Присвоение статуса овз. Сообщение по логопедии на тему " Что такое ОВЗ?". Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

В последнее время все чаще встречается термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», и это объясняется ростом числа инвалидов. Обычно родителей «особенных» малышей интересуют не только вопросы их адаптации в обществе, но и то, какие социальные льготы и выплаты им полагаются.

С юридической точки зрения человек с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это лицо, имеющее нарушения в физическом или психологическом развитии, что должно быть подтверждено специальной медицинской комиссией. Болеющему ребенку может быть присвоена инвалидность, но это является необязательным условием: если нет существенных нарушений, мешающих полноценной жизнедеятельности, он будет обладать таким же социальным статусом, как и остальные дети.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья чаще всего происходит в специализированных школах или на дому, но, если заболевание не препятствует нормальному усвоению знаний и не отражается на поведении, они могут учиться в обычных учебных заведениях. В коррекционные классы дети-инвалиды обычно отправляются по ходатайству родителей.

Категория детей с ОВЗ

Согласно всеобщей классификации, можно выделить несколько групп детей с ограниченными возможностями:

  • страдающие нарушениями общения и поведения;
  • с комплексными нарушениями;
  • с нарушениями слуха (позднооглохшие, глухие, слабослышащие);
  • с нарушениями зрения (слабовидящие или слепые);
  • с речевыми отклонениями;
  • с задержкой умственного развития (всевозможные нарушения интеллекта);
  • с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития.

Помимо общепринятой, существует и психолого-педагогическая классификация, позволяющая выбрать наиболее оптимальную программу обучения и подходящее заведение, потому что от наличия конкретных нарушений будет зависеть выбор методики преподавания.

Кто в нее входит:

  • Дети с нарушениями в развитии, полученными в результате поражения мозга, ЦНС, а также слуховых, зрительных, речевых и двигательных анализаторов. Их возможности ограничиваются в частичной или полной мере, ведь такие заболевания считаются серьезными;
  • Дети с отклонениями в развитии. В отличие от вышеперечисленного, нарушения отмечаются лишь частично и несущественно ограничивают возможности по здоровью, что практически не сказывается на их способности усваивать и анализировать информацию.

Законодательное регулирование вопроса

В 2012 году вступил в силу ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 №46. Она была принята Генеральной ассамблеей в 2006 году, а действовать стала на 30-й день после ратификации двадцатью государствами через 2 года. Согласно документу, государства обязаны обеспечить следующее:

  • недопущение дискриминации инвалидов;
  • поощрение и защита прав людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение международного сотрудничества в сфере защиты и обеспечения прав инвалидов;
  • приложение усилий к возможности использования инвалидами теми же благами, что и здоровыми людьми;
  • установление гендерного равенства между людьми на инвалидности, а также гражданами, не имеющими физических или психических нарушений.

На законодательном уровне государства должны принимать все меры для защиты прав и свобод инвалидов, а также поощрять специалистов, работающих с детьми, имеющими психические или физиологические нарушения. Главной целью Конвенции является международное урегулирование социальных и юридических вопросов, касающихся взрослых и детей с инвалидностью и проживающих в ратифицировавших ее странах. Любое полное или частичное несоответствие нормам Конвенции не допускается.

Помимо Международной Конвенции, конкретно в России действуют и другие законодательные акты, созданные для обеспечения прав и интересов детей с ограниченными возможностями:

  • Приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального образовательного стандарта…»;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  • ФЗ «О государственных пенсиях»;
  • Некоторые положения ЖК РФ.

Виды ОВЗ

В соответствии с действующей классификацией нарушений, можно выделить несколько проблем, из-за которых родители обычно оформляют свои детям инвалидность:

  • Нарушение восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы, речи, мышления и других психических процессов;
  • Искажение статодинамической функции;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • Нарушение зрения, обоняния, слуха и других сенсорных функций;
  • Нарушение обмена веществ, пищеварения, дыхания, внутренней секреции.

Если у ребенка обнаруживается одно из вышеперечисленных нарушений, принято обращаться в учреждения, специализирующиеся на работе с такими детьми. Это позволяет уменьшить выраженность симптомов, облегчить адаптацию, а в некоторых случаях – полностью избавиться от отклонения, если оно было в легкой степени.

