Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы. Вопрос: Сообщение о романсе С.Рахманинова «Весенние воды Рахманинов весенние воды описание

Урок № 4 . Голос воды Введение. Голос воды
Такая сильная, что рукой не удержать и такая быстрая, что конем не обогнать.
Слова - подсказки стремительная, подвижная, безумная, игривая, мимолетная, мощная, сильная.
У воды есть свой ​​" голос" . Мы говорим: река шумит, море рокочет, водопад гудит, капли звенят. Сколько музыкальный высказываний, посвященных воде, находим в собственном языке! А сколько поэтов и композиторов передали благозвучие водной стихии языке искусства. Слушайте внимательно!

Слушания. Стихотворение П. Шелли « Островок» . Романс Рахманинова " Островок "
Найдите в тексте слова, которые подчеркивают особенность поэтического пейзажа

Перси Шелли. « Островок»
Из моря смотрит островок,
Его зеленые уклоны
Украсил трав густых венок,
Фиалки, Анемоны.
Над ним сплетаются листы,
Вокруг него чуть плещут волны.
Деревья грустный, как мечты,
Как статуи, Безмолвный.
Здесь еле дышит ветерок.
Сюда гроза не долетает,
И безмятежный островок
Все дремлет, засыпает.

Какой образ создал поэт?
Сравните поэтический и музыкальный образы.

Сергей Рахманинов
Романс " Островок "

Романс Сергея Рахманинова на стихи Перси Шелли « Островок» как написано прозрачными, акварельными красками, музыка создает спокойный, созерцательное настроение. Небольшая по диапазону, проста по интонационным высказыванием, мелодия отличается нежностью и лиричностью. Прозрачная фактура аккомпанемента создает звуковое впечатление переливания волн, капель воды.
О музыкальные произведения с подобными музыкальными образами - образами умиротворенной природы говорят, что они пасторальные. Музыка пасторальных произведений спокойная, мелодия плавная, в сопровождении - выдержанный звук. Это музыкальный пейзаж лирико - созерцательного характера.

Пастораль, пасторальный произведение - это музыкальное произведение (опера, балет, вокальная или инструментальная пьеса) , главным образом которого являются картины сельской жизни, природы

Слушания. Стихотворение Ф. Тютчева « Весенние воды». Романс Рахманинова " Весенние воды "
Федор Тютчев " Весенние воды" (перевод с русского Максима Рыльского)
Лежат в поле еще снега,
А воды весенние шумят.
И сонные будят берега,
Бегут, и играют, и звенят.
Они звенят на все концы:
«Идет весна, идет весна!
Весны мы юной гонцы,
Вперед послала нас она » .
Идет весна, идет весна!
За ней льется серебряный пение,
Так несется вслед толпа шумная
Майских дней, веселых дней!

Найдите в тексте слова, символизирующие движение и звуки воды.
Какой образ создал поэт?
Сравните поэтический и музыкальный образы
Подумайте, ощущаются сила и энергия весенней воды в музыке

Сергей Рахманинов
Романс " Весенние воды "

Анализ прослушанного произведения
Романс Сергея Рахманинова на слова Федора Тютчева « Весенние воды » не только весенний пейзаж - это целая поэма возвышенных чувств. Сколько радостного энергии в этом произведении, в живописной картине весны! Это все благодаря музыкальному языку.
В мелодии преобладают восходящие фразы, решительные прыжки, призывные обороты. В аккомпанементе фортепиано преобладают стремительные пассажи, экспрессивно взлетают вверх; иногда они переходят в радостные колокола. Партия фортепиано изображает голос бурного весеннего потока.

Сведения о С. Рахманинове

" Левитан русской музыки " - так называли Сергея Рахманинова, поскольку большое место в его творчестве занимают образы природы. Сегодня прозвучали вокальные образы - романсы.
Всего композитор написал около 80 романсов. Они казной настроений и чувств, в которой каждый бриллиант имеет отточенную форму и глубокий смысл.
Среди романсов Рахманинова есть и такие, которые написаны на тексты Тараса Шевченко в русском переводе.

