Пословицы и поговорки. Рассказ по пословице. творческие работы учеников новой гуманитарной школы Пословицы и поговорки

3 класс

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

    группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

    группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    группа 3 – найти пословицы народов мира;

    группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

    Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному... в зубы не смотрят. (Коню. )

    Когда... на горе свистнет. (Рак. )

    Рубят – щепки летят. (Лес. )

    Не..., так и не мычи. (Ко рова. )

    Не плюй в... – пригодится воды напиться. (Колодец. )

    Большому... – большое плавание. (Кораблю. )

2. Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

3. Подбери пословицу к иллюстрациям.

ученики 2 класса "В"

После изучения пословиц в курсе литературного чтения 2 класса, мы с ребятами прочитали "Азбуку" Льва Николаевича Толстого. Ребята заметили, что великий писатель часто использовал пословицы и поговорки в названиях своих рассказов. Дети сами придумали для себя творческое задание: выбрать пословицу и придумать к ней рассказ. И вот, что получилось.

Кстати, эти тексты я использовала потом для организации групповой работы по редактированию текста (развитие речи).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинения по пословицам

2 класс «В»

Октябрь 2011 г.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Жила девочка Надя, и была у неё подружка Вера. Любили они играть в куклы. Но часто ссорились и обижались друг на друга. Никак не могли поделить кукол. Да и врозь долго не могли быть. Они ведь подружки настоящие. Мама сказала: «Вместе тесно, а врозь скучно». Задумались девочки.

Делу – время, потехе - час.

Девочка училась в 3 «В». В школе учитель дал задание: подготовиться к диктанту. А девочка вместо уроков целый день играла в куклы. Утром на уроке она за диктант получила «два». Делу время, потехе – час.

Паршикова Ирина

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Однажды Ира заигралась и разбросала все свои игрушки. Надоело ей играть, и она пошла спрашивать у мамы разрешения погулять. А мама ей сказала: «Сначала уберись в своей комнате, а потом пойдёшь на улицу. Любишь кататься – люби и саночки возить».

Чижикова Вероника

Делу – время, а потехе – час.

Пришла Маша из школы, решила поболтать с подружкой по телефону, потом поиграла с любимым котёнком, посмотрела по телевизору мультфильмы. Вот приходит мама с работы.

Маша, ты сделала уроки?

Ой, забыла…

Мама сказала: «Делу – время, а потехе – час».

Мазурина Екатерина

Поспешишь – людей насмешишь.

Ребята играли во дворе. Мама попросила Васю отнести молоко домой. Вася взял сумку с молоком и побежал, чтобы быстрее вернуться к игре. Он так спешил, что не заметил камень на дороге. Вася споткнулся и упал. Ребята засмеялись, а мама сказала: «Поспешишь – людей насмешишь».

Буланов Александр

Робкого и тень страшит.

Жил-был охотник. Как-то вечером он отправился в лес. Пришёл он в лес, и уже взошла луна. Охотник услыхал страшный вой. Он увидал большие длинные уши и пушистый длинный хвост. Что за зверь? Испугался охотник и убежал.

А это были заяц и лиса.

Долинина Янида

У страха глаза велики.

Жил-был заяц. Однажды он пошёл за ягодами. А на встречу ему бежит ёжик. «ты куда бежишь?» -спрашивает заяц. «Иду на поляну к старому дубу, там, говорят, чудище за малинником сидит»,- отвечает ёжик. «Пойдём туда вместе!» - сказал заяц. Пришли они к малиннику, а там маленький медвежонок ягоды собирает. «У страха глаза велики!» -сказал заяц.

Мозголина Мария

Семеро одного не ждут.

В летние каникулы 2 класс «В» собрался на природу. Все дети пришли вовремя, только один опаздывал. В назначенное время автобус отправился без опоздавшего. А когда он 1 сентября пришёл в школу, то на всех обижался. На последнем уроке к нему подошла учительница и сказала: «Семеро одного не ждут».

Ястребова Валентина

Вместе тесно, а врозь - скучно.

