорвавшемся модуле космической станции Дракса, но, по утверждению американских спецназовцев, был спасён оттуда. Следовательно, жил дальше, не пересекаясь с Бондом.

Мистер Уайт

Мистер Уайт впервые появляется в фильмах

Бондиана или история приключений специального британского агента М16 стала самым продолжительным киносериалом в истории. Первый эпизод вышел на экраны в...

От Masterweb

09.04.2018 02:00

"Бондиана" или история приключений специального британского агента М 16 стала самым продолжительным киносериалом в истории. Первый эпизод вышел на экраны в 1962 году, а последний датируется 2015 годом. Разумеется, что за столь обширный период один актер никак не мог играть эту роль. Поэтому в фильме о Джеймсе Бонде актеры, игравшие его, менялись с течением времени. Кто же удостаивался чести появиться на экране в столь дерзком амплуа? Давайте рассмотрим актеров "Джеймса Бонда" по порядку.

Небольшое вступление

Яркий, интересный, захватывающий и один из самых бюджетных проектов в мире кино - это, конечно же, "Джеймс Бонд". Актеры, игравшие Бонда, соответственно, становились звездами мирового уровня и завоевывали сердца миллионов. Однако критики не дремлют, и даже среди настолько идеально подобранных исполнителей этой триумфальной роли есть более и менее подходящие или даже, можно сказать, идеальные агенты. Учитывается все: внешность, манеры, голос, мимика, харизма, физическая форма и умение преподнести себя. Поэтому рейтинг актеров, играющих Джеймса Бонда, мы условно поделим на две категории. Рассматривать их будем в хронологическом порядке, от самого "старшего" к самому "молодому", но при каждом из них будет оценка критиков. Так как актеров "Джеймса Бонда" у нас шесть, они будут делить между собой именно такое количество мест, от самого престижного - первого - до шестого.

Шон Коннери

Самый первый и самый яркий исполнитель роли Джеймса Бонда. Актер запомнился многим поколениям и стал эталоном данного амплуа. Именно "под него" в дальнейшем подбирали более "молодых Бондов", которые смогли бы достойно продолжить начатую Шоном историю. Итак, Коннери сыграл агента 007 в шести, можно сказать, первых фильмах франшизы:

  • 1962 - "Доктор Ноу";
  • 1963 - "Из России с любовью";
  • 1964 - "Голдфингер";
  • 1965 - "Шаровая молния";
  • 1967 - "Живешь только дважды";
  • 1971 - "Бриллианты навсегда".

Однако есть в этой хронологии один нюанс. Мистер Шон Коннери пропустил фильм, выпущенный в 1969 году, под названием "На секретной службе Ее Величества". Исполнивший Джеймса Бонда актер в этой картине будет обсуждаться ниже.


Оценка

Актеру, который первым отважился исполнить роль агента 007, зрители и критики присудили наивысшую оценку. Именно Шон Коннери стал идеалом Бонда, стартовым и эталонным образом, который въелся в память людей. Ему удивительным образом удалось передать аристократизм и простоту, харизму и смелость, энергичность и хитрость. К актеру даже прижился образ мужчины, способного одним взглядом покорить сердце абсолютно любой женщины на планете. Начал Шон играть в "Бондиане" в возрасте 32 лет, а закончил, когда ему исполнилось 41. Важно также отметить, что Коннери является единственным исполнителем этой роли, который также обладает премией "Оскар".

Джордж Лэзенби

Актер родом из Австралии исполнил роль секретного британского агента лишь однажды. Он предстал перед зрителем в образе Бонда в 1969 году в картине под названием "На секретной службе Ее Величества". Сам фильм, конечно же, стал сенсацией сразу после выхода и собрал приличную кассу. Но об актере, который появился в этой ленте, забыли почти сразу. Ведь в следующей серии Бонда снова играл Коннери, а после него на роли пригласили следующего "долгоиграющего агента". Почему же Лэзенби не смог задержаться на этой крайне выгодной должности?


Критика

В рейтинге актеров "Джеймса Бонда" как зрители, так и критики дают персонажу Лэзенби наименьшую оценку. Разумеется, к такому выводу пришли не сразу в год выхода фильма, а в недавнее время, пересмотрев всю "Бондиану" и сделав соответствующие выводы. Досконально неясно, почему весьма недурной актер не смог справиться с этой ролью. Он достаточно красив, харизматичен, ему присущи аристократические черты и манеры. По факту придраться не к чему, так как и играл хорошо, и по всем параметрам подходит. Но когда смотришь на картину в целом, понимаешь, что в "Бондиане" Джордж Лэзенби, увы, не на своем месте.

Роджер Мур

На смену триумфальному Коннери пришел не менее харизматичный и аристократичный Мур. Актер, сыгравший Джеймса Бонда 7 раз в период с 1973 по 1985 гг. считается самым возрастным. Начал он свою карьеру в рамках "Бондианы" в 46 лет, а закончил, уже когда ему "стукнуло" 58. Серии, которые вышли с его участием:

  • 1973 - "Живи и дай умереть";
  • 1974 - "Человек с золотым пистолетом";
  • 1977 - "Шпион, который меня любил";
  • 1979 - "Лунный гонщик";
  • 1981 - "Только для твоих глаз";
  • 1983 - "Осьминожка";
  • 1985 - "Вид на убийство".

Почти все серии с его участием - это так называемая адская комедия. Именно такой характер носили фильмы об агенте 007 в 70-е и 80-е годы, и с задачей, поставленной режиссером, Роджер Мур справился просто великолепно.


