Хазарский поход. Поход князя святослава, сокрушивший хазарский каганат. Год. никифор фока готовится к войне с святославом

Хазарский каганат в X веке был достаточно сильным государством, оказывающим влияние на мировую политику. Интересен тот факт, что такие «канонические» источники, как Повесть временных лет, довольно скупо сообщают о могущественном соседе Руси. Хотя согласно другим источникам, войны с Хазарией составляли основное занятие первых князей варяжской династии, которые начали борьбу за освобождение славянских племенных союзов на Юге от хазарского ига.

В Киеве ещё не забылись события связанные с разгромом миссии Адальберта (), а уже новые вести будоражили горожан. Князь Святослав со своей дружиной разгромил христианских миссионеров, фактически отстранив от власти мать Ольгу, прочно взял в свои руки бразды правления. Начинается короткое, но насыщенное событиями правление князя-воина. Киев в этот период налился дружинным духом, который активно поддерживал князь. Рядом с ним стояли убеленные сединами воеводы Свенельд, Асмуд и другие, прошедшие горнило войны с Византией и восточных походов. Дружина пополнилась и молодыми воинами. В Киев прибывали вои из племенных союзов, «охотники». Город полнился слухами о новых походах. Вопрос был в том – куда направит молодой витязь свои полки?

Дань полян хазарам, миниатюра Радзивилловской летописи, XV век.

Весной 964 года, едва подсохли дороги, русское войско выступило в поход. Дружины шли не обычным путем по Днепру, в ладьях, а конным и пешим ходом на восток. Позднее летописец отметит: «И идее на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша (сказали): «Козаромъ по щьлягу от рала (плуга) даемъ». В это короткой фразе укрыта целая страница русской – эпоха освобождения восточно-славянских земель от хазарского ига и объединение их в единое Русское государство. Хазарский каганат был традиционным противником Руси, врагом упорным, хитрым и жестоким. Повсюду, где только было можно, хазары противодействовали Руси, закрывали дорогу на Восток, создав мощный антирусский союз в составе Волжской Булгарии, буртасов, некоторых племен Поволжья и Северного Кавказа. Хазары не обрадовались тому факту, что на Руси появилась мощная варяжская династия, которая начала тяжкий труд по объединению восточнославянских земель в единое целое и серьёзно уменьшившая влияние Хазарии на русские земли. Теперь и вятичи, сильный племенной союз, занимавший земли в бассейне Десны, Верхней и Средней Оки, притоков Оки, на Дону (в арабских источниках страна Вантит), перестали платить дань хазарам и вошли в состав Русского государства.

Более столетия Русь шаг за шагом вытесняла Хазарский каганат со славянской территории. К тому же Хазарский каганат был ослаблен гражданской войной, когда власть захватили иудеи, утопив в крови своих соперников. Крымские готы перешли под власть Византии. Степи между Волгой и Доном стали занимать печенеги. На восточных границах появились гузы. Волжская Булгария стала проявлять больше самостоятельности. Теперь отказались платить вятичи. Но в середине 10 столетия Хазария была ещё серьёзным противником и главным врагом растущего Русского государства. Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. У стен обнаружили кладбища, в них хоронили воинов-наемников. Крепости располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. «Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек», - писал Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей». Саркел стал главной крепостью хазар на северо-западной границе страны. В нём размещался постоянный гарнизон из 300 воинов.

Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так былина «Фёдор Тярынин» сообщает:

Со восточной было стороны
От царя было иудейского,
От его силы жидовския
Прилетела калена стрела.


Хазария.

Погром Хазарии

Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Зиму князь провел в землях вятичей, убеждая их старейшин в необходимости подчиниться Киеву. Вятичские воины пополнили войско Святослава. Это были умелые лесные воины и разведчики. Русские полководцы любили задавать неожиданные и дерзкие загадки своим противнику. Даже многоопытные и умудренные во лжи греки, имевшие хорошо развитую разведку, становились в тупик во время молниеносных и неожиданных нападений русских дружин на Константинополь. Святослав также избрал необычный путь. Он решил ударить по столице каганата не с запада, с севера. Хазары же обычно ждали прихода русов по воде с Дона и Азовскому морю.

Русская рать направилась по старому торговому пути, ведущему к берегам Волги, к городу Булгару – столице волжских булгар. От Киева русские торговые караваны шли в район современного Воронежа, затем через лесостепные земли в район Пензы и южнее Тамбова, затем через мордовские земли к правому берегу Волги. Вот на этом пути Святослав подчинил вятичей и двинулся дальше. Он нанёс удар по постоянным союзникам хазар – булгарам и буртасам. Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив кагана части военных контингентов. Буртасы были разбиты и рассеяны, города волжских булгар захвачены, их столица опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли спастись бегством и переждать грозу.

Русы спустились вниз по Волге и вошли во владения Хазарского каганата. Пехота двигалась на лодьях, а русская и союзная печенежская конница вдоль берега. Хазары, узнав о приближении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата – Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско. Царь (бек) был главой правительства, обладавшим реальной властью, а каган при иудеях сохранил только сакральные функции. Хазары выступили навстречу русским войскам.

Хазары переняли арабскую тактику, и в сражении выстраивались в четыре боевые линии. Первая линия – застрельщики, состояла из конных лучников, «черных хазар», преимущественно из небогатых семей. У арабов первая линия носила название «Утро псового лая». Эти воины не были стеснены тяжелым вооружением, основу их составляли луки и легкие метательные копья-дротики. Они начинали битву первыми, осыпая противника метательными снарядами, стараясь расстроить его ряды, вынудить к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия, подпирающая конных лучников, состояла из тяжелой конницы. Это были «белые хазары» - дружины хазарской кочевой знати. Воины были хорошо вооружены – железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Это была отборная конница, наносившая удар по расстроенным рядам противника, ломавшая его строй. У арабов вторая линия называлась «День помощи».

Если вторая линия не достигала полного успеха, и противник продолжал оказывать сопротивление, в бой вступала третья линия. Тяжелая конница расступалась в стороны и в атаку шла (или принимала удар противника на себя) другая линия – «Вечер потрясения». Она состояла из многочисленной пехоты, включая ополчение столицы. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Пехотинцы, для отражения атаки врага, выстраивали защитную стену, прикрываясь щитами и ощетиниваясь копьями. Первый ряд становился на колено. Древки копий упирались в землю и остриями направлялись в сторону противника. Преодолеть такую стену без серьёзных потерь было трудно. Пока сражалась третья линия, хазарская конница могла провести перегруппировку и нанести новый удар, по завязнувшему в пехоте врагу.

В случае крайней необходимости, могла вступить в бой четвертая линия – по-арабски «Знамение пророка» (хазары её называли «Солнцем кагана»). Это была многотысячная отборная гвардия из воинов наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные наемники-мусульмане. Эту линию водил в бой лично царь. Появление русской рати у стен Итиля озадачило хазарскую элиту, до этого славяне ограничивались приграничными вылазками. Поэтому царь Иосиф провел полную мобилизацию всех боеспособных жителей Итиля. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Хазарское войско значительно превосходило в числе рать Святослава.

Русские войска шли привычной «стеной». В первых рядах наиболее хорошо вооруженные и защищенные дружинники Святослава – элита русского войска. Передовые «вои» были защищены металлическим доспехом и кольчугами, прикрывавшими даже голени воинов, щитами. Они были вооружены копьями и топорами. За ними ряд за рядом следовали остальные пехотинцы. Конница – княжеская дружина и печенеги прикрывали фланги.

