Компенсация понятие в психологии. Компенсация (психологическая защита). Механизмы психологической защиты личности
Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.
Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.
Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др.
Прежде всего, были существенно трансформированы такие понятия, как «орган» и «функция». В естественно-научной традиции XIX века под органом понималась определенная, материальная часть живого организма, выполняющая свою собственную функцию. Такая узкоморфологическая трактовка была достаточной для характеристики соматических, телесных функций, но она явно не соответствовала сложной организации психической активности и поведения человека. Вследствие этого понятие «орган» было расширено и преобразовано в понятие «функциональный орган». А.А. Ухтомский писал по этому поводу: «Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение»(цит. по: Братусъ Б.С. Аномалии личности. М., 1990, с. 69).
Также видоизменилось и представление о психических функциях, которые долгое время рассматривались как некие недифференцированные, далее неразложимые «способности». На смену ему пришла идея «психологических систем», обладающих сложным строением, включающих множество компонентов: мотив, намерение, замысел, программы деятельности, образ результата и операции, реализующими эту программу, с обязательным сличением полученного результата с исходным его образом. При таком понимании психические функции следует сопоставлять не с морфологическим субъектом, а с нейрофизиологическими процессами, осуществляемыми теми или иными мозговыми структурами. Следовательно, в основе психической деятельности лежат «функциональные органы» или «функциональные системы», характеризующиеся сложным составом своего строения, включающие набор афферентных и эфферентных звеньев. Различные по содержанию психические функции обеспечиваются разными по составу функциональными системами.
Функциональные системы обладают высокой пластичностью и способностью к перестраиванию. Именно эта способность лежит в основе механизмов компенсации перестроек.
Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций - внутрисистемную и межсистемную .
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).
Первая фаза - обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.
Вторая фаза - оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).
Третья фаза - формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.
Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержание четвертой фазы .
И, наконец, пятая , завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.
Временная длительность указанных этапов может быть различной, что зависит от характера нарушения, его выраженности и от индивидуальных особенностей организма. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.
Первый - биологический , или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р.М. Грановской, - «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта »(Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000, с. 19). Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи плохо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особенностей человека. Кроме того, механизмы защиты способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внешней ситуации.
Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа - разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание - уход от необходимости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами проблемной ситуации. Но он также во многом зависит от личностных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.
Психологический уровень протекания компенсаторных процессов, являясь центральным для человека, тем не менее не может сам по себе обеспечить реализацию всей компенсаторной программы. Для этого требуется более сложная форма его организации, реализуемая на социально-психологическом уровне. Здесь, как несложно заметить, мы выходим за границы телесного бытия индивида, но остаемся в рамках его личности как социального способа существования. На данном уровне помимо интрапсихических начинают отчетливо действовать интерпсихические, экстрацеребральные механизмы.
По сути дела, выход за пределы физического бытия человека уже имел место на предыдущей психологической ступени. Ибо личность, прежде всего, продукт социальной среды, Но здесь характер компенсаторного процесса представлен, если угодно, в своей открытой форме. Эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений инвалида с ближайшим окружением.
Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость и т. д. являются мощным психологическим средством раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющих веру в свои силы, восстанавливающих позитивное отношение к себе. Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознании своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это порождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности. Последнее связано с представлением о минимальной степени гарантированной безопасности и верой в собственные силы. Чувство осмысленности включает наличие ясных и достижимых целей, ощущение контролируемости происходящих событий, ненапрасности потраченных усилий.
Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», к числу которых относятся семья, профессия и ближайшее окружение вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости. Конечно, связи человека с миром неизмеримо богаче, но указанные три принципиально важны в процессе компенсации тех или иных нарушений. Способность человека совладать с тяжелыми испытаниями и трудностями во многом зависит от прочности указанных «опор». Нетрудно заметить, что серьезные заболевания и травмы, приводящие к инвалидности, так или иначе испытывают на прочность именно эти несущие конструкции жизненного пространства человека. Не случайно в современной коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семейному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития.
