Мое понимание морали. Эссе на тему “Востребованы ли нормы морали в современном обществе?” Мораль и нравственность эссе

Моралью можно назвать систему координат, которая определяет правила поведения в обществе. Основная суть морали, чтобы каждый человек принёс как можно больше пользы для человечества. Психология оценивает мораль как вложенные нормы поведения, отвечающие за правильность и неправильность совершенного поступка. Мораль часто заменяют словом нравственность.

С помощью норм морали человек различает, что хорошо и что плохо. Какие поступки относятся к правильным, а какие к неправильным. Человек начинает оценивать последствия своих поступков. Благодаря нравственности человек начинает мыслить о том, как его поступки влияют на других. Какие проблемы или неурядицы могут возникнуть вследствие наших ошибок. Зачастую нормы морали зависит от общества, в котором находится человек.

Подобных примеров в истории достаточно. Во времена «темных» веков была высокая степень религиозности и недостаток образованности. Людей, которые подозревались в колдовстве или выражали своё несогласие в отношении установленных норм сжигали на костре, подвергали инквизиции. То, что сейчас для современного человека дико, тогда считалось признаком высокой морали. В те времена нормой было иметь других людей в собственности, вести «святые» войны, геноциды. В настоящее время люди хватаются за голову от осознания запущенности ситуации.

Сейчас эпоха гуманизма. И такого рода методы считается средневековой дикостью. Свобода выбора и независимость стоят во главе всего.

История подарила нам бесценный опыт, что делать можно, а его нельзя. В отношении моральных ценностей со временем происходят изменения.

Все правила, которые используются в обществе являются условными. Всё зависит от того, кто стоит во главе и устанавливает всеобщие законы.

Мораль не регламентируется законом. Хотя в некоторых случаях этого очень хочется. В жизни мы сталкиваемся с такими личностями, которые только и могут, что портить жизнь окружающим. Они постоянно плетут интриги, разрушают семьи и подставляют коллег на работе. Такие люди никогда не думают о других, они идут к своим целям по головам.

Без морали общество начнёт разлагаться. Нравственность способствует созданию порядка и росту духовности общества. Нравственные ценности сохраняют наш мир от полного хаоса.

Мораль имеет собственное золотое правило. И строится оно на важности взаимовыгодных отношений. Звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Мораль строится на следующих принципах: честность и храбрость; взаимовыручка, помощь и поддержка, справедливость и милосердие.

Справедливость и милосердие – самые сложные аспекты, так как их очень сложно сочетать. Всё нужно сопоставлять с отдельно взятой ситуацией, с особенностями личности и сложностью возникших проблем. Иногда человек становится заложником ситуации, тогда следует прибегнуть к милости. Но, если человек идёт на рожон и прекрасно понимает какими будут последствия, и всё равно совершает этот поступок, к нему будут применены заслуженные санкции.

Вариант 2

Как правило, под словом «мораль» подразумевают общепринятые нормы социального поведения и нравственные ценности общества. Мораль формируется на общественном понимании добра и зла, безобразного и прекрасного в мире, сострадании, честности, справедливости, человечности.

На формирование моральных качеств влияет, прежде всего, семья, в которой растет ребенок. Там закладываются основные принципы общественного поведения, прививаются основные общепринятые социальные нормы. Конечно, на следующих ступенях после семьи стоят детские сады, школы, институты, различные коллективы на протяжении всей жизни. Но корень – семья. Ведь именно она играет основную роль в процессе социализации человека. При этом важно использовать различные методики развития личности у ребенка. Ведь если родители используют только слова, не подтверждая их на глазах ребенка своими действиями, то такое воспитание скорее всего эффекта не принесет.

Вне зависимости от того, кем является человек по национальности, к какой культуре и вероисповеданию он относится, общечеловеческие принципы являются для него общепринятыми. В основном, мораль базируется на двух основных общечеловеческих ценностях:

  • Уважение к старшим (в первую очередь);
  • Любовь к ближнему.