Хазарский царь приказал дать сигнал к атаке. Хазарские линии одна за другой разбились о русскую «стену». Хазары ничего не смогли сделать с воинами Святослава. Русская рать продолжала наступать, опрокидывая раз за разом войска противника. Русы смело шли в битву, разя врага копьями, мечами и топорами. Поле было усеяно трупами хазар. В конце концов хазары не выдержали и побежали. Некоторые исследователи считают, что в этой битве пал и каган, который выехал из стен столицы, чтобы подбодрить воинов своей священной фигурой. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами пошел на прорыв и смог прорваться из кольца окружения, ценой гибель большей части отряда. Итиль защищать уже было некому. Оставшиеся войска бежали.

Русские дружины вошли в опустевшую хазарскую столицу. Горожане бежали в степь или укрылись на многочисленных островах устья Волги. Участь Итиля можно понять по одному факту – археологи до сих пор не обнаружили его следов. Священная месть состоялась. Казалось, что можно двигаться на Русь – главная цель выполнена. Хазарский каганат потерпел страшное поражение, его армия была уничтожена, её остатки рассеяны, столица стерта с лица земли. Каганат получил смертельную рану. Но поход был продолжен. Гадину надо было добить. Святослав повел дружины по берегу Каспия на юг, к старой столице Хазарии – Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, имевший свое войско и крепости. Это была автономная область. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам. Царь Салифан (из арабского рода) и знать бежали. Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошел.

От Семендера войско Святослава прошлось по землям касогов и аланов. Аланско-касожские рати полки Святослава также разметали. Ещё одно крупное столкновение с хазарами произошло у крепости Семикара, построенной для защиты сухопутного пути к устью Дона. Гарнизон отказался сдаваться на милость победителя. Крепость взяли штурмом. Движение войска было стремительным. Пока одни полки отдыхали, другие двигались вперед, проводили разведку, расчищали путь, сбивали вражеские заслоны, захватывали табуны лошадей. Святослав вел войска к побережью Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы – Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Здесь серьёзных боев не было. Местные жители также пострадали от власти хазар и при приближении русского войска, в Тмутаракани вспыхнуло восстание. Хазарский наместник бросил цитадель и вместе с гарнизоном на судах пересек пролив и бежал в Крым, в Керчев. Однако и Керчев (Корчев) хазары защитить не смогли. И здесь жители подняли мятеж, помогая взять город.

Князь Святослав в Тмутаракани и Корчеве показал не только бесстрашие и высокие боевые качества своей рати, но и её дисциплинированность и справедливость. Жители приморских торговых городов не были врагами русов и города разорять и сжигать не стали. Города вошли в состав Руси. Таким образом, выйдя к берегу Азовского моря, Святослав разгромил большую часть Хазарии. От каганата остались только обломки, которые были оставлены на «съедение» печенегам.

В Хазарии остался только один «крепкий орешек» - Саркел. Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Отставив в Тмутаракани отряд дружинников и благодарных жителей, Святослав двинулся дальше. Вскоре здесь возникнет ещё одна русская область – Тмутараканское княжество. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был отрыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Саркел считался неприступным. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. В Белой Веже имелись большие склады с запасами продовольствия, что позволяло выдержать долгую осаду. Царь Хазарии надеялся переждать в этой мощной крепости военную грозу и начать восстанавливать порушенное.

Русское войско подступило к крепости с суши – конница, и по реке на ладьях – пехота. Началась осада. В этом бою русы, показали умение брать штурмом хорошо защищенные укрепления. Рвы засыпали землей и всем, что годилось для этого дела. Когда русские вои двинулись на штурм, их стрелки (русские сложные луки были страшным оружием) осыпали стены градом стрел. Крепость взяли на копье при помощи штурмовых лестниц и тарана. Последний жестокий бой произошел в башне цитадели, где пытался отбиться хазарский царь с охраной. Пощады не было, всех хазар вырезали. Эта битва показала, что воинов Святослава не остановят и серьёзные крепости. Князь Святослав Игоревич со славой и богатой добычей вернулся в Киев.

Итоги

Это была блестящая победа. Государство-упырь, полтора столетия пившее кровь соседей и данников, рухнуло за год. Святослав совершил беспрецедентный для той эпохи военный поход, протяженностью около 6 тыс. километров. Во время него были разгромлены враждебные булгары и буртасы, Хазарская империя испытала страшный погром и исчезла с политической карты мира. Святослав и его рать показали блестящие боевые качества. Святослав применял комбинированную тактику, используя пехоту, тяжелую русскую и союзную, легкую печенежскую конницу. Передвигался стремительно, часто сажая пехоту на суда, когда конница шла по суше. Русская рать разгромила не одно сильное вражеское войско, захватила несколько серьёзных крепостей.

Как писал академик Б. А. Рыбаков: «Походы Святослава 965-968 гг. представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Булгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и запугана Византия… Замки, запиравшие торговые пути русов, были сбиты». Русское государство получило возможность начать широкую торговлю с Востоком. Русь создала форпосты в Тмутаракани и в Белой Веже. «Во всех этих действиях мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного в возвышении Руси и упрочении его международного положения. Серия походов Святослава Игоревича была мудро задумана и блестяще исполнена».

Русские источники молчат по поводу того какие шаги предпринял Святослав по управлению завоеванным краем. Это дало повод некоторым исследователям обвинить князя Святослава в излишней воинственности, трате сил и ресурсов на ненужные Руси походы. Но хорошо осведомленный арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль приоткрывает характер отношений русов и местного населения. Буртасы, булгары и хазары, побежденные и рассеянные русами, вскоре вернулись на свои земли. «Они, - сообщает арабский автор, - надеялись, просили, чтобы с ними заключили договор, и они были бы покорны им (русам) за то, что (русы) оказали ему (ширваншаху) благодеяние для них (беженцев)». Речь идет о том, что многие хазары, спасаясь от вторжения, бежали во владения ширваншаха к Дербенту, а потом после какого-то благодеяния русов по отношению к беженцам через ширваншаха смогли вернуться в свои земли. Это сообщение весьма важное. Оно показывает, что вырезав хазарскую политическую, военную и торговую верхушку (часть бежала), полностью уничтожив военную составляющую каганата, стерев с лица земли все его военные твердыни, в целом проведя операцию по «умиротворению» врага, русы вовсе не собирались чинить неприятности простым людям. Мирное население было приглашено вернуться на старые места. Возможно, Святослав даже дал гарантии ширваншаху, что беженцам не будет причинено никакого ущерба. Все знали, что русы-язычники блюдут слово свято. Районы Поволжья, Подонья, Приазовья, части Северного Кавказа переходили под русское покровительство. В ряде форпостов были оставлены небольшие русские отряды.

Святослав получил полное господство в Восточной Европе. Наглядный военный урок получили поволжские и северокавказские союзники Хазарии. Забеспокоились в Византийской империи, пристально наблюдая за подвигами русского князя. Баланс сил в регионе резко изменился в пользу Руси.


Аэрофотосъёмка крепости Саркел, 1951г.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


21 ноября 2011 г. уникальный меч Х века, который был обнаружен неподалеку от места гибели князя Святослава, был представлен в Музее запорожского казачества на Украине. Автором сенсационной находки стал запорожский рыбак, который сделал свой замечательный улов в районе острова Хортица.