Чтение. Т. Шевченко. " Ревет и стонет Днепр широкий"
Реве та стогне Дніпр широкий,
Сердитий вітер завива,
Додолу верби гне високі,
Горами хвилю підійма.

І блідий місяць на ту пору
З-за хмари де-де виглядав,
Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав.

Ще треті півні не співали,
Ніхто ніде не гомонів,
Сичі в гаю перекликались,
Та ясен раз у раз скрипів

Вспомните стихотворение Тараса Шевченко " Ревет и стонет Днепр широкий" .
Найдите слова, характеризующие образ Днепра.

Стихотворение Т. Шевченко " Ревет и стонет Днепр широкий », положенное на музыку украинским композитором и педагогом Даниилом Крижанивским, непременно выполняют на торжествах, посвященных Великому Кобзарю. Поют ее стоя, как гимн.
Послушайте эту песню и подумайте, какими средствами музыка помогает глубже раскрыть поэтический образ.
Почему эта песня звучит сегодня как гимн?

Демонстрация песни " Реве та стогне Дніпр широкий"
" Реве та стогне Дніпр широкий"
Сл. Т. Шевченко,
муз. Д. Крыжановского

Анализ прослушанного произведения
Образ бушующего Днепра углубляют средства музыкальной выразительности: единогласно мелодия состоит из фраз, каждая из которых стремительно движется. Образной интерпретации помогает динамика: постоянное усиление звука, переход от тихого к громкому звучанию. В таком пейзажи поклонники творчества Тараса Шевченко почувствовали образ самого Кобзаря - свободолюбивого, непокорного, героического. Именно поэтому эту песню считают гимном творчеству выдающегося украинского поэта.

Работа над песней " На долині, на верхівці "
А сейчас мы продолжим разучивать песню " На долині, на верхівці" .
Будьте внимательны. Помните: главное в музыкальном образе песни - изображение средствами музыки картины прекрасной украинской природы и выражения чувства любви к ней.

Караоке. Песня " На долині, на верхівці "

Сл. В. Ладижця,
муз. Б. Фильц

итоги урока
Живописные пейзажи помогли нам обобщить поэтические и музыкальные образы. Следует отметить, что музыка благодаря выразительным средствам глубже и отчетливее передала голос воды - он то пасторально шептал волнами вокруг островка, то призывно и победно сообщал о приходе весны, то поднимал высокие и величественные волны Днепра.
Вокальный жанр произведений помог поэтическому слову зазвучать более полнозвучно.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

В своём творчестве Ф.И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал её изменчивость, весеннее возрождение, приближение грозы. Таким является и его стихотворение «Весенние воды», которое можно отнести к пейзажной лирике. Написано оно было в 1830 году.

В стихотворении описывается пробуждение природы от зимнего сна, чудесный период ранней весны, когда «…ещё в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна.

В 1896 году С.В. Рахманинов написал романс «Весенние воды» на стихи Тютчева.

Образы природы в вокальных произведениях Рахманинова помогают воплотить бурные, страстные чувства, поэтому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» . Он относится к лирико-пейзажным произведениям и представляет музыкальную картину русской весны.

Романс звучит в сопровождении фортепиано, которое неслучайно выбрано инструментом музыкального сопровождения. Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути. Фортепианный аккомпанемент как бы позволяет расширить пространство, помогает испытать яркое, восторженное чувство, которое охватывает и природу, и людей, и весь окружающий мир.

Уже вступительная фраза фортепианной партии – в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия – создает картину весны, помогает представить образ бегущих весенних потоков.

В первой части слышится шум воды, наступающей весны. Начиная с 7-го такта («бегут и будят сонный брег») показывается подъем на новую высоту: piano - forte - fortissimo - три forte. В пунктирных группах подчеркивается не нота с точкой, а шестнадцатая длительность, совпадающая, например, с началом слова «гласят», что усиливает ликующую энергетику.

