Олимпиады по мхк. Олимпиады по мхк Б. Кустодиев «Масленица»

А) Перед Вами 12 памятников архитектуры XX–XXI вв. Часть из них относится к конструктивизму – магистральному направлению в архитектурном движении 20-х годов XX века, а остальные принадлежат к эпохе деконструктивизма, завершающей XX век и открывающей новое столетие. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (конструктивизм или деконструктивизм) он относится.

Рисунок 2. (конструктивизм)

Рисунок 3. (конструктивизм)

Рисунок 5. (конструктивизм)

Рисунок 7. (конструктивизм)

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Всего за часть А – максимум 12 баллов.

Б) Сформулируйте, какие черты характерны как для памятников эпохи конструктивизма, так и для архитектурных сооружений деконструктивизма. Определите основные принципы, которые характерны только для эпохи деконструктивизма.

Критерии оценки рассуждения

Всего за часть Б – максимум 8 баллов.

Всего за задание 1 – максимум 20 баллов.

Задание 2. «Сказка сказок»

«Сказка сказок» – мультипликационный фильм, который снял в 1979 году режиссёр Юрий Норштейн по сценарию, написанному самим режиссёром и писательницей Людмилой Петрушевской. Главный герой фильма – Волчок – персонаж детской колыбельной – «Баю-баюшки баю, не ложися на краю.

Придёт серенький волчок и ухватит за бочок». В фильме Волчок – не просто персонаж фольклорной песни. Он наделён способностью наблюдать жизнь в разные времена и проникать в разные пространства.

Вот что пишет Юрий Норштейн о фильме: «На Сказке для меня преобразилось понятие времени. Его течение в мультипликации и так более сгущено, чем в игровом кино. Складывая фразу из крошечных кадриков-движений, необходимо быть экономным, как в поэзии. А Сказка… состояла из нескольких слоёв – драматургических линий, которые мне хотелось свести к общей теме.

К теме, которая развивается вообще вне времени» 1

Небольшой фрагмент фильма и сценарная заявка авторов – станут материалом для осмысления в этом задании.

  • Какие темы и мотивы сценарной заявки легли в основу эпизода?
  • Какое воплощение они получили на экране?
  • Как Вы можете описать изобразительный язык, который выбирает художник для передачи пространства, движения, характеристики персонажей? Какую роль в этом эпизоде играют музыка и звук?
  • Какие архетипические образы выбирает Норштейн в этом эпизоде и как он их интерпретирует?

Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшое рассуждение (170–190 слов 2 ) на тему «Отражение сценарного замысла в одном эпизоде фильма «Сказка сказок»».

1 (Сказка сказок. Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова. М., 2005. Стр. 43)

2 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.

Л. Петрушевская, Ю. Норштейн «Сказка сказок» (заявка)

Это должен быть фильм о памяти.

Помните, какой длины были дни в детстве?

Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день.

Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего.

То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба – не дружба, радости, не узнаваемые как радости – от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек, – это пережидание судьбы пусть нас минует.

Не об этом фильм.

Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причём не обязательно поэт появится на экране, может появиться его стихотворение – такое, как «Сказка сказок» Назыма Хикмета:

Стоим над водой – солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
Вода прохладная,
Чинара высокая,
Солнце светит,
Кошка дремлет,
Я стихи сочиняю.
Слава Богу, живём!
Блеск воды бьёт нам в лица –
Солнцу, кошке, чинаре, мне
И нашей судьбе.

И должна появиться на экране кошка, любвеобильное, памятливое существо, и одинокий башмак-разнопарка, найденный детьми в мусоре – кто бы мог его там поставить, новый, с целой подмёткой башмак? И тот пень берёзовый, который, как у Твардовского говорится, весной «зальётся пеной розовой», и все окрестные бабочки, жуки и худые перезимовавшие пчелы слетятся на пир. Пойдёт дождь, напитает землю, наполнит ботинок, пень, вымоет булыжную мостовую, и в конце улицы встанет и будет долго стоять вечерняя заря…

Бельё на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей; дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший так с войны… Наш сосед в одном ботинке…

Всё это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку, раздвигающийся, расширяющийся, а в конце сведённый к одному простому звуку: «Живём».

Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье – это каждый мирный день. Каждый день.

