Семейные дела Ивана III. Иван молодой Война с Литвой

Софья Палеолог (?-1503), жена (с 1472) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Прибыла в Москву 12 ноября 1472; в тот же день в Успенском соборе состоялось ее венчание с Иваном III. Брак с Софьей Палеолог способствовал укреплению престижа Русского государства в международных отношениях и авторитета великокняжеской власти внутри страны. Для Софьи Палеолог в Москве были построены особые хоромы и двор. При Софье Палеолог великокняжеский двор отличался особой пышностью. Из Италии в Москву были приглашены зодчие для украшения дворца и столицы. Были возведены стены и башни Кремля, Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, Теремной дворец. Софья Палеолог привезла в Москву богатую библиотеку. Династическому браку Ивана III с Софьей Палеолог обязан своим появлением чин венчания на царство. С приездом Софьи Палеолог связывают появление в составе династических регалий трона из слоновой кости, на спинке которого было помещено изображение единорога, ставшего одной из самых распространенных эмблем русской государственной власти. Около 1490 впервые появилось изображение венценосного двуглавого орла на парадном портале Грановитой палаты. Византийская концепция сакральности императорской власти прямо повлияла на введение Иваном III «богословия» («Божьей милостью») в титуле и в преамбуле государственных грамот.

КУРБСКИЙ ГРОЗНОМУ О ЕГО БАБКЕ

Но изобилие злобы твоего величества таково, что уничтожает не только друзей, но вместе с опричниками твоими всю святую землю русскую, разграбитель домов и убийца сыновей! Да сохранит тебя Бог от этого и не попустит быть этому Господь, царь веков! Ведь уже и то все как по лезвию ножа идет, потому что если не сыновей, то единокровных и близких по рождению братьев ты погубил, переполняя меру кровопийцев - отца твоего и матери твоей и деда. Ведь отец твой и мать - всем известно, сколько они убили. Точно так и дед твой, с бабкой твоей гречанкой, отрекшись и забывши любовь и родство, убил своего замечательного сына Ивана, мужественного и прославленного в геройских предприятиях, рожденного от его первой жены святой Марии, княжны тверской, а также родившегося от него своего боговенчанного внука царя Димитрия вместе с матерью, святой Еленой, - первого смертоносным ядом, а второго многолетним заключением в темнице, а потом удушением. Но этим он не удовлетворился!..

БРАКОСОЧЕТАНИЕ ИВАНА III И СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

29 мая 1453 года легендарный Царьград, осажденный турецкой армией, пал. Последний византийский император Константин XI Палеолог погиб в бою, защищая Константинополь. Его младший брат Фома Палеолог, правитель небольшого удельного государства Морея на полуострове Пелопоннес, бежал с семьей на Корфу, а затем в Рим. Ведь Византия, надеясь получить от Европы военную помощь в борьбе с турками, подписала в 1439 году Флорентийскую унию об объединении Церквей, и теперь ее правители могли просить себе убежище у папского престола. Фома Палеолог смог вывезти величайшие святыни христианского мира, в том числе и главу святого апостола Андрея Первозванного. В благодарность за это он получил дом в Риме и хороший пансион от папского престола.

В 1465 году Фома скончался, оставив троих детей - сыновей Андрея и Мануила и младшую дочь Зою. Точная дата ее рождения неизвестна. Предполагают, что она родилась в 1443 или 1449 году во владениях своего отца на Пелопоннесе, где получила начальное воспитание. Образование царственных сирот взял на себя Ватикан, поручив их кардиналу Виссариону Никейскому. Грек по происхождению, бывший архиепископ Никейский, он был ревностным сторонником подписания Флорентийской унии, после чего стал кардиналом в Риме. Он воспитал Зою Палеолог в европейских католических традициях и особенно поучал, чтобы она во всем смиренно следовала принципам католицизма, называя ее «возлюбленной дочерью Римской Церкви». Только в этом случае, внушал он воспитаннице, судьба одарит тебя всем. Однако сложилось все совсем наоборот.

В феврале 1469 года в Москву прибыл посол кардинала Виссариона с письмом великому князю, в котором ему предлагалось сочетаться законным браком с дочерью деспота Морейского. В письме между прочим упоминалось, что Софья (имя Зоя дипломатично заменили на православное Софья) уже отказала двум сватавшимся к ней венценосным женихам - французскому королю и герцогу Медиоланскому, не желая выходить замуж за правителя-католика.

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной, но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. А главное, она отличалась острым умом и статью, достойной византийской принцессы.

Московский государь принял предложение. Он направил в Рим своего посла, итальянца Джан Баттисту делла Вольпе (его в Москве прозвали Иваном Фрязиным), свататься. Посланный вернулся через несколько месяцев, в ноябре, привезя с собой портрет невесты. Этот портрет, которым словно началась в Москве эпоха Софьи Палеолог, считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение - помолвка принцессы Софьи и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же июне Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием, которому вскоре пришлось воочию убедиться в напрасности надежд, возлагаемых Римом на этот брак. По католической традиции, впереди шествия несли латинский крест, чем приводили в сильное смущение и волнение жителей России. Узнав о том, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града». Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться. Сама принцесса повела себя, как и пристало будущей правительнице Руси. Вступив на псковскую землю, она первым делом посетила православный храм, где приложилась к иконам. Легату и здесь пришлось повиноваться: последовать за ней в церковь, а там и поклониться святым иконам и приложиться к образу Богоматери по приказу деспины (от греческого деспот - «правитель»). А потом Софья пообещала восхищенным псковичам свою защиту перед великим князем.

