Какое значение у семейства розоцветных. Значение семейства розоцветных. Какую роль играют представители розоцветных в жизни человека

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ В ПИНЕЖСКОМ РАЙОНЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Панфилова Светлана Николаевна

МБОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2»МО «Пинежский муниципальный район»,

Аннотация:

В статье речь идет о практическом значении семейства Розоцветные в Пинежском районе Архангельской области. Проведен анализ основных направлений практического применения растений данного семейства. Проведенный анализ позволил выделить наиболее популярные сферы применения розоцветных в Пинежском районе.

The paper presents the practical importance of the plants Rosaceae in Pinezhsky District of the Arkhangelsk region. The analysis of the main directions of the practical application of this family of plants. The analysis allowed to identify the most popular scope the practical application of the Rosaceae Pinezhsky area.

Ключевые слова:

Cемейство Розоцветные (Розовые); практическое значение; лекарственное значение; декоративные растения; сырье растений

Rosaceae (Rose); practical value; medicinal value; ornamental plants; plant materials

УДК 58

Семейство Розоцветные - одно из крупных семейств цветковых растений. Его представители распространены по всему земному шару, в общей сложности оно объединяет 100 родов и не менее 3000 видов, при этом большинство видов приурочено к различным природным зонам северного полушария . По своим жизненным формам растения данного семейства очень разнообразны: деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички и травы (короткокорневищные, длиннокорневищные, наземноползучие и др.).

Общеизвестно большое практическое значение растений семейства. Среди дикорастущих розовых много лекарственных, пищевых, технических и декоративных растений. Культурные растения из этого семейства в основном относятся к группе декоративных и плодово-ягодных. В связи с широким практическим применением растения семейства Розоцветные как объект изучения и исследования представляют значительный научный и прикладной интерес.

Пинежский район находится на востоке Архангельской области и, как и весь регион, имеет умеренно-континентальный климат лесной зоны. Особенностью климата района является частая смена воздушных масс различного происхождения и большая неустойчивость погоды. В целом для района оказывают большое влияние арктические воздушные массы.

В рельефе Пинежского района преобладают в основном равнины. Но общую равнинность территории нарушают отдельные моренные холмы и гряды высотой до 150-200 м над уровнем моря. Территория района расположена в зоне хвойных лесов с преобладанием подзолистых и болотных почв, а климатические условия Пинежского района, как и всей области, благоприятствуют скоплению вод на поверхности. Этот и другие перечисленные факторы благоприятствуют произрастанию в Пинежском районе многочисленных представителей семейства Розоцветные.

По результатам собственных полевых исследований и на основании анализа литературных данных установлено, что на территории Пинежского района Архангельской области произрастает 27 видов растений семейства Розовые.

Анализ литературных сведений, а также опросы местного населения дали возможность установить, что из 27 видов семейства Розовые 19 видов (70,4%) имеют то или иное практическое значение (таблица 1).

Таблица 1 - Основные направления практического использования растений семейства Розовые Пинежского района

Вид растений

Использование в медицине

Пищевое значение

Техническое значение и прочие области применения

Гравилат городской

Воспаление слизистой оболочки желудка, запоры гнойные раны, бессонница, глазные болезни, ревматизм, геморрой .

Пюре, супы, салаты из надземной части .

Гравилат речной

Воспаление слизистой оболочки желудка, запоры, гнойные раны и язвы, головная боль, бессонница, глазные болезни, ревматизм, геморрой .

Салаты, супы, пюре из надземной части .

Корм для животных. Дубление кожи, окраска тканей в красно-коричневый цвет .

Дриада восьмилепестная

Не установлено

Не установлено

Д. точечная, куропаточья трава

Не установлено

Не установлено

Декоративное значение (при создании альпийских горок).

Земляника лесная

Мочегонное средство, общеукрепляющее для регуляции деятельности кишечника, при воспалительных заболеваниях желудка и желчевыводящих путей .