Запорожец Сергей Пьянков даже не ожидал, что на его крючок клюнет столь крупная рыба. Почти как в сказке, дважды забросив снасти, он уже было начал собираться домой. Забросил третий раз, перед уходом, и не поверил своим глазам. Обычным спиннингом он выудил со дна Днепра настоящий клад - древний меч, датированный десятым столетием.

«В моем понятии воткнуться в этот меч крючками, которые направлены кверху, было очень сложно. Ему видно уже время вышло лежать на дне, ему надо было показаться», - рассказал рыбак Сергей Пьянков. Запорожец Пьянков передал находку родному музею, хотя коллекционеры предлагали за нее большие деньги. «Я понимал, что это вещь, которая должна принадлежать Хортице, потому что я сам люблю Хортицу. Даже мысли не возникало, хотя предложения были», - говорит рыбак Сергей Пьянков.

Чтобы увидеть столь ценный улов в Запорожье съехались ученые со всей Украины. По мнению ученых, меч с отделкой из золота и серебра мог принадлежать великому князю Киевскому Святославу Игоревичу, погибшему на днепровских порогах в 972 г. Ученые из Киева и Запорожья заявили, что находка имеет международное значение. «Вероятность принадлежности этого меча князю Святославу такая велика, что в этом-то и сомневаться не особо возможно», - говорит академик Академии наук Украины Андрей Авдиенко. Ученые говорят, что тысячелетнему хранению оружия в пресной воде, вероятно, способствовал естественный саркофаг из ила и песка.

Длина меча - 96 сантиметров, масса - около килограмма .

«Рукоятка метрового меча оснащена богатой отделкой из четырех металлов, среди которых - золото, серебро, медь. То, что пролежав в пресной воде 1100 лет, артефакт хорошо сохранился - невероятное событие. Оружие практически полностью сохранило свою форму. Можно увидеть, что находка является предметом элитарного уровня, которая могла быть на вооружении очень знатных дружинников войска Киевской Руси или непосредственно у князя», - сказал генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко.

По словам историка, меч был найден возле острова, где, по данным древних летописей, в 972 г. произошел бой войска князя Святослава с печенегами. «В 1928 году во время строительства ДнепроГЭС, на территории бывших днепровских порогов, были найдены 5 мечей древнерусских воинов, утерянных во время войны», - напомнил ученый. По словам исследователей, в устранении Святослава, одного из основателей Киевской Руси, было много заинтересованных, поэтому такая находка является просто бесценной.

Для справки : в 972 г. Князь Святослав с дружиной, возвращавшийся из похода под Доростол, опасаясь атаки превосходящих сил печенегов, вернулся в Белобережье - дунайскую дельту и зимовал там, терпя великий голод. Весной 972 г. он отправился на ладьях в Киев и был атакован печенежскими отрядами "князя" Кури на переволоке через Днепр. В бою с печенегами князь Святослав погиб вместе с большинством своих дружинников. По преданию, "князь" Куря велел сделать из черепа Святослава чашу и пил из этой чаши на своих пирах. Полулегендарная гибель князя Святослава была в значительной степени подтверждена, когда в районе днепровских порогов, уже в новейшее время, на заявленном летописцами месте гибели князя были найдены мечи середины X века.

Напомним, что в 1928 г. мечи были найдены у левого берега Днепра напротив Кичкаса, то есть ниже порогов (Чернышев Н. А. О технике и происхождении «франкских» мечей, найденных на Днепрострое в 1928 г.// Скандинавский сборник. Вып. VI. Таллинн, 1963. С. 212). Именно место у Кичкаса и острова Хортицы считалось самым опасным на пути «из варяг в греки». Один византийский писатель отмечал, что река здесь довольно узкая, «и высота берега, которую видит глаз снизу, такова, что пущенная оттуда стрела как раз попадает в плывущих…». Наверное, знали об этом и степные кочевники, любившие подкарауливать здесь богатые караваны. Варяжским дружинникам Святослава, павшим на Крарийской переправе, и могли, скорее всего, принадлежать найденные на Днепрострое великолепно орнаментированные северные мечи, как предположил Б.А. Рыбаков (Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII вв. Л., 1971. С. 383).

Два меча из найденных в 1928 г. были помечены знаками в виде костыльных крестов, а на клинках других 3 мечей Владислав Иосифович Равдоникас прочел тогда одно и то же слово, выбитое латинскими буквами: «ULFBERHT» - «УЛЬФБЕРТ» (Равдоникас В.И. Надписи и знаки на мечах из Днепростроя // Известия Государственной Академии истории материальной культуры. М.; Л., 1933. Вып. 100. С. 598-616). Это было имя, но оно принадлежало не владельцу меча, а оружейнику, который меч сделал. Однако само имя Ульфберт - совсем не варяжское и вообще не скандинавское. Оно франкское. А мечи проделали сложный путь как в пространстве, так и во времени - от мастерской Ульфберта, находившейся на среднем Рейне, через Скандинавию и Днепр в Днепропетровский музей.

Мечей так называемого скандинавского типа (точнее будет сказать - клинков франкского производства с рукоятями, орнаментированными в «скандинавской» традиции) на территории бывшего СССР найдено всего 87 (в одной Норвегии их обнаружено более 1500), причем значительная их часть была извлечена из курганов Прибалтики, остальные сосредоточены на окраинах древней Руси - в Приладожье, Поднепровье и Поволжье (Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Л., 1990. С. 107-108). Наиболее распространены мечи с клеймом мастерской «Ульфберт» (найдено 15 таких клинков).

Статуя Святослава Игоревича на коне с побеждённым хазарином. Скульптор Вячеслав Клыков. Монумент установлен в 2005 г. в селе Холки Белгородской области .

Нельзя также не вспомнить, что в ноябре 2005 г. Московская Патриархия настояла, чтобы Вячеслав Клыков не проводил съезд "Союза русского народа" в храме Христа Спасителя: http://expertmus.livejournal.com/87344.html

Учредительный съезд "Союза русского народа" (СРН) должен был состояться 20 ноября в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя (ХХС). На форум было приглашено около тысячи делегатов и гостей из многих регионов России и из-за рубежа. Председатель оргкомитета съезда "Союза русского народа" - известный русский скульптор Вячеслав Клыков. В субботу, 19 ноября, как информируют СМИ, в адрес оргкомитета съезда из Фонда храма Христа Спасителя пришел факс следующего содержания: "Сообщаем вам, что ваше мероприятие не может пройти в храме Христа Спасителя по техническим причинам, денежные средства за данное мероприятие вы сможете получить". Как выяснили организаторы форума, Фонд принял такое решение после настойчивой просьбы из Московской Патриархии .

Съезд был перенесен в ДК имени Горбунова на окраине Москвы - широко известную в молодежной среде "Горбушку" - культовое место встреч рок-музыкантов. Сбор делегатов в ХСС должен был начатья в 9:30 утра 20 ноября, поэтому предупредить большинство из них было невозможно. К этому времени к ХСС были подогнаны автобусы, перевозившие делегатов в "Горбушку". Все делегаты успели перебазироваться в ДК им. Горбунова только к обеду.

