Классификация суффиксов субъективной оценки в итальянском языке. Исследовательская работа по лингвистике "Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н.Андреева Оценочные суффиксы примеры

СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

Суффиксы, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласкательное, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального уменьшения или увеличения).

Суффиксы имен существительных: -ец (братец, морозец), -ик (билетик, букетик), -чик (кар-” манчик, моторчик), -ок (дружок, петушок), -иц-а (водица, лужица), -к-а (головка, ночка), -инк-а (пылинка, росинка), -очк-а (звездочка, мордочка), -ушм-а (-юшк-а), -утк-о (-юшк-о) (дедушка, головушка, дядюшка, волюшка, полюшко), -ышк-о (гнездышко, стеклышко), -ишк-а, -ишк-о (шалунишка, землишка, городишко, житьишко), -онък-а (-еньк-а) (березонъка, дороженька), -онк-а (енк-а) (книжонка, лошаденка), -г^-е, -ц-о, -иц-е, ец-о (зеркальце, винцо, платьице, письмецо), -ц-а (грязца, ленца),-ашк-а (старикашка, мордашка), -ин-а (домина, уродина), -игц-е, -ищ-а (голосище, бородища), -очен, -ечк-о, -ушек, -ымек (листочек, словечко, воробушек, колышек) и др.

Суффиксы имен прилагательных: -енъи-ий (-оньк-ий) (добренький, сладенький, легонький, плохонький), -ёхоньк-ий (-охоньк-ий, -ёшеньм-ий (-ошеныг-ий) (смирнехонький, горъкохонъкий, скорёшенькай, легошенький).

В наречиях, соотносительных с именами существительными и именами прилагательными, встречаются образования с соответствующими суффиксами. Босичком, рядышком, пешочком, шепотком, утречком, украдочкой, вдогоночку, вприпрыжечку; раненько, помаленьку, близехонъко и т. д.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЦЕНКИ в Словаре экономических терминов:
    ЭКСПЕРТНЫЕ - см. ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ …
  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ
    оценки, функции от результатов наблюдений, употребляемые для статистического оценивания неизвестных параметров распределения вероятностей изучаемых случайных величин. Например, если X1 ,..., …
  • ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ОЦЕНКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обусловленные оценки, термин, употребляемый для обозначения частных производных целевой функции, взятых по отношению к ограничениям в задачах линейного или …
  • ЦЕННОСТЬ
    представление человека о хозяйственном значении предметов внешнего мира. Оно необходимо связывается с самым понятием хозяйственного блага. Человек становится в особое …
  • ЦЕННОСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? представление человека о хозяйственном значении предметов внешнего мира. Оно необходимо связывается с самым понятием хозяйственного блага. Человек становится в …
  • КАТЕГОРИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ в Словаре лингвистических терминов:
    Семантико-грамматиче-ская категория, выражающая субъективную оценку говорящим предмета, признака предмета или признака действия и вносящая в основное предметное значение слова добавочные …
  • КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
    (1850-1931) - русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и …
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ в Словаре постмодернизма:
    (лат. interpretatio - толкование, разъяснение) - когнитивная процедура установления содержания понятий или значения элементов формализма посредством их аппликации на ту …
  • ДЕТЕКТИВ в Словаре постмодернизма:
    (англ. criminal) - литературный жанр, интрига которого организована как логическая реконструкция эмпирически не наблюдавшихся событий (а именно - преступления). В …
  • ВАДЖРАПАНИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому …
  • МИХАИЛ (МУДЬЮГИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил (Мудьюгин) (1912 - 2000), архиепископ б. Вологодский и Великоустюжский. В миру Мудьюгин …
  • ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Грот Николай Яковлевич - профессор философии (1852 - 1899), сын академика; сначала профессор в историко-филологическом институте князя Безбородко в Нежине, …
  • СИНДРОМЫ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (греч. syndromos - вместе бегущий, syndrome - стечение признаков болезни). Система взаимосвязанных в патогенезе симптомов болезни. Нозологическая диагностика возможна …
  • ПЛЕХАНОВ в Литературной энциклопедии:
    " id=Плеханов.Оглавление > 1. Биография 2. Эстетические взгляды Плеханова в свете его общих политических и философских взглядов 3. …
  • ПЕРЕВЕРЗЕВ в Литературной энциклопедии:
    Валериан Федорович — профессор-литературовед, историк русской литературы. Учился в Харьковском, университете. 502 С 1902 участвовал в соц.-дем. движении, примыкая …
  • ЛАНИЙ в Литературной энциклопедии:
    Шарлотта — венгерская поэтесса; начала лит-ую деятельность в рядах буржуазно-радикальной лит-ой группы «Запад». Ее первые стихи (собранные к трех …
  • ИМПРЕССИОНИЗМ. в Литературной энциклопедии.
  • ИВАНОВ-РАЗУМНИК в Литературной энциклопедии:
    (псевдоним Разумника Васильевича Иванова) — литературовед и социолог. Р. в Тифлисе, в дворянской семье. Учился в I петербургской гимназии, …