Эпизод из мультфильма

Критерии оценивания письменного рассуждения

Критерии оценивания письменного рассуждения выстроены таким образом, чтобы в работах участников максимально высоко ценилось умение раскрыть и описать смысл художественного произведения через анализ средств выразительности.

При оценке работ следует руководствоваться следующими критериями:

А. Интерпретация и понимание

Работа демонстрирует способность участника последовательно и обоснованно:

  • сравнивать разнородные тексты;
  • видеть глубокие смыслы;
  • делать тонкие наблюдения для их выявления;
  • привлекать для выявления смыслов широкий круг ассоциаций.

Шкала оценок: 0–9–17–25.

Всего по критерию А максимум 25 баллов.

В. Создание текста

В работе присутствует:

  • постоянная опора на анализируемое произведение (цитаты, описание деталей, примеры и т. п.);
  • композиционная стройность, логичность повествования;
  • стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0–3–7–10.

Всего по критерию В максимум 10 баллов.

С. Грамотность

В работе отсутствуют языковые, речевые и грамматические ошибки.

Шкала оценок: 0–2–3–5.

Всего по критерию С максимум 5 баллов.

Примечание : Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусмотрена. При наличии в работе языковых, речевых и грамматических ошибок, серьёзно затрудняющих чтение и понимание текста (в среднем более пяти грубых ошибок на 100 слов), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Всего за задание 2 – максимум 40 баллов.

Пояснение к шкале оценок

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соотносится с привычной для российского учителя четырёхбалльной системой: первая оценка – условная двойка, вторая – условная тройка, третья – условная четвёрка, четвёртая – условная пятёрка. Баллы, находящиеся между оценками, также можно ставить – они соответствуют условным плюсам и минусам в традиционной школьной системе.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Максимум за работу 60 баллов.

2.Олимпиадные задания по МХК 9 класс 2015уч.г. (школьный тур).

Школьный тур олимпиады по Мировой художественной культуре.

2015-2016 учебный год общие колличество: 126 баллов

9 класс

Задание №1 - 15 баллов.

Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.

1. Определите произведение по перечисленным приметам.

2. Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.

3. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.

4. К культуре какого народа произведение принадлежит?

5. Укажите век или эпоху, когда оно было создано.

6. Если возможно, укажите место его нахождения.

текст: «В этом произведении воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека. Ресницы. не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединенными алостью губ с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною.»

Задание №2 - 24 балла.

Даны 3 изображения памятников искусства. Напишите:

1. названия изображенных на иллюстрациях памятников; (2балла)

2. к какой стране или культуре они относятся; (2балла)

3. время их создания; (2балла)

4. их местонахождение в настоящее время; (2балла)

Задание №3 30 - баллов.

Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов и знаний музыкальных жанров, определение жанровой принадлежности каждого из предложенных музыкальных фрагментов. В процессе выполнения задания участник должен продемонстрировать способность к эмоциональному восприятию музыкального произведения и потребность передачи своего эмоционального состояния образным языком. Поскольку задание связано с прослушиванием, вероятно коллективным, музыкальных файлов, рекомендуется поставить его первым в комплекте заданий с тем, чтобы далее каждый участник мог двигаться при выполнении заданий в своем темпе, не отвлекаясь.

Участникам предлагается прослушать 5 музыкальных эпизодов.

Перечень музыкальных эпизодов:

Дежурящий в аудитории преподаватель предлагает участникам познакомиться с содержанием задания и материалом таблицы к заданию, объявляет, что файлы можно будет прослушать дважды, а файл, с которым нужно будет работать, выполняя пункт задания 3, 2 будет звучать дополнительно в третий раз. Перед включением каждого фрагмента дежурящий в аудитории преподаватель объявляет: "Фрагмент N 1", "Фрагмент N 2" и т.д.

Задание:

1. Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 5 фрагментов муз-ных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и название произведения, укажите их. - (15 баллов)

3 . (15 баллов)

Задание №4 - 26 баллов. Для ответа используйте таблицу.

Рассмотрите репродукцию.

1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания. (2 балла) 2. . (15 баллов) 3 (6 баллов) 4 (3 балла)

Задание №5 - 15 баллов. Для ответа используйте таблицу.

Рассмотрите и проанализируйте картину Б. Кустодиева "Утро".

  1. (по 3 балла)
  2. (по 3 балла)
  3. (по 3 балла)
  4. (по 3 балла)
  5. (по 3 балла)

Задание №6 - 12 баллов.

