Художественные прялки руси. С прялками ходили на посиделки, или супрядки - деревенские вечеринки Расписные прялки

Одним из самых развитых в XIX веке был, безусловно, прялочный промысел. Почти в каждой области России были крупные центры, где в огромном количестве производились прялки - самые необходимые предметы крестьянского быта. Их украшали и росписью, и резьбой, техника которой была тоже очень разнообразна.

Выделяются прялки Вологодской области . Для них характерен широкий прямоугольный гребень на довольно тонкой, почти гладкой ножке. Лицевую сторону гребня обычно покрывали резным узором с крупной розеткой. Вся резьба в вологодских прялках крупная, сочная, декоративная. В конце XIX века прялки стали часто покрывать яркой краской или расписывали различными цветочными узорами.

Прялки в ряде районов Архангельской области - лядинские и кенозерские - имеют не только более мелкую и дробную резьбу, но и другую форму, с, более приземистой и массивной ножкой. Эти прялки монументальны и устойчивы.

Черты монументальности характерны и для многих прялок из Тверской области . Их разнообразные формы зависят от места изготовления. Особенно интересны прялки, в которых ножка и гребень почти сливаются. Делали нх из одной широкой массивной доски, покрывали крупной декоративной резьбой, в узоре которой основное место также занимала розетка.

Большим изяществом форм и изысканностью тонкой резьбы отличаются прялки Ярославской области . Одни прялки «столбчатые». Их ножка напоминает высокую башенку с множеством резных оконец. Крохотный гребень, а иногда и донце украшены трехгранно-выемчатой резьбой. Совсем иные «теремковые прялки». Их отличает не только оригинальная форма, но и сюжеты резьбы, исполненные контурной н ногтевидной техникой. Излюбленные темы - чаепитие, катание на лошадях. сцены свиданий, прогулок и народных танцев.

На прялках, как и на многих других предметах быта, в XIX веке была распространена и роспись. Ее характер тоже зависел от места производства. Среди известных центров русской крестьянской росписи совершенно особое место занимает Пермогорье на Северной Двине . Мастера Пермогорья по белому фону прялки наносили яркий растительный узор, среди которого размещали целые жанровые сцены и сложные композиции, связанные. между собой в единый рассказ. Сохранилась, например, прялка со сценой девичьих посиделок, где в рисунках передан весь свадебный цикл. Обычно основной темой росписей Пермогорья были сцены крестьянского труда и отдыха. Яркая и нарядная роспись превращала различные предметы быта в подлинные произведения искусства.


Прялки. Северодвинская роспись.
Верхнетоемский краеведческий музей.
с.Верхняя Тойма Архангельской обл.

Прялки другого крупного центра на Северной Двине - Борка - расписывались еще более нарядно. Там применяли даже золото. Но в борецких прялках жанровые композиции менее разнообразны. В основном это праздничное катание в саночках.

Большой самобытностью среди коллекции северных росписей выделяются прялки села Палощелья на реке Мезени . Колорит их росписи необычен. Основной узор наносили на белое дерево суриком, обводили черным контуром и покрывали олифой, которая придавала всей росписи золотистый тон. По лицевой стороне гребня прялки идут стройные фризы оленей, коней, птиц и геометрического узора. Жанровые сцены обычно размещались на внутренней стороне мезенских прялок. Кроме прялок на Мезени широкое распространение получила роспись лубяных коробов.

Особенно большой известностью в XIX веке пользовалась городецкая роспись на донцах . В донце вставляли гребень, на который крепили лен; это заменяло прялку. При изготовлении гребень обычно оставляли гладким, а донце украшали резьбой, инкрустацией пли росписью. Кроме излюбленных ярких розанов на городецких донцах писали барынек, чаепитие и даже исторические композиции. Например, на донце 1881 года дана сцена сражения русских войск у стен Адрианополя. Есть и подпись автора - Поляков Гавриил Лаврентьевич из деревни Хлебаихи.


Старинные предметы мебели с росписью.
Верхнетоемский краеведческий музей.
с.Верхняя Тойма Архангельской обл.

Видное место в крестьянском искусстве XIX века, особенно в северных областях, занимал также цветочный узор, исполненный широкими мазками кисти. Яркий фон, свободная импровизация цветочного узора с белыми оживками придают этой росписи особую декоративность. Не случайно она украшает и крупные бытовые предметы и даже стены изб. Нарядно выглядят сундуки, расписанные ярким крупным узором. Красива роспись детской люльки с терракотовым фоном, по которому раскинулись голубовато-синие цветы с белыми оживками и черными птицами. Естественно, что такая люлька занимала центральное место в убранстве избы.

Цветочный узор на ярких фонах покрывал также филенки перегородок и дверей, шкафов и судниц, подпечков и голбцев. Он шел по балкам и столбам полатей, украшал полочки для икон. Росписью покрывали иногда даже пол избы. В результате крестьянская изба Севера выглядела веселой,нарядной и праздничной.

Кистевую роспись использовали и при оформлении фасадов домов и особенно наличников окон. Расписные наличники были популярны на реки Мезени из Архангельской области. Наличники из Сольвычегодского района Архангельской области украшены резьбой, выполненной пропильной техникой, а сверху покрыты многоцветной покраской. Такие наличники напоминают яркое цветное кружево. Такой же резьбой украшали и отдельные части фронтона - причелины, серьги, балконы светелок. Особенно большое внимание обращалось на оформление высокого крыльца, которое являлось основным украшением северного дома.

Фото предоставленs краеведческим сайтом Верхней Тоймы

Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них - это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. К слову, большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни. Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной ее крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь. Свое веретено необходимо было оберегать и прятать от «нечистой» силы.