Столь резкое изменение позиция Московской Патриархии связывают со скандалом, разворачивающимся вокруг памятника киевскому князю Святославу, сооруженного в Белгороде в ознаменование 1040-й годовщины разгрома Хазарского каганата . Автором скандального монумента в Белгороде, который должен был открыться 22 ноября 2005 г., являлся Вячеслав Клыков. Скандальность ситуации состоит в том, что князь Святослав изображен верхом на коне, топчущем копытами хазарского воина. На щите хазарина крупно изображена звезда Давида . Историки утверждают, что иудаизм приняла только верхушка Хазарского каганата за некоторое время до крушения этого государства. Поскольку зал ДК имени Горбунова вмещает около 650 человек, учредительный съезд "Союза русского народа" пришлось провести в гораздо менее торжественной и комфортной обстановке, чем это предполагалось сделать в Зале церковных Соборов ХСС. В президиуме учредительного съезда СРН, кроме Вячеслава Клыкова, были несколько депутатов Госдумы, в том числе генерал Леонид Ивашов, Сергей Бабурин, Сергей Глазьев. Съезд начался с молебна в зале, который совершили около 10 священников, в том числе игумен Петр (Пиголь), протоиерей Виссарион Аплиаа - глава Епархиального совета Сухумско-Абхазской епархии, игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма св. Николы на Берсеневке. Открывая съезд, Вячеслав Клыков заявил: "Мы собрались в этом зале, ощутив на себе репрессии властей! " В числе приветствий В. Клыков зачитал благословение съезду СРН от бывшего митрополита Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова), который в своем послании пожелал крепить единство русского народа в борьбе с геноцидом против него.

В речах многих выступивших на учредительном съезде СРН звучало недоумение в связи с таким неожиданным понижением статуса съезда и поступком Московской Патриархии. В этой связи упоминалась недавняя канонизация в храме Христа Спасителя новомучеников, среди которых были и члены дореволюционного Союза русского народа: http://rublev-museum.livejournal.com/254149.html?thread=128965#t128965


ТРИУМФ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА

«Неудачно сопротивлялся Хазарии в начале Х в. и Киев. Мы помним, что попытка русов захватить Самкерц и утвердиться на берегах Азовского моря вызвала ответный поход полководца Песаха и поставила Киев в положение данника итильских купцов-рахдонитов. При сборе дани для хазар в Древлянской земле был убит Игорь, князь киевский и муж Ольги (944). Сопротивление хазарам, а не война с Византией становилось главной проблемой для Киева. И потому княгиня киевская Ольга, правившая при малолетнем сыне Святославе, постаралась приобрести в лице греков сильного союзника: она отправилась в Константинополь, где приняла крещение, избрав своим крестным отцом императора Константина Багрянородного.

… Возвращаясь на твердую почву установленных фактов, мы убеждаемся в реальности похода Святослава против хазар. Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал его летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии - Итиля.

Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. Но его жители наверняка знали о приближении русских, и большая часть хазар-аборигенов убежала в дельту Волги. Волжская дельта была естественной крепостью: в лабиринте протоков мог разобраться только местный житель. Летом невероятные тучи комаров, появлявшихся с закатом солнца, победили бы любое войско. Зимой же Волгу сковывал лед, и дельта становилась недоступной ладьям. Острова дельты были покрыты бэровскими буграми - огромными холмами высотой с четырехэтажный дом. Эти бугры и дали убежище настоящим хазарам.
В ином положении оказалось еврейское население. Изучать волжские протоки еврейским купцам и их родственникам смысла не было: они для того и создавали свою монополию внешней торговли и ростовщичества, чтобы жить в комфорте искусственного ландшафта - города. Евреи были чужды коренному населению - хазарам, которых они эксплуатировали. Естественно, что хазары своих правителей, мягко говоря, недолюбливали и спасать их не собирались.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали "черными" землями к Тереку и спрятались в Дагестане. ("Черными" земли к северу от Терека назывались потому, что из-за малоснежной зимы в этом районе сильные ветры легко поднимали со снегом пыль, и возникали "черные" вьюги.).

Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев - Семендер. В городе и окрестностях было четыре тысячи виноградников. (Ныне это пространство между станицами Червленной и Гребенской; оно описано Л.Н.Толстым в повести "Казаки".) Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь. Уже по дороге домой он взял еще одну хазарскую крепость - Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией, и создал его грек - архитектор Петрона. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.

В результате похода 964-965 гг. Святослав исключил из сферы влияния еврейской общины Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани еврейское население под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость » (Из книги Л.Н. Гумилёва "От Руси к России").

Хазарская угроза


Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. Форпосты располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. Да и укрепления Итиля делали византийцы-ромеи. Хазарского государство играло важную роль в военно-политической стратегии Константинополя, сдерживая Русь. Саркел был главной крепостью хазар на северо-западной границе державы. В нём размещался постоянный гарнизон из нескольких сотен воинов. Крепости решали не только оборонительные задачи, но и наступательные, хищнические. Фактически это были форпосты, выдвинутые вперёд, так как они располагались на правом (западном) берегу, а не на левом (восточном), что усилило бы их оборонное значение. Эти плацдармы использовались в качестве прикрытий для организации нападений и отхода хазарских войск. Из них же совершали грабительские рейды небольшие хазарские отряды. Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так, былина «Фёдор Тярынин» сообщает:

Со восточной было стороны
От царя было иудейского,
От его силы жидовския
Прилетела калена стрела.

С части подконтрольных славяно-русских племен хазары брали дать людьми. Радзивилловская летопись сообщает, что хазары брали «по белой девице с дыма» (с домовладения, большой семьи). А рядом на миниатюре, чтобы не было ошибки, не приняли за описку, изображена группа девиц и старейшина, склонившийся перед хазарином. Ко времени правления князя Святослава эту дань людьми уже почти не платили, так как Русь объединялась и окрепла. Однако хазары продолжали брать людей в полон для продажи в рабство во время своих набегов.

Одновременно хазарская элита представляла угрозу самому существованию Руси - русской цивилизации. В Западной Европе христианские рыцари и наёмники, которых науськивал Рим и рахдониты, несколько столетий воевали со славяно-русскими племенами в землях современной Германии и Австрии (оттуда были варяги-русь во главе с Рюриком-Соколом, западная ветвь суперэтноса русов). Славянские воины гибли в боях, а женщин и детей захватчики «оптом» сбывали еврейским купцам-рахдонитам, которые гнали «живой товар» на рынки Ближнего Востока и далее. Эта титаническая и кровавая битва длилась несколько столетий. Славяно-русская цивилизация Центральной Европы, в которой были сотни градов-городов, развитые ремесла и искусства, погибла в огне и крови. Славяно-русы были частью истреблены, часть постепенно ассимилированы, утратили язык, веру и культуру, стали «немцами». Об этой странице истории в Европе предпочитают не вспоминать. Ведь значительная часть европейской цивилизации построена на крови и костях славян.

Многочисленные славянские города, вроде Берлина, Дрездена, Липицы-Лейпцига, Ростока, Бранибора-Бранденбурга, стали германскими городами. А многие «немцы», особенно в центре и на востоке Германии - это генетические славяне, утратившие язык и культуры, своё самосознание. По схожей методике русских Малой России превращают в «украинцев».

Главной предпосылкой трагической гибели «Славянской Атлантиды» в центре Европы была разобщённость славянских племенных союзов и их междоусобицы (особенно конфликт лютичей и ободритов-бодричей). Во времена Святослава битва в Центральной Европе ещё продолжалась. Так Аркона - город и религиозный центр племени руян на острове Руян (Рюген) будет уничтожен датчанами в 1168 году. Однако западные славяне были уже обречены в силу своей разобщенности. Рим использовал против них древнюю стратегию «разделяй, стравливай и властвуй».

