Семеро смелых: первые Герои Советского Союза. «Наши земляки – герои Советского Союза» краткая биографическая справка Герой советского союза краткая биография

$current_page = $_SERVER["REQUEST_URI"]; if ($current_page == "/") : echo ""; ?> endif; ?>

Новости

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда» , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Первые Герои Советского Союза

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики-полярники, участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Николай Каманин , Василий Молоков , Михаил Водопьянов , Маврикий Слепнев и Иван Доронин .

Герои Советского Союза Великой Отечественной

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов, которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали:

Военно-воздушные силы:

Летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков Михаил Петрович , Здоровцев Степан Иванович и Харитонов Петр Тимофеевич , отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника.

28 июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ju-88 таранные удары (первый таран был совершен уже через 15 минут после начала войны Дмитрием Кокоревым).

Военно-морской флот:

Звание Героя Советского Союза на флоте впервые было присвоено моряку Северного флота, командиру отделения старшему сержанту Кислякову Василию Павловичу , отличившемуся в ходе высадки десанта в Мотовском заливе в Заполярье в июле 1941 года (заменил убитого командира, а потом в течение 7 часов один удерживал высоту).

Пехота:

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии полковник Крейзер Яков Григорьевич за организацию боевых действий дивизии, которая, нанеся контрудар противнику, задержала его наступление на двое суток на рубеже реки Березина.

Бронетанковые войска:

Первыми (других данных не найдено) Героями Советского Союза стали командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта, старший сержант Борисов Александр Михайлович и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта, капитан Кадученко Иосиф Андриянович .

Артиллерия:

Первым из артиллеристов Героем Советского Союза стал наводчик орудия противотанковой батареи 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Харитонович Кольчак .

Народный комиссариат внутренних дел:

Первыми Героями Советского Союза стали пограничники заставы №5 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа, вступившие в бой на реке Прут 22 июня 1941 года: старший лейтенант Константинов Александр Константинович , младший лейтенант Бузыцков Иван Дмитриевич , младший сержант Михальков Василий Федорович . 11 суток, в полном окружении держалась застава.

Так же звание Героя Советского Союза было присвоено начальнику заставы №12 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа лейтенанту Ветчинкину Кузьме Федоровичу .

Партизаны:

Первыми Героями Советского Союза стали белорусский секретарь райкома партии, комиссар партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажков Тихон Пименович и командир этого же отряда Павловский Фёдор Илларионович .

Звание Героя Советского Союза носят четверо полных кавалеров ордена Славы:

Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Жуков Георгий Константинови ч и Брежнев Леонид Ильич .

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

В сентябре 2000 года в Макеевке по инициативе тогдашнего городского головы Василия Джарты решением исполкома городского совета была заложена аллея Героев, на которой установлен мемориальный обелиск, где увековечены имена 64-х Героев Советского Союза, проживавших и работавших в Макеевке.



Высшей степенью отличия в СССР было звание Герой Советского Союза. Его удостаивались граждане, совершившие подвиг во время боевых операций или отличившиеся другими выдающимися заслугами перед Родиной. В качестве исключения его могли присвоить и в мирное время.

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с и грамотой Президиума ВС СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики – полярники: А. Ляпидевский, С. Леваневский, Н. Каманин, В. Молоков, М. Водопьянов, М. Слепнев и И. Доронин. Участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин».

Восьмым в списке стал М. Громов (28 сентября 1934 г). Возглавляемый им экипаж самолета установил мировой рекорд дальности полета по замкнутой кривой на расстоянии более 12 тысяч километров. Следующими Героями СССР стали летчики: командир экипажа Валерий Чкалов, совершивший совместно с Г. Байдуковым, А. Беляков длительный беспосадочный полет по маршруту Москва - Дальний Восток.