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    оценка, статистическая оценка параметра распределения вероятностей, обладающая тем свойством, что при увеличении числа наблюдений вероятность отклонений оценки от оцениваемого параметра …
  • СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, языки славян, живущих главным образом на территории Европы и Азии. Число говорящих на С. я. свыше 130 млн. …
  • САПАРО ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, семья языков индейцев, живущих на В. Экуадора и на С.-З. Перу (между рр. Напо, Бобонаса, Пастаса). Включает языки подгруппы …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР
  • РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    анализ, раздел математической статистики, объединяющий практические методы исследования регрессионной зависимости между величинами по статистическим данным (см. Регрессия). Цель Р. …
  • ПРОГНОЗИРОВАНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    разработка прогноза; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. П. как одна из форм …
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    полезности теория, буржуазная теория, пытающаяся дать объяснение процессам ценообразования в условиях капиталистическогохозяйства. Возникла в последней трети 19 в. в противовес …
  • ОШИБОК ТЕОРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    теория, раздел математической статистики, посвященный построению уточнённых выводов о численных значениях приближённо измеренных величин, а также об ошибках (погрешностях) …
  • НАИМЕНЬШИХ КВАДРАТОВ МЕТОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    квадратов метод, один из методов ошибок теории для оценки неизвестных величин по результатам измерений, содержащим случайные ошибки. Н. к. м. …
  • МУНДА ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, кол языки, одна из древнейших языковых групп Индии. Принадлежит к австроазиатской семье языков. Распространены на плато Чхота-Нагпур (штаты Бихар …
  • МЕНГЕР КАРЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Menger) Карл (23.2.1840, Нёй-Сандец, ныне Новы-Сонч, Польша, - 27.2.1921, Вена), австрийский экономист, основатель австрийской школы в буржуазной политической экономии, один …
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    статистика, раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом …
  • КРОССЕР ПОЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Grosser) Пол (р. 11.8.1902, Вентспилс, ныне Латвийской ССР), американский экономист, историк. В 1921-28 учился в Берлинском университете и Экономическом институте. …
  • КРИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    оптимальности, признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений (альтернатив) и выбор наилучшего. Содержание К. о. объективно обусловлено многими …
  • ЗООТЕХНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от зоо... и греч. techne - искусство, мастерство), наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании с.-х. животных для получения …
  • ГОССЕНА ЗАКОНЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    законы (по имени Г. Г. Госсена), математическая разработка главных принципов буржуазной вульгарной теории предельной полезности, общих основ теорий субъективной …
  • ВУЛЬГАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политическая экономия, система антинаучных буржуазных экономических теорий, дающих описание внешней видимости экономических процессов в целях апологетической защиты капитализма. В. п. …
  • ВИНА (В ПРАВЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в праве. Под В. обычно понимается внутренняя, субъективная сторона вредоносного или общественно опасного действия или бездействия, нарушающего правовую норму, психическое …
  • ВАКАШСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, группа индейских языков на о. Ванкувер и в прилегающих прибрежных районах Британской Колумбии. Представлена языками квакиутль и нутка. Имеют …
  • АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    хозяйственной деятельности социалистических предприятий (экономический анализ работы предприятий), комплексное изучение хозяйственной деятельности предприятий и их объединений с целью повышения её …
  • АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    школа (иногда её называют Венской), субъективно-психологическое направление в буржуазной политической экономии. Возникла в Австрии в 80-х гг. 19 в. как …
  • АВСТРАЛИЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, семья языков, на которых говорят коренные жители Австралии. Известно свыше 600 А. я., из которых около 450 почти полностью …
  • ЭКСПРОПРИАЦИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    принудительное отчуждение частных имуществ, временное их занятие, установление сервитутов или ограничение прав на них в интересах общественной или государственной пользы. …
  • ЧУВСТВОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    известны также под названием "алтайских", "туранских", "финно-угро-татарских"; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную Азию, …