Также стоит учитывать и степени нарушения здоровья:

  • Первая. Наблюдается легкое нарушение функций. Благодаря правильной коррекции возможно их полное восстановление.
  • Вторая. Присутствуют заметные нарушения, которые даже при эффективном лечении ограничивают социальную адаптацию инвалида.
  • Третья. Вышеперечисленные проблемы у детей с ограниченными возможностями здоровья выражаются в большей мере, чем при второй степени.
  • Четвертая. Предшествует критическому состоянию. Отмечается явно выраженными дисфункциями систем и органов. Лечебные и реабилитационные мероприятия зачастую оказываются неэффективными.

Вторая степень нарушений у ребенка соответствует третьей группе инвалидности у взрослого, третья – второй, а четвертая – первой.

Правила оформления статуса

Получение инвалидности для детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с посещения врача-педиатра, который на основании жалоб направит родителей с ними к соответствующим врачам для прохождения комиссии. Для этого необходимо обратиться в поликлинику, к которой прикреплен ребенок.

В дальнейшем действия выполняются по такому алгоритму:

  • Сдаются все необходимые анализы для прохождения медкомиссии, куда входит врач-отоларинголог, офтальмолог, ортопед, невропатолог, эндокринолог, хирург;
  • После получения результата анализов педиатр составляет эпикриз;
  • Осуществляется запись на прохождение медико-санитарной экспертизы для получения инвалидности.

Ожидание МСЭ в среднем занимает 3 месяца, поэтому на нее желательно записываться заблаговременно. Стоит учитывать, что большинство результатов анализов имеют ограниченный срок действия, поэтому нельзя опаздывать на МСЭ или пропускать ее.

Какие документы понадобятся для экспертизы:

  • направление от врача по форме №080/у-06;
  • заявление от одного из родителей с просьбой предоставить малышу инвалидность;
  • паспорт сопровождающего родителя;
  • свидетельство о рождении или паспорт ребенка;
  • амбулаторная карта обследуемого;
  • справка о регистрации из ЖЭКа;
  • если инвалидность оформляется повторно – заключение ВТЭК.

Пройдя всех врачей, ребенок может быть признан инвалидом, если будет установлено, что нарушения в работе систем организма соответствуют необходимым критериям и стандартам для оформления конкретной группы инвалидности.

Какие льготы и привилегии предоставляются?

Политика государства направлена на максимальное облегчение условий жизни детей с ОВЗ и воспитывающих их родителей (опекунов), поэтому для них предусмотрен ряд льгот, которые существенно влияют на принятие решения о необходимости оформления инвалидности.

На какие льготы может рассчитывать ребенок-инвалид:

  • на получение жилья;
  • на проезд в общественном транспорте;
  • на санитарно-курортное лечение;
  • на получение бесплатных лекарств;
  • на подключение к бесплатному кабельному телевидению или интернету (зависит от региона проживания);
  • на оплату услуг связи;
  • при поступлении в ВУЗ;
  • скидки на продукты и средства первой необходимости (устанавливаются регионами).

Родители, занимающиеся воспитанием детей с ограниченными возможностями, также могут претендовать на ряд льгот, касающихся трудовой деятельности: их сложнее уволить с работы, а время, проведенное с инвалидом на продолжительном больничном или в отпуске по уходу за тяжелобольным родственником, будет включено в трудовой стаж . Для них есть и другие гарантии:

  • получение социальной пенсии и пособия по уходу за ребенком в размере 60% от МРОТ;
  • выход на пенсию в 50 лет, если имеется минимум 15 лет страхового стажа.

Социальная политика государства

Как видно из законодательных актов, органы власти РФ всячески способствуют принятию и соблюдению реабилитационных мер путем введения льгот в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Сюда входит создание специальных коррекционных классов в бюджетных образовательных учреждениях, открытие бесплатных реабилитационных центров, обеспечение разработки программ адаптации инвалидов, предоставление льгот и пособий.

В учреждения, работающие с детьми с различными отклонениями в здоровье, принимаются только высококвалифицированные сотрудники, имеющие соответствующее образование и навыки, благодаря которым можно существенно облегчить процесс их адаптации в обществе.

