Киевская Русь X-XII вв. Русь во второй половине XI – начале XII вв. Владимир Мономах Киевская русь 9 начале 12 века

Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему были свойственны признаки феодального общества, которые находились еще в стадии формирования: феодальное землевладение только возникало, основная масса населения была еще свободна. Однако постепенно новые процессы, характерные для феодального общества, набирали силу и побеждали. Формируется боярское землевладение, свободные крестьяне-общинники (смерды) все более попадают в зависимость к феодалам. Общинные землевладения захватываются князьями и боярами, дарятся, раздаются, а вместе с ними и работающие на этих землях крестьяне.

К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы нового государства существовали скорее теоретически, чем практически, т.к. эти границы на местности никто не проводил, да и не охранял; в лучшем случае выставляли опорные сторожевые пункты.

Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье – объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье было не только системой сбора дани – налога, но и способом управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, творил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 году произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством киевского князя Игоря и его приближенных – старшей дружины. Из летописных источников известно о том, что за князя отомстила вдова – властная и мудрая правительница Ольга (945-962). Из «Повести временных лет» Нестора мы также узнаем, что у древлян была своя столица Искоростень, свой князь – Мал, а у него – «мужи, иже держаху Деревску землю». Таким образом, в древнерусском государстве с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми князья должны были считаться и считались. Поэтому и известные договоры с греками в Х веке заключались Олегом и Игорем (907, 911, 944) от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древлян, провела налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву – уставы и уроки и создала систему административных центров – погостов, т.е. мест, где останавливались князья и «княжеские мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.

Собрав дань, князья возвращались в Киев. Летом собранная дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась по Днепру – по знаменитому торговому пути «из варяг в греки», в столицу Византийской империи – Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусского государства пришелся на правление в Киеве великих князей Владимира Святославовича Святого (980-1015) и его сына Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) - эпоху, когда Киевская Русь переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (златники и серебреники). Ярославом Мудрым, княжившим в Новгороде, до завоевания им Киева создается древнейшая часть «Русской правды» - первого письменного свода законов. На рубеже X - XI веков Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения. Стали появляться новые «княжеские грады» - Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань и др. Туда князь стал сажать по волостям своих детей в качестве наместников. Так, первоначально своего сына Ярослава Мудрого Владимир отправляет в Ростов, и здесь на северо-восточной окраине Руси Ярослав основал город Ярославль. Увидев в нем способного организатора и талантливого политика, отец перемещает его в Новгород.

Сложившийся на Руси тип государства часто называют раннефеодальной монархией. Но при этом следует иметь в виду, что Русь Х - начала XII века была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы – Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От государств Западной Европы эти страны отличались, прежде всего, отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем. Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в полюдье. Княжеские старшие дружинники – бояре и младшие – гридни («отроки», «детки») исполняли судебные функции, получая плату за счет дани, пошлин и добычи в военных походах; население было обязано кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X - XII веках боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец из смердов, т.е. простых свободных общинников.

В новых городах и крепостях князь оставлял свои гарнизоны с наместниками; сюда стекалась дань, одна треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные служебные повинности – сторожить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжеский стол и т.д. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как военно-феодального, или дружинного, а отношения власти и подданных – как служебную организацию общества. При этом власть еще не окончательно «оторвалась от народа». Одним из обычаев на Руси был пир князя. В эпоху становления государственности на Руси такие застолья являлись своеобразным общественным институтом – совещанием князя с его дружиной и «множеством» народа, где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подданных земель, приема послов и заключения договоров с той или иной стороной, отправки в эти страны людей «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь не только восхвалял подвиги своих храбрых дружинников, но и творил «праведный суд», наделял обездоленных т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Важным институтом древнерусской государственности являлось вече, которое играло важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав, к сожалению, точно определить нельзя. При этом вече не подменяло княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Сама же территория Руси рассматривалась как коллективная собственность правящего великодержавного рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что с конца X века киевские князья Святослав (957-972), Владимир и Ярослав Мудрый выделяли города своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на волости, на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные, «молодшие», князья перемещались, занимая все боле важные и богатые княжения – волости. Верховным правителем на Руси являлся тот, кто был старшим в роде и соответственно занимал престол в Киеве. После смерти отца среди сыновей зачастую разгорался спор, а то и борьба за владение киевским «столом», как это было в 972 и 1015-1019 годах да и позднее. После смерти Ярослава Мудрого его наследники – старшие Ярославичи (Изяслав, Святослав и Всеволод) жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 году на р. Альте между братьями разгорелась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах они пытались договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 году на съезде в Любече, когда внуки Ярослава – Святополк Изяславович, Владимир Мономах, Василько Ростиславович, Давид и Олег Святославовичи установили новый принцип организации власти: «Каждый да держит отчину свою»: отныне княжества отцов – «отчины» должны были передаваться детям – наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены триумвирата старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава – Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию горожан в Киеве. Жители города призвали на киевский престол Владимира Мономаха (1113 - 1125), прославившегося своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов – так называемой пространной редакции «Русской правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси, происшедшие в начале XII века. Своим авторитетом и смелой политикой этот князь сумел сохранить мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими волостями как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новогород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Мономаха Мстислав (1125-1132). По его указу подвластные князья совершали успешный поход на Полоцк, а княжившие там Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII века русские земли окончательно утрачивают свое политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.

