Почему людям нравится поэзия. Чем мне нравится поэзия А. С. Пушкина (Школьные сочинения) Почему мне нравится русская поэзия Слуцкого

Сочинение

Борис Пастернак был интересным человеком во всех отношениях. Интересен он был и внешне и при разговоре. Речь его была неслыханно содержательна, и потому мысль его нередко кружила запутанными витиеватыми ходами с неожиданными ответвлениями. Тогда казалось, что он безнадежно забыл, с чего начал, увлёкшись случайными частностями или попутными находками. Но нет, все ненужные, казалось, –7– объяснения, перескакивания, отступления вдруг обретали своё назначение, и в пространном ветвистом дереве рассуждения обнаруживалась внутренняя стройность, превращавшая плоскую схему ожидавшейся логики в живой объемный организм, существующий по своим не писанным законам. Этот текучий поток речи нёс с собой и крупицы тут же рождавшихся афоризмов.

То, что для кого-то могло стать темой ученого исследования, щедро разбрасывалось на ходу, как искры от раскаленного железа, которое кует кузнец на наковальне. «Нельзя быть в искусстве жар-птицей, а в быту мокрой курицей «. Или: «Лучше быть талантливой буханкой черного хлеба, чем не талантливым переводчиком». Слово–его профессиональное орудие, и даже в случайных репликах оно сверкает и искрится. Но бывает, это дается ему трудно, он долго мычит, экает, гудит, ища то единственное, что ему нужно. Тогда кажется, что слышно, как со скрипом проворачивается в его голове туго идущий механизм оригинальной мысли, сопротивляющийся беззаконной, бездушной легкости штампа.

Но чаще его старомосковские богатые модуляции насыщены свободными, барскими интонациями. Говорит он громко, непринужденно, он хозяин своей речи, она послушно повинуется ему и всячески ему подражает. Как будто она поставила себе цель походить на своего хозяина, добиться единства с ним, и это ей прекрасно удалось. Они друг с другом слились, стали неотличимо похожи и, по существу, составляют одно целое. А ведь это редко в жизни случается. Мало кто из людей обладает такой цельностью натуры, чтобы между человеком и его речью пропадала дистанция, наполненная толпами многообразных околичностей. В процессе творческой работы меняется не только материал, над которым трудится художник, но в значительной мере и он сам. Как же проявлял себя Пастернак в человеческом общении? На всём его облике и на манере общения сказывались и мировоззренческие начала. Толстовское влияние проявлялось в простоте и непритязательности его одежды и обстановки дома, особенно в аскетически пустой его комнате, солдатской железной койке, накрытой старым линялым одеялом. Налет толстовского опрощения лежал и на скромной, простой и демократичной манере обхождения. Но ещё определённей проявлялись в отношении к собеседнику его духовные установки.

Большая любовь – всегда переворот, ломка всего, беспощадное обновление души и жизни. Но в то же время – уж такова диалектика большой любви – она не соглашается ставить себя вне нравственного закона: из уважения к своей чистоте. Купить свое счастье ценою несчастья другого, других для неё невыносимо. В этом трагедия конфликта между вечным правом любви и относительным «земным» правом нравственного миропорядка; особенно если эти «другие» тебе не безразличны, а, напротив, другие, достойны уважения и верности. Жертвами этой само истребительной диалектики были Борис Леонидович Пастернак и Зинаида Николаевна Нейгауз, жена человека, перед талантом которого она преклонялась, игру которого чтила, мать его детей.

Жертвой этой диалектики нравственного конфликта ощущал себя и Генрих Нейгауз, как человек, ставивший многое себе в вину, сознающий себя виноватым перед своей женой и перед другой женщиной, матерью его малолетней дочери. В том-то и беда, что некто из них не ощущал себя безвинным, но призванным великодушно собою жертвовать. Уж такие подобрались люди. Пастернак в «Охранной грамоте» написал об этой женщине: «Я знаю лицо, которое равно разит и режет и в горе, и в радости, и становится тем прекрасней, чем чаще застаешь его в положениях, в которых потухла бы другая красота. Взвивается ли эта женщина.