субъективной оценки и реального умень­шения и

Увеличения

Совершенно отдельно от всех остальных суффиксальных образований в существительных необходимо рассматривать слова с так называемыми суффиксами субъек­тивной оценки. Образования с этими суффиксами, по сравне­нию с теми словами, от которых они образованы, представ­ляют собой в подавляющем большинстве не новые слова, а их формы, нередко отличающиеся от тех слов, на базе которых они возникли, только особой эмоционально-экспрессивной окраской.

место - местечко

год - годик

Подобные образования могут отличаться от своих произ­водящих и лексическим значением, но это наблюдается только тогда, когда последние являются наименованиями конкрет­ных предметов, могущих быть различными по размеру. Слова с реальной уменьшительностью и увеличительностью, как и чистые формы субъективной оценки (см. примеры выше), яв­ляются всегда образованиями того же рода, к которому при­надлежат слова, на основе которых они образованы.

Например:

дом домик – домина

борода бородка - бородища

Из продуктивных суффиксов, в которых тот или иной от­тенок субъективной оценки (презрения, уничижения и др.) может сочетаться со значением реальной увеличительности, следует отметить лишь суффиксы -ище (для мужск. и средн. родов), -ища (для женск. рода) и - ина (для мужск. и женск. родов).

Например:

носище

домище

дымище

кулачище

Среди суффиксов, в которых тот или иной оттенок субъек­тивной оценки (ласкательное, сочувствия, пренебрежения, иронии и т.д.) может сочетаться со значением реальной уменьшительности, наблюдаются разнообразия значительно больше. В образованиях мужского рода выделяются продук­тивные суффиксы -ик, -ник и малопродуктивные -ок(-ек), -ец и -ышек(халатик, аргументик, моторчик и т. п.). В образованиях женского рода необходимо, прежде всего, указать продуктивные суффиксы -ка, -очка, -енька и малопродуктивные или не продуктивные вовсе суффиксы -ешка, -ища (-ца), -енка (-онка), -ишка, -ушка и -урка(индейка, комнатка; формочка, кисточка; дороженька, Наденька и т. д.).

В образованиях среднего рода наблюдаются продуктивные суффиксы -це (-цо), -ецо, -ице и непродуктивные -ышко, -ишко, -ко и -ико(дельце, словцо, пальтецо, мненьице и др.).

От образований с уменьшительно-ласкательными суффик­сами в ряде случаев могут быть образованы вторичные формы субъективной оценки с помощью суффиксов -ек и -ка.

На­пример:

дружок - дружочек

узелок - узелочек

книжка - кни­жечка

водица - водичка и т. д.

В ряде образований с суффиксами субъективной оценки в результате семантических изменений суффиксы, входящие в их состав, или потеряли свое первоначальное значение (но­жик, печка и т. п.), или не выделяются в настоящее время вовсе (крыльцо, мешок, чашка и пр.).

Образование сложных

Существительных

Не менее продуктивен в сфере имен существительных, хотя и более огра­ничен в своих словообразовательных и семантических возмож­ностях, способ сложения основ ислов. Следует различать чис­тое сложение и сложение слов с одновременной суффиксацией.

Среди сложных существительных выделяются самые разно­образные типы как по степени и характеру объединения двух слов в одно слово, так и по словообразовательному строению и лексико-грамматической принадлежности объединяемых основ или слов. По степени объединения двух слов в одно сложные существительные делятся на две неравные группы. Небольшую, но активно пополняющуюся в настоящее время группу обра­зуют составные сложные существительные, состоящие из двух склоняемых существительных.

Например:

завод-автомат

вагон-ресторан

платье-костюм

кафе-закусочная

Подавляющее же большинство сложных существительных представляет собой слитные слова, одно словесное целое. Слитные сложные суще­ствительные с точки зрения характера соединения в них слов или основ распадаются на слова с соединительной гласной (о и е) и слова без соединительной гласной. Сложение без соеди­нительной гласной в современном русском языке является про­дуктивным лишь в образовании сложносокращенных слов (см. ниже). Производство собственно сложных слов, когда объединя­ются в словесное единство целые слова или основы, осущест­вляется главным образом при помощи соединительной гласной. Из сложных существительных без соединительной гласной об­разованы лишь немногие слова типа:

держиморда, сорвиголова,

полубог, полушелк,

киловатт-час, Ленинград и др.

Наиболее продуктивными типами сложении при помощи соединительных гласных являются в настоящее время два:

1. Сложение двух имен существительных, объединяющихся между собой как по способу подчинения, так и по способу сочинения. Среди этих слов наблюдаются слова всех трех грамматических родов. Семантически они чрезвычайно разно­образны и разнородны. Сюда относятся: теплотехник, силосо­резка, судоверфь, торфобрикет, рельсоукладчик, бетономешалка, стекловолокно и т.п.

2. Сложение основы имени существительного с бессуффик­сальной основой глагола, построенное по принципу подчине­ния имени глаголу. Род таких существительных - мужской. Семантически они сравнительно единообразны и в подавляю­щем большинстве являются обозначениями действующих лиц или машин.

Задание:

Сравните:

бензовоз

ледокол

миномет

Остальные типы сложений или значительно менее продук­тивны, или являются непроизводительными совершенно. Сюда можно отнести сложные слова:

1) из основ существительного и глагола, параллельных предикативным словосочетаниям.

Например:

солнцепек (солнце печет)

водопад

снегопад

листопад

2) из основ прилагательного и существительного.

Напри­мер:

молодожен

остролист

чернозем

3) из основ местоимения и существительного.

Например:

самоцвет

самоотвод

самокритика

4)из основ прилагательного или наречия и глагола.

На­пример:

теплоход

скороход

сухостой

5) из основ глагола и существительного.

Например:

лизоблюд

трясо­гузка

щелкопер

Среди сложносуффиксальных слов, т.е. слов, образован­ных сложением основ с одновременной суффиксацией опорной основы, более всего сложений основы существительного с осно­вой глагола и основы прилагательного или числительного с основой существительного. В качестве суффикса в таких случаях чаще всего применяется суффикс -ие(-ье) (хотя воз­можны и другие).

Суффиксы субъективной оценки

Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и префиксы субъективной оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Они служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже - шутливости, ироничности; оттенок увеличительности - экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Имя с суффиксом субъективной оценки не всегда бывает эмоционально окрашенным, иногда оно нейтрально окрашено. Взято с сайта http://syrrik.narod.ru/kozhina.htm

Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной. Однако в художественной речи сложилась традиция стилистического использования суффиксов субъективной оценки. Это также характерно для публицистического стиля Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448с..