Существовали прялки двух видов - с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части - гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения - резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.

Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.

Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

Вообще процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным, поэтому искусству прядения нитей девочки учились с детства. Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, программируя пряжу.

Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь. Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».

С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Итак, ручная прялка, состоит из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Украшали и расписывали именно лопатку или лопать.

Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Прялка, кудель и веретено

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Грязовецкие прялки (Вологодский район)
Грязовецкие прялки иногда по резьбе покрывались росписью масляными красками. Это была или многоцветная раскраска, или очень часто кистевая роспись цветочного рисунка. Судя по датам на прялках, эти произведения относятся ко второй половине 19 века. Прялки западной части очень многокрасочны, они расписаны яркими открытыми цветами. Очень напряженна и собранна по колориту роспись прялок центральной части района. Прялки восточной части чаще всего красили в два-три цвета: на цветном, обычно красном, фоне узор с резьбой покрывали желтовато-охристым тоном, отчего он выглядел, как драгоценная вставка. Прялки, украшенные росписью поверх резьбы, в Грязовецком районе встречаются гораздо чаще, чем прялки нераскрашенные. Лопасть прялки из деревни Мокеево украшена не только трехгранновыемчатой резьбой, но и росписью. В центре лопасти написан красный тюльпан. Фигурная ножка прялки выглядит нарядным стеблем, как бы поддерживающим цветок. В этой вещи исключительно удачно сочетаются две техники.

Северодвинская расписная прялка-копыл по своей конструкции очень близка к вологодскому типу, хотя и несколько уступает ему в размерах. Главной отличительной особенностью прялок этого типа является графическая белофонная роспись или «роспись с контуром», при которой мастер не производил самостоятельных мазков, а только заполнял предварительно оконтуренные части плоскости.

Исследователи разделили северодвинскую роспись на три самостоятельных типа: пермогорскую, ракульскую и борецкую. На основе последней на рубеже XIX-XX веков развились еще две разновидности местной росписи - пучужская и нижнетоемская.

Самой значительной среди них является ПЕРМОГОРСКАЯ роспись, которая включает в себя изделия мастеров из деревень гнезда Мокрая Едома. Основу ее составляет мелкий растительный орнамент, среди которого размешены различные сцены крестьянского быта. Фасадная сторона лопасти пермогорской прялки разделялась либо на два, либо на три «става». В двухставной схеме вверху обычно размешалась райская птица Сирин, обрамленная зубчатой розеткой, внизу - сцены чаепития либо катания. Обратная сторона лопасти оформлялась всегда одинаково: внизу - растительный узор, вверху - пустая орнаментальная рамка, которая закрывалась куделью.

На трехставной лопасти вверху чаще всего изображались лев и единорог, в центре - супрядки, внизу - катание на конях. На обратной стороне - застолье. В колористической гамме пермогорской росписи преобладают красный и желтый цвета на белом (иногда желтоватом) фоне.

Вторым по значению видом северодвинской росписи являлись росписи БОРЕЦКИЕ, НИЖНЕТОЕМСКИЕ и ПУЧУЖСКИЕ, названные так по районам их изготовления: деревня Первая Жерлыгинская в устье Нижней Тоймы, село Пучуга и деревня Скобели, Нагорье, Городок, Фалюки и др. (пристань БОРОК). Как уже отмечалось, пучужские и нижнетоемские росписи развились на рубеже XIX-XX веков на основе борецкой.

Если в пермогорской росписи растительный узор размещался на лопасти произвольно, несимметрично, то в борецких прялках он компановался по строго обозначенной схеме. В трехставной лопасти вверху обычно изображались окна («став с оконцами»), в центре - полукруглая арка и внизу - сцена катания («став с конем»). На обратной стороне внизу помешались различные жанровые сцены, вверху - пустая, пышно орнаментированная рамка из гибких стеблей.

Растительный узор на борецких прялках так же, как и в Пермогорье, доминировал, но здесь он вырисовывался более мелко, утонченно и почти всегда делался красным цветом. Кроме того, в декоре прялок этого типа широко применялось золото. Оформление борецких и пучужских прялок практически идентично, отличить их друг от друга можно только по узору на ножке: на борецких стебель прямой, на пучужских - извивающийся. В свою очередь, отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко ракрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти - зеркальце для пряхи.
Центральная часть лопаски - это парадная с округлым верхом дверь, напоминающая по богатству царские врата иконостаса. Ниже изображено парадное крыльцо на высоком столбе - характерная деталь деревянной архитектуры Севера. Это дом невесты, он показан как сказочный царский терем. Далее сцена сватовства (хотя существует и другое толкование сюжета).По высокой лестнице поднимается старец с корзинкой в руках, а у крыльца снял шапку юный всадник. Оба одеты в древнерусские одежды с оплечьями и поясами, украшенными каменьями,
Ведущими цветами борецкой росписи на ранних прялках, где изображена сцена сватовства, была яркая киноварь, глубокая изумрудная зелень с белой оживкой и охрой, которая воспринимается как золото.
На обратной стороне прялки - сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста в красной одежде с золотой каймой вокруг ворота, по рукавам, подолу и с трехлепестковой золотой короной на голове.

И, наконец, третьим центром северодвинской росписи являлась деревня Ульяновская Черевковского района, расположенная на реке Ракулке (отсюда название росписи - «ракульская»). Ракульские прялки по своей высоте значительно превосходили борецкие и пермогорские. По внешнему виду их невозможно спутать ни с какими другими: невысокая ножка, расширяясь почти от самого основания овальными уступами, переходит в длинную и узкую лопасть с четырьмя городками. В нижней части лопасти всегда изображалась птица, вписанная в орнаментированный квадрат, в верхней - ветка S-образной формы с крупными листьями и пучками черных усиков.