Безусловно, возможны ситуации, при которых субъект способен переживать ощущение благополучия даже в условиях серьезных нарушений в структуре межличностных отношений, в том числе и семейных, а также в отсутствии необходимой профессиональной деятельности. Но подобное, скорее всего, может говорить о патологии личности при деформации ее смысловой сферы и системы ценностных ориентаций.
Рис. 12.1. Структура факторов социально-психологического благополучия человека
Выделенное нами понятие социально-психологического благополучия и определяющие его факторы во многом по своему содержанию совпадают с весьма популярным сегодня термином «качество жизни », под которым понимается характеристика степени комфорта в удовлетворении человеческих потребностей(Г.С. Никифоров).Качество жизни является общей характеристикой разных жизненных сторон. К их числу относят удовлетворенность учебой, работой, семейными отношениями, социальным окружением, политической и экономической ситуациями в стране. Особую сторону качества жизни составляют такие характеристики субъекта, как состояния личности, позволяющие ей относительно безболезненно преодолевать разнообразные противодействия внешнего мира, адекватно решать поставленные задачи, способность быть всем, чем в состоянии стать (самореализация), возможность находиться в физическом и психическом равновесии с природой, социальной средой и с самим собой(Г.С. Никифоров).
Выделенные нами уровни компенсации не имеют четких границ. Но среди них все же можно обозначить высший - социальный . Содержание этого уровня связано с макросоциальными масштабами существования человека. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, в том числе и инвалидов детства. Сюда включается, среди прочего, создание особых социальных институтов, функционирование которых направлено на помощь лицам с отклонениями в развитии - детские сады, школы, реабилитационные и абилитационные центры, учебно-производственные предприятия, лечебные мастерские и т.д. Кроме того, уровень предполагает организацию системы подготовки специалистов в области коррекционного образования. Наконец, это специальное законодательство, представляющее определенные гарантии общества в отношении разных групп инвалидов.
К социальному уровню следует отнести и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область не подается прямому законодательному управлению. Нельзя издать такой указ, по которому все члены общества будут обязаны любить инвалидов. Эта область тесно связанна с религиозными, национальными и историческими традициями того или иного общества. Кроме того, степень терпимости общества к инвалидам во многом обусловлена системой образования и его содержанием. На обыденное сознание оказывают сильное влияние средства массовой информации (газеты, радио, телевидение). В период, когда в нашей стране тема инвалидности, в том числе и детской, не могла быть предметом обсуждения (вплоть до 1991 г.), в проводимых социально-психологических исследованиях, посвященных изучению отношения населения к различным группам инвалидов, неизменно фиксировалась откровенная настороженность и отчужденность. Выраженность этих характеристик находилась почти в прямой зависимости от уровня образования.
Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.
Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации - это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А.Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».
С понятием компенсации тесно связан другой термин - декомпенсация , под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий . По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.
В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие - псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.
Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия «гиперкомпенсация». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.
Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности , с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству - с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию. Таким образом, задолго до появления гуманистической психологии А. Адлер предвосхитил ее основные постулаты.
Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности », наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.
Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психологии судьба идей А. Адлера складывалась непросто. Индивидуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности А. Адлера пришелся на вторую половину двадцатых годов. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии (как тогда ее называли, патопедологии) и коррекционной педагогике. Но драматизм положения состоял в том, что положение гиперкомпенсации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нарушение автоматически приводит к эффекту сверхразвития. С этих позиций пересматривались программы некоторых типов специальных школ, например для слепых, ибо считалось, что незрячие детидолжны обгонять в развитии речи и мышления зрячих сверстников.
В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Л.С. Выготский в 1927 году опубликовал статью «Дефект и сверхкомпенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера, Л.С. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям, воспроизводит и трактует основные положения гиперкомпенсации, предостерегая читателя от упрощенного понимания.
Но эпоха повального увлечения психоанализом так же быстро кончилась, как началась. Уже в начале 30-х годов разворачивается кампания по дискредитации психоанализа; психоаналитические упражнения упраздняются, прекращаются издания соответствующей литературы и т.д.