Благодаря мажорным тональностям (Ми-бемоль мажор – Си мажор – Ля-бемоль мажор – Ми-бемоль мажор – Фа-диез мажор) музыкальное развитие романса отличается яркими тональными контрастами. Эта сила и напряженность музыкального развития вызвали в романсе появление двух ярких и мощных кульминаций. Перед первой из них (13-14 такты «Они гласят во все концы») возникает речитатив на одном высоком звуке (ми второй октавы), это делается для того, чтобы подготовить слушателя к полету. И вот первая кульминация – «Весна идет!». Восходящая по мажорному секстаккорду она исполняется вокалистом высоко (соль второй октавы) и громко (три forte).

Ладотональная неустойчивость двутакта «Мы молодой весны гонцы!» отражает переменчивость мартовской погоды, для чего и используется мажорно-минорная окраска (Соль-бемоль – Фа-диез мажор). Далее звучит широкая, ликующая вокальная фраза, устремляющаяся вверх: «Она нас выслала вперёд!», поддержанная бурными аккордами фортепиано.

Затем, в эпизоде «Meno mosso» музыка приобретает мечтательный, сдержанный характер: звучность спадает, темп замедляется, и фраза «Весна идёт!» звучит более мягко. Призыв вокальной партии сопровождается «вибрирующим» аккомпанементом (повторяющимися триолями) и лавиной октав.

В заключительной части «Andante» («И тихих, теплых майских дней») начинается новая волна нарастания: темп ускоряется, ритмический пульс учащается – восьмые сменяются триолями, и это приводит ко второй, не менее впечатляющей кульминации, – на этот раз чисто инструментальной.

Мелодия романса построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении.

Вокальная партия романса как бы «парит» над бурными пассажами в партии фортепиано, что создает ощущение грандиозного торжества, неизбывной радости и ликования. Для создания такого настроения вокалист исполняет свою партию в размере 2/2, в то время как пианист играет пассажи на 4/4.

Завершается романс партией фортепиано в темпе Allegro vivace (первоначальный темп), но уже не на динамике вступления, piano, а на три forte, что символизирует окончательное пробуждение природы после зимнего сна.

Таким образом, мы увидели полное художественное соответствие музыкального и поэтического образов, достигнутое единство слова и музыки.

Урок музыки: 4-й класс.

Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.

Образовательные:

  1. Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
  2. Показать, что музыкальные образы произведений С.Рахманинова – это воплощение в музыке части его жизни.

Развивающие:

  1. Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере произведений С.Рахманинова.
  2. Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
  3. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  2. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведения искусства.
  3. Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Тип урока: Урок изучения, осмысления и применения знаний и способов деятельности.

Форма урока: Урок-беседа, урок-концерт.

Методы: Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд: презентация.

Музыкальный ряд:

  1. С.Рахманинова “Концерт №3 для фортепиано с оркестром”.
  2. С.Рахманинов “Вокализ”.
  3. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой – романс “Сирень”.
  4. С.Рахманинов, сл.Ф.Тютчева – романс “Весенние воды”.
  5. Ю.Чичков, сл.М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

Литературный ряд:

  1. Ю.Нагибин рассказ “Сирень” – фрагмент.
  2. Е.Бекетова “Сирень” – стихотворение.
  3. Ф.Тютчев “Весенние воды” – стихотворение.

Дидактический материал:

  1. Текст романса “Сирень”, сл.Е.Бекетовой.
  2. Текст романса “Весенние воды”, сл.Ф.Тютчева.

Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

“… Он пел Россию
От земли до неба,
Он пел Россию
Трепетом всех пальцев…”
(Майя Румянцева.)

Ход урока

Презентация. Слайд 1 . (Тема урока.)

У. Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами очередная встреча с искусством – миром чувств и раздумий, откровений и открытий. И я хочу начать нашу встречу с вопроса:

“Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!”

“Что такое музыка?..” для каждого из вас. Какое настроение вызывает у вас музыка, на какие чувства, размышления, эмоции наводит вас музыкальное произведение?

Д. Под музыку лучше думается, наводит на размышления, поднимает настроение, помогает успокоиться, без музыки нет жизни.

У. Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки близок и понятен.

Каждое музыкальное произведение – это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.

В истории русской музыки было немало гениальных одаренных личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Слайд 2. (Ответ Рахманинова на вопрос “что такое музыка?”)