Компоты, варенья, джемы. Листья заваривают как чай .

Не установлено

Кизильник черноплодный

Не установлено

Не установлено

Декоративное растение, для озеленения улиц городов и поселков.

Княженика арктическая

При кашле, катаре верхних дыхательных путей, астме, тонизирующее, противомикробное, потогонное средство, при малокровии .

Не установлено

Не установлено

Костяника каменистая

Отвар, настои при гинекологических заболеваниях, при стенокардии, головной боли, подагре, болезнях органов дыхания, неврозах и невралгии .

Не установлено

Не установлено

Кровохлёбка лекарственная

Вяжущее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, бактерицидное средство. Способствует сужению сосудов, тормозит перистальтику кишечника, сокращает мускулатуру матки .

Вяжущий чай

№33 .

Не установлено

Таволга вязолистная

Настойки при нервных

заболеваниях,

сосудоукрепляющее,

противовоспалительное,

диуретическое,

противоязвенное. Отвар при нефрите, цистите, геморрое .

Не установлено

Не установлено

Лапчатка гусиная

Дизентерия, диарея, почечно-каменная болезнь, грыжа, цинга, ангина, стоматит, колит, головные боли, мигрень, ревматизм, артрит .

Приправа к пище .

Окраска тканей в песочный, светлый и чёрно-бурый цвет; дубление кожи; косметическое средство; медонос .

Малина обыкновенная

Отвар (настой листьев) как гомеостатическое средство, при кашле, ангине, геморрое, гриппе, бронхите, ревматизме. Сироп как жаропонижающее и потогонное средство .

Варенья, джемы.

Не установлено

Манжетка городковатая

Вяжущее, отхаркивающее и улучшающее обмен веществ средство; от сердечной боли, при вздутии кишечника, катарах верхних дыхательных путей, туберкулёзе лёгких, язве желудка; при диабете, водянке, болезни печени и почек .

Не установлено

Не установлено

Морошка

При катаре верхних дыхательных путей, кашле .

Варенье, компоты .

Не установлено

Роза иглистая

Применяют наружно при болезнях кожи, ожогах, язвенном колите, в виде клизм; болезнях печени .

Компот, сиропы .

При дублении кожи .

Роза майская

Применяют в виде настоя, экстрактов, сиропов. Используют как поливитаминное средство при авитаминозе, ранозаживляющее, при заболеваниях, сопровождающихся повышенной потребностью в витаминах .

Сироп, настой, компот.

Рябина обыкновенная

Поливитаминное средство .

Компоты, варенья, джемы.

Для озеленения населенных пунктов.

Сабельник болотный

При заболеваниях суставов .

Не установлено

Не установлено

Черёмуха обыкновенная

Потогонное средство. Настои из листьев при заболеваниях лёгких, бронхите, кашле, диарее, фурункулёзе; цветки - при конъюнктивите .

Компоты.

Для озеленения населенных пунктов.

Из 19 видов семейства, имеющих практическое значение, 16 видов являются лекарственными (84,2%).

Оказалось, что из 16 видов лекарственных растений при простудных заболеваниях используется сырье 9 видов (56,3%), в числе таких видов - малина обыкновенная, морошка, княженика арктическая, костяника каменистая, шиповник майский. Мочегонным действием обладают плоды и листья одного вида (6,3%) - земляники лесной. Для улучшения обмена веществ в медицине используется сырье манжетки городковатой (6,3%). Как витаминное средство используются плоды 6 видов (37,5%) лекарственных растений, например, земляники лесной, шиповника майского и иглистого, рябины обыкновенной, костяники каменистой.

Противовоспалительным действием обладает лекарственное сырье 5 видов (31,3%): гравилата городского и речного, земляники лесной, кровохлебки лекарственной и таволги вязолистной. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта используется лекарственное сырье 8 видов (50,0%), в числе которых - лапчатка гусиная, манжетка городковатая, таволга вязолистная, шиповник иглистый.