Оценка

По мнению зрителей, а также большинства критиков, Мур - очередной после Коннери идеальный Бонд. Длительное время он занимал почетное второе место, но сейчас сместился на третье (понятно, что из-за нового актера). В целом игра его оценивается высшим баллом, он обладает харизмой, весьма весел и обольстителен, вместе с тем способен на холодный расчет и безумие. Также отметим, что благодаря этому актеру фильм о Джеймсе Бонде стал не таким суровым, как ранее, что в значительной степени расширило зрительскую аудиторию.

Тимоти Далтон

Принял участие в съемках двух фильмов о Джеймсе Бонде. Актер, по идее, должен был играть и в третий раз агента 007, но этого не случилось. Итак, Тимоти снялся в:

  • 1987 год - "Искры из глаз";
  • 1989 год - "Лицензия на убийство".

Продюсеры запланировали съемки третьей серии с участием Далтона на 1991 год, и она должна была выйти под названием "Собственность леди". Но производство было слишком затянуто, и исполнитель главной роли попросту устал ждать. За пять лет, в течение которых готовился выпуск фильма, Далтон успел подписать контракт на съемки в фильме "Скарлетт", и когда ему наконец-то предложили исполнить в третий раз Бонда, он отказался.


Место в рейтинге

Несомненно, все мы любим Тимоти Далтона, невозможно оставить без внимания его актерский талант, драматизм и умение передать одним лишь взглядом настроение. Однако среди Бондов он закрепился на предпоследнем - пятом месте. Сыграл он, конечно же, отлично, однако, скорее всего, агент 007 не является его коронной ролью. Некоторые критики даже отметили, что это словно Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова. И талантливо, и грамотно, и правильно, но не то.

Пирс Броснан

Бонд эпохи 90-х - одно из самых узнаваемых лиц для современных людей. В какой-то степени Броснан стал очередным эталоном Бонда, но более современным и совершенным. На его счету четыре картины цикла:

  • 1995 - "Золотой глаз";
  • 1997 - "Завтра не умрет никогда";
  • 1999 - "И целого мира мало";
  • 2002 - "Умри, но не сейчас".

Фильмы с участием Пирса Броснана стали не просто боевиками и приключениями, а настоящими экшенами. В них были задействованы самые современные спецэффекты, сцены стали более откровенными и насыщенными, поднялись куда более важные и глубокие вопросы в сюжете.


Рейтинг

Даже несмотря на то, что Пирс Броснан стал новым современным эталоном "Бондианы", занял он лишь 4-е место. Справедливости ради стоит сказать, что к такому выводу пришли, увы, не потому что он не подходит на роль, недостаточно красив или же ему не хватает актерского таланта. Все это как раз при нем, просто так получилось, что другие актеры оказались более яркими и запоминающимися, они справились с ролью не просто хорошо, а вложили в нее нечто свое, уникальное. Тем не менее, все мы помним и любим четыре замечательных фильма, в которых показаны яркие и дерзкие приключения агента 007, которого блестяще играет Пирс Броснан.

Дэниел Крейг

Это последний актер-Джеймс Бонд, который сыграл британского секретного агента. Крейг является самым кассовым и рейтинговым Бондом, новые фильмы франшизы с его участием невероятно яркие, зрелищные и даже немного запутанные. Можно с полной уверенностью сказать, что жанр "Бондианы" перешел из разряда боевика в более сложный, в котором сочетаются драма, трагедия даже и, конечно же, экшен. Вот в каких фильмах снялся Дэниел:

  • 2006 - "Казино "Рояль";
  • 2008 - "Квант милосердия";
  • 2012 - "Координаты "Скайфолл";
  • 2015 - "Спектр".

На 2019 год запланирован выход новой картины с его участием под названием "Бонд 25". Дэниел Крейг - это так называемый новый формат, который был выбран для того, чтобы фильм мог идти в ногу со временем и событиями, которые происходят в мире. Не только сам актер, но и роль Бонда, которую он исполняет, принципиально отличается от всех предшественников.


Критика и оценка

Чтобы не тянуть кота за хвост, сразу скажем, что зрители и критики присудили Крейгу за роль Бонда 2-е место, но далось им это совсем не просто и далеко не сразу. Начать, пожалуй, стоит с внешности Дэниела, которая, мягко говоря, не сочетается с привычной для зрителя концепцией Джеймса Бонда. Актеры, игравшие Бонда ранее, были харизматичными, немного даже смешными, ловкими, хитрыми. В фильмах обязательно присутствовал элемент комедии, и исходя из данного аспекта подбирались исполнители ролей. Новая "Бондиана" стала совсем другой - более серьезной и жизненной, драматичной, даже, можно сказать, "тяжелой". Это и спровоцировало появление "героя из реального мира", а не агента, который нарочито аристократичен. Сейчас все мы привыкли к Крейгу и уже не представляем себе никого другого в роли нового и усовершенствованного Джеймса Бонда.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Рената Литвинова, актриса, режиссер, сценарист, амбассадор Carrera y Carrera

Я смотрела все серии про Бонда. Мои любимые – это комический Шон Коннери и трагический Дэниел Крэйг, которого я знаю лично. Однажды я спросила его, осознает ли он, что будет всегда ассоциироваться с образом агента 007. И что, возможно, Спилберг больше не пригласит его в очередной фильм. Он ответил, что первый, у кого он спросил, соглашаться или нет, – был Спилберг. Который сказал: «Соглашайся». Но я была права: с тех пор Спилберг его не снял ни разу. Говорят, скоро мы увидим нового Бонда, но роль эта практически пожизненная. Тот же Коннери практически во всех фильмах после Бонда повторял роль агента, но его никак нельзя сравнить с Крэйгом – талантливым английским актером, который все-таки способен быть разным.