Если с малых лет воспитывать ребенка, не опираясь на эти два показателя, в будущих коллективах у него практически 100% будут возникать конфликты.

Конечно, если человек пренебрегает этими нормами, нарушает их постоянно или систематически, то он не будет подвергнут никакому наказанию ни со стороны государства, ни со стороны закона. Единственное, что сможет наказать его – это совесть, ведь моральные ценности ни коим образом не контролируются государством, только самой личностью.

Следует отметить, что на каждом этапе развития общество обладало своими моральными ценностями и общественными устоями. На нынешнем этапе развития современного российского общества можно увидеть, что некоторые моральные нормативы постепенно изменяются. Примером тому служит частная собственность и собственный бизнес. Если раньше люди работали на государство, то большинство молодежи сейчас старается работать на себя.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что моральные ценности устойчивы, но по прошествии времени имеют свойство несколько видоизменяться.

Сочинение про Мораль

Понятие и сущность морали.

Главной составляющей нашей жизни, с которой сталкивается любой из нас каждый день является мораль. Сущностью морали является поведение людей в обществе, способность оценивать поступки и намерения.

Как она формируется?

В большинстве случаев всё зависит от самого себя. По поступкам, поведению и характеру можно сразу узнать о человеке. Формирование морали происходит в обществе и нужно быть внимательнее, чтоб не попасть под влияние других людей. Вот если ребёнок воспитывается в неблагополучной семье, то можно сказать что с таким воспитанием с него ничего хорошего не выйдет.

Нормы морали.

Благодаря моральным нормам оценивается поведение человека в обществе. В нём говорится что можно или наоборот нужно делать, не со стороны правил закона, а со стороны этики. Существует семь видов нормы морали.

Благоразумие. Понятие этого вида учит, что сначала нужно думать, потом делать.

Вежливость. В любом общение ценят основу дипломатии.

Воздержание. Воздержаться от чего-либо, например вовремя поста.

Смирение. Возможность вовремя остановиться.

Справедливость. Даёт развить уважение к другим.

Стойкость. Умение ждать и терпеть.

Трудолюбие. Любовь к своему роду деятельности.

Основные функции морали.

Регулирующая. Одна из главных функций, которая включает в себя основу морали (правила, нормы). Она отвечает за мысли, которые будут воплощать желанную цель.

Оценивающая. По ней оценивают отношение человека за его поступки.

Воспитывающая. Вся суть данной морали состоит в том, чтобы "научиться быть человеком". Ещё она учит тому, чтобы делав любое дело, не причинить никому вреда.

Принципы морали.

В любом обществе существуют свои законы и правила. И у каждого человека есть свои личные принципы, личное мнение через которое он будет готов даже перешагнуть, чтобы дойти до цели и доказать ёё. К примеру, такое высказывание как "око за око" в наше время уже неактуально. Наоборот современное правило, его ещё называют "золотое правило" абсолютно не изменилось: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе". За основу современного правила можно взять ключевое - принцип гуманизма. Вот такими понятиями как гуманностью, сочувствием, осознанием возможно охарактеризовать основы и общепризнанные мерки морали.

Мораль нашего времени просит от человека саморазвития и собственными стараниями добиться успеха. Ключевым тут нужно выделить, что упор ставиться не на том, чтобы ублажать самого себя, а именно на развитии самого себя и то что окружает современного человека. Нужно найти себя в этом мире и понять в чём же смысл жизни.

  • Особенности языка и стиля Лескова

    Творчество писателя отличается своеобразной манерой изложения с использованием собственного стиля повествования, позволяющего с величайшей точностью передавать народные речевые мотивы.