При ревматизме используется лекарственное сырье 3 видов (18,8%) растений - гравилата городского и речного, лапчатки гусиной. Сырье таких видов, как костяника каменистая и кровохлебка лекарственная широко применяется в народной медицине для лечения гинекологических болезней. Костяника каменистая, манжетка городковатая и таволга вязолистная (всего 3 вида или 18,8%) находят применение при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы. Гравилат городской и речной, черемуха обыкновенная (3 вида или 18,8%) - ценные лекарственные растения, использующиеся в народной медицине для лечения глазных болезней.

Небольшое число видов (4 или 25,0%) применяют в медицинской практике для лечения заболеваний нервной системы и при головных болях, в числе таких видов - костяника каменистая, таволга вязолистная, лапчатка гусиная. Кровоостанавливающим действием обладает сырье кровохлебки лекарственной (6,3%). В качестве средства для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, в частности, при кашле, используется лекарственное сырье 6 видов (37,5%), например, княженики арктической, костяники каменистой, малины обыкновенной, морошки.

Такие лекарственные растения, как гравилат речной и городской, таволга вязолистная и малина обыкновенная (всего 4 вида или 25,0%) оказывают лечебное действие при геморрое. Для лечения ревматизма и других заболеваний суставов используется сырье 4 видов растений (25,0%): сабельника болотного, лапчатки гусиной, гравилата городского и речного. Бактерицидные свойства характерны для лекарственного сырья кровохлебки лекарственной и княженики арктической (2 вида или 12,5%).

Для лечения ран применяется лекарственное сырье трех видов (18,8%), в числе которых - гравилат речной и городской, шиповник майский. Манжетка городковатая, лапчатка гусиная, таволга вязолистная (3 вида или 18,8%) - лекарственные растения, использующиеся при заболеваниях почек. Для лечения фурункулеза используются плоды черемухи обыкновенной, при болезнях печени - плоды шиповника иглистого, как вспомогательное средство при лечении туберкулеза - надземная часть манжетки городковатой, для лечения дизентерии и диареи - надземная часть лапчатки гусиной и т.д.

В целом выполненный анализ свидетельствует о том, что один и тот же вид розовых может оказывать эффективное действие при лечении комплекса заболеваний.

Из 16 видов розовых, имеющих практическое значение, 11 видов (68,8%) относятся к группе пищевых растений. Большинство из этих видов (7 видов или 63,6%) имеют сочные съедобные плоды, которые могут употребляться в пищу в сыром виде или в виде компотов, варенья, джема, сиропов (земляника лесная, черемуха обыкновенная, малина обыкновенная и другие виды). Корневища кровохлебки лекарственной используются для приготовления вяжущего чая. У трех видов травянистых растений в пищу используется вся надземная часть, при этом листья лапчатки гусиной применяют как приправу к пище, а надземная часть гравилата речного и городского используется для приготовления супов, пюре и салатов.

10 видов (62,5%) розовых имеют иное практическое значение. Такие виды, как шиповник майский, кизильник черноплодный, рябина обыкновенная и ряд других (всего 6 видов или 37,5%) являются декоративными растениями и используются, в частности, для озеленения городов и поселков. 4 вида (25%) розовых (гравилат речной и городской, шиповник иглистый, лапчатка гусиная) используют при дублении кожи. Сырье трех видов (18,8%) применяют для окраски тканей (лапчатка гусиная, гравилат речной и городской).

Подводя итог, можно сказать, что растения семейства Розовые, произрастающие на территории Пинежского района, имеют очень широкий спектр практического использования. Занимая 4 место по числу видов во флоре Архангельской области , розоцветные среди своих представителей насчитывают много лекарственных, пищевых, технических и декоративных растений.