Вверх, летит ли вниз головой, её пугающему обаянию ничего не делается, и ей нужно что бы то ни было на земле гораздо меньше, чем сама она нужна земле, потому что это сама женственность, грубым куском небьющейся гордости целиком вынутая из каменоломни творенья. И так как законы внешности всего сильнее определяют женский склад и характер, то жизнь и страсть такой женщины не зависят от освещения, и она не так боится огорчений…»

Ничего лучшего, а главное, более возвышенно-точного нельзя было сказать о Зинаиде Николаевне. Об отношении Пастернака к этой женщине говорят письма, написанные им в 30-е годы: Письмо от 18 июня 1931 года: «Ты настолько оказываешься совершеннее того большого, что я думая о тебе, что мне становится печально и страшно. Я начинаю думать, что счастье, которое кружит и подымает меня, предельно для меня, но для тебя ещё не окончательно полно. Что я не охватываю тебя, что как ни смертельно хороша ты в моём обожаньи, в действительности ты еще лучше…

Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу «привлечь к себе любовь пространства», - то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством. Жизнь ведь это только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье. Есть что-то общее между творчеством его отца – замечательного русского живописца Леонида Пастернака и его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – в концертах, в гостях, дома, на улице, - делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак, делал то же самое в поэзии – он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии.

Но многое передалось и от матери: её полная самоотдача, способность жить только искусством. В самом начале поэтического пути, в 1912 году, Пастернак нашёл для выражения своей поэзии очень ёмкие слова: И, как в неслыханную веру, Я в эту ночь перехожу, Где тополь обветшало – серый Завесил лунную межу. Где труд как явленная тайна, Где шепчет яблони прибой, Где сад висит постройкой свайной И держит небо пред собой. («Как бронзовой золой жаровень»).

Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошёл в группу поэтов, которую возглавлял Юлиан Анисимов. Группа эта называлась «Лирика». И первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник «Лирика», изданный в 1913 году. Стихи эти не включались автором ни в одну из его книг и не перепечатывались при его жизни.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,
Друзья и ты в их шутовской гурьбе,
И, как с небес добывший крови сокол,
Спускалось сердце на руку к тебе.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И паволокой рамы серебря,
Заря из сада обдавала стёкла
Кровавыми слезами сентября.
Но время шло и старилось.
И рыхлый,
Как лёд, трещал и таял кресел шёлк.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Я пробудился.
Был, как осень, темен.
Рассвет, и ветер, удаляясь нёс,
Как за возом бегущий дождь соломин,
Гряду бегущих по небу берез.
(Сон)

В мире было и есть множество поэтов и поэтесс, но, несомненно, один из величайших из них - Пушкин. Его знают не только в пределах России, но и в большинстве других стран мира. Мы особо не задумываемся, почему же его стихотворения считаются одними из самых лучших и так нравятся людям. Мы принимаем это как факт. В связи с этим я решила взглянуть на его произведения еще раз и понять, что же мне в них нравится.

Меня восхищает, как он умеет вовлечь меня в ситуацию, ведь после прочтения стихотворения “К Чаадаеву” ты сам готов восставать вместе с декабристами, а после прочтения стихотворений о дружбе, например, “Пущину”, ты сам чувствуешь, будто тот самый Пущин был и твоим другом тоже, словно ты также как и Пушкин учился с ним в лицее. Ты полностью переносишься в тот мир, который Пушкин создал, в котором он жил.

Мне нравится поэзия Пушкина тем, что в каждое стихотворение, в каждое четверостишие, он вкладывает особый смысл, ведь описывая природу, он может на самом деле думать о своей возлюбленной, и надо уметь понимать, что стоит за этими строками. Тот двойной смысл, который Пушкин вкладывает в стихи. Мне нравится читать его стихи и анализировать, понимать, какой смысл он вложил в эти строки, о чем он думал и что хотел преподнести нам. Он часто делает отсылки к своим друзьям из лицея и декабристам. Лишь вдумчивый читатель может понять истинный смысл его стихотворений.

Пушкин пишет так, будто это не слова, будто ты читаешь его чувства. Когда он пишет про зимнее утро, он представляет его себе. Этот легкий холод, узоры на окне...

Пушкин - настоящий художник слов. Словами он может написать такую картину, что читая их мы погружаемся в его время, туда, где он находится и о чем пишет. Читая эти стихи, чувствуешь, словно переносишься в другой мир. Например, в стихотворении “Зимнее утро” ты буквально сам просишь “Подружку” встать, проснуться, ты словно видишь этот блестящий снег за окном, освещенную янтарным блеском комнату, тебя также влечет эта снежная даль и ты думаешь: “Не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?!”

Пушкин не боится пропагандировать свой взгляд на мир, свое мнение. Он не стремится завоевать любовь толпы. Его стихи для тех, кто понимает, умеет анализировать. Пушкин не боится оскорблять власть, он не стыдится своего мнения и открыто его высказывает. Что странно, тем не менее у нас его еще не запретили.

В общем, я считаю, что Пушкин - настоящий мастер своего дела, и до него, и даже после, никто не был столь гениален.

Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни и смерти. Конечно, это далеко не все темы, но я хочу остановиться именно на них, так как они для меня ближе всего. Многие сравнивают поэзию Ф. Тютчева с пушкинской и находят, что они похожи. Но мне кажется, что такая оценка ошибочна. В лирических произведениях А.С. Пушкина слова точно выражают мысль, вое ясно и четко. Из-за этого его стихи слишком реалистичны. Тютчев же передает самые тонкие переживания, ощущения, оттенки чувств, не называя их. через окружающие предметы. В стихотворений «Весенняя гроза» поэт, описывая первый дождь, передает настроение радости:

Люблю грозу в начале, мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

В этих строках столько динамики, жизни; движения, что читатель с легкостью представляет себе картину и события: небо, которое несколько минут назад было голубым, затянулось темными облачками; подул ветер, прохладный и приятный; в наступившей тишине - ожидание грозы; воздух наэлектризован; вдруг громкий стук раздался отовсюду; крупные капли дождя застучали по крышам и окнам домов, по улицам; вода смыла со всего пыль; листья деревьев стали ярко-зеленого цвета.

По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о майском веселом дождике, которому все рады. И Тютчев, и Фет чрезвычайно нежно относятся к родной природе. Тютчев пишет:

Природа - сфинкс.
И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Природа - это тайна. Но чувства людей тоже загадочны. У А. Фета есть замечательное стихотворение, ставшее уже хрестоматийным, которое как раз и показывает как через состояние окружающей среды можно дать почувствовать, что, ощущает человек:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…

В этих строках слышится нечто большее, чем просто описание природы. Здесь есть что-то нежное, чувственное. Осторожно и медленно входит рассвет, не торопясь, будто боится помешать чему-то важному. Такая неторопливость и неуверенность рождает таинственность отношений. Это стихотворение о любви, хотя этого слова и нет, но оно звучит между строчек. Я люблю читать стихи о любви. Почему? Наверное, потому, что каждый поэт раскрывает эту тему по-своему. Мне очень нравится, как о любви пишет Тютчев. Создается впечатление, что читаешь не мысли совершенно чужого человека, а твой собственный внутренний мир отобразили на желтых листах типографской бумаги: «Она сидела на полу и груду писем разбирала…», «О, как убийственно мы любим…», «Люблю глаза твои, мой друг…». Всего в нескольких рифмованных строчках поэту удалось выразить то, что я не могу сказать обыденным языком. Его стихи рождают во мне ожидание чего-то прекрасного и неизведанного. Иногда мне самой хочется взять перьевую ручку, лист белой бумаги и написать что-то, хотя бы отдаленно напоминающее или слегка похожее на то, что написано Тютчевым. И у Фета, и у Тютчева не последнее место в творчестве занимают стихи о жизни и смерти.

Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердый льдом…
Лишь жизнь бессмертную ключом
Сковать всесильный хлад не может…

В начале стихотворения вся природа, ручей находятся в «оцепененье ледяном». Все замедляется, почти останавливается. Но к концу мы видим, что «всесильный хлад» побежден, что ключ не замерз, жизнь не остановилась, смерть, которую отождествляют со льдом и хладом, побеждена. Победа и торжество жизни над смертью.

Отношение Фета к смерти аналогичное. Пока он жив, смерть ему не страшна:

Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.

Я не знаю, хотели ли Тютчев и Фет жить вечно, но, несомненно, они оставили заметный след в нашей литературе. Думаю, что и через десять, и через пятнадцать лет я буду с удовольствием читать стихи этих замечательных поэтов.

Если анализировать поэтические течения начиная с 70-х годов XX столетия, то можно выделить традиционализм и авангардизм как две тенденции развития и существования поэтической литературы. В этом сочинении мы поговорим о традиционной поэзии. Традиционализм — направление в поэзии, когда используются темы и мотивы, образная система и стилистические средства, свойственные поэзии XIX — отчасти XX века. Безусловно, традиционализм — название очень условное, так как объединяет собой творчество поэтов, каждый из которых имеет свои особенности. Традиционалистами можно назвать таких поэтов, как Б. Слуцкий, Д. Самойлов, Ю. Левитанский, А. Межиров, Б. Окуджава, — художников слова, посвятивших свое перо изображению страшного лика войны и воспеванию светлого гения человека, сумевшего отстоять свою страну, свободу — жизнь, Мир в мире. Они попытались передать прекрасное мгновение бытия — неповторимое, яркое.