И вот какой ответ композитор дал на вопрос “что такое музыка?”:

“Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”

Ребята, вы уже поняли, что сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта.

Д. Сергея Рахманинова.

Слайд 3. (С.В.Рахманинов.)

У. Сергей Васильевич Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером, и прекрасным пианистом. В этом 2013 году знаменательная дата, связанная с именем композитора – 140-летие со дня рождения С.Рахманинова.

Мы уже знакомились с музыкой этого композитора в I четверти.

Вспомните, с какими произведениями мы с вами познакомились?

Слайд 4. (”Концерт для фортепиано с оркестром”.)

Слушание: “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром”.

Д. Называют произведение.

У. Вспомните, что такое “концерт для фортепиано с оркестром”.

Д. “Концерт” – состязание в переводе с латинского, состязание инструмента с оркестром.

Слайд 5. (”Вокализ”.)

Слушание: “Вокализ”.

Д. Звучит “Вокализ”.

У. Что такое “вокализ”?

Д. Вокализ – пение без слов.

У. Вспомните, кому он посвящен.

Д. “Вокализ” Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Неждановой.

У. Вспомните, что были сделаны переложения для скрипки, виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих) инструментов. И почему Рахманинов написал свой “Вокализ” для голоса с оркестром и посвятил его Антонине Неждановой?

Обратимся к учебнику – стр. 12.

У. Очень приятно, что вы так ярко вспомнили произведения великого композитора.

Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Григ, Моцарт.

И сегодня основную часть урока мы посвятим романсам С.В.Рахманинова о природе. Всего Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. И поэтому тема нашего урока звучит так: Весна идет! Весне дорогу!”

Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в романсах С.Рахманинова.

Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера – и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой. В “музыкальных пейзажах” С.Рахманинова тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной.

Вот как о своем творчестве говорил С.Рахманинов: “В каждом русском есть тяга к земле, …какое-то стремление к покою, тишине, к любованию природой, среди которой он живет… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…”.

Откройте учебник на стр. 80.

Слайд 6 . (Романс “Сирень”.)

Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е.Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.Рахманинова – “Сирень” – один из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики.

Творческое задание:

Мы знаем, что музыка – это сама жизнь. Но есть триединая связь, благодаря которой появляется музыка.

У. В роли слушателей мы уже были сегодня. И вот сейчас мы побываем с вами в роли композитора.

На партах у вас лежат листы со стихами. Прочитайте стихотворение Е.Бекетовой “Сирень” и подумайте, какую бы вы музыку сочинили на эти слова? Предложите ритм, темп, тембр голоса исполнителя (мужской или женский, высокий или низкий).

Д. Предположения учащихся.

У. А теперь послушаем, какую музыку сочинил композитор.

Слушание романса “Сирень”.

У. Оправдались ли ваши ожидания?

Д. Ответы детей.

У. Какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Д. Ответы детей.

У.Вспоминаем фортепианное сопровождение. Что хотел передать композитор в этих звуках?

Д. Шелест листьев, трепет ветра, журчание ручья.

Можно сделать вывод, что С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7. (С.Рахманинов объездил весь мир.)

Обратимся к учебнику, где есть текст: С.Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.

У. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.

Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.

Слайд 8. (Ю.Нагибин рассказ “Сирень”.)

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

Дети читают рассказ.

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, ив парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад… она ахнула… поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой, холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку из маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

У. Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Д. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

У. Давайте еще раз послушаем романс “Сирень”.

Слушание романса “Сирень”.

У. Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса?

Д. Да, в мелодии было развитие.

У. В какой части романса звучит более напряженные интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Д. Во второй части романса звучит более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Слайд 9. (Главная мысль сочинения.)

У. Итак, прослушав и проанализировав романс “Сирень”, мы можем сформулировать главную мысль сочинения: единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворение состояния души.

Я предлагаю домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина “Сирень”, который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Слайд 10. (С.В.Рахманинов.)

У. Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.

В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.

Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.

Слушание “Весенние воды”.

У. Как бы вы назвали этот романс?