Именно за воинские подвиги впервые Героями Советского Союза стали 17 командиров Красной Армии (Указ от 31 декабря 1936 г.), участвовавшие в гражданской войне в Испании. Шесть из них были танкистами, остальные – летчиками. Троим из них, звание было присвоено посмертно. Двое из награжденных были иностранцами: болгарин В. Горанов и итальянец П. Джибелли. Всего за бои в Испании (1936 -39 гг.) высшее отличие было присвоено 60 раз.

В августе 1938 г этот список пополнили еще 26 человек, проявившие мужество и героизм, проявленные при разгроме японских интервентов в районе озера Хасан. Примерно через год состоялось первое вручение медали «Золотая Звезда», которую получили 70 бойцов за подвиги при проведении боев в районе р. Халхин-Гол (1939 г.). Некоторые из них при этом стали дважды Героями Советского Союза.

После начала советско-финского конфликта (1939-40 гг.) список Героев Советского Союза увеличился еще на 412 человек. Таким образом, до начала Великой Отечественной войны Героя получили 626 граждан, среди которых были 3 женщины (М. Раскова, П. Осипенко и В. Гризодубова).

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Нападение гитлеровской Германии на СССР вызвало небывалый подъём патриотизма. Великая война принесла много горя, но она же открыла высоты мужества и твёрдости характера, казалось бы, обычных простых людей.

Так, кто бы мог ожидать героизма от пожилого псковского крестьянина Матвея Кузьмина. В первые же дни войны он пришёл в военкомат, но там от него отмахнулись – слишком стар: «идите, дедушка, к внукам, без вас разберёмся». Тем временем фронт неумолимо сдвигался на восток. В деревню Куракино, где жил Кузьмин, вошли немцы. В феврале 1942 г. пожилого крестьянина неожиданно вызвали в комендатуру – командир батальона 1-й горнострелковой дивизии прознал, что Кузмин – отличный следопыт, идеально знающий местность и приказал ему оказать содействие фашистам – провести немецкий отряд в тыл передового батальона советской 3-й ударной армии. «Сделаешь всё как надо – хорошо заплачу, а если нет – пеняй на себя…». «Да, конечно, конечно, не извольте беспокоиться, ваше высокоблагородие» – притворно заюлил Кузмин. Но уже через час хитрый крестьянин отправил внука с запиской к нашим: «Немцы приказали провести отряд к вам в тыл, утром заманю их на развилку у села Малкино, встречайте». Тем же вечером фашистский отряд со своим проводником отправился в путь. Кузьмин водил гитлеровцев кругами и намеренно изматывал оккупантов: заставлял взбираться по крутым склонам холмов и продираться сквозь густой кустарник. «Что ж поделаешь, ваше высокоблагородие, ну нету тут другого пути-то…». На рассвете усталые и замёрзшие фашисты оказались на развилке у Малкино. «Всё, ребята, пришли». «Как пришли!?». «А вот так, здесь отдохнём а там видно будет…». Немцы огляделись по сторонам – они шли целую ночь, но отошли от Куракино всего на пару километров и теперь стояли на дороге в открытом поле, а в двадцати метрах перед ними был лес, где, теперь они это точно поняли, была советская засада. «Ах ты ж…» – немецкий офицер выхватил пистолет и разрядил в старика всю обойму. Но в ту же секунду из леса грянул винтовочный залп, затем ещё один, застрекотали советские пулемёты, ухнул миномёт. Фашисты метались, кричали, беспорядочно стреляли во все стороны, но ни один из них не ушёл живым. Герой погиб и забрал с собой 250 гитлеровских оккупантов. Матвей Кузмин стал самым старым Героем Советского Союза, ему было 83 года.