В народной латыни большое распространение получили образования с уменьшительными суффиксами как более экспрессивные, что нашло соответствующее отражение в лексике современных романских языков (нар. лат. soliculum "солнышко", фр. soleil "солнце", нар. лат. taurellus "бычок", фр. taureau "бык", нар. лат. apicula "пчелка", фр. abeille "пчела", нар. лат. avicellus "птичка", ит. uccello, фр. oiseau "птица", нар. лат. auricula "ушко", исп. oreja, порт. orelha, пров. aurelba, фр. oreille "ухо" и т. д). В современных романских языках эти слова уже не имеют уменьшительного значения Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка под ред. Серебренникова Б. А. - М., 1970. - 600 с..

Передают эмоциональное отношение к предмету речи;

Показывают эмоциональное отношение к предмету речи;

Передают чувствительность героев;

Раскрывают переживания героев;

Для создания произведения, близкого по духу к устному народному творчеству;

Привносят ироничный оттенок;

Выполняют сатирическую функцию;

Прикрывают истинные намерения говорящего;

Помогают высказать расположение к собеседнику, создать непринужденную обстановку;

Придают речи ироничный оттенок;

Воспроизводят бытовую речь людей;

Воспроизводят горькие переживания;

Передают речь простых людей, придают ей национальный колорит;

Служат средством характеристики героя;

Классификация суффиксов субъективной оценки в итальянском языке

В итальянском языке представлено богатое разнообразие суффиксов субъективной оценки. Их принято подразделять на 4 категории в зависимости от той коннотации, которую слово преобретает в результате процесса суффиксации:

Однако, в русском языке с помощью средств словообразования можно создать гораздо больше оценочных значений. Приведем ниже несколько примеров:

1. размерно-оценочные суффиксы (дом - домик, домишко, домина);

2. суффиксальные образования с шутливой окраской (книженция);

3. собирательные существительные с суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня);

4. отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам, получают отрицательное оценочное значение (кислятина);

5. удвоение/утроение суффиксов субъективной оценки (дочурочка);

В русском языке, особенно в разговорной речи, даже междометия и частицы довольно часто подвергаются суффиксации: баюшки, нетушки и т.д.

Богатейшая система суффиксов в русском идеально приспособлена для выражения огромного спектра разнообразных эмоциональных отношений, причем не только нежных, ласкательных, но и множества других, для которых бывает порой даже трудно подобрать определение. Переводчик сталкивается с проблемой непереводимости значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Как передать разницу между словами «домик» и «домишко», «ружьишко» и «ружьецо», «тихонько» и «тихонечко», «заинька» и «заюшка» и т.д.? Сложность передачи суффиксов субъективной оценки заключается в том, что их семантика богата и не поддается каким-либо шаблонам. В каждом новом предложении суффикс приобретает иное значение в зависимости от контекста. Более того, как правило, один суффикс передает как минимум два смысла (размер и отношение). При переводе нужно учитывать менталитет народа и не допускать избыточности или существенных потерь. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448 с.

Министерство образования и науки Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа д. Сарафаново

8 районная конференция исследовательских работ школьников

«Твои первые открытия»

Направление «Лингвистическое»

Исследовательская работа

«Слова с суффиксами субъективной оценки в рассказах Леонида Андреева

«Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногой», «Валя».

Выполнила: Китаева Анастасия,

обучающаяся 9 класса

Руководитель: Китаева Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы

Чебаркульский муниципальный район д. Сарафаново

2014 г

Оглавление

Глава 1. Слова с суффиксами субъективной оценки: характеристика и виды

Экспрессивное словообразование в художественной речи.

Глава 2. Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах

Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська»,

«Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя».

2.1 Слова с суффиксами субъективной оценки, обозначающие природу.

2.2 Слова с суффиксами субъективной оценки, рисующие портрет человека,

изображающие животное.

2.3 Слова с суффиксами субъективной оценки, отражающие речь героев рассказов.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, помогающие передать то или иное

действие.

2.5 Названия одежды, предметов домашнего обихода, рабочих инструментов.

2.6 Имена, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Человек – единственное на Земле разумное существо, способное выражать и переживать различные эмоции. Мне могут возразить, что животные тоже выражают эмоции, но это выражение чаще только двух эмоций: привязанность и ненависть, а человек переживает и выражает столько эмоций, что все их перечислить невозможно.

Что такое эмоция? Словарь Ожегова дает такое определение: «Это душевное переживание, чувства». Именно чувство является предметом изучения философии, психологии, филологии.

Мы знаем, что литература – это отражение жизни общества на различных этапах его развития, именно литература помогает окунуться в «море эмоций» через художественную речь.

В науке много работ о художественных текстах, но язык многих авторов недостаточно исследован. Восполнение этого пробела – необходимый этап в изучении не только творчества писателя, но и многочисленных дисциплин. Это поможет лучше понять эмоциональное воздействие на читателя, лучше разобраться в чувствах героев и автора.

На данный момент мало проведено исследований творчества русского писателя Л. Андреева, очень интересного писателя конца 19 - начала 20 веков.

Именно этим объясняется актуальность темы данной исследовательской работы : «Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н. Андреева»: « Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили – были», «Цветок под ногою», «Валя».

Рассмотрим использование Л. Андреевым слов с суффиксами субъективной оценки, которые дают возможность автору передать эмоции героев рассказов более образно, выразительно.

Возьмем за основу положение: средством выражения эмоций являются слова с суффиксами субъективной оценки. Это имена существительные и прилагательные, использованные Леонидом Николаевичем Андреевым в своих рассказах: « Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили – были», «Цветок под ногою», «Валя».