Д. Ответы детей.

У. Какой образ раскрывается в этом произведении?

Д. Образ пробуждающейся природы, весны.

У.Какое общее настроение произведения?

Д. Радостное предчувствие скорой весны.

У. На что похож аккомпанемент?

Д.Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.

У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.

Слайд 11. (Ф.И.Тютчев.)

У. Романс С.Рахманинов написал на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф.Тютчева “Весна” звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.

Этим произведением С.Рахманинов поет гимн приближающейся весне. Давайте еще раз послушаем романс.

Слушание романса “Весенние воды”.

Я предлагаю домашнее задание: Предлагаю вам побыть в роли художника-творца: изобразите в красках музыку, связанную с весной, с романсом “Весенние воды”.

Слайд 12. (Ответ на вопрос “что такое музыка?”)

У. Мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?

Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!

Можно ответить так:

Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я желаю вам увидеть музыку…
Я желаю вам услышать музыку…

Вывод: Композитор, художник, поэт, исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.

У. Мы говорили с вами сегодня о триединой связи, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В какой роли мы еще не побывали?

Д. Исполнители.

У. Мы проводим с вами этот урок в прекрасное время года.

Слайд 13 . (Праздник Весны.)

Поздравляю всех я с весной!!!
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной!!!
От весны пусть сердце волнуется!

Пусть мир улыбнется сиянием солнца,
Пусть сбудутся теплые сны!
Желаю сердечно, пусть радует вечно
Прекрасный Восьмой день Весны!

Слайд 14. (“Я люблю тебя, мамочка!”)

Столько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.

Я для мамочки своей
Их искать не стану:
Все они – в душе моей,
Так люблю я маму.

Ей не только в женский день
Дорого вниманье –
Но и каждый Божий день
Нужно пониманье.

Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтобы старость скрасить ей –
Я луну достану!

Исполнение песни Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

У. Сегодня на уроке мы работали достаточно активно, продуктивно.

Теперь выскажем свои мнения о проведенном уроке, продолжая начатые фразы:

Лично мне…

Для меня стало открытием то, что…

Сегодня на уроке я усвоил…

Сегодня я доволен тем, что…

Неожиданным для меня стало…

Мне кажется, что…

Я сегодня побывал в роли…

Презентация. Слайд 15. (“Спасибо за внимание!”)

Литература:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка – М.: Просвещение, 2010.
  2. Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки – М.: Просвещение, 2007.
  3. Соколова О.И., Казьмин О.А. “В Ивановку я всегда стремился…”, Воронеж, 2003 г.
  4. Википедия. Свободная энциклопедия. – Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  5. Интернет ресурсы:
    а) Российское образование. Федеральный портал. Электронный ресурс http://www.edu.ru .
    б) “Шедевры музыки. Электронная энциклопедия”.
    в) Yandex Картинки

Жуковский С. Ю. Ранняя весна (Беседка в парке). 1910


После роковой премьеры Первой симфонии в 1897 году, закончившейся провалом, Рахманинов долго не мог сочинять. Он занял место второго дирижера в московской Русской частной опере, где подружился с молодым Шаляпиным, затем, в 1899 году, выехал на гастроли за границу в качестве пианиста, а лето 1900 года провел в Генуе. Лишь теперь он снова обратился к сочинению — начал работу над Вторым фортепианным концертом и «Франческой да Римини».

После громадного успеха концерта весной 1902 года Рахманинов обратился к новому для себя жанру — кантате. Так появилась кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова (1821—1878) «Зеленый шум» (1862). Возможно, созданию светлого, проникнутого утверждением любви произведения способствовало чувство самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Наталией Александровной Сатиной.

Прозвучавшая впервые 11 марта 1902 года в девятом симфоническом собрании Московского филармонического общества в исполнении А. Смирнова и хора любителей музыки под управлением А. Зилоти, кантата была горячо принята публикой и критикой. Н. Кашкин писал в рецензии о сильном впечатлении от музыки. 8 (21) января 1905 года кантата была исполнена в Петербурге хором Мариинского театра (солировал Шаляпин) и была также чрезвычайно высоко оценена музыкальной общественностью. Попечительный Совет для поощрения русских композиторов и музыкантов присвоил за нее Рахманинову Глинкинскую премию.