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более принимать Флорентийскую унию. И Софья вовсе не собиралась окатоличивать Русь. Напротив, она явила себя деятельной православной. Некоторые историки считают, что ей было все равно, какую веру исповедовать. Другие же предполагают, что Софья, по-видимому, воспитанная в детстве афонскими старцами, противниками Флорентийской унии, в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель. Так или иначе, этот брак только усилил Московию, способствуя ее обращению в великий Третий Рим.

Ранним утром 12 ноября 1472 года Софья Палеолог прибыла в Москву, где все было готово к свадебному торжеству, приуроченному к именинам великого князя - дню памяти святого Иоанна Златоуста. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, чтобы не прекращать богослужений, государь обвенчался с ней. Византийская принцесса впервые тогда увидела своего супруга. Великий князь был молод - всего 32 года, хорош собой, высок и статен. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи»: когда он гневался, женщины падали в обморок от его страшного взгляда. И прежде отличался крутым характером, а теперь, породнившись с византийскими монархами, он превратился в грозного и властного государя. В том была немалая заслуга его молодой жены.

Венчание в деревянной церквушке произвело сильное впечатление на Софью Палеолог. Византийская принцесса, воспитанная в Европе, многим отличалась от русских женщин. Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что ее державный муж остается данником татарского хана, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица, построенная сплошь из дерева, стоит с залатанными крепостными стенами и с обветшавшими каменными храмами. Что даже государевы хоромы в Кремле деревянные и что русские женщины глядят на мир из окошечка светелок. Софья Палеолог не только произвела перемены при дворе. Некоторые московские памятники обязаны ей своим возникновением.

Она привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла - символ царской власти, поместив его и на своей печати. Две головы орла обращены на Запад и Восток, Европу и Азию, символизируя их единство, а также единство («симфонию») духовной и светской власти. Собственно же приданым Софьи была легендарная «либерия» - библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки. Увидев деревянную Москву, обгоревшую после пожара 1470 года, Софья испугалась за судьбу сокровища и на первое время спрятала книги в подклет каменной церкви Рождества Богородицы на Сенях - домовой церкви московских великих княгинь, построенной по приказанию святой Евдокии, вдовы . А собственную казну, по московскому обычаю, положила на сохранение в подпол кремлевской церкви Рождества Иоанна Предтечи - самой первой церкви Москвы, стоявшей до 1847 года.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон»: его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы. Этот трон известен нам как трон Ивана Грозного: царь именно на нем изображен скульптором М. Антокольским. В 1896 году трон установили в Успенском соборе для коронации Николая II. Но государь приказал поставить его для императрицы Александры Федоровны (по другим данным - для своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровне), а сам пожелал короноваться на троне первого Романова. И ныне трон Ивана Грозного - самый древний в кремлевском собрании.

Софья привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо»… И еще после свадьбы Ивана III в Архангельском соборе появилось изображение византийского императора Михаила III, родоначальника династии Палеолог, с которой породнились московские правители. Так утверждалась преемственность Москвы Византийской империи, а московские государи представали наследниками византийских императоров.

Иван III -первый государь всея Руси

Правителем, который завершил усилия своих предков Даниловичей и заложил основы русского централизованного государства, стал Иван III Васильевич (родился в 1440, годы правления 1462-1505). Опыт государственного управления он приобрел еще при своем отце, слепом Василии II. Из всех 75 российских монархов (до 1917), а также последующих руководителей государства Иван III Васильевич наибольшее число лет реально правил государством. Его важнейшими делами стали: 1. Свержение монголо-татарского ига. В 1477 г. прекратилась выплата дани, а в 1480 г. после почти бескровного «стояния на р. Угре» зависимость от Орды была окончательно уничтожена. 2. Международное признание суверенного русского государства, установление дипломатических отношений, признание за Иваном III титула «государя всея Руси» со стороны папы римского, Ливонского ордена, Германии, Крымского ханства и других государств. Г. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро Российского цент-рализованного государства. Он присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1485), Вятку, Пермь и др. При Иване III территория русского государства увеличилась в 6 раз и достигла 2,6 млн кв. км. Население составляло 2-3 млн человек. Начал политическую, дипломатическую и вооруженную борьбу за возвращение исконно русских земель, некогда входивших в состав Древней Руси, и включение их в Московское государство как преемника древнерусского государства. При Иване III получило развитие поместное землевладение и выросло политическое значение дворянства, на которое опирался правитель в осуществлении внешней и внутренней политики. 4. Централизация и укрепление политической власти, основание самодержавного правления. Великий князь Московский Иван III именовался государем всея Руси. Были заложены основы культа личности царя: особые церемониалы выходов к народу, встреч с послами, одежды, знаки царской власти. Появился государственный герб - двуглавый орел. 5. В 1497 г. Иван III утвердил Судебник, общерусский свод законов, заменивший Русскую Правду. В Судебнике определялась компетенция должностных лиц, устанавливались процессуальные нормы, наказания, включая смертную казнь за наиболее важные преступления. 6. Иван III в 1503 г. предпринял первую неудачную попытку секуляризации монастырских и церковных имуществ. 7. Со второй половины XV в. русское государство стало рассматриваться как защитник всех православных, большая часть которых оказалась подавлена.