1. Объедините понятия и термины в группы.

2. Дайте определение каждой группе.

Симфония. Поэма. Портрет. Сонатина. Эпиграмма. Натюрморт. Пейзаж. Ода. Анапест. Графика. Оратория. Ария.

Задание №7 - 4 балла.

3. Ключи к заданиям по МХК в 9 классе.

Ключи к олимпиадным заданиям по искусству (МХК):

9 класс. общие колличество: 126 баллов

Задание №1 - 20 баллов.

Задание №2 - 24 балла.

Задание №3 30 - баллов.

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

романс

3 . «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинки, слова А.С. Пушкина (фрагмент).

опера

2 . Ария Руслана из оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила" (фрагмент).

соната

4 .В.А. Моцарт, «Рондо в турецком стиле» (соната №11 A- dur)

балет

1 . П.И. Чайковский "Вальс цветов" из балета «Щелкунчик» (фрагмент).

мюзикл

5 . "Cats" Э. Ллойда Уэббера (Memory - фрагмент)

3 . Напишите 15 определений или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

Задание №4 - 26 баллов.

1. Напишите название произведения, автора и время создания. (2 балла) 2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа. (15 баллов) 3 . Распределите записанные определения по группам. Объясните принцип группировки. (6 баллов) 4 .Назовите не менее трех известных произведений этого же автора. (3 балла)

Задание №5 -15 баллов

  1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур. (по 3 балла)
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали их место в композиции и функции. (по 3 балла)
  3. Определите общее настроение картины. (по 3 балла)
  4. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие бытовые сцены. (по 3 балла)
  5. Укажите 3 известные работы этого же художника. (по 3 балла)

3 бал

Композиция: ассиметричная, выполненная в круге - это добро,счастье,жизнь Тема: гимн материнству, детская тематика. На переднем плане в центре с смещением в левый угл картины мы видим женщину с сыном, которая купает младенца. Все это воспринимается как, простые человеческие радости. Художник изобразил свою жену и сына Кирила

3 бал

Детали:белая блузка у женщины, большой светлый таз(округлой формы), букет с белыми бутонами (на камине), светлые обои. Пространство картины заполнено переливами солнечного света. Художник использовал палитру красок:голубой, сиреневый, желтый, хотя много белого цвета, но картина выполнена в теплых тонах. В этой работе художник соединил 2 жанра: жанр портрета и бытовой жанр.

3 3 бал

Лирическая, трепетная картина «Утро», пронизана светом и воздухом,

4 3 бал

« Перед Венцом», « Тройка», «Сватовство майора», «Н а пашне.Весна», «Неравный брак», «Охотники на привале». «Проводы покойника». (примерный перечень)

5 3 бал

«Купчиха за чаем», « Масленица», «Ярмарка» (примерный перечень)

Задание №6 - 12 баллов

Задание №7 - 4 балла.

Соотнесите понятие с определением:

ЗАДАНИЕ № 1 а) Вставьте пропущенные буквы в приведенные ниже слова. б) Объясните значение шести терминов (по вашему выбору) в…люта, ба…юстрада, г…р…льеф, и…ку…тво, к…л…рит, л…бре…о, м…за…ка, пр…людия, р…тонда,

2. 1. Если узнали скульптурное произведение, напишите его автора, название и время создания 2. 2. Напишите не менее 15 определений и словосочетаний, которые понадобятся для описания данной скульптурной группы. Распределите их по группам: А) определяет особенности композиции, техники и материала Б) принадлежность скульптуры к времени, месту, событию В) характеристика чувств и эмоций характерных для скульптурного образа.

1 3. В православной традиции икона, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей называется «Не рыдай Мене, Мати» (илл. № 2). Это иконографическая композиция, представляющая Христа во гробе: обнажённое тело Спасителя наполовину погружено в гроб, голова приопущена, глаза закрыты, руки сложены крест-накрест. Сравните образы, представленные на иллюстрациях № 1 и № 2. Ответ оформите в виде таблицы (смотри следующий слайд) 2

Сравнительный анализ Вид искусства Материал, техника Степень реальности и условности изображения Основная идея Иллюстрация № 1 Иллюстрация № 2

Напишите авторов одноименных литературных и музыкальных произведений. Укажите жанры литературных и музыкальных произведений. Заполните таблицу. Название «Спящая красавица» «Ромео и Джульетта» «Евгений Онегин» «Война и мир» «Нос» «Спартак» «Отелло» Автор литературного произведения, жанр Композитор, жанр

1 3 2 ЗАДАНИЕ № 4 (4. 1 -4. 8) В этом году отмечается 200 летие со дня рождения талантливого русского художника Павла Андреевича Федотова. 4. 1. Перед вами три картины художника из собрания Русского музея. Напишите их названия и время создания. 4. 2. Напишите, у истоков какого направления в русском искусстве стоял П. А. Федотов. Каковы отличительные особенности этого направления (идейные и художественные).