Музыка

Одночастная кантата, посвященная весеннему обновлению жизни, состоит из трех разделов.

Первый, чисто оркестровый, передает постепенное пробуждение весны. Краткий лейтмотив «зеленого шума», напоминающий мотивы народных весенних «закличек», звучит поначалу в низком регистре, как бы просыпаясь от зимнего оцепенения. Постепенно пробуждаются новые силы, разрастается весенний гомон, и на радостной кульминации вступает хор: «Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!» В эту полную света и радости музыку резким диссонансом врывается декламационный рассказ баритона: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!» В оркестре несколько раз проходит мрачная, печальная мелодия солирующего английского рожка, сгущаются оркестровые краски. Мучительную тоску помогает передать хор, поющий краткие нисходящие попевки закрытым ртом, а также напряженные гармонии и хроматические пассажи деревянных инструментов, передающие завывание бури. Но после слов монолога солиста «Да вдруг весна подкралася» тихо, словно исподволь, возвращается тема Зеленого Шума. Светлеет колорит. В оркестре появляются переливы флейты, легкие пассажи скрипок — веет дыхание весны. Постепенно разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И — Бог тебе судья!»

Л. Михеева

Н.А. Некрасов

Зеленый Шум


Идет-гудет Зеленый Шум*, Зеленый Шум, весенний шум!

Левитан И. И. Весна. Большая вода. 1897


Играючи, расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Поднимет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух и вода!
Бакшаев В. Н. Голубая весна. 1930 Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!
Бялыницкий-Бируля В. К. Весна. 1899 Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Водой не замутит! Да с ней беда случилася, Как лето жил я в Питере... Сама сказала глупая, Типун ей на язык!
Виноградов С. А. Весна. 1911 В избе сам друг с обманщицей Зима нас заперла, В мои глаза суровые Глядит — молчит жена. Молчу... а дума лютая Покоя не дает: Убить... так жаль сердечную! Стерпеть — так силы нет! А тут зима косматая Ревет и день и ночь: "Убей, убей, изменницу! Злодея изведи! Не то весь век промаешься, Ни днем, ни долгой ноченькой Покоя не найдешь. В глаза твои бесстыжие Соседи наплюют!.." Под песню-вьюгу зимнюю Окрепла дума лютая - Припас я вострый нож... Да вдруг весна подкралася..

Бялыницкий-Бируля В. К. Ранняя весна. 1953

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...

Жуковский С. Ю. Пробуждение природы (Ранняя весна). 1898

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна - и лесу, и лугу:
"Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится
Прощай, пока прощается,
И - Бог тебе судья!"

Левитан И. И. Ранняя весна. 1890-е

* Так народ называет пробуждение природы весной. (Прим. Н.А.Некрасова.)

Романсы С.В. Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью. Такое внимание Сергея Васильевича к вокальным сочинениям вполне объяснимо – он часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки.

История создания

Тяга к сочинительству проявилась у Рахманинова еще в детские годы, правда, поначалу он предпочитал импровизировать, не утруждая себя фиксацией нот на бумаге. А вот записывать свои творения будущий великий композитор начал только с 1887 года, и сразу же попробовал свои силы в разных жанрах, в том числе и вокальных. Однако о сочинениях для голоса тех лет нет никакой информации, возможно, потому, что Рахманинов не считал их важными и не пытался сохранить. Отсчет своих вокальных творений композитор решил начать с 1890 года, когда были написаны его сочинения для голоса «У врат обители святой» на слова М. Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова А. Фета, обозначенные им как № 1 и № 2. С тех самых пор романс стал одним их любимых жанров Рахманинова, и он регулярно возвращался к нему в своем творчестве. Если эти сочинения первых лет были очень похожи по стилю на музыку П.И. Чайковского , то в вокальных сочинениях 1891 года отчетливо слышится влияние Э. Грига. Речь идет о двух романсах: «Это было в апреле», написанном на французский текст Э. Пайерона, и «Смеркалось» на слова А. Толстого.