А самый молодой кавалер наивысшего советского звания – Валя Котик пришёл в партизанский отряд в 11 лет. Сначала он был связным подпольной организации, затем принимал участие в боевых операциях. Своим мужеством, бесстрашием и твёрдостью характера Валя поражал видавших виды старших товарищей. В октябре 1943 г. юный герой спас свой отряд, вовремя заметив приближающихся карателей, он поднял тревогу и первым вступил в бой, убив несколько гитлеровцев, в том числе немецкого офицера. 16 февраля 1944 г. Валя был смертельно ранен в бою. Юному герою посмертно присвоено звание Герой Советского Союза. Ему было 14 лет.

Весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с фашистской заразой. Солдаты, матросы, офицеры, даже дети и старики самоотверженно воевали против гитлеровских захватчиков. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство награждений высоким званием Героя Советского Союза приходится на годы войны.

В послевоенный период звание ГСС присваивалось довольно редко. Но еще до 1990 года продолжались награждения за подвиги во время Великой Отечественной войны, не произведенные в свое время по разным причинам, разведчик Рихард Зорге, Ф.А. Полетаев, легендарный подводник А.И. Маринеско и многие другие.

За воинскую храбрость и самоотверженность звание ГСС присваивалось участникам боевых действий выполнявших интернациональный долг в Северной Корее, Венгрии, Египте – 15 награждений, в Афганистане высшее отличие получили 85 воинов-интернационалистов из них 28 – посмертно.

Особая группа, награждения летчиков испытателей военной техники, полярных исследователей, участников освоения глубин Мирового океана – всего 250 человек. С 1961 года звание ГСС присваивали космонавтам, за 30 лет его удостоились 84 человека совершивших космический полет. Шесть человек были награждены за ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Приходится отметить и то, что в послевоенные годы появилась порочная традиция присвоения высокого воинского отличия за «кабинетные» достижения, приуроченные к юбилейным дням рождения. Так появились многократно отмеченные герои типа Брежнева и Буденного. Вручались «Золотые звезды» и как дружеские политические жесты, за счет этого список Героев СССР пополнили главы союзных государств Фидель Кастро, президент Египта Насер и некоторые другие.

Завершил список Героев Советского Союза 24 декабря 1991 года, капитан 3-го ранга, подводный специалист Л. Солодков, участвовавший в водолазном эксперименте по длительной работе на глубине 500 метров под водой.

Всего за время существования СССР звание Героя Советского Союза получили 12 тысяч 776 человек. Из них дважды его удостаивались 154 человека, трижды – 3 чел. и четырежды – 2 человека. Первыми дважды Героями стали военные летчики С. Грицевич и Г. Кравченко. Трижды Герои: маршалы авиации А. Покрышкин и И. Кожедуб, а также маршал СССР С. Буденный. Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Г. Жуков и Л. Брежнев.

В истории известны случаи и лишения звания Героя Советского Союза – всего 72, плюс 13 отмененных Указов о присвоении этого звания, как необоснованного.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Биографии Героев Советского Союза – участников войны в Афганистане

АРСЕНОВ Валерий Викторович

Рядовой, старший разведчик– гранатометчик 173-го отдельного отряда спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 24 июня 1966 года в областном центре Донецкой области Украины городе Донецке в семье рабочего.

С четвертого по восьмой класс учился в школе-интернате.

С 1982 по 1985 год учился в Донецком строительном профессионально-техническом училище. После его окончания работал слесарем– сборщиком металлоконструкций на одном из заводов Донецка.

С октября 1985 года в рядах Советской Армии. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Участвовал в 15 боевых выходах.

28 февраля 1986 года, участвуя в бою с превосходящими силами противника в 80 километрах восточнее Кандагара, старший разведчик-гранатометчик, будучи тяжело раненным, продолжал вести огонь. В критическую минуту боя отважный воин ценой своей жизни закрыл от вражеских пуль командира роты и спас ему жизнь. От полученных ран скончался на поле боя.

ГОРОШКО Ярослав Павлович

Капитан, командир роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 4 октября 1957 года в селе Борщевка Лановецкого района Тернопольской области Украины в семье рабочего.

В 1974 году окончил 10 классов, работал на электроремонтном заводе.