Ракульские прялки, в отличие от борецких и пермогорских, имели характерный желто-охристый цвет

Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Наиболее распространенным сюжетом на прялках мезенского типа, является изображение «одинокого коня». Культ коня, игравшего незаменимую роль в жизни людей, нашел широкое отражение различного рода источниках – письменных, этнографических, фольклорных. Возможно, это связано с существующей у коми–пермяков космологической версей, согласно которой кони являются опорой земли: «На трех конях земля держится: черном (вороном), белом (синем) и рыжем (гнедом). Каждый по очереди держит землю. Когда черный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны, когда красный - царит мир спокойствие и благополучие». Кроме того, по мнению многих исследователей, культ коня имеет прямую связь с солярными представлениями. Очень часто археологи находят коньковые подвески в женских захоронениях, по всей вероятности культ коня связывался и с представлениями о плодородии. Как элемент орнамента у коми, он распространен не только в росписи, но также в художественном ткачестве, вязании и вышивке.
Кроме того, на обратной стороне лопасти существует большое количество сюжетов, которые условно можно назвать: «охота», «всадник», «поединок», «выездные сани с лошадью». Вся эта роспись сделана в благородном графическом стиле. Следует предположить, что устойчивость состава образов мезенской и «подражательной» росписи на прялках объясняется их жизненной основой. Жители Мезени со времен колонизации новгородцами занимались охотой, птицеловством для сбора утиного пуха, выращиванием лошадей особой мезенской породы.

Пудожские прялки
Форма северных прялок была простой и удобной. Она состояла из вертикальной плоскости (лóпасть), к которой крепились лен или шерсть, а также ножки и дóнца, на которые садилась пряха.
Конструкция прялок Пудожского края близка к карельскому типу. Верхняя и нижняя части их лопасти тоже закончены розетками, но фигурными и в отличие от карельских, напоминающих весло, они имеют форму лопатообразную (славянскую), широколопастную.
Обычно подарком дочери, невесте, жене служила прялка. Её хранили как память о матери. Девушки брали их с собой на посиделки, на многодневную гостьбу в соседних деревнях. Поэтому её внешнему облику, орнаментальному украшению уделяли большое внимание.
По-видимому, одна из самых древних схем резного декора пудожских прялок - это композиция с кругами. Несомненно, они были не только украшениями, но имели когда-то определённый смысл. Солнце - круг, солнце - огненный шар, именно таким представляли его люди. На свободных от резьбы местах помещаются живописные изображения цветов
Наиболее распространенная конструкция пудожских прялок основана на использовании цельного отрезка ствола дерева.
Основные мотивы пудожских росписей обычны для территории Карелии: пышные розаны, листья, ягоды сплетаются в гирлянды, ветви, букеты. Характерно, что на прялках Пудожья, также как и в других русских районах Карелии, изображения птиц, животных или людей носят исключительно редкий характер. На прялках доминирует мотив цветка, цветущей ветви, букета, цветочной гирлянды, но пышная растительность может уступать место геометрическим фигурам, преимущественно – кругам, или соседствовать с ними.
На нижней Вычегде существовала иная роспись. На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой. Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
ЯРОСЛАВСКИЙ ТИП
(прялка резная, составная из двух частей, прорезной столбец, малая лопаска)
Прялки ярославского типа выделяются из среды других стройностью своей общей конструкции и дробной узорчатостью резной декорации. Силуэт ярославской прялки с прорезной и резной ножкой-столбцом и малой лопаской, мелко орнаментированной, строен и легок; при сравнении с тяжелыми и несколько неуклюжими вологодскими резными копылами ярославская прялка производит впечатление изящности и даже некоторой хрупкости.
Украшена лопаска несложным геометрическим орнаментом, чаще всего горизонтальными узорными полосами, сетчатыми узорами, реже - комбинациями кругов и звезд. Обратная сторона не орнаментирована. Резьба выемчато-трехгранной техники. Наиболее характерной частью в строении прялки ярославского типа является ножка. Она имеет вид прорезного столбца с квадратом в основании. Столбец постепенно суживается кверху и украшен несколькими горизонтальными рядами (число их доходит до 25) оконцев, прорезанных насквозь и орнаментированных ширинками, зубчиками и разного направления наклонными чертами-нарезками. Часто столбцы ярославских прялок украшены несколькими ярусами (3, 4 или 5) колонок, заштрихованных резцом, с широкими орнаментированными перехватами. В некоторых случаях ножка ярославской прялки лишена сквозных прорезей и имеет вид цельного четырехгранного столбика, суживающегося кверху и орнаментированного мелким геометрическим узором.

ЯРОСЛАВСКО-КОСТРОМСКОЙ ТИП (прялка резная, копыл, дощатая ножка, прорезная ромбовидная лопаска).

Ярославско-костромской тип русской прялки имеет свое, весьма характерное обличье и по строению и по украшению Центральным местом декорации ярославско-костромской прялки являются лопаска и ножка, обычно связанные общим мотивом резной контурной декорации Характеризуемая прялка-копыл имеет удлиненную ромбовидную лопаску, украшенную в верхней ее части сквозной резь бой. Постоянным мотивом этой прорезной
служит дерево-елочка, нижние ветви которой орнаментируются как склоненные головы коней; на ветвях елки симметрично по обеим сторонам сидят птицы, повернутые головками в разные стороны, за исключением верхней пары, обращенном к вершине елки. Вершина увенчана двуглавыми орлами с короной и с высокими острыми крыльями. В нижней, несквозной части лопаски исполнен контурной резьбой двуглавый орел (или его орнаментальное подобие), хорошо заполняющий эту часть лопаски и обыкновенно помещаемый на шпиле высокой башни, архитектурные контуры которой приходятся уже на плоскости ножки.