Библиографический список:


1. Алеутский Н.Н.. Дикорастущие съедобные растения Севера. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1998. 128 с.
2. Алеутский Н.Н., Кашин В.И. Северная кладовая целебных трав. Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 1998. 198 с.
3. Губанов И.А. и др. Дикорастущие полезные растения, М.: Изд-во Московского университета. 1987. 160 с.
4. Еленевский А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 310 с.
5. Кортиков В.Н., Кортиков А.В. Полная энциклопедия лекарственных растений. М.: Издательский дом «Проф- Пресс», 2002. 800 с.
6. Пастушенков Л.В. и др. Лекарственные растения. Л.: Лениздат, 1990. 384 с.
7. Шмидт В.М. Флора Архангельской области. СПб.: Издательство Санкт- Петербургского госуд. ун-та, 2005. 346 с.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с типичным представителем семейства ро-зоцветные на примере распространенного местного вида — ши-повника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить фор-мирование навыков работы с натуральными объектами, выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцвет-ные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы

Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель ши-повника?

Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изре-занный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рас-смотрите их.

Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цвет-ка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Яв-ляются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Опре-делите количество тычинок и пестиков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка ши-повника, укажите его основные части.

Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз-можности изобразите диаграмму цветка.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки ши-повника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.

Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, под-пишите его и укажите основные части.

Обобщите полученные результаты и на их основании сде-лайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

К семейству розоцветные относится большое количество ра-стений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной дея-тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя лич-ный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятель-ности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выпол-нение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)

Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека

Использование растений

Примеры растений

Использование в пищу (плодовые деревья)

Яблоня, груша

Использование в пищу (косточковые)

Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча

Использование в пищу (прочие)

Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика

Лекарственные растения

Малина, земляника, лапчатка прямостоя-чая (калган), кровохлебка аптечная, ши-повник

Декоративные растения

Получение красок

Калган (с железным купоросом дает чер-ную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов по-лучают желтую краску), сабельник (из кор-ней получают красную краску)

Получение дубильных веществ

Калган, манжетка

Получение эфирных масел

Некоторые виды роз, гравилат, миндаль

Образование живых из-городей

Боярышник, терн

Медоносы

Черемуха, рябина

Художественный про-мысел (резьба по дереву)

Боярышник, миндаль

Ядовитые растения

Горький миндаль

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных пред-ставителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)

Рассказ учителя

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных ра-стениях данного семейства и направлениях их применения в ме-дицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.

Сушеные плоды малины используются как потогонное сред-ство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят си-роп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и ли-монную кислоту, витамин С.

Плоды и листья земляники применяют при подагре, образова-нии почечных камней и других заболеваниях.

Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубиль-ных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.

Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения со-держат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).

Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую при-меняют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.

Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты пло-дов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.

Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.


Подведение итогов уроков

Творческие задания.

Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему распо-ложения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать кли-матические условия вашего региона.

Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -

Лапчатка белая Полезные свойства

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Латинское название - rosales.
Класс двудольные.

Описание. Семейство розоцветные является одним из самых многочисленных и экономически важных в жизни человека семейств цветковых растений. Его жизненные формы насчитывают более 3000 видов многолетних и однолетних трав, листопадных и вечнозеленых деревьев, а также кустарников. В образовании природной древесной растительности эти растения не играют важной роли, но принимают активное участие в образовании кустарниковых зарослей, подлеска и второго яруса в лесах. Среди розоцветных огромное количество ценнейших ягодных и фруктовых культур и декоративных растений, на первом месте среди которых находятся бесчисленные сорта роз.

Ароматные и порой изумительно красивые цветы семейства розоцветных считаются главной его гордостью и характеризуются высокой декоративностью. Их широко используют в производстве парфюмерии, бытовой химии и в качестве украшений при озеленении ландшафта. Благодаря вкусным, сочным и богатым витаминами плодам, многие виды именно этого семейства лежат в основе плодоводства.