  • Сочинение Любовь в повести Ася Тургенева

    Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

  • Понятие «нравственность» пришло в наш язык наряду с заимствованием термина «мораль», как более понятное толкование нрава. И эти, неписаные в официальных законах правила, призваны упорядочить отношения между людьми, формируя нравственное сознание и моральные убеждения каждой личности в отдельности и общества в целом. Они скорее даже являются одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Моральные нормы и правила формируются и развиваются в ходе исторического становления общества, они основаны на исторических, культурных, социальных, экономических традициях. Следовательно, мораль, нормы морали и моральное сознание зависят от типа общества и присущих ему стандартов естественности. Мораль объединяет людей по определенным чертам в народ. Поэтому у каждого народа своя мораль, она оттачивается в ходе истории индивидуально, отображая историю и судьбу своего народа, который на практике проверяет плодотворность и работоспособность моральных норм. И пусть с каждым новым поколением мораль и нравственность меняют свой облик, главное, чтобы ими руководствовались в своих поступках, знали о принятых моральных правилах каждого народа. Помнили о прошлых нормах морали, что просто, для общего развития полезно. Иначе, хаос.

    Сейчас перед нами стоит острая проблема в истинности, некой двуликости наших нравственных поступков. Все горазды рассуждать, горячо спорить по вопросам морали, но мирно решить спор, не завязывая конфликта нам становится всё труднее. Проблема в том, что мы готовы с дикими воплями отвоёвывать свой нравственный образ, не обращая никакого внимания и должного уважения на моральные ценности собеседника. Но порядочность – она в поступках, а не на словах! Также в стремительном ритме жизни мы забываем о воспитанности, о том, что добрые поступки состоят в мелочах!

    Меня волнует, что в нашем поколении, новом обществе, все хотят выглядеть такими нравственными, правильными, что готовы поскорее выдать партию громких слов, не разобравшись в том, о чём рассуждают. Социальные сети заполнены восклицающими фразами защитников деревьев, оскорблениями в сторону строителей под новостью о том, что сквер в Студгородке вырубается. На самом-то деле, даже у строителей болит душа за каждое срубленное дерево. Но деревья ведь уже старые, а необходимость в постройке новых общежитий студентам очень велика! В том, как это важно, а также что после застройки посадят ещё больше новых деревьев, никто не разобрался. Но зато образ у комментаторов такой добрый, нравственный, он громкими словами отстаивает в интернете судьбу каждого дерева. А пока он всё это пишет, комфортно рассиживая в салоне общественного транспорта, рядом стоит усталая старушка. Но наш комментатор старается упорно её не заметить, оттого, что трудновато стоять и раскачиваться от движения машины, пока он защищает деревья в дискуссии.

    Не только этично, но даже эстетично и прекрасно рассуждать о нравственном поведении. Ведь это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное, строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность. Нравственное поведение всегда определяется уровнем моральности личности, которая представляет собой систему ценностей и духовных устремлений человека. Главными факторами нравственного поведения становятся моральные убеждения личности, уровень ее культурного развития и волевой настрой. Таким образом, нравственное поведение определяет жизнь личности и воплощает ее понятие о добре и зле, справедливости и счастье через систему поступков в обыденных житейских ситуациях.

    Когда в обществе нравственные взгляды расходятся с поступками, это порождает самые негативные настроения, события, способствует деградации как современников, так и их потомков. Мы уже погрязли в яме лицемерия чиновников, на время выборов распускающих свой павлиний хвост, в перьях которого обнаруживается доселе «незаметная» забота о стариках и инвалидах, о детях и студентах. Всеми цветами радуги начинают переливаться громкие заявления сделать мечты рабочего населения явью. Накормленные сытными обещаниями, люди делают то, единственное ради которого так сильно старался кандидат: ставят заветную галочку в избирательном бюллетене и… вот уже новоизбранный депутат расписывает планы своих закулисных действий и скорейших длительных отпусков. А в народе-то вспыхивают сильные озлобленные чувства от раздавленного уважения, доверия и справедливости. Есть ещё один пример, когда люди вышестоящих должностей под видом заботы о беспризорных детях просто откупаются дорогими подарками от них. В Солнечном районе г. Красноярска построилось новое, девятиэтажное общежитие для детей из детского дома. При чём, очередное. Из дома, который ещё нёс хорошую службу, дети были переселены в новостройку. Получилось так, что множество квартир, которые остались пустыми, стали сдаваться городским жителям. Но им несладко пришлось соседство с беспризорниками: подумать только что они там вытворяли! Так, из за непродуманности действий и лени спонсоров, всё получилось, как всегда: дом опять подарили, а воспитание то нормальное дать детям забыли. Начинаем с одного, а на выходе получаем совсем иное, так как почему-то за «золотыми» словами забываем о ценности действий, которые необходимы именно сейчас.