С 1976 года – в Советской Армии.

В 1981 году окончил Хмельницкое высшее военное артиллерийское командное училище.

С сентября 1981 года по ноябрь 1983 года проходил службу на территории Афганистана в должности командира минометного взвода и десантно-штурмовой роты.

После возвращения в СССР проходил службу в одном из соединений спецназа.

В 1986 году по личной просьбе был направлен в Афганистан.

31 октября 1987 года группа под его командованием убыла на помощь к группе старшего лейтенанта Онищука О.П. В результате боя было уничтожено 18 моджахедов. Разведчики из группы Горошко Я.П. подобрали тела погибших разведчиков из группы Онищука О.П. и под огнем противника вынесли их к месту эвакуации.

В 1988 году стал слушателем Военной академии имени М.В. Фрунзе, а по окончании ее продолжил службу в должности заместителя командира 8-й отдельной бригады спецназа, расквартированной в городе Изяслав Хмельницкой области Украины.

После распада СССР с 1992 года Я.П. Горошко стоял у истоков создания войсковой разведки Вооруженных сил Украины. Служил в 1464-м полку специального назначения Черноморского флота Украины.

ИСЛАМОВ Юрий Верикович

Младший сержант, военнослужащий 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 5 апреля 1968 года в селении Арсланбоб Базар-Коргонского района Ошской области Киргизии в семье лесника.

После окончания начальной школы переехал в город Талица Свердловской области, где в 1985 году окончил 10 классов.

В 1986 году окончил 1-й курс Свердловского лесотехнического института и прошел курс обучения в парашютной секции.

С октября 1986 года в Советской Армии.

С мая 1987 года проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности командира отделения в одной из частей спецназа.

31 октября 1987 года группа, в составе которой он находился, вступила в бой с превосходящими силами противника у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном. Добровольно вызвался прикрыть отход своих товарищей. В ходе боя был дважды ранен. Несмотря на это, продолжал вести бой до последнего патрона. Вступил в рукопашный бой с противником и взорвал себя вместе с шестью моджахедами.

КОЛЕСНИК Василий Васильевич

Генерал-майор, Герой Советского Союза.

Родился 13 декабря 1935 года в станице Славянская (ныне город Славянск-на-Кубани) Славянского района Краснодарского края в семье служащих – главного агронома и учительницы (преподавала русский язык и литературу). Отец более пяти лет учился в Китае и в Корее рисоводству. Свободно говорил на китайском и корейском языках. В 1934 году, закончив учебу за границей, он начал разбивать первые чеки для разведения риса на Кубани.

В 1939 году отца направили на работу на Украине, в Миргородском районе Полтавской области, чтобы он организовал выращивание риса. Здесь семью застала война. Отец с матерью ушли в партизанский отряд, оставив четверых детей на руках дедушки с бабушкой.

6 ноября 1941 года, придя в деревню к детям, родители и еще один партизан были выданы предателем и попали в руки немцев. На следующий день их расстреляли на глазах у детей. Четверо ребятишек остались на попечении бабушки и дедушки. В оккупации семейство выжило благодаря бабке, которая была сведуща в народной медицине и лечила жителей села. За ее услуги люди платили продуктами.

В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его перевели в Майкоп.

В 1945 году поступил в Краснодарское суворовское военное училище (г. Майкоп), а закончил уже Кавказское суворовское военное училище в 1953 году (переведено в город Орджоникидзе в 1947 году).

В 1956 году, после окончания Кавказского Краснознаменного суворовского офицерского училища, свою судьбу связал с войсками спецназа. Службу проходил на должностях командира 1-го (разведывательного) взвода 92-й отдельной роты спецназа 25-й армии (Дальневосточный военный округ), командира роты 27-го отдельного батальона спецназа в Польше (Северная группа войск).