Крещение Руси и его историческое значение. Княжение Владимира Святого было связано не только с расширением границ, но и с серьезными реформами. Владимир устанавливает вместо уроков полюдье, т.е. дань собирается с конкретного человека; определяет единицу обложения – дым, рало (плуг); наряду с натуральным сбором дани разрешает отдавать часть ее деньгами; вводит торговые пошлины; наряду с воинской повинностью вводит и трудовую - для построек и ремонта крепостных стен. При Владимире четко определяется и служебная иерархия: на вершине находился Великий князь земли русской, т.е. киевский князь, затем идут светлые великие князья и его бояре, которые выступали правителями земель (волостей); местные князья, у которых была своя вотчина. Крестьяне были разделены на крестьян-общинников (собственность феодала) и смердов (свободные государственные крестьяне), хотя и те и другие жили общинами.

Крещение Руси в 988 году князем Владимиром внесло существенное изменение в уклад жизни Киевского государства. Оно соответствующим образом отразилось на социальной структуре и организации власти на киевском престоле.

Христианство на Руси было принято в его восточном (православном) варианте, что стало еще одной важной реформой князя Владимира Святославовича, получившего прозвище Красное солнышко. Сведения о распространении христианства на Руси относятся к IX - X векам, когда крещение стали принимать представители киевской знати и дружинники, а в столице в середине Х века уже существовала церковь св. Ильи Пророка. В то же время следует отметить, что на Руси первоначально существовали различные направления христианского вероучения: такие слова, как «крест», «алтарь», «церковь», имеют западное происхождение. Здесь важен и тот факт, что Византийская православная церковь не употребляла колоколов и не знала десятины. Распространению христианства на Руси способствовало и расширение международных связей Киева. Религиозная реформа, осуществленная Владимиром, являлась закономерным шагом. В IX веке христианство приняли Болгария и Чехия, в Х веке – Польша, Дания и Венгрия, в XI - Норвегия и Швеция, что в целом завершило процесс формирования европейской цивилизации. Окончательный выбор Русью восточного варианта христианства – православия был обусловлен как давними связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви, ее зависимостью от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Умелое использование внутреннего кризиса в Византии позволило русской дипломатии избежать при принятии христианства вассальной зависимости от империи и утвердить международный авторитет Руси. Император Византии Василий II в 987 году вынужден был обратиться к Владимиру за помощью в борьбе против мятежного полководца Варды Фоки. Князь обязался послать на помощь войска и принять крещение в обмен на согласие Василия II выдать за него замуж свою сестру императора Анну. После разгрома мятежника Фоки (с помощью 6-тысячного русского войска) Василий II не спешил с исполнением взятого на себя обязательства. Владимир не стал долго ждать, вторгся в византийские владения в Крыму и захватил Херсонес. Это заставило Константинополь поспешить с бракосочетанием Владимира и Анны и восстановить мирные отношения с Русью.

О дате и обстоятельствах этих событий у историков, к сожалению, нет единого взгляда, это обусловлено трудностью анализа иностранных источников с различной системой летосчисления. Но когда бы ни произошло крещение Владимира и его подданных (в 988 году или позднее), этот шаг означал прежде всего проведение крупной государственной реформы: на Руси появился новый общественный институт – православная церковь. В отличие от светской власти церковь до наших дней сохранила единую систему управления: Патриарху подчинены территориальные (областные) епархии во главе с архиепископами, на местах – приходы с приходскими храмами и штатом священнослужителей и монастыри. Церковь, будучи более зрелой и организованной структурой, взяла на себя в древнерусском государстве часть его функций. В ее руках находился суд по семейно-брачным и наследственным делам, наряду с «Русской Правдой» действовал переведенный с греческого кодекс церковного права – «Номоканон», или «Кормчая книга». В ведении церкви находились определенные категории населения: лекари, клирошане, паломники. В храмах оглашались указы, хранились документы, эталоны мер и весов. Духовенство как носитель знаний и грамотности, выступалои в качестве школьных учителей. В свою очередь княжеская власть обеспечивала церковь материально: в IX-X веках за счет десятины – отчислений от княжеских доходов, от бояр, служилых людей и купцов, а также от крестьян десятой части дохода; церковь стала серьезным и богатым институтом. А когда храмам и монастырям стали жертвовать целые села с крестьянами, церковь становится и крупным землевладельцем.

Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. «…Нищих кормление и чад мног, страньным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, в пожаре и в потоке; пленным искупление, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы»,– так характеризует эти обязанности памятник XIII века «Правило о церковных людях». В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни: в «церковном доме» могли найти убежище незамужняя женщина с ребенком; под особым покровительством находились паломники, а также юродивые.

Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль за поведением людей в наиболее консервативной и труднодоступной для государственного вмешательства сфере семейного быта. Священники уговаривали господ «миловать… челядь» и терпеливо приучали к исполнению христианских заповедей своих прихожан. Особенно много труда и терпения требовали от священнослужителей высокопоставленные чины, которые без «стыда и срама» имели по несколько жен и наложниц, играли свадьбы без венчания, с буйными плясками, «гудением и плесканием», не признавали постов, устраивали языческие игрища и творили насилие прямо в храме.

Не менее трудным делом для духовенства было заставить вчерашних язычников «молвити своя грехи» духовному отцу – «белому» или «черному» священнику, призванному контролировать повседневную жизнь прихожан. Надо было добиться стыда и раскаяния, и привычки осознавать свои прегрешения - не отпугивая при этом кающихся строгостью наказания на том свете. По грехам и праведным делам каждого после исповеди назначалась епитимья, а при огласке какого-либо бытового грехопадения виновники представали перед закрытым епископским судом.

Церковь активно участвовала и в территориальном распространении православного вероисповедания. С расширением границ княжеских владений расширялась и христианская вера: строились новые храмы, основывались епископские кафедры. В свою очередь князья стремились обеспечить себе поддержку со стороны влиятельных церковных корпораций и боролись за право покровительства отечественным святыням – таким как мощи князей Бориса и Глеба. В период феодальной раздробленности Руси епископы вмешивались в политическую борьбу, поддерживая своих князей в этой братоубийственной войне. Так, владимирское духовенство помогло Андрею Боголюбскому в утверждении патронального культа Богородицы перенесением на север почитаемой иконы Богоматери (будущей Владимирской) [Богоматери] и введением санкционированного Константинополем праздника Покрова. Однако у князей с митрополитами случались и конфликты. Монастыри и епископат с конца XI века начинают получать земельные владения вместе с работниками. Одним из первых таких землевладельцев в конце XI века стал Киево-Печерский монастырь.