Перед коррекционными школами обычно ставятся следующие задачи, направленные на максимальную эффективность их работы и социализацию детей с нарушениями :

  • вовлечение родителей в образование ребенка, установление взаимодействия между ними и преподавателями;
  • консультирование родителей по вопросам коррекции поведения детей с умственной отсталостью и другими нарушениями;
  • обучение родителей методам оказания помощи и приемам взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения.

Если есть необходимость, ребенок с нарушениями в развитии может быть направлен на бесплатное санаторное лечение при наличии инвалидности, но для этого необходимо иметь соответствующие справки от врачей и встать в очередь. Также некоторые работодатели могут предоставлять детям сотрудников льготные санаторные путевки, однако это не входит в их обязанности.

Пояснение и разграничение понятий «дети с ОВЗ» и «дети-инвалиды» имеет экономическое и правовое значение . Бюрократическая коллизия приводит к путанице понятий и их отождествлению (многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности).

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования . На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, заходите сюда .

Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью подразумевалось число несовершеннолетних с ОВЗ.

Немногие знают, чем отличаются дети с ОВЗ от детей-инвалидов, не понимают, что это взаимопересекающиеся группы, а вопрос об их разграничении является дискуссионным на всех уровнях власти.

анонимно , Женщина, 5 лет

Добрый вечер! Дочке 5 лет. Родилась недоношенная, но все этапы лепетания, первых слов, фраз, вставания на ножки, ходьбы начали по стандартным для возраста срокам, т.е. задержек не было и не ставили. У невролога наблюдались (после рождения были немного увеличены желудочковые роги. После лечения наблюдалась положительная динамика - их уменьшение) - и к моменту получения путевки в сад - диагноз: здорова. Пошла в сад в 3 года. За два года хождения в сад - с больничных не вылазили. Очень частые простуды с осложнением на уши. К концу младшей группы предстояла комиссия для перевода ребенка либо в обычную, либо в логопедическую группы. В итоге ребенок попал в логопедическую группу с ОНР и там же ей присваивают статус ОВЗ. Как мне обьяснил логопед, статус присвоен из-за дефекта речи (тяжелые нарушения речи). Ребенок на самом деле не выговаривает несколько букв (ш, р, л), может переворачивать слово (петерь - теперь), медленно проговаривает фразу(но говорит ее осмысленно), сама речь не богата прилагательными. Мы в семье понимаем речь ребенка, и те ошибки, которые она допускает - проговариваем как правильно и она повторяет. У меня такой вопрос: что это за статус такой - ОВЗ? снимается ли он? что нас ждет после сада - т.е. обычная общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.п. или специализированная? Сказали, что комиссия будет теперь через 2 года перед школой. Могу ли я опротестовать решение уже прошедшей комиссии? Заранее спасибо за ответ!

Здравствуйте. Давайте разбираться. Дети с ОВЗ-дети с ограниченными возможностями здоровья. Это очень большая группа детей с различными отклонениями в развитии. В Вашем случае, нарушения речи. Теперь вот о речи. ОНР-общее недоразвитие речи. Оно бывает 3 уровней. Какой поставили Вашей девочке? Теперь второе-ТНР.Это тяжелые нарушения речи. Само название говорит о себе. Просто нарушение звукопроизношения, небольшие перестановки-это не ТНР. И третье-самое главное-какая комиссия дала это заключение? В детском саду работает ПМПК, но диагноз члены комиссии не ставят, только описывают состояние ребенка, делают предположения и направляют на центральную комиссию (или приглашают это комиссию в сад). Но Вы должны дать на это согласие, пройти многих врачей, в том числе или психоневролога.И присутствовать на заседании и консультации. Как проходило это у Вас?Я не поняла. В школу Вы идете в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель). Если перед школой не пойдете на комиссию-автоматически бесплатная помощь логопеда, дефектолога, ребенку не положена. Если Вы проходите комиссию и статус ОВЗ сохраняется-в школе логопед и др.специалисты помогают ребенку учиться бесплатно. В обычной школе, в обычном классе. Могут (по решению комиссии) предложить адаптированную программу-т.е. упрощенный вариант обычной программы. Я по таким программам (у нас разные дети с разными диагнозами) работаю 10 лет. Дети учатся в классе со всеми, но после уроков я помогаю понять непонятное и научить детей самостоятельно справляться с заданиями. Ничего страшного в этом нет. Если Вы откажетесь-придется самой искать специалистов для устранения нарушений, подготавливать к школе и потом уже помогать в освоении русского языка. Иначе проблемы будут очень серьезными. И процесс этот не быстрый. Программа по развитию речи для детей с ОНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю. Может, лучше в саду постараться устранить нарушения, а при прохождении комиссии перед школой реально оценить возможности ребенка? В любом случае, школ коррекции уже нет, пойдет девочка в обычную. Но учиться будет непросто. Я не нагнетаю, а предупреждаю, что помощь ребенку очень нужна и сейчас и потом. Но решать, конечно, Вам.