Такая же судьба грозила восточной ветви суперэтноса русов, Восточной Руси. С Запада угрожала Византия, наступал Рим, который вскоре превратит западных полян (ляхов, поляков) во врагов Руси. С Востока грозила Хазария, с Юга наступала исламская цивилизация. Хорошо вооруженные отряды мусульманских наемников Хазарии были серьёзной угрозой. Только политическая централизация могла спасти Восточную Русь. И династия Сокола отличной справилась с этой ролью. Это весьма символично, ведь сокол-рарог был тотемным животным верховного бога славян-русов - Рода.

С Хазарией боролись все первые князья династии Рюриковичей (Соколов). Русский князь Олег Вещий смог взять Киев и вывести из-под влияния хазар племенной союз полян, проживавший в Среднем Поднепровье (Киевщина). Существует версия, что он стал жертвой хазар. В правление Игоря русские дружины совершили ряд походов на Каспий. Однако решить задачу ликвидации Хазарии смог только Святослав.

Армии противников

Хазария, хоть утратила часть могущества к середине X столетия, была крепким орешком. Вассалами хазар были буртасы и Волжская Булгария на Средней Волге. Устье Волги контролировала столица хазар - город Итиль, хорошо укрепленный под руководством византийских инженеров. Этот крупный торговый и политический центр был хорошо защищен. На Северном Кавказе главным опорным пунктом хазар был город Семендер, старая столица. Крепость Саркел прикрывала западные рубежи и контролировала Дон. Тумантархан (Самкерц или Таматарха) контролировала Таманский полуостров. Всего города были хорошо защищены, особенно Саркел.

В Хазарии было своеобразное двоевластие: каган (хан) имел священный статус, а исполнительной властью владел царь. Родовая и племенная знать выставляла хорошо вооруженную конницу. В поздние времена её численность упала до 10 тыс. всадников. Их подкрепляли хорошо вооруженные мусульманские наёмники, гвардия царя. Всадники были вооружены копьями и мечами и имели хорошие доспехи. При серьёзной угрозе каждый город мог выставить пешее ополчение из «черных хазар» - простого люда.

Хазары переняли тактику арабов и в сражении атаковали волнами-линиями. В первой линии были застрельщики, конные лучники, обычно из «черных хазар» - простолюдинов. Они не имели тяжелого вооружения и пытались метательными снарядами - стрелами и дротиками, рассеять и ослабить противника, разъярить и вынудить его к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия состояла из хорошо вооруженной конницы - дружины родовой и племенной знати. «Белые хазары» были хорошо вооружены - железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Тяжелая конница должна была смять уже расстроенные ряды врага. Если противник был сильным, и вторая линия не достигала успеха, она отходила для перегруппировки. В бой вступала третья линия - многочисленное пешее ополчение. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Преодолеть стену копьеносцев без серьёзных потерь было сложно, а в это время конница перестраивалась и готовилась к новому удару за спинами пехоты. В крайнем случае в бой могла вступить четвертая линия - отборная гвардия мусульманских наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные воины. Эту линию водил в бой лично царь. Правда, вступление в бой трех-четырех линий было редкостью. Обычно хазары сами ходили в походы и набеги, в которых участвовали только конные легкие лучники и дружины знати.


Всадник Хазарского каганата. Конец IX - начало X века. По материалам С.А. Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №52. Рисунки-реконструкции Олега Федорова


Аланский лучник Хазарского каганата, IX - начало X века. По материалам С.А. Плетневой, Дмитриевский археологический комплекс, катакомба №55

Святослав был настоящим воином. Колоритно описывает его русская летопись: легкий в движениях, как барс, храбрый, он всю свою энергию направил на создание мощной дружины: «нача вои совокупляти многи и храбры и легко ходя, аки пардус (барс), войны многи творящие. Ходя воз по себе не возяше, ни котла; ни мяс варя, но погонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях испек ядяще, ни шатра имяша, но подклад постлав и седло в головах, такоже и прочие вои его вел бяху» (Полное собрание русских летописей. Т. 1).

Войско Святослава была крайне подвижно. По сути, в будущем такую мобильность и тактику покажет армия Александра Суворова. Русские дружины передвигались на ладьях и конях. Дружина Святослава, как видно из источников, могла сражаться в конном и пешем строю в зависимости от обстановки. Из сообщения русского летописца о том, что князь Святослав и его воины питались кониной и имели седла, можно сделать вывод, что дружина была конной, а не пешей. Косвенно это подтверждает и византийский историк Лев Диакон, который противоречит сам себе, когда говорит, что русы не умели сражаться в конном строю, и в то же время сообщает об их конных атаках. Но дружина пользовалась и ладьями для передвижения по рекам, где это было удобно (Волга, Дон, Днепр и Дунай), и могла сражаться в пешем строю, выстраиваясь для боя в несколько шеренг. А опыт ведения войны предыдущими русскими князьями - Рюрика, Олега Вещего и Игоря Старого, показывает, что Русь имела мощный флот, который мог действовать на реках и в море. При этом часть армии сопровождала судовую рать по суше в конном порядке.

В этот период русское войско состояло из нескольких частей: 1) из старшей и младшей дружин князя; 2) дружин бояр и подручных князей; 3) «воев» - городского и сельского ополчения; 4) союзников и наёмников (варягов, печенегов, половцев и т. д.). Дружины обычно составляли тяжеловооруженную конницу. При Святославе её подкрепляла легкая конница печенегов, они были вооружены луками, имели копья для метания (дротики-сулицы) и удара и трехгранный обоюдоострый меч, защищены кольчугами и шлемами. «Вои»-ополченцы составляли пехоту русской армии. Для дальних походов строились ладьи (лодьи), которые поднимали до 40-60 человек каждая. Они могли действовать не только на реках, но и в море, были не только транспортами, но вступали в бой с судами противника.


Знатный воин дружины русов. Конец X - начало XI века. По материалам погребений могильника Шестовицы, Черниговской обл. Рисунки-реконструкции Олега Федорова


Древнерусский воин. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл, Гнездовский археологический комплекс


Киевский дружинник X века. По материалам раскопок М. К. Каргера Десятинной церкви Киева, погребение №108


Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4


Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл.

Старшая дружина состояла из «княжьих мужей», или бояр. В мирное время она составляла совет при князе, участвовала в управлении государством. Младшая дружина («отроки», «детские») являлась личной охраной князя. Дружина была ядром войска. Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем или назначенный князем тысяцкий. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. «Вои» составляли пехоту, делившуюся на лучников и копейщиков. В бою пехота выстаивала «стену» вроде древнегреческой фаланги. Лучники обстреливали противника, рассеивая его строй. Копейщики закрывались щитами в рост человека и выставляли копья. В ближнем бою применяли мечи, топоры, булавы и ножи «засапожные». Защитное снаряжение состояло из кольчужной брони, остроконечного шлема с кольчужной сеткой на лицо и плечи и больших, часто во весь рост, деревянных щитов. Качество оружия и доспехов зависело от достатка воина. Основное вооружение обычно хранилось в княжьих складах и выдавалось перед выступлением в поход. С древнейших времен русы имели стяги-знамена, треугольные и красного цвета, а также военную музыку. Ритм музыки помогла войти в состояние боевого транса, особого состояния психики. Войска выстраивались и сражались вокруг своих стягов. «Ставить стяг» означало строиться или готовиться к бою.

Русские войска отличались высокой дисциплиной. Войско собиралось на сборном пункте и организованно выступало в поход. В походе впереди находилась сторожа, которая вела разведку путей и сил противника, добывала «языков» и охраняла основные силы от внезапного нападения. За сторожей двигались главные силы. Во время стоянок выставляли «стражу» - охранение, само место окружали повозками или частоколом, иногда окапывали.