При помощи разработанного вероучения и стройной организации Русская православная церковь стремилась освятить и укрепить существующий общественный строй. Внедрять силой никакую идею нельзя, и если эти идеи были бы угодны узкой правящей прослойке, но чужды подавляющему большинству населения, то они были бы обречены на провал. Утверждение новой религии - это и переворот в мировоззрении людей: которым христианство предложило иную по сравнению с язычеством систему ценностей.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе: это был длительный и сложный процесс. Наиболее заметен он был в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями и где шло активное строительство храмов. Достаточно отметить, что если во второй половине XI века на Руси было построено всего 18 церквей, то во второй половине XII века – уже 112. Однако в то же время, например, в Суздале прямо за городским валом по-прежнему насыпались курганы и усопшие отправлялись в последний путь и с крестиком на груди, и с погребальным инвентарем, как это полагается в языческих обычаях. В X-XII веках это явление было не единичным, смешение языческих и христианских верований наблюдалось как в городах, так и в сельской местности, что, в общем-то, было характерно и для других европейских государств, где основы христианского вероучения сопровождались его фольклоризацией и смешением с мифами и легендами прошлого. Сочетание церковной культуры и культуры повседневной жизни выражалось в двуязычии: в храме звучал церковнославянский язык, а в миру разговорный древнерусский. Теперь каждый человек имел два имени - крещальное и языческое, иногда прозвище («Толстой», «Шепелявый» и т.д.) сопровождало его всю жизнь. По имеющимся источникам официально фамилии тех или иных лиц, в первую очередь знати, на Руси появились в XV веке, а у крестьян в XIX веке.

Сакральному пространству храма и красному углу в крестьянской избе с иконами и лампадами противостояли «нечистые» места: перекрестки дорог, овин и баня (в ней проживали домашние «темные силы», там полагалось снимать крест, и совершать гадания). Вместе с молитвами в течение многих столетий в употреблении оставались заговоры на все случаи жизни. Духовенство, понимая менталитет, духовный мир прихожан, осторожно и постепенно соединяло языческие ритуалы и рамки церковного календаря: святки стали частью праздника Рождества, а ночь на Ивана Купалу «совместила» языческий праздник Русалки и Рождество Иоанна Предтечи. Христианские святыни, подобно языческим богам, принимали многие функции защиты от злых духов, а также помощи в повседневных житейских проблемах. Святые Флор и Лавр охраняли лошадей, св. Терентий – кур, св. Николай-угодник был покровителем всех путешествующих, св. Антип помогал больным и т.д. Многие языческие традиции почитали не только простолюдины, но и великие и светлые князья. Первый русский митрополит Илларион, прославляя князя Владимира, подчеркивал, что тот является продолжателем славных дел великих князей Игоря и Святослава – отца князя Владимира, хотя те были язычниками.

Русские князья так же, как и их подданные, в X-XII веках носили двойные имена, совершали языческие воинские обряды («постриги»), на княжеских дворах устраивали веселые пиршества с играми, на которых исполнялись ритуальные языческие танцы. Запечатленные в ювелирных произведениях киевских мастеров, на женских браслетах XII века, языческие образы и сюжеты органически вписывались и в мир «высокой» культуры: мифологические животные и птицы, грифоны, львы, «древо жизни» присутствуют в росписи Софийского собора в Киеве, в декоре белокаменных Владимирских соборов XII века.

Таким образом, крещение Руси, несомненно, изменило взгляды и понятия о мире у большинства населения страны в целом, однако сохранившиеся традиции и обычаи языческой культуры естественно вписывались в мировоззрение людей той эпохи и сохранялись также и на последующие столетия.

Киевская Русь при Ярославичах. Противостояние и усобицы князей. Войны с половцами. Кто одержал победу в череде войн и конфликтов за первенство среди равных?

Киевская Русь при Ярославичах

Незадолго до своей смерти в 1054 г. Ярослав Мудрый составил завещание, в соответствии с которым Киевская держава была поделена между пятью его сыновьями: Изяслав получил в удел Киев, Новгород и Туров, Святослав — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволод — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю, Вячеслав — Смоленск, а Игорь — Волынь. Великим Киевским князем стал Изяслав (1054-1078 гг.).

Рис. 1. Ярославичи ()

После смерти Вячеслава (1057 г.) и Игоря (1060 г.) реальная власть сосредоточилась в руках «триумвирата Ярославичей», которые, памятуя завет своего отца, на первых порах не враждовали между собой и действовали сообща. В 1060 г. они успешно отразили нашествие торков на Киев, в 1065 г. выступили единым фронтом против своего племянника, князя-изгоя Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань, а в 1067 г. разгромили полоцкого князя Всеслава Брячиславича, захватившего Новгород. Но 1068 г. стал серьезным испытанием для Ярославичей: после поражения от половецкой орды хана Шерукана и вспыхнувшего затем восстания киевлян Изяслав бежал в Польшу и только через год при поддержке своего тестя польского короля Болеслава II возвратил себе киевский престол.