Учитывая особенности строения цветка и плода, розоцветные растения подразделяются на четыре подсемейства:

  • спирейное (spiraeoidea) - невысокие кустарники, иногда даже деревья или многолетние травы (все виды спиреи, нейлии, квилахи);
  • розовое (rosoideae) - самое большое подсемейство. Включает только травы и кустарники (земляника, ежевика, малина, шиповник и др.);
  • яблоневое или семечковое (maloideae) - деревья и кустарники с плотными мясистыми плодами (яблоня, груша, боярышник, рябина, кизильник и т.д.);
  • сливовые или косточковые (prunoideae) – вечнозеленые и листопадные деревья, плод которых представляет односемянную костянку (слива, вишня, абрикос, персик, черемуха, миндаль и др.).

Представители розоцветных, в зависимости от типа размножения, обладают стержневой или мочковатой (при вегетативном) корневой системой. Стебли у большинства из них прямостоячие, с относительно длинными промежутками между узлами. У некоторых видов они встречаются вьющиеся, стелющиеся и ползучие. Листья в основном цельные простые (яблоня, слива, вишня), сложные (земляника) или непарноперистые (малина). У их основания развиваются прилистники, которые у одних видов (вишня, черемуха) довольно рано опадают, а у других (шиповник) сохраняются и со временем сильно разрастаются. Черешки листьев, как и стебли кустарников, иногда покрыты шипами, которые являются выростами эпидермы вместе с подстилающей ее тканью.


Цветки розоцветных , в частности, особенность их строения, в первую очередь являются основным критерием, по которому все эти растения объединены в одно семейство. Они всегда обоеполы и имеют двойной околоцветник. Чашечка их состоит из пяти сросшихся друг с другом чашелистиков, а венчик – из такого же числа яркоокрашенных и ароматных свободных лепестков. Тычинок в цветке обычно бывает много, а пестик может быть или один (яблоня, слива, вишня), или несколько (шиповник, малина, земляника). Кроме того, цветки семейства розоцветных бывают одиночные (айва) или собраны в различные соцветия: кисть (черемуха), зонтик (вишня) и щиток (яблоня, рябина). Они встречаются белые, иногда желтые, розовые, красноватые и ярко-красные, но, удивительно то, что никогда не бывают голубыми или синими. Многие выделяют нектар, легко доступный насекомым или вырабатывают достаточное количество пыльцы. Формулы цветков розоцветных: *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ у земляники и *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 у яблони.

Плоды розоцветных необычно разнообразны и отличаются особенностью строения, формой, окраской, а также приспособлением к разным путям распространения. Они условно разделены на сборные - орешек, костянка, семянка и листовка или простые – яблоко. Образуются сочные либо сухие. Плод у сливы, вишни, абрикоса - сочная костянка, у миндаля - сухая костянка, у яблони, айвы и груши - яблоко, у ежевики и малины – многокостянка, у клубники, земляники, шиповника – многоорешек.

Распространение. На нашей планете растения семейства розовые встречаются почти повсеместно, от тундры до тропиков, но основное количество их видов произрастает в субтропических и умеренных широтах северного полушария. В девственных лесах они почти не заметны. Зато на вырубках, опушках и в светлых лесах разрастаются быстро и пышно. Представители розоцветных первыми завладевают склонами оврагов, осыпями в горах, откосами дорог и заброшенными пашнями, заселяя их надолго и прочно. Некоторые виды можно обнаружить также на берегах рек и ручейков, в травянистых болотах и в зарослях кустарника.

Размножение. Розоцветные растения способны размножаться, как семенами, так и вегетативно. Семена распространяются при помощи ветра, животных или человека. Во втором случае с помощью плагиотропных побегов (земляника и клубника) или подземных корневищ (ежевика и малина) растения легко перемещаются на соседние участки, образуя густые, иногда непроходимые заросли.

Значение в природе и жизни человека. В естественной среде существование насекомых, птиц и некоторых животных тесно связано с розоцветными растениями. Насекомые питаются нектаром и пыльцой, плодожорки - семенами плодов, личинки цветоедов - завязями цветков. Птицы обожают ягоды рябины, шиповника и боярышник, а медведи и белки кормятся плодами клубники, земляники и малины.