Боевой порядок русской рати был традиционен: середина (пехота) и два крыла (левое и правое). Начинали бой лучники, которые находились впереди в рассыпном строю. Русские сложные луки были страшным оружием. Главный (центральный) полк принимал удар противника, останавливал его, конные дружины на флангах пытались охватить противника или мешали более многочисленному противнику окружить русское войско. Охваты и обходы флангов, засады и заманивание противника преднамеренным отступлением применялись очень часто, это была древнейшая традиционная для скифов и их наследников - русов, тактика.

Русские рати с успехом штурмовали и города. Их стремились взять внезапным приступом - «на копьё», или хитростью. Если не получалось, то начинали осаду. Город окружали со всех сторон, лишали его подвоза продовольствия, искали водоводы, чтобы заставить гарнизон капитулировать. Если гарнизон упорствовал, проводили правильную осаду - войска располагались в укрепленном лагере, город окружали земляным валом, отрезая его от внешнего мира и сужая возможности для вылазок. Под прикрытием больших дощатых щитов приближались к стенам, рубили частокол (тын), местами засыпали ров, если стены и башни были деревянными, пытались их поджечь. У стены делали большую насыпь, земляной присып, по которому можно было взобраться, готовили штурмовые лестницы. Для разрушения стены и проникновения в город рыли подземные ходы. Применяли и осадные башни, стенобитные машины (тараны) и пороки (камнеметы).



Русская боевая лодья (ладья)



Камнемётная машина (русские пороки). Рисунок из арабской рукописи

Разгром Хазарии

Поход начался 964 году. Зиму 964-965 гг. Святослав Игоревич провёл в землях вятичей, убеждая их князей и старейшин подчиниться единой власти. Вятичские воины, умелые лесные охотники и разведчики пополнили его войско. Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Русский князь обманул противника. Обычно русские шли по воде с Дона и по Азовскому морю. А Святослав решил ударить в сердце каганата не с запада, а с севера, по Волге.

Русская рать двинулась по Волжскому пути. По пути Святослав усмирил давних данников и союзников хазар - булгар и буртасов. Стремительным ударом Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив Итиль дополнительных воинских контингентов. Город Булгар - столица Волжской Булгарии, была опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли бегство и рассеялись в лесах, стараясь пережить грозу.

Судовая рать Святослава спустилась вниз по Волге и вошла во владения хазар. «Вои» двигались на ладьях, по берегу их сопровождали конные русские дружины и союзные печенеги. Хазары, узнав о неожиданном нападении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата - Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско, включая столичное ополчение. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Однако хазарская армия не выдержала натиска полков Святослава. Русские воины упорно рвались вперёд, отразив все атаки хазар. Хазарское войско дрогнуло и побежало. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами смог прорваться, но потерял большую часть гвардии. Хазарскую столицу уже некому было защищать. Население укрылось на островах в дельте Волги. Город был разрушен. Общепринято археологически Итиль пока не определён. Есть версия, что он был смыт из-за повышения уровня Каспия.



Эскиз к картине "Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом". В. Киреев

После этой победы Святослав Игоревич продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Святослав повел дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата - Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, который имел свое войско. Это была автономная область. Поход на Семендер был скоротечен. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам, Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошёл, высказав равнодушие к Дербенту и Южному Прикаспию с его богатыми городами. Ему нужна была не добыча. Русская армия выполняла священную миссию, уничтожала хазарского «змея».

Святослав прошёл по Северному Кавказу, земле ясов (алан, предков осетин), касогов (черкесов), разгромил их рати, как союзников Хазарии, подчинил своей воле. Святослав вывел войска к берегам Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы - Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Серьёзных сражений не было. Хазарские наместник и гарнизоны бежали. А местные жители восстали, помогая взять города. Святослав проявил себя не только как умелый и бесстрашный воин, но и мудрый правитель. Эти города он уничтожать не стал, а превратил в опорные пункты и торговые центры Руси.

Фактически от каганата практически ничего не осталось. Его обломки громили союзники Святослава - печенеги, которые заняли часть Хазарии. От державы осталась только одна мощная крепость - Белая Вежа («вежа» - башня). Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был вырыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Стены были толстые (3,75 м) и высокие (до 10 м), усиленные башенными выступами и массивными угловыми башнями. В северо-западной стене находились главные ворота, вторые ворота (меньшего размера) располагались на северо-восточной стене и выходили к реке. Внутри крепость делилась на две части поперечной стеной. В меньшую юго-западную часть можно было попасть только изнутри, в её южном углу располагалась укреплённая квадратная башня-донжон (вежа). Таким образом, крепость имела несколько линий обороны и считалась неприступной. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. Он надеялся переждать бурю и восстановить хотя бы часть порушенного.

Отставив в Тмутаракани гарнизон. Святослав двинулся дальше. Русы осадили крепость Саркел с суши и реки. Русские воины засыпали рвы, подготовили к штурму лестницы и таран. В ходе ожесточенного приступа крепость взяли. Последний кровавый бой произошёл в цитадели. Хазарский царь с охраной были перебиты.

Последняя хазарская твердыня пала. Её Святослав не стал разрушать. Поселение перешло под власть Руси и стало называться по-русски - Белая Вежа. В крепости располагался постоянный гарнизон из русских и печенегов.


Итоги

Воины Святослава совершили уникальный поход протяженностью около 6 тыс. километров. Дружины Святослава подчинили вятичей, данников хазар, прошлись по Волжской Булгарии, землям буртасов и Хазарии, взяли столичный Итиль и древнюю столицу каганата - Семендер на Каспии. Затем покорили северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (адыгские племена), на Таманском полуострове подчинили Тмутаракань и на обратном пути разгромили стратегическую хазарскую крепость Саркел на Дону. На осуществление титанической задачи по разгрому старого и могущественного врага Руси понадобилось около 3 лет с зимовками где-то на Волге и Северном Кавказе. Поход состоялся в промежуток 964-966 годов (по арабским источникам 968-969 годах).

В процессе создания новой империи, Великой Руси, был сделан важный шаг. Святослав обезопасил восточный стратегический фланг, заключил союз с печенегами, поставил под контроль важнейшие речные коммуникации и часть Крыма, через которые проходили мировые торговые пути.



"Князь Святослав". Художник Владимир Киреев

Подробнее о деятельности Святослава в серии "Святослав":

"Иду на Вы!" Воспитание героя и его первая победа
Сабельный удар Святослава по хазарскому "чуду-юду"
Болгарский поход Святослава
Болгарский поход Святослава. Часть 2
Война Святослава с Византией. Битва при Аркадиополе
Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола
Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси

Великий князь Святослав - символ идеального князя-полководца, соединяющего в себе качества целой эпохи славяно-русской древности, которую принято называть языческой. Подобно тому, как Иван Грозный символизирует православное царство, Екатерина Великая - просвещенную монархию, Сталин - коммунистическую империю, Святослав Игоревич - символизирует языческий мир, его архетипы, законы и ценности.