В 1070/1072 гг. в княжеской резиденции в Вышгороде состоялась встреча Изяслава, Святослава и Всеволода, в ходе которой были приняты новые статьи к «Русской Правде», получившие название «Правды Ярославичей». Но уже в 1073 г. Святослав и Всеволод, заподозрив старшего брата в узурпации власти, изгнали его из Киева, и великокняжеский престол занял черниговский князь Святослав (1073-1076 гг.). В 1078 г. разгорелась новая княжеская усобица, итогом которой стала гибель Изяслава в битве на Нежатиной Ниве и вокняжение в Киеве переяславского князя Всеволода (1078-1093 гг.).

Рис. 2. Гибель Изяслава ()

Киевская Русь при Святополке и Владимире Мономахе

После смерти Всеволода киевский престол достался Святополку Изяславичу (1093-1113 гг.), который вместе с переяславским князем Владимиром Мономахом (1094-1113 гг.) разгромил половецкие орды ханов Итларя и Китана, совершивших разорительный набег на южные рубежи Руси. В 1096 г. Святополк и Владимир Мономах предложили своему кузену, черниговскому князю Олегу Святославичу, объединить усилия в борьбе с половецкой угрозой и совершить совместный поход в Половецкую степь. Однако Олег отверг их предложение и развязал новую междоусобную войну, в ходе которой погиб муромский князь Изяслав. Владимир Мономах попытался образумить своего воинственного брата, направив ему письмо с предложением о встрече, но Олег отверг его и начал готовиться к походу на Новгород. Тогда против черниговского князя поднялся весь род Мономашичей, и в битве при Муроме Олег был разбит. Он попросил о мире и поклялся прибыть на общекняжеский съезд для решения острейших общерусских дел.

В 1097 г. состоялся Любеческий съезд князей «Рюрикова дома», на который съехались Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Давыд Игоревич, Олег Святославич, Давыд Святославич и Василько Ростиславич. На этом съезде были приняты два важнейших решения:

1) отныне каждый князь «держит отчину свою»;

2) киевский великокняжеский престол занимается строго по старшинству.

Однако вскоре вспыхнула новая междоусобица. Владимир Мономах, более других сознававший всю опасность этих усобиц в условиях резкого обострения русско-половецких отношений, инициировал созыв Витичевский (1100 г.), Саковского (1102 г.) и Долобского (1103 г.) съездов русских князей, на которых были приняты решения о прекращении усобиц и организации общерусского похода против половцев.

Рис. 3. Мономах на охоте. Тормосов М. ()

В 1103-1111 гг. под водительством Владимира Мономаха состоялось несколько удачных общерусских походов в Половецкую степь, в ходе которых в битвах при Сутене, Хороле и Сольнице половецкие орды Боняка, Шарукана, Урусобы и Сугры потерпели сокрушительное поражение.

В 1113 г. скончался великий князь Святополк, смерть которого стала причиной мощного восстания киевлян, в ходе которого были разграблены дворы тысяцкого Путяты и близких к князю евреев-ростовщиков, получивших от Святополка монопольное право на торговлю солью. В этой критической ситуации по инициативе митрополита Никифора и части бояр в нарушение родового принципа наследования престола киевское вече призвало на великокняжеский престол переяславского князя Владимира Мономаха.

В годы своего недолгого правления Владимир Мономах (1113-1125 гг.) силой своего авторитета объединил под своей властной рукой все земли распадавшийся Киевской державы, издал новые статьи «Русской Правды», вошедшие в историю как «Устав Владимира Мономаха», и зорко берег рубежи своего государства от непрошенных гостей по всему периметру границ — от Половецкой степи до Балтийского побережья и Волжской Болгарии.

  1. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков IX-XII вв. М., 2001
  2. Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003
  3. Орлов А. С. Владимир Мономах. М., 1946
  4. Плетнева С. А. Половцы. М., 1982
  5. Творогов О. В. Древняя Русь: события и люди. М., 1994
  6. Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб., 2003
  7. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII вв. М., 2012
  1. Правители России ().
  2. Всемирная история ().
  3. Половцы ().
  4. Половцы ().

К концу 11-го - началу 12-го в. Киевская Русь превратилась в довольно развитое государство во многом благодаря развитию народного хозяйства: появилась регулярная система землепользования, были освоены новые сельскохозяйственные культуры, развивалось скотоводство. Постепенно происходила специализация производства и процесс разделения труда. Вместе с деревнями развивались и города: к началу 12-го в. на Руси насчитывалось порядка 300 крупных городов, росло их благосостояние.

Однако в политической жизни государства начали происходить довольно серьезные изменения. Прежде всего 12-й в. (его вторая половина) ознаменован постепенным снижением власти Киева и упадком Киевского княжества.

Упадок Киева. Внутренняя политика на Руси

Причин для ослабления Киевского княжества было несколько:

  • снижение важности торгового пути «из варяг в греки», который имел большое значение для экономики региона;
  • усиление князей на местах (рост их благосостояния привел к тому, что князья больше не нуждались в существенной поддержке со стороны Киева);
  • рост военной напряженности в Киеве. Город постоянно подвергался атакам со стороны как кочевников, так и других князей, желавших добиться великого княжения. С каждым годом обстановка в княжестве становилась более напряженной.

Несмотря на все более тяжелое положение дел, князь Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) предпринимал попытки снова объединить Русь под началом Киева, которые, однако, не увенчались успехом. Уже к концу 12-го в. центр Руси все больше смещался в сторону Владимиро-Суздальского княжества. Хотя Киев не утратил своего политического влияния вплоть до начала монголо-татарского нашествия, в конце 12-го в. серьезную конкуренцию старой столице составлял Владимир.

Усиление отдельных княжеств привело к тому, что страна стала более разрозненной, в регионах стали появляться собственные центры власти, объединявшие под своим началом несколько близлежащих княжеств. Экономическая и политическая жизнь Руси к концу века также потеряла централизованность.

Развитие феодализма в 12-м в.

В 12-м в. фактически завершается процесс формирования социальной структуры общества, характерной для большинства средневековых государств: общество делится на свободных и зависимых людей, появляются социальные слои.