Ехали два мальчика в поезде и играли. Но не поделили игрушки, начали ругаться. Мамы развели их по разным местам. Сидят они в разных местах и скучают. Вот и получается, что вместе тесно, а врозь – скучно.

Дмитриева Евгения

Одно дело делаешь, другого не порть.

Папа сделал двум братьям письменный стол, подбирал материал, красил доски. Сели мальчики за стол мастерить. Сверлили и сделали в столе отверстие. Одно дело делаешь, другого не порть.

Шакин Вячеслав

Кто не работает, тот не ест.

Жили-были петушок и поросёнок. Предложил петушок посадить огород. Встал петушок утром, позвал поросёнка, а поросёнок в луже лежит, греется на солнышке. Вскопал петушок землю, посеял семена, а поросёнок в луже нежится.

Всё лето петушок работал: поливал, полол, ухаживал за огородом, а поросёнок отдыхал между грядками.

Пришла осень. Позвал петушок поросёнка убирать урожай, а тот желудями лакомится. Собрал петушок богатый урожай овощей.

Наступили холода, выпал снег. Пришёл поросёнок к петушку и просит у него немного еды и отвечает: «Я всю весну и лето работал, а ты отдыхал, грелся на солнышке. Осенью я собирал урожай, а ты мне не помогал. Поэтому: «Кто не работает, тот не ест».

Андреева Вероника

Делу – время, потехе - час.

Осенью начались школьные будни. Утром я хожу в гимнастику, а с обеда – в школу. Для того, чтобы погулять, время не остаётся. Мама сказала, что не зря в народе говорят: «Делу – время, а потехе – час». Теперь и я поняла эту пословицу.

Тютчик Ксения

Делу – время, потехе - час.

Мама собралась в магазин. Саша осталась дома. Мама попросила Сашу убрать игрушки, а сама ушла. Саша ничего не сделала, а пошла гулять. Мама пришла и огорчилась: «Делу – время, а потехе – час». Саше стало стыдно.

Мослякова Алина

В русском фольклоре существует множество малых жанров. Некоторые из них предназначены специально для детей, другие более универсальны. К последнему типу относятся в том числе и пословицы.

Особенности русских пословиц

Пословица представляет собой краткое и емкое выражение, посвящённое определенной теме. Неслучайно считается, что данный жанр отражает всю мудрость народа.

Типы пословиц выделяются в зависимости от их тематики. Таким образом, можно указать следующие разновидности:

  • Пословицы о труде ("Терпение и труд все перетрут").
  • Пословицы о семейных отношениях и членах семьи ("Вся семья вместе, так и душа на месте").
  • Пословицы об учении и невежестве ("Век живи - век учись").
  • Пословицы о смелости и малодушии ("У страха глаза велики").
  • Пословицы о родной стране ("На чужой сторонушке рад своей воронушке").
  • Пословицы о дружбе ("Сам погибай, а товарища выручай").

Из приведенных примеров видно, что произведения данного жанра часто бывают рифмованными. Скорее всего, это делалось для лучшего запоминания. Считалось, что пословица служит хорошим жизненным уроком, поэтому услышавший ее не должен был забыть содержание слишком быстро.

Рассказ по пословице "Век живи - век учись"

Жил на свете один человек. Был он очень умным и потому считал, что он все знает. И вот однажды решил наш герой походить по миру да доказать всем, чего он, на самом деле, стоит.

Пришел однажды в далёкую деревню. Смотрит: собралась толпа мужиков, все друг с другом о чем-то договариваются. Подобрался поближе да и услышал, что собираются они вместе избу строить. Попросился к ним, мол, совет умный могу дать и помогу завсегда. Согласились мужики.

Вот, пришли на место сруба, и закипела работа. Мужики бревна пилят, таскают, стену строить затеяли. А наш герой стоит рядом да советует: не так надо, а по-другому. Надоело скоро это мужикам, говорят они умнику: "Поди да нам подсобки, слова говорить любой умеет". Пошел человек, и ничего не может: умный-то он умный, а вот работать не обучен. Понял тогда, что нельзя своими знаниями гордиться и лучше прочих себя считать.

