Рассказ о пословице всему свое время. Сочинения по пословицам. О помощи маме

Небольшие рассказы-сочинения, заканчивающиеся пословицей, нередко задают детям педагоги в школе. Как самому написать такой рассказ? Примеры сочинений такого рода приведены ниже.

Рассказ «Про семечко»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Слушать рассказ

Однажды Маша и Ваня нашли маленькое семечко. Говорить оно не умело, а ребята не знали, что же может из него вырасти. Они учились ещё в начальной школе, и с семенами иметь дело им ещё не приходилось. Дедушка когда-то читал им сказку о крохотном волшебном семечке, из которого вырос золотой колосок. Ребятам очень хотелось узнать, что вырастет из найденного семечка, и спросили об этом дедушку. Но дедушка не знал. Наутро Маша и Ваня придумали вот что. Взяли маленькую тряпочку, намочили её тёплой водой и положили в неё семечко, чтобы поскорее проклюнулся росток. Росток показался довольно быстро, и дети посадили его в землю. Всё время, пока стояли тёплые денёчки, они бегали и проверяли, как чувствует себя растение, не забывая при этом поливать его. А дедушка сказал, что торопить события не стоит, и напомнил русскую пословицу: «Всё в свой срок: придет времечко, вырастет и семечко».

Рассказ «Помощники»
Автор рассказа: Ирис Ревю

Слушать рассказ

Выходной день был серым и скучным. Ничего не хотелось делать. Сначала мы с Мишкой мечтали, потом пытались делать уроки. Но решили оставить это дело до завтра. Игра тоже как-то не клеилась. В шахматах мы потеряли фигуру, и долго искали её по квартире. Но она не попадалась. Потом сидели на диване, и нам обоим казалось, что мы чувствуем себя как-то не так.

Мама предложила нам помочь ей прибраться на балконе. Это было неинтересно, но мы согласились. Надо было навести порядок в инструментах, строительных материалах, оставшихся после ремонта, и аккуратно сложить старые игрушки. Как же сделать так, чтобы всё лежало компактно и красиво? Мы с Мишкой долго кумекали, что и как поставить. Наконец балкон был прибран. Настроение стало замечательным, а про головную боль мы забыли вовсе. А мама сказала нам: «От лени человек болеет, а от труда здоровеет».

О помощи маме

Помощь маме со стороны детей необходима. Мама – это человек, которому нужно выполнить сто дел: приготовить еду, навести порядок в квартире, собрать на даче урожай, прибрать приусадебный участок, позаниматься с детьми, постирать, погладить…А ведь мама ещё и работает! В этих условиях помощь детей её жизненно необходима. Да и дети приучаются к труду. Посмотрите внимательно на своих мам: может им нужна ваша помощь?

В русском фольклоре существует множество малых жанров. Некоторые из них предназначены специально для детей, другие более универсальны. К последнему типу относятся в том числе и пословицы.

Особенности русских пословиц

Пословица представляет собой краткое и емкое выражение, посвящённое определенной теме. Неслучайно считается, что данный жанр отражает всю мудрость народа.

Типы пословиц выделяются в зависимости от их тематики. Таким образом, можно указать следующие разновидности:

  • Пословицы о труде ("Терпение и труд все перетрут").
  • Пословицы о семейных отношениях и членах семьи ("Вся семья вместе, так и душа на месте").
  • Пословицы об учении и невежестве ("Век живи - век учись").
  • Пословицы о смелости и малодушии ("У страха глаза велики").
  • Пословицы о родной стране ("На чужой сторонушке рад своей воронушке").
  • Пословицы о дружбе ("Сам погибай, а товарища выручай").

Из приведенных примеров видно, что произведения данного жанра часто бывают рифмованными. Скорее всего, это делалось для лучшего запоминания. Считалось, что пословица служит хорошим жизненным уроком, поэтому услышавший ее не должен был забыть содержание слишком быстро.

Рассказ по пословице "Век живи - век учись"

Жил на свете один человек. Был он очень умным и потому считал, что он все знает. И вот однажды решил наш герой походить по миру да доказать всем, чего он, на самом деле, стоит.

Пришел однажды в далёкую деревню. Смотрит: собралась толпа мужиков, все друг с другом о чем-то договариваются. Подобрался поближе да и услышал, что собираются они вместе избу строить. Попросился к ним, мол, совет умный могу дать и помогу завсегда. Согласились мужики.

Вот, пришли на место сруба, и закипела работа. Мужики бревна пилят, таскают, стену строить затеяли. А наш герой стоит рядом да советует: не так надо, а по-другому. Надоело скоро это мужикам, говорят они умнику: "Поди да нам подсобки, слова говорить любой умеет". Пошел человек, и ничего не может: умный-то он умный, а вот работать не обучен. Понял тогда, что нельзя своими знаниями гордиться и лучше прочих себя считать.

Не зря с давних времён говорят: "Век живи - век учись".