С развитием общества и экономики все большее значение стали играть поземельные интересы. Князья, ранее обладавшие большей частью всех земельных владений, постепенно передавали часть своих административных прав на земли боярам и монастырям, чтобы те могли самостоятельно заниматься сбором дани с вверенных им территорий, освобождая от этого самих князей. Так начала формироваться система частного, боярского и монастырского землевладения. Позднее бояре и монастыри, получившие права на землю, смогли расширить собственные хозяйства за счет княжеских территорий; в этих новых, более обширных хозяйствах все чаще работали крестьяне, должники или те, кто искал защиты у боярина. Феодализм развивался.

Внешняя политика

Основное направление внешней политики в этот период - , которые периодически нападали на Русь, а также попытки завоевать некоторые близлежащие земли и установить прочные контакты с пограничными европейскими княжествами.

Быт и культура Руси в 12-м в.

Формировалась под влиянием языческих традиций и древнего быта, а также традиций недавно принятого христианства. Традиционная русская культура со всеми ее национальными чертами и отличиями в этот период только начинает свое становление - развиваются новые ремесла, изобразительное искусство, зодчество.

Основные события:

  • 1100 г. - съезд князей в Витичеве;
  • 1103 г. - начало целой серии походов против (1103-1120);
  • 1110 г. - начало создания «Повести временных лет» ;
  • 1111 г. - победа над половцами при Сальнице;
  • 1113 г. - начало княжения Владимира Мономаха (1113-1125);
  • 1115 г. - обострение отношений между Новгородом и Киевом;
  • 1116 г. - новая победа киевлян над половцами;
  • 1125 г. - создание «Поучения» Владимира Мономаха;
  • 1125 г. - смерть Владимира Мономаха, киевский престол занимает Мстислав, старший сын Владимира Мономаха (1125-1132);
  • 1128 г. - Мстислав отнимает независимость у Полоцкого княжества;
  • 1130 г. - первые княжеские жалованные грамоты, данные новгородским монастырям;
  • 1131 г. - начало успешных походов на Литву (1131-1132);
  • 1132 г. - смерть Мстислава; этот момент считается началом периода раздробленности и феодальных войн;
  • 1136 г. - изгнание Всеволода Мстиславича из Новгорода, начало эпохи независимости Новгорода;
  • 1139 г. - волнения в Киеве, захват власти Всеволодом Ольговичем;
  • 1144 г. - объединение Галицко-Волынских уделов в единую Галицкую землю;
  • 1146 г. - княжение в Киеве Изяслава (1146-1154), сына Мстислава, которого киевляне пригласили наследовать престол после смерти Всеволода; начало ожесточенной борьбы князей за престол в Киеве;
  • 1147 г. - первое летописное упоминание о Москве;
  • 1149 г. - борьба новгородцев с финнами за Водь; попытки суздальского князя Юрия Долгорукого отбить у новгородцев югорскую дань;
  • 1151 г. - война великого князя киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира, князя галицкого;
  • 1152 г. - основание Костромы и Переяславля-Залесского;
  • 1154 г. - княжение

Вопросы № 2и 3. Восточные славяне в древности и образование Древнерусского государства

Территория и занятия славян. Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных. Русские, украинцы, белорусы - восточные славяне.

В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (Сейчас Новгородская область) Они делились на многие племена: жили поляне, древляне и.т.д. Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.

Главным занятием славян было земледелие. Хлеб был главной пищей славян. Славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовством и охотой. Славяне занимались бортничеством, т. е. собиранием меда диких пчел.

Общественный строй славян. В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена.

Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. У славянских племен стали выделяться богатые предводители -князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдье.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью (образование Древнерусского государства ).



В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Набеги кочевников. Славянам постоянно угрожала опасность нападения внешних врагов. Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.

Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования древних славян. Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой.

Вопрос № 4. Принятие христианства на Руси и его значение.

Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

Г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

  1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
  2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
  3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
  4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
  5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв.

XI – XII вв.- особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства. Именно две великие личности, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах добились наибольшего подъема страны, признание и высокий авторитет на международной арене, распространению и укреплению христианства, роста и застройки городов.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси - ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства. Ярослав Мудрый наиболее важной своей задачей считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и внутренняя политика. Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение.

Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права - древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения.

Организатором и активным участником борьбы с половцами был Владимир Мономах, заслуживший этим славу и популярность на Руси. Владимир Мономах (1113-1125), став киевским князем после Святополка, понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон - “Устав Володимерь Всеволодичя”, или дополнение к юридическому кодексу “Русская правда”. Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Объективные предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян, ее современная трактовка

2. Формирование древнерусской государственности в IX-X вв. Принятие христианства

3. Киевская Русь в XI - XII вв. Становление феодальных отношений

Заключение

Список литературы

Введение

Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке н.э. славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого момента можно говорить об окончательном формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканский полуостров, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевых племён авар в VI - VII вв. отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян. Западные и восточные славяне разделились в предшествующую эпоху. Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье, местом формирования их этноса явились, судя по всему, области по среднему течению Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польши. Этнической основой древнерусского государства - Киевской Руси - стали восточнославянские племена, которые консолидировались к середине 1 тысячелетия н.э.

1. Объективные предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян, ее современная трактовка

древнерусский государство христианство феодальный

Образование древнерусского государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков.

Возникновение государства -- закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не о единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.

В VII--X вв. славянские племена объединяются в союзы. По мнению Б. А. Рыбакова, возникновение союзов племен -- завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (Феод -- наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал - владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян.) Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.

Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

Историки отмечают существование в 30-х гг. IX в. двух очагов государственности. Первый из них формируется в Поднепровье на землях полян и их соседей. Центром этого государства был Киев. Название этого государства неизвестно. Иногда его называют Каганат русов, поскольку глава этого государства по аналогии. с соседним хазарским носил титул Кагана. Второе государство складывается далеко на Севере -- Северное княжество с центром в Ладоге, затем -- Новгороде. О том, что происходило в этом государстве до 60-х гг. IX в. известно очень мало. Первые летописные сведения связаны с появлением здесь в 862 г. варяжского правителя Рюрика. «Повесть временных лет» сообщает, что именно в этот год граждане Северного княжества, чтобы защитить себя от набегов иноземцев и преодолеть внутренние распри, призвали варягов и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю Русь и пришли к славянам и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус -- на Беломорье, а третий Трувор -- в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Образование первого восточнославянского государства - Киевской Руси - проблема не менее дискуссионная, чем проблема происхождения славян. Все споры идут в основном об интерпретации летописного сказания о призвании варягов, согласно которому ильменские славяне, жившие в Новгороде, устав от междоусобиц, призвали на княжение трёх братьев-варягов:Рюрика, Синеуса и Трувора, которые и "поделили" между собой землю. От них и пошли династии русских князей. Реальным историческим лицом, очевидно, был только Рюрик, остальные братья - результат неправильно понятого летописцем, или его источником, выражения в шведском тексте. В практике раннего средневековья нередки случаи, когда престол занимали чужеземцы, не имевшие отношения к местной элите. И главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства.

"Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталост руcского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельном иcторическому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных круgных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь", первое значение которого - воин-гребец на скандинавской ладье ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также

точка зрения, что варяги и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что этимология слова "Русь" до сих пор неясна ученым. В свое время споры норманистов и антинорманистов касались самого названия "Русь". По мнению сторонников "норманнской" теории, оно имело скандинавское происхождение. Одни из них выводили его из средневекового финского названия шведов "рутси", другие нашли на карте Скандинавии местность Рослаген, откуда якобы и происходил князь Рюрик. Есть и другие версии. В исторических преданиях XVII в. название нашей страны связано с р. Росью, протекающей на территории современной Украины. Не исключено, что эта очень маленькая река действительно дала имя великой стране и великому народу. К сожалению, подтвердить или опровергнуть какую-либо из версий о происхождении названия "Русь" невозможно.

2. Формирование древнерусской государственности в IX-X вв. Принятие христианства

Киевская Русь не была статичным обществом. Его политическая структура и экономические отношения претерпевали определенные изменения. На первом этапе своего существования Киевская Русь была относительно централизованным государством. Во главе его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили дань. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежала всему правящему роду Рюриковичей. Представители правящей династии правили частью территории, т. е. соуправляли через институт причастия. Но это не означало коллективного руководства, должен быть человек, который был старшим -- это киевский князь, т. е. была система принципата -- старейшинства. Надо отметить, что на Руси долго существовала довольно своеобразная система наследования княжеской власти, при которой она переходила не к старшему сыну умершего князя, а к его следующему по старшинству брату, затем - к следующему, после смерти последнего из братьев власть наследовал старший сын первого князя, так как именно он становился теперь старшим в роду. Наследование шло по прямой нисходящей мужской линии. Но этот принцип часто нарушался, что чрезвычайно запутывало ситуацию. Такая система существовала до конца XI в.

Киевский князь являлся законодателем, военным предводителем, верховным судьей и сборщиком налогов. Вокруг князя располагалась дружина, жившая на княжеском дворе и делившая со своим главой дань и военную добычу. Пиры, которые устраивал князь на своем подворье, -- тоже своеобразная оплата труда дружины.

Различают два вида отношений между властью и подданными: вассальные и подданнические. Между киевским князем и дружиной установились вассальные отношения. Князь советовался с дружинниками по всем вопросам, в противном случае он мог лишиться их поддержки. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. Младшие дружинники носили название “отроки”” или “гриди”. Бояре часто выступали в качестве воевод, отроки же становились младшими администраторами. Сначала дружинники заменяли всеобщее вооружение народа, затем превратились в административно-военный слой, а позже -- в сословие феодалов. Княжеско-дружинная власть была до поры ограничена элементами самоуправления, сохранившегося от предыдущих времен. Это “вече” -- народное собрание, “старцы градские”. Особенно сильны были эти институты на окраинах страны.

Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее. До середины Х в. характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Метод -- сбор дани в ходе полюдья. Полюдье собиралось зимой, во время объезда князем подчиненных ему территорий На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде наказания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, - Олег (879-912 ) . Согласно "Повести временных лет" он приходился родственником Рюрику. Захватив в 882г. Киев, Олег сделал его столицей и назвал "матерью городов русских". Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды (в 907 и 911 г.) он совершал походы на Константинополь. Готовясь к походам, Олег собирал значительное войско, которое состояло из славян, варягов и представителей других народов. Их итогом стали два выгодных для Руси договора с греками.

Наследником Олега стал Игорь (912-945) (по некоторым сведениям, сын Рюрика). При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. С помощью дружины князь осуществлял полюдье - периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. Однажды полюдье закончилось трагедией. В 945 г. киевский князь с дружиной посещал племя древлян. После того как дань была заплачена, Игорь покинул земли племени. Затем дружинники стали упрекать своего князя, что взято было мало. Игорь решил вернуться и потребовать еще дани. Совет племени отказался удовлетворить княжеские требования: "Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его". Возмущенные древляне убили князя и сопровождавших его дружинников. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945-957 ). По некоторым сведениям, Ольга родилась недалеко от Пскова в семье простых людей. Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини за убитого во время полюдья мужа. Древляне предложили Ольге стать женой своего князя Мала. В первый раз послы древлян были заживо закопаны в землю, во второй - сожжены. Затем дружинники Ольги перебили древлян на поминальном пиру. И в конце концов по велению княгини столицу непокорного племени Искоростень спалили. Возможно, летописный рассказ носит характер легенды или дополняет действительность домыслами. Но несомненно, что эта талантливая женщина сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге размеры дани были регламентированы, и ее стали свозить в специально отведенные места - погосты.