Хозяйственное значение представителей розоцветных трудно переоценить. Плоды фруктовых и ягодных культур человек употребляет не только в свежем виде, но и в огромных масштабах перерабатывает на повидла и сиропы. Из семян некоторых растений, особенно миндаля, добывают технические и пищевые масла, которые применяются в парфюмерии. Множество видов выращивают в качестве декоративных растений, а отличная древесина деревьев розоцветных широко используется для изготовления различных предметов быта. Также существует много лекарственных растений (боярышник, шиповник и т.д.), богатых витаминами и биологически активными веществами. Их успешно применяют в медицине для профилактики и лечения различного вида заболеваний.

Подсемейства

Spiraeoideae

(Спирейные)

Rosoideae

(Розовые)

Maloideae

(Яблоневые)

Prunoideae

(Сливовые)

апокарпный

апокарпный, редко монокарпный

ценокарпный

монокарпный

Число плодолистиков

(1)3 - множество

Подчашие

отсутствует

нередко имеется

отсутствует

отсутствует

Тип плода

многокостянка

многоорешек, многокостянка, земляничина, цинародий

однокостянка

Опыление – насекомыми.

Плоды – листовка, костянка, яблоко и очень разнообразные сборные плоды (многоорешек, многокостянка и др.); семена распространяются животными.

Важнейшие роды – рябина (Sorbus ), черемуха (Padus ), яблоня (Malus ), слива (Prunus ), груша (Pyrus ), вишня (Cerasus ), шиповник (Rosa ), малина (Rubus ), земляника (Fragaria ), лапчатка (Potentilla ), кровохлебка (Sanguisorba ), боярышник (Crataegus ).

Хозяйственное значение:

Лекарственные – многие из представителей семейства являются ценными лекарственными растениями (виды рода роза (Rosa ), черемуха обыкновенная (Padus avium ), лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta ), земляника лесная (Fragaria vesca ), кровохлебка лекарственная (Sanguisorba officinalis ); из семян абрикоса, персика, сливы, миндаля получают жирное масло (рис. 14. 35 – 38).

Рис. 14. 35 . Черемуха обыкновенная.

Рис. 14. 36 . Кровохлебка лекарственная.

Рис. 14. 37 . Лапчатка прямостоячая.

Рис. 14. 38 . Земляника лесная.

Пищевые – в качестве плодовых и ягодных культур культивируются многочисленные сорта персика, абрикоса, вишни, яблони, груши, айвы, малины, земляники.

Декоративные – многочисленные сорта розы (около 5000 сортов).

Порядок 3. Бобовые – Fabales с е м е й с т в о Бобовые – Fabaceae

(около 650 родов, 17000-18000 видов)

Обычно делят на три подсемейства (цезальпиниевые, мотыльковые, мимозовые).

Распространение – по всему земному шару.

Жизненные формы – многолетние травы (редко однолетние), кустарники, деревья.

На корнях значительной части бобовых имеются клубеньки, которые возникают вследствие внедрения азотфиксирующих бактерий из рода ризобиум (Rhizobium ), способных усваивать атмосферный азот, который затем используется растениями.

Листья – очередные, перисто- или пальчатосложные; у некоторых бобовых верхние листочки превращаются в цепляющиеся усики.

Соцветия – чащеботриоидные кисти или метелки, реже головчатые кисти, изредка редуцированы до одного цветка.

Цветки – обоеполые, зигоморфные (у цезальпиниевых и мотыльковых) или актиноморфные (у мимозовых), околоцветник двойной, чаще пятичленный, реже четырехчленный, чашечка из 5, реже 4 сросшихся чашелистиков, венчик из 5 - 4 лепестков (венчик мотыльковых состоит из самого крупного лепестка – паруса, боковых лепестков – весел и лодочки, состоящей из двух сросшихся вдоль нижнего края лепестков); андроцей у всех бобовых состоит из 10 тычинок, которые могут быть свободными или срастаться, чаще 9 сросшихся и 1 свободная, гинецей монокарпный, завязь верхняя.