"Поспешишь - людей насмешишь!"
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:"У меня - самая красивая момо". Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:"Поспешишь - людей насмешишь!" /Архишина Юля/

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей!"
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:"Почему ты не гуляешь с друзьями?" "А мне деньги дороже друзей", - ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/

"Говори мало, слушай много, а умного - еще больше"
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:"Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку." Увидела мама двойку и сказала:"Получишь шоколадку, когда двойку исправишь" И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать... /Азманова Вика/

"Умный без денег богат"
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
- Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
- Я все равно добьюсь своего, - сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
- Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока - иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
- Два!
- Вот и получай 2!
А мама сказала:
- Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
- Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/

"Не за бороду, за ум жалуют"
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
- Отпустите меня, - заплакала старшая, - посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
- Уйди со своей красотой, - рассердились разбойники, - отгадайте наши три загадки - тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили."Не за бороду, за ум жалуют" /Степанова Алина/

"Не надейся, дед, на чужой обед"
Один мальчик за двойки был наказан - мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
- Ты где был? - спросила мама.
- В гостях!
- Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками."Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать" /Кондрашов Миша/


Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился."Без труда не вынешь и рыбку из пруда" /Бушуев Даниил/

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:"Как некрасиво получилось!" Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/

Пословицы и поговорки. 4

Пословицы и поговорки в речи. 8

Заключение. 14

Список литературы… 15

Введение

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:

Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.

(А. С. Пушкин)

Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.

(Н. В. Гоголь)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

фразеологизмы или фразеологические единицы;

пословицы, поговорки;

крылатые слова и выражения.

Пословицы и поговорки

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.

С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», - гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» - 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола …» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят , а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь - везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».

Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет . Кто не горит, тот коптит . Да здравствует пламя жизни!».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., - всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.

Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет ».

Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять - только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).

Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:

Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.

Потеха (разг.) – забава, развлерение.

Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.

Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.

Началось учение, - теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев. Воспоминания.).

Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).

Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.

Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. . Изюмский . Алые погоны.).

Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице - делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов . О театре)

Заключение

Поговорка - из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это - не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа.-1994 г., № 3, С.68 - 69.

7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .

8. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

За труд не бьют, а награды дают.

Вскипело б железо, а молотки сыщутся.

Дела словом не заменить.

За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.

Рыбак рыбака видит издалека.

Дело мастера боится.

За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.

Кто трудится, тот и пользуется.

Не знаешь шить золотом, так бьешь молотом.

Землю солнце красит, а человека - труд.

Маленькое дело, а громко кричит.

Не всякий пашет, да всякий ест.

Золото - не золото, не быв под молотом.

И кует, и дует - сам не знает, что будет.

Знание и труд новый быт дают.

Какие труды, такие и плоды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Где строят, там и роют.

Каков трудовой счет, таков и почет.

Гусли-то те, да руки не те.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Значительное количество пословиц некогда непосредственно примыкали к рассказу, от которого с течением времени отделились и начали существовать уже независимо. Процесс отделения пословицы от рассказа может совершаться различными путями. Обыкновенно бывает так, что сначала идет басня или рассказ, и в конце как логическое следствие или как яркий живой образ, облеченный в меткую звучную форму, приводится выражение, которому суждено впоследствии стать самостоятельной пословицей или поговоркой. Провести вполне определенную границу между пословицей и поговоркой невозможно. Пословица связана с интересом минуты, с рядом предшествующих мыслей в разговоре, пословица на практике имеет глубокое значение как ответ на житейский вопрос, как изречение подтверждения, свидетельства, убеждения. Смысл в пословице прежде всего, красота и складность на втором месте. Последние играют главную роль в поговорке, являющейся, таким образом, видом пословицы, в котором форма приобретает перевес над содержанием. Пословица относится всякий раз к какому-нибудь конкретному факту, применяется к житейской практике, поговорка применяется к слову, - она не столько подтверждает мысль, сколько красит, сдабривает речь, вносит в нее оживление и игривость. «Поговорка, - говорит Даль, - это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, - но без притчи, без применения, суждения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, иногда не называет вещи, но условно, весьма явно намекает» (например: он умен - он семи пядей во лбу).

Сочинение на тему О пословицах и поговорках» На свободную тему Стр. 1

« Красна речь пословицей ».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование.

Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО.

У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске:

– Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Дети. Пословицы.

У. Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится».

Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь.

Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Бесполезно плакать над пролитым молоком.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда … на горе свистнет. (Рак.)

… рубят – щепки летят. (Лес.)

Не …, так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми

– век живи

– любишь кататься

– лучше поздно

– семь бед

– за спрос

– он все в лес смотрит

– век учись

– люби и саночки возить

– чем никогда

– один ответ

– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

ученики 2 класса "В"

После изучения пословиц в курсе литературного чтения 2 класса, мы с ребятами прочитали "Азбуку" Льва Николаевича Толстого. Ребята заметили, что великий писатель часто использовал пословицы и поговорки в названиях своих рассказов. Дети сами придумали для себя творческое задание: выбрать пословицу и придумать к ней рассказ. И вот, что получилось.