3 4. 3. Напишите об истории создания этой картины, особенностях сюжета и выразительного языка произведения. 4. 4. К какому жанру Вы бы отнесли эту картину?

4. 5. П. А. Федотова иногда называли «русский Хогарт» . В какой период жил и работал английский художник Уильям Хогарт? 4. 6. Перед вами картина Хогарта «Брачный контракт» . Сравните это произведение с картиной Федотова (илл. № 3)

2015-2016 уч.г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ (МХК). 5-7-е КЛАССЫ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Комплект заданий состоит из 8 заданий пяти типов:

Задания первого типа – 2,

Задания второго типа – 2,

Задание третьего типа – 1,

Задания четвертого типа – 2,

Задание пятого типа – 1.

б) Приведите 2-3 примера произведений других видов искусства (автор (если известен), название), созданных на сюжеты названного Вами литературного произведения.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ НА ЗАДАНИЕ 1

1. Народная былина (славянская мифология) «САДКО» - 2 балла

2.Картина «Садко в подводном царстве», художник Илья Репин. Образ Садко в опере «Садко», музыка Н.А. Римского-Корсакова, 1897 год. «Садко» - фильм-сказка, режиссёр Александр Птушко, 1952 год.

ВАРИАНТ ОТВЕТА В ТАБЛИЦЕ

Название произведения

Вид искусства (жанр)

Время создания

Дополнительные сведения о герое

Садко в подводном царстве

Живопись

И.Е. Репин

Новгородский купец, сначала был бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах и т.п.

Картина находится в Русском музее, С.-Пб.

Репин писал картину, находясь в Париже. Выбор идеи был связан с приездом в Париж Виктора Васнецова. Репин уговорил его позировать для своей работы.

Музыка (Опера)

Н.А. Римский-Корсаков

В оперу «Садко» вошли темы из симфонической поэмы под одноимённым названием, написанной Римским-Корсаковым ещё в 1867 году. Либретто к опере написал русский поэт В.И. Бельский, в дальнейшем ставший близким другом композитора. Место первой постановки – Москва, Частная опера Солодовникова. Произведение представляет собой жанр эпической, сказочной оперы. Опера «Садко» состоит из семи картин.

Киноискусство (Фильм-сказка)

А. Птушко

Фильм поставлен кинокомпанией Мосфильм. Главные роли в фильме – Сергей Столяров, Алла Ларионова (первая большая роль студентки ВГИКа). Помимо музыки Римского-Корсакова, в фильме использована музыка композитора Виссариона Шебалина. В 1963 году картина была куплена для проката в США, где была написана английская версия «Волшебное путешествие Синдбада». Таким образом, русская былина стала американской сказкой, а фильм стал общественным достоянием.

АНАЛИЗ ОТВЕТА. ОЦЕНКА

Участник определяет и указывает точное название произведения – 1 балл,

Указывает вид искусства (жанр) – 1 балл,

Указывает время создания – 1 балл,

Приводит дополнительные сведения – 4 балла.

Максимальное количество баллов – 10.

ЗАДАНИЕ 1. Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведёнными в тексте:

    Определите произведение по перечисленным приметам. – 2 балла

    Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит. Обоснуйте выбор вида искусства, выделив в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ. – 2 балла

    Укажите век, в какой было создано произведение. – 2 балла

    Назовите 2 произведения со схожим сюжетом или названием, воплощённые в других видах искусства. – 2 балла

Максимальное количество баллов – 10 .

Текст: … Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками N 1 и N 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на летчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьешься с пути.