В 1966 году, закончив Академию им. М.В. Фрунзе, последовательно занимал должности начальника разведки бригады, начальника оперативно-разведывательного отделения и начальника штаба бригады (Дальневосточный военный округ, Туркестанский военный округ).

С 1975 года – командир бригады спецназа, а в последующем службу проходил в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР.

С вводом в 1979 году Ограниченного контингента советских войск в Афганистан находился в районе боевых действий. Сформированный и обученный им по специальной программе батальон штатной численностью более 500 человек 27 декабря 1979 года принял непосредственное участие в штурме дворца Амина. Несмотря на пятикратное численное превосходство бригады охраны дворца, батальон под командованием В.В. Колесника захватил дворец всего лишь за 15 минут. За подготовку и образцовое выполнение особого задания – операции «Шторм-333» – и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1980 года ему, одному из первых «афганцев», было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями, а также орденом Красного Знамени и двумя медалями Демократической Республики Афганистан. Имел на своем счету 349 прыжков с парашютом.

В 1982 году окончил Академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Под руководством В.В. Колесника последовательно и целеустремленно совершенствовались организационно-штатная структура и система боевой подготовки воинских частей и соединений специального назначения.

Будучи в запасе, до последних дней жизни был председателем Совета ветеранов спецназа. Принимал активное участие в деле патриотического воспитания суворовцев вновь созданного Северо-Кавказского суворовского военного училища в городе Владикавказе.

КУЗНЕЦОВ Николай Анатольевич

Гвардии лейтенант, военнослужащий 15-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 29 июня 1962 года в селе 1-я Питерка Моршанского района Тамбовской области. С четырехлетней сестренкой после смерти родителей остались на воспитании у бабушки.

В 1976 году поступил в Ленинградское суворовское военное училище.

В 1979 году окончил училище с похвальной грамотой.

В 1983 году окончил Высшее общевойсковое командное училище им. Кирова с золотой медалью.

После окончания училища лейтенант Н. Кузнецов был направлен в воздушно-десантную дивизию в город Псков на должность командира группы спецназначения. Он неоднократно обращался с просьбой направить его в ограниченный контингент советских войск в Афганистане.

В 1984 году был направлен в Афганистан.

23 апреля 1985 года взвод лейтенанта Кузнецова Н.А. получил задачу – в составе роты разведать месторасположение и уничтожить банду моджахедов, засевшую в одном из кишлаков провинции Кунар.

В ходе выполнения поставленной задачи взвод лейтенанта Кузнецова был отрезан от основных сил роты. Завязался бой. Приказав взводу пробиваться к своим, лейтенант Кузнецов Н.А. вместе с тыловым дозором остался обеспечивать отход. Оставшись один на один с душманами, лейтенант Кузнецов Н.А. сражался до последнего патрона. Последней, шестой гранатой, подпустив душманов поближе, лейтенант Кузнецов Н.А подорвал их вместе с собой.

МИРОЛЮБОВ Юрий Николаевич

Рядовой, водитель БМП-70 667-го отдельного отряда спецназа 15-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза

Родился 8 мая 1967 года в селе Рядовичи Шаблыкинского района Орловской области в крестьянской семье.

В 1984 году окончил среднюю школу в поселке Чистопольский Саратовской области, работал водителем в совхозе «Красное Знамя» Краснопартизанского района.

В Советской Армии с осени 1985 года. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Принимал участие во многих боевых операциях; был ранен в одном из боев, но остался в строю, успешно выполнив боевую задачу.

В ходе выполнения боевых задач уничтожил десять моджахедов.

В одном из боев, рискуя жизнью, вынес из-под огня противника раненого начальника штаба одной из частей спецназа.

В одном из боевых выходов совершил обход каравана противника и тем самым отрезал пути отхода. В ходе завязавшегося боя заменил раненого пулеметчика, огнем подавил сопротивление моджахедов.

В 1987 году демобилизован. Работал водителем в совхозе. Жил в поселке Чистопольский Краснопартизанского района Саратовской области.