Если сравнивать наших актеров, которые играют русских агентов всех мастей, или даже замахнуться­ на сравнение русских мужчин с английскими, то мои соотечественники весьма проигрывают: и физически, и морально. Почему-то совсем мало красивых русских лиц именно мужского, мужественного плана. При этом – ироничных по отношению к себе и к другим. И демографический перекос мужчин весьма расслабил. И даже развратил. Ведь на них практически идет охота, как на редких зверей.

На мой взгляд, Бонда нельзя сводить к идее секс- или фэшн-иконы. Этот образ универсален: английский джентльмен – что может быть лучше? Если бы я снимала фильм о Бонде, на роль агента я бы выбрала Мэттью Макконахи или Колина Фаррелла – нервное и неожиданное решение, и вынула бы из них сдержанную английскую брутальность, так несвойственную этим артистам. На роль девушки Бонда я бы взяла Кейт Бланшетт, чтобы она была абсолютной злодейкой. Что до сюжета, он столь безу­пречен, что изменял бы его только идиот­. Джеймс Бонд всегда должен быть непобедимым одиночкой, никогда не жениться и не превращаться в папашу, не стареть и не толстеть, побольше молчать, совершать свои подвиги, сохранять ироничность ко всему и, чтобы не превратиться в полубога, пить свои коктейли! И влюблять в себя. Но... всегда наступает усталость от материала, и в какой-то момент публика охладеет к Бонду. Но этот период пройдет, и зрительницам захочется снова вдохновиться безу­пречностью, недостижимой в жизни – ведь таких мужчин не существует в природе.

Бонд – это скучно

Геннадий Устиян, главный редактор Time Out Moscow

В одном из интервью к выходу нового фильма о Джеймсе Бонде «007: Спектр» Моника Беллуччи, в 50 лет ставшая самой зрелой подругой знаменитого шпиона, сказала, что польщена приглашением на роль: «Бонд – идеальный мужчина. Хотите знать, почему? Потому что в жизни таких не бывает». Тут происходит путаница: вряд ли настоящая женщина в жизни хотела бы иметь дело со старомодным сексистом, которому уже в 1962-м было за тридцать, особенно зная, что половина его бывших подружек погибла.

Когда 32-летний Шон Коннери приехал в Лос-Анджелес сниматься в первой части бондианы «Доктор Ноу», по окончании съемок в 1962-м он в отчаянии позвонил своей бывшей, актрисе Шелли Уинтерс, попросил посмотреть фильм одной из первых и высказать мнение. Шотландскому актеру, годами жившему впроголодь, чтобы добиться успеха на лондонской сцене, не нравилась его новая картина, сниматься в которой он согласился только ради денег: «Посмотри, настолько ли она вульгарна и глупа, как мне кажется». Уинтерс после просмотра сказала ему, чтобы он не волновался – фильм вышел действительно ярким, красивым и увлекательным. Он еще получился крайне коммерчески успешным – настолько, что превратился в вечно живую аномалию – самую долгую франшизу в истории кино.

Шелковый пеньюар Carine Gilson из летней коллекции 2011 года носила в фильме «007: Координаты “Скайфолл”» героиня Беренис Марло на борту яхты Pruva Regina.

Например, когда ровно двадцать лет назад до продюсеров после долгих лет превращения каждой части бондианы в еще один скучный шпионский триллер наконец дошло, что после холодной вой­ны и борьбы женщин за свои права нельзя снимать так, как раньше, они сделали франшизе перезагрузку и пригласили Пирса Броснана. Результатом стал потрясающий «Золотой глаз», в меру старомодный, в меру новаторский. Таким и должен быть Джеймс Бонд – баланс между традициями и технологическим прогрессом, в окружении опасных зрелых женщин, а не покорных жертв его работы и образа жизни. Но пороха хватило ненадолго, и после «Золотого глаза» вышли никакие «Завтра не умрет никогда», «И целого мира мало» и «Умри, но не сейчас».

«Казино “Рояль”», ставший в 2006-м одним из лучших фильмов бондианы за более чем полвека, ненадолго спас ситуацию, чтобы продолжиться стандартными шпионскими боевиками «Квант милосердия» и «007: Координаты “Скайфолл”». В последнем режиссер Сэм Мендес обошелся даже без одного из главных украшений франшизы – красивых женщин. Там есть только одна брюнетка, и та быстро исчезает, а за всех женщин отдувается Джуди Денч, будто режиссер слишком буквально­ воспринял критику феминисток и перестарался. В его втором фильме о Бонде, выходящем в прокат «Спектре», красивые женщины – Моника Беллуччи, Леа Сейду – будут, и слава богу, потому что это все-таки Бонд, а не «Сорокалетний девственник».

Но дело не в том, что в бондиане одного элемента не хватает, а другого слишком много. Дело в том, что за последние годы талантливые энергичные режиссеры сняли шпионские фильмы, у которых нынешнему Бонду стоит поучиться­, а не наоборот. Только за нынешний год шпионский жанр расцвел в новых картинах Мэттью Вона («Kingsman: секретная служба») и Гая Ричи («Агенты А.Н.К.Л.»), не говоря уже о смешной до истерики женской пародии «Шпион». Бонд рядом с ними похож на уставшего скучного старика, который, судя по последней части, больше занят экзистенциальным самокопанием, чем спасением, как его более молодые коллеги, мира, пусть и ироничным. Возможно, когда закончится цикл на четыре фильма с Дэниелом Крэйгом («Спектр» как раз его четвертая картина), новый актер, а также новая энергия обновят франшизу.