ВОЛОГОДСКИЙ (прялка резная, копыл, большая лопаска, узкое донце). ТИП
Тип резных вологодских прялок-копыл также можно считать хорошо выраженным со стороны конструкции и декорации. Вологодская резная прялка прежде всего выделяется своими размерами; она значительно выше прялок всех других типов.
Резьба, украшающая вологодские прялки, принадлежит к двум видам: рельефной и выемчато-трехгранной. Рельефная резьба на вологодских копылах сравнительно редка и составляет украшение более поздних и менее характерных экземпляров этого типа. Мотивами ее служит, главным образом, растительный орнамент в виде густой пальчатой листвы, сплошь покрывающей лопаску, и находящихся среди нее характерных птиц-уточек
Урало-Сибирские
Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.
Детскую прялку родители дарили девочке в знак приобщения к труду. Красота прялки способствовала праздничности момента. Большую прялку приподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Красивая прялка как бы представляла девушку, говорила о благополучии в её семье, служила дополнением к нарядному костюму. Красота множества прялок, принесённых на посиделки, празднично преображала избу, создавала радостную и теплую атмосферу. Прялку дарил молодой человек своей суженой. Она переходила по наследству от бабушек, матерей. Сохраняла память о близких людях.
На Урале прялки чётко различались по конструктивному принципу. Были корневые, составные и токарные прялки.
Прялки-корневушки делали сами крестьяне. Проходящие через деревни красильщики расписывали такие прялки цветочными мотивами, стилистически связанными с домовыми росписями. В уральской росписи предпочитали холодные тона и в окраске фона прялки преобладали синие, голубые и зелёные цвета.

Продолжение следует... Будет очень много картинок

Вконтакте

Всем привычная расписная прялка стала каким-то «расхожим местом» при упоминании народного художественного творчества, а вот бытовая сторона прядения и обычаев, связанных с этим процессом, освещена мало. Попробуем рассказать некоторые нюансы этого технического процесса, а также обрядовую его принадлежность.

Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

Жизнь и труд

Жизнь простого крестьянина была неразрывно связана с трудом - отдыхать он мог лишь во время крупных христианских праздников и гуляний. Всё остальное время ему приходилось трудиться, чтобы обеспечить худо-бедно своё пропитание и прочие потребности.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Детей сызмальства приучали к труду, с самых младых лет ребёнок видел, что жизнь его родителей - это постоянный производственный процесс. В летний период это работа на поле, в зимний - ремесло. Детям делали игрушки, и они с удовольствием играли во взрослых: пацанам точали топоры, а девочкам прялки. А там, где символы, там и ритуалы.


Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

Ночная Неспяха и прочие «Кевы»

Самая первая встреча с прялкой происходила в самом раннем младенчестве. К зыбке новорожденной девочки привязывали игрушечную прялицу, а то и настоящую прялку с куделью и веретеном. Делалось это для оберегания сна младенца, так как считалось, что ребёнку мешает спать существо, приходящее по ночам (у русских его называли «Мара», «Дневная Неутеха» , «Ночная Неспяха», «Ночной Вопль», «Кева». У карел оно называлось «itkettaja» - «Ночной Плач».

Почему-то наши предки были уверены, что вместо того, чтобы щекотать и щипать девочку, это существо женского пола всё бросит и начнёт ткать нить!


Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

Передача традиций и прялка

Лет в пять–семь начинали обучение прядению, именно тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла из себя копию взрослой. В этот период обучения давали прясть грубую пряжу из обрывков льняных волокон.

Обучению придавалось огромное значение, ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты. Поэтому обучение было строгим: в день нужно было выпрясть 1–2 пасмы, то есть около 30–60 метров нити.

Заданный урок старались выполнить любыми путями:

… Девочкой вечером прялицу положу и говорю: «Черт, черт! Выпряди мою куделю!» Думаю, за ночь выпрядет… Утром беру прялицу и говорю: «Господи, благослови мою прялицу!

Долгое время процесс обучения проходил под присмотром старших - бабушек. Вместе с бабушками собирались лён прясть маленькие девочки и девушки:

Сидим с ними. Бабушки пели, разговаривали. Соберутся вечером, песни поют. Прялки с собой приносили...

Именно в этот период будущая женщина перенимала традиции, нормы, правила поведения, принятые в обществе. Именно тогда в её память откладывались сотни услышанных песен, «старин», сказок, историй. Долгими зимними вечерами собирались женщины в какой то избе, в середине комнаты стоял светец с несколькими горящими лучинами, а малец всё время менял их, чтобы огонь не погас.

Женщины говорили, конечно, о женском, но сплетни и местные новости быстро заканчивались и начинались рассказы, сказки, песнопения...

Далеко не в каждой деревне жили такие сказительницы как Аграфена Крюкова или Мария Кривополенова, невероятная память которых умудрялась сохранить тысячи стихов и былин, поэтому репертуар повторялся, что давало возможность девочкам запомнить оригинальное звучание и тексты. Вся эта певческая идиллия продолжалась ровно до момента появления в деревнях радио, после этого, настоящий фольклор быстро сошёл «на нет».

Нелёгкий труд

Сейчас трудно и представить, сколько времени и труда затрачивалось на изготовление одного аршина льняного полотна! Работы начинались ранней весной, вспаханную землю засевали семенами льна, проросшие всходы в июле пололи, в августе поспевший лён выдёргивали руками вместе с корнем, затем его обмолачивали - выбивали семя из головок, а стебли раскладывали в поле тонким слоем и оставляли там на всю осень.


Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

Вымоченные дождями, продутые ветрами, стебли становились мягче, а перед заморозками их собирали, высушивали. Затем ломали, мяли и трепали дабы отделить жёсткую внешнюю оболочку - кострицу от сердцевины, которая и шла на изготовление ниток.

Чтобы сделать волокно ещё мягче, его несколько раз прочёсывали гребнями, после чего оно становилось мягким и шелковистым, как волосы ребёнка.

Прядение начиналось в ноябре и продолжалось всю зиму, процесс этот был очень медленным, нудным, малопроизводительным. Комок волокон (кудель) закреплялся на прялке с помощью спицы, а потом привязывался специальной лентой-мотогузом.

Пряха свивала из волокон нить, смачивая её слюной и скручивая сначала пальцами, а потом веретеном. Готовая нитка наматывалась на веретено, а когда оно переполнялось - сматывалась в клубки.

Прясть, да не всегда

Вместе с этим, прядение жёстко регламентировалось и категорически запрещалось во многие дни: праздники и их кануны.

Бабушка в праздничные дни не пряла, ни-ни! К прялке не подпускала: «Не трогай»,- говорит, и убирала, а почему не говорила. «Грех будет!»,-говорила, меня и мама предупреждала: "Не пряди перед праздником и в воскресенье, грешно будет! Можно после обеда, а до обеда грешно - Бог накажет.

Более того, в некоторые дни прялки и вовсе выносили из избы, причём на простое шитьё и вязание такой жёсткий запрет не распространялся. У русских и карел существовали дни, когда нельзя было прясть из за страха встретиться со змеёй, а сегозерские карелы не занимались этим в Святки, из-за боязни наказания мистического существа в образе зверя - «кегри».

Ограничивалось и место, где можно было сидеть за прялкой:

Считалось, грех прясть в мужском углу. Пряли в женском углу, там и кровать стояла. А мужской угол - где иконы. Там, на лавке, мужики работали.

Вообще любое действие закреплялось какими-то мини-заклинаниями, ритуалами. Так, в Каргополье, матери поучали:

«Клади благословясь прялку, не то кикимора придет – напрядет». Полагалось после работы убирать прялку со словами: «Пой с богом, прялочка»

Повзрослевшим девушкам, конечно, становилось скучно сидеть со старухами и, войдя в следующий период жизни, они начинали себя готовить к супружеству, а во все времена, самое сложное в этом вопросе - найти нормального мужика.


Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

«Повод вырваться из дома»

Распрощавшись с бабушками и их «старинами», молодухи начинали бегать на вечёрки - собрания молодёжи, в которых прядение было подчас лишь поводом вырваться из дома:

… ставили прялку в угол да танцевали, в кадриль ходили

Компании собирались в домах одиноких пожилых женщин, за это им приносили гостинцы, мелкие подарки, а то и небольшие деньги, собранные в складчину.

Девушки рассаживались на свои прялки, заводили свои девичьи разговоры, затягивали песни, а там, где собираются девушки, обязательно появляются и парни- это непреложная истина всех времён и народов.

Будущие женихи порой приезжали издалека, шумно обставляя своё прибытие: расписные сани, звон колокольчиков, гармонист... Предки наши, мусульманами не были, и потому кое-какие вольности на этих вечеринках позволялись - молодцы садились, прижавшись к избранницам, а то и им на колени.

В какой то момент, народу становилось явно не до физического труда

«… На вечерку я пришла, в большой угол села. Моя прялка именна к порогу полетела», «… За мою за прялицу все садятся пьяницы, а тверезый – никогда. Наверно, прялочка худа!»

Как и в любом обществе, где перед молодыми людьми стоит выбор будущего спутника жизни, этот выбор не всегда прост и не обходится без разочарований и обид

… У меня прялочка точена. У подруженьки така. Волощана к нам не ходят, мы не любим никака.

Удивительно, но сексопильность была одной из отличительных черт молодой девушки того времени и разговор шёл не о красоте, а именно о сексуальной привлекательности! У русских это называлось «славутность». У карел «лемби».

Девицы на выданье знали множество ритуалов, чтобы повысить эту славутность - то голыми попами мяли рожь по ночам на полях у богачей, то читали заговоры...

Конечно, очень сильно на привлекательность, влиял размер приданого, но, кроме этого, к будущей избраннице предъявлялось множество требований, ибо окончательный выбор делали всё же не сами горячие юноши, а их родители.

И тут выходило на первый план именно умение прясть, ткать, вышивать и вообще производить товар, который может быть продан. На банальное трудолюбие девицы смотрели родители женихов, ибо жена это бесплатная работница.


Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

После периода ухаживания, дроли шли-таки под венец и прялка на какое-то время откладывалась в сторону, в свадебных обрядах она, как правило, не участвовала. Но после первой брачной ночи, она опять появлялась на свет и выступала в роли предмета инициации - наутро свекровь приносила невестке… свою прялку и… предлагала поработать на ней.

«В первое утро она прядёт, штобы богатее жить», после чего прялка свекрови больше не попадала в руки невестки, а та пряла уже на своей, принесённой из своего дома, что должно было подчёркивать незримую связь со своим оставленным родом.

Так прялка, подаренная отцом, во время ещё девичества сопровождала женщину всю жизнь, до самой старости. Вообще эта связь «женщина–прялка» была непреложной.


Николай Телегин , CC BY-SA 3.0

В пожилом возрасте, когда женщина теряла свои силы, она пряла нить своей жизни уже круглогодично, более того, прясть шерсть становилось символом старости, в противовес шёлку, вышиванию и «золотым пялам», которые олицетворялись с девичеством.