ОНИЩУК Олег Петрович

Старший лейтенант, заместитель командира роты 22-й отдельной бригады спецназа, Герой Советского Союза.

Родился 12 августа 1961 года в селе Путринцы Изяславского района Хмельницкой области Украины в семье рабочего.

Окончил 10 классов.

С 1978 года – в Советской Армии.

В 1982 году окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище имени М.В. Фрунзе.

С апреля 1987 года – в Афганистане.

«Заместитель командира роты кандидат в члены КПСС старший лейтенант Олег Онищук, возглавляя разведывательную группу, успешно выполняя задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, проявив мужество и героизм, пал смертью храбрых в бою 31 октября 1987 года у кишлака Дури в провинции Заболь, вблизи границы с Пакистаном…» – так звучит официальное описание причины его смерти.

В жизни все было сложнее. Группа Олега Онищука в течение нескольких суток сидела в засаде – ждали караван. Наконец поздним вечером 30 октября 1987 года появилось три машины. Водителя первой ликвидировал командир группы с расстояния 700 метров, остальные две машины скрылись. Группу сопровождения и прикрытия каравана, попытавшуюся было отбить машину, рассеяли с помощью двух прилетевших вертолетов Ми-24. В полшестого утра 31 октября, в нарушение приказа командования, Олег Онищук решил самостоятельно, не дожидаясь прилета вертолетов с досмотровой группой, осмотреть грузовик. В шесть утра он вместе с частью группы вышел к грузовику и был атакован больше чем двумястами моджахедами. По свидетельству выживших в том бою спецназовцев, «досмотровая» группа погибла в течение пятнадцати минут. Невозможно вести бой на открытой местности против зенитной установки и крупнокалиберного пулемета (находились в кишлаке Дари). По мнению сослуживцев героя, в той ситуации ранним утром группе пришлось принять бой, даже если бы Онищенко не начал осмотр грузовика. В этом районе дислоцировалось свыше двух тысяч моджахедов. Хотя потери были бы значительно меньше. Основную вину за гибель спецназовцев их сослуживцы возлагают на командование. К шести утра должна была прибыть бронегруппа и прилететь вертолеты. Колонна с техникой вообще не пришла, а вертолеты прибыли только в 6 часов 45 минут.

Из книги Лаптежник против «черной смерти» [Обзор развития и действий немецкой и советской штурмовой авиации в ходе Второй мировой войны] автора Зефиров Михаил Вадимович

Герои Советского Союза Абазовский Константин Антонович / лейтенант / 190-й ШАПК августу 1944 г. он совершил 106 боевых вылетов, лично уничтожил и подбил 11 танков и много автомашин, а также уничтожил на земле три самолета. 26.10.1944 г. командиру звена 190-го ШАП 214-й ШАД 15-й ВА 2-го

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Биографии командиров разведывательно-диверсионных групп, военных разведчиков – Героев Советского Союза, а также отдельных разведчиков АГАФОНОВ Семен Михайлович Старшина 1-й статьи, командир отделения 181-го особого разведывательного отряда Северного флота, Герой

Из книги «Смерть шпионам!» [Военная контрразведка СМЕРШ в годы Великой Отечественной войны] автора Север Александр

Биографии военных контрразведчиков - Героев Советского Союза ЖИДКОВ Петр Анфимович - оперуполномоченный отделения контрразведки «Смерш» мотострелкового батальона 72-й механизированной бригады 9-го механизированного корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го

Из книги Окопная правда войны автора Смыслов Олег Сергеевич

1. ОБРАЩЕНИЕ АДОЛЬФА ГИТЛЕРА К НЕМЕЦКОМУ НАРОДУ В СВЯЗИ С НАЧАЛОМ ВОЙНЫ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА Немецкий народ! Национал-социалисты! Одолеваемый тяжелыми заботами, я был обречен на многомесячное молчание. Но теперь настал час, когда я наконец могу говорить