Годы жизни: 1440-1505. Годы правления: 1462-1505

Иван III – старший сын великого князя Московского Василия II Темного и великой княгини Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.

На двенадцатом году жизни Иван сочетался браком с Марией Борисовной, тверской княжной, на восемнадцатом году уже имел сына Ивана по прозвищу Молодой. В 1456 г., когда Ивану было 16 лет, Василий II Темный назначил его своим соправителем, а в 22 года он стал великим князем Московским.

Еще отроком Иван участвовал в походах против татар (1448, 1454, 1459 гг.), многое повидал и к моменту вступления на престол в 1462 г. Иван III имел уже сложившийся характер, был готов принимать важные государственные решения. У него был холодный, рассудительный ум, крутой нрав, железная воля, отличался особым властолюбием. Характером Иван III был скрытным, осторожным и к намеченной цели устремлялся не быстро, а ждал случая, избирал время, двигаясь к ней размеренными шагами.

Внешне Иван был красив, худощав, высок и немного сутуловат, за что получил прозвище «Горбатый».

Начало правления Иван III ознаменовал выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына Ивана Молодого, наследника престола.

Первая жена Ивана III умерла рано, и великий князь вступил во второй брак с племянницей последнего византийского императора Константина XI, Зоей (Софьей) Палеолог. Их венчание прошло в Москве 12 ноября 1472 г. Она сразу же включилась в политическую деятельность, активно помогая мужу. При Софье он стал более суровым и жестоким, требовательным и властолюбивым, требовал полного повиновения и карал за ослушание, за что Ивана III первым из царей назвали Грозным.

В 1490 г. неожиданно умер сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой. От него остался сын Дмитрий. Перед великим князем встал вопрос, кому наследовать престол: сыну Василию от Софьи или внуку Дмитрию.

Вскоре был раскрыт заговор против Дмитрия, организаторы которого были казнены, а Василий взят под стражу. 4 февраля 1498 Иван III венчал внука на царство. Это было первое коронование на Руси.

В январе 1499 г. был раскрыт заговор против Софьи и Василия. Иван III охладел к внуку и помирился с женой и сыном. В 1502 г. царь наложил на Дмитрия опалу, а Василий был объявлен великим князем всея Руси.

Великий государь решил женить Василия на датской принцессе, но датский король уклонился от предложения. Боясь не успеть до своей смерти найти зарубежную невесту, Иван III выбрал Соломонию, дочь незначительного русского сановника. Брак состоялся 4 сентября 1505 г., а 27 октября этого же года Иван III Великий умер.

Внутренняя политика Ивана III

Заветной целью деятельности Ивана III было собирание земель вокруг Москвы, покончить с остатками удельной разобщенности ради создания единого государства. Жена Ивана III, Софья Палеолог, всячески поддерживала желание мужа расширить Московское государство и укрепить самодержавную власть.

Полтора столетия Москва вымогала дань с Новгорода, отнимала земли и почти поставила новгородцев на колени, за что они ненавидели Москву. Понимая, что Иван III Васильевич окончательно хочет подчинить себе новгородцев, они освободили себя от присяги великому князю и образовали общество по спасению Новгорода, возглавляемое Марфой Борецкой, вдовой посадника.

Новгород заключил договор с Казимиром, королем польским и великим князем литовским, по которому Новгород переходит под его верховную власть, но при этом сохраняет некую самостоятельность и право на православную веру, а Казимир обязуется защитить Новгород от посягательств московского князя.

Два раза Иван III Васильевич посылал послов в Новгород с добрыми пожеланиями образумиться и вступить в земли Московские, митрополит московский пытался убедить новгородцев «исправиться», но всё тщетно. Пришлось Ивану III совершить поход на Новгород (1471 г.), в результате которого новгородцы были разбиты сначала на реке Ильмень, а затем Шелонь, Казимир же не пришел на помощь.

В 1477 г. Иван III Васильевич потребовал от Новгорода полного признания его своим хозяином, что вызвало новый мятеж, который был подавлен. 13 января 1478 г. Великий Новгород полностью подчинился власти московского государя. Чтобы окончательно усмирить Новгород, Иван III в 1479 г. сменил новгородского архиепископа Феофила, неблагонадежных новгородцев переселил в московские земли, а на их земли поселил москвитян и других жителей.

При помощи дипломатии и силы Иван III Васильевич подчинил себе и другие удельные княжества: Ярославское (1463 г.), Ростовское (1474 г.), Тверское (1485 г.), Вятские земли (1489 г.). Свою сестру Анну Иван выдал замуж за рязанского князя, тем самым обеспечив себе право вмешиваться в дела Рязани, а позднее и заполучил город по наследству от племянников.

Бесчеловечно поступал Иван с братьями, отнимая у них уделы и лишая их права какого-либо участия в государственных делах. Так, Андрей Большой и его сыновья были арестованы и заключены в тюрьму.

Внешняя политика Ивана III.

Во время княжения Ивана III в 1502 г. прекратила свое существование Золотая Орда.

Москва и Литва часто воевали из-за Русских земель, находящихся под Литвой и Польшей. По мере усиления власти великого государя Московского всё больше русских князей со своими землями переходили от Литвы к Москве.