анонимно

Спасибо огромное за развернутый ответ! Да,комиссия была ПМПК в саду. Перед комиссией проходили врачей в поликлинике. (Лор (аденоиды 1-2 степени), окулист(здорова),невролог (стертая дизартрия), психиатр (соответствует возрасту). Затем заключение педиатра. С этим заключением на комиссию в сад. Сейчас осенью, выйдя в сад после каникул, мне и сообщили, что у ребенка ОНР 2-3 уровня и присвоен комиссией статус ОВЗ. Больше никуда не отправляли... Но, зная своего ребенка - ее упертости и способности все дела доводить до конца - уверена,что она справиться и с этими задачами. Мы ей в этом поможем! Просто меня,как маму,смущал момент - а что же нас ждет после сада,имея этот статус...спасибо за Ваш ответ еше раз.

folder_open

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

дети с ОВЗ ).

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации..

ФГОС ОВЗ и Приказ представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ ).

Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспеченияравного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

Дети с нарушениями зрения

Дети с нарушениями слуха

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Дети с нарушением интеллекта (У/О)

Дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвегнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

" data-url="/api/sort/SectionItem/list_order">

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"


Информация для родителей!

Новые подходы к образованию.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

С расстройством поведения и общения;

С нарушениями слуха;

С нарушениями зрения;

С речевыми дисфункциями;

С изменениями опорно-двигательного аппарата;

С отсталостью умственного развития;

С задержкой психического развития;

Комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.

Принципы обучения.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным - наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех.

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

Роль родителей.

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста - ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции - от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Здравствуйте, мои дорогие читатели. С вами Татьяна Сухих, и сегодня я попытаюсь ответить на вопрос, сможет ли справка по детям с ОВЗ облегчить учащемуся обучение в школе, в том числе и сдачу ЕГЭ и ОГЭ? С таким вопросом ко мне обратилась одна из моих читательниц и, к сожалению, она не единственная родительница, которой приходится сегодня задаваться этим вопросом.

С каждым годом «образовательные» министры повышают планку знаний для подрастающего поколения, надеясь вырастить достойную себе смену. Наряду с этим гуманные управленцы государства объединили детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с учащимися, которые таковых не имеют, не адаптировав образовательную программу для подобного новшества. Спасти ребенка от непосильных нагрузок может справка ОВЗ, но как получить сей документ и не станет ли процесс его оформления очередным потрясением для психики несформировавшегося организма?

Если вы читаете данную статью, то, скорее всего, уже знакомы с понятием ОВЗ и с его расшифровкой – ограниченные возможности здоровья. Однако данный статус включает в себя довольно обширный список заболеваний, по одному или нескольким из которых может быть выдана справка ребенку. Поэтому проще перечислить типы классификаций нарушений основных функций организма:

  • Если медкомиссия выявила отклонения в восприятии, мышлении, эмоционально-волевых реакциях, запоминании и внимании учащегося, то речь идет о нарушении психических процессов.
  • Нарушенное зрение, обоняние, осязание или слух предполагают расстройство в сенсорных функциях.
  • Статус ОВЗ может получить ребенок с нетипичной функцией дыхания, обмена веществ или кровообращения, а также с нарушениями работы выделительной системы и внутренней секреции.
  • Наконец, расстройство статодинамической функции, а точнее нарушение работы опорно-двигательного аппарата.


В случае с обратившейся читательницей, ребенок имеет диагноз бронхиальной астмы и ангиоцеребральной дистонии с вазоматорными цефалгиями на фоне вертеброгенной патологии, гемодинамические нарушения по позвоночным артериям. То есть речь идет о двух серьезных заболеваниях, относящихся к разным классификациям нарушений функций организма: отклонения в работе дыхательной системы и сосудистого тонуса головного мозга. Последнее заболевание как раз-таки и приводит к:

  • повышенной утомляемости,
  • ухудшению памяти и внимания,
  • головным болям,
  • депрессии,
  • а в некоторых случаях к головокружениям,
  • ухудшению зрения,
  • затруднению дыхания,
  • онемению конечностей
  • и даже расстройству вкусовых и обонятельных функций.