Случаи, когда прялку клали в гроб, были редки, но примеры такие существовали. Так прялка становилась спутницей женской судьбы - от рождения до смерти.

Текст Николая Телегина. Текст написан в основном на материале статей О.А. Набоковой, сотрудника заповедника «Кижи»

Фотогалерея







Полезная информация

Прялка - обычаи и обряды

Настоящее искусство

Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 460 аршин (300 метров) нити. А чтобы получить 15 метров ткани требовалось напрясть 20 тысяч (!) метров пряжи.

Неудивительно, что прядильный сезон продолжался пять месяцев, а девочке, дабы приготовить себе приданое, надо было начинать его делать с 7 лет.

Красивая прялка - по особому случаю

Если детские прялки иной раз и были (в зажиточных семьях) украшены, то в возрасте, когда наступала пора ходить на всевозможные молодёжные собрания (бесёды, вечеринки, посиделки) нарядная прялка становилась вещью необходимой: именно тогда отец, поднакопив деньжат или вложив своё умение, сам делал и дарил дочери прялку парадную.

Именно этими произведениями народного искусства мы любуемся в музеях, ошибочно думая, что все прялки были такими, а ведь прялки это просто рабочие инструменты и в 90% случаев были грубыми, мало чем украшенными.

Секрет обломанной «главки»

Есть любопытное объяснение, почему на многих прялках обломаны крайние «главки-городки» - особым признаком мужской симпатии являлось обламываение и присвоение себе этого городка, а так как подчас отломать его было очень трудно, то девушки заранее подпиливали их.

Полезная информация

Мари́я Дми́триевна Кривополе́нова (1843-1924 гг.) - русская сказительница, песенница, сказочница.

Аграфена Матвеевна Крюкова (1855-1921) - русская народная сказительница, мать сказительницы Марфы Крюковой.

«Русская прялка»

интерактивное занятие-экскурсия в 5-х классах СОШ

(внеклассное мероприятие)

Разработка мероприятия: Джамиева Ольга Вячеславовна

учитель изобразительного искусства

МОУ «СОШ № 34 с УИП» г. Саратов

[email protected]

    Название занятия: «Русская прялка», внеклассное мероприятие по изобразительному искусству к теме «Конструкция, декор предметов народного быта и труда», 5 класс, по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

    Цель урока:

Задачи:

личностные: воспитывать в ребёнке эмоционально-ценностное отношение к своим корням, истокам, фольклору; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений народного искусства; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

метапредметные: учить видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; прививать желание общаться с народным искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений декоративно-прикладного искусства;использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литература, история, музыка, театр); формировать мотивацию организовывать самостоятельную деятельность и выбирать средства для реализации художественного замысла.

предметные: формировать представление о музеях, в частности, о школьном музее; развивать способность высказывать суждения об особенностях произведений декоративно-прикладного творчества; учить сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре прялок; развивать умение использовать полученные знания в украшении модели прялки.

    Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; экспонаты школьного этнографического музея – самопрялки и русская ручная прялка, мочесник, веретёна; детские работы прошлых лет по теме «Русская прялка».

    Форма проведения: интерактивное занятие-экскурсия с элементами литературно-музыкальной композиции, интегрированный урок формирования новых знаний (внеурочная деятельность).

    Место проведения: МОУ «СОШ № 34 с УИП», областной семинар для учителей ИЗО в рамках курсов повышения квалификации СарИПКиПрО.

    План проведения

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Вступительная часть

Начало демонстрации (презентация в режиме демонстрации), слайд 1, подведение учащихся к формулировке темы

Учащиеся называют тему занятия

Прялки в музеях

Начало рассказа о прялках, демонстрация слайдов 2-6 Демонстрация школьных музейных экспонатов

Учащиеся рассматривают экспонаты

Знакомство с ручной прялкой

Показ слайдов 7-14

Получают представление о русской ручной прялке (новые знания)

Типы и росписи прялок

Показ слайдов 15-23

Получают информацию о художественной составляющей русской прялки (новые знания)

Викторина

Демонстрация слайдов 24-27, учитель задаёт вопросы, правильность ответов проверяется с помощью гиперссылок на слайдах

Учащиеся отвечают на вопросы (закрепление нового материала)

Разыгрывание сцены посиделок

Демонстрация слайдов 28-37. Создание настроения для мотивации к формированию творческого замысла при помощи включения в занятие фольклорной игры и песни

Получают представление об использовании прялки в русском быту. Эмоционально раскрепощаются

Заключение

Слайд 38, загадывание загадок. Слайд 39 – рефлексивный экран

Ученики отгадывают загадки, по кругу продолжают фразы с экрана (рефлексия)

Примечание: после урока-экскурсии, проведённого как внеклассное мероприятие, проводится урок применения знаний на практике.

    Практическая реализация

В проведении мероприятия задействованы учащиеся средних классов (ведущие), учащиеся младших классов (фольклорный ансамбль). Мероприятие проходит в просторном помещении (актовый зал). На стенах вывешены работы учащихся прошлых лет по теме «Русская прялка» (роспись). Сцена подготовлена для инсценировки посиделок. Расставлены экспонаты школьного этнографического музея. На экране демонстрируется презентация (в презентации использована система гиперссылок).

Слайд 1 (на презентации в режиме демонстрации)

Ведущие:

Как из белых мхов, из того ли сруба дубового,
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного,
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Донце, кудель…Незнакомые нам слова. Сегодня на нашем уроке-экскурсии мы сможем узнать значение многих незнакомых слов. Может кто-то уже догадался, на чём же выпрядала девица свою нить?…..