А до тех пор она будет продолжать вызывать не восторг, а смесь уважения и скуки.

Бонд – это идеал мужчины

Светлана Кольчик, заместитель главного редактора Marie Claire

Ты бы хотела переспать с Джеймсом Бондом?» – накануне премьеры очередного блокбастера бондианы я не без удовольствия докучаю окружающим меня девушкам таким вот сакраментальным вопросом. И очень удивляюсь, когда получаю отрицательный ответ. «Нет. Потому что Бонд – слишком старомодный, слишком лощеный, слишком положительный, слишком клишированный, слишком мачо, слишком оторван от жизни». «Нет. Потому что с ним не о чем говорить – ни до, ни после. О чем можно говорить со шпионом?» «Если Джеймс Бонд и вызывает желание с ним заснуть, то уж точно не хочется с ним просыпаться».

Девушки, я вас не понимаю! Потому что для меня Бонд – идеал мужчины. Я считаю дни до премьеры нового фильма о Бонде с таким же трепетом, как ждала бы свидания с мужчиной мечты. А идеал – он как раз и должен быть недосягаемым, недоступным.

Считается, что наш тип мужчины формируется в раннем детстве. Складывается он как пазл – из ранних впечатлений, ощущений, эмоций. Источником может стать все что угодно – встречи, прикосновения, запахи, случайно увиденные и понравившиеся картинки. Из этих обрывками зацепившихся в подсознании кадров и формируется некий эрзац, который потом служит нам навигатором по миру мужских образов. Первый раз я посмотрела «Голдфингера», кажется, в подростковом возрасте. Или сначала я увидела «Из России с любовью»? Но точно знаю, что еще раньше – в детстве – мне попался на глаза постер с Бондом-Шоном Коннери. И я влюбилась.

Автомобиль Aston Martin В фильмах бондианы появляются и другие luxury-автомобили, но именно Aston Martin неразрывно связан с образом Бонда.

Скорее всего, именно с тех пор мой фетиш – высокий брюнет с волосатой грудью, в дорогом, идеально сидящем костюме. Желательно – черном, можно – с бабочкой, но точно без галстука (галстук сразу делает мужчину человеком в футляре, что не sexy). Пускай он будет старше. Главное – этот мужчина может все. Он способен шутя решить любую проблему, даже из области невозможного. И если нужно – принять решение за тебя. У него все под контролем, в том числе его собственные эмоции. Он обладает безупречным вкусом и при этом не лишен самоиронии. На свидание с таким мужчиной хочется надеть платье с голой спиной и уложить волосы наверх. Один вечер (не говоря уже о ночи) с ним – воспоминания на всю жизнь. И да, мужской костюм для меня – любимый внешний атрибут. Символ мужественности, сдержанности, харизмы. Хорошие костюмы носят настоящие мужчины.

Но я люблю смотреть и пересматривать бондиану не только поэтому. Для меня это идеальный escape и эстетическое удовольствие. (Даром что некоторые старые «Бонды» сейчас смотрятся так, словно их снимали на замедленную пленку.) А еще это ностальгия и по моему личному романтическому прошлому. Так получилось, что все значимые мужчины моей жизни – тоже поклонники бондианы. Все эти люди очень разные, и Бонд – пожалуй, единственное, что их объединяет. Один из моих бывших, тоже, кстати, фанат дорогих, пошитых на заказ костюмов, регулярно устраивает у себя дома вечеринки в стиле агента 007 – с соответствующим алкоголем, правильными закусками и, разумеется, просмотром фильмов о Бонде в его гигантском домашнем кинотеатре.

СОЛНЕЧНЫЕ ОЧКИ VERSACE носила в фильме «Казино “Рояль”» героиня Евы Грин, элегантно управляющая яхтой Spirit 54.

Я почти не сомневаюсь, что многие мужчины тайно идентифицируют себя с этим супергероем, каким бы бутафорским персонажем он сегодня ни казался. Мой муж (высокий брюнет с волосатой грудью) в любви к бондиане открыто не признается, но тоже готов пересматривать эти фильмы по многу раз. Когда я спросила его, почему Бонд до сих пор актуален, он пожал плечами: «Он – свободен, не обременен никакими связями. Ему вcе можно. И все сходит с рук. Это очень круто. Хотя бы в кино».

Чем больше в мире набирает обороты эмансипация и стираются границы между полами, тем больше я тоскую по старому, архетипичному Бонду – да-да, предпочтительнее­ в лице Шона Коннери 1960-х, из самых ранних фильмов о Бонде. Бонда по-прежнему называют последним альфа-­самцом Голливуда, но агент 007 миллениума, особенно реинкарнировавший в образе Дэниела Крэйга, – для меня уже немного другой. Менее харизматичный. Как будто его слегка кастрировали. Этакий Бонд-унисекс. Идеальная картинка чуть потускнела. Возможно, это более многослойный образ – новый Бонд способен сомневаться в себе, искренне улыбаться, рефлексировать и даже плакать. Все больше современных мужчин отказываются от табу на открытое проявление чувств, и Джеймс Бонд, как выясняется, не исключение. Делает ли это его сексуальнее? По-моему, нет.