После смерти Казимира Литва и Польша вновь разделились между его сыновьями, Александром и Альбрехтом, соответственно. Великий князь литовский Александр женился на дочери Ивана III Елене. Отношения между зятем и тестем ухудшались, и в 1500 г. Иван III объявил войну Литве, которая прошла успешно для Руси: были завоеваны части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств. В 1503 г. был подписан договор о перемирии на 6 лет. Иван III Васильевич отклонил предложение о вечном мире, пока не будут возвращены Смоленск и Киев.

В итоге войны 1501-1503 гг. великий государь Московский принудил Ливонский орден платить дань (за г. Юрьев).

Иван III Васильевич за время своего правления предпринимал несколько попыток подчинить Казанское царство. В 1470 г. Москва и Казань заключили мир, а в 1487 г. Иван III взял Казань и возвел на престол хана Махмет-Аминя, который 17 лет был верным послушником московского князя.

«А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?..». НЕРАЗГАДАННАЯ ТАЙНА БЕЗЫМЯННОЙ МОГИЛЫ

Летом 1934 года произошло открытие, важность которого историки смогли почувствовать лишь долгое время спустя. Директор Суздальского краеведческого музея Алексей Дмитриевич Варганов, производя раскопки в соборе Покровского монастыря, вскрыл небольшую гробницу. Гробница находилась между погребениями некоей "старицы Александры", умершей в 1525 году, и "старицы Софьи", известной в миру под именем Соломонии Юрьевны Сабуровой, великой княгини Соломонии, первой жены Василия III Ивановича...


Кто прав? На маленькой белокаменной плите, лежавшей в усыпальнице Покровского собора, надписи не было. По орнаменту на камне, по способу его обработки надгробие можно было отнести скорее к первой половине XVI века, а не к началу XVII, как следовало бы, будь это могила Анастасии. А по костям ребенка вообще трудно точно определить, мальчик это или девочка. Но под плитой, в деревянной колоде, лежал не скелет ребенка, а... просто сверток тряпья! Шелковую, шитую серебряной нитью рубашечку перепоясывал шитый жемчугом свивальник.

Эта находка поставила археологов в тупик. Подобные ложные захоронения носят наименование кенотафов. Они известны по мировой практике. Встречаются пустые курганы-кенотафы древнерусского времени, но для периода XIV– XVI вв. ничего похожего ранее не находилось. Инженером Г. Л. Григорьевым была выдвинута интересная версия, позднее развитая и дополненная писателем А. Л. Никитиным. Они предположили, что разгадка таится в семейной драме великого князя московского Василия III и его первой супруги Соломонии (Соломониды) Сабуровой.

Большинство летописцев согласно указывают, что в последних числах ноября 1525 года великий князь Василий III развелся со своей женой - великой княгиней Соломонией после примерно двадцати одного года совместной жизни. Причина развода - отсутствие наследников, "бесплодие" супруги.


Развод нужен был Василию III, чтобы жениться на Елене Васильевне Глинской. То был беспримерный шаг для Руси того времени. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью лишь при обоюдном согласии обоих; во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло! Если вообще второй брак (после смерти жены) церковь допускала с трудом, считая его?полузаконным?, то этот никаким образом не мог быть оправдан и расценивался как прелюбодеяние.

Очевидец описываемых событий барон Сигизмунд Герберштейн дважды посетил Москву в первой четверти XVI века, исполняя дипломатические поручения германского императора Максимиллиана I и эрцгерцога Фердинанда. Первый раз он появляется в России 1517 году, вторично? в конце 1525 года.

Герберштейн владел русским, польским словенским языками. В предисловии к своей книге " Записки о московских делах" он предупреждает, что излагаемые сведения получены им не от одного какого-либо собеседника, но тщательно проверены путем "перекрестных допросов" нескольких.

Герберштейн рассказывает о "деле Соломонии" чрезвычайно любопытные подробности. Соломония, по словам Герберштейна, от пострижения отбивалась, сорвала с себя и топтала ногами монашеский куколь. "Возмущенный этим недостойным поступком, Иоанн Шигоня, один из первых советников, не только выразил ей резкое порицание, но и ударил ее бичом, прибавив: "неужели ты противишься воле Государя? Неужели медлишь исполнить его повеление?" После этих слов она, упав духом, громко заявляет в присутствии всех, что надевает куколь против воли и по принуждению, и призывает Бога в мстители столь великой обиды".

Свободный теперь Василий женится на Елене Глинской. Но вдруг возникает слух, что Соломония беременна и даже скоро разрешится. Этот слух подтверждали две почтенные женщины, супруги первостепенных советников, казнохранителя Георгия Малого и постельничего Якова Мазура, и уверяли, что они слышали из уст самой Соломонии признание в том, что она беременна и скоро разрешится.

Услышав это, государь сильно разгневался и удалил от себя обеих женщин, а одну, супругу Георгия, велел даже подвергнуть бичеванию за то, что она своевременно не донесла ему об этом. Затем, желая узнать дело с достоверностью, он посылает в монастырь, где содержалась Соломония, советника Теодорика Рака и некоего секретаря Потата и поручает им тщательно расследовать правдивость этого слуха.

" Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые утверждали нам за непреложную истину, что Соломония родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребенка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, то она, говорят, отвечала им, что они недостойны того, чтобы глаза их видели ребенка, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, будто она родила." (ц)

Интересно? Безусловно! Приводя две версии слухов, Герберштейн фактически передает мнения двух враждебных группировок. Для первой из них рождение сына у Соломонии выгодно, оно демонстрирует?неправоту? Василия III, для другой? появление этого сына крайне нежелательно. Ведь если слух справедлив, сын Соломонии должен стать законным наследником престола, даже если бы на следующий год родился сын и у Елены! Старший сын великого князя и, что не менее важно, от первой, законной жены! Другое дело, если бы Соломонию удалось уличить в измене, в?прелюбодеянии?, но даже о самой возможности этого, судя по документам, речи никогда не заходило.

Такова юридическая сторона дела. Но историк не в праве основываться на одном известии, даже рассказе очевидца, если оно не подтверждается другими свидетельствами. А их нет! Вот почему обычно считали, что сообщение Герберштейна всего лишь передает слух, пущенный сторонниками Соломонии, в первую очередь Сабуровыми.

Открытие А. Д. Варганова снова поставило этот вопрос на обсуждение. Но здесь мнения историков разделились! Для тех, кто отрицал существование Георгия, "кукла" была доказательством, что Соломония инсценировала смерть ребенка, когда в Покровский монастырь Прибыла вторая комиссия, могущая уличить ее в обмане.

Другие историки полагали, что опальной великой княгине удалось спасти сына, и ложное погребение - один из способов помешать проискам Глинских, которые не остановились бы перед ядом и кинжалом, чтобы уничтожить возможного претендента на престол. В пользу второй версии говорили и некоторые факты.

Во-первых, никто из духовенства и "руководства" Покровского монастыря не пошел бы на чреватый опасностью обман властей только ради репутации Соломонии.

Во-вторых, совершение погребального обряда над "куклой" - святотатство, самое страшное преступление для мирян, не говоря уже о духовных лицах!

В-третьих, требует объяснения сама рубашечка. По определению реставратора Исторического музея Е. С. Вигдоновой, она принадлежала мальчику 3-5 лет из?высшего класса? общества начала XVI века. В спешке перед приездом "комиссии" могли вообще ничего не класть! А здесь - как бы "часть" человека, над которым совершалось отпевание.

Так что же, Георгий был?

Предполагаемый сын Соломонии и Василия мог родиться в июле, самое позднее - в августе 1526 года. А в сентябре этого года, через месяц или два, Василий делает старице Софье поистине царский подарок. Вот этот знаменательный документ, датированный 19 сентября 7035 (1526) года.

"Се яз Князь Великий Василий Иванович всеа Русии пожаловал есми Старицу Софью в Суздале своим селом Вышеславским с деревнями и с починки..."

По какому случаю такой подарок опальной? За "обиду" развода? Возможно. Но, кроме совпадения дат, настораживает и другое соображение. Такие подарки получали великие княгини от своих супругов в случае рождения наследников! Нельзя ли увидеть в этой дарственной первый шаг Василия к "признанию" Георгия?

Еще один документ. Воскресенская летопись под тем же годом сообщает: "Того же лета поставил киязь великий... церковь камену у Фроловских (теперь Спасских) ворот Кремля святого мученика Георгия".

Почему поставил? По какому обету? В честь какого события? Об этом документы умалчивают. Но известно, что строительство храма в честь святого патрона новорожденного у великокняжеской семьи того времени было в обычае.

Через год после рождения Ивана IV Василий тоже ставит церковь в честь его святого. Таким образом, устройством храма в честь "святого мученика Георгия" Василий как бы публично признавался в рождении у него сына!.

Сопоставив это известие Герберштейна с поволжскими легендами о разбойнике Георгии Кудеяре, Л. Г. Григорьев и А. Л. Никитин пришли к выводу, что сын Соломонии был ею укрыт и впоследствии выжил. Чтобы спасти Георгия и был создан суздальский кенотаф. Он должен был показать московским властям – мальчик умер и проблема тайного наследника (а мифический Георгий был на пять лет старше сына Василия III и его второй жены Елены Глинской, Ивана Грозного) решилась. Тем не менее слухи о том, что «братец» жив, достигли Грозного. Тогда, как полагают Г. Л. Григорьев и А. Л. Никитин, царь создал опричный корпус, гонялся за Георгием по всей стране, и наконец настиг и убил в Новгороде, для чего разорил по дороге Тверь, а затем, за компанию, еще и Псков.

Выдающийся знаток XVI в. академик М. Н. Тихомиров предложил свою любопытную гипотезу. Ее особенность уже в том, что она высказана в художественной форме. Это небольшой рассказ «Соломонида», созданный ученым в 1960-е гг. Он посвящен трагической истории великой княгини и завершается повествованием о второй свадьбе Василия III и рождении у него сына Ивана.

«Весть о рождении великого князя Ивана Васильевича, – пишет М. Н. Тихомиров, – быстро распространилась по городам и селам, дошла она и в Суздаль до Покровского монастыря, где томилась Соломонида, но Соломонида отнеслась к этому известию равнодушно. Она качала на руках тряпичную куклу, ласкала ее и называла своим любимым Юрочкой, великим князем Юрием Васильевичем, глядя радостными и в то же время бессмысленными глазами на небеса и плывущие по ним облака, на далекие облака, безмолвно смотревшие на людские преступления». Итак, согласно литературной версии М. Н. Тихомирова, несчастная Соломония сошла с ума, и придумала себе «ребенка» в виде тряпичной куклы.