С этого момента отношение к А. Адлеру поменялось на противоположное. В основе критики его идей лежало все то же ложное их понимание. А. Адлеру приписывалось то, что в его трудах напрочь отсутствовало. Вряд ли можно всерьез утверждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает чего-то, то не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссальных волевых усилий и способностей. В этом состоит основной пафос идеи гиперкомпенсации. Но в эпоху дегуманизации общественных отношений, упрощенного понимания природы человека эти идеи не могли быть адекватно оценены.
Не случайно вплоть до самого последнего времени ученые, пишущие на тему истории специальной педагогики, с упорством утверждали, что концепция А. Адлера никогда не оказывала никакого влияния на отечественную дефектологию. Но при этом неоднократно подвергался критике даже Л.С. Выготский за непоследовательное и сочувственное отношение к идее гиперкомпенсации. Неудивительно в связи с этим и то, что в его Собрании сочинений, изданном в 1983 году, название вышеупомянутой работы редакционной коллегией было изменено на «Дефект и компенсация», дабы дистанцировать Л.С. Выготского от «вредного» влияния А. Адлера. Правда, в 1982 г. впервые за многие десятилетия появился очерк Б.В. Зейгарник, весьма точно и психологически корректно воспроизводивший основные положения А. Адлера.
Столь длинный комментарий по поводу термина «сверхкомпенсация» был, с нашей точки зрения, необходимым, во-первых, потому, что до сих пор употребление этого понятия в специальной психологии имеет отчетливо отрицательный оттенок. Во-вторых, оно является частью одной из весьма оригинальных концепций человека, примером гуманистического понимания его природы. Индивидуальная психология А. Адлера существенно обогатила практику обучения и воспитания детей с физическими и психическими нарушениями. В частности, на ее основе разрабатывались методы эмоционального воспитания и система психологической помощи родителям.
Уровневое строение компенсаторных процессов соответствует представлениям об уровневой организации человека в целом. При этом следует учитывать, что человек - существо биосоциальное, для его развития в равной мере важны биологические и социальные детерминанты при ведущей роли последних. Именно поэтому в компенсаторных процессах задействованы эти две группы факторов. На приведенной схеме (рис. 12.2) мы попытались условно представить соотношение биологической и социальной составляющей процесса компенсации; диагональная черта воспроизводит это соотношение. На схеме показано, что на каждом уровне различно. Чем выше ступень, тем больший удельный вес принадлежит социальному фактору, и наоборот. Но даже на высшем социальном уровне есть определенная представленность биологического фактора, связанного с возрастом человека, общим состоянием здоровья, глубинной основного нарушения, природными особенностями его темперамента и т.д.
Рис. 12.2. Уровни организации компенсаторных процессов
Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точка зрения. Наиболее четкую последовательную позицию занимают в данном вопросе А.И. Воложин и Ю.К. Субботин. Они рассматривают адаптацию и компенсацию как сложную биполярную функцию, где единство сочетается с разнонаправленностью и где смысл одной функции раскрывается через существование другой. Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга. Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение - расслабление, сгибание - разгибание, вдыхание - выдыхание, возбуждение - торможение, питание - выделение и т.п.
Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация - составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации может включать как морфологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы(Воложин А. И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с. 33-34).
Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.
Таким образом, адаптационные и компенсаторные процессы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенного равновесия в зависимости от причины этих нарушений - средовых или внутрисемейных. Изложенные положения можно обобщенно, хотя и весьма схематично представить в графической форме. На рисунке 12.3. воспроизведены направления действия адаптационных и компенсаторных процессов.
В верхнем ряду представлено направление действия адаптационного процесса с выделением трех фаз. Первая фаза - состояние динамического равновесия индивида со средой, обозначенная на схеме идентичными по форме геометрическими фигурами (большой квадрат - окружающая среда; малый квадрат - индивид). Вторая фаза - нарушенное равновесие, вследствие изменений средового порядка. На схеме это положение отражено путем преобразования большого квадрата в круг. Третья фаза - восстановление утраченного равновесия - преобразование малого квадрата в круг. Таким образом видно, что основное направление адаптационного процесса на пути достижения баланса лежит в уходе от своего изначального состояния. На той же схеме изображено обратное направление действия компенсаторных механизмов.