Но Бонд все равно остается трендсеттером. На рекламном постере «Спектра» на Крэйге – белый смокинг Tom Ford c черной бабочкой. Это, кстати, тоже весьма ностальгический образ – отсыл к «Человеку с золотым пистолетом» и эпохе 70-х, которые сейчас в моде. Этот look еще до премьеры вдохновил многих знаменитых мужчин: в белых смокингах недавно были замечены, среди прочих, Jay Z, Бенедикт Камбербэтч, Дэвид Бекхэм.

Бонд – это классика. А классика не выходит из моды.

Бонд станет женщиной?

Мария Кувшинова, кинокритик

Замученному, поверженному мужчине со спутавшейся бородой наносят удары между ног – эта сцена из фильма «Умри, но не сейчас» (2002) стала шоком для зрителей: в московском кинотеатре «Пять звезд» мне приходилось видеть людей, выбегавших из зала. Трудно представить себе более прозрачную метафору кризиса маскулинности, которую так долго олицетворял, меняя лица, агент 007. Казалось, что фильм Ли Тамахори вопиет о коллапсе бондианы, настолько укорененной в собственной традиции, что любая перемена была бы для нее фатальна.

Однако, как у любого старого бренда (все ругают «Макдоналдс», но попробуйте представить себе мир без «Макдоналдса»), у агента 007 оказался огромный запас прочности: он устоял, но ему пришлось измениться, потому что необратимо изменился мир вокруг. В нулевые Бонда значительно превзошел по популярности (и сборам) другой агент с односложной фамилией – Борн, Джейсон Борн. О, он был во всем противоположен предшественнику: внешность соседа по лестничной клетке, мешковатый свитер, как у Данилы Багрова, рюкзак на плечах, бюджетные авиалинии вместо частных джетов, подручные средства вместо хитроумных гаджетов, нет времени ни взболтать, ни смешать. В отличие от глянцевой бондианы, франшиза про Борна была снята под очевидным влиянием домашнего видео и трясущейся камеры, введенной в оборот большого кино Ларсом фон Триером и его товарищами по «Догме-95». И если агент 007 оставался собой на протяжении сорока лет, невозмутимо меняя женщин, машины и собственную внешность, то Борн был растерян, не помнил прошлого, искал идентичность – это ли не портрет западного мужчины начала XXI века, сбиваемого с ног ветрами эмансипации? (Интересно, что, в отличие от Бонда, Борн оказался неотделим от актера Мэтта Деймона; Джереми Реннер из спин-оффа – кто угодно, но не Борн.)

Мужские часы Seamaster Aqua Terra James Bond, Omega

Часы Omega Seamaster Aqua Terra особенно любимы сильными мира сего, среди которых принц Уильям и Джо Байден. Часы из женской коллекции также появляютсяв «Координатах “Скайфолл”».

В ответ на вызов конкурирующей франшизы бондиана уже в «Казино “Рояль”» (2005) впустила в себя дрожание камеры, а самого обворожительного из агентов 007, Пирса Броснана, сменил брутальный Дэниел Крэйг. Мало кто помнит, какую бурю возмущения в Интернете вызвала эта новость – «Bond is not blond», и точка! Успеху картины замена брюнета на блондина, однако, не помешала: герой радикально обновился, но все необходимые аксессуары остались на месте.

Дело в том, что Бонд Шона Коннери, Джорджа Лэзенби­, Роджера Мура и Тимоти Далтона, хоть и наделенный индивидуальными чертами этих актеров, был по сути одним и тем же героем – порождением двухполярного мира. Он появился из недр ялтинско-потсдамской системы, возникшей по результатам Второй мировой войны. А война, как известно, мужское дело, и победившие мужчины устанавливают свои правила. Броснан был Бондом из 1990-х, с ним франшиза пережила крушение старой системы, а Крэйгу достался XXI век – неоднозначный, дивный, новый, гибридный мир, в котором поменялось все, от политики до личной жизни.

Бикини Eres - легендарные купальники Урсулы Андресс из «Доктора Ноу» и Хэлли Берри из «Умри, но не сейчас», в которых они так эффектно выходят из пены морской.

Возникший как герой холодной войны, Джеймс Бонд и сам холодноват, неуязвим для чар встречных красавиц (у Флеминга в романах нет «женщин», только «девушки»): ни для той, которая попроще, ни для той, которая умнее и опаснее. В те годы, когда средний класс занимался послевоенным строительством собственного быта, агент 007 на экране делал то, чего не могли позволить себе его поклонники: менял подруг и гаджеты, стрелял и пил мартини, гонял на спорткарах, плавал на яхтах, мгновенно перемещался из одного конца земли в другой – и плюс выполнял секретную миссию, защищая средний класс от Доктора Ноу или Голдфингера.

По сути, Бонд – это Барби для мальчиков, они и появились примерно в одно и то же время (в конце 1950-х годов). Девушка для него – такой же аксессуар, как реактивный ранец или устройство для подводного дыхания. Как у любого мальчика, у агента есть «мама»: это королева Британии, шпионом которой он является, или ее экранный эвфемизм, агент М в исполнении Джуди Денч, в своей карьере не раз игравшей роль царственных особ.