И все же постараемся найти другой возможный ответ. Дают его этнографические параллели. У северных хантов зафиксирован обычай, когда при отсутствии тела умершего (он мог утонуть или пропасть без вести) делали заменитель погребального сооружения – «ура-хот» («ура-дом»). Это небольшое сооружение, подобное тому, в котором помещали тело покойника. Внутрь него клался собственно «ура» – изображение умершего, представлявшее собой комплект миниатюрной одежды, как правило без твердой основы.

По представлениям угров подобные кенотафы позволяли умершему, чье тело не найдено в загробном мире, занять свое место среди родственников.

Таким образом, суздальский кенотаф с тряпичным «мальчиком» может быть подобным заменителем могилы. Ребенок погиб и тело его не было обнаружено. Для родственников, а также для свершения заупокойных служб и изготовили ложную могилу. Смущает одно: изготовление подобной могилы в храме противоречит православным канонам. Однако в далеком XVI в., могли и не смущаться по таким поводам...

12 ноября 1472 года Великий князь Московский Иван III женился на Софье Фоминишне Палеолог. Папа римский Павел II лелеял в то время надежду привлечь Русь к себе и в 1469 году предложил Ивану III руку Зои (Софьей она стала именоваться в России) Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии турками Царьграда. Но надеждам папы не было суждено сбыться: папский легат, сопровождавший невесту, не имел успеха в Москве, а Софью папские дела не интересовали.

Великий князь Московский Иван III женился на Софье Фоминишне Палеолог. Первая жена великого князя, Мария Борисовна Тверская, умерла в 1467 году. Папа римский Павел II лелеял в то время надежду привлечь Русь к себе и в 1469 году предложил Ивану III руку Зои (Софьей она стала именоваться в России) Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина Палеолога, убитого при взятии турками Царьграда. Брат императора Фома бежал в Италию, где умер, а детей оставил на попечение папы. Из России был отправлен посол Иван Фрязин (его действительное имя было Жан Баттиста делла Вольпе), который устроил все дела и привез невесту в Москву, где сразу было устроено венчание. Но надеждам папы не было суждено сбыться: папский легат, сопровождавший невесту, не имел успеха в Москве, а Софью папские дела не интересовали.

Необыкновенно быстрые успехи великого князя Ивана III в собирании русских земель сопровождались существенными переменами в московском придворном быту. Первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна, умерла рано, в 1467 г., когда Ивану не было еще и 30 лет. После нее у Ивана остался сын — князь Иван Иванович «Молодой», как его обыкновенно называли. В ту пору уже завязывались сношения Москвы с западными странами. По разным причинам римский папа был заинтересован тем, чтобы установить сношения с Москвою и подчинить ее своему влиянию. От папы и вышло предположение устроить брак молодого Московского князя с племянницей последнего Константинопольского императора Зоей-Софией Палеолог. После взятия Царьграда турками (1453) брат убитого императора Константина Палеолога, по имени Фома, бежал с семейством в Италию и там умер, оставив детей на попечении папы. Дети были воспитаны в духе Флорентийской унии , и папа имел основание надеяться, что, выдав Софью за Московского князя , он получит возможность ввести унию в Москву. Иван III согласился начать сватовство и отправил в Италию послов за невестою. В 1472 г. она приехала в Москву, и брак состоялся. Однако надеждам папы не суждено было осуществиться: папский легат, сопровождавший Софью, не имел никакого успеха в Москве; сама Софья ничем не содействовала торжеству унии, и, таким образом, брак Московского князя не повлек за собою никаких видимых последствий для Европы и католичества. Но он имел некоторые последствия для московского двора.

Во-первых, он содействовал оживлению и укреплению завязывавшихся в ту эпоху сношений Москвы с Западом, с Италией в особенности. Вместе с Софьею прибыли в Москву греки и итальянцы; приезжали они и впоследствии. Великий князь держал их у себя как «мастеров», поручая им строение крепостей, церквей и палат, литье пушек, чеканку монеты. Иногда этим мастерам вверялись и дипломатические дела, и они ездили в Италию с поручениями от великого князя. Выезжих итальянцев в Москве называли общим именем «фрязин» (от «фряг», «франк»); таким образом, действовали в Москве Иван Фрязин, Марк Фрязин, Антоний Фрязин и т.п. Из итальянских мастеров особою известностью пользовался архитектор Аристотель Фиораванти, построивший в Московском Кремле знаменитые Успенский собор и Грановитую палату.

Вообще трудами итальянцев при Иване III Кремль был обустроен и украшен заново. Рядом с «фряжскими» мастерами у Ивана III работали и немецкие, хотя в его пору они не играли первой роли; выдавались только лекари-«немчины». Кроме мастеров, в Москве появлялись иноземцы гости (например, греческая родня Софьи) и послы от западноевропейских государей. (Между прочим, посольство от римского императора предлагало Ивану III титул короля, от которого Иван отказался.) Для приема гостей и послов при московском дворе был выработан определенный «чин» (церемониал), совсем отличный от того чина, который соблюдался прежде при приемах татарских посольств. И вообще порядок придворной жизни при новых обстоятельствах изменился, стал сложнее и церемоннее.