Рис. 12.3. Направление действия адаптационных и компенсаторных процессов
Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и компенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становление адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие - это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления развитие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные механизмы, а позже компенсаторные. Динамика возрастного соотношения адаптационных и компенсаторных процессов представлена на рисунке 12.4.
Рис. 12.4. Возрастная динамика развития адаптационных и компенсаторных процессов
В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация ». Компенсация - это внутренний процесс; реабилитация - внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.
Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).
Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».
Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное.
Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации – не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего.
Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами - семья, профессия и социальное окружение. Это прямо указано в приведенном определении. Существуют специальные виды реабилитации: семейная, социально-психологическая и профессиональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми.
Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т.д.
Психологическая реабилитация в свою очередь направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.
Когда мы говорим о социально-психическом и социальном уровне компенсаторных механизмов, то должны указать, что к ним обращены такие формы реабилитации, как семейная, педагогическая (переобучение), трудовая (приобщение к доступным видам трудовой деятельности), досуговая, креативная и социальная в широком смысле слова. Последняя подразумевает весьма обширный спектр социальных, социально-экономических и государственных мероприятий, представленных не в виде отдельных акций, а как долгосрочная, целенаправленная политика в отношении разных групп инвалидов с предоставлением определенных льгот и обязательств со стороны государства.
И наконец, к сфере социальной реабилитации следует добавить формирование сообществ различных групп инвалидов, задачей которых является взаимная помощь, создание условий для социальной адаптации и отстаивание интересов самих инвалидов на региональном и государственном уровне.
К вышесказанному следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями протекания компенсаторных процессов, так не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий, что подчеркивает их единство и комплексность.
В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:
1) единство биологических и психосоциальных воздействий;
2) разноплановость усилий для организации реабилитационных мероприятий (психологическая, семейная, профессиональная реабилитация);
3) апелляция к личности инвалида с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;
4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.
Перечисленные принципы сформулированы одним из авторитетных специалистов по вопросам реабилитации М.М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитационного процесса. Первый этап - восстановительное лечение. Второй этап - реадаптация - заключается в развитии возможностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего. Третий этап - собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.
Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различными, в зависимости от того, каким образом нарушенная функция была связана с прежней профессией и какое место профессия занимала в иерархии ценностей личности.
Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии, - абилитация , означающий в дословном переводе - предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом.
Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений .
Последняя категория, которую мы рассмотрим, - коррекция , под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций . В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.
Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.
Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.
Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.
Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.
Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой компенсаторные процессы?
2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.
4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?
5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?
6. Что представляет собой реабилитационный процесс?
7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?
8. Что представляет собой процесс абилитации?
Литература
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996.
2. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.
3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
5. Боложин А.И., Субботин Ю.К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М., 1996.
7. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
9. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.
10. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
11. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.
12. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.
13. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М., 1985.
15. Манова-Томова В.С. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
16. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2002.
17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. М., 1996.
18. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000.
19. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.
20. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985.
21. Ярмоленко Н.Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.
Психика человека не выдерживает давление, которое исходит из внешнего мира, поэтому вырабатывает различные защитные механизмы, направленные на самозащиту. Компенсация (или ее чрезмерное проявление – гиперкомпенсация) является одним из способов самозащиты психикой. Рассмотрим понятия, примеры и психологию в интернет-журнале psytheater.com.
У каждого человека есть определенные представления о самом себе. Недостатки, как реальные, так и мнимые (надуманные), становятся причиной того, что человек начинает компенсировать. Чтобы понять, что это такое, приведем список синонимов данного понятия:
Другими словами, если человек воспринимает определенные стороны своей личности как недостатки, он будет различными способами их устранять и превращать в достоинства. Примеров этого процесса существует большое количество. Например, мужчина маленького роста может приобретать себе вещи больших размеров (автомобили, дома и пр.). Он может даже женщин выбирать высокого роста, таким образом компенсируя свой недостаток.
Например, девушка, которая считает себя некрасивой, будет долго и упорно изучать науку собственного преображения. Она может много краситься, совершать на своей голове различные прически, одевать немыслимую одежду. Она якобы пытается скрыть свои недостатки, но тем самым их еще больше усиливает, пытаясь высмеять стереотипные представления о женской красоте.