Кстати, эти тексты я использовала потом для организации групповой работы по редактированию текста (развитие речи).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинения по пословицам

2 класс «В»

Октябрь 2011 г.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Жила девочка Надя, и была у неё подружка Вера. Любили они играть в куклы. Но часто ссорились и обижались друг на друга. Никак не могли поделить кукол. Да и врозь долго не могли быть. Они ведь подружки настоящие. Мама сказала: «Вместе тесно, а врозь скучно». Задумались девочки.

Делу – время, потехе - час.

Девочка училась в 3 «В». В школе учитель дал задание: подготовиться к диктанту. А девочка вместо уроков целый день играла в куклы. Утром на уроке она за диктант получила «два». Делу время, потехе – час.

Паршикова Ирина

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Однажды Ира заигралась и разбросала все свои игрушки. Надоело ей играть, и она пошла спрашивать у мамы разрешения погулять. А мама ей сказала: «Сначала уберись в своей комнате, а потом пойдёшь на улицу. Любишь кататься – люби и саночки возить».

Чижикова Вероника

Делу – время, а потехе – час.

Пришла Маша из школы, решила поболтать с подружкой по телефону, потом поиграла с любимым котёнком, посмотрела по телевизору мультфильмы. Вот приходит мама с работы.

Маша, ты сделала уроки?

Ой, забыла…

Мама сказала: «Делу – время, а потехе – час».

Мазурина Екатерина

Поспешишь – людей насмешишь.

Ребята играли во дворе. Мама попросила Васю отнести молоко домой. Вася взял сумку с молоком и побежал, чтобы быстрее вернуться к игре. Он так спешил, что не заметил камень на дороге. Вася споткнулся и упал. Ребята засмеялись, а мама сказала: «Поспешишь – людей насмешишь».

Буланов Александр

Робкого и тень страшит.

Жил-был охотник. Как-то вечером он отправился в лес. Пришёл он в лес, и уже взошла луна. Охотник услыхал страшный вой. Он увидал большие длинные уши и пушистый длинный хвост. Что за зверь? Испугался охотник и убежал.

А это были заяц и лиса.

Долинина Янида

У страха глаза велики.

Жил-был заяц. Однажды он пошёл за ягодами. А на встречу ему бежит ёжик. «ты куда бежишь?» -спрашивает заяц. «Иду на поляну к старому дубу, там, говорят, чудище за малинником сидит»,- отвечает ёжик. «Пойдём туда вместе!» - сказал заяц. Пришли они к малиннику, а там маленький медвежонок ягоды собирает. «У страха глаза велики!» -сказал заяц.

Мозголина Мария

Семеро одного не ждут.

В летние каникулы 2 класс «В» собрался на природу. Все дети пришли вовремя, только один опаздывал. В назначенное время автобус отправился без опоздавшего. А когда он 1 сентября пришёл в школу, то на всех обижался. На последнем уроке к нему подошла учительница и сказала: «Семеро одного не ждут».

Ястребова Валентина

Вместе тесно, а врозь - скучно.

Ехали два мальчика в поезде и играли. Но не поделили игрушки, начали ругаться. Мамы развели их по разным местам. Сидят они в разных местах и скучают. Вот и получается, что вместе тесно, а врозь – скучно.

Дмитриева Евгения

Одно дело делаешь, другого не порть.

Папа сделал двум братьям письменный стол, подбирал материал, красил доски. Сели мальчики за стол мастерить. Сверлили и сделали в столе отверстие. Одно дело делаешь, другого не порть.

Шакин Вячеслав

Кто не работает, тот не ест.

Жили-были петушок и поросёнок. Предложил петушок посадить огород. Встал петушок утром, позвал поросёнка, а поросёнок в луже лежит, греется на солнышке. Вскопал петушок землю, посеял семена, а поросёнок в луже нежится.

Всё лето петушок работал: поливал, полол, ухаживал за огородом, а поросёнок отдыхал между грядками.

Пришла осень. Позвал петушок поросёнка убирать урожай, а тот желудями лакомится. Собрал петушок богатый урожай овощей.

Наступили холода, выпал снег. Пришёл поросёнок к петушку и просит у него немного еды и отвечает: «Я всю весну и лето работал, а ты отдыхал, грелся на солнышке. Осенью я собирал урожай, а ты мне не помогал. Поэтому: «Кто не работает, тот не ест».

Андреева Вероника

Делу – время, потехе - час.

Осенью начались школьные будни. Утром я хожу в гимнастику, а с обеда – в школу. Для того, чтобы погулять, время не остаётся. Мама сказала, что не зря в народе говорят: «Делу – время, а потехе – час». Теперь и я поняла эту пословицу.

Тютчик Ксения

Делу – время, потехе - час.

Мама собралась в магазин. Саша осталась дома. Мама попросила Сашу убрать игрушки, а сама ушла. Саша ничего не сделала, а пошла гулять. Мама пришла и огорчилась: «Делу – время, а потехе – час». Саше стало стыдно.

Мослякова Алина

Похожие публикации