На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок N 1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: "Это шляпа". И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах…

ВАРИАНТ ОТВЕТА

Произведение

Вид искусства

Схожие названия (сюжеты, жанры)

Философская сказка «Маленький принц»

Литература

А. де Сент-Экзюпери

1)Одноимённая песня композитора М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова;

2)Одноимённый м/ф, жанр – фэнтези. Режиссер – М. Осборн (Америка); 3)Скульптуры: Скульптура-фонтан в Грузии (автор – И. Жвания, 1998 г.): в Днепропетровске (автор В. Наконечный, 2002 г.); в С.-Пб – скульптура «Размышление о Маленьком принце» (автор – А. Аветисян)

Задание 1 . Впиши нужную букву.

1.1. Вступление к опере или балету называется ____________

А) Ария; Б) Баллада; В) Увертюра; Г) Серенада.

1.2. Перечисли жанры, в которых соединились музыка и литература__________

А) Опера; Б) Симфония; В) Балет; Г) Песня.

1.3. Манера исполнения в опере, когда герой говорит нараспев________

А) Ария; Б) Ариэтта; В) Монолог; Г) Речитатив.

1.4. Произведение, предназначенное для пения без слов, называется_____________ А) Вокализ; Б) Романс; В) Хор.

1.5. Для какого инструмента написана «Токатта и фуга ре-минор» И.С.Баха.

А) Скрипка; Б) Орган; В) Флейта.

1.6. Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра______

А) Арфа; Б) Гитара; В) Контрабас; Г) Литавры

      Сказочные мифические существа, которые своим божественно-красивым, завораживающим голосом убивали мореплавателей_____________.

А) Древнегреческие музы; Б) Сирены; В) Певцы-сказители.

1.8. Вокальная баллада это_____

А) Величественная песня о богатырях, их подвигах, повествующая о подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни.

Б) Направление в искусстве, возникшее во Франции в 70-х годах 19 века,

В) Песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет её остро драматический, в нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика.

Г) Это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа.

Задание 2. Найди цифру с правильным определением музыкального термина. Максимальное количество баллов – 4.

2.1. Либретто это…

    Литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения, главным образом оперы, пересказ краткого содержания оперы или балета.

    Музыкальная тема или часть её, характеризующее какой либо образ идею, явление, применяемое в крупных музыкальных формах – операх, балетах, симфониях.

    Вокально-симфоническое произведение в нескольких частях. Обычно исполняется хором, солистами и оркестром, состоит из арий и речитативов с инструментальным сопровождением.

2.2. Что такое увертюра?

    Музыкальное предисловие, оркестровая пьеса перед большим спектаклем (оперой или балетом) и вводящая в круг идей, настроений, предстоящего зрелища.

    Произведение для оркестра, написанного в форме сонатного цикла.

    Украшение вокальной мелодии виртуозными, технически трудными пассажами.

Сопрано 1, сопрано 2, Альт Бас, баритон, тенор

Задание 4. Выбери слова из строчки и подставь их к нужному слову в столбце. Максимальное количество баллов – 8.

Лад, гусли, опера, зал, оркестр, барабан, гармошка, рожок.

Английский

Звончатые

Комическая

Концертный

Мажорный

Задание 5. Установи правильную последовательность.

5.1. Проставь от 1 до 4 термины по возрастанию числа исполнителей – певцов:

5.2. Проставь от 1 до 5 термины по возрастанию числа исполнителей – инструменталистов:

Максимальное количество баллов – 9.

Задание 6. Установи соответствие между музыкальным произведением и композитором:

1. Руслан и Людмила

2. Лунная соната

3. Александр Невский

4. Иван Сусанин (Жизнь за царя)

5. Князь Игорь

6. Ярославна

_________________________________________________________

а) Л–В. Бетховен

б) М.И. Глинка

в) А.П. Бородин

г) Б.И. Тищенко

д) Н.А. Римский - Корсаков

е) С.С. Прокофьев

Максимальное количество баллов – 6

Задание 7. Напиши, используя средства музыкальной выразительности, какую музыку ты слышишь, глядя на эту картину?

Б. Кустодиев «Масленица».

Максимальное количество баллов – 8 (если отмечены мелодия, интонация, лад, ритм, темп, тембр, регистр, динамика).

Задание 8. Творческое. Сочини музыкальную сказку, где главными действующими лицами будут являться ПЕСНЯ, ТАНЕЦ и МАРШ. Для описания используй музыкальные термины.

Максимальное количество баллов – 10.