Во-вторых, появлению в Москве Софьи московские люди приписывали большие перемены в характере Ивана III и замешательства в княжеской семье. Они говорили, что как пришла Софья с греками, так земля замешалася и пришли нестроения великие. Великий князь изменил свое обращение с окружающими: стал держать себя не так просто и доступно, как прежде, требовал знаков почтения к себе, стал взыскателен и легко опалялся (налагал немилость) на бояр. Он стал обнаруживать новое, непривычно высокое представление о своей власти. Женившись на греческой царевне, он как будто считал себя преемником исчезнувших греческих императоров и намекал на это преемство тем, что усвоил себе византийский герб — двуглавого орла.

Словом, после брака с Софьею Иван III проявил большое властолюбие, которое потом испытала на себе и сама великая княгиня. В конце своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьею и отдалил ее от себя. Ссора их произошла по вопросу о престолонаследии. Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой, умер в 1490 г., оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у великого князя был другой сын от брака с Софьею — Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию ? Сначала Иван III решил дело в пользу Дмитрия и при этом наложил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он при своей жизни венчал на царство (именно на царство , а не на великое княжение). Но через год отношения переменились: Дмитрий был отстранен, а Софья с Василием снова вошли в милость. Василий получил титул великого князя и стал соправителем отца. При этих переменах терпели придворные Ивана III : с опалою на Софью попали в немилость ее приближенные, причем несколько человек было даже казнено смертью; с опалою на Дмитрия великий князь также воздвиг гонение на некоторых бояр и одного из них казнил.

Вспоминая все то, что происходило при дворе Ивана III после его женитьбы на Софье, московские люди высказывали осуждение Софье и считали ее влияние на мужа скорее вредным, чем полезным. Ей они приписывали падение старых обычаев и разные новизны в Московском быту, а также и порчу характера ее мужа и сына, ставших властными и грозными монархами. Не следует, однако, преувеличивать значение личности Софьи: если бы ее и вовсе не было при московском дворе, все равно, Московский великий князь сознал бы свою силу и полновластие, и сношения с Западом все равно завязались бы. К этому вел весь ход московской истории, в силу которого Московский великий князь стал единым государем могучей великорусской народности и соседом нескольких европейских государств.

Иван 3 был назначен судьбой восстановить единовластие на Руси, не вдруг принял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными.

Карамзин Н.М.

Правление Ивана 3 длилось с 1462 по 1505 годы. Это время вошло в историю России как начало объединения земель удельной Руси вокруг Москвы, что создавало основы единого государства. Так же именно Иван 3 был тем правителем, при котором Русь избавилась от татаро-монгольского ига, длившегося практически 2 века.

Иван 3 начал правление в 1462 году в возрасте 22 лет. Престол к нему перешел по завещанию от Василия 2.

Управление государством

Начиная с 1485 года, Иван 3 провозглашает себя государем всея Руси. С этого момента начинается единая политика, направленная на укрепление международного положения страны. Что касается управления внутреннего, то власть князя тяжело назвать абсолютной. Общая схема управления Москвой и всем государством при Иване 3 представлена ниже.


Князь, конечно, возносился над всеми, но церковь и боярская дума совсем немного уступали по значимости. Достаточно отметить, что:

  • Власть князя не распространяется на церковные земли и боярские вотчины.
  • Церковь и бояре имеют право чеканить собственную монету.

Благодаря Судебнику 1497 году на Руси приживается система кормления, когда княжеские чиновники получают широкие полномочия в плане местного управления.

При Иване 3 впервые была реализована система передачи власти, когда князь назначал себе приемника. Так же именно в эту эпоху начали формироваться первые Приказы. Были основаны приказ Казна и Дворец, которые ведали поступлением налогов и распределением земли дворянам за службу.

Объединение Руси вокруг Москвы

Покорение Новгорода

Новгород в период прихода к власти Ивана 3 сохранял принцип управления через вече. Вече выбирало посадника, который определял политику Великого Новгорода. В 1471 году обострилась борьба боярских группировок «Литвы» и «Москвы». Это велелось в бойню на вече, в результате которой победу одержали литовские бояре, которых возглавила Марфа Борецкая, жена вывшего посадника. Сразу же после этого Марфа подписала вассальную присягу Новгорода Литве. Иван 3 тут же отправил в город грамоту, требуя признать в городе главенство Москвы, но новгородское вече было против. Это означало войну.

Летом 1471 году Иван 3 отправляет войска на Новгород. Сражение случилось у реки Шелони, где новгородцы потерпели поражение. 14 июля случилось сражение у стен Новгорода, где москвичи победили, а новгородцы потеряли убитыми порядка 12 тысяч человек. Москва укрепила свои позиции в городе, но сохранила новгородцам самоуправление. В 1478 году, когда стало очевидно, что Новгород не прекращает попыток уйти под власть Литвы, Иван 3 лишил город всякого самоуправления, окончательно подчинив его Москве.


Новгородом теперь правил московский наместник, а знаменитый колокол, символизировавший вольность новгородцев, был отправлен в Москву.