Главная цель данной работы состоит в том, чтобы в тексте выше перечисленных рассказов выделить слова с суффиксом субъективной оценки, рассмотреть их функциональность как языковых средств, охарактеризовать особенности художественной манеры Л. Андреева.

Достижение поставленной цели требует решения нескольких задач:

1 Рассмотреть тексты произведений Л. Андреева, исследовать слова с суффиксами субъективной оценки.

2. . Произвести классификацию обнаруженных слов с суффиксами субъективной оценки, установить их функцию в тексте.

1) На первом этапе выделялись отрывки художественного текста, включающие слова с суффиксами субъективной оценки, и у выделенных имен существительных и прилагательных определялся собственно суффикс субъективной оценки.

2) На втором этапе определялась функция слов с суффиксами субъективной оценки, которая необходима автору для передачи смысла текста читателю.

Новизна исследовательской работы состоит в том, что художественные тексты произведений Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя» не подвергались именно словообразовательному анализу, хотя такой анализ способствует оценке как мастерства самого автора, так и более глубокому пониманию его художественного стиля.

Практическая значимость работы заключается в том, что план анализа художественного текста произведений Л. Андреева может быть использована для анализа текстов других авторов.

Структура исследовательской работы выглядит следующим образом:

    В первой главе рассматриваются теоретическая точка зрения автора, связанная с именами существительными и прилагательными с суффиксами субъективной оценки, экспрессивное словообразование в художественной речи;

2) Во второй главе представлен непосредственный разбор текста рассказов Л. Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя» на предмет выявления слов с суффиксами субъективной оценки, определяются их функции в тексте;

3) В заключении формулируются выводы по проделанной работе; в конце работы дается список используемой литературы.

Глава 1. Слова с суффиксами субъективной оценки: характеристика и виды.

Русский язык отличается исключительным богатством словообразования, обладающего яркой стилистической окраской. Это объясняется развитой системой русского словообразования, многообразием оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные эмоциональные оттенки. Наиболее сильным выражением эмоций обладают суффиксы субъективной оценки существительных.

От существительных путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки.

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок отрицательной оценки.

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун, ловкач, рвач, разгильдяй, холуй.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка. 1

Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также отрицательную: вертлявый, холоднючий.

Могут быть выделены следующие суффиксы:

1) -еньк- , -оньк- : синенький, маленький, мягонький , сухонький и др.; слова с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и употребляются преимущественно в разговорной речи;

2) -оватеньк-ий , -еватеньк-ий : беловатенький, красноватенький, синеватенький ; слова с этими суффиксами имеют оттенок ласкательности;

____________________________________________________________________________

1. Виноградова В.Н. Стилистические средства словообразования, -М., 1972.-с. 44

3) -ёхоньк-ий, -охоньк-ий, -ёшеньк-ий, -ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький ; подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен;

4) -оват- , -еват- : грубоватый, рыжеватый ; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др. 2

Экспрессивное словообразование в художественной речи

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов. На заре российской словесности, в XVIII в., слова «умилительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля, и употребление их было возможно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания: «Под землю ты заключен, жить бы нам в домишке; да и ползаешь всегда только по землишке» (Тредиаковский)

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями-сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»: «Восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки…» (Карамзин) Лингвистическая полемика начала XIX в. привела к переоценке уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Это дало повод к ироническому их переосмыслению. А.С. Пушкин в лицейский период пародировал поэтическую речь, «украшенную» уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Ах, сударь, мне сказали - Вы пишете стишки,

Увидеть их нельзя ль? Вы в них изображали,

Конечно, ручейки, Конечно, василечек

Иль тихий ветерочек, И рощи, и цветки.

В то же время писатели начала XIX в. отразили и стилистическое использование слов с суффиксами субъективной оценки, свойственное живой разговорной речи. Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов употребляет эти слова, стараясь показать расположение к собеседнику: «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее»; они придают его речи ироническую окраску: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его высказываний: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»

_____________________________________________________________________________

2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Морфология, -М., 1999. –с.57

В поэзии Пушкина эта оценочная лексика отразила все богатство красок словообразования разговорной речи, став источником юмора, шутки. Особенно щедр поэт на уменьшительно-ласкательные слова в произведениях, близких к устному народному творчеству: « В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила».

Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения. Некоторые авторы активно использовали этот источник экспрессии (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов).

У Щедрина экспрессивное словообразование выполняет чаще всего сатирическую функцию. Так, в создании психологического портрета Иудушки-кровопивушки «ласковые» слова с суффиксами субъективной оценки играют важную стилистическую роль: они придают речи Головлева слащавость, елейность, подчеркивают его лицемерие, ханжество: «А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились?… Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку - об этом думать бы не смели!»

В современной литературе экспрессивное словообразование выступает прежде всего как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Такие стилистические возможности аффиксации оценил еще В. Маяковский: в его политической сатире формы субъективной оценки придают речи резкое памфлетное звучание: «Болтают язычишки газетных строк… Слушай! Министерская компанийка!» 3

Уменьшительные и увеличительные суффиксы в контексте могут выражать различные оценочные значения. Так, уменьшительные формы от нейтральных слов передают и неодобрение: «Порядочки у них тут!», и восхищение: «У-ух, старик, и матерьяльчик для повести я отхватил!»; увеличительные - и значение большого размера: «Вон какая квартирища!» (Роз.), и положительную оценку: «Важнецкий диванище «(Ф.К.), и отрицательную: «От вашего табачища и здорового вытошнить может» (Гайд.).

Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: заключенная в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый. Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый). Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами. 4

3. Горшков А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста// Русская речь, 1976, с.67-89

5

Глава 2. Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя»

Представляем разбор текста рассказов Леонида Андреева на предмет выявления слов с суффиксами субъективной оценки.

2.1 Слова с суффиксами субъективной оценки, обозначающие природу:

Кажется травкой Трава + к (ой)→ травкой

Беленькие облачка

Белый + еньк (ие) → беленькие облако + к (а) →облачка

Светлые полянки Поляна +к (и) → полянки

Как капельки Капля + к (и) → капельки

Частички воздуха Частица +к (и) → частички

Острых песчинок Песок + инок () → песчинок

Голубой кусочек неба Кусок + ек () → кусочек

Маленькие снежинки

Малый + еньк (ие) → маленькие снег + инк (и) → снежинки

Тропинку в поле Тропа +инк (у) → тропинка

Жалко солнышка Солнце + ышк (а) → солнышка

Л.Андреев использует слова с суффиксами субъективной оценки, чтобы изобразить мир природы и выразить восхищение её красотой.

2.2 Слова с суффиксами субъективной оценки, рисующие портрет человека:

Маленькую ручонку Рука + онк (у) → ручонку

Совсем молоденький Молодой +еньк (ий) → молоденький

Худенького веснушчатого мальчика Худой +еньк (ого) → худенького

Тоненькие морщинки Морщины + инк (и) → морщинки

Маленькие слезинки Слеза +инк (и) → слезинки

Хорошенький носик Нос +ик () → носик

_______________________________________________________________________

4. Новиков Л.А., Лингвистическое толкование художественного текста, М., 1984. –с.45, 57.

Кругленьких носиков Круглый + еньк (их) → кругленьких

Был низенький Низ + еньк (ий) → низенький

На затылке волосики Волосы + ик (и) → волосики

Молоденькое личико Лицо + ик (о) → личико

Тоненькие штанишки Штаны + ишк (и) → штанишки

Глазами и губками Губы + к (ами) → губками

Светлые головки Голова +к (и) → головки

На затылке лысинка Лысина + к (а) → лысинка

Светлую бородку Борода + к (у) → бородку

Женщина в черном платочке Платок + к (е) → платочке

Маленькая косичка Коса +ичк (а) → косичка

Голубой ленточкой Лента +очк (ой) → ленточкой

Одета в черную кофточку Кофта +очк (у) → кофточку

Слабосильное тельце Тело + ц (е) → тельце

Седенькую бороденку Борода + енк (у) → бороденку

В сапогах на острых каблучках Каблук + к (ах) → каблучках

При описании человека автор использует слова с суффиксом субъективной оценки, отражающие уменьшительно-ласкательные значения. Рядом с такими существительными часто используется оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» другое. Использование слов с суффиксами субъективной оценки для описания человека передает постоянную картину того или иного объекта.

Слова с суффиксами субъективной оценки, изображающие животное:

Маленького котенка Кот + енк (а)

Маленькие обезьянки Обезьяна + к (и)

Малорослых лошаденок Лошадь + енок ()

При описании животных Леонид Андреев также пользуется разнообразными словами с суффиксами субъективной оценки. Мы зрительно представляем картину именно этого

животного, а не другого. Так хочется погладить это милое существо, прижать к себе и приласкать.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, отражающие речь героев рассказов:

Такой тихонький Тихий + оньк (ий) → тихонький

Была хорошенькая Хорошая + еньк (ая) → хорошенькая

Голубчики, миленькие Милый + еньк (ие) → миленькие

Сестрица-то ваша Сестра + иц (а) → сестрица

Дай ангелочка Ангел + очк (а) → ангелочка

Мамочка! Мама + очк (а) → мамочка

Заходите через недельку Неделя + к (у) → недельку

Бедная Кусачка! Кусака +к (а) → Кусачка

Использование в речи героев слов с суффиксами субъективной оценки придает словам интонацию уменьшительно-ласкательную.

Эти существительные и прилагательные со словами с суффиксами субъективной оценки

дают такую эмоциональную окраску, что сразу видно положительное отношение автора к герою.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, помогающие передать то или иное действие героев рассказов:

Идет маленькими шажками Шаг + к (амии) → шажками

Стоять на коленках Колени + к (ах) → коленках

Рисовал в тетрадке Тетрадь +к (е) → тетрадке

Ударилась об железку Железо + к (у) → железку

Спросил няньку Няня + к (у) → няньку

Мести дорожки Дорога + к (и) → дорожки

Развешивать фонарики Фонарь + ик (и) → фонарики

Вытаращив глазенки Глаза + енк (и) → глазенки

Нес узелок с пасхой Узел + ок () → узелок

Утираясь кончиками платка Конец +ик (ами) → кончиками

Жил под кусточками Куст +очк (ами) → кусточками

Дали несколько стаканчиков Стакан + чик (ов) → стаканчиков

Приносит книжку Книга +к (у) → книжку

Дверь заперта на крючок Крюк + ок () → крючок

Потрогал мелок и щетку Мел +ок () → мелок

Блестит искорка Искра + к (а) → искорка

Слышалась нотка страха Нота + к (а) → нотка

Постукивал молоточком Молоток + к (ом) → молоточком

Пощипывать бородку Борода + к (у) → бородку

Колыхалась паутинка Паутина + к (а) → паутинка

Потявкал, да в сторонку Сторона + к (у) → сторонку

С помощью существительных и прилагательных с суффиксами субъективной оценки Леонид Андреев выражает свое сочувствие к человеку, производящему действие.