    Поступить по уму труднее, чем в красках расписывать, как что-то делать. Поэтому, с другой стороны, это явление полезно тем, что помогает увидеть, кто тут настоящий герой, кто на самом деле готов трудиться, а кто пустой сказочник.

    Из всего вышесказанного ясно, что нравственные поступки – свет, а неподкреплённые ими умные слова – тьма. В действиях – сила! Люди, поступки которых не расходятся с их словами, всегда были в цене. К таким хочется тянуться, им хочется верить и полагаться на них. И чем больше нас таких будет, тем выше будет уровень развития и культуры. Непонимание сути нравственности в современном мире – есть недопустимое загнивание общества. Следует вернуть понятиям морали и нравственности их подлинное первоначальное значение – только так возможно построение разумного, а значит, мирного, человеколюбивого и материально обеспеченного общества на земле.

    Эссе на тему “Мораль в действии: нравственный поступок” обновлено: 31 июля, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

    Каждое общество воспитывает своих граждан на определенных моральных нормах. Наши родители пытались отвечать моральным принципам строителя коммунизма. Государство Украина отстаивает демократические принципы развития общества. Энциклопедический словарь объясняет термин “мораль” как систему взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Мораль древнего Рима оправдывала гладиаторские бои, а мораль древней Спарты была направлена на воспитание воинов. Жесточайшие режимы находили оправдание своим действиям в общественной морали. Сейчас люди всех стран стремятся создать гуманистическое общество и опираются на принципы морали Божьей. Десять заповедей Христовых – это тоже моральные принципы человечества.
    Я считаю, что каждый человек, кроме больших общечеловеческих моральных принципов, имеет свои, собственные. Они заключаются в отношении к ближайшим людям, к окружающему миру, к учебе. Мелочные, на первый взгляд, поступки закладывают основы характера человека. В наше время люди гораздо проще смотрят на обучение. Не успел сделать домашнее задание – списал, забыл дома бутерброд – отщипнул у друга, получил плохую оценку – сказал, что забыл дневник.
    Проверено не одним поколением: тот, кто совершил аморальный поступок хотя бы один раз – не сможет удержаться и в дальнейшем. Вот так и рождается мораль приспособленца, лжеца, а иногда, и негодяя. Поэтому я считаю, что о высоких принципах не надо кричать, их надо доказывать на деле. Только тогда моральные принципы каждого из нас станут моральными принципами общества, когда мы будем руководствоваться положительными намерениями.
    1. Понимание термина “мораль” в разные времена существования человеческого общества.
    2. Мое понимание морали.
    3. Взаимосвязь морали каждого отдельного человека и морали общества.