Очень ярким примером становятся одинокие люди, которые заводят себе кошечек, собачек и прочих животных. Компенсация может произойти в семье, где у супругов нет детей. Люди, которые жаждут детей, могут заводить домашних животных, чтобы за ними ухаживать.
Что такое компенсация в психологии?
Компенсация в психологии – это защитный механизм, когда психика заставляет человека компенсировать, замещать или устранять те проблемы, которые вызывают негативную эмоциональную реакцию. Следует обратить внимание на то, что лично сам человек должен воспринимать как негативное, плохое, неприятное для себя. Если взять пример с детьми, то есть люди, которые нормально себя чувствуют при их отсутствии. Если же какой-то индивид страдает из-за своей несостоятельности в роли родителя, он будет искать различные способы, где сможет проявить свои нереализованные наклонности.
Компенсация – это способ защиты себя от того, что человек считает плохим и неприятным для себя. Как именно будет происходить компенсация, зависит от возможностей человека, его характера и условий жизни.
Ярким примером того, что такое компенсация, является замена продуктов. Когда у человека нет доступа к определенным продуктам либо он садится на диету, возникает необходимость в поиске другой еды, которая насытит организм нужными веществами.
Периодически каждому хочется съесть что-нибудь вредное и запить чем-нибудь неполезным. Газировки, алкоголь, копчености, фаст-фуд – все отрицательно сказывается на организме. Но почему он требует такой пищи? На самом деле организм требует не конкретной еды, а определенных микроэлементов, которые в ней содержатся. Это позволяет не употреблять вредные продукты, а заменять их полезной едой.
Чем заменить вредные продукты?
- Желание съесть мороженое говорит о недостатке в организме триптофана и кальция. Данные минералы можно добрать из употребления таких продуктов, как мясо курицы, кролика или индейки.
- Ненасытная тяга к шоколаду говорит о нехватке магния. Его можно пополнить путем съедения гречки, кедровых орешков, листового салата, кешьи.
- * Любовь к кофе, которая наблюдается у многих людей, говорит о недостатке серы и фосфора в организме. Данные микроэлементы можно пополнить путем употребления семечек, молока и клюквы.
- * Газировка и жареные блюда являются самыми любимыми не только детьми, но и взрослыми. Это указывает на нехватку кальция, который пополняется такими продуктами, как сыр, кунжут, брокколи, молодой картофель.
- * Пиво и квас являются излюбленными мужскими напитками. Ими нередко балуются сами женщины. О чем это говорит? О недостатке азота, который содержится в рыбе и орехах.
- * Копчености привлекают тех, кому не хватает жиров в организме. Их можно легко пополнить, если употреблять йогурт, ряженку, кефир.
Тяга к вредным продуктам проявляется по причине их приятного аромата и вкусовых добавок. На самом деле организм просто требует пополнения запасов тех или иных микроэлементов. Сбалансированное питание как раз и направлено на то, чтобы человек употреблял все продукты, чем и компенсировал бы недостатки. Если правильно питаться, то есть кушать полезные продукты, тогда и тяга к вредным блюдам исчезнет.
Компенсация в психологии – это способ дополнения недостающего или замена плохого хорошим. Обычно компенсация происходит в других сферах жизни, а не в той, в которой возникла проблема. К примеру, мужчина, который недоволен своим социальным положением, может самоутверждаться в своей семье. Будучи неудачником в социуме, он будет главным в семье, командовать своей женой, даже бить ее за непослушание.
Гиперкомпенсация зачастую происходит в той же сфере, в которой человек замечает за собой недостатки. Например, при плохих способностях красиво петь человек начнет усиленно тренироваться, ходить на занятия по вокалу, выступать в коллективе своих друзей, даже пробоваться на различных конкурсах.