2.5 Названия одежды, предметов домашнего обихода, рабочих инструментов:

Бумажного воротничка Воротник + к (а) → воротничка

Старенький сюртучок Сюртук + ок () → сюртучок

С новенькими погонами Новый + еньк (ими) → новенькими

С темно-серой ленточкой Лента + очк (ой) → ленточкой

Меховое пальтецо Пальто + ец (о) → пальтецо

Сломает ножичек Нож + ик →ножик + ек () → ножичек

Тоненькие пластинки Пластина + к (и) → пластинки

Небольшой столик Стол + ик () → столик

Несколько стаканчиков Стакан + чик (ов) → стаканчиков

Грязную простынку Простыня + к (у) → простынку

Тоненькие струйки воды Струя + к (и) → струйки

По стеклянным колбочкам Колба + очк (ами) → колбочками

Металлический язычок Язык + ок () → язычок

Металлическая дощечка Доска + ечк (а) → дощечка

Разноцветные фонарики Фонарь + ик (и) → фонарик

Горела лампадка Лампада + к (а) → лампадка

Стена увешана картинками Картина + к (ами) → картинками

Маленькая кроватка Кровать + к (а) → кроватка

В двери прорезаны дырочки Дыра + очк (и) → дырочки

В маленькой комнатке Комната + к (е) → комнатке

В своем кабинетике Кабинет + ик (е) → кабинетике

В уголке гостиной Угол + к (е) →

С помощью слов с суффиксами субъективной оценки окружающий мир предстает состоящим из предметов и явлений. Мы зримо их представляем. Если мы говорим «кабинет», то это нейтральное слово, а в «кабинетике» - в уютном небольшом помещении – хочется сидеть и заниматься.

2.6 Имена, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки:

Здравствуй, Сереженька! Сережа + еньк (а) → Сереженька

Валечка, милый. Валя + ечк (а) → Валечка

Звали Митенькой Митя + еньк (ой) → Митенькой

Звали Ниночкой Нина + очк (ой) → Ниночкой

Гараська Герасим + к (а) → Гараська

Принесут Ванюшку Ваня + юшк (у) → Ванюшку

В рассказах Леонида Андреева встречаются интимно-ласковые имена: Юрочка, Митенька, Ниночка, Валечка, Русалочка. Для автора это близкие и дорогие люди, поэтому и для читателя они становятся такими же. Положительный герой заставляет читателя продолжить чтение книги до конца.

Заключение

Исследовав рассказы Л.Н.Андреева с точки зрения использования им слов с суффиксами субъективной оценки, мы смогли убедиться в том, что эти слова играют одну из главных ролей в создании эмоционального настроя произведения. Они помогают читателю представить образ героя, правильно реагировать на его действия и понять отношение автора к описываемым предметам, героям, их поступкам.

Мы увидели способность Л.Андреева с помощью незначительного изменения слова показать интонацию, вызывающую чувство сострадания, сочувствия героям, отразить разнообразные эмоции.

Возможно, это одно из характерных средств выразительности в художественных текстах писателей конца 19 – начала 20 века.

Андреев стремится вовлечь своего читателя в круг общих раздумий о жизни; рассказывая о детях, наделяет их чувством справедливости, чутьем к добру, тяготением к красоте и другими прекрасными качествами. Большую помощь в этом оказывают слова с суффиксами субъективной оценки.

Андреев великолепно владел искусством реалистической выразительности – мастерством словесного портрета, индивидуализации речи персонажей, описания внешней обстановки и прежде всего мастерством психологической детали. 6

6. Андреев Л.Н., Жили-были. Рассказы, -М., 1986, с.9,

Список используемой литературы:

    Андреев Л.Н., Жили-были. Рассказы, - М., 1986.

    Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов, - М., 1969.

    Виноградова В.Н., Стилистические средства словообразования, - М., 1972.

    Гвоздев А.Н., Очерки по стилистике русского языка. Морфология, - М., 1999.

    Голуб И.Б., Источники выразительности художественной речи. Русская речь, 1986, №2, стр.54-59

    Горшков А.И., Вопросы лингвостилистического анализа текста//Русская речь, 1976,2

    Лотман Ю.М., Структура художественного текста, - М., 1970.

    Новиков Л.А., Лингвостилистическое толкование художественного текста, - М., 1984.

    Шанский Н.М., Лингвистический анализ художественного текста, - М., 1984.

Дидактические материалы к урокам русского языка

Филатова Елена Владимировна

Аспирант Тольяттинского государственного университета, Тольятти, Россия

Колыбельные песни – это один из самых откровенных жанров народной поэзии: это беседа женщины со своей душой, не стесняемая чьей бы то ни было критикой. Пение колыбельных способствует накоплению у ребёнка чувственных впечатлений, постепенно ведёт к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к восприятию слов, к пониманию языка. Поэтому слова, структура текста колыбельной так же не случайны, как и её напев. Через колыбельную песню ребёнок усваивает первичный словарный запас, необходимый для развития мышления и познания окружающего мира. Этот словарный запас, представленный в текстах колыбельных песен, обусловлен особенностями психики ребёнка.