В последние годы подвиги Святослава чаще всего вспоминают в связи с его победой над Хазарским каганатом, под которым в современном контексте имеется в виду иудео-коммунистический режим или его постсоветская разновидность. При этом акцент делается на борьбу князя-язычника с правителями каганата, принявшими иудаизм. Действительно, такая борьба была одной из целей великого полководца руссов. Однако, его стратегия в целом не сводилась к анти-иудейскому аспекту. Вообще, победоносный поход против Хазарского каганата не был центральным эпизодом в героической жизни Святослава. В летописи ему уделён один небольшой абзац. Зато с большими подробностями в «Повести Временных лет», а также греческих и болгарских источниках описана длительная военная кампания руського князя против Византийской империи. Это не случайность, и не совпадение, а логическое продолжение изначальной военно-политической стратегии славяно-русов, начавшейся с завоевания Балканского полуострова в V веке и завершившейся крещением Руси в Х веке х.л.Чтобы понять всю сложность и драматичность исторической реальности, в которой действовал Святослав, мало цитировать христианские летописи, которые часто противоречат друг другу. Недостаточно ориентироваться на историческую литературу, ибо она сплошь и рядом идеологизирована и субъективна. Необходимо рассмотреть эпоху как таковую, всю совокупность жизненных обстоятельств и причин, которые заставили киевского князя действовать так, а не иначе. Иными словами, надо понять логику событий, а не следовать тому или иному мнению современников или комментаторов.

Поэтому, прежде всего, окинем взором славянский мир накануне интересующих нас событий. VI - VII века без всякого преувеличения, стали началом эпохи мощной экспансии славян на юг и восток Евразии. Имея прочные тылы в северной Славии, у берегов Варяжского моря и в междуречье Лабы и Вислы, в Карпатах и Восточных Альпах, в древнем Киеве и Новгороде (с предшествовавшем ему Словенском), родственные племена под названиями: вендов, антов, словен, руссов, тиверцев, скифов, - направили свои силы на новые завоевательные войны. Соперников и явных противников было более чем достаточно. На юге - это была Византия, мировая держава, претендовавшая на наследие Римской империи. На востоке - авары, хазары и кочевые племена: от болгар и угров до печенегов и половцев. Азиатские племена представляли собой опасность постольку, поскольку они угрожали славянам в военном отношении, а вот Византия, чьё влияние распространялось на всё Средиземноморье и Причерноморье, чья развитая культура и дипломатия претендовала на господство, была конкурентом номер один. Недаром легендарные походы на Царьград, начавшиеся еще в скифскую эпоху, стали закономерным явлением в военной истории руссов. Да и само древнерусское государство формируется на великом водном пути «из варяг в греки». На страницах христианских хроник русы появляются впервые как неведомые варвары, посягнувшие на покой и величие Византийской империи.

В этом смысле великий князь Киевский Святослав не исключение. Он стоит в одном ряду с такими предшествовавшими ему завоевателями, как князья Аттила, Кий, Бравлин, Олег и Игорь. Благодаря непрекращающимся войнам, большим и малым завоевательным походам, Руси удалось сплотить мощный союз племён с центром в Киеве. Молодой князь Святослав Игоревич, проживший согласно летописной версии всего тридцать лет, был доблестным продолжателем родовой стратегии, с достоинством ответившим на вызовы своего времени.

Одной из главных геополитических задач Киевской Руси была защита речных и морских торговых путей, которые пролегали тогда через Днепр, Волгу, Дон, Кубань и западный регион Понта Эвксинского, получившего название Руского моря. Поскольку лобовая атака относительно небольших по численности русских дружин против многочисленных кочевников с хорошо вооруженной конницей и развитой системой крепостей, была крайне рискованной, князь Святослав предпринял обходной маневр - наступление на Хазарский каганат не с укрепленного запада, а с севера и юго-востока, то есть, с тыла. Подчинив своей воле союзные племена вятичей, которых он освободил от уплаты дани хазарам, Святослав с войском порядка 10-12 тысяч человек стремительно прошёл через земли восточных булгар и разбил их столицу на Волге.

Затем он спустился вниз к Каспийскому (Хвалынскому) морю и, послав противнику свое обычное предупреждение: «Иду на вы!», разгромил главный оплот каганата - крепость Итиль в устье Волги. Другим важным форпостом хазар была крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Её руський князь атаковал также неожиданно с тыла, предварительно совершив обходной маневр через Северный Кавказ. Завоевание главных опорных пунктов хазар на Волге и Дону позволило россам создать собственную колонию в устье Кубани, где на месте древней Таматархи возникло княжество Тмутараканское.Этот завоёванный островок в море хазарских степей требовал не просто тактической обороны, а новой стратегии в районе Сурожского и Русского морей. А их веками контролировала Византия, с помощью силы, дипломатии и хитрости стравливавшая одних соперников с другими. Выступать против мощи христианской империи было рискованно не только в военном отношении, но и достаточно сложно из-за новой религиозной ситуации, которая началась складываться в Киеве после начала крещения Руси (862 г.). Как хорошо известно, мать Святослава княгиня Ольга приняла христианство не как частное лицо, а в результате дипломатической миссии в Царьград, что позже было истолковано православными историками как провиденциальная. За ней стояла христианская партия, связанная многими обязательствами с единоверцами в Европе. То, что сын княгини Ольги, прославленной церковью как «святая», не принял веру матери, а остался верен Богам своих предков (в договоре с Византией он клянется именем Перуна и Волоса), не могло повлиять на общую тенденцию в южной политике Руси. Формально руський князь выставлял себя как союзник Византии, хотя фактически он бросил ей вызов, защищая славянские земли на Дунае и в Прикарпатье.

Именно в этом контексте следует понимать знаменитую фразу Святослава, сказанную матери перед её смертью накануне очередного военного похода: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, поволоки, вина, овощеве различныя, из Чех же, из Угор - сребро и комони, из Руси же - скора и воск, мёд и челядь». То есть, цель великого князя состояла не в очередном устрашающем походе на Царьград, а в создании нового центра силы на Балканах в бассейне нижнего Дуная. Тут можно говорить даже о своеобразной славянской реконкисте, направленной против аваров, волохов и угров (мадьяр) некогда завоеваших исконные, живописные и плодородные земли славян в долинах Дуная и его притоков. Эта освободительная война позволила Святославу найти стратегических союзников в лице тиверцев и уличей, скифов и болгар, части угров и печенегов. Считается, что дипломатическое влияние оказал на Святослава также знатный вельможа Калокир из Корсуня (Херсонеса), который отвлёк внимание руського князя от Царьграда. Однако, помимо придворных интриг у полководца были свои военно-стратегические соображения.

В результате первого большого похода на Дунай Святослав взял, согласно летописям, 80 городов. Судя по тому, что в летописях поход этот подробно не описан, он прошёл относительно легко и быстро. Летописец тут же рассказывает поучительную историю о предателях печенегах, напавших на Киев в отсутствие князя и его благородном спасителе воеводе Претиче. Затем описываются наиболее драматичные сражения второго этапа войны против Византии, когда империю возглавил опытный полководец Иоанн Цимисхий. Не вникая в подробности этих напряжённых и кровопролитных сражений, которых было не менее десяти, обратим внимание лишь на то, что на втором этапе войны они приобрели характер оборонительных действий. Не сумев отстоять столицу Болгарии Преслав, где находился небольшой отряд руссов, войско Святослава отступило к своей крепости Доростол на Дунае, где развернулось основное сражение. Именно при обороне Дунайского рубежа Святослав произнёс свое знаменитое обращение к воинам: «Да, не посрамим земле руськие, но ляжем костьми, мертвые бо сраму не имам». Однако, силы были неравные, дружины, оторванные от центра Руси и преданные союзниками, были истощены постоянными атаками хорошо вооружённых, свежих сил византийцев. Чтобы сохранить остатки войска, а главное - не потерять завоёванные рубежи, - Святослав пошёл на переговоры и подписал невыгодный договор. Сам он тут же направился на Русь, за новыми дружинами. Иначе говоря, князь не собирался сдаваться и отказываться от изначальных планов. Но тут в героическую судьбу великого князя вмешалась коварная сила - во время переправы через днепровские пороги его неожиданно атаковали печенеги. Они убили Святослава и отправили его череп своему кагану Куре. Не исключено, что этот отряд направили византийские информаторы.