Компенсация на первый взгляд может показаться приемлемой. Однако главной ее проблемой является то, что человек зачастую не искореняет свой недостаток, пустоту, а наоборот, еще более усиливает. Так, мужчина может жить с бедными родителями, убедившись в том, что бедность – это зло, порок, горе. Теперь, будучи взрослым, он старается всеми силами разбогатеть. Он может достигать успеха, у него может все получаться. Только при этом:
- Он продолжает ощущать себя бедным, что его раздражает и толкает на новые поиски достижения богатства.
- Он раздражается каждый раз, когда сталкивается с бедностью. К примеру, временные трудности могут «выбить его из колеи», может запить.
- Он бесится при любой ситуации, когда в его окружении попадаются бедные люди.
Библиография Л.С. Выготского - Библиография работ Л. С. Выготского 1915 год 1. Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира // Семейный архив Л. С. Выготского. Гомель, 5 августа −12 сентября 1915 г. Рукопись. 1916 год 2. Литературные заметки.… … Википедия
Библиография Л. С. Выготского - Эта страница информационный список. См. также основную статью: Выготский, Лев Семёнович Лев Семёнович Выготский (1896 1934) советский психолог, основатель культ … Википедия
Гиперкомпенсация
Гиперкомпенсация (от греч. hyрer – сверх + cоmрensare – возмещать) - теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера.
Подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности человека, при которой человек пытается преодолеть ее, прикладывая для этого значительно большие усилия, чем требуется.
При реализации этого вида компенсации не просто происходит избавление от чувства неполноценности, но достигается какой–то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим.
Однако, излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Как видим, в любом случае содержание эгозащитных тенденций, искажающих или скрывающих угрожающие импульсы кризисной ситуации от человека, обусловлено внутриличностной спецификой.
Список литературы
1. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. 220 с.
2. Власова, О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов:Дисс…канд.психол.н. – Ставрополь, 1998. – 176 с.
3. Карвасарский, Б.Д. Групповая психотерапия. - М., Медицина, 1990. 304 с.
4. Небылицин, В. Д. Проблемы психологии индивидуальности. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2000. - 688 с.
Значение КОМПЕНСАЦИЯ (В ПСИХОЛОГИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ
в психологии, восстановление нарушенного равновесияпсихических и психофизиологических процессов путем создания противоположно направленной реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется применительно к различным психическим процессам и функциям. Особое развитие понятие К. получило в ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера (Австрия) К. приписывается роль основного фактора формирования характера и выработки определенной линии поведения (‘жизненного стиля’); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или иных черт неполноценностипутём развития противоположных черт характера и особенностей поведения (например, чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной самоуверенности и т.п.). К. Г. Юнг (Швейцария), рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип психической саморегуляции, взаимного уравновешивания сознательных и бессознательных тенденций: так, односторонность сознательной установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознательных устремлений, выражающихся, например, в снах, резко контрастирующих с сознательными представлениями.
Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда личность сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:
- навязчивость и болтливость стеснительного человека;
- сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
- демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
- агрессия пассивного и слабого человека;
- рискованное поведение нерешительного человека;
- стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.
При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.
Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.
Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.
Гиперкомпенсация и компенсация
Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.
Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.
Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.
Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.
Причины гиперкомпенсации
Источник гиперкомпенсации – комплекс неполноценности. Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:
- реальный физический недостаток;
- вымышленный недостаток.
Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.
Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем семейном воспитании, чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.
Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают авторитеты. Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – травма, гиперкомпенсация в виде анорексии.
Влияние социальных стереотипов, попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те способности, задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.
Признаки гиперкомпенсации
Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:
В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.
Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.
Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.
Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в неврозы и депрессии, психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного - нужна обязательная консультация с профессионалами.
20. Внутрисистемная и межсистемная компенсация
Компенсация психических функций - это возмещение недоразвитыхили нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная) .
Внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, а именно при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения. Базовый исходный уровень компенсации устанавливает адекватная сенсорная стимуляция, которая активирует восстановительные процессы не только в проекционном отделе анализатора, но также в ассоциативных и неспецифических образованиях мозга, механизм деятельности которых связан с восприятием. В качестве примера можно привести коррекционную работу со слабослышащими и слабовидящими учащимися по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.
Межсистемная компенсация осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Она связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов.