Из книги Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк автора Маргелов Василий Филиппович

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 1-й воздушно–десантный корпус (преобразован в 37–ю гвардейскую стрелковую дивизию)Банцекин Василий НиколаевичБоровиченко Мария СергеевнаВладимиров Владимир ФедоровичВологин Александр ДмитриевичВычужанин Николай АлексеевичГребенник Кузьма

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАРТАНЯН ГЕВОРК АНДРЕЕВИЧ(см.: Часть пятая, глава 3)ВАУПШАСОВ СТАНИСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧСтанислав Ваупшасов родился 27 июля 1899 года в деревне Грузджяй Шауляйского уезда Ковенской губернии (Литва) в семье крестьянина, литовца по национальности.В детские

Из книги Немецкий след в истории отечественной авиации автора Хазанов Дмитрий Борисович

«Цеппелины» для Советского Союза Отдельную страницу в истории советско-германского сотрудничества в авиастроении являет собой попытка привлечения немецких специалистов к работам по дирижаблям в СССР.В 1930 г. Политбюро ЦК ВКП(б) разработало постановление о развитии

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

Финляндия выходит из войны против Советского Союза Прорыв блокады Ленинграда (18 января 1943 года) и окончательное освобождение города от вражеской блокады (27 января 1944 года) обусловили глубокий кризис в настроениях правящих кругов Финляндии. Цели, ради которых они ввергли

Из книги Реактивный прорыв Сталина автора Подрепный Евгений Ильич

1.1. Начало гонки воздушно-ядерных вооружений как фактор национальной безопасности Советского Союза в начальный период «холодной войны» Условия, в которых оказалась авиация к лету 1945 года, во многом напоминали обстановку после окончания Первой мировой войны: переизбыток

Из книги Феномен Андропова: 30 лет из жизни Генерального секретаря ЦК КПСС. автора Хлобустов Олег Максимович

Посол Советского Союза Мы не ставим своей задачей воссоздание полной биографии Юрия Владимировича Андропова - об этом выдающемся советском партийном и государственном деятеле уже написано как в нашей стране, так и за рубежом, и еще будет написано немало - биография

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

Из книги Служба внешней разведки. История, люди, факты автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Документ № 7.7 Справка к письму членов Союза писателей СССР по вопросу о присвоении звания Героя Советского Союза Маринеско А. И Маринеско Александр Иванович, 1913 года рождения, уроженец г. Одессы, по национальности украинец. В 1933 г. окончил Одесский морской техникум и

Из книги автора

Документ № 7.13 Указ Президента Союза Советских Социалистических Республик № 114 от 5 мая 1990 г. «О присвоении звания Героя Советского Союза активным участникам Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими

Из книги автора

Герои Советского Союза ВАРТАНЯН Геворк АндреевичРодился 17 февраля 1924 года в Ростове-на-Дону в семье иранского подданного, армянина по национальности, директора маслобойного завода. В 1930 году семья выехала в Иран. Отец Геворка был связан с советской внешней разведкой и

Из книги автора

ГЛАВА II. НАЧАЛО ВОЙНЫ: Развертывание германской национальной политики на оккупированной территории СССР и контрмеры национальной политики Советского Союза (июнь 1941 г. - ноябрь 1942

Герой СССР - самое почетное звание, существовавшее в Советском Союзе. Его присуждали за выдающиеся подвиги, значимые заслуги во времена боевых действий, в качестве исключения могли присудить и в мирное время. Звание героя Советского Союза появилось в 1934 году.

Почетное звание

За время существования Советского Союза 12 777 человек получили звание Героя СССР. При этом иногда человек, удостоенный такой награды, ее лишался. Известно, что 72 человека были лишены ее за поступки, которыми в будущем опорочили это звание, также существуют 13 прецедентов, когда решение было отменено как необоснованное.