Олимпиадные задания школьного тура всероссийской олимпиады школьников по МХК

11 класс 2014 – 2015 год

Задание 1. Даны изображения трёх произведений искусства. (24 балла)

Напишите:

    Их название.

    К какой стране или культуре они относятся.

    Время их создания.

    Их место нахождения в настоящее время.

Задание 2. Соотнесите правильно авторов и их произведения, какой жанр изобразительного искусства представлен. (30 баллов)

    И. Левитан.

    Ф. Васильев.

    А. Куинджи.

    В. Поленов.

    И. Шишкин.

А. «Московский дворик».

Б. «Мокрый луг».

В. «Корабельная роща».

Г. «Весна. Большая вода».

Д. «Ночь на Днепре».

жанр

    В Васнецов.

    Н. Суриков.

    Н. Репин.

    Н. Ге.

    К. Брюллов.

А. «Иван Грозный и его сын Иван».

Б. «Последний день Помпеи»

В. «Богатыри».

Г. «Петр I допрашивает царевича Алексея»

Д. «Меньшиков в Берёзове».

жанр

    В. Серов.

    И. Крамской.

    В. Перов.

    В. Боровиковский.

    Венецианов.

А. «Портрет М.И.Лопухиной»

Б. «Жница».

В. «Девочка с персиками».

Г. «Охотники на привале».

Д. «Неисвестная».

жанр

Задание 3. Определите художественное полотно по фрагменту. (20 баллов)

1

2

3

1. Напишите, что на нём изображено.

2. Напишите название работы и имя автора.

3. Какую часть композиции занимает представленный фрагмент.

4. Опишите общую композицию работы и укажите общее количество изображённых на ней фигур.

5. Определите общее настроение работы.

6. Укажите известные работы этого же художника.

7. Укажите работы этого же жанра.

Задание 4. Найдите художественным терминам соответствующие фамилии. (30 баллов)

1. Архитектура.

2. Музыка (классика).

3. Режиссура.

4. Скульптура.

5. Актёрское мастерство

6. Мода

А. В. Мухина.

Б. Б. Растрелли.

В. Д. Шестакович.

Г. К. Станиславский.

Д. А.Зайцев.

Е. Н.Мордюкова.

7.Живопись

8. Балет

9. Опера

10. Театр

11. Кино

12. Телевидение

13. Литература

14. Эстрадная музыка

15. Цирк

А. М. Плисецкая.

Б. И. Айвазовский.

В. В. Мейерхольд

Г. Е.Образцова.

Д. Л. Якубович.

Е. Н. Михалков.

Ж. Ю. Никулин.

З. В.Распутин.

И. А. Пугачёва

Задание 5. Определите художественное направление и вид искусства: (20 баллов)

1. Растрелли, Бах, Вивальди, Рубенс - _____________________________

2. Мольер, Мартос, Фальконе, Пуссен. Ломоносов, Баженов___________________________________________________________

3. Байрон, Шопен, Глинка, Делакруа, Жуковский________________________

4. Бальзак, Толстой, Федотов, Даргомыжский, Шаляпин__________________

5. Боровиковский, Карамзин, Руссо____________________________________

Задание 6 . Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин. (20 баллов)

1. Г.релье.;

2. Пе.за.;

3. Д..льм.ны;

4. По.т.ет;

5. М.м.р.альный.

Задание 7. Познакомьтесь с материалом таблицы. (28 баллов)

1.Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.

2.Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.

Музыкальныежанры

Номер и описание музыкального фрагмента

токката

симфония

бардовская песня

опера

концерт

балет

вальс

3.Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.

4.Дайте определение жанрам, оставшимся в таблице, музыкальные примеры которых не прозвучали.

Задание 8. Напиши Эссе на тему « Зачем человеку быть культурным?» (28 баллов)

Критерии оценивания:

1. Умение размышлять о связях искусства с жизнью общества и человека.

2. Умение аргументировать свои ответы, опираясь в размышлениях на знание художественных произведений.

3. Владение теоретическим материалом (уместное и точное использование понятий, терминов).

4. Знание мнений ученых-искусствоведов, литературоведов, публицистов и т.д.

5. Умение выразить собственную позицию в оценке произведений искусства.

6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

7. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

8. Самостоятельность суждений

9. Правильность и нормативность речи.

10. Образность, выразительность и эмоциональность высказываний.

Общее количество – 190 баллов.

Похожие публикации