В период после окончания Московской консерватории и до второй половины 1890-х годов Сергеем Васильевичем было написано три опуса сочинений для голоса. В них уже отчетливо намечаются черты творческой индивидуальности Рахманинова, и становится очевидной характерная для его пера трактовка жанра романса, когда широкая и экспрессивная вокальная мелодия органично сливается с виртуозной фортепианной партией, богатой колористическими оттенками.

Шесть романсов, которые были написаны до середины 1893 года, вошли в op.4. Лучшим сочинением этой группы считается романс «В молчаньи ночи тайной» (стихи А. Фета), который был адресован родственнице маэстро В.Д. Скалон.

Романсы op.8 были сочинены осенью 1983 года и стали своеобразным откликом на уход из жизни популярного в то время поэта Н. Плещеева. Любопытно, на сам Рахманинов его никогда не видел, и знал его только по книгам и словам своих знакомых. Возможно, он что-то слышал про великого поэта от своего дедушки Аркадия Александровича, который не только хорошо его знал, но и посвятил ему несколько своих романсов. В данный опус включено шесть сочинений, самыми известными их которых считаются «Дитя, как цветок ты прекрасна!» и «Сон».

В 1896 году на свет появился еще один цикл из 12 романсов, который был обозначен под op. 14. Поскольку в этот период Рахманинов еще находился в поисках своего стиля, данный опус очень разнороден по образам. Неравноценны стихи, которые использовал Сергей Васильевич. Среди их авторов есть и признанные мэтры поэтического текста, такие как А. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет и другие, а также малоизвестные в те времена поэты Н. Минский и К. Бальмонт. Самым популярным романсом из этого цикла во времена Рахманинова были «Весенние воды».

Весной 1902 года был закончен очередной, 21-й опус сочинений для голоса, в который вошли 12 произведений. Среди них трудно выделить что-то особенно выдающееся – все романсы этого цикла можно смело отнести к высшим шедеврам рахманиновского творчества. Самыми известными из творений этого опуса можно считать «Сирень» на слова Е. Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Г. Галкиной.

Четыре года спустя Рахманинов завершает еще группу романсов, которые объединяются под опусом №26. Этот цикл из пятнадцати произведений выделяется среди прочих своими стилистическими особенностями, которые связаны с оперными исканиями композитора. Именно поэтому некоторые его сочинения из этой группы носят характер драматического монолога. К числу таковых, например, принадлежит романс «Мы отдохнем» на слова А. Чехова.

36-й опус составили четырнадцать романсов. Двенадцать из них были записаны в разгаре 1912 года, один под названием «Не может быть» вышел в свет двумя годами ранее, в 1910, а «Вокализ» сочинялся в 1915 году и был добавлен в группу позже. В этом опусе обращает на себя внимание интерес Рахманинова к пушкинской поэзии. Если ранее он обращался к ней единожды в романсе «Не пой красавица при мне», то здесь на его стихи написано три произведения – «Муза», «Буря» и «Арион». Помимо этого композитор использовал стихи К. Бальмонта, Ф. Тютчева, А. Фета и многих других.

Особое место в творческом наследии Рахманинова занимает его последний камерно-вокальный цикл из шести романсов, обозначенный опусом №38. Отличительной особенностью этой группы сочинений, написанных в 1916 году, являются поэтические источники – все они принадлежат перу современных композитору авторов, которые стремились к обновлению образов и средств поэтики. Самыми лучшими романсами в этом цикле Рахманинов считал «Маргаритки» и «Крысолов».