Б. А. Слуцкий (1919 — 1986) создал образ Солдата, рядового труженика войны, который по зову сердца вступил в ряды защитников Отечества:

Последнею усталостью устав,
Предсмертным равнодушием охвачен,
Большие руки вяло распластав,
Лежит солдат.
Он мог лежать иначе,
Он мог лежать с женой в своей постели,
Он мог не рвать намокший кровью мох,
Он мог…
Да мог ли? Будто? Неужели?
Нет, он не мог…
Он без повесток, он бы сам пошел.
И не за страх — за совесть…
(«Последнею усталостью устав…»)

Долг человека и гражданина, стремление к добру, к свободе — вот определяющие мотивы поведения героев в лирике Слуцкого. Это поэт, силою искусства стремящийся создать Человека с человеческим лицом, который станет идеальным образом для тех, кто еще только вступает в жизнь. Вот каковы, по мнению Слуцкого, цель и смысл искусства — в данном случае кинематографического, но, пожалуй, и поэтического (недаром автор вкрапляет в текст известные строки А. С. Пушкина!):

Свободу восславляли образы,
Сюжет кричал, как человек,
И пробуждались чувства добрые
В жестокий век, в двадцатый век.
И милость к падшим
призывалась,
И осуждался произвол…
(«Броненосец «Потемкин»)

Простота, порой — некоторая грубоватость, присущая стихам Слуцкого, делают его поэзию очень выразительной, жесткой, убедительной:

Давайте после драки
Помашем кулаками:
Не только пиво-раки
Мы ели и лакали, —
так начинается стихотворение «Голос друга», в котором автор формулирует свое представление о поэте и поэзии:

Готовились в пророки
Товарищи мои.
Особую значимость этим строкам придает упоминание о судьбе «пророков»:

В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов —
Фанерный монумент —
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.

Поэт, героически принявший смерть, не испортивший «ни песню… ни стих», достоин восхищения. Именно он, чьим «народом» была интеллигенция, кто каждый свой поступок «корректировал Львом чувства — Николаичем Толстым», для которого «работа чтения и труд писания была святей Священного Писания», способен, идя «в обшей шеренге», сохранять свою неповторимость, свой свободный дар. Образ «цепной, но ласточки», которая «ютится» в «сфере притяжения земной», — вот яркий иносказательный портрет поэта.

В стихах Слуцкого встречаются как точные рифмы разной грамматической природы, так и разговорно-глагольные, как в фольклоре или в стихе XVII века. (Порой рифма исчезает, и мы читаем «белый» стих.) Безусловно, этот поэт продолжает традиции русской поэзии предшественников-стихотворцев, но обладает своей, легко узнаваемой манерой письма.

Почему мне нравится русская поэзия Слуцкого

Другие сочинения по теме:

  1. У творчості Бориса Абрамовича Слуцкого відбилася не тільки його власна біографія, через його серце пройшла біографія країни, у якій він...
  2. Еще не настали холода, но становится грустно от пряно-кисловатого аромата уходящих летних дней. С деревьев падает сожженная жарким летним солнцем...
  3. Секрет здесь в том, что и сказка насыщена такими подробностями, которым мы верим сразу же, потому что они жизненны. О...
  4. Из всех сюжетных линий романа Вальтера Скотта «Айвенго» меня больше всего тронула история старого еврея Исаака и его дочери Ревекки....
  5. В свадебных песнях и причитаниях терем — это опоэтизированное пространство человеческого мира; как и в волшебной сказке, в нем сочетаются...
  6. Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Лишь много позднее, уже в эмиграции, смогла она написать слова, прозвучавшие как...
  7. Об этом свидетельствуют уже самые названия поэтических сборников тех лет: «Дорогами крови» (Са-minos de la sangre, 1946) В. Кремера, «Замкнутое...
  8. В каждой из европейских стран, и до 1945 года были видные писатели-демократы, духовно близкие русской литературе, испытавшие ее влияние. После...
  9. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о картинах природы,...
  10. Н. К. Старшинов (1924), поэт и фольклорист, в своем творчестве воплотил те художественные принципы, которые свойственны народной поэзии. На идейно-тематическом...
  11. Сочинение на тему: «Русская природа в поэзии» О теме: Природа в поэзии русских поэтов всегда занимала высокое место. Через тонкую...
  12. Почему в мире так много поэтов? Разве не все еще сказано? Возможно, и много только каждый поэт прибавляет ко всемирной...
  13. Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою — вещь вообще редкая, а в...
  14. К середине XIX века в русской поэзии стали намечаться два направления: демократическое и направление «чистого искусства». Сторонником и идеологом «чистого...
Похожие публикации