Присоединение Твери, Вятки и Ярославля

Тверской князь Михаил Борисович, желая сохранить независимость своего княжества, женился на внучке великого князя Литовского Каземира 4. Это не остановило Ивана 3, который в 1485 году начинает войну. Положение для Михаила осложнялось тем, что многие тверские бояре уже перешли на службу к московскому князю. Вскоре началась осада Твери, а Михаил бежал в Литву. После этого Тверь без сопротивления сдалась. Иван 3 оставил для управления городом своего сына Ивана. Так произошло подчинение Твери Москве.

Ярославль при правлении Ивана 3 формально сохранил свою независимость, но это был жест доброй воли самого Ивана 3. Ярославль полностью зависел от Москвы, и его самостоятельность выражалось только в том, что местные князья имели право наследования власти в городе. Женой ярославского князя была сестра Ивана 3, Анна, поэтому он и позволил ее супругу и сыновьям наследовать власть и править самостоятельно. Хотя все важные решения принимались в Москве.

Вятка имела систему управления схожую с Новгородом. В 1489 году Тверь подчинилась власти Ивана III, перейдя в управление Москвой вместе с старинным городом Арск. После этого Москва укрепилась как единый центр объединения русских земель в единое государство.

Внешняя политика

Внешняя политика Ивана 3 выражалась в трех направлениях:

  • Восточное – освобождение от ига и решение проблемы казанского ханства.
  • Южное – противостояние с Крымским ханством.
  • Западное – решение пограничных вопросов с Литвой.

Восточное направление

Ключевая задача восточного направления – избавление Руси от татаро-монгольского ига. Результатом стало стояние на реке Угре в 1480 году, после которого Русь обрела независимость от Орды. 240 лет ига были завершены и началось возвышение московского государства.

Жены князя Ивана 3

Иван 3 дважды был в браке: первая жена – тверская княгиня Мария, вторая жена – Софья Палеолог из рода византийских императоров. От первого брака у князя был сын – Иван Молодой.

Софья (Зоя) Палеолог была племянницей византийского императора Константина 11, но после падения Константинополя она переехала в Рим, где жила под покровительством римского папы. Для Ивана III это был прекрасный вариант для брака, после смерит княгини Марии. Этот брак позволял соединить правящие династии России и Византии.

За невестой в Рим в январе 1472 года было отправлено посольство, которое возглавил князь Иван Фрязин. Папа римский согласился отправить Палеолог в Россию при 2-ух условиях:

  1. Россия склонит Золотую Орду к войне с Турцией.
  2. Россия в той или иной форме примет католичество.

Послы приняли все условия, и Софья Палеолог отправилась в Москву. 12 ноября 1472 года она въехала в столицу. Примечательно, что на въезде в город, движение было на несколько дней остановлено. Связано это было с тем, что во главе делегации ехали католические священники. Иван 3 считал преклонение перед чужой верой признаком неуважения к собственной, поэтому потребовал, чтобы католические священники спрятали кресты и перешли вглубь колонны. Только после удовлетворения этих требований движение продолжилось.

Престолонаследие

В 1498 возник первый спор о престолонаследии. Часть бояр требовали, чтобы наследником Ивана 3 стал его внуку Дмитрий. Это был сын Ивана Молодого и Елены Волошанки. Иван Молодой был сыном Ивана 3 от брака с княжной Марией. Другая группировка бояр высказывалась за Василия, сына Ивана 3 и Софьи Палеолог.

Великий князь заподозрил свою жену, что она хотела отравить Дмитрия и его мать Елену. Было объявлено о заговоре, и некоторые люди были казнены. В результате у Ивана 3 возникло подозрение к своей жене и сыну, поэтому в 4 февраля 1498 году Иван 3 называет своим приемником Дмитрия, которому на тот момент было 15 лет.

После этого в настроениях великого князя случились перемены. Он решил вновь расследовать обстоятельства покушения на Дмитрия и Елену. В результате уже Дмитрий был заключен под стражу, а Василий назначен князем Новгорода и Пскова.

В 1503 году умерла царевна Софья, и здоровье князя стало заметно хуже. Поэтому он собрал бояр и объявил своим наследником Василия, будущего князя Василия 3.

Итоги правления Ивана 3

В 1505 году князь Иван 3 умирает. После себя он оставляет великое наследство и великие дела, которые было суждено продолжать его сыну Василию. Итоги правления Ивана 3 можно охарактеризовать следующим образом:

  • Устранение причин раздробленности Руси и объединение земель вокруг Москвы.
  • Начало создание единого государства
  • Иван 3 был одним из сильнейших правителей своей эпохи

Иван 3 не был образованным человеком, в классическом смысле этого слова. Он не мог в детстве получить достаточно образование, но это компенсировалось его природной смекалкой и сообразительностью. Многие называют его хитрым царем, поскольку он очень часто хитростью добивался нужных ему результатов.

Важным этапом правления князя Ивана третьего был брак с Софье Палеолог, в результате которого Россия стала сильной державой, и ее стали обсуждать во всей Европе. Это, бесспорно, дало толчок для развития государственности в нашей стране.

Ключевые события правления Ивана III:

  • 1463 – присоединения Ярославля
  • 1474 – присоединение Ростовского княжества
  • 1478 – присоединение Великого Новгорода
  • 1485 – присоединения Тверского княжества
  • Освобождение Руси от ордынского ига
  • 1480 – стояние на Угре
  • 1497 – принятие судебника Ивана 3.
Похожие публикации