Слайд 2 Конечно на прялке! Догадались, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (О прялке. Подвести детей к определению «русской»). Что ж, начнём нашу экскурсию!

Слайд 3 Из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших русских музеях, ни одна не повторяет другую. Каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер. Наибольший интерес представляют русские ручные прялки, так как до 16 века только они были распространены по территории страны.

Слайд 4

Коса звенела и косила травы,

Не сомневаясь, что имеет право!

А прялка – колесом своим вертела,

Пряла кудель исправно, как умела...

(Наталия Веденеева «Весёлая прялка»)

Слайд 5

С появлением самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

Слайд 6

В нашем школьном музее вы можете видеть 2 самопрялки: русская (стояк) и чухонка (лежак). У русских колесо располагается перпендикулярно полу (вертикально), у чухонок – под углом. А так же у нас есть русская ручная прялка. (Демонстрируются экспонаты школьного музея).

Слайд 7

Именно с ручными прялками мы с вами сегодня познакомимся поближе.

Итак, в нашем обыденном восприятии, прялка – простое, очень старое приспособление для получения нити и не более того. Так ли всё просто на самом деле?

Слайд 8

Прядение и ткачество были самыми трудоёмкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Ручное прядение было очень медленным. К верхней части прялки – лопати, привязывалась кудель, а на донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6-8 лет.

Слайд 9

Вы услышали новые слова: лопать, донце, кудель. Может кто-то из вас знает, что они означают?..... Давайте познакомимся с устройством ручных прялок поближе, а заодно и узнаем смысл многих незнакомых нам слов.

Слайд 10

Вертикальная часть прялки состоит из лопаски (лопати) и ножки (шейки, стояка). Наверху лопаски часто имеются резные украшения – городки, а внизу – так называемые «серьги». На столбике – стояке нередко присутствует «яблоко». Нижняя, горизонтальная часть – донце прялки.

Слайд 11

Лопаска имеет в большинстве случаев фигуру четырехугольника (прямоугольника, трапеции, ромба) различных размеров. Лопаску называют еще «лопаткой» (Вологодская и Архангельская губерния) или «головкой» (Костромская губ.). В некоторых губерниях вместо лопаски использовался гребень. Ножка прялки имеет чисто конструктивную задачу: поддержать лопаску. Она бывает также различных форм – плоская, в виде столба, прорезная. Донце представляет собой нижнюю часть прялки – доску, предназначенную для сиденья и фиксирования прялки.

Слайд 12

Пряха сидит, обыкновенно, на краю донца. К лопаске привязывается на стороне, обращенной к донцу, кудель – обработанное льняное волокно.

Слайд 13

«На осине сижу, сквозь клёну гляжу, березу трясу». Может, кто-то догадался, о чём эта загадка?.... Эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы – «на осине сижу», гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена – «сквозь клёну гляжу», ну а веретено было березовым – «берёзу трясу».

Слайд 14

Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки. Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.

Слайд 15

Типы и росписи прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения. Прялки Русского Севера украшались цветной росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

Слайд 16

В центре прялки чаще всего изображали круг, олицетворяющий солнце. Мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялки. В верхней части: «городки», – обозначают путь солнца по небосводу, в нижней части – «серьги» – символы восходящего и заходящего солнца, на ножке – изображение ночного подземного солнца. На поверхности лопасти можно увидеть изображение ромбиков или квадратов, символов земли. Все вместе древние образы повествуют о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечности и гармонии.

Слайд 17

Давайте посмотрим с вами на разнообразный мир северной русской прялки. Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. По краям внизу – «серьги». В мотивах росписи – цветы, птицы.

Слайд 18

Расписанные на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

Слайд 19

В росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы. Основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Слайд 20

Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета – черный и красный. Для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета

Слайд 21

Прялки Ярославской и Костромской губерний называются «теремковые прялки». Они имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.

Слайд 22

Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца. Городец – город в Нижегородской губернии. Городецкие прялки состояли из двух частей – донца и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.

Слайд 23

Итак, вы увидели, насколько разнообразна форма и роспись прялок. Понравилось? Попробуете ответить на несколько вопросов?

Слайд 24

Викторина

Слайд 25

    Из каких частей состоит прялка? (Из вертикальной – лопаска и ножка, и горизонтальной – донце. Есть ещё резные украшения – «городки», «серьги», «яблоко»).

    Для чего служит донце? (Для сидения на прялке, этим прялка фиксируется в неподвижном состоянии).

    Одинакова ли форма лопаски у прялок разных губерний? (Разная. Есть широкая, есть вытянутая. А есть зауженная кверху).

    Какие символы используются в росписи прялок? (Древние символы солнца, земли, воды).

Слайд 26

    На каких прялках есть резные украшения «городки», «серьги»? (На архангельских прялках).

    Какие прялки почти полностью покрыты растительными орнаментами? (Северодвинские).

    Какие сюжеты мы увидели на борецких прялках? (Свадебные кареты, хоромы, сказочные птицы, львы).

Слайд 27

    А на каких прялках присутствуют необычные тонконогие кони? (На мезенских).

    В каких губерниях бытовали «теремковые прялки»? (В Ярославской и Костромской).

    И последний вопрос – в чём особенность городецких прялок? (Использование гребня вместо лопаски. Расписное донце использовалось для украшения избы).

Молодцы! Вы очень внимательно смотрели и слушали, и поэтому смогли ответить на эти не совсем простые вопросы. А мы вам сейчас расскажем и покажем, как в старину бывало!