После гибели великого князя, дунайская военная кампания не получила скорого продолжения. А после очередного крещения Руси его внебрачным сыном Владимиром изменилась и вся политика славян по отношению к Византии, которая отныне стала подаваться как образец для подражания во всех областях: от новой религии до культуры и бытовой моды. Последний князь-язычник воспринимался новыми поколениями русских правителей как безвозвратно ушедшее прошлое.

Однако, военные победы и дерзкие подвиги Святослава не были напрасными. Именно он, наметил основные направления для дальнейшего наступления Руси на востоке и юге. Потомки Рюриковичей, защищая интересы своих вотчин, еще многие века вели неравные войны со степными кочевниками и монголо-татарским игом, пока Иван Грозный не взял Казань и Астрахань. Не зависимо от того, где была столица, в Москве, или в Петербурге, войны с Кавказом и турецким господством на Чёрном море, в том числе за Крым и Азов (бывшая волость Тмутаракань), стали основным направлением царской военной политики. Борьба за Дунай, где в эпоху средневековья на долгие века установили своё господство турки-мусульмане, приобрела новый смысл, когда братья болгары воспринимались как православные единоверцы, а Османская империя как геополитический и религиозный противник. И снова русские войска дошли до самого Адрианополя. И снова рукой было подать до Царьграда (теперь уже Стамбула). Однако противники Руси снова объединились, чтобы остановить продвижение славян к южным морям. А нынешняя Чечня и бывшая Югославия вам ничего не напоминают?

Следовательно, нужно говорить не только о частностях тех или иных исторических событий, а задуматься о глубинных исторических и геополитических закономерностях, которые действуют независимо от эпохи, религии, и даже выдающихся личностей. Прославляя нашего легендарного князя Святослава, мы, прежде всего, отдаем дань Руси. Пока жива Русь, будут актуальны её наследие, стратегия и перспективы на будущее. Слава Руси! Слава Победе!

Павел Владимирович Тулаев

Легендарный князь, отличный полководец, яркий, харизматичный персонаж. Но столько на него налепили ярлыков, любований, намеков на современность и прочее, что окажись он в нашем времени — начал бы убивать.

Мы насчитали 3 повода для обид князя Святослава на нас. Возможно и вы сможете дополнить этот список? Так пишите в комментариях свою точку зрения. Будем обсуждать.

А вы знали, что у нас два Дня Победы? Первый — 9 мая, там все понятно.
И второй.
Мы празднуем День разгрома князем Святославом Хазарского каганата . Ура!

Для справки: Хазарский каганат — государство, созданное тюркским народом, хазарами, в 650 году. Его территория это современные Предкавказье, Поволжье, Казахстан, Приазовье, восточный Крым, Восточная Европа и… В общем, прямо до Днепра. Территория огромнейшая, враг серьезнейший.

«Помни предков» — особенно умиляет. До слез.
Потому что в 964 году Святослав Игоревич с хазарами даже не воевал!

Вот фрагмент «Повести временных лет». Читаем запись под 964 годом.
Где у нас там написано про разгром Хазарии в 6472 (964) году?

Мне сейчас возразят, мол, попы, жиды, Романовы, коммунисты — в общем, неважно кто, но все переписали.
Так что ж, они тогда, вообще, упоминания про Святослава оставили?

И почему не выскребли запись под 965 годом?
В которой сказано, что князь Святослав Игоревич одолел хазар «и столицу их и Белую Вежу взял».

Кстати, Белая Вежа, она же Саркел — это просто крупный город Хазарии в ее пограничье. Его останки находятся сейчас под водами Цимлянского водхранилища (Волгоградская и Ростовская области). Взять его, а не только столицу Итиль — было стратегической задачей.

Дело в том, что Саркел, стоявший на Дону, мешал торговать с . Пройти было можно, однако приходилось делиться. решил навести порядок.

Вывод редакции.
Подозреваю, что дело в желании некоторых, так называемых «волхвов», слепить новую идеологию.
Вот это зря — получается чистой воды Голливуд.
Если уважаете Святослава — гордитесь его реальными делами. Неужели кому-то его подвигов и так мало?

Миф 2. Звезда хазарская

Как известно, Хазарский каганат исповедовал иудейскую веру. А теперь перенесемся в наши дни.

В общем, я просмотрел полтора десятка фото этого памятника, но четкого и однозначного изображения Звезды Давида не нашел ни на одном. Есть что-то, но явно замазанное… Вот, собственно, памятник:

А вот его изначальная версия (дяденька рядом — сам скульптор, народный художник России Вячеслав Клыков — это его последняя работа, к сожалению…):

Но вернемся к щиту поверженного хазарина. Как видим, на эскизе и на памятнике две большие разницы.
Но проблема не в щите, ее уже давно решили.

Проблема в адекватной передаче символики.
В качестве примера — вот этот , который хранится в музее Ротенбурга на Таубере в Германии. Датировка — XIII, край — начало XIV века.

Видите, какой интересный рисунок на его навершии?
Что можно предположить? Давайте покреативим:

— Меч еврейский.
— Меч хазарский.
— Гравировку сделали потом.
— Меч принадлежал колдуну, использовался в обрядах.
— Ваш вариант…

А между тем, уравнение решается очень и очень просто. И изящно.
Надо лишь посмотреть на историю звезды Давида в Средние века.

Вот сухие факты:

  • X-XI вв. — «звезда Давида», а правильнее сказать — геометрическая фигура «гексаграмма» — присутствует на печатях Наварры (историческая область в Испании).
  • Конец XIII — начало XIV вв — во Флоренции строят базилику Санта-Кроче — церковь Святого Креста. Полюбуйтесь на ее фасад:

  • XIV век — король Карл IV дарует евреям Праги красное знамя со звездой Давида.
  • XIX век — Звезда Давида становится официальным символом евреев.

То есть, целый Хазарский каганат был совершенно не в курсе, что их символ — гексаграмма. Как впрочем, и евреи того времени.

Вывод редакции.
Честное имя князя Святослава Игоревича используют в политических играх современности.
Ему бы не понравилось. Ой, как не понравилось бы…

Миф 3. Меч Святослава

Про меч Святослава мы уже писали неоднократно и с разных ракурсов . Вкратце — 7 ноября 2011 года киевлянин, рыбак, выловил из Днепра меч. Оружие отличного качества, с клеймом мастерской «Ульфберт «.

Меч тут же распиарили как оружие князя Святослава Игоревича.
Основания нашли такие: оружие богато украшено , из дорогой мастерской, найдено на месте последнего сражения Святослава. А посему только ему и могло принадлежать.

И даже как-то обидно. Вот эти мечи нашли в тех же самых местах в ХХ веке, еще до Великой Отечественной. Почему они не могут быть мечами Святослава?

А если могут, то не перебор ли для князя Святослава ходить в поход с пятью мечами, если он, согласно летописи, вел крайне спартанский образ жизни?

Вывод редакции.
Рейтинги СМИ превыше всего. Нет никаких доказательств принадлежности меча Святославу, но его имя стало брендом. Значит, пора делать громкие заголовки и продавать новости как горячие пирожки.

А меч и правда классный…

Похожие публикации