    Сочинение по литературе на тему: Мое понимание морали

    Другие сочинения:

    1. Роман “Портрет Дориана Грея” называют характерным произведением декаденткой прозы. И ни в чем декадентский характер мировоззрения самого автора не сказался так ярко, как в возражении нравственности искусства. Сама идея того, что красота и мораль не имеют ничего общего, является подпочвам Read More ......
    2. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В Read More ......
    3. Главный герой романа – Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: “комнатка его шагов в десять в длину, с желтыми, отклеившимися от стен обоями”. И не смотря на эту Read More ......
    4. Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви, почти совершенно не затронутую в прежней трагедии. Особенно интересна в этом отношении трагедия “Ипполит”. Миф об Ипполите – один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет Read More ......
    5. Сходно продаем, премию в сувенир даем! (Русская поговорка) В наше время экономические вопросы волнуют нас гораздо больше, чем, например, в эпоху застоя. Это и понятно. Чтобы научиться хорошо и честно зарабатывать деньги, надо четко разбираться в вопросах экономики. Я считаю, Read More ......
    6. “Я старался писать историю народа”, – говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа “Война и мир”. И действительно, его величайшее по своему идейному содержанию произведение отражает историю жизни всего русского народа, всех его слоев, в период до, во время и Read More ......
    7. Когда в конце урока нам задали написать сочинение на тему “Мое понимание счастья”, честно говоря, я растерялся. О чем писать? Конечно, у меня было немало радостных дней и моментов, но ведь нужно было выбрать самый счастливый. И что значит – Read More ......
    8. Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть дорогих нашему Read More ......
    Мое понимание морали

    Что такое мораль? Каждый понимает это слово по-своему. По общепринятым пониманием мораль – это общепринятые в обществе представления о плохом и хорошем, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этого определения.

    Придерживается наше общество законов морали? По моему мнению, не всегда и не все. Современное общество живет по другим законам. Это материальные законы и законы силы. Часто сегодня прав тот, кто сильнее, у кого больше денег. И это уже никого не удивляет. Молодежь, видя это, также жаждущим наживы и власти. Часто можно услышать, что к цели следует идти даже по головам, что самое важное – это власть и материальные блага. Но это не так.

    Мораль – это самое главное, что должно быть в обществе. Законы морали пришли к нам с давних времен. Еще наши давние предки жили с ними. Издревле осуждались убийства и кражи, ложь и всяческие проявления зла. Наши предки знали, что только придерживаясь таких законов можно остаться человеком.

    Сегодня же люди, увы, забывают законы морали. Все больше тех, кто считает, что не обязательно придерживаться моральных установок, ведь они не помогут достичь цели. Но это смотря, какая цель. Если она заключается только в том, чтобы обогатиться или получить хорошую должность, то, возможно, это и так. Но если речь идет о том, чтобы стать цельной личностью, которая стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, то без соблюдения моральных законов этого не достичь.

    Сейчас, глядя на молодежь, можно иногда подумать, что законы морали ей не известны. Молодые люди могут без проблем употреблять нецензурную лексику в местах общественного назначения, редко проявляют уважение к старшим (например, уступают место в автобусе или маршрутке)... А самое страшное то, что они забывают о том, что человек должен творить добро. В Интернете часто можно увидеть, как ребята издеваются над кошками или собаками или и вообще, над людьми. Сколько выкладывается роликов, где мы видим жестокость и насилие! Сегодня часто можно наблюдать картину, когда во время драки или даже аварии молодежь, вместо того чтобы вызвать милицию или розмиряти участников драки, снимает происходящее на телефоны. Потом это выкладывается в Интернет... И, как это не страшно, сегодня это уже никого не удивляет! То о какой морали может идти речь? Кто же может вырасти из таких подростков? Каким будет завтрашнее общество?..

    Я не хочу жить среди людей, которые думают только о себе, которым наплевать на всех и все. Я хочу, чтобы будущее было построено на законах морали и добра. Так что еще не поздно измениться самим и таким образом изменить наше будущее! Следует лишь признать, что важнее законов морали нет ничего!

    СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОГРЕСС В НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ

    Тема соотношения этических категорий нравственности и морали и прогресса в целом не нова, она привлекала внимание мыслителей во все эпохи и всегда вызывала многочисленные споры. Вызывала споры, в первую очередь, возможность применимости понятия «прогресс» к этических категориям, во-вторых, реальность и возможность самого прогресса в теоретическом формулировании и практическом применении этих категорий.