Для текстов колыбельных песен характерно широкое использование экспрессивно-эмоциональных слов, которые образуются с помощью особых словообразовательных средств. Как известно, тексты колыбельных песен излучают свет материнской любви. Именно ласка матери передаётся с колыбельной песней, пусть ребёнок её ещё не понимает, но он чувствует любовь, нежность и ласку мамы. Ласка распространяется не только на самого ребёнка, но и на то, что его окружает, с чем он может соприкоснуться. Вследствие этого обозначения всех этих предметов снабжены ласкательно-уменьшительными суффиксами.

Рассмотрим эти словообразовательные средства и выражаемые ими значения.

    Первая группа суффиксов – - ок, -ек, -ик, -чик , при помощи которых образуются имена существительные мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (котик, кустик, лоточек, песочек, орешек и др..), а также суффиксы второй степени -очек, -ечек ( лесочек, листочек, кусочек, горшочек, пяточек, дубочек ). Этот суффикс представляет собой сочетание уменьшительных суффиксов - ок, - ек. Такое явление можно назвать цепочечным присоединением суффиксов, функцией которого является увеличение экспрессии этих лексем, которое обосновано желанием матери растворить ребенка в своей ласке в еще большей степени.

    Другая группа суффиксов субъективной оценки: -к-, -очк-, -(ычк), которые используются при образовании существительных женского и мужского рода со значением уменьшительно-ласкательным (нянька, детка - деточка, середка - середочка, пеленочка, нянька, лавочка, сынычка, пташка, татарочка, палочка, чикалочка ). В текстах колыбельных песен данные суффиксы употребляются при наименовании ребенка (детка, деточка, сынычка, сынок ), тех предметов, которые находятся в непосредственно близости с ним (пеленочка, лавочка ), а также тех, которые располагаются уже на «чужой» территории – вне дома (пташка ).

3. Третья группа отмечаемых нами суффиксов субъективной оценки: -ушк- (-юшк-), -ушк- (-юшк-), -ышк- , при помощи которых образуются существительные всех трех родов, а также существительные во множественном числе с уменьшительно-ласкательным значением (матушка, хозяюшка, баюшки, бабушка, оладушки, игрушки, гулюшки, люлюшки, колыбелюшка, солнышко, калатушки, краюшка, ракитушки, зернышко). В текстах колыбельных песен данные суффиксы приобретают субъективную оценку с ласкательным значением в существительных – названиях лиц женского пола: матушка, бабушка, хозяюшка; словах, образованных от рефренов баю-баю и люли – баюшки, люлюшки , а также в наименованиях животных, окружающих ребенка (гулюшки ), мест для сна ( краюшка, колыбелюшка ), окружающих предметов и явлений (игрушки, солнышко, оладушки).

4. Четвертая группа суффиксов субъективной оценки: -оньк- (-еньк-), при помощи которых образyются существительные женского и мужского рода со значением ласкательным (Коленька, Лизонька, Сашенька, баеньки, доченька, люленьки, гуленьки, внученька ), а также имена прилагательные разных тематических групп: 1) цветовые - серенький, зелененький, 2) размерно-оценочные - маленький, хорошенький, миленький. В колыбельных песнях данные суффиксы выполняют аналогичную рассмотренным выше суффиксам функцию субъективной оценки и ласкового именования ребенка.

Таким образом, мы можем сказать, что в художественной системе колыбельных песен важную и своеобразную роль играют деминутивы – категория субъективной оценки, создаваемая «размерно-оценочными» суффиксами [Даниелова: 12]: они выражают любовь, ласку матери к своему ребенку, осуществляют успокоительную функцию. Ласка распространяется не только на самого ребёнка, но и на то, что его окружает, с чем он может соприкоснуться.

Как показали наблюдения, в русской колыбельной песне функционируют уменьшительно-ласкательные образования, имеющие яркую эмоциональную экспрессивную окраску и характерные для поэтики жанра устной народной речи (колыбельной песни): -ок-, -ек-, -ик-, -чик-, -к-, -очк-, -(ычк)-, -ушк- (-юшк-), -ушк- (-юшк-), -ышк-, -оньк- (-еньк-). Частотными являются случаи цепочечного присоединения суффиксов, функцией которого является увеличение экспрессии этих лексем, которое обосновано желанием матери растворить ребенка в своей ласке в еще большей степени. В целом функционирование деминутивных образований - весьма существенного элемента поэтики русской колыбельной песни - тесно связано с идейно-эстетическими задачами жанра данного произведения и могут быть отнесены к традиционным элементам фольклорной образности – формам реализации традиционности (фольклорной стереотипности) на морфологическом уровне фольклорного текста [Венгранович: 195-200] .

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгранович М.А. Стилистика фольклорного текста: учебное пособие. Тольятти, 2011.

2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986.

3. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Олсон, 2000 .

4. Даниелова М.Г. Деминутивы в комплексных единицах словообразования в современном русском языке: АКД. – М., 1985

Похожие публикации