Не знаю, предназначались ли вообще ранние фильмы бондианы для женской аудитории; Ян Флеминг, очевидно, создавал романы не для нее. Даже «Шпион, который меня любил», написанный от имени Вив – молодой канадской женщины, пережившей роман с Бондом, – воспроизводит все привычные гендерные и расовые стереотипы: так, в одной из глав высказывается мысль о том, что все женщины мечтают быть «полуизнасилованными». Сегодня подобная фраза вызывала бы даже не возмущение, а сочувственную улыбку – как нелепый сексистский комплимент пожилого ловеласа. И вот уже сам Дэниел Крэйг, которого франшиза превратила в одного из самых высокооплачиваемых актеров планеты, сочувствует своему герою: «Он очень одинок. Он спит с красивыми женщинами, но он одинок и печален».

Мир, в котором доминируют белые гетеросексуальные мужчины, уходит в прошлое. Бондиана сегодня балансирует на стыке двух эпох – старой и новой, пытаясь вычерпывать прибыль из обеих, но, помимо упреков феминисток, все чаще звучат и другие вопросы: может ли агент 007 быть геем, может ли он быть чернокожим?

И наконец, может ли агент 007 быть женщиной?

МЕНЯ СТАЛО НЕОЖИДАННОСТЬЮ узнать, на какой самолёт купил мне билет Уркхарт. Он единственный из сотрудников обладает чувством юмора (которое считает неприемлемым для употребления в том сером, похожем на морг, здании на Риджентс-парк, где работает) и, заказывая для меня билет, он, конечно, знал, на какой именно он рейс. Самолёт должен был покинуть аэропорт Кеннеди в 16.00, направляясь к Бермудам. О чём мнене сообщил Уркхарт, так это о том, что он был специальным предложением для новобрачных, направляющихся отдыхать в свой медовый месяц.

Два часа по прилёту из Лондона я провёл в зале ожидания аэропорта Кеннеди, в окна которого бил настоящий Нью-Йоркский дождь со снегом, в эту холодную январскую субботу. А теперь три часа должен был провести в обществе людей, совершающих свой первый брачный полёт. Розы, калифорнийское шампанское - всё это было не для меня.

«Добро пожаловать на борт, дамы и господа! Вас приветствует „Пан Америкэн” - самая опытная авиакомпания в мире, капитан и экипаж которой желают вам приятного полёта в этом поистине незабываемом в вашей жизни путешествии!» Вежливый смех. Чьи-то восторженные аплодисменты. И сидя в своём месте у прохода, я стал волноваться по поводу

моего

Предстоящего путешествия.

Г де заканчивалось чувство юмора старины Уркхарта?

Между мной и иллюминатором сидела молодая пара, всецело поглощённая друг другом. Он был в тёмно-сером, она - в розовом. Никто из них ничего не говорил. Их молчание было тревожащим, будто в неодобрение моей так называемой миссии.

Подали обед - четыре блюда в пластиковой упаковке - триумф космической эры. Уплетая своего цыплёнка по-мэрилендски с хрустящей корочкой, я внезапно испытал острую тоску. Однако ещё в Лондоне Уркхарт сказал, что по прибытию на место назначения обо мне позаботятся. Там это умеют делать довольно хорошо.

Я выпил, потом ещё, и пока большой самолёт гудел в ночном небе, совершая свой путь к тропикам, я попытался восстановить в уме события, предшествовавшие этому полёту.

Всё началось два года назад - после того как я опубликовал мою книгу «Жизнь Яна Флеминга». После неё я получил множество писем - от японцев, занимающихся баллистикой, от французских подростков-бондофилов, от шведов - любителей детективов, а также от дипломированных американцев, пишущих свои диссертации на тему триллеров. Я постарался ответить всем. Но было одно письмо, которое поставило меня в затруднительное положение. Оно было из Вены, от женщины, подписавшейся как Мария Кюнцлер.

Письмо было длинным, немного сентиментальным, и написанным фиолетовыми чернилами. В ней говорилось о довоенной зиме, проведённой с Яном Флемингом на горнолыжном курорте в Кицбюэле. В моей книге я не придал особого значения этому периоду жизни Флеминга, описав его лишь вкратце. Флеминг побывал на этом курорте несколько раз, и впервые это произошло в 1920 году, когда он провёл там время с парой по фамилии Форбес-Деннис (г-жа Форбес-Деннис оказалась, кстати, писательницей Филлис Боттом). Теоретически Флеминг изучал там немецкий язык, хотя на практике большую часть своего времени он наслаждался горами и местными девушками. Из письма следовало, будто бы мисс Кюнцлер была одной из них. Её информация о Флеминге казалась подлинной; в своём письме она упоминала о друзьях из Кицбюэля, у которых я когда-то брал интервью для своей книги. Но больше всего я был озадачен, когда прочёл последний абзац её письма. Звучал он следующим образом: «Теперь вы можете понять то возбуждение, которое чувствовали мы все, когда симпатичный юноша Джеймс Бонд появился в Кицбюэле. Оказалось, что ему довелось побывать в доме Яна в Итоне - и это несмотря на то, что он был намного моложе Яна. Уже в то время Джеймс занимался своего рода шпионской деятельностью, и Ян, который любил разыгрывать людей, использовал это по отношению и к Джеймсу, выуживая у него, таким образом, нужную ему информацию. Джеймс был очень зол на него за это».

Прочтя это, я, конечно же, решил, что мисс Кюнцлер была немного не в себе, по крайней мере, она явно украсила факты домыслами. Я вежливо поблагодарил её за письмо и написал, что её анекдот о Джеймсе Бонде приятно меня позабавил.