Слайд 28

(На сцену выходят участники фольклорного ансамбля и занимают заранее подготовленные места, берут в руки рукоделие, садятся за прялки и т.д. Участвуют в рассказе ведущих).

Красивая прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Слайд 29

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли". Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали".

Слайд 30

Пряди, моя пряха,

Пряди, раскудряха.

Пряла бы я, пряла,

На меня лень напала.

Меня в гости звали

К соседу в беседу.

У нашего соседа

Весела беседа.

(Народная песня)

Слайд 31

Веретена с напряденными нитками – мочками пряхи складывали в специальную коробку – мочесник. Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка. С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, «беседы» или «супрядки», – веселые вечеринки. Собирались долгими зимними вечерами в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.

Слайд 32

Сядет девушка за прялку,

Перед ней куделька льна;

Крутят пряжу и товарки

У лучинушки – огня.

Песня льётся, вьётся нитка,

Чуть стучит веретено,

Скрипнет, разве что, калитка,

Хоть давно уже темно.

(Геннадий Дергачёв «Лён – доля женская»)

Слайд 33

В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светèц ставили, лучину зажигали.

Светèц – девичья отрада (радость). Светèц – деревянный или железный столбик с рогатиной наверху, поэтому его ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцòм обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светèц украшала резьба. Глядели девушки на него и мечтали о своём будущем.

Слайд 34

В избушке, распевая, дева

Прядёт, и. зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

(А.С. Пушкин)

Слайд 35

На лавку рядом ставили лукошко с клюквой, брусникой, рябиной. Во время работы девушки нередко ещё и пели, и во рту у них пересыхало. Кислая ягода же способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и лён прясть. А ребятишкам тоже есть дело: менять лучины, догоревшие – в кадку с водой бросать.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко,

серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

(Ансамбль исполняет северные страдания «Уж ты, прялице-кокорице моя»).

Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, милёночек,
С тальянкой под окно.
(Частушка, Холмолгорский район)

Слайд 36

Вскоре в избу приходили и парни, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками.

(На сцену выходят мальчики, во время слов ведущих разыгрывается сценка).

Слайд 37

Вечеринка часто начиналась с того, что парни подходили к избраннице и садились рядом с ней на прялку. А в Смоленской губернии еще в конце XIX в. существовало поверье, что если девушка во время посиделок незаметно для парня добьется, чтобы он сел на донце ее прялки, то он «сядет с ней и на хозяйство», т.е. будет связан узами брака».

Сядь-ко, миленький, за прялочку, за точену мою.

Веретенышко сломаешь, я тальянку разобью.

(Каргопольские страдания)

Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

(Ансамбль исполняет северные страдания).

Слайд 38

А теперь проверим, что вы усвоили?

По локоть – мохнато,….. (шерсти пучок, как раз с локоток – кудель).
По локоть – голо,…… (дальше – голая доска, не длиннее локотка – лопаска).
По локоть – под себя ушло…… (донце).

Отгадаете ли вот такую – «прядельную» загадку? «Стоит дом в 12 окон. В каждом окне по 4 девицы. У каждой девицы по 7 веретен. У каждого веретена свое имя». Кто отгадал? (Год, месяцы, недели, дни).

Слайд 39

И прежде, чем закончить наше занятие, давайте оценим, как прошёл наш урок. На слайде вы видите начало фраз. По очереди выберете любое из них и продолжите так, как считаете нужным.

(Учащиеся по кругу выбирают фразы и продолжают их).

Спасибо всем за участие в нашем занятии.

    Анализ итогов мероприятия

Мероприятие «Русская прялка» было организовано на базе МОУ «СОШ № 34» г. Саратов и проходило во время проведения областного семинара для учителей изобразительного искусства в рамках курсов повышения квалификации Саратовского института повышения квалификации и профессионального образования.

Целью проведения данного мероприятия было показать единство пользы и красоты прялки, дать представление о многообразии мира русской ручной прялки на примере русских северных и волжских прялок с использованием нетрадиционных форм урока.

Проведение внеклассного мероприятии «Русская прялка» поставило решение личностных, метапредметных и предметных задач в соответствии с ФГОС для пятых классов СОШ.

Мероприятие явилось заключительным этапом изучения темы «Конструкция и декор предметов народного быта» по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.

Материал мероприятия структурно выстроен, включает в себя историю русской прялки, ее использование в быту, возникновение росписи. Для более полного и интересного усвоения детьми, основной материал дополнен литературными и музыкальными материалами. Для большей наглядности использован видеоряд. Для закрепления полученных знаний было предусмотрено проведение викторины.

Положительными моментами явились вовлечение в мероприятие детей и соединение разновозрастных групп учащихся. Их взаимодействие дополняло и обогащало друг друга. С помощью детей была воссоздана атмосфера русских посиделок, для чего использовались народные костюмы, инструменты, прялки и другие предметы народного быта.

Участвующие в мероприятии школьники, как артисты, так и зрители, восприняли его эмоционально положительно.

В целом, мероприятие получило много положительных откликов присутствующих на нем учителей изобразительного искусства.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: результатом проведения внеклассного мероприятия стало более полное усвоение учащимися урочной темы, более близкое знакомство с культурой своего народа, эстетическое оценивание произведений народного творчества; долгосрочным результатом явилось применение детьми полученных знаний в собственной художественной деятельности.

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. : ил.

    Жегалова С. К. Русская деревянная резьба. М., 1957.

    Круглова О. Народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.

    Василенко В. М Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.

    Основы художественного ремесла. М., 1979.

    Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., 1984.

    Декоративно-прикладное искусство//

    Народный костюм. Украшение прялок//

    Академик. Энциклопедический словарь//

    Библиотека собраний русского народного искусства//

Похожие публикации