Проще говоря, переутомления, стрессы, нарушение сна, то есть все то, что сопровождает подготовку к экзаменам, а также отсутствие лечения в случае при ангиоцеребральной дистонии могут привести к необратимым последствиям. Речь идет не просто о трудностях школьного обучения, а о здоровье и жизни вашего ребенка в целом. Регулярные приступы могут впоследствии спровоцировать инсульт.

От теории к действиям

Однако доказать, что ребенку сложно осваивать школьную программу ввиду поставленных диагнозов довольно сложно и, как показывает опыт родителей в аналогичных случаях, скорее всего девочке выделят дополнительное время на сдачу 4-х экзаменов, а не сократят их количество до 2-х, как предполагает мама ученицы 9-го класса.


Так или иначе, статус даст возможность дополнительных обследований и лечения у соответствующего врача. А для того, чтобы облегчить учащемуся учебный процесс следует обратиться в поликлинику для прохождения КЭК.

= КЭК – это клинико-экспертная комиссия, в состав которой входят врачи и заведующие лечебным учреждением, а также специалисты медицинских институтов, дающие заключение в форме справки о состоянии здоровья обратившегося. =

Теоретически справка, выданная данной комиссией, может освобождать ребенка от школьных экзаменов, а также от уроков физкультуры.В состав данной комиссии должен входить и ваш лечащий врач, поэтому помимо невролога вам все-таки стоит возобновить посещение врача-терапевта, дабы тот смог подтвердить наличие бронхиальной астмы. Помните, что именно лечащий врач оформляет запрос на получение КЭК, поэтому в первую очередь вам следует обратиться за консультацией и дальнейшими инструкциями к неврологу, который поставил вам вышеупомянутый диагноз.

После этого вам предстоит пройти еще один этап обследований у ПМПК комиссии комплексно диагностирующей ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определения возможностей обучения в общеобразовательной школе. =

На комиссию в равной степени могут отправлять как учителя, так и сами родители (опекуны). В состав комиссии должны входить психиатр, психолог, логопед, дефектолог и преподаватели. Обычно данное обследование проводиться у детей в период обучения с 1-го по 4-й классы. Но если учителя сами рекомендуют вам что-либо предпринять, то я уверенна, они же смогут и направить вас с дочерью на прохождения ПМПК.

Несомненно, оба этих сложных процесса диагностирования отнимут у вас много времени, поэтому с оформлением стоит поторопиться. Экзамены уже не за горами!

Справка по организации обучения детей с ОВЗ

Напоследок мне хотелось бы добавить лично от себя, что полученный статус ОВЗ, к сожалению, не избавит вас от больших нагрузок школьной программы (если вы планируете оставаться в ней после 9-го класса) и не улучшит здоровье ребенка. Так уж повелось в нашем государстве, что в-первую очередь, нам ставят задачу и, лишь потом объясняют пути ее решения. Я говорю об инклюзивном образовании, предполагающем объединение детей с ОВЗ и учащихся без упомянутого статуса.


На данный момент так и не существует объединенной образовательной системы для совместного обучения детей. Учащимся, имеющим проблемы со здоровьем довольно сложно воспринимать материал в больших группах. Им необходим индивидуальный подход и условия, то есть занятия в сокращенных классах (группах) по 2-3 человека или индивидуальные занятия вовсе. То есть учитель должен выделять для этого дополнительное время в стенах школы или в стенах вашего дома.

В нынешних условиях труда педагоги не могут выполнить данной задачи. Поэтому для того, чтобы реализовать требование Министерства Образования и Науки обращаются к дополнительной литературе, а также вебинарам и офлайн-курсам по повышению квалификации . Родители же нередко оформляют статус ОВЗ или инвалидность школьнику, после чего отдают предпочтение домашнему обучению. Это очень удобный вариант для ребенка с повышенной утомляемостью. Есть лишь один недостаток у данного способа обучения – это отсутствие социальной адаптации.

Похожие публикации