­ Са (5) Со 1+2+(2) A 9+(1) G 1 - цветок гороха посевного.

Опыление – насекомыми.

Плоды – боб; распространяются животными, ветром, водой.

Важнейшие роды – клевер (Trifolium ), астрагал (Astragalus ), люцерна (Medicago ), вика (Vicia ), карагана (Caragana ), остролодочник (Oxytropis ), копеечник (Hedysarum ), солодка (Glycyrrhiza ), фасоль (Phaseolus ) , донник (Melilotus ), люпин (Lupinus ), горох (Pisum ) (рис. 14. 39).

Рис. 14. 39 . Горох посевной.

Хозяйственное значение:

Лекарственные – плоды софоры толстоплодной (Sophora pachycarpa ) содержат алкалоиды, используемые в акушерской практике, плоды и бутоны софоры японской (S . japonica ) содержат витамин Р, используемый для профилактики авитаминозов, донник лекарственный (Melilotus officinalis ) содержит кумарины и используется в составе мягчительных сборов для припарок при лечении нарывов (рис. 14. 40).

Рис. 14. 40 . Софора японская.

Пищевые – к числу пищевых культур мирового значения относится соя (Glycine ), фасоль (Phaseolus ), горох (Pisum ), нут (Cicer ), чечевица (Lens ).

Декоративные – в озеленении используется карагана древовидная (акация желтая) (Caragana arborescens ), в цветоводстве выращиваются различные сорта люпина (Lupinus ).

Кормовые - многие бобовые являются ценными кормовыми культурами (люцерна, бобы кормовые, соя) и сидератами (их зеленая масса закапывается в почву в качестве удобрения) (например, люпин, донник).

Какое значение имеют растения семейства розоцветных в жизни человека и природе, Вы узнаете из этой статьи.

Значение семейства розоцветных

Представители семейства розоцветных встречаются во всех уголках планеты. Наибольшее их разнообразие в тропических областях северного полушария. Жизненные формы розоцветных: многолетние и однолетние травы (клубника, гравилат, земляника, манжетка ), вечнозеленые или листопадные деревья (рябина, вишня, черемуха, слива, яблоня, груша ), кустарники (малина, шиповник, ежевика ).

Семейство розоцветные: значение в природе

Дикорастущие боярышник, шиповник, рябина, земляника, костяника, клубника и другие розоцветные играют важную роль в жизни большинства животных. Так, личинки цветоедов питаются завязями цветков; насекомые-опылители употребляют нектар и пыльцу, а плодожорки едят семена образующихся плодов. Птицы (дрозды, свиристели и другие) клюют плоды шиповника, рябины, боярышника. Плодами малины, земляники, клубники кормятся белки, медведи и другие животные.

Какую роль играют представители розоцветных в жизни человека?

Дикорастущие виды розоцветных человек собирает и использует в пищу. Это шиповник, малина, клубника, земляника, морошки и костяника. Они содержат большое количество витаминов, поэтому приносят организму большую пользу.

Семейство розоцветные хозяйственное значение обуславливается тем, что большую их часть человек научился культивировать . Самые важные культивируемые представители семейства — груша, слива, яблоня, вишня, малина, садовая земляника, абрикос. Из их плодов делают соки, компоты, варенье, джемы и сухофрукты.

Семейство розоцветные значение для человека не ограничивается только использованием в пищеварительной сфере. Они используются в медицине и как декоративные растения.

В медицине важное значение имеет кровохлебка, шиповник, калган. Их плоды богаты витамином С, корни и корневища содержат вещества, помогающие при недугах желудка. Также они помогают при желудочно-кишечных заболеваниях и воспалительных процессах.

Похожие публикации