21. Связь коррекции и компенсации
. Коррекция в современном понимании - это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий.
Коррекция - мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.
В отечественной дефектологии термин “коррекция” (педагогическая коррекция) впервые применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматривается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.
Психологами и педагогами (итальянский педагог М.Монтессори (1870-1952), бельгийский педагог Декроли (1871-1933), российский педагог А.Н. Граборов (1885-1949), Г.М.Дульнев) разрабатывались системы коррекционной работы с детьми с отставанием в развитии, с умственной отсталостью.
В программы включались -
1) сенсомоторная коррекция
· сенсорное развитие (обогащение чувственного опыта);
· развитие моторики
2) овладение родным языком, речью;
3) изучение общеобразовательных предметов;
4) специальные занятия по воспитанию культуры поведения,
5) научной труд, 6) игры, 7) рисование, 8) пение, 9) движения, |
10) развитие процессов памяти,
11) формирование мыслительной деятельности (сенсомоторика, речь, общеобразовательные предметы и др. способствуют развитию мышления);
Как отмечал Л.С.Выготский, коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к вторичным недостаткам развития , первичные же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных (психолого-педагогических) воздействий.
Компенсация. Каждая живая саморегулирующая система должна обладать определенной степенью “прочности”, т.е. способностью удерживать и восстанавливать свою целостность в случае воздействия различных патогенных факторов. Способность к восстановлению называется компенсацией (лат ”возмещение”).
Компенсация - сложная ответная реакция индивида на факт внутренних нарушений, препятствующей возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой.
Компенсация - восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.
Компенсация функций - восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушенных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесенных заболеваний и травм.
Пластичность психики лежит в основе компенсаторных механизмов, основная сущность которых сводится к замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстанавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.
Все компенсанаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях (В.М.Сорокин)
Первый - биологический (или телесный).
Второй - психологический уровень компенсации - сложен по своему содержанию. Он включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях. На этом уровне разворачивается действие сознательных действий усилий личности, направленных на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.
Третий уровень - социально-психологический, связанный с общественным характером человеческого бытия - процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.
Четвертый (высший) уровень организации компенсаторных процессов - социальный. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.
В.И.Лубовский. Обычно в процесс компенсации вовлекается весь организм - поскольку при нарушении функционирования какой-либо системы (первичные нарушения) возникают нарушения других, связанных с ней функций (вторичные нарушения). Возникает ряд изменений в организме, которые связаны с вторичными дефектами (дефекты третьего порядка).
Выделяют 2 вида компенсации нарушенной функции (уровни):
* внутрисистемная компенсация осуществляется за счет использования резервных возможностей данной функциональной системы - происходит перестройка деятельности частично нарушенной функции (иногда с включением других систем);
* межсистемная компенсация происходит при более грубых нарушениях функции. Представляет более сложную перестройку деятельности организма с включением в процесс компенсации других непострадавших функциональных систем путем усиления их деятельности (замещение функции поврежденной системы - деятельностью другой, сохранной).
Компенсация играет более значительную роль в преодолении первичных недостатков, особенно недостатков зрительного и слухового восприятия, а также моторики.
Компенсация функций более эффективна в детском возрасте - так как пластичность нервной системы у детей, по сравнению со взрослыми, намного выше.
Компенсация сложных психических функций осуществляется путем сознательного переобучения. Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).
При нарушениях развития, связанных с дефектами анализаторов (например, зрения) процесс компенсации осложняется отрицательным влиянием сенсорной депривации. Сенсорная депривация вызывает при длительном действии значительные изменения в деятельности нервных центров анализатора (вплоть до дегенерации нервных клеток). Такое влияние может быть преодолено через активное и более раннее обучение. Компенсация недостатков познавательной деятельности осуществляется путем развития (в ходе специальных занятий) незначительных остатков зрения, которые обычно не используются детьми.
Компенсация полностью утраченных функций достигается путем замещения этих функций деятельностью других сенсорных систем. Утраченное зрение значительно компенсируется развитием осязательного восприятия с опорой на речь и мыслительную деятельность, что обеспечивает формирование адекватной картины мира.