Интересные факты

  • Дед композитора Аркадий Александрович был музыкально одаренным человеком и очень любил играть на фортепиано. Он прожил 73 года и до последнего по несколько часов в день проводил за музыкальным инструментом. Он тоже сочинял и особенно любил романсы и фортепианные пьесы, как и его внук. Некоторые его творения были опубликованы, но большая часть из них утеряна. До наших дней дошли 11 сочинений Аркадия Александровича, среди которых 7 романсов и 3 вокальных дуэта.
  • Аркадий Александрович Рахманинов написал романс на слова А.Н. Плещеева «Сон». Много лет спустя эти же стихи для своего вокального сочинения взял и Сергей Васильевич.
  • Романс на слова А. Толстого «Ты помнишь ли вечер» Рахманинов считал самым неудачным среди всех своих вокальные творений.
  • Романс «В молчаньи ночи тайной» был сочинен 17 октября 1890 года, но впоследствии композитор неоднократно возвращался к нему и переписывал отдельные фрагменты. Окончательный вариант этого произведения, который сегодня звучит в концертных залах, мало похож на первоначальную версию.
  • В творческом наследии великого композитора есть и другие сочинения, носящие название «Романс» - например, вторая часть в Квартете №1 и первая пьеса для скрипки в опусе № 6.
  • Свой первый гонорар в размере 500 рублей, полученный от издателя К. Гутхена за печать клавира «Алеко », двух пьес для виолончели op.2 и шести романсов op.4, Рахманинову не удалось потратить, поскольку им он сразу же погасил свои долги.
  • Романс «Весенние воды» во времена Рахманинова имел весьма любопытную трактовку. Революционеры слышали в порывах пробуждающейся природы призывы к борьбе и подъему общественного самосознания. О том, как это вокальное сочинение помогало освобождаться от векового гнета, сейчас можно почитать в музыкальной литературе советского времени.
  • В основу сочинения «Судьба» из op.21 Рахманинов положил известнейший мотив из бетховенской Пятой симфонии. Этот романс посвящен Ф. Шаляпину, который преимущественно и исполнял его первое время после создания.
  • В сердце величайшего маэстро не раз вспыхивала любовь, которая вдохновляла его на написание романсов. Именно под воздействием этого чувства были созданы «В молчаньи ночи тайной» (посв. В. Скалон), «О нет, молю не уходи» (посв. А. Лодыженской), «Не пой красавица при мне (посв. Н. Сатиной).
  • Будучи в эмиграции, Рахманинов не написал ни одного романса.


Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.

Еще в ранние годы Рахманинов часто обращался к жанру русской лирической песни, что во много можно объяснить любовью к наследию Чайковского. Особенно остро это слышится в романсах «Полюбила я на печаль свою » и «Ух ты нива моя ». Композитор отбирает такие поэтические тексты, где повествуется о страданиях от любви и нестерпимых душевных терзаниях. Эта тема родственна и для восточной поэзии, которая тоже была не чужда Рахманинову. Экзотические» композиции составляют отдельную ветвь в его вокальном творчестве – знаменитом романсе «Не пой красавица при мне », а также зарисовках «Она как полдень хороша », «В моей душе », «Ночью в саду у меня » и другие. Правда, ориентализм в этих композициях больше условен, и не так отчетливо воссоздан, как в сочинениях М. Балакирева .

В своей вокальной музыке Рахманинов сумел показать себя как великолепный мастер кисти и краски, «нарисовавший» настоящую галерею природных картин – «Островок », «Здесь хорошо », «Сирень », и многие другие.

В творчестве Рахманинова нашла воплощение и трагедийная тема. Именно она преобладает в романсах из опусов №21 и №26, которые создавались в непростой для художника период. Тогда Сергей Васильевич сильно переживал из-за провала дебютной симфонии и все чувства попытался передать в своих творениях – композициях «Судьба », «Как мне больно », «Я опять одинок », «Проходит все ».

Как истинный художник, Рахманинов не мог не затронуть тематику искусства и своей судьбы. В этом плане показательны романсы «Ариона », «Муза » и «Оброчник ».

Рахманинов был композитором удивительного дарования. К какому бы жанру он ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство. А из романса великому музыканту удалось сделать, казалось бы, невозможное – жанр с поистине безграничными возможностями. И что самое интересное – Рахманинова не интересовали художественные достоинства текста, для него важны были только образы и смысл, которые авторы закладывали в него. Правда, трактовал композитор их всегда по-своему, создавая совершенно иной поэтические образ, завораживающий своим звучанием.

Видео: слушать Романсы Рахманинова

Похожие публикации