Здесь я должен сразу же оговориться, что в процессе написания «Жизни Яна Флеминга» я ничуть не сомневался в том, что Джеймс Бонд - это и есть Ян Флеминг, и Ян создал этот образ из своих мечтаний и воспоминаний своего детства. Я знал Флеминга лично в течение нескольких лет, причём тех самых лет, когда он писал свои первые книги о Бонде. В то время мы вместе работали в «Санди Таймс», и в романах о Бонде я нашёл множество параллелей между героем и его автором. Флеминг даже наделил Бонда своими личными качествами - предпочтениями в одежде, еде, даже в том, как он выглядел. Именно поэтому, когда я представлял себе лицо Джеймса Бонда, то видел Флеминга (а не Шона Коннери).

Однако существовали и некоторые факты, шедшие вразрез с тем, что Бонд - это Флеминг. Несмотря на то, что сам Флеминг это отрицал - категорически. Речь шла о том, что чем внимательнее вы читали книги, тем больше начинали замечать факты, относящиеся к жизни Джеймса Бонда

вне сюжетной линии

Детали о его семье, любовных похождениях, некоторые проблески школьной карьеры, а также дразнящие упоминания о его ранней шпионской деятельности. В более чем тринадцати книгах о Джеймсе Бонде все эти моменты укладываются в удивительно последовательную картину. Именно это и породило слухи о том, что Флеминг писал образ своего героя с какого-то реального прототипа - агента, с которым столкнулся во время несения службы в разведке британского флота во время войны.

Одна теория состояла в том, что «настоящий» Джеймс Бонд был капитаном королевской морской пехоты, личность и подвиги которого вдохновили Флеминга. Другая - в том, что Флеминг тщательно изучил карьеру двойного британского агента Джеймса Мортона, тело которого было обнаружено в отеле «Шеферд» в Каире в 1962 году. Были и другие слухи. Однако никакие из них не выдерживали критики, и не могли заставить меня изменить своё отношение к тому, что Джеймс Бонд - это и есть Ян Флеминг. Тогда я получил второе письмо от таинственной мисс Кюнцлер из Вены. Оно прибыло спустя приблизительно три месяца после того, как я написал ей ответ, и в нём мисс Кюнцлер извинялась за задержку, сославшись на проблемы со здоровьем. (По всем данным, на тот момент ей было около шестидесяти пяти). На сей раз письмо было более коротким. В нём указывалось, что последний раз мисс Кюнцлер видела Джеймса Бонда на празднике в Кицбюэле в 1938 году. Также она добавила, что он написал ей несколько писем после праздника, и всё. Когда ей станет лучше, она найдёт их и перешлёт мне, приложив к ним и некоторые фотографии. И несомненно, должны быть люди, знавшие Джеймса Бонда в Итоне. Почему бы мне не связаться с ними? Я ответил ей немедленно, прося выслать мне указанные письма. Ответа не последовало.

Я написал ей ещё несколько раз - опять безуспешно. Тогда, следуя её совету, я решил проверить возможные свидетельства относительно юного Бонда в Итоне. Флеминг объявился в Итоне осенью 1921 года. Данных о возрасте Джеймса Бонда у меня не было, кроме, разве что, высказывания мисс Кюнцлер о том, что он был моложе Флеминга. Я проверил все данные за двадцатые годы. Отдельные Бонды мне попадались, но ни одного из них не звали Джеймсом, и никто из них не побывал в старом доме Флеминга. Было ясно, что мисс Кюнцлер ошибалась, однако заинтригованный, я решил проверить и тридцатые годы. Неожиданно я

обнаружил

Некоего Джеймса Бонда, который был записан в пансион Слейтера* осенью 1933-го.

//одно из общежитий Итонского колледжа - здесь и далее - прим. перев.//

Он числился в списке более двух лет, после чего исчез из него в 1936-ом, весной. Сам по себе этот факт ещё не доказывал утверждения мисс Кюнцлер, но и пройти мимо него я уже не мог. Джеймс Бонд, побывавший в Итоне, определённо существовал, но он казался мне слишком молодым, чтобы быть знакомым с Флемингом. Было маловероятным, чтобы человек его возраста мог быть связан с Секретной службой к 1937 году. Попытавшись разузнать побольше об этом пареньке, я потерпел неудачу. Секретарша в школьном офисе сказала мне, что данных на него нет - ни о нём, ни о его семье. Она порекомендовала мне связаться с Обществом выпускников Итонского колледжа. Я связался с ними, но вновь безуспешно. Всё, что они смогли мне предложить - это список некоторых ровесников Бонда.

Образ Джеймса Бонда, известного как "агент 007", в 1953-м придумал британский писатель Ян Флеминг (Ian Fleming). Агент секретной службы с огромным успехом перекочевал на телевидение, радио, в комиксы и видеоигры.

Бондиана стартовала в 1962-м с фильма "Доктор Ноу" ("Dr. No"), где роль легендарного шпиона исполнил Шон Коннери (Sean Connery). По состоянию на 2013-й, всего вышло 23 фильма о Джеймсе Бонде. В последнем на данный момент, "007: Координаты "Скайфолл" ("Skyfall"), главного героя в третий раз воплотил Дэниел Крейг (Daniel Craig), ставший шестым актером, которому доверили роль агента.



Фильмы о непобедимом Бонде с закрученным сюжетом и самыми "злодейскими злодеями" славятся наличием шикарных автомобилей, оружия и гаджетов (мины-ловушки, реактивный ранец, взрывающийся атташе-кейс), а также непременным присутствием в кадре подружек и напарниц супершпиона. Сам же "агент 007" предстает в образе авантюрного и решительного героя, предпочитающего решать проблемы кулаком и пулей. Вместе с этим, Джеймс – обаятельный ловелас, любитель азартных игр и алкоголя.