    То есть, разбирая проблему прогресса в нравственности и морали, следовало бы выделить вопрос о прогрессе в этических учениях и прогресс в общем нравственном состоянии общества и в личном поведенческом кодексе отдельного представителя этого общества.

    Прежде чем попытаться разобрать вопрос о применимости прогресса к понятиям нравственность и мораль, следует провести различение между ними. Сделать это тем более трудно, что довольно часто не только в обывательском разговоре, но и в научно-философской литературе понятия «этика», «мораль» и «нравственность» принимают за синонимы. Но всё-таки, стоит признать, что раз существуют различные термины, то и применяют их для обозначения различных понятий.

    Приняв во внимание вышесказанное, можно определить этику как сводную философскую дисциплину, отвечающую за гармоничное объединение сформулированных норм поведения, их практического применения и исторического развития. Соответственно пониманию морали ближе общепринятая система взглядов и норм относительно добра и зла, общепринятая в определённой степени для всего человечества, но может приниматься и для ограниченной группы людей по признакам профессиональным, конфессиональным, этническим и другим. Но всякая группа и всякое сообщество состоят прежде всего из людей, для которых также существует своё понимание добра и зла и практическая реализация этого понимания, именуемое нравственностью. При этом нравственная составляющая мировоззрения отдельной личности в той или иной степени коррелирует с принятой в социуме моралью. Даже отрицание общепринятых моральных норм происходит по линии отражения их.

    Если предположить существование прогресса, то есть положительного поступательного изменения в осуществлении общественной морали и человеческой нравственности, то следует из этого предположить и наличие критериев, по которым можно оценить прогрессивность изменений, если они происходят. Это должны быть такие критерии, значимость которых сохранялась бы протяжении всего существования социума. Да и вообще, существует ли обязательное поступательное изменение морали и нравственности?

    Чтобы попытаться ответить на поставленные вопросы надо представить историю человечества как некий, в целом единый процесс, растянутый во времени. При этом в обязательные условия включается и то, что человечество в целом едино на протяжении всей своей истории, но тем не менее состоящее из в той или иной степени автономных социальных общностей, в составе которых, в свою очередь, можно усмотреть наличие самых разнообразных групп, степень единства которых между собой также сильно различается.

    Осознание этической стороны взаимоотношений между людьми происходит на самом отдалённом от нашего времени этапе истории и связано оно, думается, с необходимостью совместной деятельности, причём под совместной деятельностью здесь следует понимать практически все стороны совместного существования: добыча пропитания, рождение и воспитание детей, даже отношение к умершим родичам. Сведения о моральных установках и нравственности поведения в эту эпоху по большей части предположительные и строятся отчасти на данных археологии и физической антропологии, а также на основе моделирования по этнографическим данным обществ, сохранивших первобытную структуру почти до настоящего времени. Говорить о каком-либо развитом этическом учении применительно к подобному обществу ещё несвоевременно, однако моральные установки его носили явно системный характер, хотя и обоснования для тех или иных норм для современного человека могут показаться очень странными.

    С началом письменной истории можно вполне уже определённо судить не только о развитии этических учений, но и о реализации их путём преобразования в моральные нормы, а кроме того и в связи с нравственным состоянием общества. Параллельно развивается другая нормативная система – право, отражённое в законодательстве. А основой для формирования правовых нормативных систем помимо властной воли правителей и экономико-политических интересов элиты служит и сформулированная жреческим сословием или мирскими мудрецами (философами) общественная мораль. Причём сформулированная значит не столько сочинённая заново, сколько воссозданная из традиции.