Наиболее сложной проблемой является компенсация функций при поражении коры головного мозга - нарушаются механизмы процессов умственного развития и обучения. Компенсаторные процессы при таких поражениях наиболее сложны.
" |
Механизм психологической защиты компенсация - онтогенетически самый поздний и когнититвно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. В кластер компенсации входят следующие механизмы: сверхкомпенсация (гирепкомпенсация), идентификация, и фантазия, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.
Автором описания защитных механизмов компенсации и гиперкомпенсации является А. Адлер. Он предположил, что у каждого человека отдельные органы слабее других, что делает их более восприимчивым к болезням и поражениям. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был неполноценным от рождения. Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства в этой области.
А. Адлер указал на то, что процесс компенсации имеет место и в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Ощущение неполноценности по разным причинам может стать чрезмерным. В ответ на чувство неполноценности у индивидуума появляются две формы защитных механизмов: компенсация и гиперкомпенсация. Гиперкомпенсация проявляется в том, что человек старается развить те данные, которые у него слабо развиты.
Компенсация проявляется в том, что вместо развития недостающего качества человек начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Некоторые авторы в качестве косвенной компенсации рассматривают несколько ее видов: сублимация, субституция, фасад, маска, экранирование.
Компенсация действует сообразно принципу саморегуляции: личность естественным образом стремится уравновесить себя в среде разнообразных противоположных комплексов. Любое возникающее недовольство принадлежит текущей ситуации, подогнано под свое архетипическое значение и выражается в виде сновидений, эмоциональной неразберихи и др.
Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.
Акцентуация: дистимность.
Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Диагностическая концепция: депрессивность.
Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.
Тип групповой роли: "роль объединяющего".
Он без понимания подавляет часть себя и культивирует то, что ему кажется достойным внимания окружающих. Когда есть подавление, возникает компенсация.
Человек хотел быть добрым, щедрым, он развивал эти качества, у него это даже получалось - его компенсацией будет жадность . Другой старался экономить, лишнего не тратить, урезал свои желания – в качестве компенсации он будет излишне тратить деньги. Если кто-то подавлял сексуальную энергию – он станет одержим сексом. Где бы человек не исказил свою энергию, то есть, если он не занимался тем, чем хотел - он станет одержим именно этим. Осознает ли человек то, что искажает свою энергию или не осознает, позволяет ли проявиться компенсации или не позволяет - она исподволь все равно проникает в его поведение , в его фантазии, в его разговоры.
Поэтому основная задача человека - это быть тем, кем он есть, встретиться с самим собой. Если существует подавление, значит обязательно будет возникать компенсация. И человек может наблюдать, как работает этот механизм. Будучи к себе внимательным он может увидеть, что если он чего-то боялся, что-то не хотел делать, что-то избегал, подавлял, то в следующем моменте он обязательно будет делать что-то противоположное. И так из одной крайней точки в другую.
Если человек окончательно подавленный, урезанный в своей энергии, тогда он, практически парализован в своих желаниях, в жизни - он «мертв». Если у него есть только подавление, без компенсационной части – он «умер» ровно настолько, насколько у него нет компенсации. Потому что компенсация – это показатель живости. Она не против, она говорит о том, что человек еще живой, что он еще можете выйти из своей ограниченности и замкнутости, что он еще не весь психический процесс жестко контролирует, и поэтому у него возникают компенсационные вещи. Если же подавление своих порывов, импульсов, желаний «капитальное», то человек «умирает» раньше смерти, он становится мертвым еще при жизни…
Компенсация – это живость, это показатель, что сколько бы человек ни урезал себя, у него еще есть живая энергия, которая не будет находиться в таком подавленном состоянии, а будет вырываться из-под контроля и заставлять его делать такие вещи, которые он никогда бы не согласился сделать добровольно. Эта живая энергия заставляет его жить, и компенсация – это только показатель живости, показатель того, что не вся энергия подвержена контролированию.
На любое искажение или подавление энергии всегда будет компенсация. И, если наблюдать свои подавления и компенсаторные проявления, то можно увидеть целостную картину. Компенсация – это баланс.