Создавая образ суперагента, писатель Ян Флеминг сделал его командором запаса Королевского военного флота и офицером разведки Секретной разведывательной службы, известной как MI6. Для своего персонажа Флеминг взял имя реального американского орнитолога Джеймса Бонда, эксперта по птицам Карибского моря (Caribbean Sea) и автора полевого руководства "Птицы Вест-Индии" ("Birds of the West Indies"). Ян, сам страстно увлеченный наблюдением за птицами, позднее сказал жене орнитолога: "Меня поразило, что это короткое, неромантичное, англосаксонское и все же мужественное имя было тем самым, что мне нужно, и так родился второй Джеймс Бонд".

В еженедельнике "The New Yorker" от 21 апреля 1962-го Флеминг заявил, что когда в 1953-м написал первую историю об "агенте 007", он хотел сделать Бонда на редкость скучным и по сути своей неинтересным человеком, который был бы всего лишь "тупым инструментом" (в руках правительственного отдела). По неподтвержденным данным, реальный Джеймс Бонд был настолько оскорблен пояснениями Флеминга, что назвал обнаруженную им на индийских территориях птицу – неприятной наружности – именем писателя.

Прорабатывая образ героя, Флеминг отталкивался от реальных лиц, с которыми встретился в Управлении военно-морской разведки (NID) во время Второй мировой войны. Он признал, что Бонд стал своего рода "объединением всех тайных агентов и коммандос, встреченных на войне". В их числе оказался брат Яна, Питер (Peter), вовлеченный в военные операции в Норвегии (Norway) и Греции (Greece). Вкусы Джеймсу Бонду его создатель прививал, основываясь на своих собственных предпочтениях. Суперагент отражает мастерство игры в гольф своего создателя, любит яичницу и кофе, как его создатель, и даже пользуется тем же брэндом туалетных принадлежностей, что и Флеминг. Манера поведения, страсть к азартным играм, к любовным похождениям и другие аспекты жизни Бонда – все это было не чуждо самому Флемингу.

Бондиана на бумаге стартовала незадолго до женитьбы Флеминга на его беременной подруге Энн Чартерис (Ann Charteris). Бонд и его полная опасных приключений жизнь помогали Флемингу отвлечься от свадебных хлопот. Хотя писатель самокритично относился к своей работе и считал "агента 007" чуть ли не пустышкой, ему хватило сил и фантазии придумать полтора десятка историй. Всего было продано около 40 млн. копий книг.

Захватывающие и непритязательные описания экзотических мест, особое очарование Бонда, его мужская сила, неуязвимость и способность поглощать алкоголь без единого намека на опьянение – все это манило читателей, желавших раскрасить рутину своей жизни.

Лучшие дня

После смерти Флеминга продолжением романа занялось несколько писателей, включая Кингсли Эмиса (Kingsley Amis), Рэймонда Бенсона (Raymond Benson), Джона Гарднера (John Gardner), Чарли Хигсона (Charlie Higson) и др.

Флеминг признался, что почти ничего не смыслил в оружии. Сначала он наградил Бонда 6.35 мм Береттой. Когда же Джеффри Бутройд (Geoffrey Boothroyd), британский эксперт по огнестрельному оружию, прислал ему письмо с замечанием, супершпион обзавелся пистолетом криминальной полиции Walther PPK, самозарядной моделью фирмы "Вальтер" ("Walther"). В период с 1997-го по 2006-й Бонд орудовал на экранах с Walther P99; это было решением завода "Вальтер", пожелавшего рекламировать другую модель. Однако в фильме "Квант милосердия" ("Quantum of Solace") Дэниелу Крейгу возвращают Walther PPK.

В гардеробе Джеймса Бонда с самого начала его истории всегда были брэндовые костюмы и вещи. Когда для бондианы было принято решение, что "агент 007" отдаст предпочтение часовой компании "Rolex", выяснилось, что швейцарцы не готовы одолжить часы для съемок. Бюджет же не позволял кинокомпании "EON Productions" столь дорогую покупку. Тогда продюсер Альберт Брокколи (Albert R. Broccoli) отдал свои часы "Rolex". Помимо этой марки, Бонду нравились часы брэндов "Omega", "Seiko" и "Bretling".

Всегда одетый с иголочки, супершпион какое-то время любил костюмы от "Antony Sinclair". Пирс Броснан (Pierce Brosnan), сыгравший Бонда в четырех картинах, блистал в кадре в костюмах и смокингах от известного итальянского Дома моды "Brioni". Однако Дениэлу Крейгу уже не удалось примерить наряды "Brioni", и продюсеры выбрали для него брэнд "Tom Ford".

После того как суперагент сел за руль спортивного "Sunbeam Alpine Convertible" и пересел в роскошный "Bentley MK IV", ему удалось найти "свой" суперавтомобиль в фильме "Голдфингер" ("Gold Finger"), легендарный "Aston Martin DB5". Модель DB5 была нашпигована до предела шпионскими гаджетами, в том числе креслом с катапультой и разбрызгивателем масла. В фильме "007: Координаты "Скайфолл" Крейг порадовал фанатов бондианы, вновь "оседлав" серебристый "Aston Martin DB5".

Киносериал о приключениях Бонда стал вторым самым кассовым проектом за всю историю кинематографа.

Похожие публикации