    И в связи с этим актуализируется вопрос об основании, на котором могут быть заданы основополагающие моральные нормы. В этом плане уже в древних цивилизациях появляется идея об универсальности основы для формулирования этических норм. В разных концах планеты в условиях почти полной изолированности друг друга возникают и развиваются такие универсальные понятия как справедливость, честь, доброта и другие. Примеры тому – Древний Китай с его конфуцианством и теориями пути, Древняя Греция, где ещё Аристотелем было сформулировано само понятие этики. Правда, пришедшие на смену эллинистическим державам римляне практически ничего не внесли в развитие морали и нравственности, даже их система права основывалась в большей степени на неразвитой религиозной традиции, больше напоминавшей систему торгов. Стремление достигнуть компромисса со всеми возможными силами, действующими в окружающем мире, избегая этических оценок, не способствовало совершенствованию наследия эллинистического мира. В определённой степени независимо от римского владычества возник кризис основания для формулирования морали. Вывод древнегреческих философов о том, что необходимость определённого поведения обусловлена самой разумностью такого поведения звучал не слишком убедительно для большинства.

    На обывательском же уровне моральные нормы действовали освящённые скорее традицией, чем разумными обоснованиями. Элита же периодически впадала в мировоззренческий кризис, сопровождаемый падением нравов.

    Разрешение проблемы с обоснованием происхождения (оправданием) этических норм как нельзя лучше наметилось с распространением монотеистических религий. Конечно, и в прежних социальных общностях мораль имела оправданием в большой мере религиозные представления, но наличие внутри одной политеистической религии нескольких почти автономных культов, да ещё и государственная или этническая привязка мифологии с развитием империй она всё более нивелировалась. Смена империй отчасти влияла и на изменение религиозно-мифологического содержания нравственных норм, как, например, в эпоху эллинизма в Египте. А всякое изменение основополагающих социальных установок не особенно способствовало сохранению их ценности.

    Монотеизм же сделал моральные нормы незыблемыми, данными раз и навсегда. Иудейская религия не справилась с задачей распространения в рамках знакомого мира своих идей, в том числе и своей этики через институт прозелитов. Но зато пришедшее ему на смену христианство смогло сделать свою этику по-настоящему универсальной. Даже основного и самого мощного раскола, произошедшего в 1054 году (обмен анафематствованиями между папой римским и константинопольским патриархом), было недостаточно, чтобы на месте одной христианской морали создать несколько. Христианство разделилось по догматике, но не по этике. При этом в рамках христианского мировоззрения сложился такой этический комплекс моральных норм и нравственного образа жизни, который не смогла превзойти другая монотеистическая религия – ислам, несмотря на изрядный ригоризм по сравнению с религией Христа.

    Происходившие в это же время процессы на Востоке не смогли достичь того же уровня в плане прозрачного оправдания морали, увлекшись плюрализмом, при том зачастую увлечение это оказалось настолько сильным, что нравственное совершенствование фактически заменено было формированием некоторых физических умений и навыков (практики буддизма, особенно в дзен).

    Кризис наметился лишь тогда, когда под влиянием сначала секуляризма, а потом и открытого атеизма необходимо стало вновь искать основание существования моральных норм и ценностей. Закрепившиеся в терминологическом наборе понятия «гуманизм», «права человека» и «общечеловеческие ценности» в реальности оправданием морали служить не могут, так как сами постоянно требуют разъяснения, абсолюта, на который можно было опереться, в светской этике не находится. Внерелигиозной этикой нормы на самом деле не задаются, а констатируется тот образ мышления и поведения, который уже принят обществом, плох он или хорош.

    Результаты нравственного порядка не заставили себя долго ждать – в этическом плане постепенно утверждаются такие понятия, которые на протяжении тысячелетий в рамках цивилизации считались запретными и противоположными морали – извращения, самоубийства и убийства, не говоря уже о фактически сложившейся этике лжи. При этом отрицательно девиантное поведение стремится занять место нормы.

    Таким образом, поступательный линейный прогресс в нравственности и морали оказался химерой. Говорить о прогрессе в области морали и нравственности было бы не вполне корректно, скорее современное общество вошло в стадию регресса моральных норм и ценностей и их отражения в нравственности как системе поведения.

    Похожие публикации