Ольга - первая из русских, принявшая христианство. Произошло это в 957 г. в Константинополе. В русских летописях приводится красивая легенда о крещении княгини. Она якобы влюбила в себя византийского императора Константина. "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей", - сказал ей Константин. Ольга ответила: "Я язычница. А если хочешь, чтобы я крестилась, то крести меня сам - иначе не крещусь". По просьбе Ольги император стал ее крестным отцом, после чего предложил стать своей супругой. Ольга напомнила Константину, что по христианским обычаям их брак теперь невозможен: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь". Византийский владыка вынужден был признать, что Ольга перехитрила его. Одарив русскую княгиню богатыми дарами, он с честью отпустил ее домой. Эта романтическая история не более чем легенда. Император Константин был женат. Однако факт принятия Ольгой христианства историками под сомнение не ставится. Русская Православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игорев ич (957-972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян - Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и завоевал ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) он воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Сохранилось сделанное византийским историком описание внешности Святослава: "Он был среднего роста... с густыми бровями, голубыми глазами, плоским носом и бритою бородой... Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... Он казался мрачным и суровым. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином посередине". Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей.

Принятие христианства . В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия П. с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

"Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину" (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

3. Киевская Русь в XI - XII вв. Становление феодальных отношений

Киевская Русь по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью -- оборона города от внешних врагов. Среди других функций -- судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники -- местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение (Г. В. Вернадский), что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников -- наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей (воевода: большой, великий, градный, местный, ратный, старейший и др.) различных военных отрядов; тысяцких -- высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей -- данников, судебных чиновников -- вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин -- мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства -- тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI--XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

Общественное развитие. Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии в России в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой.

Основные социальные группы этого периода:

1) высшие классы -- князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах;

2) средний класс -- купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности);

3) низшие классы -- беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества -- «отчины» отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».

Кроме княжеских бояр -- воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия -- «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями.

В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение. Дружина включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как осетины, черкесы, мадьяры и турки, -- тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя.

В IX--X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке.

Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.

С ростом церкви появилась новая социальная группа, так Называемый церковный народ. К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (т. е. монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.

Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга) постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Даже если несколько соседей владели землей сообща, каждый разрабатывал свой участок индивидуально. В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т. д. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

К зависимой категории крестьянства относились закупы -- люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет -- холопом. В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи -- люди, поступившие на службу по «ряду» (договору).

Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов -- временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляли военнопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп. Если кто-то не был способен его оплатить, то оставался в распоряжении захватившего его, а то, что он заработает, засчитывалось в счет выкупа. Когда набиралась вся сумма, военнопленный освобождался. Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться. Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле. Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство (этим актом он, конечно, исключал себя из рядов граждан). Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего кредитора и выплачивать ему. Это делало его «полусвободным», временно связанным со своим кредитором. Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.

Особое место в Киевской Руси ХI-начала ХII вв. занимают великие князья Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) и Владимир Мономах (1113-1125 гг.).

Ярослав Мудрый . Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти ки-евский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019).

Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" - зятя польского короля Болеслава Храброго -- из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков.

По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. На стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении царя нашего".

Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской Правде» -- подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно:

- «Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»;

- «Закон Русский»;

Дополнения к «Правде Ярослава» (положения о сборщиках судебных штрафов и пр.);

- «Правда Ярославичей» («Правда Русской Земли», утвержденная сыновьями Ярослава Мудрого);

Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.;

- «Пространная Правда».

Основной тенденцией эволюции «Русской Правды» стало постепенное расширение правовых норм от княжеского закона к среде дружины, от определения штрафов за различные преступления против личности, красочного описания города до попыток кодифицировать нормы сложившегося к этому времени раннефеодального права.

Степень несвободы определялась экономическим положением крестьянина: смерды, рядовичи, закупы -- землевладельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодалов, отрабатывали значительную часть времени на вотчинных землях.

После смерти Ярослава, как и раньше, после кончины его отца Владимира, на Руси воцарились раздор и усобицы. Как писал Н. М. Карамзин: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Но это произошло не сразу. Из пятерых сыновей Ярослава (Ярославичей) отца пережили трое: Изяслав, Святослав и Всеволод. Умирая, Ярослав утвердил порядок престолонаследия, по которому власть переходит от старшего брата к младшему. Поначалу дети Ярослава так и поступили: златостол достался старшему из них, Изяславу Ярославичу, а Святослав и Всеволод ему подчинились. Они жили с ним дружно целых 15 лет, вместе даже дополнили «Правду Ярослава» новыми статьями, уделив главное внимание повышению штрафов за покушение на княжескую собственность.

В «Правде Ярославичей» нашло отражение устройству вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Управлял вотчиной огнищанин -- княжеский дворецкий. Княжеский подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. Вотчинное хозяйство носило исключительно натуральный характер: все необходимое для жизни производилось внутри вотчины и потреблялось ее обитателями.

Но в 1068 г. мир был нарушен. В ходе Киевского восстания 1068года -вечевого выступления в столице Древнерусского государства против великого князя Изяслава после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте, и отказа князя выдать оружие из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. Князю пришлось бежать в Польшу, престол временно занял освобождённый восставшими из заточения Всеслав Брячиславович а после его бегства в Полоцк -- братья Изяслава Святослав и Всеволод, вернувшие затем престол Изяславу, который расправился с восставшими и вскоре отвоевал Полоцкое княжество.