Не зря с давних времён говорят: "Век живи - век учись".

"Поспешишь - людей насмешишь!"
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:"У меня - самая красивая момо". Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:"Поспешишь - людей насмешишь!" /Архишина Юля/

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей!"
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:"Почему ты не гуляешь с друзьями?" "А мне деньги дороже друзей", - ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/

"Говори мало, слушай много, а умного - еще больше"
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:"Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку." Увидела мама двойку и сказала:"Получишь шоколадку, когда двойку исправишь" И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать... /Азманова Вика/

"Умный без денег богат"
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
- Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
- Я все равно добьюсь своего, - сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
- Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока - иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
- Два!
- Вот и получай 2!
А мама сказала:
- Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
- Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/

"Не за бороду, за ум жалуют"
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
- Отпустите меня, - заплакала старшая, - посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
- Уйди со своей красотой, - рассердились разбойники, - отгадайте наши три загадки - тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили."Не за бороду, за ум жалуют" /Степанова Алина/

"Не надейся, дед, на чужой обед"
Один мальчик за двойки был наказан - мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
- Ты где был? - спросила мама.
- В гостях!
- Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками."Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать" /Кондрашов Миша/


Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился."Без труда не вынешь и рыбку из пруда" /Бушуев Даниил/

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:"Как некрасиво получилось!" Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/

Небольшие рассказы-сочинения, заканчивающиеся пословицей, нередко задают детям педагоги в школе. Как самому написать такой рассказ? Примеры сочинений такого рода приведены ниже.

Рассказ «Про семечко»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Слушать рассказ

Однажды Маша и Ваня нашли маленькое семечко. Говорить оно не умело, а ребята не знали, что же может из него вырасти. Они учились ещё в начальной школе, и с семенами иметь дело им ещё не приходилось. Дедушка когда-то читал им сказку о крохотном волшебном семечке, из которого вырос золотой колосок. Ребятам очень хотелось узнать, что вырастет из найденного семечка, и спросили об этом дедушку. Но дедушка не знал. Наутро Маша и Ваня придумали вот что. Взяли маленькую тряпочку, намочили её тёплой водой и положили в неё семечко, чтобы поскорее проклюнулся росток. Росток показался довольно быстро, и дети посадили его в землю. Всё время, пока стояли тёплые денёчки, они бегали и проверяли, как чувствует себя растение, не забывая при этом поливать его. А дедушка сказал, что торопить события не стоит, и напомнил русскую пословицу: «Всё в свой срок: придет времечко, вырастет и семечко».

Рассказ «Помощники»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Слушать рассказ

Выходной день был серым и скучным. Ничего не хотелось делать. Сначала мы с Мишкой мечтали, потом пытались делать уроки. Но решили оставить это дело до завтра. Игра тоже как-то не клеилась. В шахматах мы потеряли фигуру, и долго искали её по квартире. Но она не попадалась. Потом сидели на диване, и нам обоим казалось, что мы чувствуем себя как-то не так.

Мама предложила нам помочь ей прибраться на балконе. Это было неинтересно, но мы согласились. Надо было навести порядок в инструментах, строительных материалах, оставшихся после ремонта, и аккуратно сложить старые игрушки. Как же сделать так, чтобы всё лежало компактно и красиво? Мы с Мишкой долго кумекали, что и как поставить. Наконец балкон был прибран. Настроение стало замечательным, а про головную боль мы забыли вовсе. А мама сказала нам: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».

О помощи маме

Помощь маме со стороны детей необходима. Мама – это человек, которому нужно выполнить сто дел: приготовить еду, навести порядок в квартире, собрать на даче урожай, прибрать приусадебный участок, позаниматься с детьми, постирать, погладить…А ведь мама ещё и работает! В этих условиях помощь детей её жизненно необходима. Да и дети приучаются к труду. Посмотрите внимательно на своих мам: может им нужна ваша помощь?

Похожие публикации