Героями СССР нередко становились неоднократно. Например, Покрышкин, Буденный и Кожедуб были удостоены его три раза, а Жуков и Брежнев - по четыре.

Интересно, что звание присваивали не только людям, но и городам. Так, после Великой Отечественной войны звание героя СССР получили 12 городов и крепость-герой Брест. В этом материале мы остановимся на самых знаковых именах из этого списка. Теперь вы будете точно знать, сколько героев СССР существовало за все это время.

Герой СССР (фото сверху) Анатолий Ляпидевский стал первым в истории героем Советского Союза. Эта награда ему была вручена в 1934 году. Он был летчиком, после войны получил звание генерал-майора.

Отправился служить в Красную Армию еще в 1926 году. В 1934 году Ляпидевский участвовал в спасении челюскинцев. В ужасных погодных условиях он совершил 29 вылетов с целью поисков пропавшей экспедиции. В результате ему удалось обнаружить их лагерь. Летчик рискованно приземлился на льдину и вывез оттуда 12 человек, из которых было двое детей, а остальные - женщины.

После Ляпидевский принимал участие в Великой Отечественной войне, командовал 19-й армией, руководил авиационным заводом. Умер в 1983 году, когда ему было 75 лет.

Волкан Горанов

В списке героев СССР есть имена не только граждан Советского Союза, но и иностранных государств. В первую очередь, конечно, из дружественных Советам республик. К ним относится и болгарский летчик Волкан Горанов. 15 лет он прослужил в Красной армии. Получил звание генерал-полковника.

В качестве летчика-истребителя он принимал участие в Гражданской войне в Испании на стороне приверженцев республики. Стал первым иностранным гражданином, получившим звание Героя Советского Союза СССР.

Помимо сражений на Кубани, он участвует в Миусской наступательной операции, воздушных сражениях на Донбассе, в Мелитополе, Крыму.

В 1944 году его назначают командиром гвардейского истребительного полка. Теперь он все больше времени уделяет командованию, уже не может так часто совершать боевые вылеты. Хотя немцы до конца войны опасались его, заранее объявляя всем вокруг: "Внимание! В воздухе Покрышкин".

Четыре звания Героя Советского Союза у советского полководца, который после Великой Отечественной войны получил неофициальное прозвище Маршал Победы.

Во время сражений с фашистами он руководил Генеральным штабом, командовал фронтом, был членом ставки Верховного Главнокомандующего. Его роль в решающей и окончательной победе в Великой Отечественной войне сложно недооценивать.

Многие считали, что после триумфа в 1945 года он был в стране популярнее Сталина, что и заставило вождя пересмотреть свое отношение к легендарному полководцу, в скором времени убрав его с ключевых должностей в управлении Советской армией.

Чем похожи и в чем различны судьбы советских летчиков, первыми получивших высшее почетное звание СССР


Первые Герои Советского Союза - семь человек - были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика - для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?!

Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».

Семеро героев челюскинской эпопеи

Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.

«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока - будущего порта приписки - и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.

23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.

Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев - это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева - будущих первых Героев Советского Союза.

Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР - звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа - в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия.

Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести - быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.


Анатолий Ляпидевский. Фото: рervye-geroi.ru

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути - полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей - всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, - станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.

Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.


Николай Каманин. Фото: airaces.ru


Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека - это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, - на Балтику.


Василий Молоков. Фото: wikipedia.org


Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек - по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики - полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)

Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.



Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва - Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» - в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.


Маврикий Слепнев. Фото: old-yar.ru

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года - работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй - Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)

Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.


Михаил Водопьянов. Фото: warheroes.ru

После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала - летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем - первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года - пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва - Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов - двух ПС-3 и одного Р-5 - из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля - вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)

Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде - сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.


Иван Доронин. Фото: wikipedia.org


Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск - Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза - в числе других семерых героев.

Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»

Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду - орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза - медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 - Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.

Похожие публикации