Это вечевое выступление в Киеве говорит нам о росте политического значения вечевых собраний. По мнению Фроянова, «события 1068 года являют собой не антифеодальное, как полагали советские ученые, восстание или движение, а конфликт местной общины с князем, вылившийся в политический переворот, смысл которого состоял отнюдь не в простой смене правителей, а в существе и способе замены одного правителя другим. Впервые летопись зафиксировала изгнание и призвание князей вечевой общиной Киева».

Вскоре Изяслав вновь установил контроль над Полоцком, где княжил сначала его сын Мстислав, затем Святополк, но Всеславу удалось вернуть свою отчину, и уже в 1073 году Изяслав вновь был изгнан из Киева, на этот раз своими братьями.

В 1113 г. в Киеве вспыхнуло новое мощное народное восстание. При князе Святополке Изяславиче положение киевских городских низов резко ухудшилось. В городе процветали ростовщичество и спекуляция. Народные массы разорялись и попадали в кабалу. Сам князь был тесно связан с ростовщиками и не гнушался нищими источниками обогащения. Когда в Киеве ощущался недостаток соли, он конфисковал соль и стал продавать её по спекулятивным ценам. Смерть Святополка послужила своего рода сигналом к восстанию. Восставшие, собранные вечевым колоколом, разграбили двор тысяцкого Путяты, дома евреев-ростовщиков, дворы сотским и угрожали пойти на вдову Святополка.

Перепуганные киевские бояре направили послов к Владимиру Мономаху с призывом прийти в Киев. Бояре считали, что только умный и рассудительный Владимир Мономах, известный в народе как организатор побед над половцами, может успокоить «мятеж в людях». Владимир Мономах был избран киевским князем. Вече для этого было организовано не на площади, а в самом Софийском соборе, где собралась только одна феодальная знать, которая и провозгласила Владимира князем.

Устав Владимира Мономаха был создан в ответ на восстание 1113 года". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случано Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Именно благодаря «Уставу», Мономах выступил в истории Руси как первый действительно серьёзный реформатор. Он смог ликвидировать наиболее откровенные проблемы складывающегося строя. Таким образом, на время был достигнут социальный мир и упрочены основы самого этого развивающегося строя русской жизни.

Заключение

Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси).

На начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Последняя опиралась на служилую знать правителя (короля, князя), совпадающую в основном с государственным аппаратом. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати (виры, продажи) и т. д.

Постепенно происходило складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая сеньориальная, или вотчинная).

В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.

1. Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники (И. Я. Фроянов). Существовало и частное землевладение -- вотчины князей, бояр, церкви. На них трудились рабы и полусвободное население.

2. Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б. Д. Грекова.

Согласно этой концепции крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X--XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная вотчина (отчина, т. е. отцовское владение), не только отчуждаемая (с правом купли-продажи), но и передаваемая по наследству. Проживающие на ней крестьяне не только выплачивали дань государству, но и становились поземельно зависимыми от феодала (боярина), выплачивая ему за пользование землей натуральную ренту или отрабатывая барщину. Однако значительное число жителей по-прежнему составляли независимые от бояр крестьяне-общинники, платившие дань в пользу государства великому князю.

Формирование феодальных отношений в Киевской Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладеления, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее, система вассальных отношений в ХI - первой трети ХII вв. не приобрела законченных форм.

Список литературы

Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России: учеб. пособие. -- 2-е изд., перераб. и доп. 2006. - 560 с.

Мавродин В. Древняя Русь. Москва 1946г., 312 стр.

Ловмяньский Х. Русь и норманы. М., 1985.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. 1997г.--544 с.

Карпов А. Ярослав Мудрый. М.,2001.

Рапов О.М. Русская церковь IX-первой третьей XII вв. Принятие христианства. М., 1998

Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. 2007г. - 661с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение российской цивилизации и предпосылки образования Древнерусского государства. Принятие христианства как важнейший фактор укрепления Киевского государства. Кризис древнерусской государственности, причины ослабления и распада Киевской Руси.

    реферат , добавлен 06.04.2012

    История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Раннефеодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формирование древнерусской народности. Основание и развитие Киева. Феодальные отношения и классовая борьба. Народные восстания против власти феодалов и бояр. Введение христианства на Руси.

    реферат , добавлен 29.10.2009

    Первые центры государственности у восточных славян. Происхождение слова "Русь". Норманнская, антинорманнская, умеренно-норманнская теории возникновения государства у восточных славян. Государство Русь на Днепре. Образование новгородского государства.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2014

    Происхождение, начало и ранняя история славян. Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян. Протогосударственные образования восточных славян в IX в., образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Происхождение и значение онима "Русь", этническая принадлежность первых русских. Русская историография и критика "норманнской теории", роль "варяжского элемента" в ранних государственных структурах, теории происхождения государства у восточных славян.

    реферат , добавлен 27.05.2010

    Изучение истории происхождения и территории расселения восточных славян - крупнейшей в Европе группы родственных по происхождению народов. Особенности образования Киевской Руси. Причины принятия Русью христианства. Предпосылки феодальной раздробленности.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2010

    Возникновение государственности у восточных славян. Норманская теория происхождения Древнерусского государства. Исторический портрет князей династии Рюриковичей. Защита Руси от кочевников. Непрерывные войны Святослава с Волжской Булгарией и Хазарией.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2013

    Формирование и развитие государственности на Руси. Историография Древнерусского государства. Изучение первых летописных известий о призвании варягов, описание общественного строя и быта древних славян, основных причин образования Киевского государства.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Причины возникновения Древнерусского государства, норманская теория его происхождения, анализ летописи. Взаимоотношения славян с их соседями. Развитие народности и торговли. Структура древнерусского государства. Становление древнерусской народности.

Похожие публикации